Что такое "Косплей"? Мало кто может ответить на этот вопрос. А это молодежное направление в современной моде. В работе дан полный обзор данного направления в мировом масштабе, дана сравнительная характеристика с русским "косплеем"
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_rabota._kospley._9_kl._kiseleva_katya.docx | 625.66 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Одинцовская средняя общеобразовательная школа № 1
НАУЧНАЯ РАБОТА
По теме:
«Косплей и его интерпретация в современной моде»
Выполнила:
Киселёва Екатерина
Ученица 9 класса
Научный руководитель:
Батова Татьяна Александровна,
Учитель технологии
г. Одинцово
2012 год
Содержание
Введение…………………………………………………………….3
ВВЕДЕНИЕ
Есть мнение, что современный косплей зародился именно в Японии. В Японии подобный вид творчества фанатов сильно развит. В этой стране то, как люди одеваются, какие у них прически и украшения, всегда имело большое значение, начиная с нарядов самураев и знати, заканчивая современной школьной униформой.
Японская мода (особенно уличная) – это безумие, театр абсурда без декораций и сцены, жизнерадостный марафон от крайности до крайности. Именно такое впечатление оставляет у туристов посещение улиц Токио. Да, японцы знают толк в моде.
Почти каждый японский школьник или студент пытается выделиться из толпы необычным нарядом или причёской. Одни похожи на официанток, вторые на гувернанток, другие на принцесс XV века, а некоторые даже на неряшливых персонажей из нашего «Ералаша». Нередко можно встретить людей, которые одеты как твой любимый персонаж, допустим, из Диснеевских мультфильмов или любого другого мультфильма. Это направление называется косплей.
Данная тема представляет собой особую актуальность, так как, проведя опрос среди моих сверстников, я пришла к выводу, что общество не знает о таком направлении, как косплей и как применяется косплей в современной индустрии моды.
Цель работы заключается в том, чтобы донести до общества общие знания о косплее и его применение в индустрии моды.
Моими задачами являются:
1. Рассказать обществу о таком направлении, как косплей.
2. Рассказать о применении косплея в индустрии моды.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КОСПЛЕЕ
История возникновения направления «Косплей»
Косплей – это сочетание слов «костюм» и «игра». Все помнят себя в детстве наряжающихся в карнавальный костюм Лисы, Волка, Снегурочки и т.д. Японская фантазия в этом деле безгранична.
Исходя из названия направления «косплей», совершенно справедливо можно считать, что две главных роли в косплее играют костюм и умение отыграть роль. Костюм должен как можно точнее соответствовать оригиналу. В идеале нужно копировать всю внешность, включая оттенки цветов и фактуру ткани. В косплее нужно не просто застыть в кадре – нужно передать характер персонажа, нужно вжиться в роль.
Люди, которые занимаются косплеем, называются косплеерами. Косплееров можно разделить на тех, кто просто дефилирует в костюмах, и тех, кто стремится максимально точно изобразить персонажа не только внешним видом, но и жестами, голосом, выражением лица, которые использует герой в фильме. Иногда косплееры используют национальные японские костюмы. (рис. 1)
«Косплеить» по идее, можно всё, что душа пожелает, косплеить можно кого угодно: актеров, музыкантов, персонажей мультипликационных фильмов, игр и т.д.
Самыми популярными объектами для косплеров являются джейрок[1], аниме[2], манга[3] и видеоигры. В Японии существует множество магазинов, специализирующихся на продаже костюмов и аксессуаров для косплея.
Термин зародился в Японии и, изначально, подразумевал «игру» только на территории страны Восходящего солнца. Даже японские отаку[4] не сразу приняли косплей, как достойное занятие. (рис. 2)
Ориентировочно во второй половине 80-х косплей вышел на международный уровень: стали проводиться специальные фестивали (косплей-коны), на крупнейших мировых аниме-конах появились блоки, посвященные косплею. Таким образом, будучи изначально исключительно фан творчеством, косплей стал приобретать коммерческий оттенок – многие фирмы начали производить различные принадлежности для косплея, а, нередко, и сами костюмы.
Международный Косплей
Отличительные черты японского косплея распространились сначала в другие азиатские страны, а оттуда и по всему миру, смешавшись с костюмированными показами на европейских и американских научно-фантастических фестивалях. Это так же можно отнести и к аниме фестивалям.
Однако европейский и американский косплей несколько отличается от японского. Косплей героев «Звёздного пути» или «Звёздных войн», других фантастических миров, персонажей эпохи Возрождении, различных _А_ны_нческих событий, особенно на научно-фантастических мероприятиях, намного популярнее на западе чем в Японии. Некоторые костюмы, которые могут показаться неуместными на Западе, легко используются в Японии (например, фашистская униформа, для косплея некоторых игр или комиксов).
В Мексике косплей обычно можно увидеть на фестивалях, посвящённых аниме, научной фантастике или видео играм. Иногда косплееры организовывают свои вечеринки, тематические или со свободной темой.
В Австралии – зеркале европейской и американской культуры, тема для косплея берётся не обязательно из аниме или манги. Также используются западные комиксы, компьютерные игры, научно-фантастические или фильмы или сериалы в направлении фэнтези, полнометражная анимация или мультсериалы, рассказы, драматические произведения – всё, что может источником вдохновения для создания костюма и роли. Обычно термин косплей не применяется к исторической реконструкции, направленной на изобразительную, но не историческую точность. Обычно австралийских косплееров можно встретить в крупных городах, служащих источником андеграундной культуры. Показ костюмов не ограничивается фестивалями, хотя для косплееров не является редким пересекать всю Австралию, чтобы добраться туда, где будет проходить фестиваль в следующем году.
Косплей очень быстро стал популярным на Филиппинах, где косплей в основном проходит в рамках мероприятий, посвященных аниме, манге, играм и научной фантастике. Большинство фестивалей спонсируется, и поэтому бушуют сильные споры о возможном влиянии спонсоров на происходящее действо.
Косплей популярен и в городах юго-восточной Азии, где сильно _А_ныние японской культуры (например, Гонконг, Сингапур и Тайвань). Косплееры часто посещают комические фестивали, организуемые в этих городах.
Косплей приобрёл большую популярность в США и Канаде в начале этого века. Большие фестивали, такие как Otakon, Anime Boston или Sakuracon, приобрели общемировую известность. Благодаря возрастающему интересу общественности к японской анимации косплей и всё, что связано с аниме, становится одним из основных направлений современной поп-культуры, хотя и с оттенком андеграунда.
На американских фестивалях устраивают как косплей конкурсы, так и конкурсы костюмов. Косплей конкурс или театр масок (маскарад) являют собой пародийные соревнования в косплейных костюмах. Выступления варьируются от индивидуальных (чтение монолога, по которому легко узнать героя) или групповых до целых одноактных «пьес». На конкурс костюмов оценивается мастерство изготовления, дизайн и реакция публики. Конкурсанта судят по аплодисментам и одобрительным восклицаниям зрителей, пока он читает роль, прохаживаясь по сцене. Оценка конкурсанта ведётся по двум показателям: мастерство и показ. Сначала оценивается то, как хорошо сделан костюм, его оригинальность и возможность его применения в сценке. Затем оценивается, как хорошо был костюм представлен. При этом не обращают внимания на мастерство изготовления, а смотрят, как органично он используется в показе. Таким образом, джинсы и майка с картинкой могут «победить» дорогое платье викторианской эпохи. Победителям в обеих _А_ны_никях обычно вручаются призы: плакаты, сувениры, DVD диски с аниме. Возрастание популярности косплей фестивалей привело к добавлению некоторых новых косплей элементов и к традиционному маскараду и показам. Например, такие элементы как anime dating games (японские компьютерные игры с романтическим сюжетом) или cosplay human chess («человеческие» шахматы), когда косплееры играют роль шахматных фигур.
Зарубежные косплееры утверждают: «Ты должен доказать, что ты — и только ты — лучше всех играешь своего персонажа, ты — это он!». Это утверждение звучит категорично, но в нем, по сути дела, заключается смысл косплея — максимальное соответствие своему персонажу, желание «вызвать» его на сцену с экрана телевизора или листка манги, и представить всем, будто бы он существует на самом деле.
А как у нас? Косплей в России
Косплеем в России начали заниматься с 1999 года, тогда же появилась первая тематическая статья в журнале «Великий Дракон» (№ 45).
Спустя два года открылся первый русскоязычный сайт, изначально на нем были представлены фотографии зарубежного косплея, а чуть позже стали появляться первые творения российских отаку. Новой качественной ступенью развития косплея в России стал аниме-фестиваль в Воронеже весной 2002 года, где костюмы впервые демонстрировались с отыгрышем на сцене, и была проведена первая крупная фотосессия. Тогда же стало ясно, что и у нас можно делать яркий и качественный косплей. Затем последовал ряд тематических вечеринок. Сейчас можно назвать как минимум три мероприятия, к которым российские косплееры, да и не только российские, готовятся особенно тщательно: «Манифест» в Питере (осень), «Аниматрикс» в Москве (зима) и «Аниме-фестиваль» в Воронеже (весна).
В России косплей получил развитие в виде сценок и шоу. (рис. 3 – 12)
«Меня приятно удивило косплей-шоу: у нас этого нет, никаких сценок японские косплееры не ставят.»[5]
Лучший косбэнд[6] России – косбэнд «R&R». Можно сказать, что творческий дуэт Ryoko & Rei начал существование с их самой первой встречи в 2001 году. Тогда все еще было по-другому, не было ни дуэта, ни их потрясающих мюзиклов. Лишь в 2007 году, после многих совместных выступлений Риоко и Рей стали воспринимать как одну команду и даже придумывать разные названия их дуэту: «Команда эР», «эР в квадрате», «Р и Р»… После недолгих сопротивлений они назвались «R&R». Однако сегодня R&R это не 2 человека, а целая команда.
Одним из главных моментов их творческой жизни являются ежегодные мюзиклы, проводимые в рамках екатеринбуржского аниме-фестиваля Азия-Бриз. На данный момент команда R&R представила на суд публики уже 5 мюзиклов. Премьера самого первого состоялась в 2005 году. Мюзикл получил название «Бесконечная Фантазия» и основу его сюжета составила пародия на игру Final Fantasy X и других аниме персонажей. Яркой особенностью последних двух мюзиклов от команды R&R «Маски грехов» и «Игра воображения» является то, что сюжет, персонажи и костюмы полностью принадлежат воображению авторов. Непосредственно с аниме мюзиклы связывает лишь использование анимешных саундтреков и некоторая стилизованность, что вызвало достаточно неоднозначную оценку приверженцев этой культуры. Один из последних мюзиклов «Безрассудство Разума» коренным образом отличается от предыдущих двух выступлений, во-первых, своим жанром (в этот раз они представили комедию), во-вторых, произошло изменение в составе коллектива. В целом, оценка зрителей была положительной как в их родном Екатеринбурге, так и в городе Уфа. Однако, по-прежнему, заметно очень неоднозначное отношение зрителей к выступлению. (рис. 13 – 26)
Проблемы в направлении «Косплей»
Занятия косплеем подразумевает под собой следующие действия:- Поиск подходящего персонажа аниме/манги/игры (либо персонажа, при виде которого захочется его «скосплеить»).- Поиск/покупка/шитьё костюма (к слову, сшитый вручную костюм ценится гораздо выше, чем купленный в аниме-магазине).- Собственно, сам косплей (он включает в себя фотографирование, снятие сценок, разыгрывание небольших спектаклей и т.д.). Для кого-то это может стать проблемой.
Косплеер достоин уважения, каким бы плохим не был его костюм. Да, бывает неприятно, когда ты себе чуть ли не трусы семейные сшил, как у персонажа, а рядом стоит некто в красном плаще и черных джинсах и громко вещает, какой он весь из себя. НО! Этот человек сделал в разы больше, чем те, кто хихикает и тычет в него пальцем, пусть и его косплей победила «её величество лень». И в следующий раз он постарается стать лучше. Одна из самых больших проблем косплея - «кто на кого похож, и кто кого косплеит».
В итоге получается непонятно кто. Но это не означает, что все должны косплеить персонажей, на которых они похожи. Выбирать персонажа надо тщательно. Так же это зависит от опыта пошива костюмов. Если вы новичок – то не стоит брать персонажей с сложными костюмами.
Как известно, многие персонажи аниме и манги отличаются «нечеловеческими» пропорциями, которые в реальной жизни встречаются довольно редко – и обычно не у тех, кто занимается косплеем. Какие-то особенности фигуры можно компенсировать, какие-то – нет. Однако на практике наиболее заметны не «неточности» костюма, а «неточности» того, кто его носит. Надо постараться не только надеть костюм персонажа, но и подражать его походке, жестам, темпераменту… Этими нехитрыми приемами можно произвести намного большее впечатление, чем физиологической точностью.
Виды косплея
Абсолютно четкого разделения и строгих правил для каждого вида косплея не существует, но все же разновидности «костюмированной игры» есть.
Первый и самый распространенный вид — это косплей по какому-нибудь аниме или манге. Его можно назвать традиционным. Костюм персонажа берется не только из анимационного фильма, сериала или японского комикса, но и из специально изданных артбуков и компьютерных игр. Это ни в коем случае не является нарушением каноничности. Ведь огромное число сериалов было создано по мотивам той или мной видео-игры и наоборот. Костюмы по аниме могут быть как простыми в изготовлении, так и чрезвычайно сложными. Иногда на создание костюма у косплеера уходит по полгода.
Оригинальный косплей — прекрасная возможность воплотить все свои мечты, т.к. придумывает и создает персонажа косплеер сам. Здесь человек не ограничен никакими рамками, все фантазии и оригинальные идеи могут найти свой выход в создании оригинального косплея. Но здесь существует один весьма весомый минус: такой необычный костюм очень сложно оценить, потому что нет оригинала, с которым его можно сравнить. В этом случае костюм оценивают по сложности и мастерству исполнения.
Фотокосплей — косплей, запечатленный фотографом. К изготовлению костюмов для участия в фотосессиях, посвященных тому или иному аниме, фильму или игре, косплееры подходят не менее серьезно, чем к костюмированным фестивалям и показам. Фотокосплей это не просто позирование перед объективом фотокамеры. Нужно изобразить своего персонажа и полностью раскрыть его образ, находясь в статичном положении, не используя такие способы, как речь, пластика, походка. Используется только мимика, выражение глаз и замерший в движении жест. Но индивидуальные фотосессии не так сильно распространены, как может показаться. Чаще всего в фотокосплее задействованы два или более участников, которые пытаются передать через фотографию какие-либо сцены, атмосферу фильма или манги в картинке, или изобразить какой-нибудь момент из отыгрываемого источника. В _Ачестве декораций используются индустриальные здания, стройки, природа. Но чаще всего для этого вида косплея используются фотостудии, которые оборудуются в соответствии с поставленной задачей.
J-rock cosplay — косплей _А_ны_никами j-rock музыки сценических образов («visual key») любимых исполнителей, групп. Пока это явление получило широкое распространение лишь только в Японии. Конечно, и в других странах также можно встретить людей, настолько обожающих какого-либо исполнителя из стиля j-rock, что они примеряют его образ на себя и копируют его манеру одеваться, двигаться, делают прически под своего кумира. Но все же на Западе это не приобрело широкий масштаб.
Не так давно среди японских косплееров появилась тенденция роста популярности западных фильмов и сериалов. Своего названия этот вид косплея пока не получил, но его все же выделяют в отдельную группу. Связано появление нового вида косплея среди японцев с огромным успехом таких продуктов киноиндустрии, как «Матрица», «Властелин колец» и «Звездные войны». Но поистине огромную популярность у жителей Японских островов приобрел «Гарри Поттер». Именно этот фильм завоевал огромное число фанатов, что не могло не сказаться на такой влиятельной субкультуре как косплей.
Еще одной интересной тенденцией современного косплея стало использование элементов реальных костюмов и существующей моды в создании костюмов для «костюмированной игры». К примеру, стилизация одежды под наряды фарфоровых кукол викторианской эпохи (Gothic Lolita) привлекает некоторых косплееров, которые используют детали и даже большие элементы этих костюмов для создания косплея. Однако это размытие рамок между костюмами аниме персонажей и реальными используется косплеерами только в некоторых случаях, когда они изготавливают наряд для себя или участвуют в мероприятии, которое не ограничивает участников жесткими правилами.
К косплею так же можно отнести такое направление, как кроссплей. Кроссплей называют перевоплощение в персонажа противоположного пола.
К счастью, юноши одевают на себя юбки в целях скосплеить намного реже, чем девушки перевоплощаются в мужской образ, но всё-таки даже такие случаи встречаются.
Интерпретация Косплея в современной моде
По сути, косплеем можно назвать всё, что связано с модой, так как то, что вышло из моды, опять вернётся, но в новой интерпретации. Те же самые аристократичные костюмы, напоминающие направление «Готическая Лолита», уже вошли в моду.
Когда это направление вошло в моду опять? Многие рок-группы (например: Malice Mizer, The Cure, Bauhaus) на сцену выходят в костюмах, напоминающие XI – XII века. Кто-то стал подражать им, а кто-то пытался сшить одежду, в точности как у их кумиров.
Например, группа Malice Mizer. Они исполняют музыку в стиле Готик-рок, сценические костюмы шьёт их гитарист и основатель группы – _А_ны.
Его одежда, сценический образ и почти вся музыка группы – все сделано им самим. Также _А_ны вполне успешный модельер. У него свой лейбл[7] Moi-meme-Moitie, выпускающий одежду в стиле Gothic & Lolita. (рис. 27 – 28)
Но, помимо _А_ны, существует ещё много дизайнеров, коллекции которых связаны не только с Готической Лолитой.
Например, зимняя коллекция 2008 – 2009 от Dior[8]. Практически все наряды в этой коллекции напоминают сказку «Снежная Королева». (рис. 29 – 30)
За рубежом не малоизвестный Roggykei создаёт очень необычные наряды. Среди них я нашла костюмы, похожие на костюмы Дарта Вейдера из Звёздных войн, нечто усовершенственное из Готической Лолиты, и даже образы Самары Морган из фильма «звонок» (рис. 32 – 33). К сожалению, о _Амом Roggikeiпрактически ничего не известно, но он создаёт фантастические и достаточно необычные коллекции.
В 2009 году весь мир перевернулся с тех пор, как Леди Гага вышла на сцену. С того времени она считается иконой моды. Её разнообразие и эффектность образов очень впечатляют. Например, костюм из игрушек серии «Hello Kitty» (рис. 34) или образ «Барби в пене» (рис. 35). К сожалению, она сама не шьёт костюмы, но всё выполняется под её руководством.
Так же в пример можно привести достаточно много марок одежды, которые выпускают нечто похожее на японскую школьную форму. Например: Bershka, Zara или H&M.
Обычно в японскую школьную форму входят такие предметы одежды как: традиционная матроска, под которую поддевается белая блузка; однотонная синяя мини-юбка; высокие гольфы (рис. 31). В 2009 году эта форма внезапно стала эталоном подростковой моды. Многие девочки носят форму или одежду, которая ее напоминает, даже по выходным и после школы.
В феврале этого года я прошлась по магазинам большого торгового центра и не могла не обратить внимание на витрины с короткими синими юбками и длинными гольфами, очень похожими на школьную форму. Видимо, в этом году в России тоже очень популярен этот стиль. Но больше всего меня порадовало то, что на витрине я увидела ту самую матроску, которая была в мультфильме «Сейлор мун». Конечно, того человека, кто купил эту матроску, косплеером не назовёшь, но это ещё раз подтверждает то, что Косплей и вообще мультфильмы связаны с модой.
Но нельзя промолчать про русских модельеров. В России не мало талантливых модельеров, которых можно тоже сравнить с таким направлением, как «Косплей».
Валентин Юдашкин [9]в коллекции осень\зима представил костюмы с пышными юбками и огромным количеством мелких элементов. Самый яркий пример сравнения это объёмное платье жёлтого цвета с чёрными рукавами. Это платье похоже на костюм Рин Кагамине [10]из клипа «Сага зла» (рис. 36)
Вячеслав Зайцев [11]на одном из своих показов представил очень необычный наряд. В этом костюме цвета очень пестрят, но всё равно всё гармонично. Это творение можно сравнить с образом лета, когда поля покрыты множеством цветов разного цвета, а небо голубое (рис. 37)
Все эти наряды можно отнести к современному направлению «Косплей», но людей, которых одевают в эти потрясающие костюмы, нельзя назвать косплеерами. Для того, чтобы быть косплеером, ты должен во-первых знать, какого персонажа или какое направление ты косплеишь, во-вторых, ты должен почувствовать себя этим персонажем, через жесты или позы передать все эмоции, которые показывает персонаж.
Заключение
Интерес к аниме и к косплею переживает настоящий всплеск. Из этого можно сделать вывод, что культура косплея ещё не сформирована до конца, а, наоборот, стремительно развивается, все больше и больше расширяя свои рамки. Появляются новые виды косплея, совершенствуются уже существующие.
Более того, косплей теперь можно встретить и в обычной жизни. В Шанхае была замечена необычная косплейщица. Очень привлекательная девушка, одетая в исторический костюм, облюбовала место в шанхайском метро, где собирала милостыню. Она утверждала, что попала в наш век из глубокого прошлого, и её время отстает на 500 лет назад, а деньги ей нужны, чтобы вернуться назад. Девушка стала настоящей достопримечательностью города.
Великая международная индустрия моды ушла недалеко от косплея. На свете становится всё больше и больше одежды от великих дизайнеров, похожей на одежду твоего любимого персонажа из детского мультфильма. Хотя, может это и не к лучшему.
Косплееров по всему миру становится всё больше и больше, кому-то Косплей стал даже смыслом жизни. А если Косплей станет смыслом жизни для каждого? Нет, так будет не интересно. Помимо косплея в жизни нам нужно многое другое, а без обычного общества мы не сможем прожить вообще, ведь Косплей – это не на всю жизнь, а лишь увлечение. Увлечения не должны зомбировать людей, лишь приукрашать нашу жизнь с разных ракурсов.
ПРИЛОЖЕНИЕ .
Список литературы
Источники
2. http://forum.anime.kharkov.ua/
4. http://www.ritsu.ru/
5. http://lush-valusha.blogspot.com/
6. http://ru.wikipedia.org/
[1] Японский рок
[2] Японская анимация (мультфильмы)
[3] Японские комиксы
[4] "отаку" в Японии — человек маниакально увлекающийся чем-либо; в других странах, в Европе — фанат, поклонник аниме и манги.
[5] Ёситака Хасимото, основатель японской компании Cospa, которая выпускает костюмы для косплея
[6] Команда людей, занимающиеся косплеем.
[7] Торговая марка производителя, обычно и указываемая на ярлыке/этикетке, для точной идентификации товара потребителем.
[8] Christian Dior — французская компания. Основана французским кутюрье Кристианом Диор в 1946 году.
[9] Русский модельер.
[10] Персонаж команды «Vocaloid» - программы синтезации голоса.
[11] Русский модельер.
Басня "Две подруги"
Лягушка-путешественница
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Попробуем на вкус солёность моря?
Ласточка. Корейская народная сказка