В работе представлены православные традиции семьи Зиновьевых
Вложение | Размер |
---|---|
pravoslavnye_cennosti_semeynogo_vospitaniya.rar | 2.21 МБ |
ПЛАН
Введение................................................................................................. 3
I.Истоки православного воспитания в семье.............................. ……6
II. Особенности семейного православного воспитания детей.. ….17
III. Православные ценности семейного воспитания
семьи Зиновьевой Антонины Ивановны........................................... 34
Заключение........................................................................................... 39
Введение
2008-й год объявлен в России Годом семьи, что указывает на особое внимание государственной власти и гражданского общества к проблеме сохранения семейных ценностей, повышения в обществе авторитета материнства и ответственного отцовства. В наше именно время более чем когда-либо необходимо рассказывать о пользе религии, о том, что знание христианских законов помогает человеку сохранить чистоту души и тела. Это поможет направить в нужное русло дело воспитания и образования подрастающего поколения. В наше время так много примеров разгульного и безнравственного поведения юношей и девушек. На наш взгляд, это происходит из-за недостаточности домашнего воспитания и нежелания или неумения родителей донести до сознания ребенка основных христианских законов.
«Совесть без Бога есть ужас», — писал Ф.М. Достоевский. Душа, неочищенная покаянием, становится плохим советчиком. Верить ей опасно. Вывод таков: воспитание детей в духе подлинного благочестия невозможно без Веры, без Господа Иисуса Христа. Только от благодати Божией душа человека очищается, просвещается и вразумляется.
Кроме этого, данная тема актуальна еще и потому, что многие дети не воспитываются в духе христианской веры.
Мы считаем, что в семье должно присутствовать и светское и религиозное воспитание. Поскольку живем мы в светском обществе, учимся в светских школах, работаем на предприятиях, в учреждениях, где царят порой несправедливость, обман, зависть и т.п. Все мы встречаемся с этим в своей жизни. Если человек с раннего детства знаком не только со светскими религиозными устоями, то у него есть право выбора как лучше поступить и по какому пути пойти в своей жизни.
Поэтому очень важно освящать эту тему, так как, несмотря на достаточно большой круг источников, данная тема остается актуальной.
Цель данной работы — дать анализ семейного православного воспитания детей.
Задачи данного исследования:
1. Изучить воспитание детей христианами.
2. Выявить условия воспитания первоначальной веры в Бога в духе веры Христовой и Благочестия.
3. Определить черты характера, которые воспитывает православная семья Зиновьевых в ребенке.
I. Истоки православного воспитания в семье.
Чтобы нам лучше понять правил христианского воспитания детей, познакомимся сначала с тем, как воспитывали детей своих первые христиане.
Первые христиане не только сами заботились приблизиться к Богу, но и все усилия свои направляли на то, чтобы и дети их были достойными христианами. К этому было направлено все воспитание и образование, какое они старались дать им.
Прежде всего, древние христиане старались заложить в детский ум живое познание Иисуса Христа. Имя Спасителя дети впитывали, так сказать, еще с материнским молоком.
Некоторые из христиан все умственное образование детей ограничивали, одним словом Божиим. Другие, наоборот, не боялись вводить в круг образования христианского юношества некоторые книги и науки, изучаемые в языческих школах.
Во всех других случаях такие науки почитались неприличными для христианина, излишними и даже вредными. Того почитали несчастным, кто знает все и не знает Бога; того блаженным, кто знает Бога, хотя ты и не знал ничего другого. Как древние христиане учили детей? — Когда наступало время учить детей грамоте, им давали для чтения Библию. Сажая за письмо, им давали в руководство прописи, состоящие из изречений Священного Писания. Детская душа, начинавшая ряд своих ощущений и мыслей изучением слова Божия, скоро свыклась с благочестивым занятием, находило в нем для себя высокое наслаждение, и предпочитала его другим занятиям и удовольствиям.
Священное Писание было первой учебной книгой, так что церковные писатели, говоря о христианских училищах, называют их училищами Священного Писания, упражнением в Божественных писаниях, а каждый дом и семейство христиан — Церковью. «Если вы хотите, — говорили учителя Церкви родителям, — чтобы ваши дети слушались вас, то приучите их к слову Божию. Душа, предназначенная быть храмом Божиим, должна приучаться и слушать, и говорить только то, что возбуждает и поддерживает страх Божий». После божественных книг отцы и учителя Церкви советовали родителям давать детям для чтения сочинения святых отцов
В молитве древние христиане проводили наибольшую часть времени, приучая к этому и детей своих. Можно сказать, что вся жизнь их была непрестанной молитвой или, как говорит Климент Александрийский, «торжественный святый праздник».
Молитвой начинались и оканчивались все их занятия, начиная от важных до самых незначительных, так что, когда обувались, надевали одежду, раздевались, учили детей, возжигали огонь, садились или вставали с места, прогуливались и отдыхали, принимались за рукоделие, садились за стол, вкушали пищу и выходили из дома, — вообще при всяком действии и состоянии, даже среди безмолвия ночи, вставая от сна, ограждали себя крестным знамением и творили молитву. И в этой непрестанной молитве пребывали не одни возрастные, но призывали и детей участвовать в Богослужении как общественном, совершаемом служителями Церкви, так и домашним, совершаемом главою семейства в присутствии всех обитателей дома; заставляли их затверживать известные молитвы на память, петь гимны и псалмы при обыкновенных их занятиях, вставать на молитву ночью.
Первенствующие христиане удаляли детей от всего, что могло возбудить в них нецеломудренные мысли и движения. Так они детям ни под каким видом не позволяли присутствовать на свадебных пиршествах, общественных зрелищах и играх; скрывали от них соблазнительные сочинения языческих стихотворцев, предохраняли от знакомства со светскими песнями и сладострастной музыкой, удаляли от сообщества с лицами другого пола, с людьми зазорного поведения. В отношении тела приучали детей к скромности в одежде и других внешних украшениях, воздержанию и простоте в пище и питье.
Совершалась домашняя молитва всеми членами семьи, в ней участвовали и дети во все часы дня и ночи, назначенные для славословия Бога. Собирались ли верующие в храм Божий на общую молитву, в известные дни недели и часы дня, — они непременно брали с собой и детей, приобщали их участвовать при общих молитвах и славословии, но приучали их петь некоторые молитвы самим по себе, при общем молчании верующих.
Родители по большей части сами занимались воспитанием и образованием своих детей. Имущественно же обязанность эту брали на себя матери семейств, так как и природа вложила в их сердце более нежность к детям, и внешние занятия не отвлекают их от обязанностей семейных, и, следовательно, в их руках более средств к благоуспешному воспитанию. Воспитание входило в состав собственных благочестивых занятий отца и матери. Отцы Церкви поставляли отцам семейства в обязанность говорить и делать только то, через что мог бы назидаться в благочестии весь дом их, а матерям, — охраняя дом, преимущественно смотреть, как семейство делает то, что принадлежит Небу. Мать, носившая в своем сердце христианскую жизнь, была истинная образовательницей детей, в христианском значении этого слова.
При воспитании детей древние христиане особенно дорожили первыми годами их детства, чтобы, предупредив время полного развития разума и свободы, глубже напечатлеть на детской душе истины веры и расположение к добродетели. Когда начинало обнаруживаться в детях сознание, родители, прежде всего, старались внушить им веру в Бога и любовь к благочестию, чтобы таким образом предупредить влияние других вредных впечатлений и дать их душе с самых первых минут жизни благочестивое направление. Дети в раннем возрасте легко принимают и напечатлевают в душе все, что слышат; преимущественно с этого времени жизнь наклоняется к добру или ко злу. Поэтому дети от самой колыбели воспитывались по обычаю Церкви христовой и Священного Писания.
II. Особенности семейного православного воспитания детей
Как только дитя начинает видеть, слышать, осязать и проявлять деятельность других чувств, оно начинает получать впечатления, которые ложатся в основание будущего характера; ни одно ощущение, ни одно желание, как бы оно не было мимолетно, незначительно не остается без следа для нравственной его жизни. Бесчисленные следы этих ощущений, впечатлений составляют основу того нравственного характера, который развивается с раннего детства и достигает зрелости в средние годы. Неужели ребенок в первые недели своей жизни, годы может иметь такие впечатления, которые затем окажут влияние на его дальнейший характер? Да, окажут.
Мать своей любовью должна окружать ребенка, должна отстранить от него все, что вредно, должна наполнять его душу всем, что в ней есть доброго и благородного. Именно от родителей ребенок познает первые духовные ценности: чуткость, терпение, честность, храбрость и твердость характера, отзывчивость и многие другие богоугодные черты.
Дитя многожелательно: все его занимает, все влечет к себе и рождает желания. Не умея различать доброго от злого, ребенок все желает и все, что желает, готов выполнить. Ребенок, предоставленный самому себе, становится неукротимо своевольным. Самое первое, что родители должны сделать, это расположить детей ничего не делать без их позволения.
Отучая от своей воли, надо приучать ребенка делать добро. Для этого родители должны сами показать истинный пример доброй жизни. Дети любоподражательны и рано начинают копировать отца и мать.
Храбрость и твердость характера образуются под влиянием впечатлений, укрепляющих душу, светлых, радостных, под влиянием правильного понимания вещей и их причин, и, под влиянием частых удач, которые развивают в человеке уверенность в своих силах, спокойствие и рассудительность даже при встрече с опасностью. Родители должны помогать ребенку преодолевать препятствия, какими бы трудными они не казались ребенку, умело направлять действия ребенка и учить его самому принимать решения.
Родители должны относиться к ребенку заботливо, но не делать из него предмет обожания, чтобы потом его сердце не наполняло злое чувство зависти и недоброжелательства. Ребенок не должен чувствовать, что его желания для всех закон, которому беспрекословно повинуются все. Ведь если в семье появляется еще один ребенок, для родителей это новый предмет забот и попечений; поневоле им приходится разделять свою любовь и внимание между двумя существами, одинаково дорогими и близкими их сердцу. Ребенку, до сих пор бывшему исключительным предметом внимания теперь кажется, что все окружавшие его значительно охладели к нему. Он огорчен таким положением и не в состоянии приласкать и полюбить своего брата или сестру. Это неминуемо будит в душе ребенка недобрые чувства зависти. Такие родители своей излишней нежностью и баловством развивают в ребенке привычку видеть немедленное и беспрекословное исполнение всех его желаний, и потом начинают ограничивать его желания и требования и выходят из себя, когда избалованный ими ребенок кричит, настаивает на том, к чему он привык, и не может понять, что не все его желания возможно и необходимо исполнять. Чтобы у маленького человека не возникла зависть и недоброжелательность нужно воспитывать его в разумной строгости. Тогда ребенок учится с малых лет понимать нужды окружающих, сочувствовать другим людям и видеть, что не только он может претендовать на внимание .
По природе своей все дети искренни, доверчивы, откровенны, имеют отвращение ко всякой лжи и неправде: они вслух рассуждают, они охотно передают то, что видели, слышали, что случилось с другими и с ними самими. Им не приходит на ум говорить неправду; если другие в их присутствии говорят известную и понятную им ложь — это их оскорбляет; вся природа их возмущается против неправды; они с негодованием отличают того, кто допустил искажение истины. В детстве каждый ребенок, сказав сознательную ложь, покрывается мучительно краской стыда, испытывает смущение, страх, вину.
Значит заботливее всего нужно охранять детей от первой лжи. Иногда родители сами часто подают детям повод сказать первую ложь своей манерой доводить детей до признания в каком-нибудь проступке. Родители делают вид, что еще не знают о проступке своего ребенка и спрашивают: «Кто разбил стекло?» или «Где ты был сейчас?». Эти внушают ребенку мысль, что родители еще не знают о виновнике шалостей и внушают ему соблазнительную надежду утаить от них свой проступок в надежде избавиться от наказания. Ребенок до сих пор не повинный во лжи в этот раз не устоит против соблазна и ответит ложью. Строгий вид, грозный голос родителей, сознание за собой вины приводит ребенка в трепет, от страха он почти невольно прибегает ко лжи как единственному средству спасения.
Если взглянуть на нашу современность в перспективе нормальной жизни, которую вели люди в прежние времена, не может не поразить насколько далекой от нормы стала жизнь сейчас. Понятие авторитета и послушания, приличия и вежливости, поведения в обществе и в частной жизни — все резко изменилось, встало с ног на голову. Эту ненормальную жизнь можно охарактеризовать как испорченную, избалованную. С младенчества с современным ребенком обращаются как с семейным божком: его прихоти удовлетворяются, желания исполняются, он окружен игрушками, развлечениями, удобствами, его не учат и не воспитывают в соответствии со строгими принципами христианского поведения, а дают развиваться в том направлении, куда склоняются его желания. И даже родители, имеющие самые благие намерения, не могут целиком этого избежать. Если родители и стараются растить ребенка в строгости, то родственники, соседи пытаются сделать что-то иное. Это надо учитывать при воспитании ребенка.
Став взрослым, такой человек, естественно, окружит себя тем же, к чему привык с детства: удобствами, развлечениями, игрушками для взрослых. Жизнь становится наполненной постоянным поиском развлечений, которые настолько лишены всякого серьезного значения, что посетитель XIX века, глядя на наши популярные телепрограммы, парки аттракционов, рекламу, кинофильмы, музыку, — почти на любой аспект нашей современной культуры, — подумал бы, что попал в общество безумцев, потерявших всякое соприкосновение с повседневной реальностью.
Что же могут сделать родители, чтобы помочь детям устоять против искушения мира?… Ежедневно мы должны быть готовы преодолевать влияние мира здоровым христианским воспитанием. Все, что ребенок узнает в школе, должно проверяться и исправляться дома. Не надо думать, что то, что дают ему учителя, просто полезно или нейтрально: ведь даже если он и приобретает полезные знания или умения, его научат многим неправильным точкам зрения и идеям.
Оценка ребенком литературы, музыки, истории, искусства, философии, науки и, конечно, жизни и религии должны в первую очередь идти не от школы, а от дома и Церкви, иначе ребенок получит неверное образование.
Родители должны следить чему учат их детей, и исправлять это дома, придерживаясь откровенной позиции и четко выделяя моральный аспект, совершенно отсутствующий в современном образовании. Родители должны знать какую музыку слушают их дети, какие они смотрят фильмы (слушая или смотря с ними вместе, если необходимо), какой язык они слышат и каким языком говорят сами — и всему этому давать христианскую оценку. Ребенок, приученный к хорошей литературе, драме, поэзии, ощутивший ее воздействие на душу, получивший истинное наслаждение, не станет безумным приверженцем современного телевидения и дешевых романов, которые опустошают душу и уводят ее от христианского пути.
III. Православные ценности семейного воспитания
семьи Зиновьевой Антонины Ивановны
Для проведения исследования мы выбрали семью Зиновьевой Антонины Ивановны. Почему именно эта семья, а не другая? Дело в том, Зинаида Ивановна является старожилом с. Апонитищи. Живя в этой деревне очень продолжительное время, она много сделала для своей малой родины. Много лет назад она вместе с жителями села решила возродить церковь.
В начале июля 2005 года были начаты работы по возведению новой Никольской деревянной церкви в селе Апонитищи, где настоятелем является священник Феликс Трикиди. И уже 3 ноября 2006 года в новопостроенной деревянной Никольской церкви села Апонитищи состоялось событие, которого ждали сельские жители много лет. Состоялась первая Божественная литургия . На богослужение пришло много прихожан, среди которых были и те, кто возводил храм, и те, кто долгие годы молился о восстановлении святыни и собрал пожертвования на это святое дело.В данный момент ведутся работы по обкладке кирпичом деревянной церкви, которая тоже строится на средства и силы жителей и верующих села.
Зинаида Ивановна для сегодняшнего поколения является примером для подражания. Этот человек вложил всю свою душу и силы, чтобы восстановить церковь. Как говорит сама Зинаида Ивановна: « Молодежь должна расти с верой и добротой в душе, а в этом им может помочь только храм и вера в Бога». Семья у Зинаиды Ивановны большая и в основном одни мужчины. Воспитание мужчин - это сложный и ответственный момент в жизни. Ведь необходимо воспитать смелого, честного и мужественного человека.
В современном обществе мало семей, которые прививают духовные основы своим детям с самого рождения. В семье Зиновьевых привитие основ духовной жизни детям происходит с самого рождения. Все в семье крещеные и постоянно посещают храм. Благодаря верующим родителям и бабушке внуки растут очень добрыми, отзывчивыми честными. Зинаида Ивановна приучает всю семью к регулярному посещению церкви, а не только лишь тогда когда возникает необходимость. Также внук Николай помогает бабушке прибираться в церкви, следить за порядком и на территории церкви. Каждый день члены семьи Зиновьевых начинают с молитвы и обращения к Богу. Многие молитвы внук знает наизусть и с большим трепетом и уважением относится к старшим и родителям. В семье царит уважение и почитание друг друга. Большое внимание уделяется православным праздникам, именно через них и идет воспитание в семье. Многое о возникновении праздников рассказывает Зинаида Ивановна своим внукам и детям. Учит почитать праздники и уважительно к ним относиться. В праздничные дни вся семья псещает Божественные литургии, проводимые в сельской церкви.
Особое внимание уделяется речи всех членов семьи. Употребление матерных слов - это недопустимое поведение в семье. Матерщина – это оскорбление Божией матери и своей собственной матери. В семье это знает каждый, и поэтому уважительно обращаются и относятся друг к другу. Даже услышав на улице нецензурную брань, Зинаида Ивановна объясняет, что такая речь-это оскорбление. К замечаниям бабушки прислушиваются.
Помощь старшим, уважение к старшим - это основные православные ценности семейного воспитания Зиновьевых. Поэтому дети в семье добрые, скромные и честные. На родителях лежит огромная ответственность в воспитании детей в духе Веры Христовой. Нельзя упускать никаких мелочей в деле воспитания, надо быть другом и помощником ребенку, быть примером, не терять терпения, не уставать объяснять ему, что плохо, а что хорошо.
В семье Зиновьевых все члены семьи исповедуются и советуются с духовником. К этому семью приучила Антонина Ивановна. Она считает, что если человек регулярно исповедуется, то духовник может определить момент духовного кризиса или иного порока и тем самым вовремя оказать помощь. Это очень важно в сегодняшней жизни, когда молодежь очень часто встает на неверный жизненный путь, обратится за помощью не могут, в силу того, что в семье не было православного воспитания.
Важно сформировать внутренний мир ребенка, а это возможно, только если он видит что-то доброе, светлое и прекрасное. Детей в семье Зиновьевых воспитывают строго, но с любовью к Богу, родителям и окружающим.
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Щелкунчик
Каргопольская игрушка
Злая мать и добрая тётя
Ах эта снежная зима