Чтение в современной культуре выступает как традиционная ценность. Автор в своей работе исследовала чтение как культурный феномен и доказала, что чтение у современной молодежи занимает далеко не последнее место.
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_kak_duhovnaya.doc | 359 КБ |
Список литературы
Управление образования администрации города Прокопьевска
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 45»
(МБОУ «Школа № 45»)
Городская научно-практическая конференция
«Старт в науку»
Чтение как духовная ценность
(по итогам исследования на базе школьной
библиотеки)
Выполнила:
ученица 9 А класса
Власова Мария
Руководитель:
Спиридонова Л.И.
библиотекарь
Прокопьевск
2012
Введение
Актуальность проведенного исследования обусловлена следующими факторами.
Чтение как вид познавательной и информационной деятельности занимает особое место в структуре формирования личности. Оно формирует мыслительную деятельность, является основой развития, обучения и воспитания человека.
Чтение является результатом культурного опыта, степень овладения которым в значительной мере зависит от социальных условий, уровня образования и возраста.
Читатель-пользователь информации формируется под воздействием как индивидуально-психологических, так и социально-экономических факторов. Его деятельность становится элементом общекультурной, интеллектуальной жизни и человека, и общества. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. 70-80 годы – это бум книгособирательства. Престиж чтения в обществе, и особенно чтения «серьезной» литературы, в те годы был очень велик. Фраза «Россия – самая читающая страна» - была аксиомой.
Особенности читательской деятельности обусловлены социально, т.к. читатель принадлежит к той или иной общности и социальной группе. Поэтому важно выявить связанные с изменением и конкретными условиями социокультурной ситуации общие тенденции в чтении современного человека, изучить факторы, влияющие на их читательскую активность.
Проблемная ситуация заключается в следующем: «Телевизор, видео, компьютерные игры поглощают время ребенка, захватывают заповедные уголки его сознания и души!»- переживают взрослые, уверенные в том, что книгу нельзя заменить экраном. Но сами дети не видят в этом проблемы, и я считаю, что чтение по-прежнему является одним из главных досуговых занятий детей и подростков, хотя, конечно, не единственным и не определяющим.
Чтение в современной культуре выступает как традиционная ценность, но в контексте происходящих в современном обществе социокультурных изменений трансформируется его характер, содержание и функции. Ценности формируются в результате осознания социальным субъектом своих потребностей в соотнесении с предметами окружающего мира.
Проблемы определения социальной ценности чтения и книги волновали мыслителей всех времен. Уже античные философы (Сократ, Платон, Сенека) наряду с позитивным влиянием отмечал и дисфункциональные качества чтения – ограничение свободы мышления, развитие пассивности разума и ослабление памяти, уход от реальной жизни и деятельности.
Несмотря на индивидуальный характер процесса чтения, общения с книгой, их социальная ценность определяется не только личными установками человека, но и тесно связана с системой ценностей данного общества и провозглашенными в нем идеалом личности. В зависимости от декларируемого идеала ценность чтения и книги, связывается с теми или иными их социальными функциями. Так, декларируемый обществом идеал гармонично развитой личности приводил к утверждению ценности книги как средства духовного развития; успешной в социальном плане личности – как способа освоения успешных образцов поведения, практического опыта и т.д.
Исторический анализ показывает, что на разных этапах развития общества, со времени изобретения письменности, социальная ценность чтения обусловливалась различными потребностями. На этапе зарождения письменности ценность чтения в обществе как инновационного процесса связывалась преимущественно с удовлетворением престижных потребностей, возможность причислять себя к духовной элите общества, обладающей сакральным умением.
В дальнейшем, в период утверждения и развития письменной культуры, чтение стало осознаваться как условие удовлетворения жизненно необходимой информации. Развитие электронных каналов коммуникации на современном этапе приводит к снижению в глазах нового поколения социальной ценности чтения в процессе удовлетворения этих трех уровней потребностей. Можно предположить, что социальная ценность чтения сегодня в наибольшей степени реализуется в сфере духовных потребностей в самоутверждении, самореализации, саморазвития личности. Неслучайно, анализируя взаимоотношения визуальной, письменной и компьютерной культур, философ Умберто Эко предположил, что в ближайшем будущем наши общества разделятся на два класса: большинство, которое пользуется только зрительной телекоммуникацией и получает готовые образы, и литературную и компьютерную элиту, управляющую этими коммуникациями.
Глава 1. Цель работы
Целями исследования стали:
- выявление основных функций чтения в условиях информатизации;
- формирование «модели чтения» у различных возрастных групп и анализ деятельности библиотеки как культурного института.
Основные задачи исследования:
- выявить основные социальные функции чтения в условиях информатизации:
- проанализировать степень влияния на формирование читательских установок различных социальных институтов (семьи, образования, СМИ) и возможности коррекции этих установок;
- определить социальные факторы, оказывающие существенное влияние на чтение и место чтения в жизни людей;
- установить степень авторитарности и интенсивности использования различных каналов получения информации;
- определить специфику ценностного отношения к чтению различных социальных групп, структуру мотивации их читательской деятельности.
Объект исследования – чтение как феномен духовной жизни.
Предмет исследования – существующие в общественном сознании модели ценностного отношения к чтению, как специфическому виду деятельности.
Рабочие гипотезы:
Чтение утратило свои престижные, интеллектуальные функции для людей, и количество активных, постоянных читателей снижается. Происходит смена элит в обществе – духовная гуманитарная элита становится не престижной, уступает место экономической и технической «информационной», следствием чего стало то, что чтение теряет статус престижного занятия.
В последние 10-15 лет в нашей стране идет процесс агрессивного ниспровержения чтения с пьедестала социальных ценностей, уничтожения библиотек и хорошо отлаженной системы развития чтения, этого айсберга, надводная часть которого видна и ценима многими.
Чтение – российская традиция, составляющая ядро национальной культуры. Мощный механизм поддержания и приумножения богатств родного языка, система формирования личности и развития социальной структуры общества, единственная технология, выработанная человечеством за всю его продолжительную историю для того, чтобы последовательно и гармонично совершенствовать духовный мир людей.
На процесс чтения сильно влияет развитие электронных СМИ и информационных технологий, досуг становится визуальным, чтение как вид досуга уходит. На отношение к чтению влияют сформированность навыков чтения, умение оперировать информацией. Читательские установки формируются в раннем возрасте, и основным фактором является семья и ближайшее окружение, поэтому в дальнейшем они с трудом поддаются корректировке.
Нынешняя социальная база активных реальных и потенциальных читателей представлена двумя основными группами - молодыми людьми, получающими образование – т.е. имеющие ситуативные потребности в книгах, информации временного использования – на время прохождения учебного курса:
А) 12-14 лет;
Б) 15-17 лет.
Среди населения также снижается процент людей имеющих постоянные стабильные информационные запросы, они все чаще ситуативны, связаны с удовлетворением сиюминутных прагматических нужд.
В эксперименте участвовали учащиеся нашей школы 6-8 и 9-11 классов – 376 человек.
II глава. Методики проведения исследовательской работы
Методы исследования:
основным методом исследования стал анкетный опрос.
Выборка и база исследования.
Базой исследования стала школьная библиотека. При выборе базы исследования я руководствовалась тем, чтобы представить действительно типичные и показательные данные по школе, достаточно корректные для распространения на более высокие уровни обобщения.
Выражаю благодарность библиотекарю нашей школьной библиотеки и всем учащимся школы за помощь в сборе материалов, качественное заполнение анкет.
Выборочная совокупность по школе составила 376 человек (58,3% девочек, 41,8% мальчиков). В возрастном составе представлены группы, начиная с 12 лет. Причем, поскольку исследование проводилось на базе библиотеки школы, то респондентами стали активные читатели, имеющие солидный стаж посещения библиотеки, т.е. люди для которых чтение представляет реальную ценность.
Сроки проведения исследования:
-опрос учащихся – сентябрь-ноябрь 2010г.
- компьютерная обработка результатов –декабрь- май 2010 -2011 г.
- составление итогового отчета – сентябрь – январь 2011-12 г.
III глава. Основные результаты исследования
Сравнение полученных результатов, позволяет сделать вывод о том, что для формировании стереотипов отношения к чтению наиболее значимы, оказались возраст респондентов и уровень образования.
Таблица №1
Возраст | % состав |
12-14 лет | 56,9 |
15-17 лет | 43 |
Свою начитанность и просвещенность, которые я рассматривала как показатель уровня культурного развития личности, респонденты оценили следующим образом:
Таблица №2
Степень начитанности | Баллы | % |
Высокая | 7-10 | 35,6 |
Средняя | 4-6 | 35,2 |
Низкая | 1-3 | 8,5 |
Не ответили | 20 |
Это еще раз подтверждает то, что основная часть респондентов относится к активным читателям.
Свою просвещенность респонденты оценили следующим образом:
Таблица №3
Степень просвещенности | % |
Высокая | 25,6 |
Средняя | 36,4 |
Низкая | 7,5 |
Отказались | 30,4 |
При описании полученных результатов я учитывала и тот фактор, что читатели могли дать завышенную самооценку своих качеств. В связи с этим любопытна оценка респондентами уровня своей самокритичности.
Таблица №4
Степень самокритичности | баллы | % |
Высокая | 7-10 | 30,7 |
Средняя | 4-6 | 23,3 |
Низкая | 1-3 | 10,4 |
Не ответили | 35,5 |
Полученные результаты, и в частности процент не ответов на эти вопросы, говорят о том, что читатели более открыто оценивают уровень самокритичности.
Представления о чтении, книжной культуре складывались у опрашиваемых под влиянием различных факторов. В анкете мы предложили оценить степень значимости тех или иных источников для формирования представлений в этой области. В первой пятерке основных факторов, которые повлияли на представления респондентов о чтении, книжной культуре, о ценности книги в жизни, среди предложенного набора (всего 10 позиций) были названы: учителя, книги, родители, библиотекари.
Таблица №5
12-14 лет | 15-17 лет | |
1 | Учителя | Учителя |
2 | Книги | Родители |
3 | Родители | Книги |
4 | Родственники, близкие | Пресса |
5 | Библиотекари | Библиотекари |
6 | Друзья | СМИ |
7 | Пресса | Родственники, близкие |
8 | СМИ | Друзья |
9 | Мнение окружающих | Мнение окружающих |
10 | Интернет | Интернет |
С утверждением, что с возрастом люди меньше читают, респонденты не согласны. Им было предложено нарисовать кривую активности чтения в течение их жизни. В большинстве случаев активность чтения начинает расти в начальной школе, к 7-8 классу немного ослабевает, и к 9-11 начинается новый рост активности чтения.
Таким образом, по мнению респондентов, активность чтения с возрастом увеличивается, это напрямую связано с мотивами обращения к чтению.
Таблица №6 Мотивы чтения
12-14 лет | 15-17 лет |
Учебные задания | Учеба |
Познавательный интерес | Познавательные |
Учителя, школа заставляет | Необходимость |
Личностные интересы и увлечения | Заставляют учителя |
Родители | Личностные интересы |
Поиск нравственных образцов | Принуждение родителей |
Поиск смысла жизни, познание жизни | Разностороннее развитие, самосовершенствование |
Рекомендуют друзья |
Место и роль чтения в собственной жизни определяется так:
Таблица №7
12-14 лет | 15-17 лет |
Способ развития личности | Часть учебы |
Способ получения нужной информации | Способ получения нужной информации |
Часть учебы | Способ развития личности |
Возможность прикоснуться к мировой культуре | Возможность прикоснуться к мировой культуре |
Не люблю читать | Не люблю читать |
Почти ничего не читаю | Почти ничего не читаю |
При утрате традиций семейного чтения, меня интересовал вопрос чтение в семьях. Среди читающих поколений семьи в большинстве случаев респонденты наиболее активно читающими считают все-таки себя, на втором месте – родители, на третьем – бабушки и дедушки.
В опросе о семейном чтении принимали участие и родители респондентов. На вопрос «Считаете ли вы свою семью читающей?» ответ был таков:
Таблица №8
12-14 лет | 15-17 лет |
Скорее да | 41,5 |
Безусловно, да | 19,9 |
Скорее нет | 19,9 |
Нет | 5,5 |
Затрудняюсь определить | 13,2 |
Респонденты исследования, будучи сами достаточно активными читателями, будут стремиться сохранять и передавать эту традицию своим детям. На вопрос «Будете ли вы стремиться к тому, чтобы ваши дети много читали?» они ответили следующим образом:
Таблица №9
12-14 лет | 15-17 лет |
Да | Да |
Нет | Нет |
Как сами захотят | Постараюсь |
Да, но не очень много | Да, но не очень много |
Постараюсь | Как сами захотят |
Не очень | Не очень |
Отказались от ответа | Отказались от ответа |
Какие же виды и жанры литературы преимущественно читаются и популярны в современных семьях? Респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов. Набор достаточно традиционен: книги, газеты, журналы; классика, историческая и научно-популярная литература; детективы, приключения, мелодрамы. При этом хотелось бы отметить, что в число читаемых, попали стихи, мемуары, хотя в разговоре с библиотекарем был сделан вывод, что эти жанры литературы не пользуются спросом.
Таблица №10 Чтение в семье
Виды | % | Темы | % | Жанры | % |
Книги | 93,8 | Классика | 61,1 | Детективы | 74,5 |
Газеты | 91,5 | Историческая литература | 57,2 | Приключения | 54.7 |
Журналы | 88,5 | Научная, научно-популярная | 49,7 | Мелодрамы | 45,9 |
Электронные новости | 8,7 | Религиозная литература | 25,1 | Фантастика | 43,7 |
Психологическая литература | 19,6 | «Семейные романы» | 35,3 | ||
Право | 17,9 | Мемуары | 26,8 | ||
Экономика | 23,7 | Стихи | 27,6 | ||
Философская литература | 12,4 | ||||
Развлекательная | 3,7 |
Бытует мнение, что чтение - это уход от реальной жизни. Люди, много читающие, как бы отстранены от жизни, творчества. Является ли чтение таким механизмом, замещающим реальные действия, формирующие пассивную личность, или оно способствует активизации жизненных процессов, я пыталась выяснить с помощью вопроса: «Как вы думаете, читают ДЛЯ, ОТ или ВМЕСТО…?»
Таблица №12
ДЛЯ | УХОДЯ ОТ | ВМЕСТО | |
…жизни | 61,6 | 35,9 | 2,4 |
…мышления | 85,8 | 9,2 | 5,1 |
…развития | 96,4 | 1,8 | 1,8 |
…отдыха | 69,6 | 3,7 | 26,8 |
…творчества | 75,2 | 5,7 | 18,9 |
Полученные результаты свидетельствуют, что большинство опрощенных, считают чтение необходимым элементом, развивающим человека.
Более 75% респондентов, считают, что чтение укрепляет доброе начало в человеке, начитанность является существенной характеристикой культуры человека. А вот утверждение, что наш народ по-прежнему самый читающий вызывает сильные сомнения у респондентов – 44-45% - нет и скорее нет.
Утверждение, что книга и чтение отживают под напором Интернет поддержали 31% и 64% несогласны с этим.
Абсолютное большинство несогласно с тем, что чтение – это пустая трата времени и что современный человек может обходиться без чтения. Таким образом, авторитет чтения и его престиж, с одной стороны сохраняются в сознании людей, а с другой – только 15,5% уверенно относят чтение к престижным занятиям.
Заключение
Подводя итоги можно отметить, что в современных условиях даже в среде активных читателей, носителей книжной культуры отношение к чтению неоднозначно. Несмотря на различия в конкретной культурной ситуации сходство общественных представлений о роли и значении чтения в современной жизни, выделяются единые стереотипы отношения к книжной и читательской культуре. В целом в данной библиотеке наблюдаются следующие тенденции изменения отношения к чтению и книжной культуре:
- чтение пока еще сохраняет статус высокой духовной деятельности, способствующей развитию мышления и творчества, но налицо тенденции усиления его репродуктивности, желания свести к минимуму интеллектуальные усилия при чтении.
Даже среди любителей чтения, оно все больше рассматривается как отдых, релаксация. В условиях информатизации чтение выполняет как бы две основные социальные функции – познавательную и релаксационную, постепенно утрачивая имевшийся ранее статус престижного в общественном мнении занятия.
В общественном мнении выделяется четыре комплексных фактора, описывающих ценностное отношение к чтению.
4. Отражает ценность чтения как вида семейного отдыха.
В юном возрасте преобладают учебные и познавательные мотивы, и только в зрелом и пожилом возрасте на первый план выходят личностные интересы, интерес к чтению как таковому. Сожаления о непрочитанных книгах также связаны в основном с учебными заданиями и экзаменами, а не личностным развитием. Чтение представляется уделом пожилых людей – пик читательской активности, по мнению респондентов, – 60–70 лет (т.е. у бабушек и дедушек).
На формирование представлений о ценности чтения и сохранение читательских традиций основное влияние, как и предполагалось, оказывает ближайшее окружение человека, в первую очередь учителя, родители, родственники и друзья; важную роль в этом играют также сами книги, библиотекарь и СМИ. Поэтому, чтобы сформировать будущее поколение читателей необходимо обратить внимание на формирование семейных традиций чтения и политику СМИ в отношении развития читательской культуры.
Оглавление
Введение 3
Заключение 12
Список использованной литературы
Заключение и выводы
Как писать заключение.
Заключение представляет собой краткий пересказ всей вашей работы. Чем-то похоже на введение. Но если введение это вступление в вашу работу, то заключение - ее итог. И писаться заключение должно иными словами, чем введение.
Заключение может писаться по следующей схеме. Введение занимает 3-4 страницы. Пункты не нумеруются.
Актуальность проблемы.
Краткий обзор теоретической части.
Целью нашего эмпирического исследования являлось….
Мы ставили перед собой следующие задачи….
Мы использовали следующие методики….
В исследовании принимало участие…. человек, они были…. (тем-то).
Мы получили следующие результаты….
Как писать выводы
Выводы – это еще более краткий пересказ всей вашей работы. Занимают 1- 1, 5 страницы, не больше. Выводы номеруются. У вас может быть 4 – 7 выводов. Размер одного вывода примерно - один абзац (5 - 10 строк).
1 вывод пишется по теории.
Остальные выводы пишутся по эмпирической части. Можно в каждом выводе делать заключение по одной из использованных методик. Тогда количество эмпирических выводов совпадет с количеством методик. Лучше конечно делать выводы не по методикам, а по достоверным результатам, полученным вами с применением математической статистики. В этом случае один вывод будет включать в себя или заключение о наличии одной взаимосвязи двумя психологическими показателями («существует достоверная положительная взаимосвязь между агрессивностью родителей и детей, коэффициент корреляции Пирсона равен 0,5, р<0, 05»), или заключение о наличии различий между двумя группами людей (« существуют различия в уровне интеллекта детей из неполных семей и детей из полных семей; средний уровень IQ детей из неполных семей достоверно выше на 6,2 балла, по критерию Стьюдента с р<0,05). Один вывод может быть посвящен описанию психологических показателей между которыми достоверные различия или взаимосвязи отсутствуют. При желании последний вывод можно сделать теоретическим, обобщающимся все полученные результаты.
Пример написания заключения и выводов по теме «Особенности кратковременной памяти у детей с ЗПР»
Заключение
Особая актуальность изучения памяти детей с задержкой психического развития связана с тем, что именно недостаточная сформированность познавательных про цессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с задержкой психического развития при обучении в школе. Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, существенное место в структуре дефекта умственной де ятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти. Ввиду того что программа специ альных учебных заведений для детей с ЗПР предусмат ривает получение ими образования в объеме средней об щеобразовательной школы, создание системы коррекционного обучения для таких учащихся обязательно пред полагает тщательное изучение своеобразия их памяти, что может помочь поиску путей и методов ее совершенствования.
По данным Института коррекционной педагогики РАО число детей с задержкой психического развития составляет 5,8 % всех учащихся младших классов. Однако только 30% из них после окончания начальных классов могут быть переведены на программу общеобразовательной школы, остальные должны обучаться по программе детей с задержкой психического развития. Это свидетельствует о недостаточно эффективной коррекционной работе с учащимися на ранней ступени их обучения и отсутсвии индивидуального подхода в работе с такими детьми..
Научной основой подхода к проблеме коррекции дефектов детей с ЗПР явилась теория о развитии детей под влиянием обучения, которая разрабатывалась Л.С.Выгодским и его сотрудниками. В их работах показано, что у детей с ЗПР под влиянием обучения формируются сложные виды психической деятельности. Л.С.Выгодский подчеркивал, что у детей с ЗПР кроме дефектов есть и сохранные стороны психики, опираясь на которые можно воспитывать умственное развитие, сглаживая их недостатки. Научно обоснованный тезис Л.С.Выгодского о возможности и необходимости формирования у детей относительно сложных видов психической деятельности в процессе обучения, является той основой на которой сложились принципы коррекционной работы с детьми данной категории.
Комплексное изучение клинических, психологических особенностей детей с ЗПР и их потенциальных возможностей ( М.С.Певзнер, Т.А.Власова, К.С.Лебединская, Р.И.Мачинская, М.И. Фишман, У.В. Ульянкова и другие) показала, что у детей с ЗПР практически все нейропсихологические показатели ниже аналогичных показателей здоровых детей.
В наибольшей степени при этом отличаются показатели памяти (зрительной и слуховой). А память, по Л.С. Выгодскому в младшем школьном возрасте является одной из ведущих психических функций, так как играет существенную роль в формировании мышления, речи, общей регуляции деятельности. Не сформированных мистический процессов является одной из распространенных причин школьной неуспеваемости детей. В исследованиях отечественных психологов показано, что важную роль в процессе обучения играет кратковременная память, благодаря которой воспринимаемая ребенком информация сохраняется на короткое время, необходимое для решение поставленной задачи (чтение, списывание с доски или книги, зрительный счет и т.д.). В младшем школьном возрасте на начальных этапах обучения чтению роль кратковременной зрительной памяти особенно велика, так как она определяет скорость узнавания букв и объедение их в слова и последующее их кодирование при переводе зрительных образов в вербальный. К настоящему времени установлена строгая зависимость между уровнем развития кратковременной зрительной памяти и овладением чтения.
Как известно, младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельности является в этот период наиболее эффективной. Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Однако без специальной работы направленной на формирование таких способов они складываются стихийно и не редко оказываются непродуктивными. Самый ранний прием – это перевод зрительной информации благодаря открытой или внутренней вербализации в слуховую память, в контрой она сохраняется путем повторения.
Целью нашего эмпирического исследования являлось изучение особенностей кратковременной памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, а также сравнительный анализ ососбенностей памяти детей с ЗПР и здоровых детей.
В качестве предмета исследования выступала кратковременная память. Объектом исследования выступили младшие школьники 8-9 лет – 42 человека. Основную группу составили учащиеся специального класса для детей с ЗПР – 21 ученик. Для сравнения к исследованиям привлекались нормально развивающиеся дети, успешно справляющиеся со школьной программой – 21 ребенок.
Мы предположили, что задержка психического развития оказывает негативное влияние на уровень развития кратковременной памяти у детей младшего школьного возраста по сравнению со здоровыми детьми того же возраста.
В работе мы использовали методики диагностики зрительной и слуховой кратковременной памяти, а также методы клинико-диагностического анализа заключений и методы математической статистики.
В процессе исследования наша гипотеза подтвердилась. У детей с задержкой психического развития были обнаружены дефекты мнестической деятельности. Наиболее сильно у детей с ЗПР поражена кратковременная зрительная память на трудно вербализуемые объекты. В тесте детям предлагалось запомнить рисунки абстрактных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник и т.д.). Из различных геометрических фигур дети с ЗПР чаще всего запоминали те, которые смогли вербализовать. Пять детей из этой группы назвали круг – шариком или мячиком. Встречалось характерное для дошкольников замена геометрических фигур названием предмета, близкого по форме: например квадрат – кубик, треугольник – крыша. В отличии от детей с ЗПР здоровые дети реже заменяли геометрические фигуры названиями, подобные ошибки у них были единичные.
Также сложности в запоминании у детей с ЗПР вызвал тест «Запоминание цифр». Дети с ЗПР запоминали цифры хуже, чем слова и легко вербализуемые картинки (мяч, дерево и др.). Наименьшие нарушения памяти у детей с ЗПР были обнаружены при запоминании ими предметных образов (легко вербализуемых картинок) и слов.
Как видно из нашего исследования, чем сложнее мнестическое задание, тем ярче проявляются различия в организации памяти здоровых детей и детей с ЗПР.
Таким образом, проведенное нами исследование подтвердило нашу гипотезу.
ВЫВОДЫ
1. Недостаточная сформированность познавательных про цессов является одной из основных причин трудностей, возникающих у детей с задержкой психического развития при обучении в школе. Клинические и психолого-педагогические исследования показали, что существенное место в структуре дефекта умственной де ятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти. В основе многих более сложных дефектов изначально лежат нарушения кратковременной памяти. Кратковременная память детей, отстающих в умствен ном развитии, характеризуется рядом своеобразных черт. В специальной литературе приводятся данные об осо бенностях этого вида памяти у детей с ЗПР. В частности, отмечается снижение объема памяти, медленное нара стание продуктивности запоминания при повторных предъявлениях материала, повышенная тормозимость следов побочными интерферирующими воздействиями, нарушения порядка воспроизведения словесных и цифро вых рядов.
2. Наше эмпирическое исследование показало, что сильнее всего у детей с задержкой психического развития нарушаются процессы запоминания абстрактных объектов, геометрических фигур, цифр. При выполнении модифицированного теста «Запомни рисунок» многие дети с ЗПР просто не могут назвать абстрактные образы и геометрические фигуры, поэтому им и трудно запоминать такого рода информацию. В группе здоровых детей все объекты смогли узнать 6 детей, а в группах с ЗПР – никто. При этом 10 детей (47 %) в группе детей с нормальным психическим развитием выполнило тестирование со средними и высокими показателями, в группе детей с ЗПР – 8 детей (38 %).
3. На втором месте по степени нарушения у детей с ЗПР – нарушение запоминания цифр, поскольку цифры также несут абстрактную информацию. Было установлено, что средний показатель объема кратковременной слуховой памяти на цифры у детей с нормальным психическим развитием равен 5,1 ± 2,12. У детей с ЗПР этот показатель был равен 3,4 ± 1,48 что достоверно ниже чем у здоровых детей (по критерию Стьюдента, р<0,001).
4. Наше исследование показало, что наименьшие нарушения памяти у детей с ЗПР были обнаружены при запоминании ими конкретной словесной информации, наиболее высоким был объем кратковременной памяти на предметные образов (легко вербализуемых картинок) и слов, также обозначающие конкретные предметы. Средний показатель узнавания легко вербализуемых объектов у детей с нормальным психическим развитием 8,4±0,97, у детей с ЗПР 7,7 ± 0,92, что хотя и меньше показателей здоровых детей, но входит к границы нормы объема кратковременной памяти.
Рисуем лошадь акварелью
Соленая снежинка
Сторож
Пока бьют часы
Дымковский петушок