Потребность в alter ego, втором «Я», вероятно, самая важная потребность ранней юности. «Первое чувство, к которому восприимчив заботливо воспитанный юноша,— это не любовь, а дружба»,— писал Руссо.
Очень часто можно услышать мнение, что под влиянием выросшей мобильности общества, ускорения ритма жизни и расширения круга общения дружеские отношения современной молодежи стали более поверхностными и экстенсивными, что идеал исключительной и глубокой дружбы, вроде дружбы Герцена и Огарева, не соответствует сегодняшним условиям, что дружба вытесняется широкими приятельскими компаниями, основанными на общности развлечений, и т. п. Но по нашему мнению, на дружеские отношения между подростками в количественном отношении влияет темперамент человека. Так как мы знаем, что люди разных типов темперамента в общении по разному взаимодействуют друг с другом.
Таким образом, возникла необходимость изучить, как тип темперамента влияет на количество друзей у подростков.
Цель исследования:
Как влияет тип темперамента на количество друзей у подростка.
Вложение | Размер |
---|---|
ryashchenko_n._kol-vo_druzey.doc | 126.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Томаровская средняя общеобразовательная школа №1 Имени Героя Советского Союза Шевченко А.И. Яковлевского района Белгородской области» Количество друзей у разных типов темперамента (исследовательская работа) Подготовила ученица 9 «Б» класса Рященко Нина Руководитель: Василенко В.А. зам. директора по УВР, педагог-психолог Томаровка, 2012 |
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения дружбы и темперамента среди подростков.
1.1 Понятие темперамент и его виды.
1.2 Понятие дружбы в подростковом возрасте.
Глава 2. Изучение компонентов дружбы в зависимости от типа темперамента.
2.1 Изучение проявления дружбы у разных типов темперамента.
2.2 Рекомендации для разных типов темперамента.
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Потребность в alter ego, втором «Я», вероятно, самая важная потребность ранней юности. «Первое чувство, к которому восприимчив заботливо воспитанный юноша,— это не любовь, а дружба»,— писал Руссо.
Очень часто можно услышать мнение, что под влиянием выросшей мобильности общества, ускорения ритма жизни и расширения круга общения дружеские отношения современной молодежи стали более поверхностными и экстенсивными, что идеал исключительной и глубокой дружбы, вроде дружбы Герцена и Огарева, не соответствует сегодняшним условиям, что дружба вытесняется широкими приятельскими компаниями, основанными на общности развлечений, и т. п. Но по нашему мнению, на дружеские отношения между подростками в количественном отношении влияет темперамент человека. Так как мы знаем, что люди разных типов темперамента в общении по разному взаимодействуют друг с другом.
Таким образом, возникла необходимость изучить, как тип темперамента влияет на количество друзей у подростков.
Цель исследования:
Как влияет тип темперамента на количество друзей у подростка.
Объект исследования:
Учащиеся 8-10 классов.
Предмет:
Количество друзей у разных типов темперамента.
Задачи:
В основу исследования была положена гипотеза: тип темперамента влияет на количество друзей подростка.
Методы исследований:
Работа выполнена на базе МБОУ «Томаровская средняя общеобразовательная школа №1», в исследовании приняли участие 96 подростков от 14 до 16 лет.
Глава 1. Теоретические основы изучения дружбы и темперамента среди подростков.
1.1 Понятие темперамент и его виды
Давно замечено, что, несмотря на большие индивидуальные различия в поведении людей, присутствует сходство в стиле их поведения, способах выражения чувств и т. д. Попытки выделить и осознать типичные особенности психического склада людей привели к созданию обобщенных портретов.
Наиболее ранняя классификация темпераментов была пред ложена во II в. до н. э. врачом Клавдием Галеном. Четыре из девяти выделенных им типов и в наше время рассматривают ся как основные: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик (сангвиник — от латинского слова «сангвис» — кровь; флегма тик — от греческого «флегма» — слизь; холерик — от греческого «холе» — красно-желтая желчь, меланхолик — от греческого «мелайн холе» — черная желчь).
К. Гален в основу классификации заложил особенности обмен ных процессов, Э. Кречмер — строение тела, И. П. Павлов — свойства нервной системы.
Темперамент — проявление типа нервной системы в деятельности человека, индивидуально-психологические особенности личности, в которых проявляется подвижность его нервных процессов, сила, уравновешенность.
В нервных центрах коры человеческого мозга протекают в сложном взаимодействии два противоположных активных процесса: возбуждение и торможение. Возбуждение одних участков мозга вызывает торможение других, этим можно объяснить, почему человек, увлеченный чем-то, перестает воспринимать окружающее.
Возбуждение и торможение могут уравновешиваться или преобладать друг над другом, могут протекать с различной силой, переходить из центра в центр и сменять друг друга в одних и тех же центрах, т.е. обладать определенной подвижностью.
Типы нервной системы
Тип нервной системы определяется именно сочетаемостью силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения. Можно выделить четыре самых ярко выраженных типа нервной системы, их соотношение и связь с темпераментом (см. таблицу).
Таблица
Меланхолический темперамент, как видно из таблицы, определяется слабостью процессов возбуждения и торможения, при этом их подвижность или инертность нехарактерны. Даже при небольшом перенапряжении, например, в случае решения трудной задачи или жизненной ситуации у меланхолика наступает срыв.
У меланхолика слабый тип нервной системы и, следовательно, нестойкий перед обстоятельствами, требующими преодоления или сильного возбуждения нервной системы. Остальные три типа нервной системы считаются сильными.
Меланхолик - человек с малой реактивностью и высокой чувствительностью. Чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Неэнергичен, не настойчив, с низкой работоспособностью, легко утомляется. Робок, неуверен в себе. Движения бедны, голос тихий, мимика невыразительна. Внимание неустойчивое. Темп всех психических процессов замедлен (интроверт).
Флегматическим темпераментов, называется такой тип темперамента, который, будучи сильным типом, все-таки отличается малой подвижностью нервных процессов. Однажды возникнув в определенных центрах, они отличаются постоянством и силой. Инертная нервная система соответствует этому типу.
Флегматик - человек с высокой активностью, значительно преобладающей над реактивностью. Менее других эмоционален и чувствителен. Невозмутим. При неприятностях сохраняет спокойствие. Движения и речь медленные, движения невыразительны, мимика бедная. С трудом приспосабливается к новой обстановке, перестраивает навыки и привычки, тяжело сходится с новыми людьми, переключает внимание. В то же время энергичен и работоспособен. Терпелив, выдержан. Слабо откликается на внешние впечатления, ориентирован на свой внутренний мир (интроверт).
Сангвинический темперамент — другой сильный тип темперамента — характерен тем, что процессы возбуждения и торможения у него достаточно сильные, уравновешенные и легко подвижные.
Сангвиник - человек с несколько повышенной реактивностью, при уравновешенности в целом активности и реактивности. Энергично и возбуждённо реагирует на всё, что привлекает его внимание. Эмоционален: громко смеётся по самому незначительному поводу и очень сердится из-за совершенно несущественного факта, с выразительными движениями, живой мимикой, быстрой речью. Настроение его легко определить по выражению лица. Энергичен, работоспособен, активен. Быстро включается в новую работу и сосредотачивается, дисциплинирован. Ум гибкий. Легко привыкает к новой обстановке и сходится с новыми людьми. Без усилий переключается с одного вида работы на другой, переучивается и овладевает новыми навыками. В большей степени откликается на внешние впечатления, чем на внутренние ощущения (экстраверт).
Холерический темперамент — третий сильный тип темперамента - неуравновешенный, безудержный, у него преобладают процессы возбуждения над слабым торможением. Этот тип нервной системы быстро истощается и склонен к срывам.
Холерик - человек с высокой реактивностью и активностью; характеризуется слабой чувствительностью. Реактивность существенно преобладает над активностью, что ведёт к появлениям необузданности, несдержанности, вспыльчивости, нетерпеливости. Менее гибок, чем сангвиник, более инертен. Отличается устойчивостью стремлений и интересов, настойчивостью, определёнными затруднениями в переключении внимания. Скорее экстраверт.
В зарубежной психологии наиболее распространена типология, разработанная швейцарским психологом и психиатром Карлом Густафом Юнгом. Его типология выделяет два основных типа людей: экстраверт и интроверт. По нятие «экстраверсия» и «интровесия» (от латинского ext ra — вне, intro — внутрь, versio — поворачивать, обращать).
Экстравертированный тип характеризуется обращенностью личности на окружающий мир.
Экстравертам свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, социальная адаптированность.
Интровертированный тип характеризуется фиксацией интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира: необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, затруднение социальной адаптации.
Нейротизм — эмоционально-волевая устойчивость-неустойчивость.
Таким образом, нами были рассмотрены разные типы темперамента.
1.2 Понятие дружбы в подростковом возрасте
В. А. Сухомлинский писал, что уже у 13—14-летних подростков основой дружбы чаще становятся духовные интересы и потребности, чем увлечение каким-то определенным видом труда (См.: Сухомлинский В. А. Рождение гражданина.— М.: Молодая гвардия, 1971.- С. 219). Наши данные указывают на это же.
Разумеется, дружеское общение всегда как-то объективировано. Не говоря уже о совместной учебе, порождающей много общих проблем и интересов, в общении старшеклассников с их друзьями важное место занимают общественная работа, совместный досуг, развлечения, спорт; реже упоминаются различные любительские занятия и хобби. Но от 20 до 40 процентов опрошенных оставили вопрос о совместной деятельности с другом (подчеркивалось, что речь идет не о вербальной активности, а именно о предметной деятельности, совместных занятиях и увлечениях) без ответа. Дружба ассоциируется у них главным образом с разговорами, спорами, обменом мнениями, короче — с вербальным общением.
Каковы возрастные рамки юношеской дружбы? В принципе люди» чаще выбирают друзей собственного возраста, но понятие «сверстник» относительно. В 40—50 лет разница в 5—6 лет совсем невелика, а 2—3 года и вовсе незаметны. Иное дело в юности, когда каждый; год приносит нечто существенно новое. 15—16-летние юноши и девушки тянутся к старшим, жадно вслушиваются в их слова и всматриваются в их поведение. Дружба со взрослыми для них дорога и желанна.
Потребность в эмоциональном контакте со старшим нередко принимает даже форму страстного увлечения, когда во взрослом видят живое воплощение идеала.
Каков психологический смысл этих расхождений в ориентациях, в основном совпадающих с данными Бьянки Заззо (1966)? Как правильно замечает Заззо, возраст «идеального друга» приоткрывает некоторые, не всегда осознаваемые, психологические потребности. Ориентация на ровесника говорит о стремлении к более или менее равным отношениям. Дружба с ним основывается на принципе сходства и равенства: «С парнем моего возраста мне легче общаться», «Ему можно все сказать, не боясь насмешек», «С ним свободней, я могу показаться ему как есть, не стараясь выглядеть умнее».
Выбор более старшего друга, напротив, выражает потребность в примере, опеке, руководстве. Здесь преобладают ссылки на то, что старший «может служить образцом», «может поделиться опытом, рассказать о том, чего я еще не знаю», «на него можно положиться».
Какое место занимает дружба в ряду других межличностных отношений и прежде всего — какова сравнительная степень психологической близости юношей и девушек с друзьями и с родителями?
Юношеская дружба не только склонна к исповедальности, но и чрезвычайно эмоциональна.
Поэтому, дружба иногда выступает и как своеобразная форма психотерапии, позволяя молодым людям выразить переполняющие их чувства и найти подтверждение того, что кто-то разделяет их сомнения, надежды и тревоги. (Кон И.С. Психология ранней юности)
Глава 2. Изучение компонентов дружбы в зависимости от типа темперамента
2.1 Изучение проявления дружбы у разных типов темперамента
Для исследования типа темперамента и анкетирования (Приложение 2.) нами были взяты 4 класса – 8 «А», 9 «А», 9 «Б», 10 «А». Для диагностики мы взяли экспресс-тест Гребневой В.В. диагностика темперамента. (Приложение 1.) Были получены следующие результаты у мальчиков:
Тип темперамента | Кол-во | Тип темперамента | Кол-во | Тип темперамента | Кол-во | Тип темперамента | Кол-во |
Флегматик Интраверт - 3 амбиверт - 1 | 4 чел. | Холерик (в 10 кл. нет) | 21 чел. | Сангвиник | 6 чел. больше в 10 кл | Меланхолик | 7 чел. |
Экстраверт - 4 | Экстраверт - 3 амбиверт – 3 | Экстраверт - 1 Интроверт –3 амбиверт –3 | |||||
Интроверт – 4 (8 кл.) амбиверт – 13 (9 кл.) | |||||||
| 75% | 90% | 100% | 100% | |||
| 50% | 14%, 19% (нет) | 16% | 42% | |||
| 25% | 66% | 66% | 100% | |||
| 3-5 | 1-6 (нет 2 чел. и больше 10 -2 чел.) | 3-8 | 2-5 | |||
| 100% | 90% | 100% | 100% | |||
| 50% | 90% | 83% | 57% | |||
| 100% | 71% | 66% | 71% |
На основе данных теста и анкеты можно сделать вывод, что флегматики и меланхолики имеют меньшее количество друзей, а холерики и сангвиники больше. Больше верят в дружбу сангвиники и меланхолики, они же предпочитают иметь больше друзей, а не знакомых. Предпочитают бывать среди людей – холерики, сангвиники и меланхолики. Холерики и сангвиники в большем количестве сочувствуют людям, у которых нет друзей, но жертвовать своими интересами могут флегматики.
Результаты у девочек.
Тип темперамента | Кол-во | Тип темперамента | Кол-во | Тип темперамента | Кол-во | Тип темперамента | Кол-во |
Флегматик (в 8 кл. нет) Интраверт - 1 амбиверт - 1 | 2 чел. | Холерик | 15 чел. (больше в 9 кл.) | Сангвиник | 7 чел. больше в 9 кл | Меланхолик | 0 чел. |
Экстраверт - 5 Интроверт – 4 амбиверт – 6 | Экстраверт – 3 Интроверт-2 Амбиверт-2 | ||||||
| 100% | 80% | 71% | ||||
| 0 | 26% | 42% | ||||
| 100% | 93% | 100% | ||||
| 2 | 1-5 | 2-5 | ||||
| 100% | 100% | 100% | ||||
| 100% | 100% | 100% | ||||
| 100% | 86% | 71% |
На основе данных тесты и анкеты можно сделать вывод, что флегматики имеют меньшее количество друзей, а холерики и сангвиники больше. Больше верят в дружбу флегматики меньше сангвиники и холерики они же предпочитают иметь меньше друзей, а больше знакомых. Предпочитают бывать среди людей – холерики, сангвиники и флегматики, также все они сочувствуют людям, у которых нет друзей, но жертвовать своими интересами могут только флегматики, как у мальчиков так и у девочек.
Таким образом, у флегматиков и меланхоликов значительно меньше друзей, чем у холериков и сангвиников. Кроме того, флегматики могут жертвовать своими интересами ради друга и верят в дружбу. Предпочитают бывать среди людей – холерики, сангвиники и они же в большем количестве сочувствуют людям, у которых нет друзей.
Заключение
Предполагаемая нами гипотеза о том, что тип темперамента влияет на количество друзей, подтвердилась. Так в ходе исследования учащихся разных возрастов и пола была экспериментально доказано, что меланхолики и флегматики имеют меньшее количество друзей, чем холерики и сангвиники. Также предпочитают бывать среди людей – холерики, сангвиники и меньше меланхолики. Холерики и сангвиники в большем количестве сочувствуют людям, у которых нет друзей, но жертвовать своими интересами могут только флегматики.
Таким образом, данная работа для классных руководителей может быть полезна как в построении отношений между членами коллектива, и в дальнейшем как с ними строить работу учитывая рекомендации Гребневой В.В. Так, сангвинику будет сопутствовать успех в сфере организации и управления и всюду, где нужны мобильность, умение быстро переключаться на другие дела.
Преобладание флегматических черт характеризует человека, способного решать те же задачи, что и сангвиник, но с большими склонностями к стратегической деятельности. Ему противопоказаны как поспешность, так и долгие колебания в ответственный момент, неоправданный оптимизм или преувеличение трудностей.
Меланхолик означает, что человек мало приспособлен для самостоятельной управленческой работы. Ему больше подходит работа точная, пусть и кропотливая, но зато не требующая инициативы, решения практических задач со многими неизвестными. Но среди меланхоликов встречаются и неплохие управленцы, правда, в таком случае им приходится платить за это своим здоровьем.
Холерик, то человек добьется скорее успеха в работе, где ценятся напор и безудержность, особенно в том случае, если на втором месте в формуле черты флегматика и, таким образом, неуемная активность сбалансирована основательностью и невозмутимостью.
Следовательно, нет хороших или плохих типов темперамента, каждый из них по-своему хорош, нужно только учитывать все сильные стороны и в будущем на них опираться. И неважно, сколько будет друзей много или мало, главное чтобы они были верными, честными и порядочными.
Литература:
Приложение 1.
. Экспресс-тест «Направленность активности».
Задание 1. Перед вами карточки с символическими изображениями. Не задумываясь долго, выберите в каждом варианте один из символов, наиболее приятный вашему восприятию.
Предлагая, разработанную нами экспресс-диагностику, мы просим Вас руководствоваться следующим правилом. Вспомните пословицу: «Первая мысль от Бога, а вторая от Сатаны». Учтите, что народ никогда не ошибается в своих пословицах и поговорках. Чем больше Вы будете думать над выбором, тем ниже будет становиться достоверность вашего выбора.
Эти картинки можно использовать для диагностики темперамента у детей дошкольного возраста, словесно-логическое мышление у которых еще недостаточно развито и носит наглядно-практический характер.
Вариант 1.
А) Б)
В) Г)
Вариант 2.
А) Б) В)
Первый вариант символов соответствует типам активности нервной системы согласно вашему темперамента: а) – внешняя и внутренняя уравновешенность, свойственна флегматику; б) – внешняя и внутренняя неуравновешенность, свойственна холерику; в) – внешняя активность, внутренняя уравновешенность, свойственна сангвинику; г) – внешняя пассивность, внутренняя неуравновешенность, свойственна меланхолику.
Второй вариант символов соответствует: а) - направленность энергии вовне (экстраверсия), б) - вовнутрь (интроверсия), в) – смешанный тип направленности (амбиверсия).
Приложение 2.
Анкета
класс ______ пол (ж. м.) (подчеркнуть)
Вариант 1.
А) Б) В) Г)
Вариант 2.
А) Б) В)
Анкета
Растрёпанный воробей
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Рисуем крокусы акварелью
Простые летающие модели из бумаги
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна