Данная работа ставит своей целью выяснение влияния различных форм убеждения на формирование экологического самосознания у учащихся 3,8 классов «Сингапайской СОШ»
Нас учат и в школе, и дома каким образом нужно относиться к природе, приучают к чистоте и порядку, но почему то мы не живём в чистоте и порядке до сих пор, когда на дворе 21 век. Мы погрязли в грязи и равнодушии, мы всё ждём, что кто-то, но только не мы должны сделать мир красивее и счастливее. Мы должны понять, что всё зависит только от нас, освоив при этом новый алгоритм мышления, сознания и развития, полагая себя внутри более общего целого, как часть в целом.
Вложение | Размер |
---|---|
svet.docxf_.doc1_.doc | 149 КБ |
Международный фестиваль детского и юношеского творчества
"Звезды нового века"
Исследовательская работа
Убеждение - как способ формирования экологического самосознания
Автор: Дерябина Евгения
ученицы 8 «А» класса НРМОБУ «Сингапайская СОШ» Россия, Тюменская область
Нефтеюганский район
с.п.Сингапай
Руководитель работы:
Менщикова Светлана Викторовна
учитель биологии и химии НРМОБУ «Сингапайская СОШ»
Россия, Тюменская область
Нефтеюганский район
с.п.Сингапай
с. п .Сингапай, 2012
Убеждение- как способ формирования экологического самосознания
Дерябина Евгения
Россия, Ханты-Мансийский автономный округ –Югра, сельское поселение Сингапай, Нефтеюганское Районное Муниципальное Общеобразовательное Бюджетное Учреждение «Сингапайская средняя общеобразовательная школа» , 8 «А» класс
Аннотация
Данная работа ставит своей целью выяснение влияния различных форм убеждения на формирование экологического самосознания у учащихся 3,8 классов «Сингапайской СОШ»
Нас учат и в школе, и дома каким образом нужно относиться к природе, приучают к чистоте и порядку, но почему то мы не живём в чистоте и порядке до сих пор, когда на дворе 21 век. Мы погрязли в грязи и равнодушии, мы всё ждём, что кто-то, но только не мы должны сделать мир красивее и счастливее. Мы должны понять, что всё зависит только от нас, освоив при этом новый алгоритм мышления, сознания и развития, полагая себя внутри более общего целого, как часть в целом.
Методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, аксиоматический, гипотетический метод, наблюдение, эксперимент, описание, убеждение
Убеждение- как способ формирования экологического самосознания
Дерябина Евгения
Россия, Ханты-Мансийский автономный округ –Югра, сельское поселение Сингапай, Нефтеюганское Районное Муниципальное Общеобразовательное Бюджетное Учреждение «Сингапайская средняя общеобразовательная школа» , 8 «А» класс
План исследований
Актуальность работы заключается в том, что в результате негативного отношения к природе, мы убиваем себя, мы истребляем флору и фауну планеты, загрязняя воду, почву и воздух, которые необходимы, как прожиточный минимум для всего живого населяющего нашу планету, создаем себе сами все новые и новые экологические проблемы. Формирование нового живого экологического самосознания у людей, начиная со школьной скамьи- главное условие в решении экологических проблем в мире
Гипотеза: если применять различные формы убеждения, то можно изменить самосознание учащихся , а значит, можно изменить негативное отношение к природе у детей, ведь всякая любовь, в том числе и любовь к природе закладывается в человеке с детства.
Методы и приёмы, которые использовались в исследуемой работе:
I. Общелогические методы;
Анализ -это расчленение, разложение объекта исследования на составные части. Он лежит в основе аналитического метода исследования. Разновидностями анализа являются классификация и периодизация.
Синтез- соединение отдельных сторон, частей объекта исследования в единое целое. Однако это не просто их соединение, но и познание нового- взаимодействия частей как целого. Результатом синтеза является совершенно новое образование, свойства которого не есть только внешнее соединение свойств компонентов, но также и результат их внутренней взаимосвязи и взаимозависимости.
Индукция - это движение мысли (познания) от фактов, отдельных случаев к общему положению. Индуктивные умозаключения «наводят» на мысль, на общее.
Дедукция - это выведение единичного, частного из какого-либо общего положения; движение мысли( познания) от общих утверждений к утверждениям об отдельных предметах или явлениях. Посредством дедуктивных умозаключений «выводят» определённую мысль из других мыслей.
II. Методы теоретического уровня:
Аксиоматический способ исследования, который состоит в том, что некоторые утверждения (аксиомы, постулаты) принимаются без доказательств и затем по определённым логическим правилам из них выводятся остальные знания.
Гипотетический метод-способ исследования с использованием научной гипотезы, т.е. предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или о существовании некоторого явления или предмета.
III. Методы эмпирического уровня:
Наблюдение - это способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств. В результате наблюдения исследователь получает знания о внешних свойствах и отношениях предметов и явлений.
Эксперимент - это искусственное воспроизведение явления ,процесса в заданных условиях, в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза.
Описание - это фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются, например, путём наблюдения или измерения.
Убеждение - процесс, посредством которого взгляды и поведение человека без принуждения подвергаются словесному воздействию других людей.
Убеждение как метод мотивации, путь к гармонии и совершенству .Формы убеждения: диспуты, дискуссии, беседы, личный пример.
Список литературы
1.Аллер Р.Наука о жизни.- М.1981,с.130.
2.Вернадский В.И. Начало и вечность жизни.- М,1989, с.136.
3.Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. -.М.: Аспект.Пресс,2005,с.201.
4 Доценко Е.Л. Психология манипуляции.- М.:ЧеРо,1997,с.120-175.
5 Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия. - М.: Педагогическое общество России, 2000..
6. Марасин В..56 полюсов поведения.-Д.:Сталкер,1997, с.1-50.
7. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. - М.: Аспект Пресс, 1999, с.230.
8.Таранов П.С. Приёмы влияния на людей. - Симферополь: Таврия,1995, с.213.
9.Ульянова А.Д.Внутренние убеждения в условиях формирования и его роль в оценке доказательств.- М, 1974,с.286.
10.Чалдини Р. Психология влияния.- СПб. Питер, 1999,с.133.
11.http ://wp .chita. ru
Убеждение- как способ формирования экологического самосознания
Дерябина Евгения
Россия, Ханты-Мансийский автономный округ –Югра, сельское поселение Сингапай, Нефтеюганское Районное Муниципальное Общеобразовательное Бюджетное Учреждение «Сингапайская средняя общеобразовательная школа» , 8 «А» класс
Научная статья
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………….… 6
I. Экологические проблемы современности
1.1. Экологические проблемы…………………………………………………………………..7
1.2. Экология тела…………………………………………………………………………….....7
1.3. Загрязнение окружающей среды…………………………………………………………..7
1.4. Экология души………………………………………………………………………………7
II. Роль убеждения на формирование самосознания…………………….…………………. 8
III. Выявление уровня сформированности экологического
самосознания у учащихся 3, 8 классов НРМОБУ «Сингапайская СОШ»
3.1.Описание эксперимента среди учащихся 3-х,8-х классов……………......................... 9
Заключение……………………………………………………………………………………….13
Список литературы…………………………………………………………………………….................13
Приложение ……………………………………………………………………………………..14
Убеждение- как способ формирования экологического самосознания
Дерябина Евгения
Россия, Ханты-Мансийский автономный округ –Югра, сельское поселение Сингапай, Нефтеюганское Районное Муниципальное Общеобразовательное Бюджетное Учреждение «Сингапайская средняя общеобразовательная школа» , 8 «А» класс
Введение
Актуальность работы заключается в том, что в результате негативного отношения к природе, мы убиваем себя, мы истребляем флору и фауну планеты, загрязняя воду, почву и воздух, которые необходимы, как прожиточный минимум для всего живого населяющего нашу планету, создаем себе сами все новые и новые экологические проблемы. Формирование нового живого экологического самосознания у людей, начиная со школьной скамьи- главное условие в решении экологических проблем в мире.
Гипотеза: если применять различные формы убеждения, то можно изменить экологическое самосознание учащихся , а значит, можно изменить негативное отношение к природе, ведь всякая любовь, в том числе и любовь к природе закладывается в человеке с детства.
Цель работы: формирование экологического самосознания учащихся 3, 8 классов через убеждение
Задачи:
1. Выявить уровень сформированности экологического сознания, основанного не только на эмоциях и благих намерениях, а на глубоком понимании всех аспектов экологических проблем у учащихся 3-8 классов Сингапайской СОШ.
2. Освоить новый способ убеждения учащихся в осознании экологических проблем.
Объект исследования: самосознание учащихся
Предмет исследования: экологическое самосознание учащихся
Теоретическая значимость: внесение нового понятия «живое экологическое самосознание»
Практическая значимость: различные формы деятельности с учащимися в данной работе, могут использоваться при работе с учащимися с 1-11 классов классными руководителями, учителями-предметниками, так и педагогами дополнительного образования в природоохранной деятельности при создании кружков природоохранного назначения, для организации природоохранных объединений детей.
Для того, чтобы претворить в жизнь цель и задачи данной работы, мы рекомендуем создать на уровне школы природоохранное объединение детей для пропаганды здорового образа жизни, гуманного отношения ко всему живому и прежде всего к себе.
I.Экологические проблемы современности
1.1. Экологические проблемы современного мира многообразны.
Мировоззрение человека все еще деформировано, поведение в природе — экодевиантно, человек не готов к активной природосообразной деятельности. Понимание человеком самоценности природы, открытость к толерантному взаимодействию в глобальной системе «человек-природа-общество», осознание личной причастности к решению экологических проблем, стремление к духовно-нравственному совершенствованию личности при приятии незыблемых жизненных ценностей—это те основные понятия, под которыми и подразумевается определенная готовность человека к адекватным действиями по преобразованию существующей социоприродной действительности. В результате негативного отношения к природе, мы убиваем себя, мы истребляем флору и фауну планеты, загрязняя воду, почву и воздух, которые необходимы, как прожиточный минимум для всего живого населяющего нашу планету, создаем себе сами все новые и новые экологические проблемы
Под экологическими проблемами необходимо подразумевать не только видимые нами факты загрязнения Природы, но и экологию тела, экологию души и, как результат, препятствия на пути формирования нового, живого экологического сознания.
Человек должен не осознать, а, наверное, ужаснуться – не столько окружающей грязи, сколько первоочередным причинам, ее породившим. Какие же существуют пути решения экологических проблем, и в чем смысл нового, живого экологического сознания? Начнем по порядку и, на первый взгляд, со второстепенного.
1.2. Экология тела
Вместо простой, здоровой и гармоничной пищи мы употреблякм пищу, которую есть нельзя! -гамбургеры, чисбургеры, хот-доги, сникерсы, твиксы и т.д.
Вместо простой и чистой воды (которую, слава Богу, еще есть где набрать) или натуральных соков мы пьём кока-колу – пепси-колу, фанту – фиесту, спрайт – миринду, и прочие разъедающие наш организм суррогаты..
Вместо простой и удобной одежды мы носим порой одежду, которая создаётся по особым стандартам, правилам, следует моде. Пусть будет мода, пусть будут стили и стандарты в одежде, но она должна быть в первую очередь простой, удобной и гигиеничной.
Вопросы, связанные с экологией тела, вроде бы и не несут прямого вреда Природе, но существенно способствуют нашему внутреннему загрязнению, еще большему втягиванию в порочный круг житейской суеты и отчуждению от Природы.
1.3.Загрязнения окружающей среды
Мы живём в современном мире с его сложными и запутанными экономическими связями, бурно развивающимися промышленными технологиями. И если свою жизнь мы можем несколько упростить, и постепенно привести ее к более гармоничному существованию в этом мире, то человечество неуклонно движется вперед к прогрессу Но как бы мы не оценивали развитие человечества, этот путь развития выбран. И поэтому, все промышленные и некоторые другие технологии необходимо приводить если не в гармоничное сосуществование с окружающей средой, то в наименее вредное.
Огромное внимание должно уделяться экологически безопасным технологиям
1.4. Экология души
Экологические проблемы в первую очередь должны рассматриваться как загрязнение и осквернение себя всеми некорректными поступками по отношению к Природе и окружающим нас людям. Алчность, жажда наживы, зависть, хамство, эгоизм и, самое главное, потребительское отношение ко всему окружающему – вот самые главные причины всеобщего загрязнения.
Когда мы используем оборудование и технические средства, от которых страдают окружающие, когда мы просто мусорим там, где живем и отдыхаем, мы не имеем смелости признаться себе, что это не только беспечность и недомыслие. Это является в первую очередь проявлением нашего эгоизма и хамства.
IIII. Роль убеждения в формировании самосознания Убеждение - процесс, посредством которого взгляды и поведение человека без принуждения подвергаются словесному воздействию других людей. Убеждение как метод мотивации, путь к гармонии и совершенству. Убеждение представляет собой способ целенаправленного воздействия посредством логической аргументации. В основе убеждения лежит осознанное, критическое восприятие адресатом убеждающего сообщения, его анализ и оценка. Убеждение как способ воздействия наиболее эффективно в том случае, когда адресат заинтересован в получении полной и подробной информации и настроен на её критический анализ. Эффективность убеждающего воздействия напрямую определяется силой тех аргументов которые использует субъект для достижения своей цели. Вместе с тем факторы, от которых зависит результативность убеждения не исчерпываются особенностями аргументации. Американский психолог Д. Майерс предлагает рассматривать четыре слагаемых убеждения: кто, кого, каким способом и в чем убеждает. |
В основе убеждения лежит осознанное, критическое восприятие адресатом воздействия убеждающего сообщения, его анализ и оценка. |
Убеждение как способ воздействия наиболее эффективно в том случае, когда адресат заинтересован в получении полной и подробной информации и настроен на ее критический анализ. Эффективность убеждающего воздействия напрямую определяется силой тех аргументов, которые использует субъект для достижения своей цели. Эффективность воздействия, таким образом, зависит от особенностей убеждающего субъекта, от содержания и формы убеждающего сообщения, способа его передачи, а также от особенностей аудитории, которой оно адресовано. Остановимся более подробно на характеристике факторов, определяющих эффективность убеждения. Слагаемые успеха убеждающего субъекта являются: доверие, компетентность, честность, привлекательность. Факторы успешности убеждающего сообщения являются: обоснованность, эмоциональность, степень расхождения с позицией адресата, радикальность предложений, аппеляция к контраргументам, последовательность. Факторы успешности убеждающего сообщения являются способы его передачи: непосредственность, канал коммуникации, использование СМИ, наглядность. Факторы успешности убеждающего сообщения являются следующие характеристики адресата воздействия: заинтересованность, потребности и цели, осведомленность, психическое состояние, социально-психологические особенности личности и группы, степень близости позиции адресата выдвинутому предложению, ожидание убеждающего воздействия и др. |
III. Выявление уровня сформированности экологического самосознания у учащихся 3, 8 классов НРМОБУ «Сингапайская СОШ»
3.1.Описание эксперимента среди учащихся 3-х,8-х классов.
Как известно "любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается в нас с детства".Так утверждал великий русский писатель И. Соколов-Микитов. Любовь к природе в детях воспитывается в детском саду, в семье, школе. Почему же на сегодняшний день повсюду ,в природе ,мы наблюдаем груды мусора? Значит, мы делаем вывод, что это либо от недостатка воспитания, либо от низкого уровня самосознания человека. Поэтому данная работа ставит цель: выяснить причины негативного отношения человека к природе, как возникают эти причины и как их устранить?
Для выяснения данного вопроса был поставлен эксперимент. В ходе эксперимента авторы должны:
1. Выявить у детей 3-х,8-х классов уровень сформированности самосознания;
2. Применяя различные формы убеждения изменить самосознание у учащихся 3-х,8-х классов.
Для проведения эксперимента были взяты две параллели: 3 и 8 классы (3 а 3 б 8 а 8 б классы).Учащихся параллельных 3 "А"и 3 "Б" ,8 «А» и «Б» классов поместили в отдельные «стерильные» классы. (Учащиеся в обычные дни занимаются в предметных кабинетах). Данные классы заранее были приведены в идеальный порядок. Дети должны были находиться в данном классе целый день. К учащимся 3»А» и 8 «А» класса применялись различные формы убеждения: беседы, практические занятия, анкетирование. Учащиеся 3 «Б» и 8 «Б» класса никакому воздействию не подвергались, за классами было установлено только наблюдение.
Учащиеся 3 «А» и 8 «А» класса выработали правила ,по которым живут все люди, любящие себя. Эти правила были вывешены перед учащимися, для того, чтобы они не забывали о них каждый день. Через два дня один учащийся 8 «А» заявил , что он устал находиться в одном классе. Нами был сделан вывод: учащийся устал именно от того, что каждый день правила поведения висели перед глазами и их просто было трудно исполнять. Это, действительно так, ведь правила являются неким толчком к действию. Написать их было легко, а вот исполнять –трудно. В конечном итоге детям понравилось находиться в одном классе, чувствовалось, что дети приняли условия эксперимента, даже как то изменились.
Каждый учебный день для учащихся 3 «А» и 8 «А» класса начинался со слов великих людей. Эти слова являлись неким толчком к действию, заставляли задуматься над своим поведением. Учащиеся 8 «А» в конце недели, когда был закончен эксперимент даже огорчились, когда на доске не оказалось крылатого выражения великого человека. Это, конечно было успехом эксперимента. Значит, слово - эта та форма убеждения, которая на сегодняшний день не потеряла своего смысла.
Детям в школе каждый понедельник выдаются фрукты, кондитерские изделия. Дети, в основном не едят эти продукты в столовой, они либо их съедают в классе, либо уносят домой. Съев в классе эти продукты, дети обычно выкидывают обёртки в урну для мусора. В первый день эксперимента за детьми велось наблюдение. В результате этого наблюдения были сделаны следующие выводы:
1.В исследуемых классах в конце учебного дня было относительно чисто. Были замечены брошенные мимо урны бумажки и остатки от фруктов.
2.У детей сформировано чувство ответственности за свои поступки, самосознание. Если учитывать, что самосознание бывает низким, средним и высоким, то в результате проведённого эксперимента выяснилось, что у 89% (18) учащихся 8 «А» класса полностью сформировано чувство ответственности за свои поступки, самосознание. Лишь 11% (2) учащихся не смогли справиться со своими обычными привычками и выбросили мусор около урны, а также бросили за шкаф. А вот у учащихся 3 «А» и 3»Б» класса процент сформированности самосознания оказался выше-100%. Казалось бы эксперимент нужно закончить в 3»А» и в 3»Б» классах.
Для проведения второй части эксперимента в понедельник второй недели эксперимента повторно с учащимися 3 "А" и 8 "А" классов была проведена беседа «Что значит любить себя» психологом школы, а также ,в исследуемых классах урна для мусора была заранее была убрана! ( дети об этом естественно не знали). Дети подходили и спрашивали учителя: «Где урна для мусора?».
Каково же было наше удивление, когда в исследуемом 8 «А»классе в конце дня существовала чистота, а на лестничной площадке мы заметили выкинутые бумажки от конфет (конфеты были в этот день выданы только ученикам данного класса, т.к. у одного учащегося в этот день был день рождения).
Следовательно, дети, которые подвергались убеждению в том, что данный класс – это их дом, выбросили бумажки «вне» своего дома, т.е. как у нас говорят «вынесли сор из избы». Значит, эти учащиеся точно также поступят, если окажутся на природе: всё, что останется от их пребывания на природе: мусор, пустые бутылки, остатки пищи, они тоже выбросят и оставят на том месте где были. Значит, дети знают, что этого делать нельзя, но почему то делают. Почему?
Можно предположить что это связано с тем, что дети не приучены любить себя. Значит, первое и самое главное в воспитании живого экологического самосознания: надо научить детей любить себя, убедить в том, что мы часть природы, и наш дом, класс, школа, улица, лес –это тоже маленькие частица природы
Положительной стороной эксперимента было то, что в конце недели мы увидели, что все столы в экспериментальном 8 «А»классе остались совершенно чистыми, тогда как без внешнего воздействия столы в исследуемых классах были часто исписаны и исчёрканы учащимися. Следовательно, наши «напутственные слова» в виде убеждений всё-таки повлияли на детей. Значит, самосознание детей подвергается изменению, на него можно подействовать словом, значит детей можно научить любить себя.
Что касается контрольного 8 «Б» класса, то здесь результаты нас ошеломили: занимаясь в кабинете физики целую неделю, дети 8»Б» класса испортили пастой электророзетки, в классе не было идеальной чистоты: дети не замечали брошенных бумажек, неопущенных стульев в то время, когда уже прозвенел звонок на урок.
Результаты эксперимента в 3 –их классах нас просто удивили. В обоих классах 3-ем "А" и 3-ем "Б" бумажки от конфет у детей были в карманах брюк, портфелях.
Итак: у учащихся начальной школы полностью сформировано чувство ответственности за свои поступки, дети поступают так, как их научили. В классе наблюдалась чистота каждый день. Уровень самосознания высокий-95%(один учащийся (5%) всё-таки положил бумажку от конфеты под раковину)
Но, зайдя в 3 «А» класс просто случайно, мы увидели валявшиеся около урны для мусора бумажки (у детей был урок труда). Следовательно, у детей сформировано неустойчивое чувство ответственности, т.е неустойчивое самосознание. Пока им указывают на это чувство- они соблюдают правила. Как только про это забыли- правила не выполняются. Вследствие этого необходимо отрабатывать навыки формирования устойчивого самосознания путём ненавязчивых ситуаций создаваемых учителями в школе, родителями дома. Взрослым, во имя светлого и «чистого» будущего нашей планеты, надо учиться самим и учить подрастающее поколение заботиться о себе и не искать того, кто это сделает за нас..
У учащихся 8 классов чувство ответственности сформировано, но как выработанный условный рефлекс, это чувство угасает, если его не подкреплять. Дети себялюбивы и эгоистичны.. Они заботятся только о себе. По-видимому, на какой то стадии формирования это чувство не подкрепилось, да и не подкрепляется совсем .Это видно невооружённым глазом: дети не подберут лежащей на полу бумажки (это сделает учитель или технический работник, по их мнению),они пройдут мимо брошенного куска хлеба, они пишут на столах, даже, не подумав: «А кто будет мыть эти столы?». Вот отсюда и следует, что наши, существующие экологические проблемы не исчезают, а наоборот их становится всё больше и больше. Ведь сегодня каждый второй ученик говорит о том, что за нас мусор уберут те, кто за это получает деньги. Действительно, уберут! Но кто нам в природе поставит урны на каждом шагу? Наверняка- никто!..
Отсюда, мы делаем вывод: если мы научимся по-настоящему любить себя, если начнём мыслить по-другому, если изменим своё самосознание, следовательно, мы повысим чувство ответственности за свои поступки не только по отношению к людям, но и к природе в целом.
Заключение
Итак, в результате проведённого эксперимента, нам удалось повлиять на самосознание учащихся 3, 8 классов при помощи различных форм убеждения. Мы убедились в том, что наше самосознание может подвергаться изменению. Значит, мы можем измениться, следовательно, мы можем действительно навести порядок в природе, если изменим своё отношение к себе, изменим своё самосознание.
Мы не имеем никакого морального права:
a) сетовать на окружающую нас грязь, если сами ведем себя по-свински,
б) возмущаться фактами загрязнения окружающей среды, если сами не поддерживаем акции протеста
в) поражаться нынешней бездуховности и потребительскому отношению ко всему окружающему, если не воспитываем в себе, у друзей и близких уважительного и бережного отношения к окружающему нас миру.
Стремление к простоте и чистоте – это стремление к тому, чтобы внутри нас самих, в нашем доме, городе, стране, на нашей планете стало чище.
Мы предлагаем новый, совершенно другой путь по решению экологических проблем, путь обновления: это формирование нового, живого экологического сознания, основанного не только на эмоциях и благих намерениях, а на глубоком понимании всех аспектов экологических проблем.
Краеугольные камни живого экологического сознания: простота, чистота, общественная активность и возвращение к Природе.
Каждый человек должен знать, что наше поведение зависит от уровня самосознания. изменив самосознание, мы изменим себя. Возвращение к Природе – это наше очищение, возвращение к своим истокам, живое общение с Природой и Создателем.
«Все восклицают: где человек, который спасёт нас? Нам нужен человек! Не ищите этого человека. Он у вас под руками. Этот человек - вы, я, это-каждый из нас!..Как сделать себя человеком? Нет ничего труднее если кто не умеет захотеть этого; нет ничего легче - если захочет»
А.Дюма-сын
Список литературы
1.Аллер Р.Наука о жизни.- М.1981,с.130.
2.Вернадский В.И. Начало и вечность жизни.- М,1989, с.136.
3.Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. -.М.: Аспект.Пресс,2005,с.201.
4 Доценко Е.Л. Психология манипуляции.- М.:ЧеРо,1997,с.120-175.
5 Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия. - М.: Педагогическое общество России, 2000..
6. Марасин В..56 полюсов поведения.-Д.:Сталкер,1997, с.1-50.
7. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. - М.: Аспект Пресс, 1999, с.230.
8.Таранов П.С. Приёмы влияния на людей. - Симферополь: Таврия,1995, с.213.
9.Ульянова А.Д.Внутренние убеждения в условиях формирования и его роль в оценке доказательств.- М, 1974,с.286.
10.Чалдини Р. Психология влияния.- СПб. Питер, 1999,с.133.
Приложение I
Памятка "Это нужно знать каждому!"
Экологические катастрофы. Их последствия для человека.
Экологические проблемы современного мира многообразны. Вероятно, не многие из нас вспомнят сегодня давно отшумевшую экологическую катастрофу с инсектицидом типа «Тиодан» произошедшую в 1969 году на реке Рейн, когда из-за 50 килограмм вещества пролежавшего в реке 2 года, произошел поражающий своими масштабами многомиллионный мор рыбы. Возможно, наши отцы помнят так же ужасную экологическую катастрофу в Севезо, когда в результате выброса облака диоксина на химической фабрике город около полутора лет был необитаемой зоной. Мы даже стали свидетелями того, как за 20 лет с поверхности планеты исчезло Аральское море…
И аварии, и катастрофы возникают внезапно и хотя, как правило, имеют локальный характер, их экологические последствия могут распространяться на большие расстояния и захватывать большие площади. При этом наибольшую опасность имеют катастрофы на радиационных объектах (АЭС, предприятия по переработке ядерного топлива и др.), химических предприятиях, нефте- и газопроводах, морском и железнодорожном транспорте, плотинах водохранилищ и др.
Крупнейшая в XX веке техногенная катастрофа произошла в апреле 1986 г. на Чернобыльской АЭС (Украина). При этом общее число пострадавших превысило 9 млн. человек, 29 погибло от острой лучевой болезни. Общая площадь радиоактивного загрязнения по изолинии 0,2 мР/ч (более чем в 10 раз больше нормы) составила уже в первые дни аварии около 0,2 млн .км2, она охватила многие районы Украины, Белоруссии, а также ряд областей России. Чернобыльская катастрофа, по мнению некоторых экспертов, явилась одной из причин распада Советского Союза.
Масштабы катастроф настолько страшны для экосистемы планеты, что человечество веками будет расплачиваться за свои ошибки, если не убьет себя гораздо раньше, как попыталось сделать это в 1979 году в Екатеринбурге (бывшем Свердловске). Тогда выброс спор сибирской язвы убил несколько сотен человек в радиусе 3 километров от источника распространения – института вирусологии.
Мы убиваем себя, мы истребляем флору и фауну планеты, загрязняя воду, почву и воздух, которые необходимы, как прожиточный минимум для всего живого населяющего нашу планету, создаем себе сами все новые и новые экологические проблемы.
Ядерный удар по Хиросиме, произошедший в 1945 году принес не только гуманитарную но и экологическую катастрофу. По подсчетам аналитиков количество смертей к 1980 году превысило 98 000 человеческих жизней, и продолжает до сих пор собирать свою страшную дань в виде раковых опухолей и повышенного уровня радиации, истребляющих население. Но вряд ли этот пример научил человека аккуратно обращаться с тем, что может стать причиной его истребления. Нет, мы не остановились на этом. В 1979 году в США на реакторе «Тримайл-Айленд» из-за отказа систем и халатности операторов произошел выброс радиоактивных газов в атмосферу. Это список исчисляется десятками разнообразных примеров экологических катастроф на планете, попеременно загрязняющих окружающую среду, и сегодня кажется, что остановки этому замкнутому кругу уже нет. Человек, уничтожив все вокруг, в результате исчезнет и сам подобно динозаврам, которые просуществовав на вершине пищевой цепочки Земли 160 миллионов лет, исчезли с поверхности планеты около 65 миллионов лет назад.
После вышеуказанного появление международной общественной природоохранной организации, основанной в г. Ванкувер, Канада 15 сентября 1971 года Дэвидом Мактаггартом под названием Greenpeace в начале выглядело жалкой насмешкой над попытками попробовать решить глобальные экологические проблемы, пытаясь привлечь к ним внимание общественности. Однако на сегодняшний день движение Greenpeace насчитывает около десятка основных проектов, среди которых нельзя не отметить морской проект, нефтяной, а так же проект предотвращения катастрофических изменений климата. Однако учитывая тот факт, что организация финансируется исключительно за счет личных добровольных пожертвований, за три десятка лет существования компании из кучки активистов движение превратилось в мощную международную организацию, которая существует в более чем 40 странах мира.
Все чаще в СМИ показывают кадры, как кто-то из активистов пытается проникнуть на танкера перевозящие нефть, кто-то оцепляет поезда с ядерными отходами. Есть даже крупные победы Greenpeace в этой нелегкой борьбе за экологию, например, отмена затопления нефтедобывающей платформы под названием Брент Спар. Некоторым членам организации удалось добраться до этого сооружения и приковать себя к нему.
Однако вряд ли человек понимает истинную опасность того, что происходит сейчас на нашей планете.
Мы сами заложники века автотехнологий. Ведь всем известно, что разработка электромобиля, который смог бы прийти на смену автомобилям с двигателями внутреннего сгорания, была на корню загублена покупкой патентов на эту разработку магнатами нефтяных компаний. Зачем убивать нефтяной бизнес, приносящий сотни миллиардов долларов ежегодно, если можно снимать «сливки» не вкладывая средства в новые линии по сборке экологически чистых автомобилей.
Приложение II
ПАМЯТКА
Если ВЫ любите себя (правила для всех):
-Вы уважаете мнение других
-Вы любите чистоту и порядок во всём
-Вы никогда не кричите, говорите тихо, слушая своего собеседника
-Вы всегда ответственны за свои поступки
-Вы всегда говорите , думая, что говорите,
-Вы любите природу , знаете и уважаете её законы
-Вы не ставите себя выше других
-Вы всегда цените свой труд и труд других
-Вы всегда соблюдаете этикет за столом: кушаете спокойно, во время еды не разговариваете, не смеётесь, не размахиваете ложкой и вилкой
-Вы любите познавать мир, путешествовать
-Вы не ругаете себя за случившееся, а стараетесь выяснить его причины, сделать выводы, чтобы не ошибиться вновь
- Вы всегда выполняете обещание
-Вы всегда аккуратны во всём
-Вы всегда пунктуальны
-Вы никогда не смеётесь над недостатками других и работаете над своими
-Вы любите заниматься спортом и постоянно заботитесь о своём здоровье
-Вы терпеливы и настойчивы в своих планах
-Вы любите учиться
-Вы всегда веселы, оптимистичны
-Вы не унываете
-Вы оказываете помощь, согласно своим возможностям, тем, кто вас просит о ней
-Вы заботитесь о братьях наших меньших
Приложение III
Афоризмы, мысли, изречения философов, писателей о достоинствах и недостатках человека.
«Сколько можно говорить о том, каким должен быть человек. Пора им уже и стать!» Марк Аврелий
«Быть человеком- это значит чувствовать, что ты за всё в ответе»
Сент-Экзюпери
«Что человек делает, таков он и есть»
Гегель
«Все восклицают: где человек, который спасёт нас? Нам нужен человек! Не ищите этого человека. Он у вас под руками. Этот человек -вы, я, это-каждый из нас!..Как сделать себя человеком? Нет ничего труднее Если кто не умеет захотеть этого; нет ничего легче- если захочет»
А.Дюма-сын
«Что значишь ты без трав и птиц
И без любви к пчеле жужжащей,
Без журавлей над хвойной чащей,
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймёшь ты наконец,
Врубаясь в мёртвые породы,
О, человек, венец природы,
Что без природы твой венец?
Семён Кирсанов
«Надо любить всё: птиц, зверей, растения, в этом- красота жизни!»
А.Куприн
«Поведение человека в природе- это и зеркало его души»
К.Зелинский
«Этика- это безгранично расширенная ответственность по отношению ко всему живущему»
А. Швейцер
«Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается в нас с детства»
И.Соколов-Микитов
«Живи согласно природе, и ты никогда не испытаешь бедности»
Сенека
«В природе- мир истины: он чудесно привлекает нас, как приятная противоположность миру признаков и лжи, в котором мы объективно вращаемся, сами его создавая»
Г. Линднер
«Человек, который думает только о себе и ищет во всём своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других»
Сенека
«Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически»
А.Чехов
«Важнейший капитал нации- нравственные качества народа»
Н.Г.Чернышевский
«Гнилые деревья вырубаются затем, чтобы сохранился здоровый лес»
К.А.Федин
Приложение IV
Термины, использованные в тексте
Самосознание-осознание человеком самого себя, как индивидуальность, направленность сознания человека на самого себя; на собственное тело, потребности, чувства, поведение. Самосознание- непрекращающийся этап изучения, контроля, оценки собственной деятельности. Процесс самосознания бесконечен, т.к. человек постоянно меняется. Термин «самосознание» близок к термину «личность».Самосознание является необходимым условием существования личности. Без самосознания нет личности.
Экология-область научного знания о закономерностях связи живых организмов с окружающей средой.
Экологическое сознание -высший уровень психического отражения природной и искусственной среды, своего внутреннего мира, рефлексия относительно места и роли человека в биологическом, физическом и химическом мире, а также саморегуляция данного отражения.
Экодевиантное поведение (от француз. Deviation-отклонение)-поведение, в основе которого отслеживаются черты, наносящие вред природной среде
Экодевиант- человек с отклоняющимися от здравого экологического смысла. поведением (разрушение гнёзд птиц, муравейников, сооружение плотины, уничтожение леса)
Сказка об одной Тайне
Рисуем зимние домики
"Портрет". Н.В. Гоголь
Рисуем кактусы акварелью
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое