Целью работы было исследование состава растительных смесей и влияния их компонентов на организм.
Большинство респондентов 14-18 лет знают о вреде курения табака и курительных смесей. Также следует отметить, что о конкретном вредном воздействии на организм компонентов курительных смесей знают очень мало. Следовательно, необходимо проводить разъяснительную работу по данному вопросу.
Вложение | Размер |
---|---|
chto_kuril_taras_bulba.doc | 459 КБ |
Александровское муниципальное управление образованием
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия»
Секция Фармакогнозия
Что курил Тарас Бульба?
Автор
Захарова Ангелина, 11 класс
Руководитель
Желудкова Марина Васильевна,
учитель химии, высшая категория
Александровск 2012 г.
Оглавление
Состав казацкой курительной смеси
Глава 2. Собственные исследования
Влияние компонентов растительных смесей на организм
21 век-это время передовых технологий, освоения новых просторов космоса и глубин Земли, время, где человек - нечто священное, идеал творений Бога, Природы, и его личность стоит на первом месте. А как может существовать здоровая личность, если у человека нет здорового тела. Ежедневно мы сталкиваемся с пропагандой здорового образа жизни, и каждый человек знает, что и как может нанести вред его организму. «Вредные привычки». Это словосочетание сейчас везде: в СМИ, на устах, в головах. Самыми распространенными привычками являются алкоголизм, наркомания и курение. И если первые две у вас не смогут возникнуть без вашей воли, то третья может и не спросить у вас разрешение (пассивное курение), поэтому, на мой взгляд, она более опасна. По данным Всемирной организации здравоохранения, каждые 6,5 секунд от болезней, вызванных курением, погибает 1 житель планеты [5].
И как бы ни была велика опасность курения, некоторые литературные произведения показывают нам совершенно противоположное отношение к нему. Ярким примером такого отношения может быть повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», показывающая жизнь обычных казаков. Там, на далёкой Украине, на неведомой, но желанной для многих Запорожской Сечи происходят действия произведения. Много место в нём уделено детализации быта и культуры казачества. А что является главными атрибутами казака? Это, конечно же, сабля и пика. Кроме того, помимо них непременным символом была «люлька» (трубка). Народные портреты казаков всегда изображали их с трубкой: на коне в походе аль сидя дома. И не удивительно, ведь курение трубки считалось символом молодечества, а «добрая люлька» приравнивалась к «белому» (холодному) оружию и была для казака и сестрой, и любимой. Именно из-за неё и погиб гоголевский герой, не захотевший отдавать свою «милую» польским шляхам [2].
Но как бы ни была велика любовь казаков к курению трубке, о происхождении табака все сходились в одном - оно не по божьему велению. Существует много различных легенд о том, откуда начал произрастать табак. Вот некоторые из них.
"…когда Бог разгневался на чертей и начал их скидывать с неба, то один черт летел-летел да и напоролся… на суховерхий дуб. Висел черт на нем до тех пор, пока начала с него труха сыпаться. Стала падать труха на землю, а из той трухи начала расти табачная рассада. Люди стали ее брать там, курить и нюхать, а потом и у себя на огородах развели". В других легендах рассказывается, что начало курения связано с началом распития водки и происходит от того пустынника, которого искусил на это бес; в третьих говорится, что черти заманили селянина, идущего в церковь, в лес, подарили ему трубку и научили курить. Бытовало также мнение, что табак вырос из тела той блудницы, которая сняла Предтече голову.
А в легенде из Чигиринского уезда рассказывается, как черти, дабы отвлечь монаха от молитвы, стали его искушать, подпалив растущий рядом дуб. Монах молитвой застиг и обездвижил черта в самом дубе - дуб рос-рос и раздавил черта: вот из этой бесовской крови, пролившейся на землю, и вырос.
Из этого и вышли противоречия между религией с бытом и культурой. Ведь казаки по большей части были христианами, а в православии многие считали употребление табака грехом, ссылаясь на Библию, где говорится, что не то, что входит в уста, а то, что исходит из них, оскверняет человека (Марк, 7, 14—23, Матфей 15, 10—20)[2].
Цель нашей работы: изучение состава растительных смесей и влияния их компонентов на организм.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Объект исследования: курительные смеси
Предмет исследования: использование курительных смесей и их влияние на организм
Методы исследования: изучение и анализ литературы, анкетирование.
Все мы давно привыкли, что табак можно купить в любом магазине в любое время. Но если задуматься, ведь когда-то про него никто не знал, и его не было на нашей территории. Откуда он был привезён, когда и кем в Россию и Украину? Какое отношение было к курению? Ответы на эти вопросы мы найдём, если оглянемся назад в прошлое.
В России долгое время употребление табака не поощрялось. Впервые табак появляется в России при Иване Грозном. Его завозили английские купцы, он проникал в багаже наемных офицеров, интервентов и казаков во времена смуты. Курение на короткое время приобретало временную популярность в среде знати.
При царе Михаиле Федоровиче Романове отношение к табаку резко меняется. Табак подвергается официальному запрету, контрабандный товар сжигают, его потребители и торговцы подвергаются штрафам и телесным наказаниям.
Еще жестче стали относиться к табаку после Московского пожара 1634 году, причиной которого посчитали курение. Вышедший вскоре царский указ гласил: "чтоб нигде русские люди и иноземцы всякие табаку у себя не держали и не пили и табаком не торговали". За ослушание полагалась смертная казнь, на практике заменявшаяся "урезанием" носа.
В 1646 году правительство Алексея Михайловича пыталось изменить прежний порядок и взяло продажу табака в монополию. Однако под влиянием могущественного патриарха Никона, вскоре восстанавливаются жестокие меры против "богомерзкого зелья.
В феврале-апреле 1697 г серией указов царь Петр Алексеевич (Петр I) легализовал продажу табака и установил правила его распространения. Примечательно, что по петровскому указу 1697 года табачный дым сначала разрешалось вдыхать и выдыхать только через курительные трубки.
В апреле 1705 года был обнародован Указ о казенной продаже табака через бурмистров и целовальников, а также через выборных, рассылаемых в села, деревни и ярмарки. Одновременно учреждались две табачные фабрики: в Петербурге и Ахтырке (Украина). К середине XVIII века табак получил в Петербурге повсеместное распространение. Без обильного его употребления не обходилась ни одна ассамблея, ни одно празднество.
Время правления Екатерины было отмечено бурным ростом российского предпринимательства и оказалось весьма благоприятным для табачной торговли.
Наряду с курительным табаком широкое хождение получил нюхательный табак. В екатерининскую эпоху, да и много позднее, многие петербуржцы отдавали предпочтение привозному нюхательному табаку: гишпанскому, французскому или немецкому. Но уже тогда, во второй половине XVIII века, с ним начал успешно конкурировать и местный табак. Главным среди местных сортов был аммерсфордский табак, - в России его назвали махоркой.
До Октябрьской революции нюхательный табак достаточно регулярно поставлялся в столичные магазины. Вплоть до 1810-х годов курительный табак уступал по степени популярности нюхательному. В годы царствования Александра I трубка и сигара начали энергично вытеснять табакерку из быта городских жителей. Появление же папирос произвело настоящую революцию в отечественной табачной промышленности.
Первое упоминание папирос встречается в циркуляре Министерства финансов России от 29 апреля 1844 года. Изготовлением папирос тогда занимались десятки фабрик, не говоря уже о бессчетном количестве мелких кустарных мастерских. К концу XIX века концентрация производства усилилась: число предприятий сократилось в два раза, а выпуск табачных изделий вырос в десятки раз.
В 1914 возникла первая крупная российская табачная монополия, Санкт-Петербургское Торгово-Экспортное Акционерное Общество. Организация производила 56% табачных изделий, выпускаемых в России. К началу ХХ века табачная торговля стала одним из самых выгодных коммерческих предприятий, в Москве действовали несколько крупных фабрик.
Первая Мировая война привела в России, как и во многих европейских странах к папиросному буму, табак стал обязательной частью солдатского и офицерского пайка.
Казалось бы, что и на Украину табак попал тем же способом. Но нет. Самое удивительное, что он пришёл на Украину из Турции и притом, намного раньше, чем в Россию из Англии, Голландии и т.д. Обычай курить трубку казаки позаимствовали от турков. Поскольку турки держали в своих руках всю средиземноморскую торговлю в 16-17вв. - сами же османы, скорей всего, очень быстро переняли привычку курить трубку непосредственно у испанцев; тем более что само курение различных, в том числе и наркотических трав для получения "кейфа" (т.е. наслаждения), было издревле присуще мусульманским народам - и вместо гашиша в кальяне появился уже ароматизированный табак, приведший за собой и привычку курения уже собственно трубки. Да и само слово «тютюн», означающие на украинском «табак» заимствованным напрямую из турецкого языка (tutun – табак).
Разобравшись с историей возникновения табака на Украине и в России, мы задались новым вопросом: «А что в частности садили? Ведь не только же табак?» В те времена были очень распространены сорта махорчатого табака. Из самых известных на Украине "самосада" сеяли чаще всего такие как "самсон" и "дюбек". Вот в них-то, чтобы отбить махорочный смрад, и добавляли различные душистые травы, обратившись к опыту народных целителей, знахарей-травников. Применяли технологию приготовления самую простейшую – высушивали листья… А это – яблочная, лимонная, щавелевая кислоты, разные эфирные масла (кемпферол, кверцетин), которых в листьях махорки целых полтора процента. Специалисты знают: все эти вещества не только не вредные, они полезные для организма.
Ниже приведён список лекарственных растений и их влияние на организм человек [3]:
Помимо вышеперечисленных растений в народной среде в курительные смеси добавляли травы, имеющие сомнительное с точки зрения практической медицины значение, но имевшие большое значение для самих казаков, согласно народным верованиям, в связи с их специфической деятельностью.
Бытовали мнения, что:
- для очищения крови после ранения нужно курить терновые листья и его сушеные цветы;
- для того, чтобы отогнать "черные мысли", курили с табаком сушеную полынь;
- казаки-"могильники", несшие неусыпную "варту" (стражу) на степных могилах-курганах, для улучшения зрения курили высушенную тырсу, т.е. ковыль.
Одной из самых интересных трав, употреблявшихся в курительных смесях, был буркун (или донник желтый), который курили старые рыбаки, находившиеся в силу своего промысла долгое время чуть не по пояс в воде. Сушеные верхушки с листьями и цветами буркуна (донника) содержат в себе в больших количествах вещество кумарин, обладающее противосудорожным воздействием. Однако то же самое вещество, кумарин, угнетает нервную систему и обладает к тому же еще и наркотическим, а точнее, галлюциногенным, эффектом. Запорожские казаки, зная этот побочный эффект, курили табак с примесью буркуна после боя, если сечевик "…не мог забыть вида гибнувшего врага или умирающего побратима"
Украинские народные верования также донесли до нас предания про некую "чаклун-траву" - т.е. "колдун-траву", порошком из которой запорожцы лечат рубленые, колотые и резаные раны.
В знахарской практике "характерников", этих запорожских чародеев, согласно народным преданиям и различным "Травникам" и "Зелейникам" 16-18вв., употреблялись и другие сказочные растения - например, "разрыв-трава", отмыкающая любые замки и оковы, "одолень-трава", помогающая одолеть любого врага, "цвет папоротника", с помощью которого ищут клады, в большом количестве оставленные сечевиками в своих запорожских угодьях. Народные легенды глухо упоминают про корень той самой "одолень-травы", однако неизвестно, каким именно образом его употребляли. А вот про "чаклун-траву" есть упоминание, что ее именно курили, "…чтобы сабля не брала"
Учитывая многие элементы, сохранившиеся в мировой культуре, можно сделать вывод, что курение трав, содержащих галлюциногенные или стимулирующие вещества, использовалось в различных ритуалах и обрядов казаков, как до этого имело место у скандинавских «берсерков» да и других народов мира.
Также, подобный образ подготовки к битве могла быть у сечевиков и в силу их частого взаимодействия с мусульманским миром, на протяжении долгого времени использующего различные психотропные вещества в качестве допинга для своих воинов. Однако об этом мы не найдём точного подтверждения. Уж не это то ли и есть отгадка на одну из запорожских тайн, согласно которой казака "…ни пуля, ни сабля не брала"?[2]
Совсем недавно, каких-то 10-20 лет назад, на рынке появился инновационный продукт, быстро вошедший в обиход населения и приобрётший большую любовь всего мира. Этот продукт – курительные смеси. Многие травы, содержащиеся в курительных смесях сами по себе лекарственны. Поэтому их продавцы позиционируют свой товар, как благовония, абсолютно безвредный для организма, очищающий организм, повышающий тонус, успокаивающий и релаксирующий. Выглядит вполне пригодно, но…нет ни одного документа, подтверждающего безопасность этой продукции.
На сегодняшний день доказано, что большинство компонентов курительных смесей являются сильными психотропами, имеющие токсическое действие, а их длительное употребление приводит к зависимости.
Какой-либо научной классификации курительные смеси не имеют, систематизация столь нового и быстро распространяющегося товара просто невозможно. Сами продавцы и покупатели делят их по глубине и длительности эффекта.
По составу курительные смеси условно делятся на 2 группы:
Смеси, содержащие только натуральные компоненты.
Смеси, в состав которых входят компоненты, обработанные химическими веществами.
Так в наиболее популярных курительных смесях (SpiceDiamond, Chillin, YucatanFire, ZoHai) выявлена высокая концентрация синтетического каннабиноида JWH-018.
Все смеси, содержащие в себе синтетические компоненты, подлежат немедленному изъятию из оборота и запрещены к употреблению.
Ещё с древних времён курительные смеси были известны людям. Так, шаманы племени Матако смешивают семена сальвии с табаком. Традиционно считается, что употребление такой курительной смеси помогает шаману диагностировать многие заболевания, а также лечить больных. В Мексике, шаманы Майя готовили курительные смеси из табака и дурмана индейского. Племена Уичоль употребляли курительные смеси из дикого табака и календулы. Некоторые племена индейцев курили дикий табак вместе с сушеными красными мухоморами с целью предсказания будущего. Бесчисленные курительные миксы использовались в Северной Америке, колдуны племени индейцев собирали всевозможные лечебные травы и использовали их для воскуривание. Сырьём для них были исключительно натуральные и полезные травы. Так же все курительные смеси содержали в себе растения-энтеогены, имеющие психоактивные компоненты, изменяющие активность человеческого мозга.
Но так как тема нашей работы основывается на казачестве, то вернёмся к нему. На Украине, как мы уже сказали, использовались кроме табака много различных растений, которые сами по себе не содержали лекарственных компонентов, но были важны для казаков.
Так, листья и цветы терна используются в современной медицине как слабительное, для очищения крови, при болезнях желудка, водянке и кожных высыпаний у детей. Полынь обладает способностью стимулировать функцию пищеварительных желёз, секрецию желчи и панкреатического сока, усиливает действие секреции желудочного сока, успокаивает нервную систему, проявляет противовоспалительное действие. А вот ковыль казаки использовали не по прямому назначению. Он не улучшал зрение, но улучшал состояние ротовой полости, лечит заболевание щитовидной железы, паралич.
Современные курительные смеси содержат как растительные компоненты, так и компоненты, обработанные химическим путём.
Список растительных компонентов и их влияние на организм представлены ниже[5]:
Многие из них на сегодняшний день внесены в список запрещённых.
Почти все растения, которые использовались в древности, пользуются спросом и сейчас. Чаще всего их применяют как наркотики [3].
Что бы ни говорили рекламы, что бы ни говорили продавцы и покупатели, медики едины в своём мнении, что курительные смеси имеют пагубное влияние на организм человека.
Действие дыма смесей имеет 3 типа опасности [4]:
1. Местные реакции, возникающие в результате непосредственного раздражающего действия дыма на слизистые оболочки.
Регулярное употребление смесей приводит к хроническому воспалению дыхательных путей, что ведёт за собой возникновение злокачественных опухолей ротовой полости, глотки, гортани, бронхи.
2. Центральные реакции, воздействующие на ЦНС человека.
Степень воздействия зависит от состава смеси. Курильщик может начать беспричинно смеяться или плакать, переживать эйфорию, потерять ориентацию в пространстве и контроль над собственными поступками, видеть галлюцинации. Все эти реакции несут в себе не столь значительный вред, по сравнению с результатом систематического курения - деструктивным процессам в ЦНС, т.е. снижение внимания, ухудшение памяти, замедление мыслительного процесса, склонность к депрессии. Уже доказано, что большинство курительных смесей вызывает зависимость.
Недозированное поступление с ароматическим дымом сильнодействующих веществ в организм может вызвать непредсказуемые эффекты. Тошнота, рвота, сердцебиение, повышение артериального давления, судороги, потеря сознания, вплоть до комы.
Проблемой лечения передозировки курительными смесями состоит том, что в крови у пациента нельзя обнаружить наркотические компоненты, что значительно ухудшает постановление диагноза и назначение лечения.
Для полного раскрытия роли курения в обществе нам не хватало только оценки этой вредной привычки современными людьми. Мы провели социальный опрос среди молодёжи (учеников 8-11 классов и студентов высших учебных заведений) на тему курения. Всего было опрошено 50 человек (в том числе через социальную сеть «В контакте»). Задаваемые нами вопросы были очень просты и отражали информированность современных людей о курении.
На первый вопрос «Как вы относитесь к курению?» (см. прил. 1) более ¾ ответили отрицательно. Остальная ¼ относится или положительно, или компромиссно.
На вопрос «Курите ли вы сами?» (см. прил. 2) чуть ли не 90% ответили «нет», и это как раз и настораживает. Люди заведомо ложно отвечали на этот вопрос, зная, что никакой ответственности это не повлечёт.
Очень обрадовали ответы на следующие два вопроса. Один из них звучал «Что вы знаете о вреде табака?» (см. прил. 3). Почти 75% знают, что они вредны и какие заболевания влекут за собой. На другой вопрос «Что вы знаете о вреде курительных смесей?» (см. прил. 4) чуть ли не все говорили о их вреде, но мало кто смог объяснить, чему именно вредят миксы.
Ответы, которые мы получили на вопрос «Что вы знаете о законах, регулирующих курение табака?» (см. прил. 5) повергли нас шок. Чуть больше половины не знают ни один закон, запрещающий курение. О запрете курения в неотведённых местах знают 11%. О запрете продажи табачных изделий несовершеннолетним знают 18%. В полном объеме с этими законами знакомы только 18 %.
Но самым страшным стали ответы на последний вопрос «Что вы знаете о законах, регулирующих курительные смеси?» (см. прил. 6). 2/3 опрошенных вообще не имеют понятия о таких законах, а остальные ссылаются на ст.228 УК РФ « Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов». Но не каждый знает, что содержит эта статья.
Меня очень поразил ответ одного из студента на счёт законов. Он выдвинул своё мнение по поводу того, что в Российской Федерации народ мало информирован о запретах. Его мнение приведено ниже:
«Законодательство о курении в РФ развито слабо. Это можно объяснить тем, что в Думе происходит лоббирование интересов табачной продукции, так как депутатом от "Единой России" в Думе сидит Саввиди И.И. , один из владельцев крупнейшей российской табачной фабрики»
Целью нашей работы было исследование состава растительных смесей и влияния их компонентов на организм. При изучении литературных источников мы обнаружили, что курение у славян, а именно у запорожских казаков противоречило религиозным взглядам, но стало одним из атрибутов местной культуры. В отличие от жителей России, которые познакомились с табаком из Западной Европы, запорожские казаки переняли традицию курения из Турции. Курение стало определенным ритуалом, который помогал либо настроиться на воинственный лад, либо, наоборот, расслабиться после боя. Такому состоянию организма способствовали растительные компоненты курительных смесей. Считалось, что растения, содержащиеся в этих смесях, обладают, в том числе и лечебным действием.
В наше время курение табака стало повсеместным, оно не является частью какого-либо ритуала, но эта вредная привычка распространена по всему земному шару. В последние годы в продаже появились так называемые «курительные смеси». Мы изучили состав некоторых смесей и обнаружили, что они содержат похожие компоненты курительных смесей казаков. Почти все растения, которые использовались в древности, пользуются спросом и сейчас. Как правило, все они обладают наркотическим воздействием. Медики едины в своём мнении, что курительные смеси имеют пагубное влияние на организм человека. Действие дыма смесей имеет 3 типа опасности: токсические реакции; центральные реакции, воздействующие на ЦНС человека; местные реакции, возникающие в результате непосредственного раздражающего действия дыма на слизистые оболочки.
Анализ проведенного опроса показал, что большинство респондентов 14-18 лет знают о вреде курения табака и курительных смесей. Также следует отметить, что о конкретном вредном воздействии на организм компонентов курительных смесей знают очень мало. Следовательно, необходимо проводить разъяснительную работу по данному вопросу. Мы планируем организовать в Гимназии ряд лекций посвященных данному вопросу.
Рисуем "Осенний дождь"
Как напиться обезьяне?
Без сердца что поймём?
Ветер и Солнце
Сказка об осеннем ветре