На протяжении трёх лет ученица исследовала тему "Блудный сын в русской литературе". Для этого были прочитаны и проанализированы произведения русских классиков: "Станционный смотритель" А.С.Пушкина, "Телеграмма" К.Г.Паустовского, "Утиная охота" А.Вампилова. Кроме этого, ученица познакомилась с полотнами известных художников, воспроизводивших тему в живописи.
Вложение | Размер |
---|---|
tema_bludnogo_syna_v_lit-re.rar | 2.87 МБ |
tema_bludnogo_syna._konferenciya_2010_g..doc | 654.5 КБ |
tema_bludnogo_syna_v_lit-re_i_isk-ve.rar | 2.92 МБ |
Тема Блудного сына в русской литературе
Оглавление
I Введение………………………………………………..стр. 3
II Основная часть………………………………………стр. 5
пьесы «Утиная охота»………………………...стр. 5
III Заключение…………………………………………...стр. 17
IV Словарь терминов…………………………………...стр. 18
V Использованная литература………………………...стр. 19
VI Приложения…………………………………………..стр. 20
I Введение
Быть иль не быть. – таков вопрос;
Что благородней духом – покоряться
Пращам и стрелам яростной судьбы
Иль, ополчась на море смут, сразить их
Противоборством?
У.Шекспир
Я продолжаю свою исследовательскую работу «Тема блудного сына в русской литературе», начатую мною в восьмом классе, потому что она актуальна во все времена. Человек всегда проходит путь сомнений, ошибок, отступничества и возврата. Но какими бы мы ни были, родители нас поймут и простят. Ранее я рассматривала эту тему на примере повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель», где главную роль играл Самсон Вырин - станционный смотритель и его блудная дочь Дуня, которая от него ушла, а когда вернулась, то смогла навестить отца только на кладбище. И Рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма», в которой говорилось о Катерине Петровне, находившейся при смерти. Она попросила свою единственную дочь Настеньку приехать к ней, чтобы в последний раз повидаться с дочерью. Но не нашлось у Насти времени, и когда она соизволила приехать, то было уже слишком поздно, мать уже умерла и встреча не состоялась.
В этом году я хочу рассмотреть «Тему Блудного сына в русской литературе» на примере пьесы А.В. Вампилова «Утиная охота».
Я решила начать свою работу со знаменитых слов Гамлета, потому что ситуация выбора – основная в пьесе А.В. Вампилова «Утиная охота». Главный герой пьесы - Зилов, принимая решение, руководствуется минутным желанием, выгодой или новой страстью. Видимо искусственное существование и явилось причиной опустошения его души и жизни. Там где Гамлет отвечает: «Быть», - Зилов говорит: «Не быть». Покоряясь обстоятельствам, он всё дальше уходит от настоящей жизни.
Целью моей работы является:
В своём докладе я ищу ответы на вопросы:
II Основная часть
О жизни Вампилова
Александр Валентинович Вампилов родился в семье потомственных учителей в поселке Кутулик Иркутской области. «Дорогая Тася! – обращается к жене отец Вампилова в ожидании его рождения…- Я уверен, все будет хорошо. И вероятно, будет разбойник – сын, и боюсь как бы не был писателем, так как во сне вижу писателей».
19 августа 1973 года: «Молодец, Тася, все-таки родила сына. Мое предчувствие оправдалось…сын. Как бы не оправдала второе…У меня, знаешь, вещие сны». Сны действительно оказались вещими.
Год рождения Вампилова был годом 100-летия со смерти Пушкина, в честь которого он и был назван Александром. Но в пророческих снах отца было не только светлое. По народным приметам, дробь – к сезам: они пролились в этом же году – В. Вампилова репрессировали, а в 1938-м расстреляли.
Детство А.Вампилова, судя по воспоминаниям матери и сверстников, было обыкновенно – типичное: школа, походы и т.п.
В университет он поступил на историко-филологический факультет и с первого курса затеял театр. Учился Александр не очень прилежно.
Его сценки и зарисовки, написанные порой прямо на лекциях, охотно печатают университетская многотиражная и молодёжная иркутская газета. Вскоре после окончания университета Вампилов выпускает книгу «Стечение обстоятельств» под псевдонимом А. Санин. Ещё он работал журналистом, заведовал отделом рабочей молодежи, учился на курсах Высшей комсомольской школы. Но театр остается по-прежнему первенствующей страстью.
2. История создания и публикации пьесы «Утиная охота»
А. Вампилов (приложение№1) в 1967 году пишет пьесу «Утиная охота», которая в 1970 году впервые публикуется в альманахе «Ангара».
До этого пьесу пытался напечатать «Новый мир», но редколлегия не пришла к единому решению. Официальная причина отказа звучала так: «Новый мир» пьес не печатает.
Публикация в «Ангаре» чудом обошлась без цензуры: главный редактор Марк Сергеев «подловил» момент, когда главный цензор ушёл в отпуск, и поставил «Утиную охоту» в номер.
Вскоре после публикации на Вампилова был написан донос в Иркутский обком КПСС, а затем и в ЦК КПСС: оказалось, что в Иркутске есть Бюро технической информации и его служащие обвинили автора в клевете.
3. Персонажи
По ходу пьесы автор делает психологические портретные зарисовки героев:
Виктор Зилов (приложение №2) — «Зилову около тридцати лет, он довольно высок, крепкого сложения; в его походке, жестах, манере говорить много свободы, происходящей от уверенности в своей физической полноценности. В то же время и в походке, и в жестах, и в разговоре у него сквозят некие небрежность и скука, происхождение которых невозможно определить с первого взгляда.»
Галина, его жена — «Галине двадцать шесть. В её облике важна хрупкость, а в её поведении — изящество, которое различимо не сразу и ни в коем случае не выказывается ею нарочно. Это качество, несомненно, процветающее у нее в юности, в настоящее время сильно заглушено работой, жизнью с легкомысленным мужем, бременем несбывшихся надежд. На её лице почти постоянно выражение озабоченности и сосредоточенности (она учительница, а у учителей с тетрадями это нередко).»
Кузаков — «Кузакову около тридцати. Яркой внешностью он не выделяется. Большей частью задумчив, самоуглублен. Говорит мало, умеет слушать других, одет весьма неряшливо. По этим причинам в обществе он обычно в тени, на втором плане. Переносит это обстоятельство с достоинством, но и не без некоторой досады, которую хорошо скрывает.»
Кушак, начальник — мужчина солидный, лет около пятидесяти. В своем учреждении, на работе он лицо довольно внушительное: строг, решителен и деловит. Вне учреждения весьма неуверен в себе, нерешителен и суетлив.
Вера — «ей около двадцати пяти. Она явно привлекательна, несколько грубоватая, живая, всегда «в форме»… одевается красиво и носит неизменно роскошную причёску.
Официант Дима — «Ровесник Зилова и Саяпина, высокий, спортивного вида парень. Он всегда в ровном деловом настроении, бодр, уверен в себе и держится с преувеличенным достоинством, что, когда он занят своей работой, выглядит несколько смешным»
4. Воспоминания
Пьеса начинается с «шутки»: главному герою приносят похоронный венок с издевательской надписью: «Незабвенному безвременно сгоревшему на работе Зилову Виктору Александровичу от безутешных друзей». Подумать только можно, как злостно над ним подшутили его собственные друзья! Живому человеку прислать венок, похоронить раньше времени.
Символ смерти заставил Зилова оглянуться назад и задуматься о прожитой жизни. Рассмотрим все его воспоминания.
Воспоминание первое.
Зилов и Саяпин обедают в кафе «Незабудка» со своим начальником Кушаком. Благодаря нему Зилов недавно получил квартиру и собирается вечером праздновать новоселье. Но тут появляется бывшая любовница Зилова - Вера, которая флиртует с Кушаком и напрашивается на новоселье. Зилов вынужден пригласить её.
Вечером в новую, но ещё пустую квартиру Зилова, приходят Саяпин с Валерией, Кушак, Кузаков и Вера, которую Зилов представляет жене как подругу Кушака. Во время новоселья вскрывается истинное отношение героев к Зилову: Саяпин завидует ему, Кушак невольно дает понять, что не ценит его как сотрудника. После ухода гостей Галина признается мужу, что хочет ребенка, но Зилов реагирует холодно.
Воспоминание второе.
Зилов и Саяпин на работе в Центральном бюро технической информации. Начальник требует от них срочной сдачи статьи, и Зилов решает вместо статьи сдать другой проект, который лежал в ЦБТИ (расшифровка) уже год. В это время ему приносят письмо от отца: тот пишет, что умирает, и просит приехать. Зилов отмахивается, утверждая, что отец рассылает такие письма каждый год.
В отдел заходит Ирина — она ищет редакцию газеты, чтобы подать объявление. Зилов врёт, что редакция тут и находится, флиртует с ней и приглашает на свидание. Уже перед самым его уходом звонит Галина и просит сейчас же приехать, чтобы сообщить, что он будет отцом, но Зилов обещает приехать вечером, и Галина обижается.
Воспоминание третье.
Зилов возвращается домой под утром и начинает врать жене, рассказывая, что его отправили в срочную командировку на фарфоровый завод, но Галина не верит, так как его видели вечером в городе. Она рассказывает ему, что сделала аборт, на что Зилов отвечает: «Что ты натворила? Как ты могла? Почему ты это скрыла?...Ты не смела распоряжаться одна, слышишь?...Нет, я этого тебе не прощу!». Слова написаны на бумаге, но фальшь, ложь, что на бумаге, что на словах, - всегда одна и та же. Её не скроешь ни угрозами, ни клятвами. И равнодушия тоже не скроешь. Ведь Зилов не может бушевать всерьёз. Ничто уже не тронет его, в особенности слёзы жены. Зилов пытается успокоить Галину, просит поверить ему, он пытается возвратить их первый вечер, и Галина увлекается воспоминаниями. Когда они были совсем молоды, влюблены. Импровизированные воспоминания заканчиваются печально. Галина почти с ненавистью говорит: «Ты всё забыл. Всё!» Зилов с искренним огорчением: «Ну вот... Вспомнили молодость». Он ещё способен быть огорчённым. Только это не будет острой, ноющей раной. Вообще, ни ожогов, ни ран у этого человека быть уже не может. Именно поэтому он будет страдать.
Воспоминание четвертое.
Кушак выясняет, что информация в статье Зилова и Саяпина не соответствует действительности: реконструкция на заводе так и не была проведена. Он требует объяснений, и Зилов по просьбе Саяпина берет вину на себя. Кушак грозит Зилову увольнением.
Чуть позже Зилову приносят телеграмму с извещением о смерти отца. Он тут же собирается ехать, просит жену принести ему деньги в кафе «Незабудка»: он назначил там свидание Ирине и старается выпроводить Галину побыстрее. Однако она, беспокоясь, что он едет без необходимых вещей, приходит в кафе снова — и застает его с Ириной, которая даже и не подозревала, что Зилов женат.
Воспоминание пятое
Галина собирается ехать отдыхать к дяде на месяц. Едва она выходит из дома, Зилов звонит Ирине и зовет её к себе. Внезапно Галина возвращается и признаётся, что уезжает не к дяде, а к другу детства, который до сих пор в неё влюблён. Зилов вскипает, пытается удержать ее, но Галина выбегает из квартиры и закрывает за собой дверь. Зилов разговаривает с ней через дверь: раскаивается, просит поверить ему — он впервые искренен. Однако за дверью уже стоит Ирина.
Воспоминание шестое
Взрыв происходит, когда Зилов приглашает всех своих “друзей” в кафе “Незабудка”. Он скажет в лицо каждому, что он о них думает. Зилов устроил скандал. Грандиозный, неожиданный, пьяный скандалище. Его резкие слова, обращённые к окружающим, не снимут страшного, неизживаемого конфликта в его душе. Зилов борется не с другими (это путь наименьшего сопротивления) - он борется с самим собой и люто ненавидит себя. Никто не увидит борьбы и ненависти Зилова. Все остальные окажутся виновны в том, что он такой непонятый, растерянный, несчастный.
Потом – «затемнение». Это было его последнее воспоминание. Он понял всё. Осознал, что предал и потерял других, себя, свою жизнь. Сильный, мужественный самец оказался ничтожеством. С этим Зилов жить не будет. У него два выхода: пуля в лоб, или... может, он станет другим?
Когда Саяпин и Кузаков возвращаются забрать товарища, он уже лежит без сознания под столом, и им приходит в голову разыграть его наутро. Снова Зилову представляется сцена после собственных похорон.
Он звонит официанту и сообщает, что передумал ехать на охоту, потом обзванивает друзей и приглашает на свои поминки. Затем пишет предсмертную записку и собирается выстрелить в себя из ружья, но его останавливает телефонный звонок. В это время успевают появиться Кузаков и Саяпин. Зилов раздосадован, что ему помешали, обвиняет друзей в том, что они мечтают завладеть его квартирой, и выгоняет. Когда Кузаков пытается его успокоить, наставляет на него ружьё. После их ухода Зилов падает на кровать и какое-то время лежит неподвижно — «плачет он или смеётся, понять невозможно». Потом он звонит официанту и спокойно сообщает, что готов ехать на охоту. Охота для Зилова – духовное очищение. Поэтому такой финал может свидетельствовать о начале другой жизни: именно природа поможет возродиться герою.
Самым главным, на мой взгляд, является то, что он никак не отреагировал на телеграмму отца. Вот уже четыре года он не был в отчем доме, но получив письмо от умирающего отца, он цинично посмеивается: «Посмотрим, что старый дурак пишет…О, Боже мой. Опять он умирает». Можно даже сказать, что это была последняя воля отца! Но Зилов проигнорировал это. Отец умирает, и его просят уже приехать на похороны, но он так и не приехал. А причиной этому послужила утиная охота, которую он ждал с нетерпением целый месяц: «Как дожить — не представляю». Но на этой охоте он не пристрелил ни одной утки, а только завидовал меткому глазу и твердой руке Димы: «Мне бы так!».
Смерть отца поразила Зилова своею «Неожиданность». «На этот раз старик не ошибся…Если бы я знал», - говорит он с горечью. Действительно, переживает, действительно тяжело: «Скверно, Дима…Хреновый я ему сын», - с болью подытоживает он. Но откладывает свой вылет на похороны из-за свидания с Ириной.
Зилов нарушил самую главную заповедь из Библии: «Почитай отца своего и мать», за что и был наказан…
5. Споры о пьесе «Утиная охота»
Уже более 20 лет не утихают споры об «Утиной охоте», и главный предмет спора составляет Зилов. Оценки эти противоречивы, даже полярны. Одни критики отмечают в нем даровитость, незаурядность, человеческое обаяние.
«Утиная охота» - кульминационная пьеса Вампилова. В рецензии на её первую постановку отмечалось: «В этой пьесе сказано так много и сказано так, что её следует определить как яркое явление советского театра». Но напечатанная, она вызвала…долгое молчание. «У критиков не нашлось ни одного слова, чтобы объяснить природу появления такого персонажа, как Зилов», - говорил об «Утиной охоте» главный режиссер МХАТа О. Ефремов.
Когда-то Лермонтов, писал о том, что людей долго кормили сладостями, что от этих сладостей у них может испортиться желудок. «Нужны горькие лекарства, нужны горькие истины».
Зилов, по моему мнению, и есть такое «горькое лекарство», которое, как выяснилось, нужно и нам, людям совершенно другого времени. Нужно для того, чтобы нравственно очиститься. Зилов — это боль Вампилова, боль, рожденная угрозой нравственного опустошения, потери идеалов, без которых жизнь человека совершенно обессмысливается.
Повторю фразу Вампилова, запомнившуюся его друзьям: «Писать надо о том, от чего не спится по ночам…»
Кажется, главный вопрос, который постоянно задает Вампилов: «Останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое и недоброе, что уготовлено тебе во многих житейских испытаниях, где трудно различимы даже и противоположности — любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение…». Тут нельзя не вспомнить Зилова, который, не имея сил сопротивляться, позволил, чтобы первые названия перешли во вторые.
III Заключение
Я считаю, что перед нами человек падший, деградация его завершена. Все лучшее в нем утрачено безвозвратно. Он не знает сыновних чувств, отцовской гордости, уважения к женщине, дружеских привязанностей. Зилов отошёл от общечеловеческих ценностей, потерял нравственные ориентиры в жизни. Любовь, искренность, сострадание отодвинуты им на второй план. На первый же план он поставил беззаботность, жизнь в своё удовольствие, вдохновенное враньём. Но изначально ему, видимо, чуждо такое существование: между добром и злом ещё не стёрты грани. Отсюда и дисгармония в душе героя.
Тема заблудившегося в жизни человека, «блудного сына», волнует не одно поколение. Тема эта – вечная, рассматривается в разных аспектах, но итог всегда одинаков: попытка изменить жизнь. Герои испытывают запоздалое раскаяние и начинают лучшую жизнь или заходят в тупик и пытаются свести счёты с жизнью.
IV Словарь терминов:
V Использованная литература
VI Приложения
Приложение №1.
А. Вампилов.
Приложение №2.
Константин Хабенский в роли Виктора Зилова.
Приложение №3.
Майя Иосифовна Туровская.
Приложение №4.
Марк Наумович Липовецкий.
Мать-и-мачеха
Н. Гумилёв. Жираф
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев