Предлагаю вашему вниманию тезисы и рецензии наиболее интересных исследовательских работ учащихся, выполненных под моим руководством в последние годы и отражающих самую разнообразную тематику.
Шутяк Екатерина,
10 класс МОУ «Гимназия г. Алдан».
г. Алдан. Республика Саха (Якутия)
Героика БАМа:
истоки и сохранение традиций на строительстве магистрали
Томмот - Кердем - Якутск
Тезисы работы,
награжденной Почетной грамотой жюри на районной НПК «Шаг в будущее» в 2011 г.
В истории нашего государства была стройка, которую еще современники назвали стройкой века. Это – БАМ. Строительство Байкало-Амурской магистрали наглядно продемонстрировало лучшие качества отечественных специалистов. Профессионализм, предприимчивость, мобильность, ответственность и… романтизм. Да, именно романтика двигала теми, кто приезжал на Дальний Восток. Сейчас времена изменились. Но, несмотря на рыночный характер взаимоотношений «работодатель — наемный работник», остаются и продолжают трудиться те, кто не может жить без туманов и без запаха тайги. Сегодня эти люди строят Амуро-Якутскую магистраль.
15 ноября 2011 года состоялась укладка «золотого звена» на якутской станции Бестях. О значимости этого события для всей нашей страны говорит факт присутствия на нем Президента РФ Д. А. Медведева.
Сейчас, на трассе строительства Амуро - Якутской магистрали занято несколько тысяч работников и среди них «золотой фонд» транспортных строителей - те, кого принято называть бамовцами. Бамовцами являются и отец и бабушка автора данной работы Шутяк Борис Борисович и Гетманенко Валентина Федоровна. В Алданский район семья Шутяк прибыла в 2008 году вместе с железной дорогой, поэтому тема исследования лично близка его автору.
Что такое бамовский характер? Почему многие бамовцы называют время строительства Байкало-Амурской магистрали лучшим периодом своей жизни? В чем истоки героизма бамовцев? Продолжаются ли славные традиции бамовцев сегодня на строительстве магистрали Томмот - Кердем - Якутск.
Ответы на эти вопросы автор попыталась найти в ходе своего исследования. Экстремальность условий, в которых строился БАМ, а также высокая стойкость и сила духа, необходимая каждому человеку, работающему на такой стройке - пожалуй, единственный факт в истории магистрали, о котором сейчас не возникают споры. За 70 лет истории строительства дороги героизм участвующих в нем людей либо замалчивался, оставаясь внутри заборов из колючей проволоки, либо наоборот раздувался, превращаясь в двигатель идеологической машины, нами же была поставлена цель исследования: выявить истоки героического подъема, который сопровождал строительство Байкало - Амурской магистрали и определить, насколько славные традиции БАМа нашли продолжение на строительстве железной дороги Томмот- Кердем-Якутск.
Для достижения поставленной цели нам необходимо было решить следующие задачи:
1. С помощью литературных источников, материалов периодической печати, специализированных Интернет - сайтов о БАМе и форумов для бамовцев собрать достоверные свидетельства строительства БАМа, показатели выполнения задач строительства;
2. Разработать опросник, и взять интервью у ветеранов БАМа, продолжающих трудится на объектах строительства магистрали Томмот- Кердем- Якутск.
3. На основании собранных данных сделать собственные выводы по обозначенным в цели работы вопросам.
Специальных исследований по этой теме нет. Актуальность нашего исследования подтвердили результаты анкетирования, проведенного нами в школах Алданского района: учащиеся очень плохо знают историю БАМа и мало информированы о строительстве АЯМа, его значимости не только для нашей республики, но и для Российской Федерации в целом. По итогам нашей работы составлен аудиодиск для школ района с воспоминаниями ветеранов БАМа, участвующих сейчас в строительстве АЯМа. Среди них, например, воспоминания легендарного бригадира путеукладчиков, Героя Социалистического труда Александра Бондаря. Таким образом, работа имеет практическую значимость.
Витевская Ксения, 5 класс МОУ АР «Гимназия г. Алдан»
ВКЛАД АЛДАНЦЕВ В ВЕЛИКУЮ ПОБЕДУ
Тезисы работы, ставшей победителем районной НПК «Шаг в будущее» и Лаeреатом I cтепени всероссийской заочной НПК «Первые шаги в науку» ( г. Обнинск).
Город Алдан находился в глубоком тылу, но алданцы приняли самое активное участие в смертельной схватке с фашизмом. Маленький якутский городок дал стране 7 Героев Советского Союза и полного кавалера ордена Славы. Но, несмотря на то, что после разгрома фашистской Германии прошли десятки лет, в истории нашего края, отражающей вклад алданцев в Победу, осталось еще много «белых пятен».
Целью данной исследовательской работы является отражение вклада алданцев в Победу над фашистской Германией. Восстановление героики дней Великой Отечественной войны, увековечивание подвига алданцев - воинов и тружеников тыла представляется особенно актуальным в юбилейный год 65-летия Великой Победы.
Задачи исследования:
- Собрать воспоминания очевидцев Великой Отечественной войны, живых свидетелей истории;
- Обобщить и систематизировать собранные материалы для того, чтобы их можно было бы использовать на уроках и внеклассных мероприятиях, посвященных 65-летию Победы.
Источники исследования: воспоминания жителей Алданского района - участников и очевидцев событий; данные, полученные в Совете ветеранов Алданского района; музейные и архивные материалы; литературные источники; материалы, полученные на Интернет – сайтах и в периодической печати.
Ценностью данной работы является то, что в ней удалось собраны малоизвестные факты из прошлого Алдана периода Великой Отечественной войны и даже опровергнуты некоторые утвердившиеся стереотипы. Автору удалось открыть для широкой общественности новые имена героев, собрать информацию, которая не была известна долгие годы.
Гордиенко Екатерина,
9 класс МОУ АР «Гимназия г. Алдан»
ВКЛАД ЗАКЛЮЧЕННЫХ И СПЕЦПОСЕЛЕНЦЕВ В РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ АЛДАНСКОГО РАЙОНА
Тезисы работы, ставшей победителм районной краеведческой конференции «Отечество» и призером республиканской конференции «Шаг в будущее»
В основу научно-исследовательской работы положена история Алданского района с периода формирования лагерной системы и до момента её распада. В рамках исследования предпринята попытка изучить и раскрыть положение жертв сталинских репрессий, заключённых и спецпоселенцев, в рамках одного, отдельно взятого, района.
Цель исследовательской работы – показать вклад политзаключенных периода сталинских репрессий в развитие золотодобывающей и других отраслей промышленности Алданского района.
Гипотеза: развязывание массовых репрессий в Алданском районе и создание обширной лагерной системы в районе связано со стремлением правительства СССР, максимально удешевить себестоимость добычи золота и повысить показатели добычи драгоценного металла.
Исходя из цели работы, сформированы следующие задачи исследования:
1) Раскрыть экономические причины создания лагерной системы в Алданском районе.
2) Основываясь на источниках, рассказать о вкладе жертв сталинских репрессий в экономическое развитие района.
3) Показать историю и особенности спецпоселений в Алданском районе, роль спецпоселенцев в развитии золотодобывающей и других отраслей экономики района.
Монографий или каких-либо других печатных работ, раскрывающих вопросы сталинских репрессий, истории лагерей и спецпоселений на территории Алданского района не существует.
В работе приведены доказательства, в том числе документальные, подтверждающие выдвинутую гипотезу. Автором также предпринята попытка самостоятельно составить карту дислокации лагерей и спецпоселений на территории Алданского района.
Коробер Ирина,
10 класс МОУ АР «Гимназия г. Алдан», г. Алдан
БИЗНЕС-ПЛАН «ТУРИСТИЧЕСКАЯ БАЗА СУОН-ТИТ»
Тезисы работы, ставшей победителем в номинации республиканского конкурса «Лучший бизнес-план года»
Цель бизнеса: создание на территории Алданского района туристической базы отдыха «Суон Тит», особенностями которой будет являться организация сплавов по реке (рафтинг) и организация экскурсий в пещеры древних людей с обозрением петроглифов. Туристическая база расположится в верховьях реки Алдан, в 60 км от поселка Хатыми, 120 км от города Алдана. Цель проекта: увеличить объем спроса, путем более полного удовлетворения спроса потребителей, чтобы предприятие стало прибыльным и поэтапно максимизировать прибыль. Примерная стоимость проекта составляет около 20 млн. рублей. Деньги предназначены на выкуп земли под строительство базы, покупку спортивного снаряжения, строительство объектов, рекламу (расчеты приведены в разделе «Финансовый план») Источники финансирования: В качестве финансовых ресурсов планируется использовать вложения инвесторов и получение банковского кредита. Для реализации проекта планируется взять кредит в режиме 20 млн. рублей. Сроки реализации бизнес-плана: 2 года. Включает расчистку лесных площадей под строительство базы, непосредственно строительные работы, облагораживание территории, прокладку маршрутов, организацию стоянок и создание инфраструктуры базы. Срок окупаемости бизнес-плана: По нашим расчетам база окупит себя уже за первый сезон, и кредит будет погашен в первый же год. Кредит взят предположительно на 12 месяцев. Следовательно, ежемесячный вклад будет составлять 1,805,166.25 рублей. Чистая прибыль первого сезона составит порядка 3 258 932,44руб. В работе представлен анализ положения дел в отрасли, сущность предполагаемого проекта, программа производства и реализации продукции, план маркетинга, финансовый план, производственный план. В Приложении представлены разработанные автором работы рекламный буклет, рекламная листовка, таблицы и расчеты. Автором создан макет задуманной туристической базы.
ОЙКОНИМЫ АЛДАНСКОГО РАЙОНА
Найденова Валерия, 9 класс МОУ АР «Гимназия г. Алдан»
«Ойконимы Алданского района» - исследовательская работа, предполагающая сопоставление и изучение данных различных литературных источников, на основе которых автор попытается дать собственную трактовку поставленной проблемы.
Мы привыкли к существованию названий городов, поселков, рек… Названия служат необходимыми ориентирами, но мы редко задаемся вопросом: откуда они произошли?
Логично предположить, что названия возникли неслучайно. Вероятнее всего в названиях отражена история заселения людьми осваиваемых территорий.
Цель работы: Как можно более полно изучить все имеющиеся сведения и версии, объясняющие названия населенных пунктов Алданского района и сделать свои аргументированные выводы по теме.
Задачи:
В основу работы положены данные по топонимике. Работа является краеведческой. Специальных исследований по данной теме не проводилось, и печатных трудов нет.Тема представляется актуальной, так как мало изучена, основана на сборе материала по истории родного края и носит прикладной характер.
Особенностью работы является также ее интегрированность. При работе над темой затрагиваются предметные области: история, русский язык, якутский язык.
РЕЦЕНЗИЯ
на работу Малкина Владимира, воспитанника АДД, 10 класс, ставшего победителем районной НПК «Отечество» и призером республиканской НПК «Шаг в будущее»
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ АЛДАНСКОГО ДЕТСКОГО ДОМА
Работа является актуальной, так как приурочена к 80-летию АДД, которое отмечается в 2010 году. Имеет высокую практическую значимость, так как, собранные автором архивные материалы широко используются во время подготовки к празднованию и на мероприятиях, посвященных юбилею АДД. Следует отметить высокую исследовательскую значимость работы и самостоятельность ее автора, так как монографий или других опубликованных источников по истории создания и становления Алданского детского дома нет. Нет материалов на данную тему и в Алданском историко – краеведческом музее. Автор буквально по крупицам собрал ценнейшие источники для своего исследования, работая в Алданском районном архиве, в архиве Алданского детского дома, собирал фотографии, рукописи и воспоминания у ветеранов АДД, его бывших работников и воспитанников.
Анализируя содержательную часть работы, следует отметить ее логичность, четкую структурированность по временным отрезкам и обоснованность. В ходе своего исследования автору удалось рассмотреть различные версии и достоверно выяснить, когда, где и кем был открыт Алданский детский дом, узнать об его ранней истории; документально выяснить, в каких зданиях находился детский дом в г. Алдане за всю историю своего существования, сохранились ли они до сих пор; узнать, кто возглавлял Алданский детский дом на протяжении его существования, и восстановить хронологическую последовательность смены руководителей детского дома, узнать об их вкладе в его развитие; собрать воспоминания об истории детского дома и его традициях от представителей различных категорий старшего поколения, имеющих отношение к истории Алданского детского дома.
В результате можно сделать вывод, что цель исследования достигнута: по имеющимся документам и воспоминаниям бывших воспитанников и работников Алданского детского дома восстановлена история его создания и становления.
В Приложении к работе представлены воспоминания, собранные автором. Но, помимо этого, к работе имеется еще одно наглядное приложение в виде стендов и планшетов, на котором представлена история создания и становления АДД в фотографиях и документах, созданное автором работы. Это наглядное приложение в данный момент находится в АДД и, при необходимости, будет представлено на очный тур НПК.
Оформление работы соответствует предъявляемым требованиям. Работа Малкина Владимира, как работа, имеющая общепринятую для исследовательских работ структуру и обладающая вышеназванными достоинствами, может быть признана исследовательской и допущена к участию в НПК «Шаг в будущее».
Рецензия на работу
Чайченко Надежды, 10 класс МОУ АР «Гимназия г. Алдан», победителем районных и республиканских НПК «Шаг в будущее» в секциях «История» и «Музееведение», призером республиканской и очной всероссийской (г. Москва) краеведческой конференции «Отечество» и победителем всероссийской НПК «Молодые исследователи» (Г. Санкт-Петербург), профодимой в режиме ВКС.
ЭКСПЕДИЦИЯ С. И. ФЛУСОВА,
ПОЛОЖИВШАЯ НАЧАЛО АЛДАНСКОМУ РАЙОНУ
Данная работа носит краеведческий характер и является актуальной. Автор в ходе своего исследования фактически опровергает официальную версию об открытии Алдана и возникновении Алданского района. Говоря о рождении Алдана, отсчёт всегда ведется с 1923-1924 гг. и связывается оно с именами В. Бертина и М. Тарабукина. В фондах алданского историко - краеведческого музея три года назад автором работы была найдена рукописная записка из личного дела Степана Игнатьевича Флусова, бригадира одной из золоторазведочных партий, позволившая предположить, что открытие золота на алданской земле относится к более раннему времени, чем открытие в 1923 году ключа Незаметный. Автором работы были найдены документы - различные записки, отчёты о тех или иных геологических работах конца XIX века, которые утвердили ее в своих предположениях. Поэтому, целью исследования, которое продолжается уже три года, является сбор исторических источников, отбор фактов, мнений, свидетельств и других документов, позволяющих выявить «объективный» ход событий, предшествовавших экспедиции Бертина 1923 года и непосредственно относящихся к основанию Алданского района. В текущем году работа пополнилась новыми материалами (копиями документов из архивов Государственного Всероссийского золотопромышленного треста «Главзолото» и «Якутзолото» за 1937-1938 годы), переданными автору работы внуком С. И. Флусова Владимиром Аркадьевичем Флусовым и его воспоминаниями.
В начале исследования автором были поставлены задачи - найти подтверждение следующей гипотезе: открытие золотых месторождений на территории современного Алданского района относится к более раннему периоду, чем открытие ключа и основание прииска «Незаметный» в 1923 году; установить реальные сроки и участников первых экспедиций; доказать, что своим зарождением Алданский район во многом обязан именно тем, более ранним экспедициям.
Анализируя содержательную часть работы, следует отметить, что автору удалось исследовать историю вопроса, провести социологический опрос и грамотно его интерпретировать, собранные данные автор сумела строго структурировать и логически обосновать. Все поставленные в начале исследования задачи решены.
В заключении автору удалось на основе анализа сформулировать собственное мнение по проблематике вопроса. Необходимо учесть, что готовность к гуманитарной рефлексии свойственна далеко не всем детям, тем более значимой является представленная работа. В ней запечатлены самостоятельные выводы, суждения и оценки автора по заявленной теме, отражена ее индивидуальная позиция. Материал, представленный автором в своей работе, далеко выходит за рамки школьной программы. Кроме того, работа имеет практическую значимость - автором созданы буклеты об истории открытия Алдана, распространенные им среди алданцев в День города.
Исследований по заявленной теме ранее не проводилось и специальных работ не существует. Следует подчеркнуть большую степень самостоятельности автора работы. В ходе исследования были изучены не только исторические и документальные очерки, отчеты геологоразведочных работ, но и воспоминания участников и очевидцев событий, их свидетельства по материалам Алданского районного государственного архива, Алданского историко-краеведческого музея и материалам периодической печати.
Оформление работы соответствует предъявляемым требованиям.
Считаю, что работа Чайченко Надежды, как работа, имеющая общепринятую для исследовательских работ структуру и обладающая вышеназванными достоинствами, может быть признана исследовательской и допущена к участию в НПК «Шаг в будущее».
Рецензия на работу
Витевской Ксении, 6 класс МОУ АР «Гимназия г. Алдан»,
ставшей призером районной НПК «Шаг в будущее»
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИМЕННЫЕ БЛЮДА РУССКОЙ КУХНИ
Данная работа является историческим и этнографическим исследованием. Это попытка совместить подходы начинающего кулинара и интересующегося историей
человека к данной теме. Автора заинтересовали вопросы: почему блюда стали носить имена людей? Кто эти люди? Какие именные блюда есть в русской кухне? С какими историческими событиями связано их создание?
В результате проведенного социологического опроса автору удалось выяснить, что ответы на эти вопросы было бы интересно получить многим школьникам. У автора возникла идея создать историко – кулинарный сборник рецептов именных блюд русской кухни, поэтому работа включает два этапа: теоретический и практический.
Автор ставит перед собой следующую цель: через создание сборника исторических именных рецептов русской кухни пробудить у школьников интерес к отечественной истории и гастрономии.
Исследование подкреплено действительными фактами, ссылками на источники, цитатами из современников и более поздних исследователей и основано на документах и исторических источниках, таких как «Краткие поваренные списки» С. Друсковцева (1779 г.), «Поваренный словарь» В. Похлебкина (1795 г.), «Русская поварня» В. Левшина (1816 г.) и, даже «Домострой» (1550 г.) и т. п.
Анализируя содержательную теоретическую часть работы, следует отметить, что автор структурно разделила ее на две главы: «Исторический обзор традиционной русской кухни» и «Исторические именные блюда русской кухни», в которой исследовала исторические версии создания ряда именных блюд русской кухни и сделала собственные выводы относительно их достоверности с точки зрения отечественной истории. Ряд версий аргументировано опровергнут автором работы, другие, напротив, получили в работе свое подтверждение.
Автору в ходе исследования удалось решить следующие задачи: выяснить, какие блюда русской кухни можно действительно считать историческими именными, найти достоверные версии авторства и истории создания блюд, узнать авторские рецепты приготовления именных блюд.
Бесспорным достоинством работы является то, что все представленные в сборнике исторические именные рецепты были апробированы автором на домашней кухне, продегустированы, а их фотографии представлены в сборнике.
Сборник имеет познавательное содержание и удобную для читателей структуру: на каждой странице располагается название блюда, портрет и информация об его авторе, историческая версия происхождения блюда, найденная автором сборника в различных исторических источниках и непосредственно рецепт его приготовления, включающий разделы «Ингредиенты» и «Приготовление». На оборотной стороне листа – собранные автором афоризмы и пословицы о русской кухне, а также место для читательских заметок, куда можно записывать рецепты. Блюда, представленные в сборнике, классифицированы по разделам: «Закуски», «Первые блюда», «Вторые блюда», «Каши», «Выпечка».
Сборник апробирован на уроках Технологии (Домоводства), раздел «Кулинария» и получил хорошие отзывы, как от учащихся, так и от преподавателей. Согласно, проведенному автором сборника, анонимному анкетированию учащихся, использовавших сборник на уроках в гимназии, они считают его интересным и полезным. Учащиеся отмечают, что о многих именных блюдах исторической кухни узнали впервые и заинтересовались, как самими рецептами, так и историческими версиями их создания. Подавляющее большинство отметили, что сборник побудил их найти и изучить материал об исторических деятелях – авторах именных блюд и об исторических событиях, имеющих отношение к истории создания этих блюд. Следовательно, цель поставленная автором в начале исследования, достигнута.
Оформление работы соответствует предъявляемым требованиям.
Считаю, что работа Витевской Ксении, как работа, имеющая общепринятую для исследовательских работ структуру и обладающая вышеназванными достоинствами, может быть признана исследовательской и допущена к участию в НПК «Шаг в будущее».
Стеклянный Человечек
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Почему Уран и Нептун разного цвета
Разлука
Петушок из русских сказок
Комментарии
Спасибо за материал! Очень
Спасибо за материал! Очень помог для написания тезисов к исследовательской работе