В исследовательской работе раскрываются особенности, увлеченя, интересы молодого поколения.
Вложение | Размер |
---|---|
socialno-_psihologicheskiy_portret_sovremennogo_starsheklassnika.doc | 349.5 КБ |
Социально- психологический портрет
современного старшеклассника.
МБОУ «Шугуровская средняя общеобразовательная школа имени В.П.Чкалова Лениногорского муниципального района
Республики Татарстан»
Научный руководитель:
Гиматдинова Р.Ф.учитель истории и обществознания
Лениногорский муниципальный район
Оглавление
Введение………………………………………………………….3
Глава 1. Круг интересов старшеклассников……………………5
Глава 2.Значение здорового образа жизни для молодежи…….7
Глава3.Отношение старшеклассников к социальным проблемам современности ……………………………………………8
Глава4.Значимость потребности в безопасности………………9
Глава 5.Отношение к учебе и профессиональной деятельности……………………………………………………………9
Глава 6. Помощь и поддержка в решение трудных проблем..10
Заключение……………………………………………………...10
Список использованной литературы…………………………..12
Приложения……………………………………………………..13
Введение.
Цель исследования: Социально-психологические особенности молодежи издавна интересовали и продолжают интересовать и учителей, родителей и государство.
Гипотеза: «Близится конец света- дети не слушаются родителей»-эта запись принадлежит жрецу, который жил 5 тысяч лет тому назад. Попробуем опровергнуть это утверждение и сформулируем нашу гипотезу так: « Молодежь адекватно реагирует на актуальные проблемы современности».
Задачи исследования: 1)Изучить круг интересов старшеклассников; 2)Выявить их отношение к спорту и здоровому образу жизни; 3)Изучить отношение к социальным проблемам; 4)Выявить интересы школьников об учебе и профессиональной деятельности, о помощи и поддержке.
Объект исследования- старшеклассники нескольких сельских школ, всего 63 человека, 37 девочек и 26 мальчиков, предмет исследования- их отношение к перечисленным проблемам.
Актуальность темы: В психологической науке накоплен обширный материал о воспитании старшеклассников, их общении со сверстниками и взрослыми, о самовоспитании подростков и юношей. Однако в практической работе обнаруживается, что этих знаний о характерных проблемах, волнующих современных юношей и девушек недостаточно, а иногда они просто не соответствуют сегодняшней реальности. Отношения со старшеклассниками педагогам, родителям необходимо строить, зная социально-психологические особенности современной молодежи, чтобы избежать проблемы «отцов и детей».
Литературный обзор: Книга «Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте» под редакцией И.В. Дубровиной посвящена активным методам психологической работы с подростками и старшеклассниками, результатам изучения их отношения к современным проблемам. Но данные относятся к концу 20 века, поэтому хотелось бы узнать каков же социально-психологический портрет старшеклассника в начале 21 века. Становлению личности в ранней юности посвящены работы Р.Н.Немова (том 2). Он изучает проблемы нравственного выбора, формирование разных аспектов мировоззрения, социальных установок, значение психологических новообразований ранней юности для дальнейшей судьбы человека.
«Справочная книга школьного психолога» Р.В.Овчаровой раскрывает методику изучения личностных особенностей старшеклассников, возрастные и личностные особенности, особенности социального окружения. Также большое внимание уделяется сбору и обработке собранной информации.
Методы исследования: для исследования применен метод активной психологической работы «Социально- психологический опросник для изучения отношений старшеклассников к некоторым актуальным проблемам современности». Опросник содержит 6 содержательных блоков:
-интересы старшеклассника;
-здоровый образ жизни;
-отношение старшеклассников к социальным проблемам;
-безопасность;
-учеба и профессиональная деятельность;
-помощь и поддержка.
«Вопросы опросника расположены в оптимальной, с психологической точки зрения, последовательности. В начале и конце находятся наиболее нейтральные вопросы, общие вопросы, дискуссионного характера составляют середину опросника.»[1]
Глава 1. Круг интересов старшеклассников.
Ранняя юность в психологии определяется как время реального перехода к настоящей взрослости. У юношей и девушек очень мало чисто детских черт, но полностью взрослыми ещё не назовёшь. «Многие из них у порога окончания школы еще недостаточно ответственно относятся к выбору своей будущей профессии, к необходимости усиленно трудиться, чтобы в дальнейшем выдержать конкуренцию, ко многим другим вопросам, которые для большинства взрослых людей решаются однозначно положительно.»[2]
Каковы же интересы старшеклассников? Как и в конце 20 века молодежь предпочитает встречаться с друзьями, слушать музыку, смотреть телевизор и видео, но теперь есть и новый вид времяпровождения- компьютер(диаграмма№1). Существенных различий в способах проведения досуга между юношами и девушками нет. На третьем месте интересов стоит смотреть телевизор, поэтому следующий вопрос о предпочитаемых кинофильмах. В современном мире, когда кабельное телевидение заменило посещение кинотеатров, когда массовая культура ориентирована в первую очередь на коммерческий успех, очень важно знать что же смотрит молодежь. Среди предпочитаемых старшеклассниками телепередач лидируют комедии, боевики, детективы, мелодрамы. При этом девушки предпочитают мелодрамы и детективы, юноши- боевики. Круг предпочтений только юношей относится эротика (диаграмма№2). Среди телепередач старшеклассники предпочитают музыкальные, далее юноши интересуются спортивными программами, а девушки показами мод, но и среди девушек одна треть интересуется спортивными программами, а несколько юношей – показами мод (диаграмма№3).
Наиболее предпочитаемыми музыкальными направлениями являются рэп, поп музыка и большое количество учащихся не определили точно свои предпочтения, то есть им все равно, что слушать (диаграмма№4).
Принято считать, что современная молодежь мало читает или не читает вообще. Проведенное исследование показывает, что есть небольшое количество учащихся, которые читают мало- одна пятая часть учащихся. Современный старшеклассник читает газеты и журналы, мало интересуется научно- популярной литературой, девочки предпочитают читать романы (диаграмма№5).
Таким образом, круг интересов современных старшеклассников широк. Они проводят свой досуг общаясь друг- с другом, слушают музыку ( в основном рэп), много времени проводят за компьютером, мало интересует их политика, по телевизору предпочитают смотреть музыкальные телепередачи, кинофильмы, телеигры. А вот, проблема чтения книг, и в первую очередь научно-популярной литературы, в молодежной среде существует и её решением надо заняться уже сейчас.
Глава 2.Значение здорового образа жизни для молодежи.
Здоровый образ жизни во многом определяет наше будущее, а здоровье молодежи- это будущее страны, следующих поколений. Поэтому 2009 год в Татарстане объявлен годом «Спорта и здорового образа жизни». Здоровый образ жизни для молодежи
это, прежде всего занятия спортом, так считает большинство. На втором месте – не курить, и не употреблять наркотики. А вот отношение к алкогольным напиткам не столь категорично, к сожалению, мало кто считает их употребление столь вредным как, например, употребление наркотиков (диаграмма№6). Придерживаться принципов здорового образа жизни желает большинство девушек и юношей. Но в то же время есть определенная часть молодежи, которую это проблема не волнует. Возможно, они так ответили, потому что молоды и особых проблем со здоровьем у них пока ещё не возникло (диаграмма№7).
Отношение к наркотикам однозначное- нет, а вот отношение к употребляющим наркотики очень разное. Небольшая часть старшеклассников немедленно прекратили бы отношения с другом, который употребляет наркотики, но очень многие постарались бы помочь избавиться от этой привычки (диаграмма№8).
Глава3.Отношение старшеклассников к социальным проблемам современности.
Социальным злом, распространенном и среди молодежи, является вымогательство. Как же современный старшеклассник относиться к этому вопросу? Большинство старшеклассников считают, что с этим надо бороться, часть считают его неизбежным злом, лишь малая часть этой проблемой не интересуется (диаграмма№9).
Старшеклассники проявляют нравственную готовность ставить и решать различные жизненные задачи.
Вопросы, касающиеся половой жизни явились также очень волнующими старшеклассников. Многие считают, что половую жизнь можно начинать после 18 лет, большое число старшеклассников- с 17 лет, значительное число юношей – с 15 лет, есть ответы и с 13 лет (диаграмма№11). И как следствие подобных отношений возникает проблема ранней беременности. Проблема ранней беременности воспринимается как сугубо личное дело. Осуждение в наибольшей степени характерно для девушек. У части старшеклассников отсутствует интерес к данной теме (диаграмма№12). А вот как бы поступили старшеклассники, если это все-таки случилось с их подругой, она забеременела и решила сделать аборт? Большинство выражает стремление отговорить подругу от этого шага, также считают аборт настоящим убийством. Многими девушками аборт воспринимается как личное дело, юношей разделяющих их мнение в 5 раз меньше, но юношей осудивших его - больше (диаграмма№13). А вот о средствах безопасного секса большинство опрошенных знают практически все и считают свои знания достаточными, кроме того девушки отмечают недостаток знаний в этой области (диаграмма№14). Таким образом, молодежь хорошо осведомлена в этой области, знает, понимает и следует определенным нормам морали.
Глава 4.Значимость потребности в безопасности.
В жизни человека подстерегает множество опасностей и страхов. Естественно есть они и у молодежи- людей, которые не имеют достаточного опыта в жизни. В списке вероятных опасностей лидируют опасность стать инвалидом, прикованным к кровати и заболеть СПИДом. Кроме того, в основном девушки боятся потерять жилье и сойти с ума. Небольшая часть старшеклассников боятся стать жертвой катастрофой, вероятно, это следствие стабильности в нашей республике (диаграмма№15). Большинство старшеклассников чувствуют себя достаточно безопасно и отмечают, что с настоящей опасностью никогда не сталкивались. Многие юноши считают себя способными самостоятельно справиться с возникающими опасными ситуациями. Есть определенная часть молодежи, которая ничего и никого не бояться, а другая же часть, чтобы не быть вовлеченными в неприятные ситуации предпочитает сидеть дома (диаграмма№16). Несмотря на кажущееся ощущение безопасности, большинство хотели бы иметь оружие. Девушки отдают предпочтение газовому баллончику, а юноши хотели бы иметь настоящее огнестрельное оружие. Популярностью пользуются холодное оружие и кастеты (диаграмма№17).
Глава 5.Отношение к учебе и профессиональной деятельности
Самая актуальная проблема, стоящая перед учащимися 11 классов, которые принимали участие в опросе, это выбор профессии. Список наиболее престижных и достойных профессий возглавляют бизнесмен, юрист, экономист, инженер. Девушек привлекает также профессия врача, к сожалению, профессия преподавателя оказалась в конце этого списка (диаграмма№18). Большинство старшеклассников желают учиться на курсах с обучением только определенной профессии, девушки желают обучаться в спецшколе с углубленным изучением некоторых предметов, часть опрошенных отдают предпочтение средней школе, есть несколько учащихся, которые не хотели бы учиться вообще (диаграмма№19). В основном старшеклассники удовлетворены ролью школы в подготовке выпускников к будущей самостоятельной жизни, небольшая часть учащихся отмечают, что школа отстает от быстро меняющейся жизни и в принципе не способна справиться с этой задачей (диаграмма№20).
Помощь и поддержку в трудную минуту старшеклассники получают преимущественно от друзей и родителей, причем это отмечают девушки. Кроме того помогают природа, домашние животные , религия и хобби (диаграмма№21).
Проведенный опрос показал, что социально-психологический портрет современного старшеклассника мало изменился по сравнению с концом 20 века. Так же значительны индивидуальные различия, выражена полоролевая дифференциация (разновидность форм мужского и женского поведения), завершается формирование сложной системы социальных установок. В интересах старшеклассников теперь лидирует компьютер, также осознается необходимость общения, небольшие расхождение имеются в предпочитаемых кинофильмах и музыкальных направлениях. Но, к сожалению, приходится констатировать тот факт, что современное молодое поколение мало читает, по сравнению со своими предшественниками, вообще не интересуется научной литературой. А вот в области здорового образа жизни современное поколение, в данном случае сельская молодежь, придерживается принципов ЗОЖ и негативно настроена против употребления наркотических веществ, а вот употребление алкогольных напитков относительно малозначимы. Как показывает опрос социальные проблемы и 21 веке есть, большинство старшеклассников осознают сложность и неоднозначность явлений сегодняшней социальной действительности и самостоятельно вырабатывают собственную позицию по отношению к ним. Современное поколение более приспособлено к жизни, у них мало иллюзий, они более практичны. Разброс мнений и взглядов по предложенным вопросам достаточно велик, поэтому есть возможность взрослым помочь старшеклассникам осознать и решить для себя важнейшие социальные проблемы. И эта работа, мне кажется, может начаться в том числе и с простого анкетирования, обсуждения полученных по данному опроснику результатов. ). Но, в общем и целом, наша сегодняшняя молодежь прекрасна. В рядах ее мы все же видим больше учащихся, чем не желающих учиться, больше работающих, чем наркоманов, больше богатых, чем бедных, больше придерживающихся нравственных норм, чем безнравственных, больше имеющих ориентиры в жизни, чем безразличных ко всему. И это не может не радовать. Пройдет время, и сегодняшние молодые люди будут решать проблемы молодежи двадцать первого столетия и, наверное, применят свой опыт, нелегко усвоенный ими на рубеже тысячелетий. А пока мы продолжаем жить и радоваться жизни, учиться и решать насущные проблемы, осваивать присущие нам социальные роли. Таким образом , наша гипотеза о том, что «молодежь адекватно реагирует на актуальные проблемы современности» находит свое подтверждение. В ранней юности процесс формирования личности ещё не завершен, он активно продолжается и дальше. Однако многое из того, что человек как личность приобрел в школьные годы, останется с ним на всю жизнь и в значительной степени определяет его судьбу.
Список использованной литературы
Приложения
Диаграмма №1
Что нравиться делать в свободное время?
Диаграмма №2
Какие фильмы предпочитаете смотреть?
Диаграмма № 3
Какие телепередачи предпочитаете смотреть?
Диаграмма №4
Какая музыка больше всего нравиться?
Диаграмма №5
Что предпочитаете читать в свободное время?
Диаграмма №6
Что такое здоровый образ жизни?
Диаграмма №7
Необходимо ли придерживаться ЗОЖ?
Диаграмма №8
Если подруга употребляет наркотики?
Диаграмма №9
Как относитесь к рэкету?
Диаграмма №10
Отношение к проституции
Диаграмма №11
С какого возраста можно начинать половую жизнь?
Диаграмма №12
Отношение к ранней беременности
Диаграмма №13
Если подруга собирается сделать аборт
Диаграмма №14
Осведомленность о безопасном сексе
Диаграмма №15
Чего вы боитесь в жизни?
Диаграмма №16
Насколько безопасно Вы себя чувствуете?
Диаграмма №17
Хотели бы иметь оружие?
Диаграмма №16
Какая профессия наиболее престижная и достойная?
Диаграмма №19
В каком учебном заведении учились бы сейчас?
Диаграмма №20
Достаточно ли школа готовит для самостоятельной жизни?
Диаграмма №21
Что или кто является поддержкой в трудную минуту?
[1] И.В.Дубровина.»Психологические программы развития личности в старшем школьном возрасте», Москва, «Академия»,1997, с.104
[2] Р.С.Немов. «Психология», Москва, «Просвещение», 1995, т.2, стр194
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Фокус-покус! Раз, два,три!
Ночная стрельба
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"