В работе автор изучает историю появления первых красок, выясняет, что общего между старой и новой краской и опытным путем проверяет гипотезу о том, что некоторые природные красители можно использовать в домашних условиях и в наше время.
Вложение | Размер |
---|---|
kak_poyavilis_kraski.rar | 2.07 МБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 11»
г. Новый Уренгой
Исследовательская работа
«Как появились краски?»
Выполнила: Покотило Анастасия
МОУ СОШ № 11
ученица 4 а класса
Руководители: Елисеева Наталья Павловна
МОУ СОШ № 11
учитель начальных классов
Низамеева Елена Нургалиевна
МОУ ДОД ЦВР
педагог дополнительного образования
г. Новый Уренгой
ЯНАО
2009 год
Оглавление | ||||||||||||||||||
|
I. Введение
Засевали семь сестер Поля белого простор Чудесами, словно в сказке. А зовут волшебниц… Краски. |
Я очень люблю рисовать карандашами, мелками, красками.И вот однажды я задумалась и мне очень захотелось узнать:
Я решила найти ответы на эти вопросы.
Так была определена тема моего исследования: «Как появились краски».
Цель работы: узнать, как появились краски и можно ли использовать естественные красители дома.
Чтобы провести исследование, я поставила перед собой следующие задачи:
изучить литературу по данному вопросу;
установить, что общего между старой и современной краской.
Гипотеза: некоторые способы добывания красок из природного материала сохранились и используются в домашних условиях и в наше время.
Практическая значимость:
работа может быть использована на уроках изобразительного искусства, внеклассной работе, для написания рефератов и в качестве дополнительного материала для "любознательных"
Прочитав и изучив литературу по данному вопросу, я узнала, что краски появились еще с древних времен, одновременно с появлением человека и с каждым тысячелетием их становилось все больше.
II. Исследовательская часть (история)
Самым древним художником, создавшим рисунки и картины, был пещерный житель. Пещерные художники рисовали на стенах яркими, сочными красками. Где же они их взяли? | ||
Самой первой краской была глина. Глина бывает разная - желтая, красная, зеленоватая, белая… Красителями, которыми пользовались пещерные художники, были химические вещества, залегающие в земле (окись железа всех оттенков — от светло-желтого до ярко-оранжевого), и марганец (металлический элемент). Эти вещества измельчались в мелкую пудру и смешивались с жиром (возможно, с животным салом). |
Так появились первые краски. Ими и рисовал древний человек диких животных, которых он видел вокруг себя.
Цветные изображения животных, датированные примерно 30 000—10 000 лет назад до н.э., были обнаружены на стенах пещер Южной Франции и Испании. Многие из этих рисунков удивительно хорошо сохранились потому, что в эти пещеры не было доступа в течение многих веков.
Самые великолепные рисунки находятся в Пещере Ласкау во Франции.
Сцены охоты Наскальные росписи бушменов (Южная Африка). 15—14 вв. до н. э. | Охота на оленей Живопись в пещере Испании . Мезолит | Бизон Живописное изображение в Альтамирской пещере (Испания). Эпоха Мадлен. |
Немного позже была «открыта» новая краска – охра, которая часто встречалась в природе в виде глины или рассыпающихся в пыль комочков. Она была разного цвета: желтая, коричневая, красноватая.
Для придания рисункам более ярких цветов, использовали наши далекие предки и красную киноварь, и оранжевый сурик.
Угольки, копоть и сажа давали краску черного цвета.
Шли тысячелетия. Человеку понадобились другие краски, более стойкие и яркие. Такие, которыми можно было бы разрисовывать щиты, выделанные кожи, раскрашивать головные уборы и оружие, а затем и первые ткани.
Желтую краску научились вырабатывать из коры барбариса, ольхи, молочая и шелковицы.
Коричневую - из отвара луковой шелухи, оболочки грецких орехов, коры дуба, листьев хны .
Для получения красного цвета пригодились некоторые ягоды.
Словом, у каждой из красок, которыми сегодня пользуются и взрослые и дети, есть своя длинная и удивительная история.
Пурпурный
В Древнем Риме багряную, пурпурную одежду мог носить лишь император. Дело в том, что пурпурная краска стоила очень дорого. Ее добывали с превеликим трудом из раковин средиземноморских улиток – багрянок. Десять тысяч раковин давали чуть больше грамма краски. А открыли эту краску около 4 тысяч лет назад.
| |
раковина улитки багрянки | цвет императора |
В наших наборах красок, можно увидеть еще один цвет – индиго. Так называется один из оттенков темно-синей краски.
Индиго, пожалуй, еще старше пурпура. Во всяком случае, ткани, окрашенные индиго, находили в гробницах фараонов, правивших несколько тысяч лет назад Древним Египтом.
Само слово «индиго» говорит о том, что родина краски – Индия. Долгое время никто не знал секрета ее изготовления.
А ведь кустарник, из листьев которого получали индиго, рос не только в Индии, но и во многих других странах.
Кармин. У этой краски своя любопытная история. Если пурпур обязан своим происхождением морской улитке, индиго – кустарнику, то кармин ведет свое начало от… насекомых. От крохотных тропических насекомых, которых называли «кошениль».
Представляете, сколько нужно наловить этой самой кошенили, величиной с божью коровку, чтобы обеспечить хотя бы одну красильню!
А ведь в те времена с Востока во все концы света уходили бесчисленные караваны с драгоценными красными шелками и тончайшей шерстью, окрашенной кармином.
Так, если хорошие краски добывались с большим трудом и стоили очень дорого, то почему же сейчас красок сколько угодно и стоят они совсем дешево?
Химия. Теперь краски получают из каменноугольной смолы и других веществ. Оказалось, что в черном каменном угле можно разыскать все цветовое богатство матушки-природы. От старинных красок сегодня сохранились лишь звучные названия да удивительные истории.
Из всех способов добывания красок из природных материалов с древних времен некоторые сохранились и в наше время.
Мы все с вами практически пользуемся ими хотя бы один раз в год. Это точно.
Например, красим яйца шелухой лука, как это делали наши предки.
Чтобы проверить свою гипотезу и убедиться в этом, я провела несколько опытов.
Из всех приведенных способов крашения, учитывая данное время года, я решила попробовать покрасить ткань шелухой лука, свеклой, брусникой , черникой.
Опыт 1. Шелуха лука Для проведения этого опыта я собрала шелуху с лука в кастрюлю и залила холодной водой. В эту кастрюлю положила два небольших отрезка белой ткани и поставила кипятиться. Для получения разных оттенков цвета один отрезок кипятила 10минут, а второй – 1час. Получился цвет: 1 отрезок - охра, 2 отрезок – коричневый | |||||
Опыт 2. Свекла Одну большую свеклу почистила, измельчила (в блэндаре) и через марлю отжала сок. В этот свекольный сок поместила небольшой отрезок белой ткани на 30минут, высушила (чтобы цвет лучше закрепился) и затем прополоскала водой. Получился цвет – темно - розовый. | |||||
Опыт 3. Брусника Бруснику размяла в кастрюле, она дала сок. Взяла небольшой отрезок белой ткани и намочила в этом соке, высушила и после прополоскала водой. Получился цвет – фиолетовый. | |||||
Опыт 4. Черника Из черники я таким же способом как из брусники выжала сок. Только на этот раз не замачивала белую ткань, а этим соком нарисовала на ней. Высушила и прополоскала водой. Получился цвет – серый. |
III.Заключение
Гипотеза о том, что некоторые способы добывания красок из природного материала сохранились и используются в домашних условиях и в наше время, подтвердилась. |
IV.Список литературы
1. А.Дитрих «Почемучка». Москва 1991г.
2. Использован материал сайта www.teremoc.ru/index.php
3. «Знакомьтесь, макраме» - как это делается.
4. Приложение-фото www.sttp.ru/history/drevn.php
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Весенняя сказка
Заяц-хваста
Именинный пирог