Проект был напрвлен на формирование активной гражданской позиции и создание сайта, позволяющего использовать социальную сеть для образовательных целей
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_proekta_molodyozh_i_internet.doc | 278.5 КБ |
Цель проекта: создание молодежного сайта, способствующего формированию активной гражданской позиции и позволяющего использовать социальную сеть для образовательных целей, таким образом, помогая реализовать себя в постоянно меняющемся мире. Привлечение активных, творческих молодых людей к самостоятельной творческой деятельности, с целью формирования социально активной жизненной позиции, воспитание гражданственности и патриотизма.
Практическая цель: подготовка детей к взрослой жизни через взаимодействие с различными общественными и государственными организациями.
Объектом исследования является: социальные сети Интернет и молодежные сайты, как фактор влияния на формирование личности.
Теоретическая основа работы: метод сравнительного анализа, социологические опросы, статистические таблицы, схемы. При подготовке были использованы монографии, статьи, данные статистических справочников и информация с электронных сайтов.
Вид учебно-исследовательской деятельности учащихся: аналитико-систематизирующий.
Тип проекта: долгосрочный (с 01.09.2010 года по 25.05.2011)
Актуальность темы: положительная социализация – задача современного общества. К сожалению, условия для самореализации молодежи практически отсутствуют в пределах маленьких населенных пунктов, деревень, сел. Интернет в этих условиях может стать одной из форм получения самообразования, решению проблем проведения досуга, расширения межкультурных связей.
Новизна: личная потребность учащихся в субъективном виденье и понимании потребностей молодежи, предлагаются собственные суждения о возможных путях решения проблемы.
Сложности рассмотрения проблемы: огромное количество молодых людей, овладев компьютерным сленгом, воспринимает Интернет лишь как возможность свободно общаться в виртуальном мире, не используя преимуществ «мировой паутины». Сломать, сложившийся стереотип, очень сложно.
Рабочая карта проекта.
Постановка проблемы:
«Человек невидимка-
Ты создал свой статус,
Добавил друзей,
Только вот какой казус:
В сети Интернет – ты просто герой,
А в жизни реальной ты тоже такой?»
Текущее десятилетие дает нам последний шанс адаптироваться к интенсивности развития информационных технологий. В связи с развитием коммуникаций и вступлением в век информации, необходимо четко представлять те проблемы, с которыми столкнулось общество. Если их не решить сейчас, то завтра – Россию ждет грандиозное отставание во всех сферах развития общества. Важнейшее значение в этих условиях приобретает проблема выявления возможностей и перспектив позитивного диалога. В нынешних условиях глобализации наблюдается резкое снижение управляемости общественных процессов. Необходима модификация институтов и систем управления общественным развитием. Молодежь – это та социальная группа, которая является мощным потенциалом и реальной силой. Эту силу необходимо направить в правильное русло. Электронная почта и Всемирная паутина позволяют США доминировать в глобальном перемещении информации и идей. Что же представляют собой в реальности те многочисленные социальные сети и молодежные сайты заложниками, которых мы стали? Это действительно, то общение, которое мы ищем?
Стратегия достижения поставленных целей.
Реализация поставленных задач будет проходить в три этапа: подготовительный, реализационный, итоговый.
I.Этап: отбор участников проекта, подбор методической и справочной литературы. Отбор участников проводится на основе собственного их желания принимать участие в данном проекте.
Краткое описание подготовительного этапа.
В рамках работы школьного кружка «Знатоки», ребятам было предложено написать эссе по теме: «Я и Интернет». Вторым шагом стало обсуждение эссе и проведение диспута на тему: «Польза и вред Интернета». Третий шаг – постановка проблемы и предложение со стороны руководителя провести исследование и данного вопроса. Четвертый шаг: отбор участников на основе собственного их желания принимать участие в данном проекте.
II Этап: реализационный.
Форма работы | Наименование мероприятий | Ответственные | Сроки проведения |
Консультация. | Основы проектирования. Составление схемы взаимодействия. | Научный руководитель проекта. | сентябрь |
Тренинг. | Участие в проектной деятельности | Научный руководитель. | сентябрь |
Консультация. | Приобретение и подбор методической литературы. | Научный руководитель. | сентябрь |
Круглый стол. | Выдвижение гипотез. Уточнение целей и задач. | Научный руководитель проекта. Участники проекта. | октябрь |
Круглый стол. | Поиск и предложения вариантов решения. Выбор методики проведения исследования. | Научный руководитель проекта. Участники проекта. | октябрь |
Заседание | Составления плана работы. | Научный руководитель проекта. Участники проекта. | октябрь |
Сбор материалов. Работа в группах по направлениям. | Участники проекта | ноябрь | |
Прогнозирование результатов. | Заседание участников проекта. | Участники проекта | ноябрь |
Проведение социологического опроса | Участники проекта | ноябрь | |
Проведение исследования в группах по направлениям. | Участники проекта | ноябрь | |
Обработка результатов. | Научный руководитель проекта. Участники проекта | декабрь | |
Обсуждение результатов. | Заседание участников проекта. | Научный руководитель проекта. Участники проекта. | декабрь |
Систематизация результатов. | Систематизация данных в таблицу | Научный руководитель проекта. Участники проекта. | декабрь |
Обработка данных и их представление в виде таблиц, схем, презентаций. | Систематизация данных в таблицу | Участники проекта | декабрь |
Варьирование проблемных вопросов. | Постановка новых проблем и предложение вариантов исследования и решения. | Научный руководитель проекта. Участники проекта. | январь |
Проверка и корректировка данных. | Заседание участников проекта. | Научный руководитель. Участники проекта. | январь |
Создание сайта. Защита проекта. | Заседание научного общества учащихся МОУ «СОШ №3 г. Ершова Саратовской обл.» «Первая ступень к науке». | Научный руководитель проекта. Участники проекта. | Февраль-март |
На первом этапе были распределены роли участников проекта:
Участник | Статус |
Громадюк Александр | Социолог, ученик профильного СТЖТ 10 «В» класса |
Костенко Яна | Аналитик, ученица 10 «Б», информационно- технологического профиля. |
Куропатова Настя, Караваева Ксения | Корреспонденты, пиар, ученицы 10 «Б», информационно- технологического профиля. |
Мазур Анастасия | Технический оформитель, ученица 10 «Б», информационно- технологического профиля. |
Громадюк Т.Н. | Руководитель, учитель истории и обществознания, член МНЛ на базе МОУ СОШ №3 |
Бурова О.В. | Руководитель, учитель информатики, руководитель отдела ИКТ МНЛ на базе МОУ СОШ №3 |
Терешкина Е.Ю. | Организатор связей с общественностью, старшая вожатая. |
Описание деятельности участников проекта.
Участник №1
Участник проекта | Информационное поле | Проблема |
Громадюк Александр -10 класс МОУ СОШ №3 | Вконтакте. Социологический опрос | Пользователи социальных сетей |
Задача:
- Определить количество зарегистрированных, их интересы, взгляды, убеждения, обсуждаемые проблемы.
Результаты исследования:
Всего зарегистрировано: 111984777 (21 час 26 минут; 10.02.11)
Возраст зарегистрированных подростков | Количество |
1991– 19 лет | 2893037 |
1992– 18 лет | 2724757 |
1993– 17 лет | 2359121 |
1994– 16 лет | 2257542 |
1995 – 15 лет | 1971747 |
1996 – 14 лет | 1879064 |
Выводы:
- В возрасте от 14 до 19 лет пользователями социальной сети Вконтакте является 14085268 человек, что составляет от общего количества – 12,57%. Причем, чем старше становится подросток, тем больше у него возникает необходимость общения через сеть.
Гипотеза:
Покинув школьный порог, поменяв свой социальный статус, подросток теряет привычный круг общения и ищет ему замену. Реальное общение в привычном масштабе становится не возможным, подросток приспосабливается к новой среде и меняет реальное общение - на виртуальное.
Уточнение задачи исследования проблемы:
Какие причины могут служить основой реализации общения через Интернет?
Изучение и сопоставление различных информационных источников.
Наиболее повторяемые в ответах причины | Количество подростков проголосовавших за эту причину.( % ) |
Поиск работы | 2 % |
Поиск рекламы | 7% |
Скачивание фильмов и игр | 39% |
Общение со сверстниками через Skype | 41 % |
Поиск друзей и знакомство | 9% |
От скуки | 10 % |
Выводы:
Большая часть пользователей социальных сетей – люди, не предполагающие как еще можно организовать свой досуг, имеющие низкий уровень правовой культуры.
Социологический опрос среди сверстников, зарегистрированных Вконтакте на тему: «Мои политические убеждения»:
Данные опроса систематизированы в таблице:
Политические взгляды | Знаете ли вы, что они означают? | Являетесь ли вы приверженцами этих взглядов? |
индифирентные | Да -2%; нет - 98% | Да -4%; нет - 96% |
коммунистические | Да -62%; нет - 38% | Да -2%; нет - 98% |
социалистические | Да - 42%; нет - 58% | Да -2%; нет - 98% |
либеральные | Да -92%; нет - 8% | Да -62%; нет - 38% |
ультромонархические | Да -2%; нет - 98% | Да -1%; нет - 99% |
На вопрос: «Мечтаете ли вы стать лидером, какой либо партии?» - нет, ответили все опрашиваемые. Для уточнения и сравнения данных была исследована сеть «Вконтакте». Вот какие результаты были получены:
Политические взгляды и убеждения (смотреть статус) | Количество подростков |
индифирентные | 3203321 |
социалистические | 1751424 |
коммунистические | 1976526 |
либеральные | 3264562 |
ультромонархические | 1827502 |
Выводы:
Большая часть пользователей социальных сетей – люди, не уверенные в себе, скрывающие свое истинное лицо. Они пытаются самоутвердиться, реализовать себя, преувеличивая свои возможности и способности.
Итоги:
Данное исследование показало, что социальные сети не открывают возможностей для открытого общения. В современном мире молодежи очень важно приобрести навыки коммуникативного общения, научиться не боятся брать на себя ответственности в принятии сложных вопросов, научиться пользоваться грамотно огромным информационным потоком. Для этого, прежде всего, необходимо иметь твердые убеждения и прочную социальную позицию. огромное количество молодых людей, овладев компьютерным сленгом, воспринимает Интернет лишь как возможность свободно общаться в виртуальном мире, не используя преимуществ «мировой паутины». Сломать, сложившийся стереотип, очень сложно.
Участник №2
Участник проекта | Информационное поле | Проблема |
Костенко Яна -10 класс МОУ СОШ №3 | Статьи, комментарии. | Польза и вред Интернета. |
Задача:
- Определить положительное и отрицательное воздействие Интернета на формирование личности подростка. Формирование личности происходит под влиянием огромного количества факторов. Если раньше, огромное влияние на формирование мировоззрения имело телевиденье, то теперь основная роль принадлежит Интернету.
Гипотеза:
В современном мире человек уже не представляет своей жизни без Интернета. Увеличился поток информации, сократилось время ее передачи, за считанные секунды можно узнать последние новости, однако Интернет наверняка несет в себе ровно столько же и зол.
Объекты исследования:
социальные сети Интернет и молодежные сайты, как фактор влияния на формирование личности.
Таблица №1
Список исследуемых сайтов | Обсуждаемые проблемы |
Вконтакте | Как прошить телефон, где скачать игру или клип, что задано на дом, обсуждение школьных новостей, просмотр и обсуждение фото, поиск людей. |
Одноклассники | Как прошить телефон, где скачать игру или клип, что задано на дом, обсуждение школьных новостей, просмотр и обсуждение фото, поиск людей. |
Таблица №2
Список исследуемых сайтов | Положительное воздействие | Отрицательное воздействие |
Вконтакте | Много полезной информации из разных областей интересов молодежи, возможность общаться со знакомыми, способ проведения досуга. | Присутствие порнографического видео, сцены насилия, призывы к национализму, нецензурный сленг. |
Одноклассники | Много полезной информации из разных областей интересов молодежи, возможность общаться со знакомыми, способ проведения досуга. | нецензурный сленг. |
Выводы: Большинство наиболее посещаемых молодежью сайтов, лишь дублируют друг друга. Они призваны обеспечивать приятное проведение досуга, но, к сожалению, не способствуют социализации личности в полном понимании этого слова. Среди отрицательных аспектов в статьях и исследованиях выделены следующие характеристики:
- общение в сети в учебное и рабочее время, что резко понижает процессы успеваемости и производительности труда;
- зависимость пользователей, превращающаяся в болезнь;
- взрывной рост пользователей может привести к утрате многих общечеловеческих ценностей, так как сети не подвластны цензуре;
- наличие антисоциальной рекламы может привести к социальным конфликтам;
- Пользование сетью отвлекает от форм досуга, призванных поддерживать здоровый образ жизни.
Среди положительных аспектов в статьях и исследованиях выделены следующие характеристики:
- быстрый доступ к информации;
- расширение межкультурных связей;
- поиск деловых партнеров;
- организация досуга.
Выводы:
Использование Интернета, так же как и использование атома может носить и созидательный и разрушительный характер. Необходимо привлечь внимание всей общественности, к проблемам, которые стоят перед обществом в связи с использованием Интернета. Необходимо создание нормативно-правовой базы, которая позволила бы контролировать многие процессы создания сайтов и размещенных на них материалов. И это вовсе не будет наступлением на демократию, как считают многие.
Во все времена философы писали об огромной политической и социальной роли молодежи. Имеет ли место данное утверждение в современном мире, когда все лишь и говорят о полной деградации подрастающего поколения? Молодежь давно уже не имеет прочных союзов и организаций, изменились взгляды, появились тенденции к индивидуализму. Возможно, сейчас уже нельзя говорить о молодежи, как определенной социальной силе.
Задача:
- Систематизация знаний по вопросу – молодежь как социальная группа, с целью определения роли молодежи в современных условиях развития общества.
Участники проекта | Информационное поле | Проблема |
Костенко Яна | Статьи и комментарии. Дмитрий Медведев:..все условия для самореализации молодежи"... | Молодежь как социальная группа |
Куропатова Настя | Диссертация «Педагогические условия самореализации молодежи... Квитков, Михаил Геннадьевич. Тема диссертации: Педагогические условия самореализации молодежи в общественных организациях. dissercat.com …samorealizatsii-molodezhi | Молодежь как социальная группа |
Караваева Ксения | целевая программа по организации работы с молодежью... Недостаточно развиты условия для самореализации и воплощения социально-значимых инициатив молодежи. mc.vbgcity.ru | Молодежь как социальная группа |
Мазур Настя | Условия самореализации молодежи в общественных организациях. Встреча с представителями общественных организаций. | Молодежь как социальная группа |
Громадюк Александр | Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе. Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006 | Молодежь как социальная группа |
Подведение итогов:
- Молодёжь – социально - демографическая группа, которая характеризуется специфическими половозрастными, социально-психологическими и физиологическими особенностями.
- Молодёжь, как наиболее восприимчивая группа общества, отражает сложившиеся общественные отношения во всех областях жизни - экономике, политике и культуре. В тоже время, она является субъектом деятельности, может проявлять различную степень производственно-трудовой, общественно-политической, культурно-познавательной и семейно-бытовой активности, социальную мобильность в зависимости от реальных условий, потребностей, интересов и ценностных ориентаций.
- Молодёжь, достаточно неоднородная социальная общность. Социальные позиции занимает не молодёжь в целом, а те или иные группы молодёжи, различающиеся по своему возрасту, образованию, социальному происхождению.
- Правильнее будет говорить не о молодёжи вообще, а об учащейся, студенческой или работающей молодёжи; молодёжи крупных центральных городов, провинциальных городов или молодёжи из сельской местности. Отсюда следует, что при определении социальных позиций молодёжи, её различных групп необходимо исследование качественных социальных характеристик молодёжи: социальный состав и происхождение, материальное положение родителей, мировоззрение и религиозная принадлежность, образование, профессиональная деятельность, политические взгляды.
- Важнейшую роль молодёжи в воспроизводственном процессе определяет способность воспроизводить сложившуюся на момент его становления структуру общественных отношений. Молодёжь может восполнить уходящие поколения, в социально-профессиональной структуре общества только унаследовав социальный опыт и традиции, накопленные предшествующими поколениями. Только так может осуществляться воспроизводство социальной структуры любого общества. Вместе с тем каждое новое поколение, наследуя социальный опыт, пополняет его новациями.
- На уровне досуговой самореализации молодёжную культуру отличают следующие черты, распространённые в различных социальных и возрастных когортах с разной степенью интенсивности:
преимущественно развлекательная направленность;
"вестернизация" (американизация) культурных потребностей и интересов;
приоритет потребительских ориентаций над креативными (творческими);
слабая индивидуализированность и избирательность культуры (преобладают достаточно жёсткие групповые стереотипы);
Предложения:
- создать молодежный сайт, который бы удовлетворял основные потребности молодежи, но, в то же время, способствовал формированию активной гражданской позиции и позволял использовать социальную сеть для образовательных целей, таким образом, помогая реализовать себя в постоянно меняющемся мире.
- продолжить исследование по проблеме социализации личности в современном мире и влиянии на формирование личности Интернета и социальных сетей.
III Этап: практический.
Мероприятия | Вопросы и проблемы | Ответственные |
Социологический опрос | Каким должен быть сайт? | Громадюк, Куропатова |
Референдум | Нужен ли новый сайт? | Караваева, Куропатова |
Работа с общественностью | Привлечение «Единой России» | Костенко Яна, Мазур Настя, Громадюк Т.Н. |
Практическое выполнение | Создание сайта | Бурова О.В., Мазур Настя |
Референдум проходил по аналогии проведения государственного референдума. Всего приняло участие в референдуме: 245 человек. Из них за создание нового сайта проголосовало: 201 человек; против – 44 человека.
В ходе социологического опроса были выявлены пожелания ребят по вопросам оформления и содержания сайта. По вопросу о названии молодежного сайта мнения, как и предполагалось, разошлись. Счетная комиссия определила наиболее популярные названия и вынесла вопрос на голосование. В результате проделанной работы, не только было определено название, но и появилось огромное количество ребят пожелавших принимать участие в подобных проектах.
Социологический опрос показал, что для ребят очень важно, что бы новый сайт помогал им решать определенные образовательные задачи, был интересен. Ребята предложили следующие страницы будущего сайта:
Образование:
Ссылки на сайты вузов (фото)
Информация о профильных классах Ершовских школ
Новости о проводимых конкурсах/результаты (районных, также сообщать о проводимых вузами конкурсах)
ЕГЭ и ГИА (демоверсии, правила проведения экзаменов)
Спорт
ФОК (секции)
Новости спорта
Результаты спортивных соревнований
Развлечения
Видео (социальной рекламы)
Музыка
Форум
Рубрика (наши бредовые размышления)
Аудиозаписи по типу радио
Единая Россия
Правовая страничка
Творчество
Рисунки
Стихи
Проза
Фото
И еще пару вопросов…
Многие ребята высказали пожелание увидеть на сайте страницу Ершовского местного отделения партии «Единая Россия». С учетом пожеланий опрошенных учащихся, была назначена встреча с представителями администрации Ершовского района, отдела образования, представителем местного отделения партии «Единая Россия». Встреча проходила 14.02.2011 года. Ирина Александровна Новоселова внимательно выслушала ребят и рассмотрела данный вопрос на заседании политсовета. В итоге было вынесено решение о создании страницы местного отделения партии «Единая Россия» на сайте «Молодёжь XXI века».
В результате проекта был создан сайт «Молодёжь XXI века»
* Фотографии, использованные в оформлении работы, опубликованы с письменного разрешения родителей.
Два морехода
О путнике
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Загадка Бабы-Яги
Пчёлки на разведках