Работа знакомит с историей благотворительной деятельности, спонсорства и меценатства в России и Якутии. Описаны существующие формы благотворительной поддержки (в том числе школ и образования вообще в Усть-Майском районе и п. Солнечном); кто выступает в роли благотворителей в нашем поселке и каким образом оказывается поддержка. Исследованы потребности школы как благополучателя
Вложение | Размер |
---|---|
mecenatstvo_i_blagotvoritelnost_vchera_i_segodnya.doc | 76 КБ |
rezultaty_issledovaniya.docx | 247.24 КБ |
prilozhenie.docx | 12.06 КБ |
Меценатство и благотворительность вчера и сегодня.
Цель работы: рассказать о благотворительности в Якутии. Доказать, что она существует и в таких удалённых уголках страны.
Актуальность:
Потому что меня заинтересовало, кто спонсирует ремонт посёлка, организует подарки к праздникам и т.д.
Задачи:
- определиться с понятиями, основными формами и участниками благотворительности, спонсорства и меценатства;
- познакомиться с историей благотворительной деятельности, спонсорства и меценатства в России и Якутии;
- узнать существующие формы благотворительной поддержки (в том числе школ и образования вообще в Усть-Майском районе и п. Солнечном);
- узнать, кто выступает в роли благотворителей в нашем поселке и каким образом оказывается поддержка;
- исследовать потребности школы как благополучателя;
Объектом исследования является благотворительная деятельность, в том числе спонсорство и меценатство. В качестве условного благополучателя была выбрана наша школа.
Предметом исследования являются формы и способы организации благотворительной деятельности.
Источники информации.
1. Статьи, книги ученых по данной теме.
2. Ресурсы всемирной сети Интернет.
3. Анкетирование
Инструменты исследования. Анализ были разработаны анкета и вопросники для организаторов и участников благотворительной деятельности, а именно для предпринимателей и учащихся 7-11 класса, учителей школы.
План
История меценатства
В 1-м веке до рождения Христова жил в Риме патриций, эпикуриец и гуманист Гай Цильний Меценат, доверительный друг и советник императора Октавиана Августа. Меценат спас жизни многих римлян, используя свое влияние на августейшего друга, временами своенравного и жестокого, человека настроения. Меценат любил изящные искусства, поощрял талантливых поэтов, покровительствовал им. Вергилию, автору классических «Буколиков» и героического эпоса «Энеида» — вершины римской античной поэзии — помог избавиться от насилия одного из центурионов, хлопотал о возвращении отнятого у него имения. Горацию, сатирику и лирику, автору знаменитого «Памятника», явившегося объектом подражания для Г.Р. Державина и А.С. Пушкина, сам подарил имение...
Имя Мецената вошло в анналы истории как нарицательное, как общее наименование покровителей искусства, литературы, образования, иных сфер духовной деятельности человека.
Я подумала, а насколько было развито меценатство среди русских купцов? Работа с источниками и ресурсами Интернета показала, что чрезвычайно широко. Имена Третьякова, Мамонтова, Рябушинского, Морозова и многих других широко известны. Из потомков купцов вышли талантливые творческие личности: артисты, художники, литераторы. К слову сказать, предки знаменитого художника, одного из основателей абстракционизма В.В.Кандинского, жили в Якутске в середине XVIII века, числились в посадских и купцах. Волею судеб, один из них, П.А.Кандинский, попав в Нерчинск, явился основателем известного в Сибири многочисленного купеческого клана. Из их рода и вышел В.В.Кандинский, скончавшийся в 1944 году во Франции. Испокон веку было заведено, что дворянин радел об Отечестве на ратной или государственной службе, духовенство – служением господу Богу, мещанство – ремеслами и промыслами, крестьянство – в земледелии и животноводстве. А купечество служило обществу и государству своим богатством, капиталом. За успехи в благотворительных делах государство награждало купцов медалями и орденами, присваивало гражданский чин. До революции основная часть воспитательных домов и приютов, больниц, начальных школ и гимназий содержалась на средства купечества. Кроме того, объектами поддержки благотворительности были церковь, культура, наука. История российского меценатства обширна и многогранна.
«Причуды богачей» или жажда духовной жизни?
Даже в XIX веке, когда благотворительность была явлением очень широко распространенным, деятельность российских меценатов не всегда находила понимание современников. М.А. Морозов и С.Т. Морозов за свои коллекционерские и театральные интересы прослыли в купеческой среде чудаками. Даже такой уважаемый и последовательный в своих действиях меценат, как Павел Третьяков не исключал возможности быть осмеянным в главном деле своей жизни. «Капитал же в сто пятьдесят тысяч рублей серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи… Более всех обращаюсь с просьбой к брату Сергею; прошу вникнуть в смысл желания моего, не осмеять его, понять…», – писал он в своем завещании. Неоднозначно относилась к меценатам и интеллигенция. «Все эти примеры великодушия и доброжелательства отдельных частных лиц на пользу своего народа, примеры, на которые нельзя довольно налюбоваться и перед которыми преклоняешься с глубоким почтением», - писал о меценатах известный музыкальный и художественный критик В.В. Стасов. Однако режиссер В.И. Немирович-Данченко сетовал, что для получения денег на театр надо было: «…унижаться в гостиной … людей, которых мы, говоря искренно…, не уважали - ни их, ни их капиталов». Вот что писал, например, А.П. Чехов о Савве Мамонтове, раскрывшем и поддержавшем таланты Васнецова и Коровина, Врубеля и Шаляпина: «Тип старых бар, заводивших с жиру «собственные» театры и оркестры, на Руси еще не вывелся. Раскройте житие железнодорожного барина г. Саввы Мамонтова и вы убедитесь в целости типа». Художник А. Бенуа весьма нелестно отзывался о другом известном меценате, Н. Рябушинском, на деньги которого издавался журнал «Золотое Руно»: «… мне продолжает казаться, что Рябушинский – скверна, что это истый хам, хотя и «разукрашенный» парчой, золотом и, может быть, даже цветами». Илья Репин, после знакомства с собранием мецената Сергея Щукина заметил: «Мне хочется поскорее уйти из этого дома, где нет гармонии жизни, где властвует Новое платье короля…».
Что побуждало этих людей тратить огромные средства на поддержку не очень тогда известных художников или собирание различных коллекций? В конце концов, какими бы мотивами они ни руководствовались – тщеславием, выгодой или просто любопытством – это все же их личное дело. Для нас важно лишь то, что именно благодаря их щедрости на рубеже XIX-XX вв. произошел настоящий расцвет русской культуры, были найдены такие таланты как Шаляпин, Врубель и др., собраны и сохранены изделия народных промыслов, произведения отечественных и зарубежных мастеров искусства.
Были ли меценаты в Якутии?
Основатель якутской письменной литературы А.Е. Кулаковский в своем письме «Якутской интеллигенции», в 1912 году, пишет что среди якутских купцов, предпринимателей и представителей интеллигенции встречаются люди готовые отдать тысячи из своих доходов ради блага Родины, и еще: “имеются у нас такие лица, которые, хотя не носят звания якутов, но, безусловно, принимают близко к сердцу судьбу якутов и поддержали бы общее дело”.
Одним из меценатов того времени был уроженец Оймяконского улуса, знаменитый купец Николай Осипович Кривошапкин (1832-1926). Один из четырех сыновей богатого отца, он в молодости не отказывался от радостей жизни, но имея отзывчивое сердце, часть родительского наследства раздал на поддержание бедных семей. С годами у него раскрылся талант коммерсанта, он стал видным купцом. Нажитое богатство пускал на добрые дела. В 1880-е годы, в засуху, спас от голодной смерти мемяльских эвенов, закупив для них продовольствие и сотни оленей. Будучи сам безграмотным, очень много сделал для образования молодежи:
— пожертвовал на строительство школ в Мегино-Алдане 150 руб., в Оймяконе — 350 руб.;
— все дети из бедных семей Баягантайского улуса учились на его средства. Из его стипендиатов вышел талантливый прозаик Николай Заболоцкий, по произведениям которого поставлены первые фильмы на Якутском телевидении;
— в 1913 году пожертвовал на нужды народного образования 10.000 рублей (на проценты от этой суммы создал фонд стипендий для беднейших учащихся учебных заведений г. Якутска);
— В Якутске на углу улиц Орджоникидзе и П. Алексеева стоит 2-этажная деревянная школа, построенная еще в 1912 г. на его средства. Знают ли сегодняшние ученики, кого надо помянуть добрым словом?
Только благодаря бескорыстной помощи Н.О. Кривошапкина проводниками, лошадьми и провиантом, экспедиция И.Д.Черского, снаряженная Академией наук России в 1891 г., сумела успешно завершить геологическое обследование бассейнов Индигирки и Колымы. За помощь науке Н.О.Кривошапкин был награжден орденом святого Станислава, одним из самых значительных орденов того времени.
Н.О.Кривошапкин в 1918 г. отказался поддержать борьбу против большевиков. Он в принципе был против братоубийственной войны. И когда в Оймяконе чекисты проверяли всех на лояльность Советской власти, они выдали Н.О. Кривошапкину охранную грамоту — учитывая его большие и всем известные заслуги перед народом в области благотворительной деятельности.
Другим якутским меценатом, очень интересным человеком был Федот Васильевич Астраханцев (1847-1914 гг.), потомственный дворянин, уроженец Якутска, купец I гильдии. Был деловитым предпринимателем, живо интересовался техническими новациями и успешно их внедрял в дело - в основанный им в Якутске вино-водочный завод. Для устройства реального училища в Якутске Ф.В.Астраханцев пожертвовал в 1913 году колоссальную по тем временам сумму - 130.000 рублей.
В советское время в каменном здании реального училища по улице Ярославского размещался пединститут, в двухэтажном здании на углу этой же улицы и Кулаковского - рабфак. Сейчас в них находятся подразделения Якутского университета.
Деловые качества Ф.В. Астраханцева были замечены губернатором, предложившим ему должность чиновника по особым поручениям. Ф.В. Астраханцева горожане избирали Якутским головой и неоднократно — в городскую думу. Федот Васильевич очень интересовался жизнью родного края, неплохо говорил по-якутски, а его жена любила наряжаться в якутский национальный костюм.
П.И. Захаров (1847-1902 гг.) — купец II гильдии, родом из Догдогинского наслега Восточно-Кангаласского улуса. Держал в Якутске 2-этажный каменный магазин. Много занимался широкой благотворительностью: жертвовал большие суммы денег и другие средства для Якутской женской гимназии, женского епархиального училища, церквей Якутска и для неимущего населения Якутии. Заслуги его не остались незамеченными. За меценатство в сфере образования и православной веры награжден 12-ю медалями, в том числе тремя иностранными.
Н.И. Москвин, выходец из купеческой семьи, в 1886 году основал первую бесплатную публичную библиотеку и по праву был ее первым директором.
Ф.И. Лепчиков (1810-1894 гг.), голова Восточно-Кангаласского улуса, купец. Известен благотворительными деяниями, за что награжден 3 серебряными медалями.
В 1860 году в каменном здании, купленном на деньги якутских купцов Н.И. Чепалова, пожертвовавшего 12.000 рублей серебром и М.М. Максимова, внесшего в 1857 году 3.000 рублей, а также других благотворителей, в Якутске был открыт детский приют. (Дом до этого горел и был заново отстроен в 1857 году якутским мещанином Н.С. Поповым, что ему обошлось в 1.500 рублей серебром). Детский приют впоследствии реорганизовался в приют-школу, затем в приют-пансионат для детей от 3 до 9 лет.
В июне 1917 г., когда только пробуждалось по-настоящему национальное самосознание якутского народа, представители интеллигенции организовали общество «Саха аймах», преследующее культурно-просветительские цели. При сборе пожертвований на создание общества самую большую сумму внес Оймяконский купец-меценат Н.О. Кривошапкин - 100 тысяч рублей. Другие богатые и именитые люди пожертвовали от 2 до 15 тысяч рублей.
Существуют ли меценаты в современной Якутии?
Да, но, к сожалению, это сейчас редкое явление.
И все же в республике имеются люди, у которых есть душевная потребность помогать развитию родного края, и это не обязательно самые богатые якутяне. Семья пенсионеров, ветеранов тыла и войны Егоровых из села Хаптагай Мегино-Кангаласского улуса учредила для учащихся, учителей, студентов и преподавателей частный стипендиальный фонд.
Одним из примеров бескорыстия является дар семьи профессора Федота Григорьевича Сафронова и жены ученого Татьяны Алексеевны Белозеровой улусным библиотекам – личное собрание книг научного и научно-популярного содержания. С 1994 г. они из фонда домашней библиотеки безвозмездно передали Оросунскому музею народной педагогики, Мальжегарской сельской библиотеке, Нюрбинской центральной улусной библиотеке, Усть-Алданской центральной улусной библиотеке, Институту гуманитарных исследований АН РС(Я) несколько тысяч экземпляров книг, брошюр и журналов. В 2005 г. наследники ученого Татьяна Прокопьевна и Александр Федотович Сафроновы совершили уникальную щедрость – подарили Якутскому государственному музею им. Ем. Ярославского бесценную коллекцию Ф.Г. Сафронова «Ордена и медали Российской империи», которая по богатству и полноте не имеет аналога не только в Якутии, но и на всем северо-востоке страны.
Меценатское движение всегда нуждалось в государственной поддержке. 29 декабря 1998 г. Государственным Собранием (Ил Тумэн) был принят закон «О меценатах и меценатской деятельности». Этот закон направлен на поддержку меценатства как вида благотворительной деятельности, четко определяя государственные гарантии прав граждан в области меценатства и полномочия органов государственной власти в деле поддержки этой благородной миссии.
В 2000 г. была учреждена общественная организация – Ассоциация попечительских советов учреждений образования РС (Я). Принятый Государственным Собранием (Ил Тумэн) РС (Я) Закон о государственной поддержке попечительской деятельности является на сегодняшний день единственным в России. В каждом образовательном учреждении накоплен опыт попечительства и меценатства выпускников.
Меценатство сегодня
Двусмысленное отношение к меценатству сохраняется и в наши дни. Одна из основных причин этого – столь же двусмысленное отношение к богатству и его обладателям в условиях все большего расслоения российского общества. Наряду с тем, что многие российские предприниматели считаются одними из самых богатых людей в мире, большинство их сограждан живут, мягко говоря, более чем скромно. Тем не менее, меценатство становится постепенно все более распространенным. Создаются частные и корпоративные фонды для поддержки студентов, ученых и деятелей искусства, устраиваются гастроли театров и выступления знаменитых музыкантов, покупаются картины для музеев.
Как отмечается на Интернет-портале «Меценат», «для оценки современного состояния благотворительности в России и хула, и похвала равно неприемлемы. А поиск «меценатов» по образу и подобию иконных ликов – занятие бесперспективное. Как относиться, например, к меценатской деятельности Бориса Березовского? Еще недавно премия его Фонда «Триумф» приравнивалась к «Государственной» - на церемониях и банкетах "Триумфа» присутствовала правительственная верхушка едва ли не в полном составе. А на последнюю церемонию, где собралась вся культурная элита, не пришел даже министр культуры.
Никто не оспорит того факта, что богатства приобретались нередко способами неправедными с точки зрения морали обычного человека. Но нельзя забывать, что в числе их владельцев были люди, использовавшие семейные миллионы на благотворительные цели, для святого дела развития науки и искусства, поддержки подлинных талантов. Ведь об их подвижничестве свидетельствуют многие памятники культуры, известные во всем мире и представляющие славу нашей страны. Среди них знаменитая Третьяковская галерея, собрания западной живописи. И. А. Морозова, Московский художественный театр, аэродинамическая лаборатория Д.П. Рябушинского, издательство К.Т. Солдатенкова, Училище технического рисования в Петербурге, созданное на средства А.Л. Штиглица, прекрасные здания магазинов братьев Елисеевых в Москве, Петербурге и Киеве. Как в центральных, так и в провинциальных городах России можно найти значительное число проявлений актов благотворительности и меценатства, забытых и известных.
О благотворителях посёлка Солнечный.
Что такое благотворительность?
Благотворительность – оказание материальной помощи нуждающимся частными лицами или организациями. Благотворительность может быть направлена на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности.
Благотворительность в п. Солнечный распространенна как среди предпринимателей, так и среди простых граждан.
Одним из них является Корольков Евгений Владимирович – директор ООО «Корона». Награждён медалью «За заслуги перед Отечеством» II степени. Евгений Владимирович занимается грузоперевозками, торгово-закупочной деятельностью. Он одним из первых начал заниматься частным предпринимательством. Со стороны Королькова Е.В. за последние 2 года оказана спонсорская помощь на сумму 300 тысяч рублей. Также он принял участие в восстановлении моста через реку Аллах-Юнь, его бригада перевезла безвозмездно 18 тысяч кубометров грунта. С его помощью было отремонтировано 3 километра улиц в п. Солнечный, школьная площадка, культурно-спортивный комплекс. А в 2004 году республиканским координационным комитетом по проведению третьих международных игр «Дети Азии» ему вручён памятный знак за спонсорскую помощь.
Яковлева Светлана Николаевна, Ерёмин Михаил Николаевич, Чапанова Роза Ивановна – индивидуальные предприниматели, оказывающие спонсорскую помощь в проведении праздников, организующие подарки, на Новый год, на день матери, День победы, юбилейные торжества. Также Яковлева С. Н. оказывает материальную помощь малоимущим, пенсионерам.
Овчаренко Андрей Юрьевич оказывает помощь спортсменам, вывозит их на соревнования, предлагает свои услуги для перевозки пассажиров.
Цинкер Наталья Владимировна открыв в 2010 году магазин, планирует оказывать помощь инвалидам, малоимущим, многодетным семьям в виде скидок на товары первой необходимости.
Также благотворительность существует и среди простых граждан.
Женсовет поселка, возглавляемый заведующей поселковой библиотекой Пустовойт Г.В. производит сбор вещей для малоимущих. В библиотеку посёлка жители несут книги, вещи и т. д. Наиболее активно участвуют в этом главный врач участковой больницы Воробьёва Н. И. и врач терапевт Иванова Л.И., учителя Михайлюк О.Г., Мелешенко Е.А., Ващенко Н.В., работники миграционной службы Юнусова Е.А., ЖКХ Фёдорова Л.Г., Таюрский В.Н., администрации поселка Будникова М.А., жители поселка Салова В.Ю., Зоткина О.А. и другие. Женсовет в свою очередь всё это раздает нуждающимся. В дом престарелых в п. Эльдикан было отправлено большое количество вещей и книг, в лицей в п. Усть-мая отправляли программные произведения, а в интернат в п. Эльдикан было также отправлено большое количество книг и вещей.
Женсовет, в 2008 году 7 раз ходатайствовал через соцзащиту посёлка Солнечный (Сыркину Л.Ф.) на оказание материальной помощи малообеспеченным, неблагополучным семьям. Помощь была оказана в сумме 13500 рублей только для 5 человек.
Я хотела узнать как относятся к благотворительности жители поселка. Для этого я провела анкетирование учащихся и учителей школы.
Литература
1. Энциклопедический словарь. Изд. Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Репринтное издание. - С-Пб. «Терра». т. 37. 1991 г.
2. Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири. Т. 3. Кн. 1. — Новосибирск, 1996.
3. Майнов И.И. Предисловие.// Материалы по обычному праву и общественному быту якутов. — Тр. Комисс. по изуч. ЯАССР, т. ГУ.- Л., 1929.
4. Куликовский А.Е. Якутской интеллигенции.
5. Ковлеков С. Якутский купец Кривошапкин. // Международная жизнь. Спец. выпуск «Саха — цивилизация на полюсе холода», 1995. - С. 134-137.
6. Гоголев З.В. Якуты на рубеже XIX—XX ее. — Новосибирск, 1970.
7. Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири. Т. 2. Кн. I. — Новосибирск, 1995.
8. Малькова А. Василий Никифоров. — Якутск, 1994.
Результаты исследования
Анализ анкеты для подростков.
На второй вопрос «Знаете ли вы, что такое благотворительность?» ответили так:
В 7 классе около 70% учеников ответили «знаю, но в общих чертах», а остальные 30% ответили «хорошо знаю».
В 8 классе примерно 78% учащихся ответили «хорошо знаю», остальные 22% ответили «знаю, но в общих чертах».
В 10 классе самым популярным ответом был вариант «знаю, но в общих чертах». Затем второе место по количеству ответов занял вариант «хорошо знаю», оставшаяся часть пришлась на третий вариант ответа «не знаю».
Половина учащихся 11 класса ответили «знаю, но в общих чертах», а оставшаяся половина класса ответила «хорошо знаю».
В итоге большинство учащихся 7-11 классов выбрало ответ «хорошо знаю», затем идёт ответ «знаю, но в общих чертах», и лишь небольшое количество учащихся выбрало ответ «не знаю».
На третий вопрос «Как вы считаете, нужна ли благотворительность вообще?» ответили так:
В 7 классе большинство учащихся считают, что «нужна», и лишь несколько не знают.
В 8 классе все единогласно считают, что «нужна».
В 10 классе большинство учеников ответили «нужна», а оставшиеся выбрали вариант ответа «не знаю».
В 11 классе чаще встречался ответ «нужна», а очень редко встречался ответ «не знаю».
В итоге большинство учащихся 7-11 классов считают, что благотворительность нужна.
На четвёртый вопрос «Знаете ли вы о благотворительности в нашем посёлке?» ответы были таковы:
В 7 классе 75% учащихся выбрали ответ «не знаю», 16% ответили «знаю, но в общих чертах», остальные 9% ответили «хорошо знаю».
В 8 классе большинство ответили «знаю, но в общих чертах», единицы ответили «хорошо знаю», оставшаяся часть учащихся ответила «не знаю».
В 10 классе 99% учеников ответили «не знаю», лишь один человек ответил «знаю, но в общих чертах».
В 11 классе варианты «знаю, но в общих чертах» и «не знаю» выбрало одинаковое количество учащихся, а оставшиеся ученики ответили «хорошо знаю».
Вывод: о благотворительности в нашем посёлке знает лишь небольшое количество человек.
На пятый вопрос «Выбери направление, в котором хотели бы участвовать сами» ответили так:
Среди учащихся 7-11 классов большинство хотело бы участвовать в:
Организации досуга детей и подростков
В помощи и охране животных
В помощи социально-незащищённым людям.
Остальные направления были выбраны примерно 30% учащихся 7-11 классов.
На шестой вопрос «Хотели бы вы заниматься благотворительностью на благо нашей школы?» ответили так:
В 7 классе около 48% учащихся ответили «не знаю», затем 32% ответили «нет», и оставшиеся 20% ответили «да».
В 8 классе 40% учеников выбрали вариант ответа «нет» и столько же, т.е. 40%, выбрали вариант ответа «да», а оставшиеся 20% ответили «не знаю».
В 10 классе 60% человек ответили «нет», 28% десятиклассников ответили «да», и 12% ответили «не знаю».
В 11 классе 63% учащихся ответили «да», 27% ответили «не знаю», а оставшиеся 10% ответили «нет».
В итоге примерно 70% учащихся 7-11 классов не хотят участвовать в благотворительной деятельности.
На седьмой вопрос «Каким образом Вы (или ваша семья) могли бы помочь нашей школе?» ответили так:
В 7 классе все ответили «не знаю».
В 8 классе 88% учеников ответили «не знаю», и 12% человек ответили «ничем».
В 10 классе часто встречался ответ «не знаю», чуть реже – «ничем».
В 11 классе 61% выбрал вариант ответа «не знаю», 27% учеников ответили «ничем», и оставшиеся 12% выбрали вариант ответа «другое».
В данном вопросе был предложен третий вариант ответа – высказать своё мнение. В 11 классе предложили такие варианты:
1.Чем скажете.
2. Всё что в моих силах.
3. Участвовать в ремонтных работах, пожертвовать денежные средства.
На восьмой вопрос анкеты «Считаете ли вы нужным создание общества по организации благотворительной деятельности в нашей школе?» ответили так:
В 7 классе большинство учащихся ответили» ‹‹да», а варианты «нет» и «не знаю» выбрали одинаковое количество оставшихся учеников.
В 8 классе преобладает ответ «да», затем «не знаю», и последнее место занимает ответ «нет».
В 10 классе чаще отвечали «да», а ответов «нет» и «не знаю» набралось поровну.
В 11 классе большинство ответили «да», и единицы выбрали вариант ответа «не знаю».
В итоге большая часть учащихся 7-11 классов считают нужным создание такого общества в школе.
На девятый вопрос «Хотели бы вы участвовать в работе такого общества?» ответы были таковы:
В 7 классе большее количество учащихся ответили «не знаю», 1\3 оставшихся ответила «нет», а 2\3 ответили «да».
В 8 классе самым популярным ответом был вариант «не знаю», а менее употребляемым – ответ «нет». Оставшиеся ответили «да».
В 10 классе одинаковое число учащихся выбрали ответ «да» и «нет», оставшиеся ученики ответили «не знаю».
В 11 классе нет преобладающего ответа. Все три варианта выбрали одинаковое количество учащихся.
На десятый вопрос «На что в нашей школе можно было бы расходовать благотворительные средства?» ответили вот так:
Популярным был ответ «не знаю», но также были предложены свои варианты ответа:
На одиннадцатый вопрос «Что бы вы могли сделать на благо нашей школы?» ответили так:
Популярным был ответ «не знаю», некоторые ответили «ничего», остальные предложили свой вариант ответа.
Например:
1.Пожертвовать деньги в фонд школы
2.Починить отопление и стены
3.Сделать ремонт
4.Организовывать разные мероприятия
5.Купитьаппаратуру
6.Собирать деньги на выезды на соревнования
7.Построить новую.
Также была создана анкета для учителей.
На первый вопрос, «Получает ли наша школа поддержку со стороны благотворителей?» ответили так:
Большинство учителей ответили «нет». Остальные отвечали либо «не знаю», либо «очень редко», либо «да».
На второй вопрос, «В какой форме эта поддержка осуществляется?» многие ответили «ни в какой». Оставшаяся часть учителей выбрала варианты «оборудование, деньги, услуги».
На третий вопрос «В случае, когда благотворительная поддержка нужна школе, как вы поступаете?» многие ответили, что обращаются в коммерческие организации, некоторые – к управлению образования, а оставшиеся учителя ответили «к физическим лицам» или «в фонд социально-экологического развития».
На четвёртый вопрос, «Как бы вы отнеслись к идее создания благотворительного фонда поддержки развития нашей школы?» все учителя единогласно ответили, что отнеслись бы положительно.
На пятый вопрос, «В какой поддержке сейчас нуждается наша школа?» чаще всего писали либо в материальной, либо в финансовой.
На шестой вопрос, «Как вы думаете, чем могли бы помочь школе сами школьники?» некоторые затруднялись ответить, но были и другие варианты, например:
Повышение ответственности к учёбе.
Другое отношение к школе и школьной мебели.
Ремонт школы.
Приложение 2
Анкета для подростков.
1.Возраст, класс
2.Знаете ли вы, что такое благотворительность?
Хорошо знаю
Знаю, но в общих чертах
Не знаю
3.Как вы считаете, нужна ли благотворительность вообще?
Нужна
Не знаю
Нужна, потому что………….
4.Знаете ли вы о благотворительности в нашем посёлке?
Хорошо знаю
Знаю, но в общих чертах
Не знаю
5.Выберите направление, в котором бы хотели участвовать сами (можно отметить несколько направлений).
Благоустройство близлежащих территорий
Организация детей и подростков
Помощь и охрана животных
Поддержка одаренных детей и подростков
Помощь школе
Поддержка экологических программ
Помощь социально-незащищённым людям (малообеспеченным семьям, пожилым людям, ветеранам, сиротам, инвалидам).
6.Хотели бы вы заниматься благотворительностью на благо нашей школы?
Да
Нет
Не знаю
7.Каким образом Вы (или ваша семья) могли бы помочь нашей школе?
Ничем
Не знаю
Другой ответ:
8.Считаете ли вы нужным создание общества по организации благотворительной деятельности в нашей школе?
Нет
Да
Не знаю
9.Хотели бы вы участвовать в работе такого общества?
Нет
Да
Не знаю
10.На что в нашей школе можно было бы расходовать благотворительные средства?
Не знаю
Другой ответ:
11.Что бы вы могли сделать на благо родной школы?
Анкета для учителей.
1.Получает ли наша школа поддержку со стороны благотворителей?
2.В какой форме эта поддержка осуществляется?
Деньги
Оборудование
Услуги
Другая помощь
3.В случае, когда благотворительная поддержка нужна школе, как вы поступаете?
Обращаетесь к управлению образования
Обращаетесь в фонд социально-экономического развития
Обращаетесь в коммерческие организации
Обращаетесь к физическим лицам
4.Как бы вы отнеслись к идее создания благотворительного фонда поддержки, развития нашей школы?
Положительно
Отрицательно (почему)
Затрудняюсь ответить (почему)
5.В какой поддержке сейчас нуждается наша школа?
6.Как вы думаете, чем могли бы помочь школе сами школьники?
Мост из бумаги для Киры и Вики
Рисуем зимние домики
Заколдованная буква
Пчёлы и муха
Рисуем осенние листья