Введение.
Установка на здоровье и соответственно здоровый образ жизни не появляется у человека сама по себе, а формируется на основе осознанного отношения к собственному здоровью.
Я хочу быть здоровым, поэтому выполняю правила ЗОЖ. Не имею вредных привычек. Составил свою программу здоровья и с удовольствием её осуществляю на практике.
Сознательное отношение к своему организму, полезные гигиенические навыки, владения приёмами закаливания и тренировки – всё это условия для формирования здорового человека.
Я думаю, что ученики для сохранения и улучшения здоровья должны:
Компоненты здорового образа жизни.
Моя программа здоровья
Физическое здоровье:
Нравственное здоровье:
В себе культивирую следующие качества:
Я хочу быть здоровым, поэтому с удовольствием выполняю мою программу здоровья.
Что такое «Быть здоровым»?
Быть здоровым — естественное желание каждого человека. Здоровье — понятие не только биологическое, но и социальное. Хорошее здоровье — это радостное восприятие жизни, высокая трудоспособность. Вообще, для сохранения и поддержания здоровья людей важное значение имеют условия труда, прожиточный минимум, образ жизни, состояние здравоохранения. Все эти условия жизни людей определяются социальным строем общества. В конечном итоге социальный строй определяет уровень рождаемости, заболеваемости, смертности, продолжительности жизни населения. Эти факторы в свою очередь оказывают положительное или отрицательное влияние на социально-экономический прогресс общества.
Болезни — бич человечества. Сколько сотен и тысяч жизней они уносят безвременно. У скольких людей отнимают радость созидательного труда.
На протяжении многих веков главной и единственной задачей врачей было лечить больных. В последнее время в медицине появилась новая точка зрения: надо не только лечить, но и предупреждать болезни. Будущее конечно, принадлежит предупредительной (профилактической) медицине.
Есть два рода болезней. Одни возникают от заражения микробами и вирусами, проникающими в организм извне. Это инфекционные заболевания. А другие возникают большей частью от нарушения режима труда и отдыха, неправильного питания, вредных привычек, от отрицательного влияния окружающей среды.
В нашей местности широко распространен эндемический зоб, вызванный недостатком йода в воде. По рекомендации врачей, для восполнения йода в организме ,больные применяют йодосодержащие препараты.
А ухудшение экологической обстановки в нашем регионе, вызвало увеличение числа людей страдающих аллергией.
Все это заставило меня задуматься о своем здоровье. Чтоб не быть в числе тех, у кого есть проблемы со здоровьем, я решил вести здоровый образ жизни и составил свою программу здоровья.
Известно, когда человек крепок, закален, то его организм может активно сопротивляться болезням. У ослабленных же людей сопротивляемость снижена и они часто болеют.
Укрепление здоровья
Итак, самое верное средство борьбы с любыми болезнями — укрепление здоровья. Как же его укрепить? Для этого есть немало средств: физкультура и спорт, закаливание, соблюдение правил гигиены, хорошее питание.
Установлено, что школьники, систематически занимающиеся спортом, физически более развиты, чем их сверстники, которые не занимаются спортом. Они выше ростом, имеют больший вес и окружность грудной клетки, мышечной силы. Рост юношей 16 лет, занимающихся спортом, в среднем 170,4 см, а у остальных он равен 163,6 см, вес соответственно — 62,3 и 52,8 кг.(В таблице 1 приведены мои показатели). Занятия физкультурой и спортом тренируют сердечно-сосудистую систему, делают ее выносливой к большим нагрузкам. Физическая нагрузка способствует развитию костно-мышечной системы.
Таблица 1.
Год
| Вес | Рост | пульс |
| |
покой | нагрузка | ||||
2011 | 58 кг. | 169 см. | 80 уд/мин. | 120 уд/мин. | |
2012 | 64 кг. | 173 см. | 76уд/мин. | 116 уд/мин. |
Утренняя зарядка
Я считаю, утренняя гимнастика, уроки физкультуры, занятия в спортивных секциях, подвижные игры и спортивные развлечения, туризм — все это укрепляет
здоровье и предохраняет организм от заболеваний. Есть еще одна очень важная
сторона физического воспитания — закаливание. Специальными исследованиями
доказано, что закаленные дети значительно реже болеют гриппом, ангиной, катарами верхних дыхательных путей. Воздушные и солнечные ванны и водные процедуры (обтирание, обливание, душ, купание) предохраняют организм от различных заболеваний, особенно простудных.
Утренняя гигиеническая гимнастика и физические упражнения способствуют ускоренному переходу организма к бодрому работоспособному состоянию. Во время сна центральная нервная система человека находится в состоянии своеобразного отдыха от дневной активности. При этом снижается интенсивность физиологических процессов в организме.
Мы знаем ,что после пробуждения возбудимость центральной нервной системы и функциональная активность различных органов постепенно повышается. Но процесс этот может быть довольно длительным, что сказывается на работоспособности, которая остаётся сниженной по сравнению с обычной и на самочувствии: человек ощущает сонливость, вялость, порой проявляет беспричинную раздражительность.
Мой сон длится не меньше 8 часов, иногда даже 9 часов. Зная необходимость полноценного сна, я стараюсь высыпаться (соблюдаю режим дня). Ежедневно выполняю утреннюю гимнастику.
Выполнение физических упражнений вызывает потоки нервных импульсов от работающих мышц и суставов и приводит центральную нервную систему в активное, деятельное состояние. Соответственно активизируется и работа внутренних органов, обеспечивая человеку высокую работоспособность, давая ему ощутимый прилив бодрости.
Поэтому, я регулярно делаю утреннюю зарядку, не менее 15-20 минут. Но не следует путать зарядку с физической тренировкой, цель которой - получение более или менее значительной нагрузки, а также развитие необходимых человеку физических качеств.
Для занятий утренней зарядкой удобно пользоваться комплексами упражнений.
Некоторые упражнения способствуют профилактике и лечению хронических расстройств внутренних органов и опорно-двигательного аппарата. При занятиях физической культурой необходимо учитывать отклонения в физическом развитии человека. Так при плоскостопии большое значение умеют регулярные занятия спортом: рекомендуется плавание, а упражнения связанные с усиленной нагрузкой на ноги (например, тяжелая атлетика, бег, конькобежный спорт и др.), исключаются.
Плоскостопие.
Плоскостопие довольно распространенное заболевание среди школьников.
Плоскостопие – это уплощение продольного или поперечного свода одной или обеих стоп. Возможны сочетания обеих видов деформации стопы. При этом стопа соприкасается с полом (землёй) почти всей своей поверхностью, а её отпечаток лишен характерной внутренней выемки. Плоскостопие развивается чаще в детстве, когда нагрузка на стопу не соответствует выносливости её мышц. Наиболее ранние признаки плоскостопия - ноющая боль в стопе, мышцах голени, бедра, в пояснице. К вечеру может появиться отёк стопы, исчезающий за ночь. В дальнейшем стопа деформируется, удлиняется и расширяется в средней части. При тяжёлых степенях плоскостопия значительно изменяется походка: становиться неуклюжей, скованной.
Выявление плоскостопия (можно выполнить дома).
Оборудование: таз с водой, лист бумаги, фломастер или простой карандаш.
Ход работы:
Мокрой ногой нужно встать на лист бумаги. Контуры следа обвести фломастером или простым карандашом.
Найти центр пятки и центр третьего пальца. Соединить две найденные точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию – плоскостопия у вас нет.
У меня было выявлено плоскостопие.(См.таблица 2. Уменьшение признаков плоскостопия достигнуто благодаря комплексу упражнений, которых я ежедневно выполнял).Таблица 2.
Год |
Состояние и форма стопы |
2011 |
Выраженное плоскостопие |
2012 |
Уменьшение признаков плоскостопия |
Комплекс упражнений рекомендуемых при плоскостопии (который я регулярно выполнял).
1. Сидя на стуле разводить и сводить пятки, не отрывая носков от пола.
2. Из того же положения захватывание стопами мяча среднего размера и поднимание его.
3. Из того же положения, подложив под сгиб стопы валик. Максимальное сгибание и разгибание стоп.
4. Сидя на стуле, сгибание пальцами ног коврика или куска ткани, лежащего на полу.
5. Из того же положения, между стопами находиться небольшой резиновый мяч.
Сдавливание стопами этого мяча.
6. Захватывание и поднимание пальцами ног различных предметов (палочек, мяча, куска ткани).
7. То же исходное положение, стопы лежат на круглой палке небольшого диаметра. Катание палки подошвами ног.
8. Из положения стоя, руки на поясе. Перекаты с пятки на носок.
9. Из того же положения. Ходьба по гимнастической палке.
10. Для этого упражнения необходим брусок с треугольным профилем. Ходьба по
этому бруску.
11. Ходьба на носках по наклонной плоскости.
12. Приседания и полуприседания на носках (на пятки не опускаться).
Питание.
Здоровье человека в значительной мере зависит и от питания. Оно должно
быть достаточным по количеству, полноценным по качеству и целесообразно распределяться в течение дня. Наиболее полезен для детей и подростков школьного возраста четырехразовый режим питания. Я стараюсь придерживаться такого режима:
1 завтрак — 25% суточного рациона
II завтрак —15% в школе после четвёртого урока
обед —40%
ужин —20%
Самый сытный у меня обед. Ужинаю за 2 ч до сна. Стараюсь есть в одни и те же часы. Так вырабатывается условный рефлекс. После физических нагрузок появляется аппетит. А съеденная с аппетитом пища лучше усваивается. Беспорядочная же еда приводит к нарушению пищеварения и может вызвать желудочные болезни.
Режим дня.
Для поддержания здоровья важно соблюдение режима дня.
В режиме дня должно быть все точно распределено: продолжительность
учебных занятий и дома, прогулки, регулярность питания, сон, чередование
труда и отдыха. И это не случайное требование. Когда человек соблюдает
правильный режим, у него вырабатываются условные рефлексы и каждая
предыдущая деятельность становится сигналом последующей. Это помогает
организму легко и быстро переключаться с одного состояния на другое. Так,
например, если человек ложится спать в одно и то же время, то он быстрее засыпает и спит глубоким, спокойным сном. Очень важно как можно больше бывать на воздухе, гулять, играть в подвижные игры, ходить на лыжах, совершать туристические походы. Ведь длительное пребывание в помещении, особенно в классе, где физические свойства и химический состав воздуха даже при хорошей вентиляции изменяются с каждым часом в неблагоприятную сторону, вызывает кислородное голодание.
А когда воздух богат кислородом, не содержит вредных примесей, он благотворно влияет на организм: улучшается состав крови, повышается обмен веществ, появляется хороший аппетит. В выходные дни и в каникулярное время я много гуляю на свежем воздухе.
Не менее важен и сон. Продолжительность сна уменьшается с возрастом: для 7—8 лет она составляет 11,5—11 часа, для 9—10 лет—10,5—10 часов, для 11—12 лет — 10 часов, для 13—15 лет—9,5 часов и для 16—18 лет-8,5-8часов. Полноценный отдых во время сна наступает только в том случае, если сон достаточно глубок. А для того чтобы крепко спать, надо ложиться в одно и то же время, перед сном избегать шумных игр. Продолжительность сна у меня в среднем составляет 8 часов, иногда больше.
Зрение.
Красоту окружающего мира мы воспринимаем через зрительный анализатор.
90% информации человек получает через зрение. Берегите зрение!
Проблемы со зрением имеются у 35% современных школьников. Отчего же у некоторых учащихся развивается близорукость и можно ли ее предотвратить? Конечно, можно, если выполнять несложные правила, которые помогают сохранить зрение.
Когда мы рассматриваем предметы на близком расстоянии, мышечный аппарат глаза напрягается, меняется кривизна хрусталика и форма глазного яблока. А когда смотрим вдаль, зрительное восприятие облегчается. Вот почему пребывание в поле, на лугу, у реки, где обеспечен большой кругозор — прекрасный отдых для глаз. У жителей степей, например, необычайно острое зрение.
При чтении и письме, книги и тетради должны находиться на расстоянии не ближе 30 см от глаз. Это условие не соблюдается при плохом освещении, неправильной посадке. Ежедневная длительная, увеличивающаяся с годами зрительная работа в неблагоприятных условиях создает привычку рассматривать все вблизи. В результате развивается близорукость.
Первое условие нормальной работы глаз — хорошее освещение.
Освещенность непосредственно у окна в 6—8 раз выше, чем в простенке между
окнами. Поэтому стол для занятий нужно ставить ближе к окну и так, чтобы свет падал слева. Искусственное освещение должно быть достаточным по силе, равномерным, не давать резких теней. Эти условия необходимо соблюдать в школе и дома.
Я на рабочий стол слева ставлю настольную лампу , защищенную абажуром так, чтобы свет от лампы не падал прямо в глаза, а освещал лишь книгу, тетрадь.
Для сохранения хорошего зрения очень важна правильная посадка за партой, рабочим столом. Вредно читать лежа. Я так не делаю.
Близоруким необходимо носить очки, которые назначает врач, они предупреждают переутомление глаз и ухудшение зрения.
Глаза следует беречь от травм, которые нередко бывают причиной слепоты. Иногда ранение одного глаза приводит к слепоте другого. Причины глазных травм у детей чаще всего шалости, драки. Некоторые ребята, «играя», пускают в ход палки, камни, стреляют из рогаток. Все это может привести к непоправимому несчастью.
В последнее время у меня стало ухудшаться зрение. Причина: много сижу за
компьютером, большая нагрузка на глаза. В настоящее время моё зрение равно минус три диоптрий. Перед собой ставлю задачу остановить дальнейшее ухудшение зрения(меньше времени проводить укомпьютераи телевизора).
Осанка.
Осанка — это умение человека держать свое тело в различных положениях. Правильная осанка естественна и красива: туловище выпрямлено, голова поднята, плечи расправлены. А у человека, который ходит ссутулившись, опустив голову и плечи, выпятив живот, на полусогнутых ногах, осанка неправильная. Как это ни странно, но некоторые молодые люди считают такую осанку и расхлябанную походку красивой. Это не только некрасиво, но и вредно, так как затрудняет деятельность внутренних органов и может вызвать искривление позвоночника.
У меня осанка правильная, благодаря занятиям спортом и правильным физическим нагрузкам (для развития различных групп мышц).Предлагаю самостоятельно определить, есть ли нарушения осанки.
Выявление нарушений осанки.
Оборудование: сантиметровая лента.
Ход работы:
Отчего же появляется плохая осанка и как ее предотвратить? Нарушение осанки искривление позвоночника очень часто возникают в школьном возрасте. Происходит это потому, что развитие костно-мышечной системы у детей и подростков еще не закончено, кости гибки и податливы, и неправильная посадка за партой может вызвать эти нарушения. Вредно носить тяжести в одной руке. Неправильная осанка часто бывает и от пользования мебелью, не соответствующей росту. Не только в школе, но и дома мебель должна соответствовать росту: стул по высоте подбирается так, чтобы стопы всей поверхностью опирались о пол, а бедра и голени были согнуты под прямым углом. Если стул высок, под ноги устанавливается скамейка . Если он низок, ножки стула удлиняются на необходимую высоту. Столсоответствующей высоты обеспечивает расстояние от глаз до поверхности книги, тетради в 30—35 см, предплечья и кисти при этом свободно лежат на столе. Правильное положение стула по отношению к столу позволяет сидеть прямо. Во время чтения, письма стул должен заходить за крышку стола на 3—5 см. Не надо опираться грудью о край стола. Между туловищем и краем стола остается расстояние в ширину ладони.
Часто плохая осанка возникает у ослабленных, болезненных школьников. Они быстро утомляются и во время работы принимают неправильную позу. Затем эта поза становится привычной и приводит к неправильной осанке и искривлению позвоночника. Нарушается осанка и при недостаточном освещении, так как это заставляет при чтении и письме низко наклоняться над книгой и тетрадью.
Систематические занятия физической культурой помогают мне выработать правильную осанку; в комплексы гимнастических упражнений я включаю специальные упражнения. Особенно полезны для выработки хорошей осанки плавание, гребля, гимнастика, волейбол, баскетбол.
Я с удовольствием занимаюсь в секциях волейбола и баскетбола, гимнастикой, люблю плавать.
Бывают незначительные нарушения осанки, которые устраняются в результате занятий утренней гимнастикой и физкультурой. Более выраженные и стойкие изменения требуют специальных занятий и лечения.
А когда поражается какой-либо один отдела позвоночника, страдает весь
позвоночник, поэтому лечебная и оздоровительная физкультура при остеохондрозе должна состоять из комплекса упражнений для всего позвоночника с обязательным учетом стадии заболевания и включать специальные упражнения для пораженных отделов позвоночника.
Признаков остеохондроза у меня нет, но я хочу дать совет людям страдающим остеохондрозом.
Для всех больных остеохондрозом полезен массаж, самомассаж, упражнения
в воде, плавание, особенно стилем брасс и на спине. Полезны упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса, которые включены в комплексы упражнений. При напряжении мышц усиливается сдавливание нервных корешков и ухудшается кровоснабжение межпозвонковых дисков, поэтому так важно включать в занятия упражнения на расслабление, которые надо чередовать со специальными упражнениями.
Больным остеохондрозом полезно спать на полужесткой постели. Например, на деревянный щит положить ватный матрац толщиной 10 см. Задачи лечебной и оздоровительно-массовой физкультуры при остеохондрозе шейного отдела позвоночника — снять напряжение мышц шеи, снизить болевые ощущения, которые передаются из шейного отдела позвоночника на плечевой пояс, укрепить мышечно-связочный корсет позвоночника, восстановить нормальную амплитуду движений в суставах шейного отдела и плечевого пояса.
При сильных болях в первые две недели следует избегать резких движений в шейном отделе позвоночника. Движения должны быть медленными, плавными, чтобы не вызывать усиления болевых ощущений. С первых процедур лечебной физкультуры вводят упражнения для укрепления мышц шеи.
Физическая культура и здоровье.
Кому из молодых людей не хочется быть сильным, ловким, выносливым, иметь гармонично развитое тело и хорошую координацию движений? Хорошее физическое состояние — залог успешной учебы и плодотворной работы. Физически подготовленному человеку по плечу любая работа.
Далеко не всем людям дарует эти качества природа. Однако их можно приобрести, если дружить с физической культурой и приобщиться к ней с детского возраста.
Физическая культура — составная часть общей культуры. Она не только укрепляет здоровье, но и избавляет от некоторых врожденных и приобретенных недугов. Заниматься физкультурой — это значит систематически выполнять физические упражнения, соблюдать режим дня и правила гигиены, закаливать организм, умело пользуясь солнцем, воздухом и водой. Физическая культура нужна людям и физического и умственного труда. Но особенно она необходима детям и подросткам, так как в их возрасте закладывается фундамент физического развития и здоровья.
Составная часть физкультуры — спорт. Заниматься спортом — это значит путем упорных тренировок и постепенно возрастающих нагрузок добиваться высоких результатов в соревнованиях. Чтобы не причинить вреда организму, необходим регулярный врачебный контроль и самоконтроль. Чрезмерное увлечение спортом и несоблюдение указаний учителя физкультуры и тренера могут вызвать переутомление, и тогда вместо пользы спортивные занятия принесут вред.
Каждому, пожелавшему заниматься физической культурой и спортом, надо прежде всего регулярно посещать уроки физкультуры в школе. Где обучают гимнастическим и легкоатлетическим упражнениям, там можно научиться играть в баскетбол, волейбол и в другие спортивные игры, ходить на лыжах, а если есть бассейн, то и плавать.
Я учусь в 11 «А» классе, в неделю у нас два урока физкультуры, которые я с огромным удовольствием посещаю. Корме этого я занимаюсь в различных секциях:
Я думаю, особенно большое значение физкультура и спорт приобретают сейчас, в век технической революции. Труд многих рабочих постепенно сводится к управлению машинами. Это снижает мышечную деятельность рабочих, а без нее многие органы человеческого тела работают на пониженном режиме и постепенно ослабевают. Такую мышечную недогрузку возмещают человеку занятия физической культурой и спортом. Ученые установили, что занятия физкультурой и спортом оказывают благотворное влияние на производительность труда. У работников физического и умственного труда, занимающихся спортом, утомление наступает значительно позже, чем у тех кто не дружит с физкультурой. Многолетние научные исследования показали, что люди, занимающиеся спортом, быстрее приобретают высокую квалификацию. Труд с большим нервным напряжением, например труд летчиков, машинистов скоростных поездов, водителей автомобилей, требует специальной психофизической подготовки. Физкультура здесь большой помощник.
Неоценимую услугу физкультура и спорт оказывают и в формировании у школьников высоких моральных качеств. Они воспитывают волю, мужество, упорство в достижении цели, чувство ответственности и товарищества.
Физкультурой и спортом в нашей стране занимаются миллионы людей.
Физическое воспитание, особенно молодежи — дело государственной важности
и государство уделяет ему большое и неослабное внимание.
Гимнастика.
В Древней Греции долгое время атлеты выступали на соревнованиях в одних легких плащах. Однажды один из победителей состязаний во время бега потерял плащ, и все решили, что без плаща ему было легче бежать. С той поры все участники соревнований стали выходить на арену обнаженными. По-гречески «обнаженный» — «гимнос»; отсюда появилось слово «гимнастика», к которой в древности относили все виды физических упражнений.
В наше время гимнастикой называют систему специально подобранных физических упражнений и методических приемов, применяемых для всестороннего физического развития, совершенствования двигательных способностей и оздоровления.
Гимнастика имеет много разновидностей, начнем с зарядки. Утро я начинаю с зарядки, обычно встаю в 7 часов и делаю зарядку в течение 15 минут. Чувствую себя бодрым, как гласит древняя индийская пословица:
«Лучшего средства от хвори нет — делай зарядку до старости лет». А зарядкой принято называть 10—15-минутную утреннюю гигиеническую гимнастику, выполняемую после сна. Она помогает организму быстрее перейти от пассивного состояния к активному, необходимому для работы, создает хорошее настроение и дает заряд бодрости. Давая отдых нервной системе, эти упражнения снимают утомляемость и способствуют высокой работоспособности.
Сужу по себе: когда, занимаясь домашними заданиями , приходится долго сидеть за столом, то со временем появляется желание потянуться (а такое движение — гимнастика) или пройтись по комнате. Так и в школе у учащихся со временем возникает потребность изменить положение тела, «размять косточки» и хотя бы минутку передохнуть. Для многих физкультурная пауза — большое подспорье.
А кто хочет обрести стройную фигуру с красивой, рельефно выделяющейся мускулатурой, тот занимается атлетической гимнастикой. Она состоит из общеразвивающих упражнений с предметами — отягощениями (металлические палки, гантели, резиновые амортизаторы, эспандеры, гири, блочные устройства и др.) и без предметов. Вместе с тем предусматриваются занятия различными видами спорта, дающими разностороннюю физическую подготовку.
Вывод.
Моя программа здоровья , которую я представил, не требует материальных затрат. Важна мотивация. Наше здоровье в наших собственных руках. Надо беречь самое ценное, что у нас есть.
Данная программа эффективна и полезна ,так как здоровый образ жизни является необходимым фактором успешности современного человека .
Притча о гвоздях
Серебряное копытце
Мастер-класс "Корзиночка"
Сказка на ночь про Снеговика
Карты планет и спутников Солнечной системы