Среди основных причин, влияющих на распространённость наркомании и токсикомании в детско-подростковой среде, одно из первых мест занимают лёгкая доступность ПАВ и снижение у большинства детей и подростков превентивной психологической защиты и низкий ценностный барьер. Цель работы: доказать, что школьник должен владеть навыками здорового образа жизни, включающими основы самоконтроля и самооценки, умением разрешать конфликты и уважать точку зрения оппонента, поскольку от социальной компетентности подростка во многом зависит его физическое и психическое здоровье.
Вложение | Размер |
---|---|
ya_vybirayu_zhizn.doc | 106 КБ |
Среди основных причин, влияющих на распространённость наркомании и токсикомании в детско-подростковой среде, одно из первых мест занимает лёгкая доступность ПАВ. Около 60 % опрошенных несовершеннолетних, употребляющих наркотики и токсические средства, отмечают относительную несложность их приобретения. Наркотики приобретаются на дискотеках, в кафе, в хорошо известных местах на улицах, в парках, а также на квартирах распространителей и торговцев наркотиками. В результате общество столкнулось с реальной незащищённостью детей и подростков от экспансии наркотических средств. Следующим фактором наркотизации является снижение у большинства детей и подростков превентивной психологической защиты и низкий ценностный барьер. Несовершеннолетний, начинающий принимать наркотики, находится в своеобразной социально-психологической ситуации: с одной стороны – распространение наркотиков, прессинг рекламных предложений нового стиля жизни и новых ощущений, связанных с наркотизацией, в сочетании с доминирующими у подростка мотивами любопытства и подражания; с другой стороны – растерянность и некомпетентность педагогов, социальных работников, родителей; с третьей – недостаточная борьба правоохранительных структур с потребительными ПАВ.
А) Табак завоевывает мир.
Б) Похититель разума.
Табак родом из Америки. И хотя на старинных китайских вазах встречаются рисунки с изображением курящих людей, все же до открытия Колумба табака в Старом Свете не знали. История приобщения европейцев к курению началась так.
12 октября 1492 года матрос Родриго Триана с корабля «Пинта» знаменитой флотилии адмирала Христофора Колумба закричал: «Впереди земля!»
Грянул пушечный салют. На кораблях убрали паруса, и они медленно двигались к неведомой земле. Колумб полагал, что перед ним восточный берег сказочной Индии. Местные жители называли свою землю, оказавшуюся островом, Гуанахани. Колумб дал ей новое имя – Сан-Сальвадор. Это название с тех пор носит один из Багамских островов.
В числе подарков местные жители поднесли Колумбу сушеные листья «петум». Они курили эти подсушенные на солнце листья, свёрнутые в трубочки. В поисках золота Колумб направился дальше к югу и 27 октября 1492 года высадился на побережье Кубы. Жители встречали пришельцев с головнями в руках и с травой, употребляемой для курения, которую они называли «сигаро». Дым этой травы, по образному выражению Колумба, они «пили». При курении «каждый делал из неё три-четыре затяжки, выпуская дым через ноздри».
25 декабря 1492 года корабль «Санта-Мария» потерпел аварию. Людей, ценный груз и пушки удалось спасти, однако на оставшемся самом маленьком корабле «Ниньи» («Детке») невозможно было поместить экипаж двух кораблей. (Третий корабль «Пинта» под водительством Мартина Пинсона покинул Колумба.) На построенном из обломков «Санта-Марии» форте «Навидад», что означало «Рождество», обосновались испанцы. Колумб с частью экипажа отправился в Европу, оставив в качестве своего заместителя монаха Фра Романе Пано. Оставшиеся матросы были первыми европейцами, научившимися курить от местных жителей. Растение, получившее название от имени провинции Табаго острова Гаити, начало свое победоносное шествие по странам и континентам. В Россию табак был завезен английскими купцами в 1585 году через Архангельск, а затем начал широко культивироваться на российской земле. В России в царствование царя Михаила Федоровича уличенных в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй – отрезанием носа или ушей. После опустошительного пожара в Москве в 1634 году, причиной которого оказалось курение, оно было запрещено под страхом смертной казни. При Алексее Михайловиче, сына Михаила Федоровича, в специальном «Уложении» от 1649 года было «велено всех, кого будет найдено богомерзкое зелье, пытать и бить на козле кнутом, пока не признаются, откуда зелье получено». Частных торговцев табаком повелевалось «пороть, ссылать в дальние города». Но в этой борьбе табак оказался победителем.
В России торговля табаком и курение были разрешены в 1697 году в царствование Петра I, который сам стал заядлым курильщиком после посещения Голландии. Более того, он всячески склонял к курению своих приближенных и разрешил свободный ввоз табака из-за границы, наложив, правда, на него высокую пошлину.
История изготовления хмельных напитков уходит в глубь тысячелетий. Алкогольные напитки получали из пальмового сока, ячменя, пшеницы, риса, проса, маиса.
Распространение пьянства на Руси связано с политикой господствующих классов. Было даже создано мнение, что пьянство является якобы старинной традицией русского народа. При этом ссылались на слова летописи: «Веселие на Руси – есть пити». Но это клевета на русскую нацию. Русский историк и этнограф, знаток обычаев и нравов народа, профессор Н.И. Костомаров (1817-1885) полностью опроверг это мнение. Он доказал, что в Древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5-10 градусов. Чара пускалась по кругу, и из нее каждый отпивал несколько глотков. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, и пьянство считалось величайшим позором и грехом.
Водка стала проникать в страну вначале из-за границы, а потом появилось и собственное винокурение. Правительство, начиная с Ивана III, стремилось сохранять за собой право изготовления и продажи водки в учреждаемых кабаках. Широко насаждались царевы кабаки при Иване Грозном. Корчмы уничтожались. Входили в практику откупа; откупщики за право торговать водкой в той или иной местности вносили значительные по тем временам суммы 10-20 тыс. рублей. Население было вынуждено тайно варить мед и пиво. Кабацкие головы выслеживали нарушителей и доносили властям. Провинившихся подвергали штрафу и «правежу»: их били тонкими палками- батогами, нередко забивали до смерти. Если население не выпивало на планируемую государством сумму, недоимка раскладывалась на всех. Ограничение продажи водки состояло в том, что кабаки открывались и закрывались в определенные часы, не торговали в великий пост, воскресные дни, праздники.
В кабаках в XVII веке висело объявление: «По указу царя великого князя Алексея Михайловича всея Руси великие и малые – петухов от кабаков не отзывать, не гоняти - ни жене мужа, ни отцу сына, ни брату, ни сестре, ни родне иной, покуда оный петух до креста не пропьется».
Традиции, привычки имеют огромную силу. Это - одна из причин, почему государство не может отказаться от продажи водки. Другой причиной является то, что запрет может привести к распространению самогоноварения, а в связи с этим к расходованию большого количества зерна, сахара, фруктов и других ценных продуктов, к спекуляции, к незаконной продаже спиртных напитков, к росту заболеваний и отравлений в результате потребления алкогольных напитков, приготовленных кустарным способом. Поэтому борьба с алкоголизмом потребует еще много времени и усилий.
2. Алкоголизм, табакокурение и наркомания как виды отклоняющегося поведения.
В народе весьма популярна присказка: «Не куришь и не пьешь – здоровеньким помрешь». Это такая шутка разудалых людей над теми, кто предпочитает свежий воздух, ясную голову и насыщенную интересную жизнь. Смысл этой присказки такой: мол, кури – не кури, пей – не пей, а умирать все равно придется.
К сожалению, избежать смерти не удается никому. Но неужели не имеет значения, с чем человек придет к последнему дню? Умереть здоровеньким, а не разбитым и немощным – мечта всех нормальных людей.
Курение и пьянство – извечные пороки человечества. Хотя многие люди их пороками не считают. Их логика проста: весь мир пил и курил – и ничего, выжил. Мир, действительно, выжил, а вот конкретные люди – далеко не все.
Алкоголизм, табакокурение и наркомания – виды отклоняющегося поведения, в определенной мере связанные с преступностью. Немалая часть преступных деяний (преступления против личности, хулиганство и т.п.) совершается в состоянии алкогольного опьянения. Наркоманы в поисках средств для покупки наркотиков часто вступают на путь преступлений. С наркоманией связан преступный наркобизнес: производство, хранение, распространение и сбыт наркотиков. Вместе с тем алкоголизм и наркомания сами по себе наносят ущерб, прежде всего их субъектам, т. е. самим алкоголикам и наркоманам, тогда как преступность наносит вред в первую
Очередь другим людям или иным объектам преступлений.
Алкоголизм – это хроническое заболевание, развивающиеся в результате систематического употребления спиртных напитков. Оно проявляется в физической и психической зависимости от алкоголя, ведущей к социальной и психологической деградации личности. Установлено, что пьяными совершается 55 % всех краж, 79 % всех грабежей, 69 % всех нападений. Преступления среди несовершеннолетних в большинстве своем – также результат пьянства. Более 80 % хулиганских действий приходится на подростков, пребывавших в нетрезвом состоянии. Жизнь показывает, что в состоянии опьянении действительно устраняются сдерживающие факторы: именно пьяными совершается подавляющее большинство особо жестоких и безобразных преступлений.
Используя классификацию Всемирной организации здравоохранения, обратим внимание на три вида последствий пьянства и алкоголизма:
Для пьющего: Утрата самоконтроля; агрессивность; несчастные случаи; наступление административной ответственности за пребывание в нетрезвом виде в общественных местах; отравление алкоголем; тяжелые заболевания внутренних органов; в дальнейшем -ранняя смерть или самоубийство; | Для семьи: Конфликты в семье; невыполнение супружеских отцовских и материнских обязанностей; потеря уважения; материальные трудности; неправильное воспитание детей; нанесение вреда их физическому и психическому здоровью; | Для общества: Нарушение общественного порядка; дорожно-транспортные происшествия; снижение производительности труда и прогулы; экономический ущерб, связанный с выпуском бракованной продукции, авариями, расходами на лечение, охрану правопорядка. |
3. Возрастные особенности знакомства ребенка с наркотиками.
Практически каждый ребенок проходит через стадию «маленьких обезьянок», с особым искусством подражая окружающим, копируя их черты. Эту поведенческую особенность называют реакцией имитации. Первым примером для подражания служат родители. Часто именно благодаря им ребенок знакомится с «легальными наркотиками»- алкоголем, никотином. Именно наблюдая за взрослыми, он узнает о традиции использования алкоголя по торжественным случаям. Алкогольные напитки на столе у ребенка прочно связываются с атмосферой праздника, веселья в доме. Знакомство с ними кажется привлекательным, поскольку помогает стать похожим на папу, его друзей – таких сильных, мужественных, взрослых.
Так происходит первая алкогольная проба. По исследованиям Управления социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Минобразования России, 82% несовершеннолетних наркоманов из благополучных семей начинали свою наркогенную карьеру с домашних праздников, поддерживая компанию взрослых.
Младшему школьному подростковому возрасту присущ этап саморазрушающего поведения, когда все то, что связано с риском, кажется особенно привлекательным. Ребенок с удовольствием демонстрирует «чудеса храбрости»: не думая о последствиях, перебегает дорогу перед носом мчащейся машины, забирается на крышу, совершает множество других «подвигов».
Подростковый возраст для большинства родителей и учителей становится серьезным испытанием. Его не случайно называют «трудным»- вчера еще такие послушные и дисциплинированные мальчики и девочки сегодня вдруг становятся неуправляемыми, грубыми, даже жестокими. Во многом причины столь резких перемен характера связаны с мощными физиологическими перестройками, которые претерпевает организм полростка. Темпы созревания различных систем организма оказываются неодинаковыми, нередко они просто не успевают друг за другом. Знакомство с одурманивающим препаратом в этот период особенно опасно, поскольку создает иллюзию «физиологического благополучия», на время снимает дискомфортные ощущения. В определенной степени на раннее приобщение к одурманиванию способны влиять реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением. В подростковом возрасте он уже имеет физиологическую основу. Неспособность найти выход копящемуся внутри напряжению может подтолкнуть к использованию одурманивающих веществ. У подростков также бытует мнение о том, что ряд наркотиков способен усилить потенцию, выполняя роль своеобразного сексуального допинга. Провоцировать наркогенное заражение способна и подростковая поведенческая реакция эмансипации. Она проявляется в стремлении высвободиться из-под опеки, контроля родителей, учителей. Подростки всячески стремятся отстоять свое право на самостоятельность и независимость, создать свой собственный мир, не похожий на мир взрослых.
Мнение и советы родителей теряют свою значимость, большую роль приобретает общение с ровесниками. Отсюда и возникают молодежная мода, сленг, музыка и т.п.- все то, что образует для подростка особый мир, отличающийся от мира взрослых. При этом для многих подростков использование наркотиков становится одним из главных способов демонстрации своей «взрослости», независимости.
По данным опросов, абсолютное большинство несовершеннолетних начинают употреблять наркотические вещества в группе, испытывая ее сильное давление. Именно сверстники оказываются в роли инициаторов пробы одурманивающего препарата. При этом перед молодым человеком встает выбор – принять предложение, стать «своим» в группе или оказаться в «гордом одиночестве», в роли «белой вороны». Нередко страх остаться одному у подростка превышает страх перед наркотиком. Таким образом, наркотизиризующийся пытается снять чувство вины за собственное увлечение, оправдываясь перед собой тем, что «не он один такой плохой», а также формирует микросреду, которая живет по схожим законам и принимает его. Молодой человек, входя в группу, осваивает множество ее традиций и требований. Наркотизация оказывается лишь одной из них.
А что означает термин «субкультура»? Обычно его используют для обозначения культуры определенной социальной группы, ценности и нормативы которой чем-то отличаются от общепринятых. Жизнь нашего общества и складывается из отдельных субкультур – субкультуры подростков и представителей старшего поколения, жителей мегаполисов и маленьких деревень, представителей отдельных национальностей и т. п.
Существует целый ряд теорий, объясняющих сущность и причины вовлечения молодежи в ту или иную субкультуру. Социологи предполагают, что сегодня значительно снижается роль семьи в процессе воспитания подрастающего поколения. Молодые люди не могут воспользоваться родительским опытом в силу его быстрого устаревания. Постепенно меняются и представления о нормальной жизни, ее составляющих. Семья перестает быть основным фактором социализации молодого человека. В результате происходит своего рода «вынужденное» вовлечение подростка в субкультуру, где он может приобщиться к определенному, необходимому для него социальному опыту.
Среди негативных характеристик молодежной субкультуры обычно выделяют три явления-символа: наркотики, секс и насилие. Подростковый период называют «трудным возрастом», «переломным периодом». Его содержание заключается в изменении поведенческих характеристик: от почти полного послушания, свойственного малым детям, юноши переходят к сдержанному непослушанию – скрытому неповиновению родителям. Если раньше, будучи детьми, они смотрели на мир глазами своих родителей, то теперь они ведут как бы двойной счет: у подростков и юношей выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир, которые частично пересекается с позицией родителей, частично – со взглядами сверстников. Трудности социализации в этот период связаны с тремя главными обстоятельствами:
Социологи говорят о ролевом бесправии тинэйджеров-меньшем объеме прав и обязанностей по сравнению со взрослыми. Обладая меньшими возможностями, тинэйджеры сталкиваются с такими глобальными мировоззренческими и нравственными проблемами, которые в зрелом возрасте уже решены. Недостаток жизненного опыта вынуждает их совершать гораздо больше ошибок, чем это делают взрослые. Но главное не в количестве, а в качестве ошибок, серьезности и последствий: преступность, употребление наркотиков, алкоголизм, половая распущенность, насилие над личностью. Многие тинэйджеры бросают школу, в результате чего нарушается процесс социализации. Недополучение знаний сразу же сказывается на экономическом положении, подростки и юноши оказываются в худшей ситуации на рынке труда. В развитых странах уровень безработицы среди 18-летних в 3 раза выше, чем у взрослых. Социологи полагают, что сексуальная распущенность, злоупотребление алкоголем и лихачество есть не что иное, как попытка играть роль взрослых.
В последние годы среди школьников отмечается значительный рост распространенности «вредных привычек»: до 90 % подростков имеют опыт знакомства с алкоголем и до 70 %- пробуют курить в возрасте до 15 лет.
Вызывает серьезное беспокойство тенденция к увеличению частоты курения среди детей и подростков. К 14-ти годам курят 28 % школьников, из них каждая 8-я девочка. Употребление алкоголя также не является редкостью среди подростков – более половины учащихся имеют опыт общения с алкоголем к окончанию школы (Скворцова Е.С., Баклушина Е.К.,). Сопоставление употребления алкоголя детьми показало, что между употреблением алкогольных напитков родителями и формированием этой вредной привычки у подростков отмечается выраженная статистическая зависимость (65,4 и 40,1 %).
Злоупотребление спиртным, различные формы наркомании и токсикомании детерминируется в подростковом возрасте многочисленными, но в общем сходными причинами и условиями (Дербенев Д.П.) К числу важных детерминант относятся характеристики микросоциальной среды среди подростков: асоциальная, криминальная семья, злоупотребляющая спиртным, наркомания у родителей, неполная дисгармоничная семья, неправильное воспитание в семье и др.
Исследования показывают, что здоровье как ценность не является значимым фактором внутренней мотивации школьников среднего и старшего звена. Анализ знаний детей о способах сохранения и укрепления здоровья (когнитивный компонент отношения к здоровью) также выявил их ограниченность: недостаточно сформировано умение сознательно ставить цель, принимать решение и реализовывать его в своей жизни (эмоцианально-волевой компонент отношения к здоровью); конкретные поступки, действия, навыки, обеспечивающие сохранение здоровья (деятельностный компонент), далеки от принципов ЗОЖ.
Большое влияние на формирование детей к своему здоровью оказывает образ жизни и поведение родителей. На основе факторного анализа установлена наиболее высокая значимость для формирования мотивации здоровьесберегающего поведения у детей показателей, характеризующих морально-психологический климат в семье, медицинскую активность родителей и организацию режима дня и питания в семье. К сожалению, большая половина родителей имеют лишь элементарные, общие медицинские и гигиенические знания о профилактике заболеваний и способах оздоровления своих детей. Чрезмерная занятость и нервные перегрузки взрослых ведут к снижению качества семейного воспитания, к серьёзным отклонениям от принципов здорового образа жизни. В последние годы всё более ощутимым становится влияние медико-организационных факторов риска. Экономический кризис, переход к страховой медицине, отток врачей из первичного звена педиатрической службы привели к уменьшению профилактической направленности медицинского обеспечения, к снижению качества профилактической медицинской помощи детям, к ослаблению внимания к проблеме формирования потребности в ЗОЖ. Таким образом, ведущее значение в негативных тенденциях состояния здоровья школьников принадлежит агрессивному воздействию среды.
Согласно полученным результатам, примерно каждый третий юноша и девушка ответили, что никогда не курили. Распространение курения выявлено как в городской, так и в сельской популяции школьников: среди мальчиков 34,2±1,6 %, 49,2±1,8 % и девочек 26,4±1,4 %, 34,2±1,6 % соответственно. Доля курящих девочек достоверно меньше, чем мальчиков (р<0,05). Школьники приобщаются к курению табака в 10-16 лет. 23,2 % мальчиков и 13,4 % девочек пробуют курить до 10 лет. У девочек пик приобщения (22,6 %) приходится на 13-14 лет. В 11-12 лет знакомятся с курением 16,9 % мальчиков и 13 % девочек, а в 15-16 лет - соответственно 7,4 % и 8,1 %. Исследования проводимые в нашей школе (см. приложение) во многом совпадают с данными исследований, которые проводил медицинский институт Якутского государственного университета имени М.К. Аммосова совместно с министерством здравоохранения РС (Я).
Стратегия противостояния употребления ПАВ и индивидуальная ответственность за их употребление.
В России было принято немало законов, направленных на борьбу с детским курением и ПАВ. С 2001 года Законом РФ «Об ограничении курения табака» запрещена продажа сигарет несовершеннолетним, административный кодекс предусматривает жесткие меры наказания безответственных продавцов и руководителей предприятий розничной торговли, нарушающих этот запрет. Вскоре после этого в ряде регионов было решено штрафовать родителей за курение в школах (сумма штрафа должна равняться десяти минимальным окладам труда). Недавно вступил в силу новый Закон РФ «О рекламе», который вводит серьезные ограничения на рекламу табака и алкогольной продукции. Ратификация Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе с табаком станет еще одним важным вкладом в борьбу с детским курением. В школах действуют наркопосты, программы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, программы по профилактике наркомании среди детей и подростков. Сделано не мало, но действительность запретительных мер равна нулю, если они не подкреплены положительными примерами: модой на здоровый образ жизни, ответственным воспитанием в семьях, профилактическими, образовательными инициативами. Чем раньше мы сможем зарабатывать (становясь более независимым), чем более доступной станет модная одежда, чем больше у подростков будет возможностей проявить себя на пользу общества, тем меньше будет стремление выразить свою «самость» через сигарету, пиво и др. Но все начинается с семьи, с улицы, со школы. Именно семья формирует мировоззрение ребенка. На родителях лежит колоссальная ответственность за воспитание в ребенке нежелания следовать негативным стереотипам и дурным примерам сверстников.
Основная причина, по которой люди говорят наркотикам и алкоголю «да», заключается в том, что сказать «нет» просто довольно сложно. Подросток постоянно испытывает давление своих дружков, и что бы сопротивляться, надо иметь большую силу воли.
Чтобы сказать «нет» существует три способа: первый – гнуть свою линию с риском оскорбить доброхота, второй – попытаться уговорить его, а третий - попытаться избежать вызова. Может возникнуть ситуация, в которой подросток может выглядеть изгоем. Но стоит задать себе вопрос: что же это за люди, которые оценивают другого человека по одному-единственному критерию – принимает ли он вместе с ними? Рано или поздно каждый обнаружит, что его тянет к людям, разделяющим его взгляды на алкоголь, табакокурение и наркотики.
Ни один подросток и не предполагает, что может оказаться жертвой беспробудного пьянства или передозировки наркотиков. Они считают, что все газетные сообщения о подростках-наркоманах которых нашли мертвыми в гараже не имеют к ним ни какого отношения. Что это происходит с кем то другим. И вообще это не реально. Хочется сказать всем: «Подумай! На чём держится алкогольная зависимость? Ответ очевиден.»
На безвольных дураках:
- потому что они не научились говорить «нет»;
- потому что силы воли не хватает, чтобы не поддаться в психологии толпы;
- потому что живут чужим умом: что скажет, то и сделают;
- потому что любопытство побеждает рассудок.
На отсутствии культуры:
- потому что культурный человек найдёт прелесть в активном творчестве, а не в пассивном кайфе наркотика;
- потому что культурный человек выберет иной круг общения;
- потому что культурный человек читает книги;
- потому что культурный человек знает о вреде наркотиков.
Средняя продолжительность жизни у наших горожан составляет 58 лет. За последнее десятилетие она снизилась на 15 лет у мужчин, на 8 лет у женщин. Увеличилось число смертей мужского населения в возрастной группе от 12 до 25 лет. Среди причин раннего ухода из жизни подростков и юношей доминируют
- отравления суррогатами алкоголя;
- передозировка наркотиков;
- пьяные разборки;
- ДТП на почве пьянства;
- убийства;
- самоубийства.
В нашей стране нет войны, но молодые люди погибают от страшной беды – разве это не страшно. И пусть задумается каждый, что он тоже может пополнить эти ряды, если однажды даст слабинку. Имея внутренний стержень, человек не зависит от чужих решений. Он принимает свои. И только такой человек может достичь целей счастливой и долгой жизни, реализовать себя. У нас еще есть время подумать, не позволить испортить свою будущую жизнь. Я выбираю жизнь! Я не хочу никогда узнать фразу «Уже поздно ».
Литература
Приложение
Возраст в котором происходит знакомство молодых людей с легальными наркотиками
Причины употребления легальных наркотиков
Чаще всего употребление легальных наркотиков происходит
Подростки употребляющие легальные наркотики чаще всего получают их от
Место, где впервые подростки употребляют алкогольные напитки
При возникновении проблем с употреблением ПАВ ждут помощи от
Больше всех беседуют о вреде потребления ПАВ
Снежная книга
Просто так
Твёрдое - мягкое
Без сердца что поймём?
Ручей и камень