Творческая работа (проект) учащихся математического класса
Вложение | Размер |
---|---|
matgaseta.doc | 390 КБ |
Информационно-познавательная
газета
№1/февраль 2006г.
Адрес редакции:
445036, Тольятти,
ул. Дзержинского, 51,
МОУ гимназия №48, каб.20.
e-mail: gerakum@rambler.ru
________________________________________________________________________________________
ВНИМАНИЕ!
15 февраля состоится городской турнир «Знай наших!». Команда «Алгоритм» готова достойно выступить на этом конкурсе. Поддержим наших ребят и пожелаем им удачи!
Школа нашего успеха……стр.2
Новости с уроков …………стр.3
Наша реклама ………….....стр.4
Ребусы и головоломки …..стр.5
Из истории математики ....стр.6
Кроссворды и шутки .……стр.7
Какое число называют «числом Шехерезады»?
О свойствах этого числа читайте на стр.6
Как возникло слово «математика»?
О русских женщинах-математиках…
Репортаж об итогах конкурса «Знай наших!»,
а также новые кроссворды, ребусы, викторины…
Февраль 2006 г. информационно-познавательная газета «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРЬЕР» №1 / стр.2
Т Р И З
Эта технология позволяет человеку «оседлать» собственное мышление. ТРИЗ открывает новые возможности в решении творческих задач, в освоении различных континентов знаний.
На уроках ребята занимаются с увлечением и без перегрузок, осваивают новые знания, развивают речь и мышление.
Что говорят ребята? Белозёрова Женя 5 «А» класс:
Мне нравиться урок ТРИЗа, потому что им мы открываем свои мысли. Наша фантазия вырабатывается всё больше. Это урок творчества, который позволяет узнать человека. Мне бы очень хотелось, чтобы все поняли, что этот урок очень важен для таких детей как мы. Но запомните, не доверяйте первым мыслям на этом уроке.
Творческая лаборатория
информационных технологий.
Лаборатория создана для форми-
рования информационно-коммуника -
тивной, технологической компетенции
учащихся и педагогов.
Работа в творческой лаборатории
позволяет ребятам активно и успешно
участвовать в дистанционных олимпиа-
дах, конкурсах, конференциях.
Февраль 2006 г. информационно-познавательная газета «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРЬЕР» №1 / стр.3
Новое проектирование учебного процесса на уроках математики и информатики.
Лосинская Наталья Викторовна –
учитель творческого поиска. Её методические изюминки делают урок динамичным, активизирующим мышление и познавательную деятельность. Это всегда интересно учащимся и эффективно повышает успеваемость.
Ражева Оксана Станиславовна -
тьютор школьной учебной площадки, заведующая кафедрой математики, физики, информатики, внедряет информационно-коммуникативные технологии в образовательный процесс. На некоторых уроках алгебры можно теперь посоревноваться в вычислениях с компьютером!
Февраль 2006 г. информационно-познавательная газета «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРЬЕР» №1 / стр.4
Приходите Вы скорее
К нам в научный магазин.
Покупайте всё для школы
Низких цен здесь целый мир.
УГОЛЬНИК.
Представляем Вам угольник, КАРАНДАШ.
Деревянный, дорогой. И, конечно, ты подумал:
Геометрия, черчение – «Чем же в школе мне писать?»
Ты возьми его с собой. Если так, беги скорее
Ну, а если к нам приходишь, Карандаш к нам покупать.
Покупаешь целых два, И опять могу напомнить:
Денег много сэкономишь, Если два у нас берёшь,
Скидку делаем тогда. То, конечно, покупатель,
Ты убытков не несёшь.
АВТОРУЧКА.
Ну, а вот и супер-ручка, ТЕТРАДЬ.
Со шпаргалкою внутри. А без этого, мы знаем,
Если что-то ты не помнишь, Никому и не прожить.
То в неё скорей смотри. Ведь тетрадь нужна, конечно.
Но учти, если, заметят, Поспеши её купить.
Ты её не сбережёшь. А на этом мы закончим.
И, поэтому, скорее Всем пора уж отдыхать.
Ручки две сейчас возьмёшь. Приходите Вы к нам завтра
Всё для школы покупать!
Февраль 2006 г. информационно-познавательная газета «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРЬЕР» №1 / стр.5
Ребусы.
1. К Р Ю Ч О К 2. А И С Т 3. Я Г У А Р
+ + +
Н И Т К И С О В А Т И Г Р
________________ __________ ____________
К О С Т Ю М ПТ И ЦЫ З В Е Р И
Внимание: данные ребусы имеют несколько решений!
К каждому из них приведено одно
решение в разделе «Ответы».
Удивительные и фантастические головоломки.
Невидимые носки. Любимые цвета Сэма – зелёный и синий, поэтому неудивительно, что в ящике для носков у него лежат зелёные и синие носки, по шесть штук каждого цвета. Увы, носки в полном беспорядке. Однажды Сэму в полной темноте надо было вытащить пару носков, чтобы надеть их в школу. Сколько носков он должен наугад вытащить из ящика, чтобы среди них точно оказалось два одного цвета – не важно, зелёных или синих? (Почему-то мама Сэма требует, чтобы он ходил в школу в одинаковых носках!)
Разноцветные дома. Братья Берт Брут Бордо живут со своими семьями на Первом Загородном Шоссе. Рядом живёт и их сестра Олинда со своим мужем, которого зовут Оливер Оранж. Однажды все они вдруг решили покрасить свои дома в цвет своей фамилии. Оказалось, что соседние дома получились разного цвета. Чей дом стоит посередине?
Команда звездолёта. На космическом корабле работают земляне Ким Джонс, Ян Робинсон и Патрисия Смит. Их должности – пилот, инженер и биохимик (не обязательно в том порядке, в котором перечислены имена). Из-за трудностей с произношением марсианских имён они назвали трёх своих помощников-марсиан своими фамилиями – Джонс, Смит и Робинсон.
1.Робинсон из племени Йоми. 2.Джонс говорит только на марсианском языке.
3.Все марсиане-полиглоты из племени Юти. 4.Марсианин-переводчик с уважением относится к марсианину, которого зовут так же, как биохимика. 5.Марсианин, которого зовут так же, как биохимика, - из племени Гранди. 6.Ян Робинсон обыграл инженера в шахматы.
КАК ЗОВУТ ПИЛОТА?
Февраль 2006 г. информационно-познавательная газета «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРЬЕР» №1 / стр.6
Из
истории
математики…
Задумывались ли вы о том, откуда к нам пришли и что изначально обозначали математические знаки: «+», «-», «.», «:»?
Существует мнение, что знаки «+» и «-» возникли в торговой практике. Виноторговец чёрточками отмечал, сколько мер вина он продал из бочки. Доливая в бочку новые запасы, он перечёркивал столько расходных чёрточек, сколько мер восстанавливал. Так в XV в. возникли знаки сложения и вычитания.
Относительно происхождения знака «+» существует и другое объяснение. Вместо «a+b» писали «a и b», по-латыни «a et b». Так как слово «et» (и) приходилось писать очень часто, то его стали сокращать: писали сначала букву t, которая, в конце концов, превратилась в «+». Однако «приобретение» особых знаков для обозначения арифметических действий нельзя приписывать только европейским математикам. Ещё древние египтяне обозначали сложение рисунком шагающих ног. Название «слагаемое» впервые встречается в работах математиков XIII в.
Для обозначения вычитания в III в. до н. э. в Греции использовали знак - перевёрнутую греческую букву «пси» (ψ). Итальянские математики использовали для этого букву m (µ), начальную букву в слове «минус». В XVI в. для обозначения действия вычитания стали применять знак «-« и, чтобы отличать минус от тире, Л.Ф.Магницкий (XVIII в.) стал обозначать вычитание знаком «÷».
(Продолжение читайте в следующем номере…)
Существуют числа, носящие имена великих математиков: число Архимеда – число π, неперово число – основание натуральных логарифмов e = 2,718281 (Непер Джон – шотландский математик, изобретатель логарифмов).
Число, о котором пойдёт речь, не менее популярно. Это 1001, его иногда называют числом Шехерезады, известно каждому, кто читал сказки «Тысяча и одна ночь». Число 1001 обладает рядом интересных свойств.
1.Это самое маленькое натуральное четырёхзначное число, которое можно представить в виде суммы кубов двух натуральных чисел: 1001=103 + 13;
2.Число 1001 состоит из 77 «злополучных чёртовых дюжин» (1001 = 77.13), из 91 одиннадцатки или из 143 семёрок: 1001 = 91.11 = 143.7;
3.На свойствах числа 1001 базируется метод определения делимости числа на 7, на 11 и на 13. Рассмотрим пример: делится ли на 7 число 348 285?
348 285 = 348 . 1 000 + 285 = 348 . 1 000 + 348 – 348 + 285 = 348 . 1001 – (348 – 285).
Так как 1001 делится на 7, то чтобы 348 285 делилось на 7, достаточно, чтобы на 7 делилась разность 348 – 285. Так как 348 – 285 = 63, то 348 285 делится на 7.
Правило. Чтобы узнать, делится ли число на7 (на 11 и на 13), необходимо от этого числа без последних трёх цифр отнять число из трёх последних цифр; ели эта разность делится на 7 (на 11 и на 13), то и заданное число также делится на 7 (11 или 13).
Февраль 2006 г. информационно-познавательная газета «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРЬЕР» №1 / стр.7
« КОТ УЧЁНЫЙ »
1 | 2 | По горизонтали: | |||||||||||||
3 |
| 4 |
| 5 |
|
| 3. Утверждение, принимаемое без доказательства. | ||||||||
|
|
|
|
|
|
| 6. Иррациональное число, часто применяемое в геометрии. | ||||||||
|
|
|
|
|
|
| 7. Мера площади. 9. Часть ломаной. | ||||||||
|
|
|
|
|
|
| 10. Автор теоремы, выраженной равенством:c2 = a2 + b2. | ||||||||
6 |
|
| 7 |
| 14. Совокупность делений на линейках разных форм. | ||||||||||
8 | 15. Отношение противолежащего катета к гипотенузе. | ||||||||||||||
9 |
|
|
|
| По вертикали: | ||||||||||
| 1. Сторона прямоугольного треугольника. | ||||||||||||||
10 |
| 11 |
| 12 |
| 13 | 2. Древнегреческий математик,основатель милетской школы. | ||||||||
|
|
|
|
|
| 4. Единица времени. 5. Буква греческого алфавита. | |||||||||
|
|
|
|
|
| 8. Образцовое средство измерения. 10. Куб. | |||||||||
|
|
|
|
|
| 11. Предмет изучения в геометрии. | |||||||||
|
|
|
|
|
| 12. 1/180 часть развёрнутого угла. | |||||||||
14 |
|
|
|
| 15 |
|
|
|
| 13. Единица измерения угла (в основном - в тригонометрии). |
« МЕДУЗА »
1 |
|
|
|
|
|
| По горизонтали: | ||||||
2 |
|
|
|
| 1. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой | ||||||||
3 |
|
|
|
|
| противоположной стороны. | |||||||
4 |
|
|
|
|
|
| 2. Сторона прямоугольного треугольника. | ||||||
5 |
|
|
|
|
| 3. Перпендикуляр, соединяющий вершину треугольника с | |||||||
6 |
|
|
|
| противоположной стороной. | ||||||||
7 |
|
|
|
|
|
| 4. Элемент многоугольника. 5. Вид угла. | ||||||
6. Великий немецкий математик. | |||||||||||||
7. Сторона равнобедренного треугольника. | |||||||||||||
Если все слова отгаданы верно, то по вертикали в выделенных клетках прочитаете | |||||||||||||
сверху вниз название одного из математических понятий. |
Знакомая просила Альберта Эйнштейна
позвонить ей по телефону, но предупреди-
ла, что номер трудно запоминается: 24361.
- И чего же тут трудного?- удивился Эйн-
Штейн. – Две дюжины и 19 в квадрате.
____________________________________
Давида Гильберта спросили об одном из
его бывших учеников.
- Ах, этот-то? – вспомнил Гильберт. – Он
стал поэтом. Для математика у него было
слишком мало воображения.
____________________________________
Однажды братья – физик Нильс Бор и ма-
тематик Гаральд Бор вместе с приятелем
отправились на прогулку по Копенгагену.
К удивлению приятеля, прохожие часто
здоровались с Гаральдом, Нильса же
никто не приветствовал. «По-видимому,
математики в Копенгагене котируются
высоко», - заметил приятель. Нильс Бор
ему: «Не математики, а Гаральд. Ведь он
любимый футболист нашего города!»
Викторина «Математика в лицах».
1.Кто из математиков, родившись в Швейцарии, всю свою жизнь и талант отдал служению России?
2.Какой русский писатель любил сочинять задачи для маленьких детей?
3.Кто из знаменитых математиков впервые ввёл понятие «функция»?
4.Древнегреческий философ, являющийся одним из основателей логического метода рассуждения «от противного»?
5.Какому поэту принадлежат эти математические строки: «Мы почитаем всех нулями, а единицами себя»?
6.Кто из известных античных учёных побеждал на Олимпийских играх?
7.Кому принадлежат эти строки: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»?
Февраль 2006 г. информационно-познавательная газета «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРЬЕР» №1 / стр.8
Турнир состоится в актовом зале 17 февраля в 15 часов.
Хороший старт.
Учащиеся нашей гимназии успешно прошли первый тур дистанционной олимпиады «Симметрия вокруг нас».
МОЛОДЦЫ РЕБЯТА!
СКОРО!!!
Состоится международный математический конкурс-
игра «Кенгуру-2006».
Готовьтесь!
Кто больше знает пословиц и поговорок, в которых встречаются числа?
у Ражевой О.С.
Учащихся 8 «Б» класса,
которые заняли I место
в игре-викторине
«Счастливый случай».
Главный редактор:
Сорокин Вячеслав
Зам. гл. редактора:
Трусов Юрий
Фотокорреспондент:
Барская Алёна
Корреспонденты:
Пономарёва Ольга
Кузьмина Валерия
Консультант:
Ражева Оксана Станиславовна
Распространяется бесплатно.
Тираж 30 экз.
Ответы к заданиям на стр.7:
Кроссворд «Кот учёный». По горизонтали: 3.Аксиома 6.Пи 7.Ар 9.Звено
10.Пифагор 14.Шкала 15.Синус. По вертикали: 1.Катет 2.Фалес 4.Сутки 5.Омега
8.Мера 10.Призма 11.Фигура 12.Градус 13.Радиан.
Кроссворд «Медуза». По горизонтали: 1.Медиана 2.Катет 3.Высота 4.Вершина 5.Острый 6.Гаусс 7.Боковая. По вертикали: 1.Масштаб.
Викторина «Математика в лицах»: 1.Эйлер 2.Л.Толстой 3.Лейбниц 4.Платон
5.А.С.Пушкин 6.Пифагор 7.М.В.Ломоносов
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Лиса-охотница
Ледяная внучка
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Сказочные цветы за 15 минут