Обоснование выбора темы:Посещая занятия заочной математической школы при МГУ им. М.В.Ломоносова, планируя направление своего дальнейшего обучения, мы задумались над влиянием развития математической науки на окружающий человека мир. Часто в жизни людей встречаются задачи, приводящие к решению диофантовых уравнений, которые необходимо быстро и правильно решать. Например, очень важно для пенсионеров, живущих в частном секторе, где необходимо провести газ, решить такую задачу:Для газификации жилого дома требуется проложить газопровод протяженностью 150 м. Имеются трубы 13 м и 9м длиной. Сколько требуется труб, чтобы не приходилось их разрезать при прокладке газопровода.
Думаем, что для нефтяников очень важно уметь решать задачи такого типа: Надо разлить 1500 т. нефти в цистерны емкостью в 50 т. и 80 т. так, чтобы все использованные цистерны были полными. Сколько цистерн той или другой емкости потребуется?
Актуальной задачей для наших сверстников, которые стремятся самореализоваться в современных условиях, стала такая: Евгений работает летом в кафе«Баскин Робинс».За каждый час ему платят 10 р. И высчитывают 2 р. за каждую разбитую тарелку. На прошедшей неделе он заработал 180 р. Определите, сколько часов он работал и сколько разбил тарелок, если известно, что он работает не более 3 ч в день.
Даже директору нашей школы, далекому от изучения математики, пришлось решать задачу, сводящуюся к решению уравнений с несколькими переменными: Школа получила 1 млн. руб. на приобретение учебного оборудования (на всю сумму без остатка). Администрации школы предложили, оборудование стоимостью 3000, 8000 и 12000 руб. за единицу. Сколькими способами школа может закупить это оборудование? Выбрать один из способов.
Мы предполагаем, что существуют способы решения уравнений с двумя переменными, которые позволяют решить многие прикладные задачи экономического содержания эффективно и экономично даже населению, не имеющему специальной математической подготовки.
Цели:
1. Научиться самим и научить других решать диофантовы уравнения эффективными методами.
2. Применить эти методы решения к задачам из жизни человека, а также к задачам, предлагаемым на вступительных экзаменах в ВУЗы и в олимпиадных заданиях.
3. Распространить информацию через:
- составление сборника задач с решениями в помощь всем интересующимся людям, учителям и школьникам;
- публикацию методических рекомендаций на сайте школы.
Задачи:
-исследовать методы решения задач, приводимых к уравнениям первой степени с двумя переменными, выбрав самые удобные и простые;
-решить задачи из жизни, вступительных экзаменов в ВУЗы экономического направления и олимпиадных заданий, применив изученные методы.
- разработать методическое пособие для всех интересующихся (подобрать или самим составить задачи с экономическим содержанием, приводящие к решению уравнений с двумя переменными).
Этапы и организация работы:
1. Изучение литературы по данному вопросу.
2. Изучение способов решения диофантовых уравнений.
3. Подборка задач экономического содержания, в том числе задач со вступительных экзаменов в ВУЗы и из жизни человека.
4. Решение подобранных задач при помощи уравнений с двумя переменными разными способами. Поиск наиболее оптимальных их решений.
5. Оформление работы.
6. Создание сборника задач в помощь учителям и школьникам.
Объектом работыявляется теория решения диофантовых уравнений первой степени.
Предмет исследования:способы решения диофантовых уравнений.
Методы исследования:
· Поиск, изучение и обобщение теоретического материала при чтении научной литературы
· Изучение статей в журналах
· Поиск информации в сети Интернет
· Подбор и поиск решения экономических задач из окружающей жизни.
Основные выводы:
Итак, научившись решать уравнения с двумя переменными, применять их для решения экономических задач, мы выбрали для себя наиболее удобные способы: при помощи алгоритма Евклида и при помощи компьютера.
Составленный сборник задач экономического содержания для обучающихся, которые интересуются данным вопросом; учителей, преподающих курсы по выбору, элективные курсы; возможно, для экономистов и инженеров, решающих хозяйственные вопросы и всех интересующихся, поможет в освоении способов решения таких задач.
Практическая значимость работы:
1. Создание сборника задач с решениями для практического использования.
2. Применение населением для решения практических хозяйственных задач.
3. Помощь школьникам при подготовке к поступлению в ВУЗы.
4. Помощь учителям в организации внеклассной, факультативной работы с обучающимися.
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Ласточка
Рисуем домики зимой
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Золотой циркуль