Ребята защитили проект на городском конкурсе "Интеллект, творчество, фантазия" и заняли 2 место
Вложение | Размер |
---|---|
samara_kosmicheskaya_proekt.doc | 144.5 КБ |
Окружной конкурс творческих работ учащихся
«Интеллект, творчество, фантазия».
Секция: Историческое краеведение
Тема: Самара космическая
Выполнили: ученики 8 класса
МОУ ООШ № 4 г. Похвистнево
Нарушева Анастасия Павловна,
Салимова Зулия Раисовна,
Фатеров Александр Евгеньевич.
Научные руководители:
Григорьева Наталья Рафиковна,
учитель физики и математики;
Сарайкина Ольга Григорьевна,
учитель истории и обществознания.
г. Похвистнево
2011 год
Проблема: 12 апреля 2011 года исполнится 50 лет со дня первого полета человека в космос. Но многие учащиеся не знакомы с этим событием и не знают, какой вклад внесла и вносит Самарская область в историю космонавтики.
Цель: изучить вклад Самарской области в развитие и историю космонавтики.
Задачи:
Введение
Быть может, уже много тысяч лет назад, глядя на ночное небо, человек мечтал о полете к звездам. В 1911 году Циолковский произнес свои вещие слова: "Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все около земное пространство».
История нашего региона тесно связана с историей развития космического ракетостроения и космонавтики в целом. Жители Самарской области гордятся тем, что уроженцы нашей губернии вносили и вносят свой вклад в развитие отечественной космонавтики. Их имена занимают достойное место среди тех, кто все свои силы, знания и опыт отдал исследованию космоса.
Какой вклад внесла Самарская область в развитие космонавтики, кто они наши земляки? Эти вопросы раскрываются в представленной работе.
Вклад Самарской области в развитие космонавтики
Самарская область – один из высокоразвитых индустриальных регионов нашей страны. Она внесла большой вклад в освоение космической программы. Многие известные космонавты побывали на Самарской земле.
12 апреля 2011 года исполнится 50 лет со дня первого полета человека в космос. Это значимое событие и для нашего края. 12 апреля 1961 года голос Левитана известил мир о выводе космического корабля с человеком на борту на околоземную орбиту. Мир замер в восхищении, а потом взорвался ликованием. ЮРИЙ ГАГАРИН стал символом победы человеческого разума и все гордились, что он наш, советский, что мы в этот момент были "впереди планеты" всей. Не было тогда сообщений в местных СМИ, но все куйбышевцы знали, что самолет с Гагариным приземлился на аэродроме завода " Прогресс", что он отдыхал на 1-ой просеке в гостевом домике. После каждого запуска город, как и вся страна, а может быть чуть больше, радовался и гордился победами в космосе. Было удивительное единение народа. Причастность города к освоению космоса горожане понимали. У нас отдыхают космонавты после приземления, работает секретное КБ. Город был долгое время закрытым, и это тоже говорило о том, что здесь производится что-то очень секретное и нужное для страны
Наступила перестройка. И со многого была снята завеса секретности. Город ахнул от восторга и гордости. Оказывается, это у нас на заводе "Прогресс", при конструкторском сопровождении теперь всемирно известного ЦСКБ, возглавляемого генеральным конструктором Дмитрием Ильичом Козловым, собирались две ступени ракеты-носителя "Восток", вынесшей корабль с Юрием Гагариным на космическую орбиту. А поднимали эту ракету-носитель двигатели, собранные на куйбышевском заводе имени Фрунзе, нынешнем "Моторостроитель". После гагаринского запуска более реальной становится мечта о полете на Луну. Человечество всегда мечтало о близкой к земле Селене, - так называли древние греки ночное светило, - стартовать с которой поможет "облегченная" гравитация. Самарские ракетостроители, двигателисты, кислородчики были головными предприятиями по претворению в жизнь Лунной программы - главного проекта Сергея Павловича Королева.
Самара причастна к опередившему время проекту генерального конструктора Валентина Петровича Глушко - космическому комплексу "Энергия-Буран". Изготавливали блоки для РН "Энергия" на заводе "Прогресс", а конструкторское и технологическое сопровождение осуществляло ВКБ РКК "Энергия", у истоков которого стоял Борис Григорьевич Пензин и принявший от него эстафету Станислав Александрович Петренко. Когда, 15 ноября 1988 года "Энергия - Буран" оторвалась от стартового стола, человечество поднялось еще на одну ступень в бесконечном пути освоения космоса. Сюда, в Самару передает С.П.Королев и разработку автоматических космических аппаратов, ставших одними из основных направлений работы самарцев по созданию космических средств национального контроля.
Для дистанционного зондирования поверхности Земли наше предприятие создало более 80 спутников "Ресурс Ф-1" и "Ресурс Ф-2", они 16 лет бороздили космос. Благодаря информации, полученной с них, строился БАМ, нефтепровод Дружба, протяженные железнодорожные и газовые магистрали, открыты громадные запасы пресной воды в Казахстане, места запасов газа, нефти, золота. Спутник "Фотон", направлен для производства сверхчистых материалов по молекулярному составу. Спутник "Бион" предназначен для медико-биологических разработок, среди них изготовление протеина для фармакологической промышленности. Космическая медицина разрабатывает лекарственные препараты, применяемые при лечении иммуно-дефицитных, сердечно-сосудистых, опухолевых и многих вирусных заболеваниий, А что дороже жизни для человека?
Для Самарской области 4 октября – особенно значимая дата, поскольку история запуска спутника тесно связана с историей создания ракеты Р-7. И хотя ракета, которая вынесла на орбиту первый искусственный спутник Земли, была произведена в Москве, в ОКБ-1 Сергея Павловича Королева, серийное производство Р-7 было налажено на самарском (тогда – куйбышевском) предприятии ЦСКБ "Прогресс". Модификации Р-7 – ракеты "Восток" и "Союз" – и по сей день известны как наиболее надежные пилотируемые ракеты-носители в мире. Они и в настоящее время производятся в Самаре. Самарскими двигателями оснащены все «Союзы».
Вместе с выдающимся конструктором Королевым над созданием ракеты, которая вынесла на орбиту первый искусственный спутник Земли, в королёвском ОКБ-1 трудился его ученик – будущий генеральный конструктор ЦСКБ Дмитрий Ильич Козлов. Во многом благодаря его усилиям Самарская область стала и по настоящее время остается центром космического ракетостроения мирового значения.
В Самаре памятник, экспонатом которого стала самая настоящая ракета-носитель, изготовленная в РКЦ «ЦСКБ-Прогресс». Изделие уже выработало свой технологический ресурс. Общая высота ракеты вместе с каркасным металлическим зданием - 68 метров, вес - 20 тонн, вес удерживающей конструкции - 53 тонны. Ракета была изготовлена в 1985 году по заказу Министерства обороны для полигона «Плесецк» - в качестве образца для тренировки боевого расчета. Ракету передали совершенно безвозмездно самарскому РКЦ, и она была доработана под макетный вариант.
Монумент установлен в Самаре, потому что город внес очень большой вклад в развитие отечественной космонавтики. Самарский РКЦ изготовил 1660 ракет типа «Союз», надежнейших ракет. Все они были успешно запущены с космодромов «Плесецк» и «Байконур». Кроме того, в изготовлении этой ракеты помог Самарский моторостроительный завод, выпускающий двигатели первой и второй ступени - основные комплектующие ракеты. После появления нового памятника пошли разговоры о том, что конструкция может рухнуть. Но авторы проекта утверждают, что конструкция очень устойчивая, при случае может выдержать землетрясение силой в 7 баллов.
Земляки, избравшие «космическую» профессию
Олег Юрьевич Атьков родился 9 мая 1949 г в с. Хворостянка Куйбышевской (Самарской) области, советский врач и космонавт. Окончил среднюю школу в 1966 году, после которой попытался поступить в медицинский институт, но не прошёл по конкурсу. Учился в медицинском училище. В 1967 году поступил в Крымский медицинский институт, расположенный в Симферополе. Во время учёбы женился и переехал в Москву, где окончил 1-й Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова в 1973 году. В 1975 году закончил ординатуру, а в 1978 аспирантуру. С 1982 года — старший научный сотрудник. В 1975 года начинает обследовать космонавтов в Центре подготовки космонавтов. В 1976 году прошёл медицинский отбор в отряд врачей-космонавтов, а в январе 1977 года прошёл медкомиссию в Институте медико-биологических проблем (ИМБП). В конце 1970-х годов было принято решение послать в космический полёт пожилого космонавта для исследования влияния факторов космического полёта на его организм. В 1982 году был выбран Константин Петрович Феоктистов, которому в то время было 56 лет. Для наблюдения его организма на борту был назначен Олег Атьков и его направили на подготовку в Центр подготовки космонавтов. Однако в связи с внезапным обострением хронической болезни полёт Феоктистова был отменён, но Атьков, уже проходящий индивидуальную подготовку по программе космонавта-исследователя, был назначен на должность врача-космонавта Всесоюзного кардиологического центра Академии медицинских наук СССР. В октябре 1983 года было принято решение о включении его в экипаж третьей основной экспедиции на орбитальной станции «Салют-7» как врача-космонавта-исследователя. C 8 февраля по 2 октября 1984 года вместе с другими членами экипажа космического корабля «Союз Т-10» совершил космический полёт на орбитальную станцию «Салют-7». Общая продолжительность полёта составила рекордный на то время срок — 236 суток 22 часа 49 минут. Во время полёта Атьковым были проверены новая аппаратура и приборы для оценки состояния космонавтов, был проведён ряд уникальных экспериментов. После возвращения Олег Атьков продолжил работу в Институте клинической кардиологии, в 1984 году стал заведующим лабораторией функциональных методов исследования, в 1986 году защитил докторскую диссертацию, с 1987 года руководит отделом новых методов диагностики и исследований. Одновременно с этим с 1991 года является профессором, заведующим кафедрой методов диагностики Российского государственного медицинского университета. Занимается клинической и педагогической деятельностью, одновременно продолжая работу в области космической физиологии и медицины, участвует в экспериментах при полётах по параболе Кеплера на специально оборудованных самолётах А-300 и Ил-76ТД. С 17 августа 2005 года является вице-президентом ОАО «Российские железные дороги». Олег Атьков является автором более 150 научных трудов, в число которых входят 4 монографии, 14 изобретений и 3 патента.
Серге́й Васи́льевич Авде́ев родился 1 января 1956 года в Чапаевске, Куйбышевская область, российский космонавт, Герой России. Экс-рекордсмен мира по суммарному времени пребывания в космосе (747 суток).
В 1979 г. окончил Московский инженерно-физический институт по специальности «Экспериментальная ядерная физика». В 1981 году окончил университет марксизма-ленинизма МК КПСС, факультет идеологических кадров. В 1986 окончил заочную аспирантуру Московского инженерно-физического института. Стал кандидатом физико-математических наук.
B июлe 1987 года был назначен на должность кандидата в космонавты-испытатели 291-го отдела НПО «Энергия». С декабря 1987 по июль 1989 года прошел общекосмическую подготовку в ЦПК имени Ю.А. Гагарина. В ноябре 1989 года был назначен на должность космонавта-испытателя 291-го отдела (отряда космонавтов) НПО «Энергия».
В 1992 году выполнил полёт с Анатолием Соловьёвым и Мишелем Тонини в составе ЭО-12 на станции «Мир» в течение 188 суток 21 часа 41 минуты 15 секунд, за время полёта 4 раза выходил в открытый космос.
С 3 сентября 1995 года по 29 февраля 1996 года выполнял полёт в составе ЭО-20 на станции «Мир» с Юрием Гидзенко и Томасом Райтером в течение 179 суток 1 часа 41 минуты 46 секунд, с 1 выходом в открытый космос.
С 13 августа 1998 года по 28 августа 1999 года выполнял полёт на станции «Мир» в составе ЭО-26 (командир экипажа — Геннадий Падалка) и ЭО-27 (командир экипажа — Виктор Афанасьев) в течение 379 суток 14 часов 51 минуты 10 секунд, с 3-мя выходами в открытый космос.
Общая продолжительность пребывания в космосе — 747 суток 14 часов 16 минут (в сумме за три полёта). До 2005 года владел мировым рекордом по суммарному времени пребывания в космосе, пока его не обошёл Сергей Крикалёв. B февралe 2003 года приказом генерального директора Росавиакосмоса уволен с должности инструктора-космонавта-испытателя РКК «Энергия» в связи с уходом на пенсию по выслуге лет. Сергей Авдеев женат, имеет двоих дочерей — Марию и Клементину.
Алексе́й Алекса́ндрович Гу́барев родился 29 марта 1931 г в селе Гвардейцы ныне Борского района Самарской области, в семье крестьянина. Советский космонавт. С 1936 года жил и учился в подмосковном совхозе «Чашниково», куда перебралась семья после смерти отца. Там же застала их начавшаяся Великая Отечественная война. В декабре 1941 года отступающие гитлеровские войска сожгли дом Губаревых. Семья вынуждена была перебраться сначала в подмосковные Химки, а потом вернуться в родное село Гвардейцы. После окончания войны Губаревы перебрались в Крюково.
В 1950 году Губарев закончил среднюю школу в Крюкове и поступил в Морское авиационное училище техников. Узнав, что в училище готовят обслуживающий персонал, добился при первой возможности перевода в Военно-морское минно-торпедное авиационное училище. После окончания в 1952 году училища служил в частях ВВС СССР. В 1961 году окончил Военно-воздушную академию и получил назначение в авиацию Черноморского флота, где и служил до зачисления в отряд космонавтов командиром эскадрильи.
В 1963 году зачислен в отряд советских космонавтов (1963 Группа ВВС № 2). Прошёл полный курс общекосмической подготовки. Проходил подготовку по советской лунной программе, в составе группы осваивал военно-исследовательский вариант космического корабля «Союз» (корабль 7К-ВИ). В дальнейшем готовился к космическим полётам на кораблях типа «Союз» и орбитальных станциях типа «Салют» (ДОС).
В сентябре 1973 года был командиром дублирующего экипажа (вместе с Георгием Михайловичем Гречко) при полете космического корабля «Союз-12». Свой первый полёт совершил с 11 января по 9 февраля 1975 года вместе с Гречко в качестве командира космического корабля «Союз-17» и орбитального комплекса «Салют-4» — «Союз-17» (позывной — «Зенит»). Продолжительность пребывания в космосе составила 29 дней 13 часов 19 минут 45 секунд.
С 1976 года проходил подготовку по программе сотрудничества с социалистическими странами «Интеркосмос». Второй полёт совершил со 2 по 10 марта 1978 года вместе с чехом Владимиром Ремеком в качестве командира космического корабля «Союз-28» (позывной — «Зенит»). Это был первый пилотируемый полёт по программе «Интеркосмос». Космонавты работали на борту орбитального комплекса «Салют-6» — «Союз-27» — «Союз-28» вместе с Юрием Викторовичем Романенко и Г. М. Гречко. Продолжительность пребывания в космосе составила 7 дней 22 часа 16 минут. За 2 полёта в космос налетал 37 дней 11 часов 35 минут 45 секунд. В 1981 году покинул отряд космонавтов, но продолжал службу на командных должностях в Центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина. В настоящее время в отставке.
Кирюшин Евгений Александрович - испытатель аэрокосмических систем жизнеобеспечения и спасения в Московского института медико-биологических проблем. Родился 6 октября 1949 года в деревне Потаповка Красноярского района Самарской области, в семье крестьянина. Русский. Окончил школу, планировал поступать в авиационное училище, стать летчиком.
Весной 1968 года был призван в Советскую Армию. Службу проходил в 50-й школе младших авиационных специалистов в городе Виннице. В том же году прошел специальный отбор, медицинскую комиссию и был переведен для дальнейшей службы в Москву, в Институт космической медицины. Участвовал в испытаниях космического снаряжения, исследованиях влияния различных перегрузок и нештатных ситуаций на организм человека.
После демобилизации в 1970 году поступил на работу штатным испытателем (по официальным документом - лаборантом) в Институт медико-биологических проблем (с 1994 года - Государственный научный Центра РФ - Институт медико-биологических проблем Российской академии наук). Несколько лет участвовал в испытаниях различных полетных программ и специального снаряжения для космонавтов. Совершил более 200 барокамерных подъемов на высоту до 40 000 метров, около 150 вращений на центрифуге с перегрузками 10-12 ед. Участвовал в длительных (многомесячных) экспериментах по имитации невесомости. Провёл полный комплекс испытаний орбитальной станции "Мир", пилотируемого спуска с орбиты и безопасного приземления космонавтов. Месяц отработали в камере с содержанием углекислоты 4%. Евгений Кирюшин с товарищами-испытателями были первопроходцами космоса в самом прямом смысле этого слова. Именно ему всемирно известные советские космонавты не раз говорили: "Спасибо, Женя!".
Указом Президента Российской Федерации от 17 ноября 1997 года (N 1237) за мужество и героизм, проявленные при испытаниях, связанных с освоением космического пространства, присвоить Кирюшину Евгению Александровичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали "Золотая Звезда".
В настоящее время Евгений Александрович Кирюшин живет в городе-герое Москве. Участвует в общественно-политической жизни. Является председателем Совета Ассоциации Героев Российской Федерации, Героев Советского Союза и Героев Социалистического Труда. Был одним из организаторов и первым директором Музея Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы.
Ви́ктор Ива́нович Паца́ев родился 19 июня 1933 г в г. Актюбинск, Казахская ССР — лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза. Его родители жили в селе Рождествено Самарской области. Там сейчас в честь него названа улица.
Трагически погиб 30 июня 1971 г при разгерметизации спускаемого аппарата во время посадки «Союза-11».
Михаил Борисович Корниенко уроженец Сызрани в составе основного экипажа корабля «Союз ТМА-18», отправился в полет к МКС 2 апреля 2010 г. 25 сентября в 09 часов 22 минуты по московскому времени успешно завершился космический полет пилотируемого корабля «Союз ТМА-18». В составе экспедиции вернулся на землю бортинженер Михаил Корниенко – наш земляк, уроженец города Сызрань Самарской области. Губернатор Владимир Артяков направил Михаилу Корниенко поздравительную телеграмму. В телеграмме, в частности, говорится: «Поздравляю Вас и весь экипаж космического корабля «Союз ТМА-18» с благополучным возвращением из длительной экспедиции в составе экипажа Международной космической станции! Этот полет потребовал от Вас профессионализма, мужества, выдержки и многих других неотъемлемых качеств, присущих космонавту-испытателю». В общей сложности россияне Александр Скворцов и Михаил Корниенко, а также американка Трейси Колдуэлл-Дайсон проработали на станции 176 дней и провели более 40 научных экспериментов.
Космонавтов Александра Скворцова и Михаила Корниенко планируется представить к правительственным наградам и ходатайствовать о присвоении почетного звания «Герой России». Об этом сообщил на пресс-конференции руководитель Федерального космического агентства Анатолий Перминов. Как отметил глава Роскосмоса, «наши космонавты рискуют жизнью, выполняя государственные задачи, которые им ставит Государственная комиссия, поэтому мы, конечно, будем представлять наших космонавтов к присуждению соответствующего звания».
Заключение
Космонавтика нужна науке - она грандиозный и могучий инструмент изучения Вселенной, Земли, самого человека. С каждым днем все более расширяется сфера прикладного использования космонавтики.
Служба погоды, навигация, спасение людей и спасение лесов, всемирное телевидение, всеобъемлющая связь, сверхчистые лекарства и полупроводники с орбиты, самая передовая технология - это уже и сегодняшний день, и очень близкий завтрашний день космонавтики.
Самарская область внесла большой вклад в области исследования космоса. Космическая отрасль долгое время будет у нас символом прогресса, предметом законной гордости нашей земли.
Самарский космический комплекс – это целый клубок, имеющий в своем составе науку и производство. В нашем регионе сложился полноценный самодостаточный комплекс, куда входят ВУЗы, готовящие кадры и занимающиеся наукой, металлургический завод, ряд предприятий Сызрани и другие. Все делается на Самарской земле. Наша детская мечта «Стать космонавтом!» осуществима здесь, на в родном Самарском крае!
План
Литература
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Ледяная внучка
Три коробки с орехами
Серебряное копытце
Убунту: я существую, потому что мы существуем