Вложение | Размер |
---|---|
"Кумакское-моя деревня!" | 335.72 КБ |
Министерство образования РФ
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Кумакская средняя школа»
Соль – Илецкий район
«Кумакское – моя деревня!»
Эколого – краеведческий путеводитель
Выполнила: Таубаева Карина
ученица 7 класса
Руководитель: Зульярова Ж.Б.
учитель технологии
с. Кумакское 2010 год
Содержание
Введение ________________________ с.2-3
1. Месторасположение села Кумакское______________ с.4
2. Природное окружение села. Растительный и животный мир _______________________________________ с. 5-6
3. История поселения ___________________ с.7-14
4. Духовная культура ___________________ с.15-17
5.Современные проблемы села________________ с.18-19
6. Заключение_________________ с.20
7. Используемая литература ______________ с.21
1
Люблю свой край благословенный
Барханы, степи и леса
Кумакское – моя деревня,
Чисты здесь реки, небеса.
И пусть у нас не все так просто,
Народ работает, живет.
И молодежь у нас смеется,
И наша женщина поет.
Е.Н.Попова
Ничто на земле не может быть ближе, роднее, дороже, милее, чем малая Родина. У каждого человека есть своя ро дина, которую он всегда будет любить и которая ему будет всегда дорога, несмотря на то, что если даже человек вырос и переехал в другой город, другую страну.
Для меня моя малая Родина – это село Кумакское. Здесь я родилась и здесь сделала свои первые шаги. Здесь с самого моего рождения окружают меня мои самые близкие и дорогие мне люди. Мое село для меня краше всех мест на свете. Здесь для меня все мое, все родное. Нет ничего прекрас нее этого уголка России. Мне нра вится валяться на зеленой травке, греясь под сол нышком на берегу речки. Рядом щебечут птички, кажется, что время останавливается. Жизнь замира ет, и ты забываешь обо всем на свете. А когда наступают летние вечера вокруг стоит такая тишина, и только слышно как стрекочут кузнечики. Посмот ришь на небо, и звезды кажутся такими близкими, что если протянуть руки, то можно дотронуться до них. Мама говорит: это из-за того, что река близко.
Так же здорово и великолепно в деревне зимой. Сядешь дома около окна, возле теплой батарей, тепло, а за окном сугробы наме ло…, даже дверь на улицу открыть сложно. Снег на солнышке переливается, словно гора алмазов. Вый дешь на улицу - холодно, мороз так и пробирает.
Ах, как я люблю это райское местечко. Как же можно не гордиться мне своей родиной? Она прини мает меня в свои объятия, всегда ласкова со мной, приветлива. Люди уходят, умирают, а родина всегда остается. Приходят другие, и она становится родной им, жи вет в каждой капле росы поутру, в тихой иве у реки, в широких, вольных полях.
За рекой через дорогу стоит величавый лес. Особенно лес красив в летнее и осеннее время. Я очень люблю наш лес, в котором так легко дышать, в котором березки для меня мои подружки. Хочется, чтобы время остановилось, но оно беспощадно движется вперед. Мы растем, взрослеем, но вот малую свою родину мы не когда не забудем. Мы будем любить и чтить ее до последних дней своей жизни.
2
Целью нашего исследования была разработка эколого-краеведческого путеводителя по своему родному селу и его окрестностям. В настоящем путеводителе мы хотели показать все аспекты своего края, изученные нами в ходе исследовательской работы.
В данной работе мы собрали и обобщили информацию об истории поселения, о природных особенностях нашего края, о духовной жизни населения, о его культуре.
В данном путеводителе, в основном, используется материал из школьного архива, из личных архивов местных жителей, из районной газеты «Илецкая защита», а также информация из личных бесед со старожилами.
3
Месторасположение села Кумакское.
Село Кумакское находится в 20 км юго-восточного направления от города Соль-Илецка. Возле села протекают две реки: Илек и Карабутак. Река Карабутак, окружив село с левой стороны впадает в Илек. В 1,5 км от левого берега реки Илек и расположено наше село. Недалеко от устья пересыхающей реки Карабутак, можно сказать на водоразделе Карабутака и Илека.
Название села в переводе с казахского языка означает «Черные пески». Действительно на левом противоположном берегу речки Карабутак находятся пески (песчаные холмы), население называет их барханы.
Река носит название от истока «Черный корень». Свое начало река берет от источника, где росли черные деревья (ольховник). Вообще в округе много названий казахского и башкирского происхождения. Это происходит от того, что село расположено на старом пути кочевников скотоводов, об этом свидетельствуют многие факты.
В округе села есть много курганов. Здесь велись раскопки в 1948г.,1988-1989г.,2008г. Историки подтвердили тот факт, что по территории нашего села пролегал путь скотоводов, которые вели торговлю с Россией из Киргизии. И здесь же на территории нашего села были обнаружены древние поселения племени сарматов. Сарматы – это древний воинствующий народ, которые проживали на территории нашего села во 2-3 до нашей эры. В результате раскопок было найдено множество предметов, принадлежащих сарматам. Это топоры, долота, ножи, шилья, бронзовые наконечники стрел, бронзовые женские украшения.
4
Природное окружение села.
Растительный и животный мир.
Село находится в умеренном континентальном климате в степной зоне. Вокруг села равнинная территория, которая вся распахана. Рельеф увалисто-равнинный. Горные породы, встречающиеся на территории нашего села: гравий, песок, глина. Почвы черноземы – южные плодородные. Хозяйство их использует для выращивания зерновых и кормовых культур. Только пойма реки Илек используются для пастбища.
Возле села протекают две реки: Илек и Карабутак. Подземных вод очень много. В 1992 году геологи исследовали село и территорию села. Они пришли к выводу, что село стоит над большой площадью подземной воды. Около села 7 родников.
Родник у «Третьего леса».
Вода в этом роднике очень чистая и обладает прекрасными вкусовыми свойствами.
Ежегодно учащиеся школы очищают родник от засорения.
5
С северной стороны растет пойменный лес из тополей, клена, тальника, ивы и др. Есть кустарники жимолости, шиповника, чилиги. Лес богат разнообразными грибами, шиповником, ежевикой.
Весной на лугах распускаются тюльпаны: красные, желтые, белые.
Тюльпаны занесены в Красную книгу.
Щедра и разнообразна зеленая аптека нашего края. Это зверобой, анютины глазки, тысячелистник, багульник болотный, чабрец душистый, мать-и-мачеха, сабельник болотный. Некоторые из видов занесены в Красную книгу, массовый сбор не ведется.
Лес служит и домом для многих зверей и птиц: кабанов, косуль, лис, зайцев, орлов, грачей. Через территорию района пролегают оживленные трассы сезонных миграций водоплавающих птиц: гусей, диких уток, журавлей, лебедей. Стаи лебедей, диких гусей останавливаются здесь после долгого перелета передохнуть.
Многие редкие и исчезающие виды растений и животных России и Оренбургской области занесены в школьную Красную книгу, которую открыли учащиеся Кумакской СОШ в мае 2007 года.
6
История поселения.
Село Кумакское было основано переселенцами из Казахстана около 1928 года в начале 20 века. Первые из них – семьи Божинских, Снисаренко, Кусовых – выбрали для строительства жилья небольшую возвышенность на правом берегу полноводной и быстрой реки Карабутак. Место выбрали удобное. Во- первых около воды, во -вторых рядом находился пойменный лес, где росла тала, хороший источник топлива и материал для плетения плетней для загонок скота и огородов, и вокруг находились степи, а значит и хорошие пастбища для скота. Село основали на высоком месте, хотя и почва в селе была плохая глинистая, покрытая редкой полынью. Глина послужила материалом для постройки землянок и сараев. В 20 – е годы прошлого века в селе насчитывалось около 20 землянок.
Вот так выглядели первые жилища людей на территории нашего села.
7
По левобережью Карабутака, в нескольких километрах от села Кумакское на всем протяжении от верховья реки до барханов были разбросаны казахские мазанки. Наибольшее их скопление образовало аул Мечеть – сай (казахский поселок). Здесь жили семьи Жантургановых, Байниязовых, Табинбаевых, Шаймухановых. Они выращивали скот: верблюдов, лошадей, овец, коз, коров.
Примерно в пяти километрах на восток был расположен хутор Увакский, который основали также переселенцы из Казахстана – семьи Крупко, Удоденко, Дуля, Бондаренко, Березан.
В начале тридцатых годов хутор Увакский и село Кумакское объединились в первый колхоз «8 Марта» во главе с председателем Марком Абрамовичем Филимоновым. А позднее колхоз переименовался в колхоз «Заря». В Мечеть – сае был организован отдельный колхоз «Жанатурмыз»( в переводе с казахского языка «Новая жизнь»),руководил им Жаксыбай Абашеров. На территории нашего села раньше существовали 2 колхоза: «Заря» и «Жанатурмыз».
Сначала колхозники обрабатывали земли на быках и лошадях, позже появились трактора. Чтобы управлять ими, молодые ребята проходили обучение на спецкурсах трактористов. Первые колхозники продолжали жить в землянках, а многие стали строить небольшие дома. Многие дома построенные в то время продолжают стоять и в наши дни, и в них живут люди. Вот только не уцелели землянки. Информация о них хранится в архивах школьного музея и в памяти местных старожил.
В 1935 году село стало сравнительно больше. Появилась необходимость в открытии школы.
Первая начальная школа открылась в селе Кумакское в 1935 году.
8
Первая учительница нашего села Манасуева Клавдия Андреевна.
Первым и бессменным учителем в этой школе, отличником народ ного образования была учительница Манасуева Клавдия Андреевна, которая 17- летней девушкой начала работать в этой школе. В честь нее названа одна из улиц нашего села – Манасуевская.
А в ауле «Жанатурмыз» ( «Мечет – сай») дети учились в казахской начальной школе, где преподавала Роза Муратовна Валиахметова.
В 1955 году все населенные пункты объединились в один колхоз «Дружба». Колхоз получил свое название из-за многонационального состава населения. Здесь жили и живут, трудились и трудятся плечом к плечу и русские, и казахи, и немцы, и татары, и уйгуры, и корейцы ,и украинцы, и белорусы. Все живут весело и дружно.
В настоящее время село носит свое старое название «Кумакское».
После объединения населенных пунктов в 1961 году построили Дом культуры на 300 мест, с фойе, с бильярдной комнатой, с библиотекой, с большим кинозалом. А в 1962 году построили восьмилетнюю школу.
9
Дом культуры.
В годы Великой Отечественной войны население села, как и вся стра на, работала на выполнение заказа на продукты сельского хозяйства для фронта. Село отправило на фронт почти всех мужчин: 109 человек. Остались одни женщины, старики и дети. Но и оставшиеся с честью выполняли госу дарственные планы по сдаче мяса, хлеба, шерсти, молока и др.
Война окончилась, но домой вернулись немногие. На фронтах навеки остались 70 наших сельчан. Их имена увековечены на памятнике вои нам, павшим во время Великой Отечественной войны.
Эта часть ветеранов, вернувшихся с фронта. На их долю легли работы по восстановлению разрушенного хозяйства.
10
С 1981 по 1992 год колхоз « Дружба» возглавлял Иван Христианович Раушенберг. За это время построены новая средняя школа и ФАП, здания
мастерских и АЗС, сооружен памятник односельчанам, погибшим в годы войны.
Одной из знаменательных страниц истории нашего села стало откры тие памятника.
Памятник воинам Великой Отечественной войны был открыт 9 мая 1984 года. Авmop памятника - Санкт - Петербургский скульптор Жнератов Али Бабаевич. Каждый год 9 мая у памятника проходят митинги, посвященные памя ти воинам, погибшим во время Великой Отечественной войны. Если раньше было 31 ветеранов, то на сегодняшний день наше село осталось без ветеранов, остались только труженики тыла военных лет. И мне очень больно осознавать то, что многие из моего поколения и из будущих поколении не увидят своими глазами тех, кто подарил нам мир, свободу, тех, кто защищал нас.
В день бракосочетания молодые возлагают цветы к подножью памятника. Тропа к памятнику не зарастает. Школьники и администрация села следят за чистотой и порядком на территории «Обелиска», благо устраивают территорию памятника.
11
Вот так выглядит памятник в наши дни.
И ещё одна знаменательная страница в истории нашего села. В 1988 г. в селе построена новая школа. Здание школы - типовое двух этажное кирпичное с одной пристройкой. В школе имеется 10 учебных кабинетов, спортзал, библиотека, столовая, мастерская.
В школе на данный момент обучаются около 137 учеников и работают около 20 талантливых и замечательных педагогов.
В нашей школе есть небольшой музей, где хранятся материалы и по истории нашего села. Их по крупицам собирали школьники.
12
Наш школьный музей
13
В начале 90-х годов в селе прошла приватизация жилых домов и земли. Каждому жителю был выделен земельный пай, составивший чуть более 20 гектаров пашни и пастбищ. Некоторые из кумакцев выделили
свои земли и стали развивать собственное хозяйство. Одними из первых новое дело начала осваивать семья Петра Кирилловича Пастушенко, сумевшая создать крепкое крестьянское хозяйство.
В 2004 году в Кумакское пришел газ. Голубым топливом стали отапливаться объекты соцкультбыта, а затем и личные домовладения. Сегодня в Кумакском газифицировано более 120 домов.
На 1 января этого года в селе Кумакское насчитывалось 275 дворов и проживало 1050 человек.
14
Духовная культура.
Вся духовная жизнь села связана с широкими просторами степей, с праздником села, и с хозяйственной жизнью людей.
Весна начало всех летних работ и встречают весну праздниками « Проводы зимы» и «Наурыз» ( это казахский Новый год ,который празднуется весной). Раньше в нашем селе ежегодно отмечали этот праздник. В Доме культуры устраивалось мероприятие по случаю этого праздника, где накрывали большой « дастаркан» (так у мусульман называют скатерть, которую расстилают не только на стол, но и на пол) и угощали « бешбармаком» ( это национальное блюдо казахов), «баурсаками» (так у мусульман называют лепешки из дрожжевого теста, жаренные на растительном масле), «шурпой» (бульон, полученный при варке мяса) и «айраном» ( так у казахов называют кефир) все население села не только мусульманское, но и различных национальностей. На «Наурыз» казахские женщины надевают национальный костюм и танцуют национальные танцы. Сейчас «Наурыз» отмечают редко, но также варят национальное блюдо, танцуют казахские танцы, поют казахские песни. В Соль – Илецке ежегодно весной проводят праздник «Наурыз», в котором принимают участие работники нашего Дома культуры и жители села. Неоднократно наше село было удостоено самых высоких наград за участие на районном празднике «Наурыз».
На Троицу все едут в лес на гулянья, веселья, купаются в реке.
Проводят «Сабантуй», после посевных работ, выезжают на природу.
Население придерживается при весенних работах астрономических и агротехнических знаний. Сеют подзимние культуры при нарастающей луне, а осенью, например, скот режут, капусту солят при полнолунии.
В каждом селе есть определенные святые места. Вот и на территории нашего села есть священное место захоронения муллы около 200 лет назад. ( Приложение №1).Это место называется «Буран-ата», что в переводе на русский означает «дедушка Буран». Так звали святого муллу. Многие верующие люди приезжают на это место, помолится, просят у аллаха помощи. Многие приезжают сюда лечиться. И многим аллах помогает. К священному месту приезжают не только мусульмане, но и православные. Существует огромное количество доказательства святости этого места. Вот одно из них.
Однажды путники заблудились зимой на санях, в лесу недалеко от священного места. Получилось так, что они вкруговую ездили мимо одного места несколько раз, но как только они оказались рядом со священным местом, они тут же нашли дорогу. Как говорили сами путники, как будто кто-то подсказал лошади дорогу.
15
Самым главным достоянием моей малой Родины являются ее трудолюбивые жители. Жители моего села все очень добрые и отзывчивые, готовые помочь в любую минуту. Сельский народ много делает и творит своими руками. Например, из прутьев ивы очень хорошо плетут корзины, гнезда Дуля Н., Пинчук В., Зубарев А. Зубарев Анатолий обучил технике корзиноплетения многих людей нашего села. Многие жители села вяжут из чилиги веники для себя или для продажи. С помощью таких веников очень удобно наводить порядок во дворе. Наши женщины вяжут из пуха платки, паутинки, кофты, носки ,варежки. Без них не обойтись в наши суровые зимы, особенно в морозы и метели. Свои изделия, женщины стараются украсить узорами, орнаментом. Например очень красивые вещи вяжет Дуля И, Курапова В. Джакеева Айслу Аскаровна вяжет крючком ажурные салфетки. И она обучила технике вязания крючком ни одно поколение детей. Утарова Камбиба искусно шьет «курпешки» ( узкие одеяла у казахов, предназначенные для сидения на полу), используя технику лоскутной пластики. Она неоднократно принимала участие в районных конкурсах народного творчества, где занимала призовые места. В 2007 году Камбиба апай (так обращаются к пожилым женщинам у мусульман ) была удостоена звания «Женщина года Соль – Илецкого района».
В нашем селе сохранились и обычаи культуры. Ежегодно проводят работники Дома культуры такие праздники как : «День Победы», «День пожилых людей», «День матери», новогодние преставления, «А ну-ка, парни!», « А ну-ка, девушки!», «день Детства», спортивные праздники
« Папа, мама, я – спортивная семья!». В нашем селе очень много талантливых и творческих людей, которые поют и танцуют.
В селе есть вокальный ансамбль «Сударушка». Этот ансамбль пользуется популярностью среди нашего населения, в состав ансамбля входят не только пожилые, но и молодые женщины нашего села. В Доме культуры ежегодно проводится фестиваль «Верные соседи».
16
Приложение 1
Захоронение святого.
Благодаря обществу «Мусульмане Оренбуржья» оно было отреставрировано.
17
Современные проблемы нашего села.
Основными проблемами нашего села на сегодняшний день являются:
1.Снижение численности населения.
2.Безработица.
3.Водоснабжение.
4.Отсутствие детского сада.
5.Плохие дороги.
Причинами снижения численности населения , на наш взгляд, являются: отток населения (в основном, молодежи) из села, вызванный безработицей, низкой заработной платой, слаборазвитой социальной сферой. Уменьшается доля молодого населения, так как в основном уезжает молодежь из села; количество людей в пожилом возрасте увеличивается, происходит «старение» населения, увеличивается смертность, естественный прирост снижается, то есть происходит естественная убыль населения.
Одной из главных причин оттока населения – безработица. За последние годы колхоз обанкротился. За долги распродали весь крупный рогатый скот, оказался не нужным труд многих доярок, скотников. Распродали технику. Теперь не слышен на полях гул тракторов и машин. Да и частные подворья сократились, все меньше желающих держать скот, выращивать картофель. Это, по мнению местных жителей, теперь не выгодно. Сейчас все можно купить в магазине. Правда, в селе существуют несколько фермерских хозяйств, обеспечивающих местное население работой. Но молодежь не хочет работать на земле. В деревне остаются в основном не молодые жители. А те кто, по - моложе уезжают в город. Многие жители села работают в городе Соль – Илецке. Некоторые ездят на вахту в Пермь, в Башкирию. Ведь людям надо как – то прокормить себя и свою семью.
На селе остро ощущается проблема отсутствия детского сада. Многие не могут устроиться на работу и за того, что не с кем оставлять детей. Сад работал до 1998 года, а затем закрылся, как тогда говорили, из-за низкого количества детей. А здание сада разобрали на стройматериалы. Теперь на месте сада образовался пустырь.
В прошлом году построили большой каток. Это стало радостью для всего села. Теперь дети и молодежь будут заняты в свободнее время. Одной из самых важных проблем села является отсутствие воды. Особенно в осеннее и летнее время. По этой причине многие не могут посадить огород.
18
Иногда воды не бывает даже для питья. Люди ездят за водой на родники. А ведь многим не на чем привести воду. Семьи из нескольких домов объединяются для привоза воды. Воды нет из-за того, как говорят местные власти, что сильно устарела система водоснабжения. Вместо 3-х насосов воду качает только один насос. В 2011 году обещают снабдить наше село водой. И люди, конечно, ждут и надеются. Потому что жители нашего села очень терпеливые и выносливые. Они приспосабливаются ко всем условиям жизни.
В современных экономических условиях наши сельчане зарабатывают по-разному: работают в СПК « Дружба», возглавляемом В. А. Авдеевым, в городе Соль-Илецке, в местных фермерских хозяйствах, занимаются перевозкой пассажиров, реализацией молочной продукции на рынке. Другими сферами частного предпринимательства. Многие семьи выращивают бахчи.
Желает оставлять лучшего состояние наших дорог. Трасса, ведущая с села в город Соль-Илецк разбитая.
Но есть и положительные моменты: автобус и частное такси ходят по три раза в день.
В прошлом году построили большой каток. Это стало радостью для всего села. Теперь дети и молодежь будут заняты в свободнее время.
19
Заключение
Каким мы видим наше село в будущем? Что необходимо сделать для его сохранения и дальнейшего процветания? Во время своей работы я многое узнала из истории своего села. Но, к сожалению, не всем жителям она известна. Не только мои сверстники, но даже многие взрослые не знают насколько богата и разнообразна история нашей малой родины. Еще многое предстоит сделать в открытии исторических страниц моего села и сохранении ее для потомков. Если каждый житель села на клочке земли своей сделал бы, что-нибудь полезное, как красива стала бы наша малая родина.
Сейчас я учусь в седьмом классе и мечтаю поступать после школы в ВУЗ, получить профессию, связанную с селом. Хочу вернуться в свое село и своим делом сделать его еще краше. А дел очень много. Хотелось бы, чтобы мои земляки жили не хуже горожан. Имели квартиры с удобствами. Не хлебом единым жив человек. Люди должны не только трудиться, но и культурно отдыхать, после работы заниматься любимым делом. Мои односельчане достойны лучшей участи. Почему же не построить большой комплекс, куда бы входили быткомбинат, парикмахерская, фотография, прачечная ? Мы живем на земле, она наша кормилица. Большинство из нас после окончания школы должны оставаться в селе, приобретать сельскохозяйственную профессию. Многое сделано, но еще больше предстоит сделать. И эта ответственная задача ляжет на плечи нашего поколения. Мы должны учиться, трудиться, строить новую, счастливую жизнь. Я люблю свое село и с гордостью называю себя кумакчанкой!
20
Используемая литература.
21
Петушок из русских сказок
Рисуем "Осенний дождь"
Повезло! Стихи о счастливой семье
"Разделите так, как делили работу..."
Заяц, косач, медведь и весна