Проект "Мобильный музей" разработан с целью активизации работы школьного музея.
Основу проекта составляет разработка мультимедийных лекций по разделам музея, которые можно использовать во внеклассной работе по патриотическому воспитанию учащихся: для проведения музейных уроков, Уроков Мужества, уроков кубановедения, выездных выставок. Автор проекта - председатель совета военно-исторического музея им. К.В.Шпака МБОУ СОШ № 66 Солюков Павел.
В работе представлено описание проекта и первый этап его реализации - разработка виртуальной обзорной эксурсии по музею. Прилагается презентация и тест.
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_raboty.docx | 66.61 КБ |
obzorka_dlya_muzeynogo_uroka.pptx | 1.26 МБ |
test_po_obzornoy_ekskursii.pptx | 34.3 КБ |
Информационные технологии в системе патриотического воспитания. Проект «Мобильный музей - музей нового поколения»
Солюков П.А.
Россия, Краснодарский край, город Краснодар, МБОУ СОШ № 66, 10 класс
СОДЕРЖАНИЕ
Цели, задачи, девиз, план проекта, форма осуществления проекта, сроки реализации, исполнители, координатор………………………………………. 4
Музей истории школы – это та прочная нить, которая связывает все поколения учеников и учителей, превращая их в одну большую семью. Музей - это святое место школы, попадая в которое, понимаешь, что тебе есть чем гордиться, что ты тоже являешься частью истории своей школы, что ты творишь эту историю вместе со своими одноклассниками и обязательно оставишь в ней свой след. Музей – это прочная база для патриотического воспитания учащихся, ведь настоящий патриотизм начинается с малого.
Все это мы поняли, когда стали участниками поискового клуба нашего школьного музея им К.В. Шпака. Мы ознакомились с материалами и экспонатами музея, с его разделами, раскрывающими историю города, поселка, школы и поняли, что об этом должен знать каждый ученик нашей школы. Но как донести эту информацию до каждого, чтобы она стала понятной, чтобы запомнилась, вызвала интерес, дала импульс к поисковой работе? Этот вопрос мы задали себе после того, как провел ряд экскурсий для учащихся. Мы столкнулся со следующими проблемами:
Все эти проблемы подтолкнули нас к поискам оптимальных решений. Мы обратились за помощью к современным информационным технологиям, в частности – к мультимедийным презентациям.
В настоящее время школа уже не может обходиться без них. Мультимедийные презентации являются одной из самых простых, действенных и содержательных форм передачи информации. Они могут стать незаменимым помощником в работе школьных музеев. Это очень активная и мобильная форма знакомства с материалами музея. С помощью мультимедийной презентации можно грамотно, интересно и содержательно провести полноценную, развернутую лекцию в любой аудитории. Презентация дает возможность продемонстрировать те экспонаты и материалы музея, которые находятся в запасниках – фотографии, письма, статьи, грамоты и др. Конечно, никакая презентация не заменит живого общения с оригинальным, «живым» экспонатом, но в информационном плане она очень актуальна. Мы считаем, что современный школьный музей должен быть мобильным, активным, передвижным.
У нас родилась идея создания проекта «Школьный музей нового поколения», главной концепцией которого является мобильность и содержательность. Мы считаем свой проект актуальным, т.к патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из задач современной школы.
Смысл проекта заключается в том, что учащиеся будут получать музейную информацию поэтапно:
1 этап – заочные экскурсии и лекции с мультимединым сопровождением в классе.
2 этап – посещение музея, общение с оригинальными экспонатами.
Заочная экскурсия (лекция) Посещение музея
Такая форма знакомства с историей школы снимет целый ряд проблем и позволит учащимся действительно знать историю своей школы, а посещение музея после подобных лекций станет для них более целенаправленным и осмысленным.
Цель проекта – патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Задачи:
Девиз проекта: «Сегодня – патриоты школы, завтра – патриоты страны».
План осуществления проекта:
Форма осуществления проекта:
Сроки реализации проекта: 2008 – 2014 гг. – создание основной базы мультимедийных лекций и мероприятий, их апробация. После 2014 г. – постоянное пополнение базы, внедрение новых технологий.
Исполнители проекта: члены Совета музея и поисковой группы, заинтересованные учащиеся.
Координатор проекта: руководитель школьного музея.
Проект находится в стадии разработки. На данный момент сформированы основные направления работы:
Разработка мультимедийных лекций-экскурсий
Первоочередной задачей стала разработка обзорной мультимедийной экскурсии, т.к. музей нашей школы посещают не только наши учащиеся, но и учащиеся других учебных заведений, расположенных на территории поселка: СОШ № 93, СОШ № 11, начальная школа № 94, ПУ № 68, архитектурно-строительный и гуманитарный техникумы.
На основе имеющихся в музее материалов и фотографий составлена мультимедийная лекция-беседа «Обзорная экскурсия по музею истории школы»
Цель обзорной экскурсии: воспитание патриотизма – чувства гордости за родную школу, ее историю.
Задачи:
История основания музея (слайд 2)
Наш музей истории школы им. Кузьмы Викторовича Шпака был основан в 1977 году бывшим директором Ярославцевым Александром Николаевичем. Экспонаты для музея собраны учителями и учащимися школы.
1 раздел музея – история основания г. Краснодара (слайд 3)
Экскурсию мы начнем с истории нашего города. Дата его основания – 1793 год. Наш город назывался Екатеринодаром. Он был основан казаками бывшей Запорожской сечи.
Давайте ненадолго вернемся в прошлое. Три русско-турецких войны завершились победой русского оружия. Побережье Черного моря отошло к России. Граница прошла по реке Кубань и ее нужно было охранять. Императрица Екатерина II знала, что казаки - это люди большого мужества и надежные воины и отдала казакам в дар земли Кубани, чтобы они несли службу, охраняли южные границы Российского государства от посягательств турок.
Казаки на Кубань прибыли двумя отрядами. Первый отряд прибыл на Тамань. В память об этом событии в самом сердце Тамани на берегу Азовского моря возведен памятник, изображающий чубатого казака в широких шароварах. Второй отряд прибыл сушей. Во главе отряда стоял атаман Захарий Чепега. В 1793году казаки решили строить крепость, которая получила название «Екатеринодарская» в честь императрицы, подарившей эти земли.
В этом же году, было принято решение построить казачий город. Город, как и крепость, казаки назвали именем императрицы Екатерины II.
2 раздел музея – история поселка и школы (слайд 4)
К началу XX в. Екатеринодар был окружен садами. Их было 3 района. Наш район был Вторым и назывался «Новые Сады». Он имел 2-е улицы: Среднюю (ул.1-го Мая) и Крайнюю (Российская).
Садовчане очень хотели, что бы их дети были грамотными, а школы в поселке не было. Дважды в 1903 году они писали ходатайство в городскую Думу Екатеринодара с просьбой открыть на Садах училище, но ходатайство было отклонено. И только в августе 1903 г. была открыта 1-я школа, которую садовчане
разместили в 2-х старых хатах, покрытых камышом. Эти хаты находились в районе ипподрома по ул. Средней (слайд 5)
В 1910 г. разрешением Городской Думы за один сезон были одновременно построены кирпичные городские 1-классные смешанные училища: № 14, 15 и 16.
Наша школа была училищем № 15. В 1924 г.- училище переименовали в начальную школу № 2; 1937 г.- 7-летняя школа; 1942 г.- 8-летняя школа;
В 1972 г. под руководством директора школы №66 Филатова Евгения Михайловича при содействии городских властей было построено новое 3-х этажное здание средней школы № 66 по ул.Уссурийской № 2 (слайд 6)
В начале XX века (до революции) в школе изучали русский язык, арифметику, историю, закон Божий. Первым директором школы был Андронов Сергей Николаевич. На стенде вы видите учебники, наглядные пособия, тетради, чернильницу, свидетельства об окончании школы. Этим экспонатам почти 100 лет! (слайд 7)
3 раздел посвящен пионерской и комсомольской организациям в школе (слайд 8)
4 раздел рассказывает о подвиге пионера-героя Евгения Дороша, чье имя носит наша школа (слайд 9)
Он родился 20 августа 1927 г. Война не дала ему закончить шестой класс. В летнее время работал он грузчиком в колхозе и возил на лошади председателя колхоза Овчинникова. Овчинников любил Женю за его исполнительность, честность, трудолюбие, находчивость. А когда пришли фашисты, он пообещал взять Женю в партизанский отряд. Но уйти в партизанский отряд Женя не успел… С группой товарищей он стал собирать оружие для партизан. Ему было поручено спасти секретные документы, спрятанные в складе. Пока немцы обедали, Женя проник в склад, сломал замок, выкрал документы и передал их
старшим ребятам. Ребята стали разбегаться. Немцы заметили их, и офицер с кавалеристом пустились преследовать мальчиков. Перед уходом в партизаны председатель колхоза Овчинников подарил Жене пистолет. Женя не расставался с
ним никогда. Он и сейчас очень пригодился ему. Фашисты настигли ребят, и Женя пустил в ход подарок председателя. Первая пуля свалила денщика, другая ранила кавалериста. Но Женя был схвачен и попал в руки палачей-фашистов. Офицер пытал Женю, жестоко избивал его, перебил ему руки. Ни пытки, ни угрозы не смогли сломать бесстрашного мальчика. Фашисты спрашивали его, кто из взрослых послал ребят и Женю, пытаясь выведать правду о партизанах. Но Женя никого не выдал.
10 августа 1942 г., после пыток и побоев, искалеченный Женя был зверски расстрелян во дворе родной школы. Его тело фашисты бросили в ров и не разрешали родственникам его хоронить. Однако жители поселка тайно похитили тело Жени и предали его земле. Сейчас могила Жени находится около старой школы в Сквере Памяти по ул. Российской.
С 1966 года наша школа носит имя ученика-патриота Евгения Дороша. У входа в школу каждое утро нас встречает Женя. (слайд 10) На постаменте стоит бюст юного героя. Этот памятник был открыт 1 октября 1975 г.
На этом стенде вы видите фотографию Жени Дороша, его пионерский галстук, статьи и печатные материалы.
5 раздел знакомит с Героем Советского Союза, учеником нашей школы Кузьмой Викторовичем Шпаком (слайд 11) Его имя носит наш музей.
К.В. Шпак родился в 1918 году в селе Писаревка Воронежской области. До начала войны он жил и учился в нашей школе. Когда пришло время пойти в армию, он попросился на флот. Кузьма Викторович летал на гидросамолете. Он воевал в Севастополе, защищал Крым и Кубань. После серьезного ранения его уже не взяли в авиацию. Но он снова попросился в морфлот.
В марте 1944 г. 67 моряков-десантников высадились в тылу врага и заняли портовые сооружения г. Николаева. Десантники получили задание захватить,
разминировать и удержать до прихода главных сил Советской армии морской порт г. Николаева и элеватор. 26 марта фашисты начали атаку. Герои десантники отразили 18 атак фашистов и уничтожили 700 гитлеровцев. Кузьма Викторович Шпак один уничтожил огнем своего пулемета более 100 фашистов. Задание было
выполнено. Всем 67 морякам Николаевского десанта было присвоено высшее звание Героя Советского Союза, 61 из них - посмертно.
30 апреля 1976 г. состоялось торжественное открытие мемориальной доски. На этом стенде вы видите фотографию Кузьмы Викторовича, указ о присвоении ему звания Героя Советского Союза.
6 раздел музея посвящен учителям нашей школы, принявшим участие в Великой Отечественной войне (слайд 12) Интересные рассказы об учителях, принявших участие в войне, собраны в альбоме.
1. Филатов Евгений Михайлович, бывший директор нашей школы, служил в рядах Советской Армии с 1940 по 1946 год. Освобождал Воронеж, Киев, Кишинев, Будапешт. Награжден орденом Красной Звезды и многочисленными медалями.
2. Смышляева Варвара Николаевна. Во время войны была связисткой, освобождала Кубань, Севастополь, воевала в Прибалтике. Имеет 6 боевых наград. Работала в нашей школе учительницей обслуживающего труда.
3. Кузьменков Михаил Викторович. С 1941 по 1946 год он прошел боевой путь от солдата до офицера. Имеет 4 боевые награды. В школе работал учителем истории.
4. Шачнева Вера Алексеевна. Воевала в составе 211 отдельного зенитного полка. Имеет 5 боевых наград. Зенитки ее полка стояли там, где стоит теперь наша школа. Она охраняла не бо нашего города и поселка. В школе работала воспитательницей группы продленного дня.
5. Фесенко Дмитрий Федорович. Во время войны служил в авиации. Награжден боевыми наградами. В школе работал учителем труда, вел авиационный кружок.
7 раздел рассказывает об учениках нашей школы, погибших на фронтах Великой Отечественной войны (слайд 13) Здесь вы видите грамоты, письма, похоронки – документы, которые передали в музей родственники погибших учеников. Они защищали нашу Родину в боях с фашистами. Их подвиг жив и будет жить вечно в памяти учеников нашей школы.
1. Стеценко Виктор Петрович. Погиб при освобождении г. Новороссийска.
2. Головнев Александр Васильевич. Расстрелян в нашем поселке фашистами как партизан 9 июля 1942 г., перезахоронен в сквере Памяти.
3. Ткач Степан Филиппович. Боцман, погиб при освобождении г. Севастополя.
4. Гетьман Василий Петрович. Похоронен в Минске.
5. Школьник Виктор Николаевич. Моряк, погиб на Балтике.
6. Голенко Николай Петрович. Погиб в окружении в Брянс ких лесах.
7. Братья Горбатенко Андрей и Павел. Андрей пропал без вести. Павел- партизан, расстрелян фашистами.
Стенд скорби и боли (слайд 14) Здесь вы видите ржавое железо, немецкие и советские каски, пули, снаряды, фугасные бомбы...Здесь есть священная земля, окрашенная кровью наших людей, привезенная из Сталинграда, Новороссийска, Бреста. В музее накоплен большой материал об истории создания Сквера Памяти.
8 раздел – страницы Афганской войны в летописи нашей школы (слайд 15) Закончилась Великая Отечественная война. Выросло новое поколение защитников Отечества и на их долю тоже выпала война - война в Афганистане. Она продолжалась 10 лет (1979 – 1989 гг.) Наши ученики приняли участие в этой войне:
1. Заика Алексей. Награжден орденом Красной Звезды.
2. Рубанов Игорь. Награжден медалью за боевые заслуги.
10 раздел музея посвящен школьной жизни, достижениям учащихся.
В нем рассказывается о Детско-юношеском объединении «Родник», о медалистах школы. Этот раздел ежегодно пополняется альбомами-летописями выпускных классов (слайд 16)
11 раздел - спортивные достижения наших учеников (слайд 17)
1) Екатерина Фесенко – чемпионка мира в беге на 400 м с барьерами, мастер спорта международного класса – гордость нашей школы. Окончила школу в 1977 году.
2) Андрей Стрельников - чемпион России в гонке на 50 км., мастер спорта СССР и мастер спорта международного класса. Учился в нашей школе, а позднее работал здесь преподавателем физкультуры.
Сегодня мы раскрыли перед вами лишь некоторые, самые важные, страницы истории нашей школы, ведь за короткое время экскурсии невозможно рассказать обо всем, чем жила она почти сто лет. Но мы надеемся, что сумели донести до вас главное. А главное это то, что нам есть чем гордиться (слайд 18)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Мы считаем, что данный проект может стать первым этапом возрождения музейной работы в нашей школе. Использование новых информационных технологий помогут музею приобрести былую славу и значимость, поднять интерес учащихся к истории школы, дать новый толчок к поисковой работе. Перевод музейной информации в новый мобильный режим поможет организовать выездные лекции-экскурсии в другие учебные заведения. Актуальность данного проекта заключается еще и вот, что разработанные материалы могут быть использованы на уроках кубановедения и истории, при проведении классных часов, Уроков Мужества и других патриотических мероприятий.
Воспитание патриотизма – неотъемлемая часть духовно-нравственного воспитания. Патриотизм - это многовековое качество русского человека, которое удивительным образом передается из поколения в поколение и проявляется в самых тяжелых, опасных и ответственных для государства моментах истории. Мы обязаны продолжить эту величайшую традицию – воспитание патриотизма. И считаем, что наш проект «Школьный музей нового поколения» внесет большой вклад в решение этой важнейшей задачи.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Слайд 1
ОБЗОРНАЯ ЭКСКУРСИЯ по военно-историческому музею им. К.В. Шпака МБОУ СОШ № 66 г. КраснодараСлайд 2
История основания музея Военно-исторический музей им. К.В.Шпака основан в 1977 г. директором Ярославцевым Александром Николаевичем.
Слайд 3
1 раздел. История г. Краснодара Город Екатеринодар основан в 1793 г. казаками Запорожской сечи.
Слайд 4
2 раздел. История поселка и школы. К началу XX в. Екатеринодар был окружен садами. Наш район назывался Вторым, районом «Новых Садов». Он имел 2-е улицы: Среднюю (ул. 1-го Мая) и Крайнюю (Российская).
Слайд 6
Новое здание школы построено в 1972 г. под руководством директора Филатова Евгения Михайловича
Слайд 7
До революции в школе изучали русский язык, арифметику, историю, закон Божий. Первым директором школы был Андронов Сергей Николаевич.
Слайд 8
3 раздел. Пионерская и комсомольская организации в школе. Первый пионерский отряд был создан в 1929 г. Пионервожатой назначили комсомолку Валентину Карелину.
Слайд 9
4 раздел. Пионер-герой Евгений Дорош
Слайд 10
Памятник Дорошу открыт 1 октября 1975 г. На этом стенде вы видите фотографию Жени Дороша, его пионерский галстук.
Слайд 11
5 раздел. Герой Советского Союза Кузьма Викторович Шпак. В нашей школе учился Герой Советского Союза Кузьма Викторович Шпак. С 1995 г. школьный музей носит его имя. Мемориальная доска открыта 30 апреля 1976 г.
Слайд 12
Учителя нашей школы – участники Великой Отечественной войны.
Слайд 13
Здесь вы видите грамоты, письма, похоронки – документы, которые передали в музей родственники погибших учеников.
Слайд 14
Стенд скорби и боли Р жавое железо, немецкие и советские каски, пули, снаряды, фугасные бомбы... Священная земля, пропитанная кровью, привезенная из Сталинграда, Новороссийска, Бреста.
Слайд 15
8 раздел. Страницы Афганской войны в летописи нашей школы. Война продолжалась 10 лет (1979 – 1989 гг.) Наши ученики приняли участие в этой войне: 1. Заика Алексей. Награжден орденом Красной Звезды. 2. Рубанов Игорь. Награжден медалью за боевые заслуги.
Слайд 16
Музей ежегодно пополняется альбомами и фотографиями выпускных классов.
Слайд 17
10 раздел. Спортивные достижения наших учеников. 1) Екатерина Фесенко – чемпионка мира в беге на 400 м с барьерами, мастер спорта международного класса – гордость нашей школы. Окончила школу в 1977 году. 2) Андрей Стрельников - чемпион России в гонке на 50 км., мастер спорта СССР и мастер спорта международного класса. Учился в нашей школе, а позднее работал здесь преподавателем физкультуры.
Слайд 18
ПОБЕДА ДЕДА – НАША ПОБЕДА
Слайд 1
Первый директор школы При каком директоре открыт музей школы При каком директоре построена новая школа Герой Советского Союза Чемпионка мира в беге с препятствиями Участник войны в Афганистане, награждён орденом Красной Звезды Пионер-герой Чемпион России в велогонках Участник войны в Афганистане, награждён медалью «За отвагу» Директора: А. Е.М.Филатов Б. А.Н.Ярославцев В. Л.Э.Попова Г. С.Н.Андронов Ученики: Д. Е.И.Дорош Е. К.В.Шпак Ж. И.Рубанов З. А.Заика И. Е.Фесенко К. А.Стрельников Запиши рядом с цифрой соответствующую буквуСлайд 2
А. 1910 Б. 1972 В. 1942 Г. 1975 Д. 1976 Е. 1977 Ж. 1965 З. 1793 И. 1929 Построено новое здание школы Основание г. Екатеринодара Открытие музея школы Школа получила № 66 Открытие памятника Е.Дорошу Построено старое здание школы Расстрел Е.Дороша Создание школьной пионерской организации Открытие мемориальной доски К.В.Шпака Присвоение школе имени Е.Дороша
Воздух - музыкант
Калитка в сад
Как нарисовать лимон акварелью
Карты планет и спутников Солнечной системы
Компас своими руками