Работа представляет собой попытку исследования темы: "Пушкин и Наполеон. Два гения?.."
Вложение | Размер |
---|---|
pushkin_i_napoleon....docx | 39.8 КБ |
Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение
«Средняя Общеобразовательная Школа №95
с Углублённым Изучением Отдельных Предметов»
Пушкин и Наполеон. Два гения?..
Исследовательская работа.
(Общество и литература.)
Выполнила:
обучающаяся 10а класса
Решетникова Екатерина.
Руководитель:
учитель русского языка и литературы
Заводилкина Светлана Анатольевна.
САРАТОВ, 2012г.
1. Введение.………………………………………………………………………….3
2. Основная часть.
Пушкин и Наполеон. Два гения?..……………………………………………..…...4
Глава 1. Пылкий лицеист и «коварством венчанный царь»……………………..5
Глава 2. «Неотразимое обаяние» Наполеона и «светлый гений» Пушкина……7
3. Заключение. ……………………………………………………………………..12
4. Литература ………………………………………………………………………14
5. Приложения……………………………………………………………………...15
1. Введение.
Мы решили разобраться в природе такого феномена как Наполеон, разрешить вопрос о «совместимости гения и злодейства». Почему именно об этом мы хотим рассказать?
Во-первых, приближается значимая годовщина победы русских войск в войне 1812 года. (Заметим, что очень часто это событие называют не иначе, как поражение Наполеона, начало конца Императора.) Знать историю своей страны, находить повод для гордости за свою Родину – чрезвычайно важно. Значимость грядущего события отражена на государственном уровне. Ещё в 2007 году был издан УКАЗ N 1755 ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПРАЗДНОВАНИИ 200-ЛЕТИЯ ПОБЕДЫ РОССИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1812 ГОДА (в ред. Указов Президента РФ от 13.01.2009 N 51 (ред. 12.01.2010), от 19.02.2010 N 230, от 15.05.2010 N 606, от 11.09.2010 N 1125, от 06.12.2010 N 1514, от 16.01.2011 N 49). Во-вторых, всегда интересно знать взгляды современников на неоднозначную фигуру в истории и, таким образом, разрешать возникшие противоречия в своём мировоззрении. В-третьих, любого мыслящего человека, каждого понимающего и ценящего русский язык не может не интересовать взгляд А.С.Пушкина на любые вопрос истории, культуры, человеческой природы. Тем более, что гениальный поэт уже с лицейских лет высказывался в своих художественных произведениях весомо и интересно по разным проблемам.
Итак, объект исследования: произведения А.С.Пушкина, дневниковые записи поэта.
Цель исследования: изучить тексты поэта, в которых упоминается Наполеон, выявить точку зрения гения русской литературы на феномен Бонапарта.
Задачи исследования: анализ литературы по данному вопросу; провести анкетирование, систематизировать собранные материалы, составив список произведений поэта, в которых упоминается Наполеон; реализовать идею проведения ежегодной школьной конференции «Исторические лица и события в оценке А.С.Пушкина».
2. Основная часть. Пушкин и Наполеон. Два гения?..
Не без трепета произносятся до сей поры два этих имени. Разговор об одном органически затрагивает другого. Величайший гений культуры (Д.Мережковский «О Пушкине») – А.С.Пушкин, мудрость которого и «ум, дивный по ясности и простоте», признавались не только поклонниками таланта, но и всеми, кто окружал поэта. Французский посол Барант, человек умный и образованный, говорил о Пушкине не иначе, как с благоговением, утверждая, что он — "великий мыслитель", что "он мыслит, как опытный государственный муж". Так же относились к нему и лучшие русские люди, его современники: Н.Гоголь, П.Вяземский, В.Жуковский. Император Николай Павлович, в 1826 году, после первой встречи с Пушкиным, которому было тогда 27 лет, сказал: "Сегодня утром я беседовал с самым замечательным человеком в России". О Наполеоне как о гении высказываются не так однозначно. Имела место настойчиво внушаемая мысль, что его невиданный взлет и могущество объясняются вовсе не гениальностью, а исключительно удачливостью, счастливым стечением обстоятельств. Именно эта мысль проводится в сочинении Шатобриана «О Бонапарте, о Бурбонах», напечатанном на русском языке в «Сыне отечества» за 1814 г. (№ 18—20) («Бонапарт был единственно сыном счастия <...> мечта исчезла, вместо монарха явился сын случая...»). Читаем у того же Шатобриана после смерти императора: "Он вернул Богу самую могучую душу, когда-либо вдохнувшую жизнь в глину, из которой лепится человек". Противоречивые суждения…
Не будем забывать, об определении гениальности как высшей способности к чему-либо. Бесспорно, что и Пушкин и Наполеон достигли вершин на своём поприще. Но всё-таки приведённые выше оценки современников заставляют нас разобраться в природе гениальности того и другого. Конечно, мы не можем претендовать на полный и законченный анализ. Но нам хочется увидеть, как Пушкин оценивал своего современника, как отразилось это в его произведениях, письмах.
Кроме того, заметим, что в рамках нашего исследования было проведено анкетирование среди обучающихся 9-10 классов нашей школы. Анкетирование имело следующие цели: определить уровень осведомлённости учащихся о 200-летней победе русского оружия над армией Наполеона, выявить отношение к фигуре Наполеона. В анкетировании принимало участие 65 человек. По результатам опроса: 53 учащихся (т.е.83%) ответили, что ничего не знают о грядущем юбилее победы в войне 1812 года. Только 17 учащихся осведомлены о предстоящем событии, что составило только 17% опрошенных. Также обработка анкет показала, что Наполеон как историческая личность вызывает интерес и стремление подражать у 10% опрошенных (7 учащихся), для 88% опрошенных (50 учащихся) Наполеон – видный военачальник, 2% (3 учащихся) не знают, кто такой Наполеон. Такие результаты убедили нас в нужности нашего исследования.
Глава 1.Пылкий лицеист и «коварством венчанный царь».
Позволим себе напомнить, что уже только наличие в творческом наследии Пушкина произведений, посвящённых Наполеону и произведений, в которых так или иначе упоминается фигура этого политического деятеля 19 века, говорит о незаурядности последнего. Не мог великий русский поэт заинтересоваться только «сыном случая», «баловнем счастья без достоинств».
Итак, великий Пушкин, будучи современником такой нестандартной личности как Наполеон, видел и характер и деяния его незамутнённым взглядом. Будем придерживаться хронологии при разборе этого вопроса. 1814 год, стихотворение А.С. Пушкина "Воспоминания в Царском Селе". Какие же характеристики даёт поэт и мыслитель европейскому кумиру?
"...Блеснул кровавый меч в неукротимой длани
Коварством, дерзостью венчанного царя; ..."
Рассмотрим эпитеты и определения, которыми он «вырисовавает» личность Наполеона по ходу текста: "кровавый", "неукротимой", "коварством", "дерзостью","надменный", "сильный", "тиран", "неистов","горд", снова "надменен", и, наконец, "презревший правды глас", "презревший веру", "презревший закон". В последних строках Пушкин отмечает ещё раз: "гордый". А все его деяния как "страшный сон". Здесь Наполеон - кровожадный завоеватель (прошло два года со времени пожара Москвы 1812 года).
Губителем Европы, мысленно кующим уже "новую цепь" для неё предстает Наполеон и в следующем стихотворении "Наполеон на Эльбе". М.Н.Чирухин в своей работе А.С.ПУШКИН О НАПОЛЕОНЕ[1] считает, что «... Лишь счастье выступает единственной причиной его побед, а отсутствие счастья - единственной причиной его поражения: О счастье! Злобный обольститель,
И ты, как сладкий сон сокрылось от очей…
Однако нам кажется, что здесь дело не только в излишней эмоциональности юного Пушкина, здесь мог звучать голос Шатобриана. Смеем предположить, что Пушкин-лицеист мог быть знаком с сочинением Шатобриана «О Бонапарте, о Бурбонах», которое было опубликовано, как мы знаем, в 1814 году (в журнале «Сын Отечества», № 18-20).
Таким образом, в лицейский период Пушкин разделял распространённую точку зрения на личность Наполеона. Во многом его отношение складывалось под впечатлением войны 1812 года, когда русским вообще трудно было судить о нём иначе, как о враге - "биче божием" и т.п.
По-видимому, искренний интерес Пушкина-лицеиста к незаурядной личности Наполеона свидетельствует и о настроении, в котором пребывал в 1815-1816 годах поэт. Читаем в письме к П.А.Вяземскому[2] от 27 марта 1816 года о себе и о последнем годе в лицее: «несчастный царскосельский пустынник», «никогда лицей … неказался мне так несносным… », «целый год дремать ещё перед кафедрой… это ужасно.» Конечно же, в этих словах мы слышим никак не упрёк «милому Отечеству» - Царскосельскому лицею, в них, скорее, звучит жажда деятельности на новом поприще, выбор карьеры, честолюбивые устремления. Ведь Пушкин стоит на пороге новой жизни. Кто же как не Наполеон мог послужить образцом головокружительной карьеры, успешности, как принято говорить в наше время?
Заметим, что в 1816 году Пушкин в стихах "Принцу Оранскому", написанных по случаю женитьбы участника победных событий принца Вильгельма Оранского (сына нидерландского короля) на сестре Александра I - Анне Павловне, Пушкин даёт Наполеону следующую характеристику.
"...Свершилось...взорами царей
Европы твёрдый мир основан;
Оковы свергнувший злодей
Могущей бранью снова скован…»,
- успокаивает он общество.
Как мы видим, во след уже обычным определениям "меч окровавленный", "шумела грозно", "мятежных гром гремел" появляются новые "злодей" и "ужас мира". Последние как бы венчают использованный ряд определений в оценке личности Наполеона и его деяний.
Подводя итог размышлениям по вопросу отношения Пушкина-лицеиста к фигуре Наполеона, мы назовём его восторженно-презрительным. Юный Пушкин , если и не осознавал до конца, то «предчувствовал» исключительность личности Наполеона.
Глава 2. «Неотразимое обаяние» Наполеона и «светлый гений» Пушкина.
Гений Пушкина не мог не понять Наполеона, и в стихотворении 1821 г. «Наполеон», написанном на смерть Наполеона он пишет:
О ты, чьей памятью кровавой
Мир долго, долго будет полн,
Приосенен твоею славой,
Почий среди пустынных волн!
Великолепная могила...
Над урной, где твой прах лежит,
Народов ненависть почила
И луч бессмертия горит.
Как писал Д.Мережковский[3], Наполеон - последнее воплощение героического духа в истории. Действительно, стихотворение «Наполеон» - это попытка осмыслить весь жизненный путь Наполеона, дать оценку его исторической роли. (Однако «неотразимое обаяние» не смогло окутать, затуманить светлый взор гения Пушкина.) Стихотворение «Наполеон», по словам О. С. Муравьёвой[4], удивительно тем, что в сущности однозначно отрицательная оценка исторической роли и деяний Наполеона сочетается с романтически-восторженной его характеристикой. Восхваления достоин сей «великий человек».
Зачем ты послан был и кто тебя послал?
Чего, добра иль зла ты верный был свершитель?
Зачем потух, зачем блистал,
Земли чудесный посетитель?
Мы вновь не можем говорить об однозначности образа. Обратим особое внимание на эпитет «чудесный». Только ли это тот, который является чудом? Не слишком ли всё просто? Пушкин, несомненно, далёк в своих произведениях от упрощённости. Если повнимательнее разобраться со значением этого слова, то увидим среди синонимов такие как «прелестный», «обольщающий», т.е. обманчивый, связанный со злым духом. Тогда ответ на вопрос:
Зачем ты послан был и кто тебя послал?
Чего, добра иль зла ты верный был свершитель?
становится очевидным. Но всё же это только наше предположение.
В стихотворении «К морю» (1824 г.) Пушкин сравнивает Наполеона с Байроном, любимым своим поэтом, оказавшим такое громадное влияние на его поэзию, и говорит о них, как о властителях «наших дум».
Куда бы ныне
Я путь беспечный устремил?
Один предмет в твоей пустыне
Мою бы душу поразил.
Одна скала, гробница славы...
Там погружались в хладный сон
Воспоминанья величавы:
Там угасал Наполеон.
Там он почил среди мучений.
И вслед за ним, как бури шум,
Другой от нас умчался гений,
Другой властитель наших дум
Исчез, оплаканный свободой,
Оставя миру свой венец.
Итак, Наполеон – властитель дум, чудесный посетитель. Наполеон в самом деле походил на байронического героя с его культом индивидуализма и исключительности, пылким и мрачным характером, презрением к обществу. (Вот что пишет о личности Наполеона Е.В.Тарле[5] в работе « Наполеон»: « Характер у Наполеона с раннего детства оказался нетерпеливым и неспокойным. «Ничто мне не импонировало, – вспоминал он, – я был склонен к ссорам и дракам, я никого не боялся. Одного я бил, другого царапал, и все меня боялись». «В Бриеннском военном училище Наполеон оставался угрюмым, замкнутым мальчиком; он быстро и надолго раздражался, не искал ни с кем сближения, смотрел на всех без почтения, …очень в себе уверенный, несмотря на свой малый рост и малый возраст».
Казалось бы, вот недостающее звено, объясняющее жизнь Императора Франции: личностные качества + избранность судьбы. Образ Наполеона очерчен. Но, наверное, Пушкин не был бы гением, если бы остановился в своём понимании личности такого масштаба, как Наполеон.
Шло время.
Уже в романе «Евгений Онегин» (глава вторая) в личности Наполеона подчеркиваются черты индивидуалиста, презирающего людей и готового принести в жертву своему тщеславию сотни тысяч человеческих жизней:
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами — себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно;
Нам чувство дико и смешно.
С обобщением «Мы все глядим в Наполеоны» связан образ современного Пушкину человека,
С его безнравственной душой
Себялюбивой и сухой,
Мечтанью преданной безмерно,
С его озлобленным умом,
Кипящим в действии пустом,
характеристика которого дана поэтом в 7-й главе романа «Евгений Онегин».
В этом образе угадываются черты Наполеона: его бессердечие, жестокость, мечта о мировом господстве, действительно значительный, но озлобленный ум, чрезвычайно развитое честолюбие. Вот и разрушился сложившийся было образ «властителя дум»! Наполеон – имя нарицательное, употреблённое во множественном числе. Определившиеся было черты Наполеона выглядят лишь слепком черт современного героя.
Особенно часто Пушкин упоминает о Наполеоне в 1825 г. В этом году Пушкин прочел «Мемуары» Наполеона (из письма Л.С.Пушкину[6]): «На своей скале … поглупел – во-первых,лжёт как ребёнок [т.е. заметно], … судит о таком-то не как Наполеон, а как парижский памфлетёр… Читал ли ты записки Наполеона? … прочти: это, между прочим, прекрасный роман…» Как видим, здесь не только разочарование в мемуарах, но и признание увлекательности, романичности жизни Наполеона; однако желания проникнуть в его сокровенные размышления, постичь его психологию нет. В это же время в своих замечаниях на полях статьи М. П. Погодина «Об участии Годунова в убиении царевича Димитрия» Пушкин, видимо, не веря всем оправданиям Наполеона, называет его «убийцей».
В сущности, единственный вывод, который мы вправе сделать, это тот, что Пушкин решительно отказывается от гневных обличений «тирана» и его освобожденный от такой установки взгляд обнаруживает в «тиране» индивидуальные и даже привлекательные черты. Пушкин видит в его действиях свою логику, раскрывает возможность его собственных трагедий. Такова позиция исследователя Муравьёвой О.С.
Попробуем обозначить отношение Пушкина к фигуре Наполеона, продолжив анализ 7 главы «Евгения Онегина». Весьма характерно, что в этой главе романа Пушкина Наполеон предстает в виде «чугунной куклы».
И лорда Байрона портрет,
И столбик с куклою чугунной
Под шляпой с пасмурным челом,
С руками, сжатыми крестом.
Примечательно, что первоначально стих звучал так: «И кукла медная герою». В окончательном варианте слово «герой» исчезло, а медь – звонкий металл славы – заменена на тяжелый, неподвижный чугун. Сама замена металла не случайна. Здесь мы опираемся на точку зрения диакона Владимира Василика[7], которую он высказал в своей статье «Образ Наполеона-антихриста в русском общественном сознании первой трети XIX века». Считаем уместным упомянуть «Медного всадника», поэму, в которой раскрывается образ другого гения - Петра Великого. Его исключительная роль в истории, слава, которая овевает его имя, неравнодушное отношение к нему поэта подчёркнуты присутствием на страницах поэмы величавого и грозного, заставляющего трепетать, Медного Всадника. Не то с «чугунной куклой». И размер, и металл иные. Считаем, что такое упоминание о Наполеоне свидетельствует не только о растиражированности образа, но и о «снижении» образа. Слово герой всё-таки исчезло!
В предисловии к поэме "Домик в Коломне" ( 1830г.) Пушкин упоминает имя Наполеона уже без романтического оттенка, в шутливом тоне:
Как весело стихи свои вести …
Не позволять им в сторону брести, …
Тут каждый стих глядит героем.
А стихотворец…с кем же равен он?
Он Тамерлан иль сам Наполеон.
Наверное, неслучайно Пушкин сделал героя "Пиковой дамы" Германна похожим на Наполеона. Внешнее сходство здесь служит как средство осуждения "болезни века" - погони за несбыточной мечтой. Для Наполеона такой мечтой была абсолютная власть, для Германна - выигрыш в карты. Мы помним финал: одиночество, которое навсегда останется с обезумевшим Германном, который так хотел разбогатеть, что не замечал никаких препятствий на пути к своей цели. Невольно наблюдается параллель с концом жизни Наполеона, одиноко проводящего дни на острове Св. Елены.
3. Заключение.
Подводя итог нашей работе, скажем о несомненном признании А.С.Пушкиным исключительности личности Наполеона, но всё-таки «прав Моцарт: "гений и злодейство" в одной плоскости суть "две вещи несовместные", ибо гениальность есть высшее благородство духа» (С.Булгаков[8] «Моцарт и Сальери»). Нельзя не сказать о том, что А.С.Пушкин превыше всякой добродетили, превыше чести даже ( которая для дворянина – всё) ставил милосердие.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
В заключение следует обозначить выводы, к которым мы пришли в результате нашей работы. Во-первых, в творчестве А.С.Пушкина Лицейского периода просматривается восторженно-презрительное отношение к Наполеону. Во-вторых, с течением времени отношение к фигуре Наполеона у поэта менялось. От признания за последним роли «властителя дум» до характеристики его как «личности, презирающей людей». В-третьих, Наполеон – это ещё и фигура, через отношение к которой можно проследить эволюцию мировоззрения А.С.Пушкина - историка и поэта.
Наша работа ни в коем случае не ставит точку в заявленной теме. Мы лишь представили свои размышления, которые, возможно, поднимут интерес к проблеме гениальности, ответственности одарённого человека перед обществом, перед страной.
4. Список используемой литературы и Интернет-ресурсов.
1. Полное собрание сочинений А.С.Пушкина в десяти томах. Издание второе. Издательство АН СССР; Москва, 1958 г.
2. Эйдельман Н.Я. Твой восемнадцатый век. Прекрасен наш союз… М., 1991
3. Шуринов Александр Сергеевич, член Совета Общества потомков участников Отечественной войны 1812 года, А.С. ПУШКИН О НАПОЛЕОНЕ . К 191-ей годовщине взятия Парижа 19 марта 1814 года. Доклад на YIII научной конференции «Эпоха наполеоновских войн: люди, события, идеи». Музей-панорама «Бородинская битва», Москва, 21-22 апреля 2005 года
4. Глинка Ф.Н. Письма русского офицера. М.:"Правда", 1990
5. Тарле Е.В. Наполеон (http://napaleon.ru/)
6. Эдвард Радзинский Наполеон - жизнь после смерти (http://napaleon.ru/)
7. М.Н.Чирухин А.С.ПУШКИН О НАПОЛЕОНЕ (http://www.tellur.ru/)
8. С. Булгаков. Моцарт и Сальери (http://www.as-pushkin.ru/ )
9. Д. Мережковский О ПУШКИНЕ (http://skill-21.narod.ru/o_poete/4.htm)
10. Лысенко А. В. Голос Изгнания: Становление газет русского Берлина и их эволюция в 1919 - 1922 гг. (http://www.library.cjes.ru/)
11. Якобсон Р.О. Статуя в поэтической мифологии Пушкина // Якобсон Р.О. Работы по поэтике. М., 1987.
12. Диакон Владимир Василик Образ Наполеона-антихриста в русском общественном сознании первой трети XIX века. (http://www.pravoslavie.ru )
13. О. С. Муравьёва ПУШКИН И НАПОЛЕОН (ПУШКИНСКИЙ ВАРИАНТ «НАПОЛЕОНОВСКОЙ ЛЕГЕНДЫ») (http://feb-web.ru/)
14. Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Л., 1980.
15. Эйдельман Н. Я. Пушкин. История и современность в художественном сознании поэта. М., 1984.
5. Приложения.
1) УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 декабря 2007 года N 1755
УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О ПРАЗДНОВАНИИ 200-ЛЕТИЯ ПОБЕДЫ РОССИИ
В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1812 ГОДА
(в ред. Указов Президента РФ
от 13.01.2009 N 51 (ред. 12.01.2010), от 19.02.2010 N 230,
от 15.05.2010 N 606, от 11.09.2010 N 1125, от 06.12.2010 N 1514,
от 16.01.2011 N 49)
В связи с исполняющимся в 2012 году 200-летием победы России в Отечественной войне 1812 года постановляю:
1. Принять предложение Правительства Российской Федерации о праздновании в 2012 году 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года.
Образовать Государственную комиссию по подготовке к празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года.
(абзац введен Указом Президента РФ от 13.01.2009 N 51)
Установить, что председателем Государственной комиссии является Президент Российской Федерации.
(абзац введен Указом Президента РФ от 13.01.2009 N 51)
1.1. Утвердить прилагаемые:
Положение о Государственной комиссии по подготовке к празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года;
состав Государственной комиссии по подготовке к празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года.
(п. 1.1. введен Указом Президента РФ от 13.01.2009 N 51)
2. Правительству Российской Федерации в 2-месячный срок:
совместно с Российским организационным комитетом "Победа" разработать план основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года;
утвердить указанный план основных мероприятии.
(п. 2 в ред. Указа Президента РФ от 13.01.2009 N 51)
3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления муниципальных образований принять участие в подготовке и проведении празднования 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года.
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
28 декабря 2007 года
N 1755
2)Список трудов А.С.Пушкина, в которых упоминается Наполеон или посвящённых Наполеону.
[1]М.Н.Чирухин А.С.ПУШКИН О НАПОЛЕОНЕ (http://www.tellur.ru/)
[2] Полное собрание сочинений А.С.Пушкина в десяти томах. Издание второе. Издательство АН СССР; Москва, 1958 г.
[3] Д. Мережковский О ПУШКИНЕ (http://skill-21.narod.ru/o_poete/4.htm)
[4] О. С. Муравьёва ПУШКИН И НАПОЛЕОН (ПУШКИНСКИЙ ВАРИАНТ «НАПОЛЕОНОВСКОЙ ЛЕГЕНДЫ») (http://feb-web.ru/)
[5] Тарле Е.В. Наполеон (http://napaleon.ru/)
[6] Полное собрание сочинений А.С.Пушкина в десяти томах. Издание второе. Издательство АН СССР; Москва, 1958 г.
[7] Диакон Владимир Василик Образ Наполеона-антихриста в русском общественном сознании первой трети XIX века. (http://www.pravoslavie.ru )
[8] С. Булгаков. Моцарт и Сальери (http://www.as-pushkin.ru/ )
Снеговик
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Рисуем "Осенний дождь"
Заяц, косач, медведь и весна
Рисуем крокусы акварелью