проект "Были о пыли"
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 34 КБ |
Исследовательский проект
Тема: Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов.
УМК «Музыка» (авторы) Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина.
Футьяновой Елены Олеговны, учителя музыки МОУ СОШ №1 г. Фрязино
По программе курсов:
«Проектирование рабочей предметной программы по музыке и формирование универсальных учебных действий» (кафедральный вариативный модуль 72 часа)
2012г.
Содержание
Личностные результаты, метапредметные результаты, предметные результаты.
Задачи проекта- умение распределить УУД в уроке.
2. В содержании Федеральных государственных стандартов общего образования «второго поколения» введение которых в практику образовательных учреждений началось с 2009г., необходимо подчеркнуть их направленность на стратегию организации и планомерного формирования учебной деятельности, в том числе и музыкальной, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Новые стандарты ориентированы на становление у школьников, начиная с начальной школы, «умения учиться».
Личностное развитие учащихся обеспечивается реализацией цели музыкального образования и воспитания- формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. Именно такая целевая установка наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
3. Личностные результаты.
-укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
-наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
-формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
-приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
-развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализации творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
-продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
-развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:
-наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
-ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро и макросоциума;
-овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
-применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
-готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
-планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия;
-участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиск компромиссов, распределение функций и ролей;
-умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
-развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности;
-развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке, как способе выражения духовных переживаний человека;
-общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
-представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижении историко - культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;
-использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
-готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
-участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.
4. Сценарий урока в 1 классе.
Тема урока: «Музыка утра».
Изучение нового материала; урок – игра
Решаемые проблемы.
Как музыка расскажет нам о жизни природы, какие чувства передает музыка в пьесах?
Цели: выявить особенности характера, настроения в каждой из предложенных пьес; дать понятие термина контраст.
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС).
Понятия.
Картина утра, музыкальные краски, настроение в музыке и живописи, интонация.
Предметные результаты.
Научатся: Проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения – чувства, характер, настроение ( на примере музыки П.И. Чайковского «Зимнее утро», Э. Грига «Утро»).
Универсальные учебные действия (УУД).
Регулятивные:
1.Использовать речь для регуляции своего действия.
2.Постановка и выполнение целей.
Познавательные:
1. Ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
2. Действия постановки и решения проблем в процессе анализа музыки.
3. Формирование устойчивого интереса к уроку через разыгрывание песни.
Коммуникативные:
1. Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Личностные результаты:
1.Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи.
2. Расширение представлений школьников об опыте человечества.
3.Реализация творческого потенциала через индивидуальное и коллективное интонирование.
Содержание урока.
Сравнение пьес, интонационно-образный анализ ( П.И. Чайковский «Зимнее утро», Э. Григ «Утро»). Вокализация темы Э. Грига со словами: «Солнышко всходит и небо светлеет, природа проснулась и утро пришло». Пластическое интонирование темы из произведения Э. Грига «Утро». Проблемные вопросы: Почему композитор написал музыку в мажорном ладу? Похожи ли услышанные произведения? (первое произведение – утро колючее, зимнее, второе произведение – утро летнее, светлое, ласковое).
Перед прослушиванием этих сочинений учитель может сказать детям, что они услышат два произведения, которые рисуют картину утра, и сообщить их названия. Но похожи ли они? Как музыка расскажет нам о жизни природы? Вероятно, через чувства человека. У музыки есть удивительное свойство- без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы и т.п. Какие же чувства передаёт музыка в каждой из предложенных пьес? Можно ли определить, какая из них рассказывает о переживаниях ребёнка? Эти вопросы можно задать после прослушивания произведения.
В первой части пьесы П. Чайковского «Зимнее утро» многократно повторенная двузвучная интонация с акцентированным первым аккордом, постоянно стремящаяся вверх, передает радостное возбуждение ребёнка, выраженное в прерывистой взволнованной речи. Что могло вызвать такое состояние? И вдруг – интонация мольбы, просьба, а может быть, вздоха, жалобы- во второй части. С чем это связано?.. И наконец , третья часть: в ней как будто повторяется мелодия первой части, но наиболее внимательные учащиеся заметят, что в её окончании, переплетаясь друг с другом, звучат интонации и первой, и второй частей.
Слушая «Утро» Эдварда Грига, привлеките внимание учащихся к тому, как расцвечивается, развивается одна и та же мелодия- тема, передающая наступление светлого, ласкового утра. Характер музыки особенно отчётливо выявляется именно при сопоставлении пьес: оно позволит выделить особенности каждой из них, исходя из мелодического рисунка, ритмического движения, темпа, тембровых красок, инструментов, гармонии (острые звучности и благозвучие), принципов развития формы ( трёхчастность, вариативность).
Фрагмент из фильма «Морозко». Показ восхода солнца средствами кинематографии. Проблемные вопросы: Почему Настенька не хочет, чтобы взошло солнце?
Разучивание песни – игры «Теремок».
5. Сценарий урока во 2 классе.
Третий урок
«Россия – Родина моя»
На уроке продолжается усвоение понятия мелодия. Это понятие осваивается при разучивании таких песен о Родине как «Здравствуй, Родина моя!» (музыка Ю.Чичкова, стихи К. Ибряева), «Моя Россия» (музыка Г. Струве, стихи Н. Соловьевой). В учебнике развороты имеют одноименные с песнями названия. Разучиванию песен может предшествовать их показ учителем и беседа об их содержании, выделении главных мыслей.
Первая и последняя фразы песни «Здравствуй, Родина моя!» могут служить прекрасным распеванием: первая – строится по звукам тонического мажорного трезвучия с остановкой на пятой ступени лада; вторая – нисходящее поступенное движение от пятой к первой ступеням мажорного лада. Эти фразы можно петь на какой-либо слог (в зависимости от характера звукообразования каждого конкретного класса), а также со словами, постепенно, по полутонам транспонируя эти мелодии, тем самым расширяя диапазон звучания детских голосов, укрепляя их примарную (основную) зону.
Во втором классе необходимо все чаще прибегать к пению без сопровождения, a capella. Это активизирует остроту слуха детей, учит их прислушиваться к своему собственному голосу, подстраивать его к звучанию голосов своих сверстников. Можно применять игровой прием: исполнение мелодии песни по фразам – одна фраза исполняется вслух, следующая – «про себя» и т.д.
Художественное оформление разворота с песней «Моя Россия» Г.Струве – цветная радуга над полем – может служить поводом к подчеркиванию песенности стихотворения, положенного в основу песни. Чтение текста песни детьми можно соединить с пластическим интонированием – плавным движением разведенных рук нарисовать на небе радугу и при этом «уместить» текст запева (или припева) в этот жест.
В процессе работы над песнями детям предлагается в игровой форме осваивать такие понятия как мелодия и аккомпанемент (сопровождение), запев и припев. В качестве сказочного персонажа может выступать Незнайка, который задает вопросы детям, а они не только отвечают на них словами, но и дают музыкальные разъяснения – поют мелодию песни, играют в определенном характере на воображаемой клавиатуре аккомпанемент песни, отмечают каким-либо условным жестом начало запева и т.д.
В центре урока – знакомство детей с главной песней нашей Родины, которая представлена на развороте учебника «Гимн России». Второклассникам нужно в доступной форме рассказать о том, что каждое государство имеет свои символы – Флаг, Герб, Гимн. Гимн – музыкальный символ нашей Родины. Гимн звучит в особо торжественных случаях, поэтому его музыка, которую сочинил композитор А.В. Александров, звучит величественно, гордо, призывно. Музыка Гимна может исполняться симфоническим оркестром, а может звучать со словами – в исполнении смешанного хора и оркестра.
Чтение детьми фрагмента текста Гимна России (стихи С. Михалкова) усилит эмоциональное впечатление от восприятия этого сочинения. Если дети слушают вокальный вариант Гимна, то следует обратить их внимание на фразу, которая выписана в Учебнике – «Славься, Отечество, наше свободное». Характерный пунктирный ритм и нисходящее движение мелодии создают энергичный, волевой характер музыки, а распевы одного слога на несколько звуков, усиливают напевность мелодии .
Учитель может обратить внимание детей на то, что на развороте Учебника помещены цветные фотографии Красной площади Москвы
(Спасская башня Кремля и Храм Василия Блаженного), Большого театра России, Храма Христа Спасителя. Это – архитектурные символы столицы нашего Родины.
В Рабочей тетради можно предложить детям вопросы и задания на развороте «Россия, Россия, нет слова красивей». Расширению речевого словаря детей поможет выбор эмоциональных характеристик для песен о Родине. Вспомнить основные понятия из области музыкальной грамоты помогут ребятам такие развороты как «Музыкальная азбука», «Учимся читать и писать ноты» (с. 10-13). Напомним учителю о том, что Рабочая тетрадь может использоваться как для самостоятельной работы детей, как в классе, так и дома. Подчеркнем то, то не следует перегружать внимание учащихся обязательным запоминанием и заучиванием музыкальных терминов, так как музыкальная терминология усваиваться лишь в том случае, если она изучается в опоре на слуховой опыт детей.
В процессе работы над песнями: «Здравствуй, Родина моя!»
муз. Ю.Чичкова, стихи К. Ибряева, «Моя Россия»
муз. Г.Струве, стихи Н.Соловьёвой у ребят формируются следующие УУД.
Личностные:
1.Позитивная самооценка, жизненный оптимизм.
2.Осознание вечных тем искусства - тема Родины.
3.Реализация творческого потенциала через интонирование.
Регулятивные:
1.Постановка и выполнение целей.
Познавательные:
1.Формирование устойчивого интереса к уроку через исполнительство и игру на музыкальных инструментах.
2.Формулирование цели своей деятельности. С какой целью мы поработали с этой песней?
3.Формирование умения структурировать знания. Обобщать знания о средствах музыкальной выразительности.
Коммуникативные:
1.Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих задач.
В процессе работы с произведением: «Гимн России» муз. А.В. Александрова, сл.С.Михалкова у ребят формируются следующие УУД.
Личностные:
1.Осознание вечных тем искусства- тема Родины.
2. Расширение представлений школьников об опыте человечества запечатлённого в музыкальных образах.
3. Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности.
4.Наличие эмоционального отношения к искусству.
Познавательные:
1.Формирование устойчивого интереса к музыкальным занятиям.
2.Размышление о музыке, личностная оценка музыкального произведения.
3.Извлечение необходимой информации из прослушанного произведения.
Регулятивные:
1.Оценка воздействия музыкального сочинения на чувства и мысли слушателя.
Коммуникативные:
1.Коллективное обсуждение, размышление о музыке
2.Знакомство учащихся с профессиональной музыкой своей страны.
3.Воспитание любви к своей культуре, развитие самосознание ребёнка, его гражданской идентичности.
Тема урока: Опера «Руслам и Людмила.
Образы Фарлафа, Наины. Увертюра.
Основная задача этого урока – продолжить знакомство учащихся с фрагментами из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки. Содержание разворота Учебника «Фарлаф» знакомит третьеклассников с образами Фарлафа, одного из витязей, отправившихся на поиски Людмилы, похищенной Черномором, и волшебницы Наины, которая обещает помочь Фарлафу в его поисках княжны.
Перед прослушиванием сцены Наины и Фарлафа учитель знакомит учащихся с текстом сцены и «Рондо Фарлафа», который предлагается в Хрестоматии музыкального материала для 3 класса. Затем учащиеся читают литературную характеристику Фарлафа из поэмы А. Пушкина (Учебник, С. 72) и размышляют над значением таких выражений как: «воин скромный средь мечей», «Я весь дрожу… Опасный путь мне надоел».
В музыкальной характеристике этого героя оперы большое значение имеет фраза, обращенная к Наине (она записана нотами): «Откройся мне, скажи, кто ты?». Пропевание этой мелодии дает основание третьеклассникам убедиться в том, что Глинка сумел передать состояние страха, смятения Фарлафа. Мелодия героя словно оцепенела (дважды повторяются всего четыре звука), слова в его высказывании звучат по слогам, прерываются паузами (так может говорить человек, пребывающий в состоянии сильного волнения).
Ответ волшебницы Наины звучит важно, торжественно (динамика), ее мелодия строится на повторении (утверждении) одного и того же звука (си). Безжизненные оркестровые звучности и ровный бесстрастный речитатив – такова музыкальная характеристика Наины.
Наина предлагает Фарлафу вступить на путь обмана, обещает ему помощь в поисках Людмилы. Как композитор передает восторг хвастливого труса, «горе-богатыря» Фарлафа? Третьеклассники послушают в исполнении учителя речитатив Фарлафа, предшествующий его знаменитому «Рондо»: «О радость! Я знал, я чувствовал заране, что мне лишь суждено свершить столь славный подвиг!» Ребята услышат, как изменился характер интонаций героя, какие новые черты появились в музыкальной характеристике этого персонажа (уверенность, гордость, радость, величие). Далее Фарлаф «взахлеб», скороговоркой, в стремительном темпе поет о своей победе над Русланом: «Близок уж час торжества моего…». Послушав с учащимися «Рондо Фарлафа», учитель предлагает им задуматься над еще одним вопросом: почему композитор пишет музыкальную характеристику этого витязя: а) в жанре скороговорки; б) в форме рондо. Пусть ребята самостоятельно выберут название голоса исполнителя – тенор? баритон? бас? (бас).
Главную тему «Рондо Фарлафа» можно разучить с ребятами. Начать эту работу можно с хорового «проговаривания» текста в заданном ритме, а лишь затем – в умеренном темпе соединить выученный текст с мелодией. Вокализация главной темы поможет учащимся при последующих прослушиваниях «Рондо Фарлафа» осознанно следить за ее многократными повторениями, что поможет усвоить форму «рондо», в которой главная мелодия (рефрен) чередуется с другими мелодиями (эпизодами).
Учитель обращает внимание детей на фотографию великого русского певца Федора Ивановича Шаляпина, исполняющего роль Фарлафа.
На завершающем этапе урока третьеклассникам предлагается представить себя зрителями, которые сидят в зале музыкального театра перед началом оперного спектакля. Гаснет свет, занавес еще закрыт. Дирижер поднимает дирижерскую палочку и…начинает звучать музыка (увертюра к опере «Руслан и Людмила» М. Глинки). Вопросы к учащимся после прослушивания увертюры: Как называется вступление к опере, балету, кинофильму? (увертюра).Музыка какого характера преобладает в увертюре к опере «Руслан и Людмила»? (стремительная, жизнерадостная, удалая, мощная – высказывания детей можно записывать на доске). Какие знакомые темы оперы прозвучали в увертюре? Каких героев оперы они характеризуют? (учитель напоминает мелодию арии Руслана, гамму Черномора, хор «Слава»!». Выбору тем помогут рисунки художника-оформителя на с. 74–75 Учебника). Как композитор утвердил идею победы добра над злом в увертюре? (увертюра, как и вся опера, завершается музыкой праздничной, светлой, ликующей).
Школьникам можно предложить представить себя в роли дирижеров
симфонического оркестра и продирижировать фрагментом увертюры под звучащую фонограмму. После этого фрагмента оперы, учитель рассказывает классу о том, что Глинка вспоминал о том, что: «Увертюру прямо на оркестр я писал нередко во время репетиций в комнате режиссера». Почему же композитор сочинял увертюру после того, как была написана сама «большая сказочная опера»? Проблемные вопросы, адресованные учащимся, предполагают различные ответы детей, разную степень аргументации. Их главный смысл заключается в возможности высказывания своего собственного мнения, своей собственной оценки того или иного явления музыкальной культуры.
Завершиться урок может исполнением уже знакомых учащимся песен: Е. Птичкин «Сказки гуляют по свету» (слова М. Пляцковского), Г. Гладков «Песня-спор» (слова В. Лугового) и др.
М. Глинка опера «Руслан и Людмила»
Сцена Наины и Фарлафа- слушание, пение «Родно Фарлафа»
Слушание, пение Увертюра-слушание, пластическое интонирование.
В процессе работы с оперой у ребят формируются Личностные УУД, Познавательные УУД, Регулятивные УУД и Коммуникативные УУД.
Личностные УУД:
1)Освоение и осознание вечных тем искусства (добро и зло, любовь и ненависть).
2)Реализация творческого потенциала через коллективное интонирование, через обсуждение, способность сопоставить, дать анализ произведению.
3)Осознание жизненного смысла музыкальных образов.
4) Умение выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.
Познавательные УУД:
1) Осознание восприятие содержания музыкального сочинения.
2) Действия постановки и решения проблем в процессе анализа музыки и её исполнения.
3) Поиск и выделение необходимой информации (усвоение особенностей музыкального языка как средства создания музыкального образа.
4) Умение строить речевое высказывание в устной форме.
5)Извлечение необходимой информации из прослушанного произведения.
Регулятивные УУД:
1)Осознание качества и уровня усвоения (оценка воздействия музыкального сочинения на чувства и мысли слушателя)
2) Элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии при прослушивании и исполнении музыки, способность к волевому усилию, преодолению препятствий, трудностей, возникающих в процессе исполнения и слушания музыки.
Коммуникативные УУД:
1)Умение слушать и вступать в диалог с учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
2)Оценка действий партнёра в коллективном пении. В процессе работы над песнями Е. Птичкина « Сказки гуляют по свету» (сл. Пляцковского), Гладкова « Песня спор» ( сл. В.Лугового) у ребят формируются следующие УУД.
Личностные УУД:
1) Наличие эмоционального отношения к искусству.
2) Реализация творческого потенциала через коллективное интонирование.
3) Позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей.
Познавательные УУД:
1) Формирование устойчивого интереса к уроку через творчество.
2) Учиться давать оценку результатам деятельности - рефлексия.
3) Извлечение необходимой информации из исполняемых произведений.
Регулятивные УУД:
1) Постановка и выполнение учебной задачи.
2) Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже сделано и что ещё надо сделать.
Коммуникативные УУД:
7. Сценарий урока в 4 классе.
Урок № 6
День, полный событий
Тема урока: Сказочные образы Пушкина в музыке Римского-Корсакова. Симфоническая картина «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»
На этом уроке происходит обобщение знаний учащихся о сказочных образах в творчестве Пушкина. На разворотах Учебника «Что за прелесть эти сказки!» и «Три чуда» помещены репродукция палехской шкатулки «Сказки Пушкина», иллюстрация И. Билибина «Бочка по морю плывет…», тематические рисунки художника-оформителя. Ребята внимательно рассмотрят иллюстрацию И. Билибина и найдут на ней самого поэта, а также знакомых героев пушкинских сказок – сидящую на ветвях дерева Русалку, ученого Кота, могучих богатырей, волшебника Черномора, Бабу-ягу в ступе, Царя Салтана.
На с. 48 предлагается нотная запись фортепианной пьесы «Сказочка» (из цикла «Детская музыка») С. Прокофьева. Сыграв на фортепиано начало пьесы, учитель может предложить сравнить это звучание с зачином любой сказки: «В некотором царстве, в некотором государстве», «Скоро сказка сказывается, нескоро дело делается», «Жили-были дед и баба и была у них…» и др. В музыке изображается неторопливое монотонное движение в аккомпанементе, имитирующее движение спиц или вязального крючка. Под эту музыку в воображении может возникнуть картина: няня поэта – Арина Родионовна словно собирается с мыслями, решая какую из сказок рассказать Александру Сергеевичу длинным вечером под завывание осеннего ветра или зимней вьюги.
В опере «Сказка о царе Салтане…» «великий музыкальный сказочник» Римский-Корсаков часто прибегает к созданию музыкальных картин звучанием симфонического оркестра. Вступление к одной из них – «Три чуда» – звучит как призыв слушателей к вниманию, своеобразным «зазывом» полюбоваться очередным чудом. Этот прием композитор заимствовал у народного театра. Учитель сыграет главную тему вступления на фортепиано и предложит школьникам, ориентируясь на фанфарный призывный характер интонаций, подобрать тембр соответствующих музыкальных инструментов. Наверняка, четвероклассники выберут тембр медного духового инструмента – трубы.
Перед прослушиванием симфонической картины «Три чуда» нужно напомнить учащимся, что ее действие происходит в сказочном городе Леденце. Поэтому после сигналов вступления музыка будет рисовать образ волшебного города (праздничный перезвон колоколов, фанфары городских глашатаев, сказочное звучание струнных с арфой и колокольчиками).
Пусть ребята вспомнят, о каких чудесах рассказывается в сказке Пушкина и попытаются самостоятельно, слушая музыку, определить последовательность их появления: белка, богатыри, Царевна-Лебедь.
Итак, «Белка» – первое чудо. Композитор использует здесь мелодию русской народной песни-пляски «Во саду ли, в огороде», которую повторяет несколько раз (вариации). Изложение темы Римский-Корсаков поручает флейте-пикколо («и с присвисточкой поет»), которой аккомпанируют другие деревянные со струнными, которые играют «щипком» (пиццикато – pizzicato), подражая звучанию русских народных инструментов (домрам, балалайкам). Сказочный оттенок придает и звучание тембров таких инструментов как челеста и ксилофон.
Второе чудо – выходящие из морских волн тридцать три богатыря, «с ними – дядька Черномор». Этот образ рисуется аккордовой маршевой темой медными духовыми инструментами на фоне нисходящих фигураций струнных и «свистящих» пассажей духовых.
Третье чудо – Царевна-Лебедь. Вначале звучит лишь причудливая тема Лебедь-птицы, а затем возникает песенная тема, которая «говорит» слушателям о чудесном превращении Лебеди в девушку-царевну. Нужно сказать четвероклассникам о том, что с образом доброй волшебницы Лебеди связана центральная идея оперы – торжество светлого начала над темными силами, победа добра над злом. Тему Царевны-Лебедя исполняют различные инструменты – деревянные духовы, арфа, скрипки. Завершается картина «Три чуда» стремительной и праздничной музыкой, в которой ребята смогут услышать уже знакомую им тему трубного сигнала.
Чтобы учащиеся лучше запомнили основные темы симфонической картины «Три чуда» рекомендуется разучить вокальные варианты тем «Белка» и «Царевна-Лебедь», а также «Колыбельную нянюшек». При разучивании следует обратить внимание поющих на различные варианты мелодии в «Белке», народность интонаций песенки, распевы в «Колыбельной», инструментальный («нечеловеческий», «волшебный») тип мелодии у «Царевны-Лебеди».
Заключительным этапом урока может стать работа с вопросами и творческими заданиями разворота Рабочей тетради «Сказка о рыбаке и рыбке» (с. 14–15), а также исполнение современных песен о сказках – «Сказки гуляют по свету» Е. Птичкина (слова М. Пляцковского), «Песня-спор» Г. Гладкова (слова В. Лугового) и др.
В процессе работы над оперой Н.А. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане» (симфоническая картина «Три чуда»)
У ребят формируются:
Личностные УУД:
1.Осознание жизненного смысла музыкальных образов.
2.Освоение и осознание вечных тем искусства (добро и зло, любовь и ненависть).
3.Реализация творческого потенциала через коллективное интонирование.
4.Позитивная самооценка своих музыкально- творческих способностей.
Познавательные УУД:
1.Умение строить речевое высказывание в устной форме: размышления о музыке в форме диалога с учителем.
2.Рефлексия способов и условий действия (индивидуальная оценка восприятия музыкального произведения)
3.Извлечение необходимой информации из прослушанного произведения.
4.Анализ музыкального сочинения.
Регулятивные УУД:
1.Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно (опора на имеющийся жизненный и музыкальный опыт)
Коммуникативные УУД:
1.Умение слушать и вступать в диалог с учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
2.Умение анализировать, сопоставлять и делать коллективные выводы.
Какие УУД формируются в процессе работы над песнями «Сказки гуляют по свету», «Песня- спор» можно посмотреть в сценарии урока 3 класса. (См. сценарий урока по теме: «Руслан и Людмила». Образы Фарлафа, Наины. Увертюра).
8. Универсальные учебные действия (УУД) широко представлены в музыкальном образовании и воспитании.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ним навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, т.е умение учиться, включая организацию этого процесса. УУД выступают инвариантной ( обязательной) основой образовательного и воспитательного процесса в области музыкального образования и воспитания. Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно- возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития УУД. В результате написания проекта мне удалось разработать сценарии уроков по музыки с требованиями ФГОС и распределить УУД в уроке.
9.Список литературы.
1.Асмолова А.Г «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» М; 2011 г.
2. Критская Е.Д, Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка программы общеобразовательные учреждений 1-7 классы» М; 2010 г.
3.Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка: 1-4 класс: методическое пособие» М; 2006 г.
4. Критская Е.Д, Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка: Учебник для учащихся1, 2, 3, 4 классов начальной школы» М; 2010 г.
5. Мошнина Р.Ш.; Батырева С.Г., Хиленко Т.П., Шевелева Н.Н., Яковлев Д.Е. «Подготовка образовательных учреждений к введению ФГОС в начальной школе» М; 2011 г.
6.Сергеева Г.П «Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях: учебное пособие» М; 2010 г.
Стеклянный Человечек
Юрий Алексеевич Гагарин
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Золотая хохлома
Неньютоновская жидкость