Цель исследования: определение степени необходимости информационно-консультационных услуг провизора в аптеках г. Александровска.
В ходе исследовательской работы, мы пришли к следующим выводам:
Вложение | Размер |
---|---|
ocenka_informacionno-konsultacionnyh_uslug.doc | 190.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Секция Фармация
Оценка информационно-консультационных услуг
провизора в аптеке: мнение врачей,
провизоров, посетителей аптек
Выполнила
Максимова Анастасия Андреевна
10 класс
Руководитель:
Желудкова Марина Васильевна,
учитель химии
г. Александровск 2009 год
Оглавление
Прогресс, идущий семимильными шагами, затрагивает все отрасли деятельности человека, и фармация среди них — отнюдь не исключение. Если раньше провизоры занимались изготовлением лекарственных средств, то на данный момент основная функция работника аптеки - это установить главные потребности клиента, определить мотивы его визита и далее действовать в соответствии с ситуацией. Одной из основных задач аптечной системы является оказание квалифицированной, своевременной и доступной фармацевтической помощи [3]. Приходя в аптеку, посетитель должен быть уверен в том, что к нему отнесутся с должным вниманием и доброжелательностью, помогут в выборе лекарственного препарата и дадут необходимые рекомендации по рациональному применению. Провизор должен порекомендовать посетителю тот или иной препарат, объяснив, для лечения каких заболеваний предназначен препарат, какими побочными эффектами обладает, каковы противопоказания к его применению, обязательно сообщить цену препарата.
Провизор — часть целостной системы аптеки и основная его функция — это помощь людям, ждущим профессионального подхода. Участие фармацевта может реально повысить качество оказания медицинской помощи, уменьшить количество врачебных ошибок, частоту и тяжесть побочных реакций, которые сегодня являются бичом фармакотерапии. Взросший интерес к вопросам лекарственной самопомощи и самопрофилактики способствовал появлению новых видов и форм фармацевтического обслуживания населения (фармацевтических услуг) как в традиционных аптечных предприятиях, так и организуемых с открытым доступом лекарственных средств безрецептурного отпуска, изделий медицинского назначения и парафармацевтической продукции[2].
Почему сегодня пациент, минуя врача, обращается за помощью в аптеку, к фармацевту? Причина этого — недоверие к профессионализму врачей в области фармакотерапии [4]. На провизоре лежит огромная ответственность за информирование пациента о побочных действиях, условиях приема препарата, в том числе особенностях диеты, питьевого режима, допустимости приема алкоголя, курения и т.п. Случается, что пациент не осведомлен о том, каким образом следует применять препарат той или иной лекарственной формы (суппозитории, например), и фармацевт должен прийти ему на помощь. По отношению к врачу провизор не является конкурентом, а наоборот, дифференцированно отбирает контингент пациентов, нуждающихся именно во врачебной помощи. Хорошо разбираясь в вопросах фармакотерапии, провизор совместно с врачом определяет условия рационального применения лекарственных средств, меры по снижению риска побочных реакций, следит за соотношением стоимость/эффективность терапии [5].
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации №80 от 04.03.2003г. «Об утверждении отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения»[1] реализуемые из аптечных организаций лекарственные препараты должны иметь информацию согласно государственному информационному стандарту лекарственного средства. Информация об услугах, предоставляемых аптечными организациями, а также реализуемых лекарственных препаратах и других товарах, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, должна осуществляться в соответствии с требованиями действующего законодательства [1].
Таким образом, большинство посетителей, приходя в аптеку за какими-либо лекарственными препаратами, обращаются к провизору за определённой помощью. Аналогичная ситуация наблюдается в аптеках нашего города. Перед нами встала актуальная проблема: насколько востребованы информационно-консультационные услуги провизора среди населения города Александровска.
Провизор – моя будущая профессия, поэтому мне интересно узнать, что будет требовать от меня выбранная специальность, какими знаниями и умениями должен обладать фармацевт, и есть ли вообще у данной профессии будущее.
Цель исследования: определение степени необходимости информационно-консультационных услуг провизора в аптеках г. Александровска.
Задачи:
Исследования проводились в январе-феврале 2009 года. Опрашивались
провизоры городских аптечных пунктов «Глория», «Таймер», врачи городской поликлиники, посетители аптек.
Ожидаемый результат. В результате исследования ожидается определить роль провизора как консультанта в аптеках города Александровска.
Для реализации поставленной цели методом анкетирования был проведен опрос 16 провизоров (фармацевтов) аптек г. Александровска, 50 посетителей аптек и 20 врачей городской поликлиники.
Участникам опроса было предложено ответить на следующие вопросы:
Как вы считаете, необходимы ли консультации провизора и (или) фармацевта?
В каких случаях такие услуги необходимы?
Когда можно обойтись без них?
Кто в большей степени в них нуждается?
Удовлетворены ли вы консультациями провизора и (или) фармацевта при покупке лекарственных средств?
После поведения опроса, полученные результаты были обработаны и представлены в процентном соотношении. В данной работе полученные данные представлены в виде таблиц и круговых диаграмм, которые позволяют более наглядно представить полученные данные опросов.
Данные опроса проанализированы, сделаны соответствующие выводы.
По данным социологического опроса посетителей аптек города Александровска информационно-консультационные услуги провизора являются необходимыми (см. приложение 1, таблица и диаграмма).
Около половины опрошенных посетителей аптек (45%) полностью доверяют информации, полученной от работников аптеки, 40% обращаются за консультацией не всегда, а только тогда, когда считают нужным, 15% считают, что такие консультации лишние.
Что же касается мнения самих провизоров, то большая их часть (70%) считают, что консультации при покупке лекарственных средств, лечебных косметических средств, изделий медназначения и других товаров аптечного ассортимента необходимы. Остальные 30% работников аптеки полагают, что информацию о названных средствах нужно предоставлять только в определенных случаях (наличие рецепта, незнакомый для покупателя препарат и т.д.). Фармацевтов, которые считают, что консультация вообще не нужна, среди опрошенных не оказалось, (см. приложение 2, таблица и диаграмма)
С точки зрения врачей, консультации провизоры (фармацевты) в большинстве случаев давать не должны, так как у них отсутствует медицинский опыт и такого взгляда придерживаются около 50% медиков, 30% врачей предполагают, что работники аптеки должны давать консультации только тогда, когда дозировка не прописана в рецепте. Остальные 20% считают, что информационно-консультационные услуги никогда не будут лишними (см. приложение, таблица и диаграмма)
На вопрос: «Кто в большей степени нуждается в советах?» было дано много вариантов ответов. В основном большинство посетителей (85%) аптек ответили, что данная услуга не помешает никому, в зависимости от случая и препарата. Примерно 15% покупателей предпочитают сами разбираться, что и как им надо принимать.
Провизоры (100%) уверены, что в консультациях нуждаются все. Особое внимание следует уделять людям пожилого возраста, беременным и кормящим мамам.
Половина опрошенных врачей (50%) считают, что информационно-консультационные услуги не нужны, т.к. сам медик уже проконсультировал пациента, 35% опрошенных докторов предполагают, что данные услуги необходимы для более достоверной информации о приобретаемом препарате, 15% врачей уверены, что советы надлежит давать в случаях, если покупатель не имеет рецепта.
Таким образом, на сегодняшний день мнения провизоров, врачей и посетителей аптек о необходимости информационно - консультационных услуг, оказываемых работниками аптеки, расходятся.
Почти 45% посетителей аптек прибегают к услугам провизоров при каждой покупке лекарственных средств, большинство работников аптеки (70%) также уверены, что необходимо оказывать покупателям информационно-консультационные услуги. Врачи (50%) полагают, что такие услуги нужны, только в конкретных случаях. Отсюда напрашивается вывод, что провизоры, всё-таки, необходимы в аптеках, особенно людям пожилого возраста и молодому неопытному поколению.
40% людей, бывающих в аптеках, иногда пользуются предоставленной информацией, 30% фармацевтов дают рекомендации в зависимости от покупаемого препарата, по рецепту. Эти провизоры, предполагают, что при покупке товаров личной гигиены, косметики консультации не нужны.
Остальные 15% покупателей аптек (в основном это люди трудоспособного возраста) вообще не нуждаются ни в чьей помощи, сами решают, какими лекарственными препаратами лечиться. Работников аптек, которые считают, что информационно-консультационные услуги не нужны совсем, не оказалось.
В основном все посетители аптек (86%) удовлетворены информацией получаемой от фармацевта при приобретении лекарственных препаратов, большинство респондентов отметили деятельность провизоров-консультантов аптеки «Глория», находящаяся по адресу г.Александровск, ул.Ленина 6. И только 14% покупателей не нравится, как их обслуживают в аптеках города Александровска.
В ходе исследовательской работы, мы пришли к следующим выводам:
Результаты нашего исследования могут быть использованы руководителями аптек города с целью правильной организации консультационно-информационных услуг в системе безрецептурного отпуска лекарственных средств провизорами. Данное исследование может быть применено как дополнительный материал в рамках курса по выбору в предпрофильной подготовке школьников 8-9 классов.
Выражаем благодарность за помощь в проведении исследования работников аптечных пунктов «Глория» и «Таймер». А также выражаем благодарность Желудкову Матвею Владимировичу, провизору аптечного пункта «Глория» за консультации, оказанные при проведении исследования и написании работы.
Таблица 1
Потребность покупателей в консультации провизора
Наличие потребности | % |
Всегда | 45 |
Никогда | 15 |
Иногда | 40 |
Диаграмма 1
Потребность покупателей в консультации провизора
Таблица 2
Необходимость консультации провизора. Мнение самих провизоров
| % |
Да, обязательно | 70% |
Иногда | 30% |
Совсем не нужна | --- |
Диаграмма 2
Необходимость консультации провизора. Мнение самих провизоров
Таблица 3
Необходимость консультации провизора. Мнение врачей
% | |
Да, обязательно | 20% |
Иногда | 30% |
Совсем не нужна | 50% |
Диаграмма 3
Необходимость консультации провизора. Мнение врачей
Таблица 4
Кому нужны консультации? Мнение врачей, провизоров, посетителей аптек
Провизоры | Врачи | Посетители аптек | |
Всем | 100% | 35% | 85% |
Никому | --- | 50% | --- |
Зависит от случая | --- | 15% | 15% |
Диаграмма 4.1
Мнение провизоров
Диаграмма 4.2
Мнение врачей
Диаграмма 4.2
Мнение посетителей
Таблица 5
Удовлетворены ли вы консультациями провизора? Мнение посетителей аптек
Вариант ответа | % |
Да | 86 |
Нет | 14 |
Диаграмма 5
Удовлетворены ли вы консультациями провизора? Мнение посетителей аптек
Пчёлки на разведках
Рисуем домики зимой
Снежный всадник
Сладость для сердца
Невидимое письмо