В учебниках по русскому языку за 3 класс (автор: А.В.Полякова) по программе РО Л.В. Занкова представлены всего 45 фразеологизмов. Большая часть дана без объяснения значения, что стимулирует самостоятельный поиск учащихся. Не все ученики младшего школьного возраста умеют пользоваться фразеологическим словарем, находить в нем нужную информацию. Чтобы облегчить ученикам эту задачу, ученица решила создать словарик, где очень структурно и четко написаны значения фразеологизмов.
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskiy_katalog_frazeologizmov.doc | 78 КБ |
«Создание тематического каталога фразеологизмов» (по учебникам А.В. Поляковой 3 класс)
Лазарева Елизавета Александровна
Ресублика Саха (Якутия)
г. Нерюнгри
Муниципальное общеобразовательное учреждение – Средняя общеобразовательная школа № 18, 4-а класс
Введение
Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения, которые называются фразеологизмами. Ещё великий М.В. Ломоносов называл устойчивые сочетания «фразесами», «российскими пословиями», предлагая включить их в словарь.
Актуальность исследования обусловлена недостаточностью знаний традиционной русской фразеологии современными школьниками. По итогам анкетирования в 3-а классе выяснили, что из 24 опрошенных учеников знают, что такое фразеологизм– 5; знают, но не могут объяснить – 11, не знают – 8. Смогли объяснить значение фразеологизма: зарубить на носу – 8; неверно объяснили значение – 10; не дали объяснения – 6 учащихся.
В учебниках по русскому языку за 3 класс (автор: А.В.Полякова) представлены всего 45 фразеологизмов. Большая часть дана без объяснения значения, что стимулирует самостоятельный поиск учащихся. На мой взгляд, не все ученики младшего школьного возраста умеют пользоваться фразеологическим словарем, находить в нем нужную информацию. Чтобы облегчить ученикам эту задачу, я решила создать словарик, где очень структурно и четко написаны значения фразеологизмов, которые мы употребляем в нашей речи.
Основной целью исследования является составление фразеологического словарика и тематического каталога фразеологизмов для учащихся 3 класса.
Цель работы обусловила постановку следующих конкретных задач:
Обзор литературы.
Материалом для анализа послужили фразеологизмы, вошедшие в учебник русского языка по системе РО Л.В.Занкова (3 класс. Автор А.В. Полякова)
В качестве основных источников исследования использовались следующие: В. П. Жуков, А. В. Жуков. Школьный фразеологический словарь русского языка. - 3-е изд. -М.: Просвещение, 1994. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М., 1997.
Исследовательская база работы составляет 45 фразеологизмов.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования на уроках русского языка фразеологическим словариком и тематическим каталогом для самостоятельного нахождения значений фразеологизмов учащимися.
Основная часть.
Изучив словарные статьи из интернет-источников, толковые словари русского языка Ефремовой, Ушакова, Ожегова, школьный фразеологический словарь русского языка я узнала, что фразеологизмы – это устойчивые и неделимые словосочетания, которые имеют переносное значение. Фразеология происходит от греческих слов «phrasis» - оборот речи и «logos» - учение.
Фразеологизмы употребляются в сказках, мифах, во многих детских книгах. Особенно много их в баснях. С устойчивыми образными выражениями мы часто встречаемся в повседневной жизни. «Найти общий язык», «голова на плечах», «души не чает», «время истекло», «длинный язык», «водой не разольешь»... Каждое из этих словосочетаний мы употребляем в тех случаях, когда выражаем своё отношение - одобрительное, пренебрежительное или ироническое к данному факту.
Удачно употреблённый фразеологический оборот оживляет речь, делает её более эмоциональной.
Чтобы создать фразеологический словарик сначала я выписала из учебников русского языка все фразеологизмы (из 1 части – 40 и из 2 части – 5). Потом разделила их на темы по названиям частей тела человека: голова, нос, язык, нога, рука, уши, зубы, глаза. Например, в разделе «Голова» 4 фразеологизма: Ветер в голове. Свалился как снег на голову. Морочить голову. Отвечать головой.
Построение (структура) словарной статьи.
Словарная статья включает в себя:
Фразеологизмы могут быть разговорными или просторечными. Помета «разговорное» употребляется в бытовом общении, диалогической речи. Отличительной чертой просторечных фразеологизмов служит их грубовато-сниженное содержание. Например: Развесить уши. С гулькин нос.
Все фразеологизмы имеют эмоциональную окраску и отмечаются пометами: шутливое, ироническое, одобрительное, неодобрительное, пренебрежительное, ласкательное. Например: Мастер на все руки. Разг. Одобр.
Заговаривать зубы. Разг. Неодобр.
Большинство фразеологизмов связаны синонимически и антонимически с другими фразеологизмами. Например: Морочить голову. Разг. Обманывать, дурачить кого-либо. Синонимы: брать на пушку; вертеть хвостом; водить за нос; втирать очки; обводить вокруг пальца; пускать пыль в глаза. В последующей своей деятельности я хочу составить словарь синонимов и антонимов этих 45 фразеологизмов.
Помимо фразеологического словарика за 3 класс придумала несколько упражнений, что способствует ученикам усвоить тему «Фразеологизмы». (Приложение)
Вывод: Подводя итог можно сделать вывод, что фразеология необыкновенно богата и разнообразна по своему составу, обладает большими стилистическими возможностями. Я думаю, что фразеологизмы помогают немногими словами сказать многое. Пользуясь моим словариком, ученики значительно быстрее научатся находить фразеологизмы, значение которых им непонятны. В будущем это поможет ученикам также в умении пользоваться другими словарями.
Список литературы:
Приложения.
Анкета.
1. Что такое фразеологизм?___________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Объясните значение фразеологизма: Зарубить на носу.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Допишите фразеологизм: Гнаться за двумя_________________________________
Толкование значений фразеологизмов.
Упражнения. Игры.
Упражнение 1: Прочитайте фразеологизмы в левом столбике. Подумайте, что означают эти выражения. Соедините стрелками фразеологизмы и правильные их значения, данные в правом столбике.
Отвечать головой | Вплотную, друг возле друга. |
Встретиться нос к носу | Обманывать, вводить в заблуждение. |
Комар носа не подточит | Кто-либо дрожит от сильного холода или от сильного страха. |
Водить за нос | Брать на себя ответственность. |
Зуб на зуб не попадает | Вынуждать, заставлять что-либо сказать. |
Тянуть за язык | Не к чему придраться. |
Упражнение 2: Допишите фразеологизмы по смыслу словосочетания:
Дождь лил как _________________________
Дело пошло как _______________________
Знаю таблицу умножения как __________________________________
Нежданные гости свалились как ________________________________
Упражнение 3: Прочитайте. Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите исправленные предложения.
Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.
Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой.
Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.
Мы дружно работали сложа руки.
Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.
У лягушки дух захватило от страшной высоты.
Яшка сломя голову остановился.
Тематический каталог фразеологизмов за 3 класс по русскому языку по системе РО Л.В.Занкова.
Голова.
Уши.
Нос.
Зубы.
Глаза.
Язык. Рот.
Руки.
Ноги.
Без темы.
Акварель + трафарет = ?
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Выбери путь
Ель