Ученица нашей школы - ЦО № 1694 "Ясенево" участвовала в конкурсе, посвященном 50-летию полета первого человека в космос Ю.А.Гагарина, который назывался "Путь к звездам" и проводился в Центральном Доме авиации и космонавтики с 17.02.2011 по 12.04.2011.
Тема работы "Подвиг СП Королева и ЮА Гагарина. Их человеческие качества, профессиональные знания и уровень ответственности, обеспечившие успех полета". Название работы "Четыре встречи". Девочка взяла интервью у ГМ Гречко и всю работу построила на этой беседе и сведениях из других источников.
Вложение | Размер |
---|---|
работа Гончаровой Александры "Четыре встречи" | 365 КБ |
Центр образования № 1694 «Ясенево»
Юго-Западный административный округ города Москвы
ТЕМА:
ПОДВИГ С.П. КОРОЛЕВА и Ю.А. ГАГАРИНА. ИХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И УРОВЕНЬ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ОБЕСПЕЧИВШИЕ УСПЕХ ПОЛЕТА
НАЗВАНИЕ:
ЧЕТЫРЕ ВСТРЕЧИ.
Автор Гончарова Александра, ученица 10 класса
Москва 2011
Содержание
Введение
Моя встреча с космонавтом Георгием Гречко 3
Сергей Павлович Королев – основоположник советской космонавтики 8
Открытия и достижения в науке
Личностно-профессиональные качества С.П.Королева 9
Ю.А.Гагарин – первый советский космонавт 11
Личностные качества Ю.А.Гагарина. Мнения его коллег. 12
Профессиональные качества Ю.А. Гагарина 15
Заключение 16
Список литературы 19
Введение.
Волей случая, два года назад, мне довелось познакомиться с одним человеком. Этот человек, дважды Герой Советского Союза, Гречко Георгий Михайлович. Эта встреча сильно повлияла на меня. Произошло это так.
Звонок в дверь, я открываю и вижу перед собой папу, а рядом с ним дедушка с белыми-белыми волосами и очень добрым лицом. Папа спросил меня, не узнаю ли я этого человека. К моему величайшему стыду, я его не узнала. Георгий Михайлович- человек с очень хорошей энергетикой.
Очень добрый и искренний. А как он интересно рассказывает!!! Эти несколько часов пролетели как будто несколько минут. Как много нового я узнала!
На следующий день, в школе, я спросила у одноклассников, знают ли они человека по имени Гречко Георгий Михайлович. К сожалению, никто из опрошенных не смог ответить на этот вопрос. Это задело меня за живое. Ведь оказывается, что не только я не знала этого человека, но и большая часть всего нашего поколения не знает Георгия Михайловича. Тогда как поколение наших родителей, с малого возраста, знало этих великих людей-космонавтов и гордилось их достижениями.
Я решила написать эту работу, так как считаю, что нам необходимо знать соотечественников, имена которых написаны на первой странице в истории освоения космоса!
И, как все современные школьники, отправляюсь за информацией в Интернет, на страничку Википедии, чтобы прочитать о космонавте Георгии Гречко.
И какая необычная информация ждала меня в этой энциклопедии. Я узнала, что Георгий Гречко родился 25 мая 1931 года в Ленинграде, его мать родом из Белоруссии, из города Чашники В 1955 году он закончил с отличием Ленинградский механический институт, работал в конструкторском бюро. Был Членом КПСС. А с 1966 года зачислен в отряд космонавтов.
С 11 января по 9 февраля 1975 года совместно с А. А. Губаревым совершил полёт на космическом корабле «Союз-17» в качестве бортинженера. 12 января 1975 года «Союз-17» произвёл стыковку с находившейся на орбите с 26 декабря 1974 года орбитальной станцией «Салют-4». Полёт продолжался 29 суток 13 часов 20 минут.
С 10 декабря 1977 года по 16 марта 1978 года совместно с Ю. В. Романенко совершил полёт на космическом корабле «Союз-26» в качестве бортинженера и орбитальной станции «Салют-6». В полёте, длившемся 96 суток 10 часов, к орбитальной станции пристыковывались космический корабль «Союз-27» (экипаж: В. А. Джанибеков, О. Г. Макаров), грузовой транспортный корабль «Прогресс-1» и космический корабль «Союз-28» (экипаж: А. А. Губарев, В. Ремек). Возвратился на корабле «Союз-27». Георгию Михайловичу присвоено звание Героя ЧССР.
С 1977 года по 1990 год — ведущий программы «Этот фантастический мир».
17 сентября — 26 сентября 1985 года Г. М. Гречко в качестве бортинженера совместно с командиром Владимиром Владимировичем Васютиным и космонавтом-исследователем Александром Александровичем Волковым совершил третий космический полёт на космическом корабле «Союз Т-14» и орбитальной станции «Салют-7». После работы на борту орбитального комплекса «Салют-7» — «Союз Т-13» — «Союз Т-14», возвратился на Землю вместе с В. А. Джанибековым на космическом корабле «Союз Т-13».
Но что меня удивило! Я узнала, что Георгий Гречко – филателист с большим стажем. И, оказывается, в числе личных вещей, в первый полёт на космическом корабле «Союз-17», в карманном кляссере, он взял с собой шесть марок со скульптурным изображением академика Сергея Павловича Королёва (ЦФА ИТЦ «Марка»)
В день рождения Сергея Павловича, 12 января, Георгий Гречко и Алексей Губарев оставили на марках свои автографы.
Мне показалось это очень символично! С ним на борту совершал полет главный учитель и помощник- Сергей Павлович Королев.
Для меня стало важно узнать о личных встречах космонавта Георгия Михайловича Гречко и Сергея Павловича Королева, поэтому я решила узнать как можно больше информации в библиотеке, а потом решиться на телефонный звонок Георгию Михайловичу.
Хочу поделиться тем, что мне удалось еще узнать о космонавте. И мой первый вопрос, конечно же, про марку.
Вопрос: Вы в свой первый полет взяли марку с изображением Королева? В чем причина?
Ответ:
Потому что я горжусь, что мне посчастливилось работать с Королевым. Это такой потрясающий человек, организатор, конструктор, ученый, что пока он был жив, мы побеждали американцев в Космосе по всем статьям. Мне посчастливилось иногда с ним встречаться, иногда на прямую с ним работать, так что я этим горжусь. И в знак признательности я взял его фотографию и марки.
Вопрос: а что Вы можете сказать о профессиональных качествах Королева?
Во-первых, когда он принимал инженеров на работу, то он не просто спрашивал, где учился, что учил, а спрашивал, какие книжки читаешь, какую музыку слушаешь, то есть он делал ставку на кадре и потому выигрывал. Кадры действительно решают все. Он был очень внимателен к каждому, хотя и строг. Как говорится, строг, но справедлив. Я никогда не видел в своей жизни, чтобы так принимали на работу, так заинтересовано как Королев. Ну, а потом у меня был случай, когда я доложил, что нашел ошибку в инструкции, а люди, с которыми он уже лет 20 работал, сказали, что я ошибаюсь. Но Королев не показал вида, и сказал мне, чтобы я связался с его людьми. В конце концов, я доказал им, что прав.
Вопрос: Вы были в числе первых космонавтов в нашей стране. Скажите, пожалуйста, как учат космонавтов на вашем примере?
Ответ
Вы знаете никак, потому что я иногда делал то, что в космосе делать запрещено. Это касалось научных экспериментов. В их результате родилась целая наука. Уже прошло лет 30 и все продолжаются и расширяются работы, которые я начал. Я их делал сверхпрограммы, и меня обвиняли в нарушении режима труда и отдыха. только не в сторону отдыха, а я много работал и поэтому на моем примере никого не учили. Однажды был такой случай, нужно было сделать фотографии станции на фоне Земли, и чтобы фото получились хорошими, я выключил двигатель, который растаскивал корабль, оставленной нами станции. Получилось много хороших снимков, но выключение двигателя - самое злостное нарушение. Мне сказали: « ты больше не космонавт» , но когда генеральный увидел снимки, которые я получил благодаря этому нарушению, он сказал: «нет-нет, ты космонавт, готовься еще к полетам».
Самый радостный и самый опасный момент в Вашей работе космонавтом?
Это одно и тоже - посадка. Потому что это самый опасный и даже можно сказать страшный момент. Так как ты горишь. Корабль горит, масло течет по иллюминатору - ты наглядно видишь, как стенки становятся тоньше. Корабль трясется, огонь ревет, мы - профессионалы воспринимаем это как необходимость, а вот американец один, сознание потерял. Кореянка очень перепугалась, так что посадка-это самое страшное и опасное. Так погибли ребята на посадке: Волков, Пацаев и Добровольский. На посадке погиб Комаров. Поэтому это опасно, но и в то же время это самое приятное, потому что долгие полеты закончились и уже к тебе бегут помогать, вынимают, везут вертолет и ты счастлив, ведь у меня не было случаев, чтобы я не выполнил все задания в Космосе. Вот перевыполнил, и обругали, такое было. Поэтому физически ты слаб после длительных полетов при такой напряженной работе, а душевно ты просто на седьмом небе.
Я поблагодарила Георгия Михайловича за интервью и продолжила свои поиски.
Сергей Павлович Королев – основоположник советской космонавтики. Открытия и достижения
Королев Сергей Павлович – выдающийся советский учёный, конструктор и организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия, основатель практической космонавтики, главный конструктор и директор ОКБ-1
В истории освоения космического пространства с именем Королева связана эпоха первых замечательных достижений. Вот только некоторые из них:
Личностно-профессиональные качества С.П.Королева
«Королев был одним из ученных нового типа. Он был лидером, мыслил комплексно, видел теоретические и практические задачи в неразрывной связи. И мог преобразовывать мышление других. Королев работал по принципу «довести свои идеи до технического осуществления", - так писал о Королеве И.А.Эрлих.
У С.П.Королева были свои научные и творческие методы, которыми он пользовался для развития отечественной космонавтики. Совместная работа строилась таким образом, что главные конструкторы систем и агрегатов ракеты, работавшие в разных ведомствах, могли принимать самостоятельные решения в пределах поставленной общей задачи. Это позволяло во многих случаях обходить трудности, связанные межведомственными согласованиями, и усиливало персональную ответственность каждого за решение поставленной задачи. Однако благодаря четко установленному принципу единоначалия окончательный выбор варианта технического решения делал С.П. Королев. Он мог советоваться со специалистами, требовать проработки новых вариантов, проведения дополнительных экспериментов, но, в конце концов, должен был нести персональную ответственность за разработку в целом. Поэтому каждый реализованный проект носил печать его индивидуальных качеств. С первых шагов своей деятельности в должности главного конструктора Сергей Павлович уделял много внимания научным исследованиям. Он заблаговременно заботился о накоплении сведений, необходимых для полета человека в космос, не упускал ни единой возможности для проведения экспериментов, связанных с полетами живых организмов в космосе, с отработкой систем спасения. Без всякого преувеличения можно сказать, что все разработанные в его КБ конструкции превращались в летающие лаборатории.
Интенсивное развитие ракетно-космической техники стало возможным благодаря успешной работе коллектива ОКБ-1 как головной организации и умелым действиям главного конструктора. Активное участие С.П. Королева в работе всех звеньев ОКБ-1, быстрая и гневная реакция на каждое отступление от его распоряжений создавали особую атмосферу, в которой не оставалось равнодушных. Строгость Сергея Павловича не подавляла людей, а была импульсом для пробуждения инициативы и смелости. Если не удавалось решить задачу в срок, установленный главным конструктором, нужно было обязательно сообщить ему об этом и предложить выход из положения. Из-за сложности задач и сжатых сроков исполнения такая ситуация считалась нормальной и естественной, но любая попытка скрыть неудачу строжайше пресекалась. Достаточно было только один раз пережить справедливый гнев главного конструктора, чтобы подавить в себе желание уйти от ответственности, когда речь шла о выполнении его указаний. При этом главным мотивом было желание проявить свои способности и не показаться жалким и никчемным в глазах Сергея Павловича, который был образцом преданности делу.
Чтобы чувствовать внутреннюю убежденность в правильности своих распоряжений и сделать их действенными, Сергею Павловичу нужен был духовный контакт с подчиненными ему людьми. Поэтому он окружал себя соратниками, не только готовыми поддержать его точку зрения, но и способными высказать свое мнение, даже если оно расходилось с общим или мнением самого главного конструктора. Важным достоинством характера своих подчиненных С.П. Королев считал твердые убеждения и ради этого готов был не обращать внимания на строптивость, упрямство или честолюбие. Общаясь с такими людьми, он как бы оттачивал свои доводы и проверял убедительность своих технических позиций.
Королев строго следил за беспрекословным исполнением своих требований. Реакция С.П. Королева на упущения в работе была исключительно действенной не только за счет интонации и тембра голоса или выражения глаз. Он обладал поразительной способностью так сформулировать смысл проступка, что вина становилась совершенно очевидной и поэтому особенно мучительной для провинившегося.
Своим энтузиазмом, своей целеустремленностью Сергей Павлович создавал вокруг себя сферу притяжения, в которую попадал каждый человек, способный к конкретной деятельности, желающий найти приложение своим способностям. Самым замечательным результатом организаторской работы С.П. Королева было стремление подчиненных ему людей добиваться новых сложных заданий, которые воспринимались как знак особого доверия главного конструктора.
Так же С.П. Королев пошел на создание в ОКБ приборного производства. Именно это позволило добиться в короткие сроки выдающихся результатов, таких, как фотографирование обратной стороны Луны, создание спутника связи, и обеспечило возможность пилотируемых космических полетов.
Можно сказать, что главный конструктор не только составлял стратегические планы, но и активно добивался их осуществления.
Все нововведения организационного характера осуществлялись "на ходу", без пагубных для дела пауз. Эффективность его действий в таких ситуациях обеспечивалась, кроме высокого авторитета, твердости характера, личного обаяния, еще и глубокими конкретными знаниями в области текущих и перспективных работ ОКБ, что делало мнение главного конструктора аргументированным и убедительным.
Теперь для меня важно выяснить какие деловые, профессиональные, личностные качества первого советского космонавта привлекали Сергея Павловича Королева, других его коллег. Смог ли Гагарин научиться работать «по-Королёвски»?
Человеческие качества Гагарина
«Для Гагарина Сергей Павлович был Учителем. Это естественно, ведь он принадлежал к старшему поколению. Он по-отцовски относился к Юрию Алексеевичу. Да и как может быть иначе – ведь эстафету подвига народа старшее поколение всегда передает молодым…»
Вот какой материал мне удалось собрать в разных источниках. Ниже я приведу выдержки из высказываний некоторых людей, которым посчастливилось работать вместе с Юрием Гагариным:
С.П.Королев как-то сказал о Гагарине: «В Юре сочетаются природное мужество, аналитический ум, исключительное трудолюбие…»
Г.С.Титов: - Мы знали: он хороший товарищ, принципиальный коммунист, пользующийся большим уважением товарищей. С Юрием можно было хорошо и спокойно делать любое дело и надежно дружить. С ним я чувствовал себя легко и просто в любой обстановке.
Я не знал никого, кто с такой легкостью и свободой входил бы в контакт с любым человеком. Со всеми был на равных...
В.Ф.Быковский : - Юра был себе на уме, но без подлянки. Это был высокопорядочный, честный человек, обладавший особой природной интеллигентностью
А.Г.Николаев:- В этом человеке оказалось столько превосходного в знаниях и закалке.
П.Р.Попович: - Есть такое понятие — "гражданская зрелость". Когда человек вступает в пору своей гражданской зрелости, зависит не от того, сколько лет он уже прожил на свете, а от того, в каком возрасте он осознал себя гражданином. Созревает раньше тот, кто раньше начинает самостоятельную жизнь.
А.А.Леонов: - Он обладал удивительной способностью в каждом своем товарище подмечать лучшее, обращать внимание других на это лучшее. Причем делал он это очень тонко и деликатно, так, что человек от его похвалы чувствовал себя окрыленным... Он был обычным человеком, но во всем его облике, манере держаться, в его рассуждениях присутствовало что-то неуловимое, доброе...
Б.В.Волынов: - Не знаю человека, который бы так нравился другим, очень разным людям.
Е.В.Хрунов: - Гагарин был необычайно сосредоточенным, когда надо -требовательным, строгим. И к себе, и к людям.
Г.С.Шонин: - Везде разный и вместе с тем везде он остается одним и тем же - самим собой...
Варламов: - Конечно, у него были свои недостатки. А у кого их нет? Конечно, он ошибался. А кто не ошибается? Но недостатки его были как-то не видны. Наверное потому, что они были меньше, чем у других людей.
Д.А.Заикин: - Говорят: Гагарин спокойный, уравновешенный... Он когда в хоккей играл, так раскалялся, куда там! Бывало кричит: "Ну погоди, я тебе это припомню". Но был необыкновенно отходчив...
Гагарин обладал очень ценным человеческим качеством: он никогда не опаздывал...
Е.А.Карпов: - Неоспоримые гагаринские достоинства: беззаветный патриотизм. Непреклонная вера в успех полета. Отличное здоровье. Неистощимый оптимизм. Гибкость ума и любознательность. Смелость и решительность. Аккуратность. Трудолюбие. Выдержка. Простота. Скромность. Большая человеческая теплота и внимание к окружающим людям.
Б.В.Раушенбах: - Гагарин никогда не заискивал и не нахальничал. Он обладал врожденным чувством такта.
Профессиональные качества Гагарина.
Безусловно, нас всегда будет интересовать вопрос о том, почему именно Юрий Гагарина стал космонавтом номер Один?
Не последнее слово было и за медицинской комиссией. Главный хирург Советской Армии А. А. Вишневский разрешил Юрию Алексеевичу приступить к специальным тренировкам.
Возможности организма Юрия были удивительными. На всех нагрузочных пробах у него были высокие результаты, свидетельствующие о пластичности приспособительных механизмов к самым разнообразным воздействиям (вибрация, перегрузки, гипоксия).
Важный этап подготовки - клинике - психологическое обследование. Его предстояло пройти кандидатам в научно-исследовательском авиационном госпитале под руководством признанных опытных психологов Ф. Д. Горбова и К. К. Иоси-лиани. На первой встрече с психологами Гагарин был собран и строг, внимателен и сосредоточен. Он уже знал, что предстоит работать с таблицами, аппаратурой, психологическими тестами, ответить на множество вопросов, подвергнуть проверке память, сообразительность, быстроту интеллектуальной и эмоциональной реакций, находчивость,
предприимчивость. Гагарин действовал и отвечал на вопросы точно и безупречно. Внешние помехи не влияли на качество его ответов. Проявилось особое умение Гагарина оценивать имеющееся в его распоряжении время и планировать свои действия, способность без лишних колебаний принимать решения при недостатке информации и времени. Было установлено, что в стрессовых ситуациях и необычных условиях он хладнокровен, находчив, быстро оценивает обстановку, умело реагирует на внезапные изменения условий эксперимента.
Все 108 минут, которые длился полет, Гагарин докладывал о своих наблюдениях, о своих действиях, о своем самочувствии. Позже в подробном докладе космонавт отметил, что психика управляема, что чувство страха можно подавить. Им была предложена определенная система тренировок, предусматривающая переключение внимания, избавляющее человека от панического страха.
Испытывали Гагарина на вибростенде, поднимали в барокамере, вращали на центрифуге, проверяли память и способность сосредоточиться. На любом этапе испытаний любой летчик имел право отказаться от дальнейших исследований и покинуть госпиталь (случаи такие были). Но Гагарин не собирался отступать.
Юрия отличала удивительная наблюдательность и прекрасная память. Всех сотрудников он знал по имени и отчеству, он был замечательным психологом. Умел всем помочь и поддержать каждого.
Заключение
Совсем немного времени остается до знаменательной даты – 50-лентия полета Юрия Гагарина в космос! Я с интересом рассматриваю марки, выпущенные к 30-летию и 40-летию первого человека в космос, и с радостью замечаю, что на этих марках изображен Учитель и Ученик!
В заключении своей работы, я хочу привести высказывания Юрия Алексеевича Гагарина и Сергея Павловича Королева :
Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир. Но только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее - он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее, смелее... | …Главный Конструктор …мягкая улыбка витала вокруг его твёрдых, крепко сжатых губ. Мне хотелось обнять его, словно отца. Он дал мне несколько рекомендаций и советов, которых я ещё никогда не слышал и которые могли пригодиться в полёте Ю.А.Гагарин |
События, случившиеся 12 апреля 1962 года - это в первую очередь результат огромной работы и труда! Работая вместе, С.П.Королев и Ю.А. Гагарин совершили настоящий подвиг. Впервые человек увидел Космос своими глазами. С.П.Королевым и Ю.А.Гагариным гордится не только советский народ, но и весь мир. Так как это достижение всего человечества.
Я надеюсь, что благодаря этой работе мои ровесники захотят знать больше об истории развития Космоса.
Ко дню Космонавтики, я планирую провести классный час на основе данной работы со своей параллелью.
При подготовке этой работы я провела беседу во 2б классе. На следующий день мальчик Александр Дунаев принес мне свое стихотворение «Хочу стать космонавтом»
И этим стихотворением я бы хотела закончить свою работу.
Я мечтаю пилотом быть
Чтобы мне над землей парить
Раздвигать высоту руками
Подниматься над облаками
Облететь весь мир, всю планету
Чтоб лучше знать землю эту
Я таксистом межпланетным
С удовольствием бы стал
И с планеты на планету
Пассажиров доставлял
Полетел бы на Венеру…
На Сатурне побывал,
Безусловно, и к Марсу
Свой корабль снаряжал
Но для этого учиться надо много,
Знать, уметь
Непростое это дело -
В небо к звездам полететь
Я буду стремиться к знаниям,
Уроки учить каждый раз
И стану я космонавтом
Наступит мой звездный час»!
Список литературы
Гагарина В. И.
108 Минут И Вся Жизнь / В. И. Гагарина.– М. : Молодая Гвардия, 1986. – 160 С. : Ил.
С.П. Королёв. Ученый. Инженер. Человек. Творческий Портрет По Воспоминаниям Современников: Сб. Статей»
(Москва, Изд-Во «Наука», 1986 Г., 519с.). Игорь Александрович Эрлих
Ответственный Редактор-Составитель Доктор Технических Наук Г. С. Ветров «Творческое Наследие Академика Сергея Павловича Королева.
П. Т. Асташенков Академик С. П. Королев
Юрий Гагарин – Дорога В Космос
Утро Космоса. Королев И Гагарин. Владимир Губарев
В поисках капитана Гранта
Как Снегурочке раскатать тесто?
Весенние чудеса
10 осенних мастер-классов для детей
Рисуем тыкву