Материалы этих презентаций можно использовать на уроках, внеклассных мероприятиях, посвященных культуре Алтайского края.В них рассказывается о творчестве художников А.О.Никулина и С.А.Прохоров,а также о самобытном художнике Николае Чепокове (Таракай).
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 629.5 КБ |
![]() | 1.18 МБ |
![]() | 2.62 МБ |
Слайд 1
Андрей Осипович НикулинСлайд 2
Детство в Барнауле А.О.Никулин родился 14 августа 1878 года в деревне Камыши Курганского уезда Тобольской губернии в семье крестьянина. Многодетная семья Никулиных жила в большой бедности, и Андрей с детства был приучен к сельскому труду. Когда Никулины переехали в Барнаул, Андрей поступил в Барнаульское горное училище. В те годы оно было единственным в городе учебным заведением, где велось преподавание рисования. Вскоре Андрей Когда Андрей Никулин перешел на старший курс, его, как одного из одаренных учеников, пригласили писать декорации в Народном доме - первом общественном театре Барнаула. Успехи молодого живописца делают его имя известным в среде любителей искусства. Барнаульское Общество попечения о начальном образовании решило помочь способному юноше учиться дальше. С этой целью в 1897 году был поставлен спектакль, сбор с которого поступил в фонд помощи начинающему художнику. Никулин в студенческие годы
Слайд 3
В училище Штиглица В 1897 году Андрей Никулин поступил в Центральное училище технического рисования барона Штиглица в Петербурге (ныне художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной). Об этом периоде его жизни сохранилось мало сведений. Известно, что в училище Штиглица он был одним из первых учеников, почти каждый год участвовал в конкурсных выставках и получал премии. Во время учебы в Петербурге произошло знакомство Никулина с Г. И. Гуркиным, А. В. Анохиным, Г. Н. Потаниным. А.О.Никулин и Г.И.Гуркин
Слайд 4
Заграничная командировка В 1903 году Никулин с отличием заканчивает Центральное училище и в числе лучших учеников получает заграничную командировку в Италию и Францию. Время пребывания за границей длилось до 1905 года. Художник получил возможность изучать великолепную живопись византийских храмов с их золотистыми будто фосфоресцирующими фонами. Мозаики древних итальянских церквей потрясли его. С трепетом бродил он под куполами гулких храмов, восхищаясь чудной работой древних мастеров изысканностью колорита и высокой одухотворенностью образов византийской живописи. Барнаул. Вечер.
Слайд 5
Возвращение в Барнаул Еще находясь за границей, Никулин получил приглашение стать преподавателем рисования и живописи в Боголюбовском рисовальном училище города Саратова. Однако после возвращения из заграничного путешествия он решает приехать в Барнаул. После заграничной командировки художник возвращается в родной город. Приезд в родной город был радостным событием и для художника, и для родных, в особенности для его брата Ивана, который также потянулся к искусству. В Барнауле в то время не нашлось места для учителя рисования. Нужда в твердом заработке - надо было прокормить младших сестер и братьев - заставляет А. О. Никулина в 1907 году принять приглашение в Саратов, в Боголюбовское рисовальное училище. Саратов. Осень
Слайд 6
Никулин в художественной жизни Саратова Много сил отдает художник Боголюбовскому рисовальному училищу Саратова. Как педагог и воспитатель молодого поколения художник оставил добрую память, о чем вспоминают многие его ученики. В Саратове, наряду с ежегодными выставками работ Никулина в училище, дважды устраивались его персональные выставки, которые не остались незамеченными культурной средой города. А с 1906 года становится участником выставок Москвы и Петербурга. Ранняя весна
Слайд 7
Выставка 1908 года в Томске Связь с родным городом никогда не прерывалась. Художник каждый год на несколько месяцев приезжал на Алтай. Здесь же долгие годы жили его многочисленные родственники. Картины его украшали частные дома барнаульцев, особенно много времени отдавал он оформлению Народного дома. Один из пейзажей Горного Алтая, написанный на занавесе в зрительном зале, стал, как вспоминали современники, своеобразным символом театра. Летом 1908 года в Барнауле состоялась первая выставка работ Никулина. Она имела большой успех. К концу 1908 года выставка была переведена в Томск. Никулин часть денег от проданных картин отчислил в фонд рисовальной школы, которую хотело открыть в Томске "Общество любителей художеств". Камни на реке Белокурихе
Слайд 8
Предреволюционная известность художника Имя Андрея Осиповича Никулина в те годы становится широко известным в Западной Сибири, оно появляется и в каталогах выставок. Крепнут и его связи с местной интеллигенцией. Весну и лето, как правило, он проводит на Алтае, один или с группой художников выезжая в горы. Так Алтай стал ведущей темой в его творчестве. Кедровый валежник
Слайд 9
Алтай в пейзажном творчестве художника Особо важную роль в формировании художника сыграл Алтай. От натурных этюдов Л. О. Никулин шел к постижению особенностей пластики горных массивов, видения пространства страны "голубых гор". С отдельными уголками "страны голубых озер" он знакомит в этюдах Чемал. Гроза , Катунь с горы Ит-Кая . Голубой Алтай
Слайд 10
После революции. Барнаул. Художественная школа Сразу после Великой Октябрьской революции А. О. Никулин возвращается в родной город, активно включается в бурную художественную жизнь советского Алтая, становится членом Алтайского художественного общества, участником ряда выставок и одним из признанных авторитетов в художественной среде. Особенно много времени и сил он отдает преподавательской работе. Никулин неоднократно подчеркивал необходимость приобщения к искусству крестьянских детей. Он при создании Алтайской губернской художественной школы выдвигает проект школы такого типа, которая должна быть тесно связана с художественными промыслами. Кедровый лес
Слайд 11
В своих поездках по северо-западной части Горного Алтая Никулин хорошо изучил народное искусство русских переселенцев, называемых в Сибири старообрядцами. Он неоднократно ездил в села Верхний Ануй, Тюдрала, Белокуриха и другие, где были распространены вышивки, ткачество, встречались бытовые предметы и целые интерьеры с росписью и резьбой по дереву. Участвует Никулин и в выставках, показывая в основном акварельные этюды родного города и Горного Алтая, где он бывал совместно с учащимися. Чаще всего они посещали Колывань и курортное место Белокуриху. После таких поездок в школе устраивались выставки учителя и учеников. С 1923 года Никулин живет в Новосибирске. Река Кумир. Бучило.
Слайд 12
Московский период жизни художника (1924-1945) С 1924 года художник живет и работает в Москве на кинофабрике "Совкино" (ныне "Мосфильм"). Однако он долго еще не порывает с родными местами, а большинство пейзажей его по-прежнему навеяны алтайскими воспоминаниями. В 1920-е годы Никулин активно участвует на выставках. В 1930-е годы он устраивает две персональные выставки в Москве. В 1920-1930-е годы некоторые произведения Никулина стали широко популярными и репродуцировались в открытках ("Сибирские партизаны", "Красные партизаны в засаде"). Выпускались цветные репродукции с пейзажей "Алтайские вершины", "Алтай в верховьях Катуни". Но в основном московский период в жизни и деятельности Никулина связан с его работой на кинофабрике, где он становится ведущим живописцем фонов и декораций, а также художником-постановщиком. Каждая работа Никулина отмечена талантом и трудом. Любовное отношение к материалу, большой профессионализм - вот что характеризует его творчество. Река Чарыш
Слайд 13
Работа на "Мосфильме" Никулин был своеобразным экспериментатором и изобретателем. Эти его природные способности получили возможность быть реализованными в советский период. За успешную работу в кино А. С. Никулин в 1944 году получил почетное звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Он оформлял серию фильмов по мотивам сказок ( Кощей Бессмертный , Василиса Прекрасная, Конек-горбунок и другие). Так, уже в последние годы своей жизни художник вновь вернулся к родной природе, черпая в ней творческое вдохновение и силы. Творчество А. О. Никулина не прошло бесследно для искусства Сибири и Саратова. Особенно значительное влияние оказал он на учащихся Барнаульской художественной школы, в которой преподавал, и на современных художников-пейзажистов Барнаула. Эскиз декорации на древнерусскую тему
Слайд 14
13 сентября 1945 года А.О. Никулин скончался в Москве.
Слайд 15
Чемал
Слайд 16
Белуха с юга
Слайд 17
Гроза над озером
Слайд 18
Арсанский водопад
Слайд 1
Сергей Анатольевич Прохоров Художник нашего времениСлайд 2
Сергей Анатольевич Прохоров Художник - живописец, член Союза художников России, член общества художников города Нюрнберга, заведующий кафедры архитектуры и дизайна Алтайского государственного технического университета, кандидат психологических наук, заслуженный работник культуры РФ.
Слайд 3
Биографические сведения Художник родился в селе Хабары Алтайского края в семье журналиста и школьной учительницы. В 1973 г. поступил в Новоалтайское художественное училище, где судьба подарила ему встречу с талантливыми учителями - В.А. Раменским и А.П. Ботевым. По окончании училища Сергей Прохоров был направлен на работу в краевой художественный фонд, работал в первой на Алтае группе дизайнеров по художественному проектированию. Тогда уже к нему пришли и первые творческие успехи.
Слайд 4
Творческий путь Занимаясь концептуальным художественным проектированием в Центральной экспериментальной студии «Сенеж», он со своими дизайнерскими разработками принимает участие во многих всероссийских и всесоюзных выставках. После обучения в Красноярском государственном институте искусств на факультете станковой живописи художник возвращается на Алтай и активно включается в художественную жизнь Барнаула. В 2003 году Сергей Прохоров впервые побывал с персональной выставкой в Германии. Германский интерес к его творчеству имел плодотворное продолжение, художника пригласили принять участие в международных выставках в городах Майнце (2003), Швайнфурте (2004), Вестбадене (2004) и Нюрнберге (2005).
Слайд 5
При всей любви к натуре, "местному колориту" художник умеет видеть и передать общую гармонию жизни. Любит закаты, восходы, солнце сквозь деревья, знойный полдень, когда краски могут засветиться, загореться. Свет - мощное выразительное средство гармонизации, а в картинах С. Прохорова всюду сияет луч солнца, дарящий чувство красоты и тепла. Работы художника находятся в галереях и частных собраниях России и за рубежом.
Слайд 7
Под южным небом
Слайд 8
Сельский храм
Слайд 9
У озера
Слайд 10
Холодная вода
Слайд 11
Ранняя весна
Слайд 12
Сиреневый апрель
Слайд 13
Окраина
Слайд 14
Скоро весна
Слайд 15
Ласковое солнце
Слайд 16
Катунь
Слайд 17
Зимний лес
Слайд 18
Осень на озере
Слайд 19
Работу выполнила Юркина Дарья 6 А класс
Слайд 1
Родился 30 января 1961.г.Слайд 2
Оставлен матерью. Прошел все: дом ребенка, детдом, интернат. Сидел в первом классе 3 года. Сильно заикался. Окончил 9 классов. Был выдворен из интерната за вялое поведение и жуткие успехи. Учился в ГПТУ на плотника. Работал на стройке; кочегаром; пас скот; бродил по тайге с экспедицией. Сейчас просто брожу - глупая голова ногам покоя не дает…. говорит о себе Николай Чепоков.
Слайд 5
Бродит по Алтаю человек бездомный и беспаспортный. То у одного огня погреется, то у другого. Весь свой скарб: кисти, краски, перо да бумагу носит в сумке на плече, поэтому переезжать ему легко. Называет себя Таракай, что по алтайски значит нищий, бродяга. Рисует он, как и живёт – в одно касание, без набросков. Но как рисует! На его картинах нет мёртвых предметов
Слайд 7
Горы, ручьи, деревья, облака, добрые и суровые, грустные и весёлые, хитрые и простые, как мы – люди. Смотрит с луны злой Дельбегень, шастает в горах женщина-оборотень Алмыска, а на дровах пляшут озорные духи костра.
Слайд 10
Картины Таракая, подобно своему создателю, ведут беспорядочный образ жизни и разлетаются как облака по небу, едва выйдя из-под пера. Десяток лет творчества, сотни уникальных рисунков и ни одной выставки, ни одной публикации. И вот, наконец-то, в Новосибирске вышел его первый альбом –« Глупый странник»! Сегодня, бессонной ночью, его вдохновенная кисть родит десяток шедевров. А завтра он раздаст их случайным людям, соберёт свои краски и… Чудесных встреч тебе, Таракай!
Золотой циркуль
Снеговик
За чашкой чая
Хитрый коврик
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт