Человек всегда стремится создать комфортные условия существования в своем жилище. Исключительные возможности для этого предоставляет использование электричества. Наш быт немыслим без цветных телевизоров, компьютеров, стиральных машин, электрических и микроволновых печей, холодильников, электроутюгов, пылесосов, фенов. Все мы этим пользуемся, но мало кто задумывался о том, насколько вредны для человека электромагнитные поля и электромагнитные излучения электроприборов.
Осторожные стараются реже пользоваться мобильниками, бесшабашные часами могут держать его у уха, не обращая никакого внимания на предупреждения о том, что в этот момент невидимые лучи пронизывают их головной мозг так же, как и курицу - волны СВЧ. Человек – антенна, принимающая электромагнитные волны. 24 часа в сутки мы купаемся в полях-невидимках, излучаемых линиями электропередачи, телевизорами, компьютерами и разнообразнейшими электронными устройствами, без которых мы не представляем своего существования.
Длительное воздействие искусственных электромагнитных излучений серьезно ухудшают здоровье. Эпидемиологи установили, что раковые заболевания чаще встречаются среди людей, проживающих в непосредственной близости от источников сильных электромагнитных полей.
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 516.5 КБ |
Воспитание социо-культурной грамотности на уроках лингвострановедения
В педагогической теории и практике в контексте обновления содержания образования произошло переосмысление традиционно сложившегося понятия «грамотность». Данная педагогическая категория стала рассматриваться с современных позиций, появилось понятие функциональная грамотность.
Термин «функциональная грамотность» был рассмотрен методистами И. В Ануровой. и Э. И. Соловцовой. По их мнению, функциональная грамотность – это «функционирование личности как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности» [3].
В качестве одного из компонентов образованности правомерно рассматривать социокультурную образованность, которая предполагает формирование социокультурной грамотности.
В рамках учебного предмета лингвострановедение под социо-культурной грамотностью понимается «процесс создания определённого социокультурного образовательного пространства, которое должно постоянно расширяться» [3]. Существенная роль в этом принадлежит культуроведческому обогащению студентов. Недаром основополагающая задача курса – воспитание уважительного отношения студентов к культуре страны изучаемого языка и осознание собственных культурных традиций. Учебный предмет страноведение в силу своей специфики играет особую роль в формировании у студентов достаточно целостной картины мира, это одновременно и языковая, и социо-культурная картина мира [1].
При отборе материала важно учитывать на сколько в этом материале отражены такие характеристики, как этнокультурный, историко-культурный и социо-культурный фон.
Среди критериев отбора учебного материала можно назвать следующие: ориентация на современную жизнь стран, актуальность историзма, согласно которому отбираются те исторические сведения, которые известны носителям языка, облигаторность, определяющая отбор информационного минимума о произведениях литературы, истории, живописи и т. д. , воспитательная ценность [2].
Принимая во внимание данные критерии отбора учебного материала, можно говорить о том, что для изучающих предмет страноведение не достаточно обладать энциклопедическими знаниями по физической и экономической географии, например, Великобритании и США, а необходимо понимать, как география обуславливает историческое, политическое и экономическое развитие страны и как это влияет на жизнь людей. Следовательно специфика предмета страноведение заключается не просто в механическом заучивании, а в умении научить масштабно мыслить, проводить параллели и логически выстраивать свои умозаключения [2].
Как же происходит процесс формирования социокультурной грамотности на уроках страноведения в Троицком педагогическом колледже? Это становится возможным за счет: последовательной лингвострановедческой направленности обучения, что предполагает усвоение фразеологических единиц с учётом национально-культурной специфики их значений и употребления. Так, например, на уроках используются минутки размышления. Студентам предлагаются известные пословицы и фразеологические обороты. За определённое количество времени они должны найти нужный эквивалент; происходит также знакомство с культурным наследием страны изучаемого языка. Изучая тему: «Британия в древние времена» студенты сравнивают развитие Британии и Руси в соответствующие эпохи, создают макеты древних поселений той и другой страны, защищают проекты, анализируют морфологический состав слов. При изучении культурного наследия, большое внимание уделяется особенностям фольклора, песенного и поэтического творчества данной страны. Студенты с большим удовольствием слушают, переводят песни и оказавшись на практике, делятся имеющимися знаниями с детьми. Воодушевление вызывает у студентов конкурс переводов детских стихов, а также поэтических произведений классиков. Для формирования страноведческой мотивации, студенты колледжа активно овладевают Интернет-пространством. Они устраивают переписку с носителями языка. Это положительно сказывается на результативности обучения. У студентов появляется желание работать со словарями, справочной лингвострановедческой литературой, они с удовольствием делятся новой языковой информацией в группе.
Таким образом, всё это позволяет формировать социокультурную грамотность студентов, усилить мотивацию к изучению страноведческого материала и языка в целом, ведь обучая языку, мы «открываем студентам окно в другой мир» [3].
Список используемой литературы
1. Евдокимова М. И. Воспитательный потенциал урока иностранного языка.//ИЯШ. -2007,- №4.- С.7-9.
2. Соловова Е. Н. Социокультурные лакуны.// ИЯШ -2006, -№6. -С.2-3
3. Соловцова Э. И. , Анурова И. В. Понятие социокультурной грамотности.//ИЯШ. -2007,- №2.- С.17-23.
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Свадьба в Малиновке
Сказки пластилинового ослика
Мальчик и колокольчики ландышей