Автор творческого проекта пытается доказать преимущества чтения, перед другими увлечениями детей. В работе представлены результаты опроса детей класса, совместная работа с библиотекарем школы.
Вложение | Размер |
---|---|
sred_raznyh_uvlecheniy_net_luchshego_chem_chtene.doc | 861.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Рогачевская средняя общеобразовательная школа
141880, Московская область, Дмитровский район,
село Рогачево, улица Мира, тел. 8-496-222-20-37
Проект
«Средь разных увлечений
нет лучшего, чем чтенье»
Руководитель проекта: Выполнила:
Лесовая Светлана Васильевна, Журавлева Ирина,
учитель начальных классов ученица 3 «Б» класса
с. Рогачево
2012 год
Я выбрала эту тему, потому что сама очень люблю читать, и мне захотелось узнать: на чем писали в древности, как появилась письменность на Руси, как создается книга.
В этой работе я попытаюсь разобраться и в истории появления письменности, и провести небольшое исследование в нашем классе.
В наше время многие люди не любят читать, а лишь смотрят телевизор и играют в компьютер. И они забыли, как прекрасно чтение, как можно погрузиться в волшебный мир и представить, что все приключения, описываемые в книгах, происходят с тобой.
Цель проекта:
Задачи:
Гипотеза: письменность и книги появились в древности; книги занимают очень важное место в жизни человека; кто много читает, тот много знает.
Древняя письменность на Земле.
Месопотамия. Шумер. В этой стране было много глины. Из мягкой глины лепили квадратные или круглые лепешки. Остроконечной палочкой (из тростника) писали клинышками. Острый треугольный конец палочки из тростника оставлял на глине треугольные знаки. Позже это письмо назвали «клинописью».
Великое изобретение египтян – папирус. По берегам Нила в изобилии произрастало растение, похожее на камыш – папирус. Это тростниковое растение высотой в 5 метров, толщиной в человеческую руку, имело голые трехгранные стебли, которые заканчивались наверху венчиком из листьев.
Сначала от стебля растения отсекают нижнюю, наиболее толстую часть и разрезают ее на десять – двенадцать продольных частей. Полученные пластины
выставляют на солнце, а после сушки помещают в ванну с водой, чтобы растворить содержащиеся в стебле сахар, крахмал и другие органические вещества. Через сутки их извлекают из воды и раскатывают деревянной скалкой. Постепенно пластины становятся мягкими, эластичными и прозрачными. Влажные пластины горизонтально кладут на кусок хлопчатобумажного полотна так, чтобы каждая из них немного «заходила» на другую. Сверху, таким образом, накладывают второй слой, но уже по вертикали. Папирусный свиток сформирован. Его накрывают куском полотна и помещают под обычный винтовой пресс, пока лист не станет сухим.
Клинописные знаки | Папирус | Пергамент |
По легенде, египтяне запретили вывоз папируса в город Пергам. И тогда в городе Пергам изобрели новый писчий материал – пергамен (пергамент). Выделка пергамена, особенно тонкого и гладкого, без швов и брака было делом нелегким. Кожу вымачивали, уничтожали остатки волос, втирали мел, чтобы он впитывал жир, выглаживали пемзой, сушили.
С IV в. пергамен вытеснил папирус. На Русь пергамен привозили из Византии, но постепенно его научились изготовлять в местных мастерских.
Из одной шкуры теленка получалось 7–8 листов для книги. А для всей книги требовалось все стадо
На чем писали в Древней Руси?
Для того, чтобы использовать бересту в качестве писчего материала, ее как правило, специально готовили. Среди найденных берестяных писем в Новгороде много документов, личных писем, ученических «тетрадей» с упражнениями в
письме и счете. В древнем Новгороде писали не только на бересте, но и на деревянных дощечках – церах, покрытых слоем воска.
Новгородские берестяные грамоты | Первые рукописные | книги |
Какой материал победил все предыдущие? Кто его изобрел?
Историки считают, что впервые бумагу из бамбука и шелковичного дерева изготовил мастер Цай Лунь в 105 году. Секрет производства бумаги выяснили случайно. Два китайских бумагодела попали в плен в Самарканд, где и рассказами, как делать бумагу. В XIV в. ее начали делать и на Руси. Изготавливалась бумага вручную изо льна, хлопка, тряпья.
Как готовили чернила, чтобы писать?
Чернила готовили из сажи, чернильных орешков, которые растут на дубовых листьях. Еще использовали железные опилки с вишневым клеем ( смола).Варили чернила на квасе или меду.
Как создавались первые печатные книги?
Печатные книги возникли не сразу,
Писец переписывал каждую фразу,
Глаза уставали, дрожала рука,
И так продолжалось века и века.
Писал он гусиным пером или острой палочкой на папирусе, бересте или пергаменте (тонкой телячьей коже). Труд летописца был очень тяжёл.
Более 400 лет назад в России Иван Фёдоров и его помощники стали печатать первые печатные книги. Иваном Фёдоровым был создан и первый русский букварь, по которому обучались грамоте взрослые и дети.
И вот, наконец, наступил этот срок,
Когда был придуман печатный станок.
И стала доступною книга в сто крат,
И был человек очень этому рад.
Как и из чего делают книги?
Жизнь любой книги начинается в лесу, потому, что для печатания книги нужна бумага. Спиленные в лесу деревья везут на бумажный комбинат. Деревья там распиливают и измельчают в опилки и даже варят, чтобы получить массу похожую на жидкое тесто. Машины разливают и раскатывают бумажное тесто в длинные широкие полосы, а потом из полос получается бумага. Но до книги ещё далеко. Ведь её надо написать. Поэтому важна работа писателя. Писатель и художник часто работают вместе. Так как книгу нужно проиллюстрировать. Далее книга печатается в типографии. В печатную машину попадает чистая белая бумага, а выходит с текстом и разноцветными рисунками. Листы нужно сложить в тетради. Правильно подобрать их – странички должны идти одна за другой...
Ещё долгий путь пройдёт книга, пока окажется у машины, которая наденет на неё обложку.
Исследование в классе.
Я провела исследование в классе и выяснила следующее:
Есть ли у тебя дома книги?
Вывод: у всех детей нашего класса дома есть книги.
Чем ты занимаешься в свободное время?
Вывод: большинство детей заняты компьютером, чтение занимает второе место, затем – просмотр телевизора, остальные дети занимаются спортом, в кружках и просто играют с друзьями.
Нравится ли тебе читать?
Вывод: читают ученики нашего класса больше по принуждению, всего 24% чтение нравится.
Что ты предпочитаешь читать?
Вывод: ученики нашего класса отдают предпочтение чтению детских журналов и сказок.
Какие темы ты предпочитаешь?
Вывод: больше всего мои одноклассники читают о животных, о приключениях и фантастику.
Как часто ты ходишь в библиотеки?
Вывод: 33% учеников класса постоянно посещают библиотеку.
Ведешь ли ты читательский дневник?
Вывод: к третьему классу уже 57% учеников стали вести читательские дневники, количество учеников, которые не всегда ведут читательский дневник, уменьшилось.
Посещение школьной библиотеки учениками школы( март 2012)
классы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Сколько раз в месяц посещают библиотеку | 6 | 9 | 15 | 11 | 8 | 8 | 5 | 10 | 10 | 11 | 9 |
Количество взятых книг | 25 | 23 | 29 | 22 | 14 | 14 | 18 | 55 | 55 | 54 | 48 |
Жанр произведений | Сказки, комиксы, детские журналы, рассказы. | В основном программный материал, журналы и газеты. |
Выводы: активнее всех посещают школьную библиотеку ученики 3-их классов, но книг берут больше старшеклассники.
Общие выводы:
Письменность существовала уже в древности, у разных народов существовал свой вид письменности, и книги были из разных материалов. Первую печатную книгу на Руси создал Иван Федоров.
Учеников нашей школы можно назвать читающими учениками.
Наш класс условно разделился на три группы - стабильно читающие по собственной инициативе , читающие по принуждению родителей и учителя и мало читающие дети. Те ученики, кто много читает, учится хорошо. Чем больше человек читает, тем интересней с ним общаться, так как он много знает.
Дети читают не только книги по различной тематике, но и газеты с журналами. Работая с литературой и в Интернете, я нашла очень хорошее стихотворение, подтверждающее мою мысль:
Средь разных увлечений нет лучшего, чем чтенье.
Не сможет книгу заменить ни фильм, ни Интернет.
Дружите с миром книжным, читать всегда престижно.
Полезнее, чем книга, в мире не было и нет.
Ведь книга-друг надёжный, утешит и поможет.
Всегда сумеет дать совет и выручит всегда.
Развеселить сумеет, сомненья все развеет.
Вам с книгою, друзья, не будет скучно никогда.
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги заходят в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Со своими одноклассницами мы сами попробовали сделать книжки-малышки.
Список использованной литературы
4.«История письма: эволюция письменности от Древнего Египта до наших дней». Пер. с нем. СПб. «Эксмо», 2002
5.Полная энциклопедия школьника 5-11 класс, Санкт-Петербург «Весь» 2005г.
6.Русское народное творчество. Хрестоматия. «Просвещение» 2007г.
Бабочка
Зимняя сказка
Бородино. М.Ю. Лермонтов
На берегу Байкала
Загадка старого пирата или водолазный колокол