Появление персональных компьютеров породило огромное количество мифов, касающихся как пользы, так и вреда от их использования. Современные дети проводят много времени за компьютером, главным образом играя в компьютерные игры. Вместе с тем существует много мнений о том, что компьютерные игры оказывают влияние, в том числе и отрицательное, на детей. Увлечения, порожденные компьютерными играми, привели к появлению нового термина - "компьютерозависимость". Дети готовы просиживать, не отходя от компьютера, часами и даже сутками. Компьютерная зависимость приводит к тому, что дети прогуливают школу, становятся замкнутыми, не общаются с ровесниками. Кроме того, считается, что игры с элементами насилия и жестокости влияют на формирование у человека агрессивного поведения.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 163.5 КБ |
Комитет по образованию
Администрации Поспелихинского района
Алтайского края
МБОУ «Николаевская средняя общеобразовательная школа»
Краевой заочный конкурс исследовательских и творческих работ учащихся «Юный знайка»
Направление: психология, человекознание
Автор: Ляшенко Татьяна Сергеевна, ученица
4 класса, МБОУ «Николаевская средняя общеобразовательная школа»
Поспелихинкий район, село Николаевка, ул. Набережная, 1
Руководитель: Плужник Татьяна Алексеевна, педагог-психолог, I категория, МБОУ «Николаевская средняя общеобразовательная школа», Поспелихинский район, с. Николаевка ул. Советская, 12
Домашний адрес: ул. Урожайная, 27 тел. 89237163413
Директор школы: Шарунова Полина
Андреевна
с. Николаевка
2012
Содержание
2.1. Компьютер и человек……………………………………………………4
2.2. Определение предпочтений и степени увлечённости младших школьников компьютерными играми………………………………….6
2.3. Установление взаимосвязи между уровнями агрессии и видами компьютерных игр………………………………………………………8
III. Заключение…………………………………………………………...10
Список литературы………………………………………………………11
Приложения……………………………………………………………….12
Введение
Компьютером теперь никого не удивишь. Сегодня компьютерные классы есть в школах и даже в детских садах. С помощь компьютерных программ осуществляется обучение и развитие детей.
Актуальность.
Появление персональных компьютеров породило огромное количество мифов, касающихся как пользы, так и вреда от их использования. Современные дети проводят много времени за компьютером, главным образом играя в компьютерные игры. Вместе с тем существует много мнений о том, что компьютерные игры оказывают влияние, в том числе и отрицательное, на детей. Увлечения, порожденные компьютерными играми, привели к появлению нового термина - "компьютерозависимость". Дети готовы просиживать, не отходя от компьютера, часами и даже сутками. Компьютерная зависимость приводит к тому, что дети прогуливают школу, становятся замкнутыми, не общаются с ровесниками. Кроме того, считается, что игры с элементами насилия и жестокости влияют на формирование у человека агрессивного поведения. Поиск ответа на данный вопрос является значимым и актуальным на современном этапе развития общества. Именно это повлияло на выбор темы исследовательской работы
Цель – выяснить особенности влияния компьютерных игр на агрессивность младших школьников.
Задачи:
Методы исследования:
Объект – учащиеся в возрасте 9 – 10 лет.
Предмет – особенности агрессивности у детей, увлеченных компьютерными играми.
Гипотеза - компьютерные игры агрессивного содержания оказывают влияние на формирование агрессивности младших школьников.
2.1. Компьютер и человек
Для того чтобы понять, какое влияние оказывает компьютер на наш мир, необходимо разобраться, что же представляет из себя это чудо техники.
Современные компьютеры повсюду: они совершают научные открытия, изготавливают и конструируют сложные детали, собирают автомобили, обучают, вычисляют, хранят огромные массивы информации, с их помощью работает Интернет. Огромные вычислительные машины предсказывают погоду и даже играют в шахматы лучше человека.
Ну, как тут не восхититься и не захотеть приобщить себя к этому великому чуду. Одним из мотивов приобретения компьютера домой для многих занятых родителей является обеспечение игрового досуга для детей.
В такой ситуации компьютер принимает на себя роль более активного развлекательного устройства, чем телевизор. Ведь, играя за компьютером, ребёнок не просто сидит, «разинув рот». Он учится не только быстро нажимать на клавиши, но и строить в своей голове логические цепочки, без которых нельзя добиться успеха в современных компьютерных играх.
Под «компьютерными играми» подразумевают широкий класс программ и технических устройств. Выводы о влиянии компьютерных игр не учитывают в полной мере такие важные параметры, как содержание компьютерной игры и ее сложность, т. е. те навыки, которых требует игровая деятельность.
Прежде чем говорить о влиянии компьютерных игр на ребёнка, необходимо разобраться в их классификации. Создание чёткой классификации компьютерных игр по их содержанию могло бы приблизить нас к пониманию механизмов воздействия конкретной игры на пользователя. Различают следующие виды игр:
Исходя из этого, влияние компьютера на детей может быть благотворным и способствовать развитию определенных навыков. Компьютерные игры (головоломки, стратегии, спортивные) помогут детям научиться принимать самостоятельные решения, а также быстро переключаться с одного действия на другое. Хорошо влияет компьютер и на творческие способности детей.
Отрицательно воздействуют игры агрессивного содержания. В плане воздействия на мозг человека “жестокие” компьютерные игры намного опаснее фильмов (или книг) с аналогичным содержанием. Играя на компьютере, человек сам принимает решения, тогда как при просмотре видеоряда он лишь наблюдатель. К тому же фильм длится пару часов, а за одной видеоигрой ребенок в среднем может провести до 100 часов. Японские психологи провели опрос среди школьников, которые большую часть времени посвящают играм, содержащим сцены насилия. На вопросы: «Становишься ли ты раздражительным после игры?» и «Не возникает ли у тебя иногда желание убить человека?» почти все ребята ответили утвердительно.
Как утверждают американские учёные, чрезмерное увлечение жестокими компьютерными играми приводит к нарушению передачи импульсов между нервными клетками и замедляет работу мозга.
А вот ещё одна опасность, о которой говорят российские специалисты: от долгого сидения перед экраном страдают глаза. Факты говорят о том, что каждый четвертый пользователь компьютера имеет проблемы со зрением. Одна из причин кроется в сокращении частоты морганий, что вызывает сухость и раздражение глаз. Когда человек моргает, выделяется слезная жидкость, которая смазывает глазное яблоко. Дети, увлекшись, забывают обо всем на свете, и поэтому могут играть за компьютером часами, почти без перерыва. Специалисты рекомендуют через каждый час работы с компьютером делать перерыв на несколько минут.
2.2. Определение предпочтений и степени увлечённости младших школьников компьютерными играми
Исследование проводилось в два этапа. Во-первых, была проведена анкета, позволяющая определить предпочтения и степени увлечённости младших школьников компьютерными играми. Во-вторых, был определён уровень агрессивности учащихся и определена связь между уровнем агрессии и тем, какие игры предпочитают испытуемые.
В исследовании приняли участие 17 человек в возрасте 9-10 лет (4 класс). Среди них 11 мальчиков и 6 девочек.
Для определения степени увлечённости детей компьютерными играми мною была проведена анкета (Приложение 1) среди учащихся 4 класса нашей школы.
Из анкеты выяснилось, что 16 ребят нашего класса имеют дома компьютер. На вопрос «Играешь ли ты в компьютерные игры?»- все 17 человек ответили утвердительно. Тот, у кого нет дома компьютера, ответил, что играет у друзей.
Результаты ответов на вопрос «Сколько времени в день ты уделяешь
компьютерным играм?»
Результаты ответов на вопрос, «В какие компьютерные игры ты любишь играть?» оказались следующими. Одни из самых популярных игр - это гонки. Так думают многие мои одноклассники – 10 человек (мальчишки). Компьютерные гонки могут проходить на чём угодно: на машинах, кораблях, самолётах, и т.д. Не меньше любят ребята и спортивные компьютерные игры (Need for Speed, Live for Speed, футбол, баскетбол) — 6 человек. Здесь, не вставая с кресла, можно стать боксёром, хоккеистом, баскетболистом, играть в шахматы и гольф. При этом можно управлять как одним игроком, так и целой командой.
Самыми же любимыми являются игры на военную тему. Так ответили 11 одноклассников. Важно отметить, что все они мальчики. Никто из девочек не указал среди предпочитаемых, игры с элементами стрельбы и жестокости. Самые простые среди них – это игры - стрелялки. Главная задача таких компьютерных игр – ликвидировать всех противников. В военных играх–стратегиях можно управлять целой армией или даже страной, строить дома для солдат, «кормить» свою армию и разрабатывать планы военных сражений.
Среди компьютерных игр особое место занимают логические игры, они больше нравятся девочкам — 6 человек, среди мальчиков подобные игры указали лишь 2 человека.
Ролевые приключенческие компьютерные игры любимы только пятью учащимися нашего класса, такие игры позволяют погрузиться в фантастический мир, стать участником интересных событий, выполнить какое-нибудь важное задание. Приключенческие игры могут быть аркадами и квестами. Аркады обычно требуют от игрока хорошей реакции, а квесты - предлагают разгадать тайну, не прибегая к оружию.
Также среди предпочитаемых игр были названы: стратегии (The Empire, Civilization) — 2 человека, головоломки (пасьянсы) — 3 человека.
Таким образом, у 4 человек играющих в компьютерные игры три и более часов в день, существует определённый риск перехода в состояние выраженной компьютерной зависимости, что может негативно сказаться на состоянии их психического и физического здоровья.
Следует также отметить, что игры с элементами насилия выбрали 11 человек из 17 опрошенных. Кроме этого, выбор игр определяется половыми различиями. Среди 11 ребят, выбравших кровавые игры, нет девочек.
2.3. Установление взаимосвязи между уровнями агрессии и видами компьютерных игр
Для определения зависимости между типом предпочитаемых игр и уровнем агрессивности, среди одноклассников мною была проведена методика Рене-Жиля для изучения уровня агрессии ребят. Данная методика была использована не полностью, а лишь вопросы, позволяющие определить уровень агрессивности (приложение 2). В результате была составлена сводная таблица результатов (Приложение 3), из которой видно, что высокий уровень агрессии наблюдается у 6 ребят, средний уровень агрессии — у 5 ребят, низкий — у 6 испытуемых.
Для определения взаимосвязи между уровнями агрессии и видами компьютерных игр, выбранных ребятами все испытуемые были разделены на две группы — дети, которые играют и не играют в жестокие игры. Затем дети были распределены по уровням агрессии. Были получены следующие результаты (в процентном отношении):
Уровни агрессии | |||
Высокий Средний Низкий | |||
Играет в жестокие игры | 40 | 40 | 20 |
Не играет в жестокие игры | 28,5 | 14,5 | 57 |
Из представленных данных видно, что среди детей, предпочитающих играть в агрессивные компьютерные игры, количество испытуемых с высоким и средним показателем достаточно высокий и в сумме составляет 80%. Среди наиболее популярных игр были названы: GTA, Doom, Counter-Strike, Mortal Kombat. Испытуемые, предпочитающие играть в «миролюбивые» компьютерные игры имеют низкие показатели агрессии.
Таким образом, полученные результаты подтверждают гипотезу о том, что компьютерные игры агрессивного содержания оказывают влияние на формирование агрессивности младших школьников.
Увлечение компьютерными играми может быть чревато негативными последствиями для ребенка: падением академической успеваемости, совершением противоправных действий, ссерьезными отклонениями от нормы в поведении (заторможенность или импульсивность, истеричность, резкая смена эмоций с их крайними проявлениями), проблемами со здоровьем (головные боли, ухудшение зрения, проблемы с желудком), риском возникновения компьютерной тревожности
Заключение
Большинство современных детей не представляют себе без компьютера ни учебу, ни досуг, проводя все свободное время возле монитора.
Влияние компьютера на детей может быть различным. При разумном подходе, польза от детских компьютерных игр может быть явной: они помогают расслабиться, развивают у детей скорость реакции и логическое мышление, дают возможность выплеснуть накопившуюся энергию.
При неразумном увлечении компьютерными играми (длительное времяпровождение у монитора, чрезмерное увлечение жестокими играми) возможно негативное влияние на психическое и физическое здоровье младшего школьника.
Согласно рекомендациям врачей, детям в возрасте 9-11 лет желательно проводить у компьютера не более часа-полутора.
Компьютер в жизни испытуемых играет большую роль, так как практически все ребята имеют домашний компьютер и абсолютно все ежедневно играют в компьютерные игры.
Уровень агрессивности учащихся 4 класса зависит от характера предпочитаемых компьютерных игр. Дети, играющие в жестокие компьютерные игры имеют более высокий уровень агрессии. Кроме этого, выбор игр определяется половыми различиями детей.
Таким образом, компьютерные игры являются одним из факторов формирования агрессивного поведения младших школьников.
Список литературы
Приложение 1
Анкета изучения
степени увлечённости детей компьютерными играми
1. Фамилия, имя _____________________________________________
Да
Нет
3. Играешь ли ты в компьютерные игры?
Да
Нет
4. Сколько времени в день ты уделяешь компьютерным играм?
а) 30 минут — 1 час в) 2,5 — 3 часа
б) 1,5 — 2 часа г) более 3 часов
Приложение 2
Диагностика агрессивности (методика Рене-Жиля)
1. Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Обозначь крестиком, где будешь ты.
2. Это твои товарищи, ссорящиеся из-за правил игры. Обозначь, где ты.
3. Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать: будешь плакать; пожалуешься учителю; ударишь его; сделаешь ему замечание; не скажешь ничего? Подчеркни один из ответов.
4. Один из товарищей смеется над тобой. Что будешь делать: будешь плакать; пожмешь плечами; сам будешь смеяться над ним; будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из этих ответов.
5. Один из товарищей смеется над твоим другом. Что будешь делать: будешь плакать; пожмешь плечами; сам будешь смеяться над ним; будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из этих ответов.
6. Товарищ взял твою ручку без разрешения. Что будешь делать: плакать; жаловаться; кричать; попытаешься отобрать; начнешь его бить? Подчеркни один из этих ответов.
7. Ты играешь в лото (или в шашки, или в другую игру) и два раза подряд проигрываешь.
Ты недоволен? Что будешь делать: плакать; продолжать играть дальше; ничего не скажешь; начнешь злиться? Подчеркни один из этих ответов.
8. Отец не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: ничего не ответишь; надуешься; начнешь плакать; запротестуешь; попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.
9. Мама не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: ничего не ответишь; надуешься; начнешь плакать; запротестуешь; попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.
Приложение 3
Сводная таблица уровней агрессии учащихся 4 класса МОУ «Николаевская средняя общеобразовательная школа»
Данные методики Рене-Жиля
Ф.И. | Количество баллов | Уровень агрессии |
Маляренко Олег | 6 | Высокий |
Ляшенко Виталий | 3,5 | Средний |
Медведев Данил | 2 | Низкий |
Капаций Алексей | 7 | Высокий |
Михайлов Вадим | 6 | Высокий |
Березиков Сергей | 6 | Высокий |
Рейфшнейдер Александр | 3,5 | Средний |
Сахно Вячеслав | 4,5 | Средний |
Чаплыгин Ярослав | 4 | Средний |
Пеляничко Стас | 2 | Низкий |
Лыков Денис | 6 | Высокий |
Стукова Виталина | 2 | Низкий |
Ляшенко Татьяна | 2 | Низкий |
Бакуменко Алёна | 4 | Средний |
Однобокова Ольга | 5,5 | Высокий |
Беда Алина | 0,5 | Низкий |
Приходько Татьяна | 2 | Низкий |
* цветом выделены учащиеся, играющие в компьютерные игры с элементами насилия
Сказка "Узнай-зеркала"
Как нарисовать лимон акварелью
Почта
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Ласточка