Исследовние творчества владимирскаого поэта Германа Суровова
Вложение | Размер |
---|---|
tema_lyubvi_v_tvorchestve_g._surovova.doc | 60.5 КБ |
МУ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТУШИНСКОГО РАЙОНА»
МОУ Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Покров
Тема любви в творчестве Г. Суровова
(НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА)
ВЫПОЛНИЛА: Лабина Екатерина, ученица 10 класса «А»
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Снеткова Ирина Анатольевна
2011 год
Г. Покров
Оглавление
II. Тема любви в творчестве Германа Суровова……………………5 - 8
III. Заключение………………………………………………………..9
IV. Литература………………………………………………………..10
1. Вступление
Тема любви занимает в творчестве писателей особое место. Любовь - наиболее возвышенное из всего, что может подарить человеку судьба. Самое чистое, самое прекрасное чувство, которое может испытать человек. Оно отделяет нас от всего остального живого мира. Только любовь даёт возможность прикоснуться к основе бытия и познать основу мироздания, с предельной силой ощутить себя живущим. Именно поэтому духовное начало любви, чистота и возвышенность, скрытые в этом чувстве, постоянно притягивают к себе творческих людей. Любовь становиться источником и самых сильных переживаний, и самых совершенных из написанных лирических произведений. В произведениях поэтов особенно точно передаются все оттенки этого чувства. Но каждый из лириков показал своё восприятие любви: радостное, светлое- у Пушкина, грустное и укоряющее- у Лермонтова, таинственное и неземное у Блока… Любовь многолика…Но во все времена она будет вдохновлять вновь и вновь на создание самых сокровенных и трепетных творений.
Тема любви одна из главных тем поэтов 19 века - века романтизма. Читая их произведения, я обратила внимание на то, что такие поэты, как Пушкин, Лермонтов, Жуковский очень тонко описывают удивительное чувство - любовь. У Александра Сергеевича Пушкина есть очень красивое стихотворение « Я вас любил», в нем он открывает всю свою душу читателям, а в первую очередь адресату. Каждая строка этого стихотворения говорит о большом и благородном чувстве к женщине. В этом чувстве искренность и нежность, сдержанность и деликатность, забота о любимой. Последние строки стихотворения раскрывают благородство души героя:
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
Желать женщине, которой по-прежнему увлечен, «любимой быть другим»- непросто.
Творчество каждого писателя необыкновенно, неповторимо прекрасно, и чувство любви добавляет в каждое произведение элегантность, чувственность, страсть, что делает его еще более насыщенным.
В творчестве поэта 20 века тема любви также одна из самых ведущих. Она звучит и в творчестве владимирского поэта – Германа Суровова.
« Биография поэта – его стихи. Остальное лишь примечание. Это известное выражение полностью относиться к Герману Суровому, как ни к кому другому. Органически слита его жизнь с поэтическим творчеством. Читая стихи Суровова, зримо представляешь его судьбу, по которой можно судить о жизни поколения, родившегося незадолго до начала второй мировой войны.
Могли ли такие ребята, как Герман стать хозяевами своих судеб, цель у которых была в жизни одна – выжить? И да, и нет. В большинстве случаев нет, не сложилась жизнь.
Герман всё сделал, чтобы перебороть судьбу. Он окончил в родном рабочем городке Орехово-Зуеве индустриальный техникум, трудился на городских стройках, работал корреспондентом многотиражки местного текстильного комбината. Стихи Суровова (с явно выраженным «русским акцентом») не были востребованы в полной мере. Но, будучи поэтом, столкнулся с жесточайшей цензурой. «Чинно, важно говорили: «…так пиши! А так не сметь! Сколько золота зарыли, чтобы царствовала медь!» Его редко печатали. Мелькнул несколько раз в московских журналах и альманахах, вышел в обойме поэтов Верхне-Волжского книжного издательства тоненькой книжечкой в два ряда стихов «Когда верны озерам родники» и последняя добротная публикация в коллективном сборнике «взгляд».
В советский период в России трудно было остаться самостоятельным, независимым художником, тем паче, что Герман Суровов следовал традициям русской литературы, продолжая развивать поэтическую линию, которую отчетливо выразили такие поэты, как А. Кольцов, С. Есенин, А. Фатьянов, Н. Рубцов.
Творчество Суровова – это лесной родник, «верный озерам».
Герман Петрович знал себе цену, своим срокам. О его стихах одобрительно отзывались В. Солоухин, Е. Евтушенко, В. Боков.
Наряду со стихами о природе, Родине, проблемах общества есть небольшой цикл стихов «Лесное озеро», центральной темой которого является тема любви.
При исследовании стихов Г.Суровова мы предположили, что любовная лирика наших современных писателей отличается от произведений поэтов 19 века.
Целью нашей работы стало: проследить, как раскрывается тема любви в стихах поэта-земляка Германа Суровова.
Перед собой мы поставили следующие задачи:
II. Тема любви в творчестве Г. Суровова.
Стихотворения цикла не имеют названий, кроме двух. Когда читаешь их друг за другом, складывается впечатление, что ты читаешь роман о любви. Два стихотворения «Первая любовь» и «Лебединая песня моя» словно начинают и завершают любовную историю. В стихах два героя – мужчина и его возлюбленная. Она то обретает черты вполне реальной женщины – жены поэта Валентины Никитичны, то опять становится олицетворением всех женщин. Она причина радости и страданий героя, его спутница и соратница, загадка и открытая книга. И чувство, возникающее между героями, тоже имеет много оттенков.
Стихотворение «Кто мы с тобой» Герман Суровов посвятил своей жене. В нем он говорит о том, что они с супругой разные: «я – огонь, ты – вода». Огонь – бурный, яркий, а вода – тихая, спокойная. Мы считаем, что этим сравнением автор показывает суть их отношений, т. е его жена всегда способна успокоить, поддержать его.
Автор пишет, что их связывает какое- то тонкое, незримое, напряженное чувство: «А между нами вольтова дуга». Хотя в тоже время говорит о том, что между ними бесконечность - «синь да тополя», пугающая неизвестность - «темень да пурга». Также он утверждает, что не сможет без нее прожить: «Когда ж с тобой расстанемся мы вдруг, то станет днем темным - темно вокруг». Супруги две противоположности, которые друг без друга не могут. Основными художественными приемами в этом стихотворении являются сравнения и антитезы.
Стихотворение «Рыжая» Герман Суровов пишет с грустью, печалью, тоской. Осень напоминает герою образ «рыжей, веснушчатой, милой» женщины, с которой он расстался. Без неё в душе наступает зима, душа замерзает, покрывается инеем. Сможет ли герой возродиться к новым чувствам и оживить душу? Только рядом с возлюбленной он продолжает жить. Эта мысль продолжается в стихотворении «В моей душе ты, - что лесное озеро».Герман Суровов так же, как и многие другие посвятил его своей супруге Валентине. В нем автор говорит, что его любимая – это лесное озеро, скрытое от посторонних глаз, доступное лишь герою, а любовь живительный родник, питающий душу. Только верное, искреннее чувство способно не дать пропасть этому озеру и самому человеку. Как и в юности, герой припадает к истоку живительной влаги:
Мы ходим в лес встречать часы рассветные
К озерцу нашему, как в юности легки.
Не пропадут места в лесу заветные, когда верны озерам родники.
Основным художественным приёмом является сравнение.
Герой казнит себя за то, что не сберег любовь, и, потерял опору в жизни:
Как – будто я сорвался в пропасть,
И все никак не упаду.
(«Ты непонятна, как природа»)
Не всегда герой может понять свою возлюбленную «Ты непонятна, как природа…», объяснить причины разрывов и ссор: «Так зачем же, душою каменея, мы друг друга доводим до слез», но осознаёт, что любовь поднимает человека над обыденностью, земной жизнью, позволяет парить:
Пойми: любовь – ведь наши два крыла, и нас она над миром подняла.
В полете мы, и пусть нам тяжело,
Лишь не сломать бы ни одно крыло.
(«Как вышло, что любовь у нас вражда»)
Женщина в стихах Суровова – олицетворение самой природы, поэтому так много пейзажных зарисовок и сравнений с природой. Особенно ясно это становиться из стихотворения «Я шел, молодой…»:
Как будто сама озорная природа
Явилась на фоне лесов…
И мелко и плавно она выжимала
Реку из тяжелых волос…
И в платьице – цвета налившейся вишни-
Природа босая ушла.
В стихотворение «Устали, разругались, разошлись» мы видим душевные переживания автора от расставания с возлюбленной. Он понимает, что виноват и раскаивается в содеянном: «Я виноват, и я не сплю ночами». Автор хочет вернуться к своей супруге и просит ее прощения: «К тебе вернусь, не будь и ты жестока». Если человек действительно любит, он готов прощать и идти на уступки. Ведь любовь очень сложно понять… Прощать постоянно – нельзя, не прощать – тоже. Как же быть? Тут каждый будет поступать по- своему. Но для любимого человека не жалко ничего, можно даже что – то изменить в себе, думаю, это будет правильным решением конфликта возникшего между автором и его супругой.
Основным художественным приемом является сравнение.
Любовь для Суровова – спасение от одиночества. Когда герои вдвоём «бездна одиночества тоскует за окном» («Слова, слова, что клавиши»)
Первая любовь в одноименном стихотворении заставляет кружиться голову, меняет весь мир вокруг, и она же ранит героя. Возлюбленная осталась тайной. Первое чувство – чистое, свежее воспоминание жизни героя.
Заключительное стихотворение сборника и цикла – «Лебединая песня моя», посвященное «любимой жене Валентине Никитичне», - подводит итог. Это своеобразный эпилог романа о любви. Герой, как лебедь, выбрал себе женщину – возлюбленную, жену. Соратницу и остался ей верен до конца дней. Любовь окрылила его, позволила ощутить полет. В том числе и творческий. Любовь была настолько естественным состоянием, что о ней не говорили.
Любовь для героя – нежданная награда, спасающая и охраняющая сила, которая поддержит человека в самые трудные моменты его жизни
III. Заключение.
Итак, проанализировав стихотворения Германа Суровова из сборника «Прожитые годы», мы пришли к выводу, что чувства к женщине, выраженные в творчестве поэтов 20 века все такие же сильные , как и раньше. Изменилось лишь то, что теперь мужчины относятся к женщине как к соратнице, помощнице, а в 19 веке женщина была чем – то божественным, недосягаемым, возвышенным.
Любовь сама по себе есть целый мир, и жить в этом мире – есть счастье, даруемое нам щедрой судьбой, счастье которое требует от человека искренности, открытости. Чистоты, благородства.
IV. Литература.
1. Суровов Герман. Прожитые годы – Золотые ворота, Владимир, 2004 г.
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Кто самый сильный?
Как Снегурочке раскатать тесто?
Всему свой срок
Свадьба в Малиновке