Материал содержит информацию о происхождении самураев, кодексе чести самураев. Ученик использовал несколько источников
Вложение | Размер |
---|---|
posledniy_samuray.doc | 103 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Северный (Гуманитарный лицей)» г. Магадан
Тема:
Военное искусство.
Япония: самураи
Ученика 5 «А» класса
Епимахова Максима.
Магадан
2012
План:
Меч самурая – душа самурая!
Кодекс чести – жизнь самурая.
Верность слову и сыновняя почтительность, постоянное самосовершенствование и любовь к жизни, презрение к опасностям и готовность к смерти – вот Кодекс Чести настоящего самурая. В своей работе я хочу рассказать о верных рыцарях Страны восходящего солнца. Когда я начал читать книги о рыцарях, то узнал, что в каждой стране были группы людей, занимающиеся военным делом. В Японии самурай – это не просто воин, а элита страны, лучшие люди.
Думаю, что познакомиться с историей самурайства будет интересно всем. Предлагаю Вашему вниманию свою работу.
2. Зарождение самурайства
А) Для того, чтобы разобраться, кто такие были самураи и откуда они взялись, надо вернуться обратно в глубь столетий. История Японии - это история непрерывных войн, кровавых междоусобиц, смут и переворотов. И с самого начала главную роль в ней играли люди с оружием, обладатели самого сильного оружия, когда-либо досягаемого смертным: веры и воли. Они считались элитой (лучшие люди) страны, цветом японской нации. Отсюда и возникла поговорка: «Среди цветов - вишня, среди людей – самурай». Эпоха самураев длилась в Японии почти 700 лет - с 1185 по 1867 год, достигнув своего расцвета в эпоху Эдо (1603-1867гг.). К началу XVII века число всех самураев и членов их семей составляло примерно около двух миллионов человек, то есть около 10 % всего населения Японии.
Б) Само же слово «самурай» происходит от глагола «сабурау» — в дословном переводе означает: служить вышестоящему лицу. Самураи — не просто рыцари, они были и телохранителями своего даймё, и в то же время и слугами в повсеместной жизни. Самая почётная должность — смотритель меча своего господина, но были и такие должности, как смотритель зонтика или «подаватель» воды утром, после сна.
3. Воспитание самурая
Воспитание самурая начиналось с детства. Обычно вместо волшебных сказок родители рассказывали малышам о войнах, которых было немало в японской истории, мужественных героях-самураях, их блистательных победах над врагами или, когда доводилось, готовности хладнокровно пойти на смерть. Эти рассказы, по мнению взрослых, будили в ребенке желание самому когда-нибудь стать таким же, как те идеальные герои, вызывающие его восхищение.
Также мальчика с детства закаляли, учили владеть своим телом и чувствами, без жалоб сносить боль, холод и другие тяготы жизни. Железная воля, сильный характер, умение подчиняться жесткой дисциплине воспитывались не только увещеваниями и наставлениями, но и всеми условиями жизни будущего самурая. Так, мальчиков будили еще в предрассветные сумерки, оставляли играть в нетопленой комнате или надолго лишали еды.
В) Еще более суровые испытания ожидали мальчишек впереди, когда они подрастали и их уже можно было учить чтению и письму в соседнем храме или монастыре. Детям приходилось проделывать долгий путь туда и обратно в любую погоду, часто в ненастье даже без плаща, а зимой — босиком. Их приучали учиться побеждать страх: в одиночестве оставляли на ночь на кладбище или подле эшафота среди повешенных, обезглавленных и распятых.
Г) Одновременно мальчиков учили владеть оружием. Приобщение к этому искусству начиналось с торжественной церемонии: будущему воину, которому к тому времени исполнилось пять лет, вручали меч. Однако первыми основными учебными предметами для него были плавание, верховая езда и джиу-джитсу — искусство самозащиты без оружия. Только после того как ученик осваивал эти азы, переходили к фехтованию, стрельбе из лука, единоборству на копьях.
Д) Кроме того, юноша должен был овладеть и другими полезными навыками, например научиться плавать со связанными руками и ногами или в доспехах, преодолевать водные преграды, используя вместо моста лианы, и, не оступаясь, сражаться среди бурных потоков горных рек.
Е) Сыновья рядовых самураев получали, как правило, лишь домашнее воспитание и в крайнем случае могли посещать частные школы. Сегун, даймё и другие высшие представители сословия воинов отправляли своих сыновей в государственные элитные школы. Помимо различных боевых искусств юноши постигали там учение глубоко почитавшегося в Японии китайского философа Конфуция, а также изучали математику, медицину и фармацевтику, поэзию и музыку, овладевали искусством каллиграфии (красивого и четкого письма).
Ж) Таким образом, когда знатные молодые самураи покидали стены школы, они были не только превосходными воинами, но и в высшей степени образованными людьми, способными тонко чувствовать прекрасное.
К окончанию учебы, в 15 лет, юноша должен был стать таким, каким полагалось быть настоящему самураю: «Спокойным, как лес, неподвижным, как гора, холодным, как туман, быстрым, как ветер, в принятии решения и яростным в, атаке, как огонь».
Если молодой человек соответствовал этим требованиям, его принимали в сообщество воинов.
3.Кодекс поведения самурая – Бусидо.
В X—XII вв. сложились устои неписанного морального кодекса самурая «Путь лука и скакуна» («Кюба-но мити»), позже превратившегося в свод заповедей «Путь Воина» («Бусидо»).
Бусидо́ (яп. 武士道 буси-до:, «путь воина») — бусидо — неписаный кодекс поведения самурая в обществе, прще сказать это свод правил и норм «истинного», «идеального» воина. Бусидо, первоначально трактовавшееся как «путь коня и лука», впоследствии стало означать «путь самурая, воина» («буси» — воин, самурай; «до» — путь, учение, способ, средство). Кроме того, слово «до» переводится ещё и как «долг», «мораль», что имеет соответствие с классической философской традицией Японии, где понятие «путь» является некой этической нормой.
Таким образом, бусидо — это самурайская мораль, морально-этический кодекс.
Б) Наиболее важные правила, которого бусидо почерпнуло из синтоизма — древней религии японцев, представлявшей собой сочетание культа природы, предков, веры в магию, существование души и духов, были любовь к природе, предкам, духам природы и предков, к стране и государю. Заимствования из синтоизма, которые восприняло бусидо, были объединены в два понятия: патриотизма и верноподданичества.
Особенно сильное влияние на бусидо оказал буддизм, проникший в Японию в 522 г. Многие философские истины буддизма наиболее полно отвечали потребностям и интересам самураев. При этом популярнейшей сектой буддизма была «дзен», монахи которой внесли значительный вклад в дело развития бусидо.
Требования Бусидо.
Чётко и довольно вразумительно требования Бусидо сформулированы в «Начальных основах воинских искусств» Дайдодзи Юдзана, я хочу остановиться на некоторых из них.
5) С падением сёгуната Токугава в XIX веке японцы окончательно преодолели свое знаменитое «островное мышление» - симагуни кондзё. Страна восходящего солнца открылись для западной цивилизации. В новых исторических условиях самураи оказались ненужными. Не желая сдаваться, они еще защищали уже сданную крепость японской феодальной древности, свое прославленное прошлое, вернее - его былой призрак.
В конце работы хочу отметить, что некоторые люди считают, что, в новой европеизированной Японии самураям нет места. Однако самурайский дух оказался долговечнее самих самураев. Сословие средневековых японских рыцарей исчезло под натиском цивилизации, но его философия живет в каждом современном японце.
В современной преуспевающей Японии мало что может напоминать о тех временах, когда люди падали ниц при появлении человека с двумя самурайскими мечами. И еще меньше о том, что некоторые из этих людей могли добровольно уйти из жизни, совершив сеппуку – ритуальное самоубийство. Но, тем не менее, дух самураев – рыцарей Дальнего Востока по сей день живет едва ли, не в каждом из жителей страны восходящего солнца.
Литература:
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Л. Нечаев. Яма
Четыре художника. Осень
Рисуем кактусы акварелью
Свадьба в Малиновке