Физкультура и спорт. Какое место они занимают в жизни современного школьника?
По данным Минздравсоцразвития России, только 14% обучающихся старшеклассников считаются практически здоровыми. Между тем проведенные исследования свидетельствуют о тенденции к увеличению количества детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья.
Цель работы автора: выявление изменения отношения к занятиям физической культурой и спортом, которое происходит у школьников с возрастом, а также определение степени влияния современного общества на мотивацию школьников к занятиям физической культурой и спортом.
Воспитание тяги к регулярным занятием физической культурой и спортом должно начинаться с самого детства. Родители закладывают в детях привычку к занятиям физической культурой с ранних лет. Школа, приняв эстафету, должна сохранить и поддерживать в детях это стремление системной работой по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни. В стороне не должно оставаться и государство, создавая условия для занятия спортом в каждом городе, в каждом районе, оказывая финансовую поддержку талантливым тренерам и преподавателям.
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_dlya_vystupleniya_klychkova_v..pptx | 607.96 КБ |
rabota_klychkova_v..docx | 655.55 КБ |
Слайд 1
Творческая работа учащегося 5 «в» класса Клычкова Владислава Максимовича Руководитель учитель физической культуры МАОУ «Лицей № 37» Масленников Андрей СергеевичСлайд 2
«Каким образом с возрастом меняется отношение школьников к занятиям физической культурой и спортом». Тема:
Слайд 3
Актуальность В России увеличивается количества детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья: На сегодняшний день 14% старшеклассников считаются практически здоровыми и лишь 10% детей младшего школьного возраста являются практически здоровыми. Данные на начало 2011-2012 учебного года по МАОУ «Лицея №37» Здоровье детей в школьные годы ухудшается от 20 % до 40 %.
Слайд 4
Значение спорта в современной жизни Спорт: Укрепляет здоровье (оздоровительный аспект). Учит нас дисциплине и формирует характер (психологический аспект). Помогает эффективно использовать своё свободное время (социальный аспект). Спорт – составная часть физической культуры. Физическая культура - это особый вид общей культуры личности .
Слайд 5
Цель исследования Результаты исследования американской ассоциации «Атлетик футвэа »: Чем старше становятся школьники, тем меньше они вовлечены в занятия спортом и больше потеря интереса ко всем видам физической активности . Цель моего исследования: выявление изменения отношения к занятиям физической культурой и спортом, которое происходит у школьников с возрастом, определение степени влияния современного общества на мотивацию школьников к занятиям физической культурой и спортом.
Слайд 6
Методы исследования Анкетирование – это письменная форма опроса, осуществляемая, как правило, без контакта с респондентом . Эксперимент – это метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным оперированием изучаемым объектом.
Слайд 7
Анкетирование Охват: Всего 302 респондента. 155 - юношей 147 - девушек. В возрасте от 7 до 16 лет. 37% от общего количества учащихся Лицея
Слайд 8
Результаты анкетирования Подавляющее большинство положительно относится к занятию физической культурой и спортом. 89% положительно относятся к занятиям физкультурой и спортом.
Слайд 9
Результаты анкетирования Т олько 52% занимаются спортом!
Слайд 10
Результаты анкетирования Чем старше становятся дети, тем количество занимающихся спортом сокращается. Сокращение происходит за счёт роста количества тех, кто по тем или иным причинам перестаёт заниматься спортом (бросает ).
Слайд 11
Результаты анкетирования Парадокс - перестают заниматься спортом, но по-прежнему положительно относятся к занятиям физкультурой и спортом. ПОЧЕМУ?
Слайд 12
Причины, побуждающие к занятию спортом С возрастом уменьшается влияние родителей. В старших классах сокращается в 3 раза количество тех, кто хочет в будущем стать профессиональным спортсменом. Зато увеличивается процент тех, кто осознаёт, что нужно следить за своим здоровьем
Слайд 13
Причины, из-за которых перестают заниматься спортом Нет времени. Нет желания. Нет возможности (нет средств, нет условий).
Слайд 14
Что может побудить заняться спортом Наличие свободного времени. Доступность занятий (бесплатные секции). Наличие спортивных секций по выбору.
Слайд 15
Вывод Исходя из итогов анкетирования, можно сделать вывод, что у школьников с возрастом не меняется отношение к занятиям физкультурой и спортом, им просто для этого не хватает времени .
Слайд 16
Эксперимент Цель – проверить данные, полученные в результате анкетирования. Охват: В сего – 43 учащихся в возрасте от 11 до 12 лет. Место проведения – урок физической культуры. Школьникам не сообщалось о том, что они стали участниками эксперимента. Школьникам предлагалось самим сделать выбор: либо они становятся активными участниками урока, либо болельщиками и могут даже не переодеваться в спортивную форму.
Слайд 17
Результаты эксперимента 43% учащихся, присутствующих на уроке физкультуры, предпочли «отсидеться» на лавочке.
Слайд 18
Вывод Таким образом, дело всё-таки не в отсутствии времени, а в снижении интереса школьников к занятиям физической культурой и спортом. Более честный и второй по популярности ответ тех, кто бросил занятия спортом – «нет желания» . Не стоит сбрасывать со счетов и следующий ответ в рейтинге – «нет возможности (нет средств, нет условий)».
Слайд 19
Заключение У подавляющего большинства школьников сформировано положительное отношение к занятиям физической культурой. Количество занимающихся каким-либо видом спорта в старших классах значительно меньше, чем в младших . Причина не только в том, что возрастает учебная нагрузка, свободного времени становится меньше. Но и в том, что у старшеклассников появляются другие интересы , они перестают получать удовольствие от занятия спортом.
Слайд 20
Спасибо за внимание!
Министерство образования Саратовской области
Муниципальное общеобразовательной
Учреждение Лицей № 37
Фрунзенского района г.Саратова
«Каким образом с возрастом меняется отношение школьников к занятиям физической культурой и спортом».
Творческая работа
учащегося 5 «в» класса
Клычкова Владислава Максимовича
_______________________________
Руководитель
учитель физической культуры
высшей квалификационной категории
МОУ «Лицей № 37»
Масленников Андрей Сергеевич
_______________________________
Саратов, 2012г.
Содержание
Введение……………………………………………………………….…………… 3
Значение спорта в современной жизни…………………………...……………… 5
Практическая часть……………………………...…………………………………. 7
Заключение………………………………………………………….…………….. 15
Список литературы………………………………………………………..…….....17
Введение
Физкультура и спорт. Какое место они занимают в жизни современного школьника? Эта тема меня заинтересовала в прошлом году. В этом году я решил продолжить работу над ней, так как она не потеряла актуальности ни для меня лично, ни для общества.
По данным Минздравсоцразвития России, только 14% обучающихся старшеклассников считаются практически здоровыми. Между тем проведенные исследования свидетельствуют о тенденции к увеличению количества детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья. На сегодняшний день в России лишь 10% детей младшего школьного возраста являются практически здоровыми (I группа здоровья), у 50% школьников выявлены морфофункциональные отклонения и нарушения в состоянии здоровья (II группа здоровья), 40% детей имеют хронические заболевания (III группа здоровья).
Со своей стороны, эту печальную статистику хотел бы подкрепить информацией о состоянии здоровья учащихся нашего лицея.
Данные на начало 2011-2012 учебного года предоставлены медицинским работником Лицея №37:
I группа | II группа | III группа | IV группа* | |
Начальная школа | 10,5% | 71% | 18,2% | 0,3% |
Средняя школа | 6,3% | 63,7% | 29,4% | 0,6% |
Старшие классы | 3,7% | 72,5% | 23,3% | 0,5% |
Примечание:
IV группа* - инвалиды.
Эти данные наглядно подтверждают, что с возрастом состояние здоровья школьников ухудшается. По оценкам специалистов Института возрастной физиологии Российской академии образования, здоровье детей в школьные годы ухудшается от 20% до 40%. Многолетние исследования учёных позволили выявить школьные факторы риска, которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей.
Звучит устрашающе. Что же делать? Не ходить в школу? Конечно же, нет!
Необразованный человек никогда не будет востребован в современном обществе. Уметь просто читать и писать в наши дни не достаточно для того, чтобы строить карьеру, реализовывать свой творческий потенциал, даже в быту этих умений современному человеку явно не достаточно для жизни.
Таким образом, ответ очевиден. Чтобы стать успешным, необходимо учиться и укреплять своё здоровье, а для этого нужно заниматься спортом!
Цель моего исследования: выявление изменения отношения к занятиям физической культурой и спортом, которое происходит у школьников с возрастом, а также определение степени влияния современного общества на мотивацию школьников к занятиям физической культурой и спортом.
В соответствии с целью определены задачи исследования:
Значение спорта в современной жизни
Спорт – составная часть физической культуры.
Физическая культура - это особый вид общей культуры личности, специфическим содержанием которой является рационально организованная двигательная активность, используемая человеком как для оптимизации состояния своего здоровья, так и для физического совершенствования.
Рассматривая значимость физической культуры в современном обществе, следует выделить несколько аспектов.
Первый из них – оздоровительный. Физкультура и спорт тренируют наши мышцы, систему кровообращения, силу, выносливость организма. А, следовательно, положительным образом влияют на иммунитет, состояние здоровья, сохраняют способность к труду и активному образу жизни на долгие годы.
На одном из Всероссийских форумов педиатров видный русский ученый И.М. Воронцов как-то сказал: «Ребенок здоров настолько, насколько он хорошо развит». И, действительно, в категории «здоровый ребенок» сопряжены два понятия: здоровье и развитие. То есть, здоровье ребенка – это итог его развития. А нормальное развитие ребенка невозможно без двигательной активности, без физкультуры.
Второй аспект – психологический. Регулярные физические тренировки благотворно влияют на психику человека – на его внимание, память, мышление, способствуют эффективному восприятию ценных личностных качеств – настойчивости, воли, трудолюбия, целенаправленности.
Спорт – это лучший жизненный тренинг. Спорт учит нас дисциплине и формирует характер.
А ещё спорт – это общение, это друзья! Что может быть лучше, чем заниматься любимым делом в кругу друзей и единомышленников? Занятия физкультурой и спортом помогают людям всех возрастов эффективно использовать своё свободное время, а также являются альтернативой таким социально и биологически вредным соблазнам, как спиртное, табак и наркотики.
На первый взгляд, всё выше перечисленное, является столь очевидным, что не зачем тратить время на отдельное рассмотрение данного вопроса.
Однако, работая над темой «Какое место занятия спортом занимают в жизни современного школьника», я наткнулся на результаты исследования американской ассоциации "Атлетик футвэа". Специалисты ассоциации провели исследование вовлеченности школьников возраста 13-18 лет в занятия физкультурой и спортом. Рассматривалось, что привлекает школьников в занятиях спортом, какие виды пользуются большей популярностью, причины, по которым дети бросают заниматься спортом. В исследовании приняли участие более 10 000 школьников.
В результате был сделан вывод, что младшие школьники больше занимаются спортом, чем старшие. Чем старше становятся школьники, тем меньше они вовлечены в занятия спортом и больше потеря интереса ко всем видам физической активности.
Неужели это действительно так? Я решил провести собственное исследование на базе моего Лицея.
Практическая часть
В своей работе я использовал следующие методы исследования:
Анкетирование – это письменная форма опроса, осуществляемая, как правило, без контакта с респондентом.
Эксперимент – это метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным оперированием изучаемым объектом.
Анкетирование было проведено среди всех возрастных групп учащихся Лицея №37:
Всего в анкетировании приняли участие 302 юноши и девушки, что составляет 37% от общего кол-ва учащихся лицея.
Учащимся было предложено заполнить анкету, которая включала в себя блок информации с личными данными (пол, возраст), блок информации о состоянии здоровья и основной блок информации – «Физкультура и спорт в твоей жизни» (образец анкеты см. Приложение №1).
Обработка данных дала интересные результаты.
Подавляющее большинство анкетируемых положительно относится к занятию физической культурой и спортом. Это свойственно как каждой возрастной категории,
так и, в целом, всем опрошенным.
89% положительно относятся к занятиям физкультурой и спортом.
Это ещё раз подтверждает то, что в обществе сформировано ярко выраженное положительное отношение к занятию спортом.
Однако только 52% от всех опрошенных регулярно занимаются каким-либо видом спорта.
К сожалению, чем старше становятся дети, тем количество занимающихся спортом сокращается (см. на диаграмме ниже).
Если в начальной школе тех, кто занимается каким-либо видом спорта, более чем в 2 раза больше тех, кто спортом не занимается, то в старших классах наоборот: занимающихся каким-либо видом спорта более чем в 2 раза меньше тех, кто спортом не занимается. При этом процент тех детей, что никогда не занимались никаким видом спорта, во всех возрастах примерно один и тот же.
Таким образом, сокращение числа, занимающихся спортом, происходит за счёт роста количества тех, кто по тем или иным причинам перестаёт заниматься (бросает).
Учащиеся перестают заниматься спортом, но они по-прежнему положительно относятся к занятиям физкультурой и спортом.
Естественно, возникает вопрос – почему? Почему хорошее отношение к спорту не перерастает в активное занятие? Что этому мешает?
Для начала предлагаю выяснить причины, по которым школьники занимаются спортом.
Все ответы анкетируемых можно разделить на пять категорий:
Обращает на себя внимание то, что чем старше дети становятся, тем влияние родителей меньше. Также в старших классах сокращается в 3 раза количество тех, кто хочет в будущем стать профессиональным спортсменом, зато увеличивается процент тех, кто осознаёт, что нужно следить за своим здоровьем.
Причин, из-за которых школьники перестают заниматься спортом, во время анкетирования называлось не мало:
Основные три причины по значимости: 1) нет времени; 2) нет желания; 3) нет возможности (нет средств, нет условий).
А что может побудить тех, кто никогда не занимался никаким видом спорта, приступить к занятиям?
Главным стимулом опять же называется наличие свободного времени.
Таким образом, исходя из итогов анкетирования, можно сделать вывод, что у школьников с возрастом не меняется отношение к занятиям физкультурой и спортом, им просто для этого не хватает времени.
Не секрет, что поступки говорят о человеке больше, чем слова. Поэтому с целью проверки данных, полученных в ходе анкетирования, был проведен эксперимент.
Участниками эксперимента стали 43 учащихся Лицея №37 в возрасте от 11 до 12 лет. О том, что они стали участниками эксперимента, школьникам не сообщалось.
Содержание эксперимента:
На всех этапах эксперимента проводилось наблюдение за реакцией каждой группы испытуемых.
На первом этапе эксперимента испытуемые поделились примерно поровну: 21 ученик решил не уклоняться от активных занятий физкультурой, а 22 человека выбрали для себя роль наблюдателей (болельщиков). Они сели на лавку и тут же достали свои мобильные телефоны.
Однако, по ходу урока 4 мальчика изменили своё решение и присоединились к активно занимающимся.
Таким образом, итоговое деление выглядит следующим образом:
57% школьников, присутствующих на уроке физкультуры, принимали в нём самое активное участие.
А 43% предпочли остаться болельщиками.
Когда учитель предложил ребятам самим выбрать, чем они хотят заниматься на уроке физкультуры, все практически единогласно проголосовали за игровые виды спорта. Только 6 человек не смогли определиться до конца: они были и за игровые виды, и за проведение эстафеты.
Далее мнение девочек и мальчиков резко разделилось. Девочки считали, что команды следует сделать смешанными и играть нужно в пионербол, а мальчики, естественно, хотели играть в футбол, и девочки в команде им были абсолютно не нужны. Большинством голосов победили мальчики.
Итак, во время анкетирования 89% учащихся в возрасте 11-12 лет ответили, что положительно относятся к занятиям физкультурой и спортом. При этом, занимаются каким-либо видом спорта 65% из них.
Главной причиной, из-за которой дети бросают заниматься спортом, была названа нехватка времени. Якобы большая загруженность в школе, свободного времени для занятия спортом просто нет. Что же мы видим на практике?
43% школьников, присутствующих на уроке физкультуры, официально имея время для активных занятий спортом, предпочли «отсидеться» на лавочке, выбрав для себя роль наблюдателей, а не участников.
Таким образом, дело всё-таки не в отсутствии времени, а в снижении интереса школьников к занятиям физической культурой и спортом. Более честный и второй по популярности ответ тех, кто бросил занятия спортом, фигурирует именно – «нет желания». Не стоит сбрасывать со счетов и следующий ответ в рейтинге – «нет возможности (нет средств, нет условий)».
Заключение.
Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье, как состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Физкультура и спорт помогает человеку добиться этого благополучия для самого себя.
Данные моего исследования подтверждают выводы, к которым пришли специалисты американской ассоциации "Атлетик футвэа". Мы видим, что с возрастом школьники, действительно, теряют мотивацию к занятиям физической культурой и спортом. Количество занимающихся в старших классах значительно меньше, чем в младших.
Возрастает учебная нагрузка, свободного времени становится меньше, и самое главное - у старшеклассников появляются другие интересы. Они перестают получать удовольствие от занятий физкультурой и спортом. Эта проблема актуальна не только для нашего Лицея.
В исследовании, проведенном ещё 30 лет назад в Бельгии среди 11-12-летних мальчиков, установлено, что лишь 3% учащихся проводят свое время, занимаясь физической активностью умеренной интенсивности.
Национальное исследование в Австралии также показало относительно низкий уровень физической активности подростков. Приблизительно 40% учеников возраста 12 лет не занимались никакой физической активностью.
Согласно данным исследования, проведенного институтами Санкт-Петербурга, активно занимаются спортом только 10,9% учащихся, а 13,2% детей вообще не имеют никаких физических нагрузок, кроме школьных.
Воспитание тяги к регулярным занятием физической культурой и спортом должно начинаться с самого детства. Родители закладывают в детях привычку к занятиям физической культурой с ранних лет. Школа, приняв эстафету, должна сохранить и поддерживать в детях это стремление системной работой по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни. В стороне не должно оставаться и государство, создавая условия для занятия спортом в каждом городе, в каждом районе, оказывая финансовую поддержку талантливым тренерам и преподавателям.
В нашем Лицее в нынешнем году действует программа «За спортивный образ жизни», работают спортивные секции, причем заниматься спортом можно не только в учебное время, но также в воскресные дни и даже на каникулах. Проводятся различные спортивные мероприятия. Из последних – военно-спортивная игра «Зарница», дружеская встреча по баскетболу между командами учителей и учащихся 10-ых классов. Наши лицеисты принимают активное участие в районных, городских спортивных мероприятиях. Среди лицеистов есть победители не только региональных, но и всероссийских, а также международных соревнований.
Таким образом, я убедился в том, что, действительно, учащиеся всех возрастных групп нашего Лицея положительно относятся к физической культуре и спорту, но с возрастом школьники бросают заниматься спортом, так как перестают получать удовольствие от этих занятий.
Список литературы.
Юрий Алексеевич Гагарин
Ручей и камень
Воздух - музыкант
Злая мать и добрая тётя
Флейта и Ветер
Комментарии
Работа ученика 5 "В" коасса
Работа ученика 5 "В" коасса МАОУ "Лицей №37"