В работе представлены доказательства автора о том, что в годы Великой Отечественной войны у детей, несмотря на отдаленность от фронта в поселке, было трудное детство.
Новизна исследования заключается в том, что впервые эта тема рассматривается применительно к жителям посёлка Шерловая Гора, которые в послевоенный период связали свою жизнь с педагогической деятельностью. В работе описаны воспоминания ветеранов педагогического труда, где они рассказывают о том, как жили в военные годы вдали от фронта, с какими трудностями столкнулись в годы войны.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_po_teme.doc | 294 КБ |
XIII краевой конкурс исторических исследовательских работ
«Человек в истории. Россия – XX век»
Тема: Цена Победы.
Исследовательская работа по теме
"Детство, опаленное войной"
Российская Федерация, Забайкальский край, п.г.т. Шерловая Гора
Работу выполнила: Рузиева Виктория Пишикалиевна,
Ученица 7б класса, муниципальное общеобразовательное учреждение:
«Средняя общеобразовательная школа №42 п.г.т. Шерловая Гора».
Адрес: 674607, Забайкальский край, Борзинский район, п.г.т. Шерловая Гора, ул. МСК, д.10, кВ. 2.
Моб.: 8 914 452 87 63
Руководитель: Перебоева Ольга Васильевна,
Отличник народного просвещения Российской Федерации,
учитель истории и обществознания МОУ «Средняя общеобразовательная школа №42 п.г.т. Шерловая Гора»
муниципального общеобразовательного учреждения:
Шерловогорская общеобразовательная
средняя школа №42
Адрес школы: 674607, Забайкальский край, Борзинский район, п.г.т. Шерловая Гора, ул. Ленина , д. 4, тел.: 8(30233)3-42-10, e-mail: sherl42@mail.ru
Российская Федерация, Забайкальский край, пгт Шерловая Гора, муниципальное общеобразовательное учреждение: Шерловогорская общеобразовательная средняя школа №42
2011-2012 учебный год
«Детство, опаленное войной»
Рузиева Виктория Пишикалиевна
Российская Федерация, Забайкальский край, пгт Шерловая Гора, 7б класс, муниципальное общеобразовательное учреждение: Шерловогорская общеобразовательная
средняя школа №42
Аннотация
Тема исследовательской работы «Детство, опаленное войной» выбрана не случайно.
Во-первых, прошедший 2010 год был годом Учителя, во-вторых - приближается святая для народной памяти дата – 67-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне. День Победы вновь и вновь возвращает нас к истории героических и трагических лет, к событиям самой ожесточенной и кровопролитной войны. Учитывая эти два события, автор решил рассказать о трудном детстве в годы войны ветеранов педагогического труда.
Цель исследования:
Доказать на примере жизни ветеранов педагогического труда, что наши военные сверстники так и не узнали настоящего счастливого детства.
Задачи исследования:
Провести опрос среди учащихся и жителей поселка
Показать, используя фактический материал, военную жизнь наших земляков.
Оказать нашим ветеранам, в случае необходимости, посильную помощь
В научной статье (описание работы) представлены доказательства автора о том, что в годы Великой Отечественной войны у детей, несмотря на отдаленность от фронта в поселке, было трудное детство. В работе речь идёт о жизни в военный период детей-подростков. Она создана по материалам воспоминаний учителей-ветеранов.
Новизна исследования заключается в том, что впервые эта тема рассматривается применительно к жителям посёлка Шерловая Гора, которые в послевоенный период связали свою жизнь с педагогической деятельностью. В работе описаны воспоминания ветеранов педагогического труда, где они рассказывают о том, как жили в военные годы вдали от фронта, с какими трудностями столкнулись в годы войны.
В конце исследовательской работы сделан вывод о том, что и в отдаленном от фронта поселке, во время войны детям жилось тяжело, они так и не узнали настоящего счастливого детства.
Эта работа имеет практический характер:
материалы могут быть использованы на уроках истории, краеведения, внеклассной работе;
напечатаны в районной газете «Даурская новь»;
востребованы архивом, Советом ветеранов поселка, школьным музеем.
Впоследствии автор собирается продолжить работу по данной теме и собрать материал о детстве в годы войны у других жителей поселка, участников войны.
«Детство, опаленное войной»
Рузиева Виктория Пишикалиевна
Российская Федерация, Забайкальский край, пгт Шерловая Гора, 7б класс, муниципальное общеобразовательное учреждение: Шерловогорская общеобразовательная
средняя школа №42
____________________________________________________________________________________________
План исследований
Проблема исследовательской работы:
Большинство жителей поселка не знают ветеранов педагогического труда, чьё детство прошло в годы Великой Отечественной войны.
Не все жители поселка и школьники МОУ СОШ №42 верят, что в отдалённом от фронта крае, во время войны детям жилось тяжело.
Гипотеза:
Если в школе проводить целенаправленную работу по изучению краеведческого материала о ветеранах педагогического труда, чьё детство прошло в годы Великой Отечественной войны, то учащиеся нашей школы и жители поселка будут не только знать о «детях войны», но и убедятся в том, что и вдали от фронта, детям жилось тяжело.
Основная задача:
Привлечь внимание общественности к людям, чье детство прошло в годы Великой Отечественной войны.
Основные методы и приемы:
- сбор материалов о людях, чье детство прошло в годы войны, именуемых в дальнейшем «Дети войны»;
- исследование социологического опроса по данной проблеме;
- пополнение материалов школьного музея собранной информацией.
- изучение «Боевых листков», выпускаемых в годы войны Шерловогорской партийной организацией.
Анкеты социологического опроса были составлены учащимися 6б класса СОШ №42.
В ходе работы были собраны воспоминания ветеранов педагогического труда, детство которых прошло в военные годы.
С каждым годом участников Великой Отечественной войны становится все меньше. Всех тех, кто еще жив, надо ценить.
Проводя поиск материалов о детях, чье детство прошло в годы войны, мы не нашли необходимой литературы в поселковой и районной библиотеке, поэтому считаем, что данная тема является новой для изучения в Борзинском районе. Учитывая, что 2010 год был годом Учителя, решили сначала собрать материал об учителях, чье детство пришлось на военные годы.
Для того, чтобы понять актуальна ли наша проблема, был проведен социологический опрос среди учащихся 5-7 классов и жителей поселка.
Вопросы, на которые ребята отвечали, были такими:
Как вы относитесь к ветеранам Великой Отечественной войны?
Знаете ли вы, у кого из учителей детство проходило в годы Великой Отечественной войны?
Знаете, у кого из шерловогорцев детство проходило в годы Великой Отечественной войны?
Считаете ли вы, что люди, чьё детство прошло в годы войны, заслуживают заботы и внимания, как и ветераны войны и труда?
Коснулась ли война ваших родственников? (кто участвовал в войне, кто трудился на трудовом фронте, у кого детство прошло в военные годы)
Каким было детство у детей в военные годы?
Как вы думаете, чем дальше от фронта поселок, тем детям в годы войны жилось лучше или нет?
В исследовательской работе, проанализировав ответы, автор сделал вывод о том, что это поколение заслуживает внимание со стороны общества и государства. Ведь война – не только человеческие жертвы, потери в бою, это и нравственные потери, это, прежде всего изуродованное, искалеченное детство, отчаяние и горе матерей.
Мы будем продолжать собирать материал по теме «Детство, опаленное войной», чтобы сохранить память о тех, для кого матерью стала война, они – ее ДЕТИ!
Сегодня школьники должны учиться у этих людей стойкости, мужеству, человечности и помнить о той страшной войне, чтобы не повторились никогда те страницы истории, чтобы дети не потеряли свое счастливое детство
«Детство, опаленное войной»
Рузиева Виктория Пишикалиевна
Российская Федерация, Забайкальский край, пгт Шерловая Гора, 7б класс, муниципальное общеобразовательное учреждение: Шерловогорская общеобразовательная средняя школа №42
Описание работы
Война, сколько в этом слове горя и боли, страданий невинных людей. Война, унесшая жизни миллионов. Война, которая оставила в памяти страшные воспоминания голодных лет.
Среди нас живут ветераны, последние, кто видели эту войну и знают ее ужасы не понаслышке. Их остается все меньше и меньше. Война ушла в прошлое. Но героизм, проявленный сынами и дочерьми Родины в суровые годы борьбы против фашизма, навечно останется в наших сердцах. И мы бережно храним в памяти имена тех, кто сражался и погиб, сражался и выжил, кто стоял насмерть ради жизни на земле, ради счастья людей.
Краеведами нашей школы собран большой материал об участниках Великой Отечественной войны, о тружениках тыла, о погибших шерловогорцах в годы войны. Объектом внимания и заботы у нас были и остаются ветераны Великой Отечественной войны и труженики тыла. Однако нет материала о тех людях, чье детство прошло в годы войны. Проводя поиск материалов о детях, чье детство прошло в годы войны, мы не нашли необходимой литературы в поселковой и районной библиотеке, поэтому считаем, что данная тема является новой для изучения в Борзинском районе.
У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Насколько трагично потерянное детство, детство, лишенное радости и смеха, наполненное страданиями, голодом, смертями самых близких людей. Людям, потерявшим детство, посвящается работа "Детство, опаленное войной".
Великая Отечественная война… Как далеко она от нас – современных мальчишек и девчонок. Наше детство – счастливое и почти беззаботное. Мы можем учиться и заниматься интересными делами, встречаться с друзьями и совершать увлекательные путешествия. Нам невозможно представить, что такое голод и непосильный труд. Но мы знаем, что более 65 лет назад была война, рвались снаряды и гибли люди, а наши военные ровесники так и не узнали что такое детство. Рядом с нами, в поселке Шерловая Гора и сейчас живут люди, которые помнят Великую Отечественную войну и могут многое рассказать о ней. В годы войны многие из них жили не в нашем поселке, помнят свое военное детство. Мы решили побеседовать со своими шерловогорцами, которые в годы войны были детьми и подростками. Учитывая, что 2010 год – это год Учителя, мне захотелось узнать у наших ветеранов педагогического труда, как жили они в годы Великой Отечественной войны, когда были детьми и подростками.
О Великой Отечественной войне написано много: это и воспоминания фронтовиков, литературные произведения, и сухие цифры статистики. Созданы прекрасные художественные и документальные фильмы. Но, ни что не может сравниться с подлинными воспоминаниями очевидцев тех далеких событий, когда и голос срывается и слезы на глазах. Именно это мы увидели, встретившись с нашими ветеранами педагогического труда. Бывшие учителя – они никак не могли смириться с тем, что остались без каждодневного общения с детьми, рядом с которыми чувствовали себя почти что молодыми. Как они обрадовались нашему приходу! Как ждали его: Борисенко Муза Артемьевна, Просекова Клавдия Агаповна, Подшивалова Любовь Николаевна, Сусанова Анна Тарасовна, Харина Раиса Егоровна. Также живет в нашем поселке бывший директор Детского дома Рыжаков Виталий Фадеевич. Скромный и приветливый человек, с доброй улыбкой на лице он встретил нас. Его детство также прошло в годы войны.
Всем им уже за 75. И хотя силы уже не те и здоровье неважное, они по-прежнему молоды духом и готовы общаться с нами. Но как тяжелы эти воспоминания о войне, как будто заново переживаешь все то, что обрушилось на хрупкие юные плечи в те далекие 1940-е.
В ноябре месяце был проведен социологический опрос среди учащихся 5-7 классов (121 ученика), жителей поселка (23человека) с целью выяснения, знают ли они о том, что в поселке живут люди, чье детство проходило в годы войны, и каким оно было.
Вопросы были такими:
Как вы относитесь к ветеранам Великой Отечественной войны?
Знаете ли вы, у кого из учителей детство проходило в годы Великой Отечественной войны?
Знаете, у кого из шерловогорцев детство проходило в годы Великой Отечественной войны?
Считаете ли вы, что люди, чьё детство прошло в годы войны, заслуживают заботы и внимания, как и ветераны войны и труда?
Коснулась ли война ваших родственников? (кто участвовал в войне, кто трудился на трудовом фронте, у кого детство прошло в военные годы)
Каким было детство у детей в военные годы?
Как вы думаете, чем дальше от фронта поселок, тем детям в годы войны жилось лучше или нет?
Результаты опроса показали:
вопрос | ответы | Учащиеся | Жителей |
1.Как вы относитесь к ветеранам Великой Отечественной войны? | Уважительно | 92 | 89 |
Равнодушно | 0 | 1 |
С сочувствием | 8 | 10 |
2.Знаете ли вы, у кого из учителей детство проходило в годы Великой Отечественной войны? | Да | 12 | 5 |
нет | 88 | 95 |
3.Знаете, у кого из шерловогорцев детство проходило в годы Великой Отечественной войны? | Да | 8 | 21 |
нет | 92 | 79 |
4.Считаете ли вы, что люди, чьё детство прошло в годы войны, заслуживают заботы и внимания, как и ветераны войны и труда? | Да | 100 | 89 |
нет | 0 | 11 |
5.Коснулась ли война ваших родственников? (кто участвовал в войне, кто трудился на трудовом фронте, у кого детство прошло в военные годы) | Да | 89 | 98 |
Нет | 11 | 0 |
Не знаю | 0 | 2 |
6.Каким было детство у детей в военные годы? | трудным | 89 | 96 |
Не было детства | 8 | 3 |
Не знаю | 3 | 1 |
7.Как вы думаете, чем дальше от фронта поселок, тем детям в годы войны жилось лучше или нет? | лучше | 62 | 51 |
нет | 38 | 49 |
Анализ ответов показал:
К ветеранам Великой Отечественной войны относятся уважительно 91%, с сочувствием – 9% и равнодушно – 0,5% респондентов.
91,5 % респондентов не знают учителей, у которых детство проходило в годы Великой Отечественной войны.
85,5 % опрошенных не знают жителей поселка, у которых детство проходило в годы войны.
94,5 % респондентов считают, что люди, чьё детство прошло в годы войны, заслуживают заботу и внимание, как и ветераны войны и труда.
Война коснулась каждой шерловогорской семьи – 99%.
92,5 % опрошенных отметили, что детство в годы войны было очень трудным, а 5,5 % ответили, что у подростков в годы войны не было детства.
56,5% респондентов считают, что чем дальше от фронта поселок, тем детям в годы войны жилось лучше. С ними не согласилось 43,5 %.
Анализ опроса показал, что большинство учащихся и жителей поселка не знают «детей войны» и считают, что чем дальше от фронта находился поселок, тем легче жилось детям в годы войны. Поэтому и было решено, не только собрать информацию о «детях войны», но и показать, что у детей войны были разные судьбы, но всех их объединяла общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства.
Сбор материала начала с ветеранов педагогического труда, чье детство проходило во время войны. Встречаясь с ветеранами педагогического труда, я собрала информацию об их военном детстве. Тяжелые воспоминания. Миллионы погибших и раненых, сотни разрушенных городов и деревень, миллионы детей, детство которых накрыла своей кровавой лапой война - вот какой след оставили в истории те страшные дни, та ужасная война, не пощадившая даже самое светлое и чистое, что есть в нашей жизни – детей. Война и детство – несовместимые понятия. Они так же несовместимы, как смех и слезы, горе и счастье, жизнь и смерть.
Не все выжили в те далекие страшные голодные дни. Но те, кто пережил ту страшную войну, навсегда сохранят в своей памяти воспоминания о ней.
Из воспоминаний «детей войны»:
Муза Артемьевна Борисенко, ветеран педагогического труда, труженик тыла.
Когда началась война, ей было 13 лет. Училась в 7 классе в п. Усть-Кара Сретенского района. Несмотря на свой возраст, она была вынуждена работать с первых же дней войны. Особенно трудным по воспоминаниям Музы Артемьевны был 1942 год. В этот год была введена карточная система, по карточкам давали хлеб (300 грамм на работающего человека, 150 грамм на ребенка). Она с грустью вспоминает свое детство: «выживали, как могли, очень хорошо помогала всем известная картошка, еще ели крапиву.
Весной собирали и сдавали березовые почки, собирали также и лекарственные травы (на каждого ученика была установлена норма), за выполненную норму прибавляли 50 грамм хлеба. Учились в основном зимой, в остальное время работали. Летом в совхозах
обрабатывали картофель, причем норма была очень большой даже для взрослого человека (7 соток), но все понимали, что помогать больше некому. Дрова для школы заготавливали тоже сами, но в школе все равно было холодно. Писали на газетах. По ночам работали в штольне, где добывали золото. Работа была очень тяжелой, изможденные полуголодным существованием обессиленные девушки и подростки катали вагонетки, мыли золото. Детства у меня не было, нам некогда было играть. Годы войны для меня - это страшное, голодное и холодное время. Очень ждали весну, чтобы из крапивы сварить похлебку, наковырять оставшихся картофелин. Много детей болело рахитом, голодали и часто умирали. Мать делала все для нас, чтобы с нами ничего не случилось» (см. Приложение №1). Сейчас Музе Артемовне 83 года.
Сусанова Анна Тарасовна – ветеран Великой Отечественной войны (удостоверение серия ВВ № 1589086).
Из воспоминаний:
«В семье было 9 человек. Отца репрессировали в 1938 году. Он находился на прииски Певек (от Аляски 90 км - Берингов пролив). Когда началась война, мы жили с мамой одной. Два брата пошли защищать Родину. Один погиб в сентябре 1941 года, второго контузило. Когда началась война, мне было 12 лет. В начале войны умерла сестра Томочка и осталось нас три сестры и мать. В 1941 году все ушли на фронт из колхоза. Дети не учились. Холод был. Помню, как женщины ездили заготавливать дрова в лес и меня брали с собой. Поставят меня на пенек, женщины дрова рубят, а я пою им песни. Замерзну, возле костра отогреюсь и опять пою. 1943 году училась в средней Кокуйской школе в 6 классе. Было очень холодно, сидели в одежде и варежках. Помню Новый 1943 Год. Подарки в бумажном кулечке всем раздавали (родителям выписывали муку (1 ковшик), они напекут пряников – это и были подарки) – это был самый памятный год у меня. Жили у тетки Манефы в избушке, нас было 5 учащихся, которые учились в разных классах. Спали на запечи (доски за печкой).
В годы войны ученики получали карточки. 1 апреля я потеряла карточку. Сильно плакала, рыдала. Десять дней ходила в исполком, хлопотала по поводу потерянной карточки и 11 апреля 1944 года выдали карточку. Детство было очень трудным: недоедала, недосыпала, училась, и приходилось работать, помогать маме. Помню, как каждую весну собирали черную мерзлую картошку, которая осталась в земле с осени. Ее мололи, чуть солили и без всего пекли лепешки прямо на печке. Эти лепешки назывались «тошнотики», они были очень вкусные.
В 7 классе подростки писали письма на фронт. Списки солдат им приносили из райкома комсомола. Писали тем солдатам, у кого не было родных. Писали заваренной свеклой, разведенной марганцовкой или заваренной сажей.
Вязали варежки и носки на фронт. Нам было радостно, что мы тоже хоть как-то можем поддержать наших защитников Родины». Помнит Анна Тарасовна, как готовили махорку: сеяли табак, осенью срубали его, просушивали на чердаке. Потом зимой листья перетирали ладонями и через сито пропускали; а корни и стебли топориком рубили, через решето просеивали. Так получалась махорка. В их семье никто не курил, поэтому проверять табак носили соседу. Потом шили кисетики и туда ложили махорку и записку «Дорогой боец, кури на здоровье!» (см. Приложение №2). Все кисетики собирали по классам и отправляли на фронт в коробках.
В годы войны она училась и работала в детской овощеводческой бригаде в колхозе «Смычка» с. Кокертай. В настоящее время Сусанова А.Т. проживает в п. Шерловая Гора по ул. Шевченко 4 – 2. В 2010 г. ей исполнилось 82 года.
Просекова Клавдия Агаповна – ветеран педагогического труда, учитель истории школ №24 и №42, педагогический стаж 42 года.
Из воспоминаний: « Когда началась война, мне было 12 лет. О войне мы узнали по радио. Выступал нарком внутренних дел Вячеслав Михайлович Молотов. Был митинг жителей, взрослые приняли это сообщение за великие горе, ну а мы думали, что наша Красная Армия быстро разгромит фашистов, и все прекратится очень быстро. Но и на нашу долю досталось многое пережить – потери близких и родных (отцов, братьев, старших сестёр) голодовку, тяжёлую работу в шахтах, холода, нищету. Детство было очень тяжелое, да его и не было практически. Уже в 14 лет мне пришлось работать в шахте, добывали слово, свинец и цинк, а без этих металлов нет ни пули, ни снаряда. Работали по 7 часов, отвозили породу (руду) в тачках в моечное отделение, где женщины мыли в лотках руду. Мне было очень тяжело, слабый подросток, но кати тяжелейшую тачку. Работали в старательской артели «Оборона страны», катишь по забою, а сверху на тебя сыплется песок, течет вода. Все грязные, плохо одетые, промерзали. Одолевал голод, но мы работали, хорошо понимая, что это надо для фронта! В 1944 году многие подростки и женщины стали падать в голодный обморок. Полежат маленько, отойдут, поднимутся и опять работать. В артели работали только старики, женщины и мы подростки, мы не только работали, но и учились. С 8 утра до 12часов дня были на уроках в холодных классах и конечно голодные. С12 до 13часов – обед, а с 13 до 19 вечера мы в шахте. А если надо было, то оставались и подольше. Уроки готовили после работы, открывали дверцы печки и решали задачи, писали сочинения, делали все, что задавали учителя. А утром опять школа, обед, работа, подготовка уроков… и так каждый день. Некогда было отдохнуть и поиграть с другими ребятами – об этом мы не думали.
В шахте было очень страшно, идешь по забою в темноте, и только кое-где горят карбитки (светильники). Самое страшное, когда случались обвалы, крепежника было мало и однажды в 44 году случился крупный обвал, четырех мальчишек задавило насмерть. Я помню, как они кричали «Помогите!»,но спасать было некому. Мне тоже досталось – упал на голову камень, я упала, потеряла сознание, но женщины успели вытащить меня. С тех пор меня мучают головные боли и головокружения. Это след войны проклятой. В Шерловой многие подростки работали, недоедали, недосыпали. Так надо было и мы это знали. Чтобы помочь фронту, добывали олово, свинец, цинк. За успехи помню, как получили телеграмму от самого И.В. Сталина. Очень были рады, она долгое время хранилась в музее Шерловогорского Гока» (см. Приложение №3). У нас в школе копия этой телеграммы есть (см Приложение №4).
Из воспоминаний Рыжакова Виталия Фадеевича, учителя истории и бывшего директора Детского дома: «Когда началась война, было 10 лет, учился в 4 классе Усть - Калийкого района, прииск Широкое. Всю войну работал на золотом прииске. Первый раз мы с другом намыли несколько песчинок. Решили на эти песчинки купить хлеба. Спрятали золотые песчинки и на другое утро пришли взять их, а там больше лежит. А это старший брат Пети подсыпал свое золото в подарок, так как решил бежать на фронт. Тогда решили сдать его. Сдав это золото, выписали нам боны. На эти боны хотели купить хлеба, но купили конфет, уж очень хотелось сладкого нам. Мы не попробовали ни одной конфетки, все раздали своим младшим братьям и сестрам. В семье у нас было четверо детей, отца забрали с первых дней на фронт. Все заботы легли на меня, так как я был самым старшим в семье. Косил с матерью сено, каждый день ходил в лес за дровами.
Моей маме завидовали все, что я хороший помощник и называли меня «маленький мужчина». На прииске работами одни дети и женщины. В 1944 году, когда мне было 13 лет, меня взяли во взрослую бригаду. Работал коногоном (погонщиком лошади). Поначалу трудно было, плохо управлял лошадью, так как тачки с породой были очень тяжелыми. Два раза тачки вместе с лошадью срывались в откос, а я успевал выпрыгнуть.
Ходить было не в чем. Обувь шили сами из обрезков старой кожи. Чтобы легче было с едой, приходилось не только работать, но и ходить на охоту в лес. Стреляли белок, их шкурки сдавали, за это нам давали продукты. Чтобы выжить, приходилось есть и очистки от картофеля, за 200 км ходили за мангыром (полевым чесноком). Вот таким было мое детство».
И так можно продолжать воспоминания «детей войны» нашего поселка. Эти горькие страшные воспоминания навсегда останутся в душах людей, потерявших детство.
Из воспоминаний «детей войны» можно сделать вывод о том, что в годы войны в разных уголках нашей страны было трудно: дети недоедали, недосыпали, как могли, помогали своим родителям, работали. И не отчаивались, всегда следовали девизу «Все для фронта» и верили в Победу.
Из «Боевых листков» военного времени (печатное издание Шерловогорская партийная организация), мы узнали, как школьники летом работали на уборке урожая, после учебы в ночную смену заменяли старших товарищей на Фабрике, как писали письма, шили и вязали вещи для бойцов. Помогали фронту, как могли. Из «Боевого листка от 4 февраля 1944 года:
«С большой радостью и желанием ученики 24 школы собрали деньги на подарки бойцам красной армии. Всего собрано 115 рублей 68 копеек». Изучая «Боевые листки», выяснилось, что учащиеся после уроков шли работать, помогать старшим: «Активно помогают фронту юные патриоты родины. Школьники - Чипизубов Петя, Скребнев Витя, Кулаков Володя и др. — ежемесячно выполняют свои задания на 200 %, а в отдельные дни — свыше 400 %». Юные шерловогорцы! Включайтесь в старательскую добычу металла, берите пример с лучших своих товарищей, добывайте больше олова для фронта!» (см. Приложение №6).
Заключение
Подводя итоги всей работы, мы пришли к выводу, что и в отдалённом от фронта крае, во время войны детям жилось тяжело. Это и подтвердило мою гипотезу.
Изучив отношение учащихся 4-7 классов и жителей поселка к ветеранам, выяснилось:
Уважительно относятся к ветеранам Великой Отечественной войны – 95%;
У 99% опрошенных война затронула их семьи и, к сожалению, 1% не знают своего прошлого;
91,5 % респондентов не знают учителей, у которых детство проходило в годы Великой Отечественной войны, 85,5 % опрошенных не знают жителей поселка, у которых детство проходило в годы войны.
Анализы показывают, что в школе необходимо продолжать работу по патриотическому воспитанию. Знакомить учащихся с людьми, чье детство прошло в военные годы и привлечь внимание общественности к детям войны.
В своей исследовательской работе, я пришла к однозначному выводу, что дети войны заслуживают внимание со стороны общества. И с этим согласились респонденты: 94,5 % считают, что люди, чьё детство прошло в годы войны, заслуживают заботу и внимание, как и ветераны войны и труда.
Мы будем продолжать собирать материал по теме «Детство, опаленное войной», чтобы сохранить память о тех, для кого матерью стала война, они – дети!
Сегодня мы - школьники должны учиться у этих людей стойкости, мужеству, человечности и помнить о той страшной войне, чтобы не повторились никогда те страницы истории, чтобы дети не потеряли свое счастливое детство.
Я думаю, что мой материал (особенно воспоминания «детей войны») может пригодиться не только для уроков истории и краеведения, но и для проведения классных часов, диспутов по воспитанию у учащихся чувства патриотизма и любви к своей Родине, уважения к старшему поколению!
Источники
Собранный краеведческий материал «Детство, опаленное войной»
Материалы школьного музея о ветеранах педагогического труда
«Боевые листки», выпускаемые в годы войны Шерловогорской партийной организацией ГОКа.
Правовые документы (конституция РФ, «Закон о ветеранах», Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010гг.»)
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Чья проталина?
Медведь и солнце
Галка в чужих перьях