Каковы были причины насильственного переселения народов? Вопрос этот далеко не так прост, как может показаться с первого взгляда. Официально против депортированных народов было выдвинуто обвинение в сотрудничестве их подавляющего большинства с врагом, гитлеровской армией и немецкими оккупационными властями. Это обвинение в предательстве целого народа было абсолютно несправедливым. Оно глубоко безнравственно, так как нельзя распространять обвинения в измене на всех поголовно, включая грудных детей.
Вложение | Размер |
---|---|
deportaciya_narodov_checheno-ingushetii_-_kopiya.doc | 111.5 КБ |
Республика Саха (Якутия)
«Солнечнинская средняя общеобразовательная школа»
Усть - Майского улуса (района)
Депортация народов Чечено-Ингушетии
Автор: ученица 10 класса
Тангиева Милихан Аксаковна
Руководитель: учитель истории и обществознания
Залансая Е.Ю
п. Солнечный - 2009
Содержание:
| 3 |
| 5 |
| 11 |
| 14 |
| 17 |
| 18 |
Введение
Длительный процесс мирного и добровольного вхождения Чечено-Ингушетии в состав России завершился в конце XVIIIв. В историческом документе - договоре, подписанном группой главных чеченских старшин и комендантом города Кизляра, были сформулированы принципы, на основе которых состоялось вхождение Чечено-Ингушетии в состав России. Чеченцы и Ингуши заверяли в готовности "сохранять и защищать до последней капли крови, не жалея живота своего ", интересы Отчества, с врагами которого они обязались "ни под каким видом дружбы и согласия не иметь". По исследованиям последних лет , 1781 г. явился той объективно устанавливаемой вехой, когда завершилось включение чеченцев и ингушей в состав единого Российского государства.
Это знаменательное событие соответствовало глубоким интересам и чаяниям широких масс трудящихся Чечено-Ингушетии и России, сыграло исключительно прогрессивную роль во всех областях экономической, социальной и культурной жизни народа Чечено-Ингушетии. Оно решающим образом определило общность революционной борьбы против царизма, гнета и бесправия трудового русского народа и народов Северного Кавказа.
После капитуляции Шамиля в 1859 г. Чечено-Ингушетия полностью и окончательно вошла в состав России, что способствовало экономическому и культурному развитию народов Чечни и Ингушетии.
Декретом ВЦИК РСФСР от 20 января 1921 г. образовалась Горская Автономная Социалистическая Советская Республика, в состав которой вошли Чеченский и Назрановский округа. 30 ноября 1922 г. на их основе были образованы Чеченская автономная область. В июле 1934 года - Ингушская автономная область. 5 декабря 1936 г. Чечено-Ингушская автономная область была преобразована в Автономную Советскую Социалистическую Республику (АССР). На её территории в 1939 г. проживало: чеченцев - 368,1 тыс. человек, или 50,6% от всего населения АССР; ингушей - 56,5 тыс. человек, или 7,8%; русских - 258, 2 тыс. человек, или 34,8 %; украинцев - 10,1 тыс. человек, или 1,4%; армян - 8,6 тыс. человек, или 1,2%.
Подавляющая часть коренного (чечено-ингушского) населения проживала в сельской местности. Прослойка рабочего класса оставалась к началу 30-х годов и даже позднее (до начала войны) очень тонкой. Согласно официальным данным, на предприятиях столицы Чечено-Ингушетии в 1937 году работало всего 5535 чеченцев и ингушей.
В горных районах все земли были отнесены к категории террасовых (т. е. расположенных уступами, по склонам и малопригодные). Несмотря на наличие 158 колхозов, объединивших 33.205 хозяйств, или 99,8% от всех хозяйств горных районов, индивидуальное землепользование фактически оставалось основной формой уклада жизни.
Факторы, определявшие положение Чечено-Ингушетии к началу войны и моральное состояние её населения, можно определить как негативный фактор сильное влияние мусульманской религии. Во время коллективизации в Чечне было 2675 мечетей и молитвенных домов, 140 духовных школ, 850 мулл и 38 шейхов находились на содержании паствы. Огромное количество религиозных сект держало под своим влиянием десятки тысяч людей. Мусульманское духовенство отчаянно боролось против коллективизации и против создания советских школ, ветеринарных и здравоохранительных пунктов, нагнетало вокруг учителей, врачей, ветеринаров атмосферу вражды, подвергало их остракизму. Многие из их жертв не выдерживали морального террора и предпочитали уехать.
Несомненно, что часть коренного населения, особенно в горных районах, была настроена по отношению к советской власти враждебно.
Это, однако, не означает, что эти люди были настроены дружественно по отношению к гитлеровской армии. Скорее всего, они просто хотели бы сохранить свой уклад жизни. Некоторые, возможно даже мечтали о возврате к легендарным временам до русского завоевания Кавказа.
Уже осенью 1941 года неудачи советской армии на юге стали болезненно отзываться на положении на Кавказе. Опасения, что Турция может внезапно ударить с юга, ускорили проведение мобилизационных мероприятий. События под Москвой и в самой Москве 15 -16 октября, когда десятки и сотни тысяч людей покинули столицу из опасения, что она может вот-вот быть занята гитлеровцами, еще более усилили напряжение.
В августе 1942 года было разрешено провести добровольную мобилизацию чеченцев и ингушей в Красную Армию, вторая мобилизация была проведена 25 января - 5 февраля 1943 года, третья - в марте того же года.
В постановлении обкома партии и Совета народных комиссаров Чечено-Ингушетии с удовлетворением отмечались "стойкость, мужество и бесстрашие", которые проявили чеченцы и ингуши, мобилизованные в сентябре 19421 года. В мае 1943 года, подводя итоги второй и третьей мобилизации, специальная комиссия Закавказского фронта дала вполне благоприятный отзыв о поведении чеченцев и ингушей на фронте, и обком констатировал с удовлетворением, что "призыв добровольцев чеченцев и ингушей в красную армию сопровождался проявлением подлинного советского патриотизма".
Кроме того, в рядах народного ополчения было обучено военному делу 13.363 чеченцев и ингушей, что составляло около 40% всех обученных из числа населения автономной республики. Несколько сот чеченцев и ингушей было в гарнизоне легендарной Брестской крепости. Но до сих пор об этом старательно умалчивают...
23 февраля 1944 года День Красной Армии. Мужчины повсюду приглашены на митинги к зданию сельсоветов. Никто не подозревает, что беда рядом.
Подъезжают "студебекеры", полученные по ленд-лизу от американских союзников для помощи Красной Армии. Появляются солдаты с автоматами. Чеченцев держат под их дулами. Повсюду, в каждом ауле, зачитывается Указ Президиума Верховного Совета о поголовном выселении чеченцев и ингушей за измену, за сотрудничество с врагом. Разрешается взять по 20 кг. багажа на семью.
Прощаются с родной землёй старики, губы шепчут слова молитвы. Велик Аллах! Плачут женщины, одни дети радуются - их покатают на машине, а другие недоумевают и жмутся к взрослым...
При выселении происходили страшные трагедии. Отстающих по дороге расстреливали. Чеченцы и ингуши были депортированы также из других городов и областей Советского Союза. Только в Москве уцелело при депортации двое чеченцев. Для перевозки к местам нового поселения народов Северного Кавказа и Крыма потребовалось 40200 вагонов.
Родилось на свет слово "спецпоселение ", т. е. специальное поселение. Им были обозначены места ссылки или депортации, где жизнь протекала не в соответствии с обычными нормами и законами, а в условиях особого, специального режима, определяемого жёсткими правилами и инструкциями, утверждёнными Советом Министров СССР и Министерством внутренних дел СССР. Депортированные народы были обречены на жизнь в условиях " спецпоселения ".
Каковы были причины насильственного переселения народов? Вопрос этот далеко не так прост, как может показаться с первого взгляда.
Территория Чечено-Ингушетии лишь частично находилась в зоне оккупации, так что обвинить чеченцев и ингушей в предательстве было трудно. Официально против депортированных народов было выдвинуто обвинение в сотрудничестве их подавляющего большинства с врагом, гитлеровской армией и немецкими оккупационными властями. Это обвинение в предательстве целого народа было абсолютно несправедливым. Оно глубоко безнравственно, так как нельзя распространять обвинения в измене на всех поголовно, включая грудных младенцев, женщин и немощных стариков.
Депортация миллиона человек не могла бы быть осуществлена, если бы государственные органы не накопили колоссального опыта по управлению людскими массами в концлагерях. Не проверили бы сотни раз мельчайшие подробности поведения человека в местах ссылок и заключения, если бы не знали, что цена жизни депортированного равна нулю, если бы не были уверены во всех звеньях карательного аппарата, в полной безопасности.
Во время великих репрессий 30-х годов для оправдания их был, выдвинут тезис об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму. Это послужило обоснованиям для осуждения и убийства отдельных лиц или даже целых категорий. В 1944 году Сталин внёс кое-что новое, «обосновав возможность репрессий целых наций». Он разделил нации на « агрессивные» и «миролюбивые». На XX съезде КПСС, через три года после смерти Сталина было официально объявлено, что депортация кавказских народов, калмыков и крымских татар, а также немцев Поволжья была актом произвола, сопутствующим «культу личности Сталина». Признание это, впрочем, растянулось на 11 лет (1956-1967 годы), а исправление содеянного зла не завершилось ещё поныне.
Депортация народов во время войны рассматривалась государством как мера карательная и как мера военно-стратегического характера, имевшая целью создание более «надёжного» слоя пограничного населения. Она превратилась на закате сталинской эры в элемент национальной политики, и это было одним важнейших свидетельств глубокого политического и нравственного кризиса, переживаемого советским государством и обществом.
В то же время депортация не была совершенно новым явлением в истории Росси, хотя никогда раньше не принимала такого массового характера. Общее руководство депортацией всех народов осуществлял член Политбюро ЦК ВКП (б), член Государственного Комитета Обороны, нарком внутренних дел СССР Л. П. Берия. Непосредственными руководителями операцией по насильственному переселению были его заместители Б. Кобулов и И. Серов. Нарком внутренних дел Л.П. Берия прибыл в Грозный и лично руководил операцией, в которой участвовали огромные силы - 120 тыс. солдат и офицеров войск системы НКВД, стянутых со всей страны. Не в каждой фронтовой операции действует столько бойцов. 22 февраля 1944 г. Берия встретился с руководством автономной республики и высшим духовенством и предупредил их об операции, намеченной на раннее утро следующего дня. Операция по выселению готовилась весьма тщательно.
Операция оказалась нелёгкой. Было арестовано 2016 человек, "оказавших сопротивление", изъято 20072 единицы огнестрельного оружия. Факты говорят сами за себя. Выпавший в горах снег замедлил выселение из горных районов. В частности, в одном из районов из-за снегопада 6 тыс. человек не могли вывезти до 2 марта. Тем не менее, за неделю выселили около полумиллиона чеченцев и ингушей. Чечено-Ингушская АССР была ликвидирована, а на части её территории создан Грозненский округ в составе Ставропольского края, позднее преобразованный в Грозненскую область. Подавляющее большинство чеченцев и ингушей оказались в Казахстане и Киргизии.
В результате этнической депортации народов Северного Кавказа (с ноября 1943 по июнь 1944 г.), родные места покинули около 800 тыс. человек.
В послевоенное время депортации возобновились, однако носили уже не столь систематический и последовательный характер, как это было до 1945 г.
Операция по выселению в максимально сжатые сроки. Войска были готовы воспрепятствовать сопротивлению или немедленно подавить его, если такое возникнет. Реализация задачи облегчалась тем, что подавляющая часть мужского населения находилась вне территории, где происходила депортация, в рядах Красной Армии, в партизанских отрядах или частично в немецком плену. Эти люди, разумеется, и не подозревали, какая участь уготована их семьям и тем
из них самих, кто останется жив.
При переселении никаких исключений не допускались. Незадолго до выселения на места были отправлены ответственные работники партийного аппарата Чечено-Ингушского обкома ВКП(б) для оказания помощи в осуществлении депортации своих земляков. Они предупреждены, что за разглашение тайны готовящейся операции будут привлечены к самой суровой ответственности.
Не все могли выдерживать эти испытания: дети оставались без матерей, мужья без жён. Какие только терзания не выпадают на долю человека, и сколько мук терпит он от себе подобных. Гнев государства обрушился главным образом на детей и женщин, неужели они и были «изменниками» и «предателями»?
Самым тяжёлым для спецпоселенцев были первые годы их оседлой жизни на новом месте. Голод и болезни обрушились на них, унося в могилы тысячи и тысячи людей. Спецпоселенцы утратили не только свой кров и имущество, но и основные гражданские права, гарантированные Конституцией СССР. Их лишили также права на образование. Они не могли читать, издавать, получать литературу и периодическую печать на своём на родном языке. Их духовная жизнь замерла. Жёсткий режим спецпоселения сковывал по рукам и ногам.
26 ноября 1948 году, спустя четыре года после депортации, был издан Указ Верховного Совета СССР, ( не был опубликован), в котором объяснялось, что все эти народы высланы навечно, без права возвращения на прежние места жительства.
За нарушение установленного режима и порядка передвижения грозило тюремное заключение или каторжные работы – до 25 лет. Приговор выносился Особым совещанием при Министерстве внутренних дел СССР. За пособничество или укрывательство можно было получить 5 лет каторжных работ.
Согласно правилам режима, установленного для спецпоселенцев, все они, начиная с грудных младенцев становились на специальный учёт. Ежемесячно спецпоселенцы обязаны были отмечаться по месту жительства в спецкомендатурах. Например, чеченцы и ингуши могли передвигаться лишь в радиусе 3 км. от своего места проживания. Между населёнными пунктами, районами и областями, в которых проживали спецпоселенцы, были установлены шлагбаумы, учреждены комендатуры, а также посты внутренних войск.
Для спецпоселенцев, особенно для тех, кто работал по месту жительства, а в других пунктах, была установлена система пропусков, которые предъявлялись по первому требованию проверяющего. Отсутствие пропуска могло навлечь на нарушителя серьёзные неприятности, от денежного штрафа до ареста с последующим тюремным заключением.
Не все спецпоселенцы смирялись со своим унизительным положением. Некоторые пытались протестовать, иные бежать, стремясь добраться до родных гнёзд и укрыться в горах; их ловили, сажали в лагеря, они снова бежали.
Жилья не хватало. Все помещения были заняты. Поэтому вновь прибывших ожидали условия ужасные, нечеловеческие. Они были размещены в 4036 колхозах, 254 совхозах, 167 городах и рабочих поселках, где работали на 2500 промышленных предприятиях. Лишь спустя 14 лет, в 1958 году, постоянную жилищную площадь получили 93,8% всех семей, насильственно переселенных в Казахстан и Киргизию. Но тут пришла пора им возвращаться…
Работу, которую получали спецпереселенцы, была чаще всего тяжелая. Гибли спецпоселенцы на разных работах от дистрофии и других болезней, от холода, недоедания и просто от тоски по родине. Шла война, и повсеместно ощущалась нехватка рабочих рук. Местным властями было предписано максимально использовать вновь прибывших на предприятиях и в сельском хозяйстве.
Средний заработок переселенцев был 20-30% ниже среднего заработка кадровых рабочих на тех же предприятиях. Вновь прибывшие часто не обладали нужной квалификацией. Работа, которую приходилось выполнять, для них была непривычной. То же самое происходило и в колхозах. В 1945г. Количество трудодней, выработанных в среднем на одного спецпоселенца в колхозах Казахстана, составляло 133,3. Местные же жители вырабатывали в среднем 220-240 трудодней. Причины оставались теми же: ненормальные бытовые условия, незнакомая большинству работа, непривычный климат.
На родине, откуда их насильственно выселили, они потеряли свои дома, усадьбы, скот, хозяйственную утварь, домашнюю обстановку, библиотеки, ценности и одежду. Фактически миллион человек был, подвергнут в 1943-1944 гг. не то что экспроприации, а скорее пауперизации. Они были низведены в первые годы спецпоселения на уровень бесправных и преследуемых нищих. Домами выселенных завладели новые поселенцы. Имущество депортированных подверглось разграблению. Их личные вещи были присвоены теми, кто осуществлял депортацию, - сотрудниками бериевского министерства внутренних дел и солдатами, производившими выселение. Из общественного же имущества, ликвидированного в результате выселения, государством была использована лишь половина, другая половина была безвозвратно утеряна. В период острой нехватки продовольствия в стране скот в обезлюдевших районах остался без всякого присмотра и ухода, большая часть его погибла.
Дети! Они составляли половину в контингенте спецпереселенцев. Тысячи их умирали. Тем же, кто выжил, нужно было учиться. Но дело со школьным образованием обстояло довольно сложно. В Казахстане в 1944г. из 50323 детей спецпоселенцев школьного возраста посещали школу всего 16 тысяч. Школ, в которых преподавание бы велось на родных языках переселенцев, не было. Прекратился выпуск учебников и пособий на этих языках. Других же языков большинство детей не знало.
Но даже те дети, которым посчастливилось окончить начальную, в лучшем случае семилетнюю школу, не могли рассчитывать на продолжение образования, так как спецпоселенцы были ограничены в передвижениях, а полные средние школы были не повсюду.
Желание выжить, сохранить не только своих близких и самого себя, но и свой народ, чтобы, может быть когда-нибудь, возвратиться в родные места, было и подсознательным инстинктом, и вполне осознанной целью.
Подрастало новое поколение. Оно не видело ни Кавказских гор, ни степей Прикаспия, ни тёплого моря. Это новое поколение несло в себе такой сильный заряд любви и нежности к земле отцов и матерей своих, что, пройди ещё тысячи лет, но тяга эта, подобно силе земного тяготения, всё равно сохранится, и все препятствия на пути домой будут преодолены.
Смерть Сталина в марте 1953 г. и устранение Берии в июле того же года сказались на положении спецпереселенцев лишь спустя год. Власть проявила неслыханную до того гуманность. Она разрешила снять с учёта спецпереселенцев детей в возрасте 10 лет включительно…Снимались с учёта юноши и девушки 16 лет (т. е. те, кому по закону полагалось выдать паспорт) в том случае, если они поступали в учебные заведения. Им разрешался выезд к месту учебы в любой населенный пункт страны. Штрафы и аресты как мера наказания за разрушение режима в местах поселения были отменены.
ХХ съезд КПСС публично осудил массовые репрессии против народов Кавказа и Калмыкии. Это имело огромное значение для судьбы всех депортированных народов. Оно свидетельствовало об искреннем желании нового руководства исправить извращения в национальной политике, ликвидировать назревший кризис в этой сфере.
13 марта 1956 г., последовало ещё одно постановление Совета Министров СССР, согласно которому семьи спецпоселенцев, указанных в предыдущем постановлении, также снимались с учёта, а инвалидам было разрешено возвратиться на прежние места жительства. Ещё спустя 10 дней спецпоселенцам была возвращена почётная конституционная обязанность - быть призванными на военную службу. Переселенцев-призывников снимали со спецучёта и теперь ставили на военный учёт.
Летом 1956 г. А.И. Микоян принял представителей чеченцев и ингушей, а Л.И. Брежнев, в то время секретарь ЦК КП Казахстана, делегацию балкарцев, с которой дружески беседовал. Из Москвы на места проживания были отправлены ответственные работники центрального аппарата, которые проводили собрания поселенцев и закрытые партсобрания. На собраниях обсуждался вопрос о возвращении на родину.
В верхах вокруг возвращения чеченцев и ингушей разгорелась острая борьба. Сначала, была предпринята попытка организовать массовую вербовку чеченцев и ингушей на работы в другие районы страны. Но чеченцы и ингуши дружно игнорировали это предложение. Было запрошено мнение руководителей Грозненской области – первого секретаря обкома КПСС А. И.Яковлева и председателя облисполкома Коваленко. Мнения разделились: Яковлев высказался против возвращения, а Коваленко же решительно выступил за возвращение чеченцев и ингушей и восстановление Чечено-Ингушской АССР. Затем при помощи партийного актива чеченцев и ингушей начали уговаривать согласиться на создание автономной республики с центром в г. Чимкенте (Узбекистан). Когда же и этот план провалился, то был, выдвинут новый: чеченцы и ингуши возвратятся на Кавказ, но центром республики будет не Грозный, а Кизляр.
Между тем уже в 1954 г. в Чечню стали «прорываться» выселенные в Среднюю Азию чеченцы. Их изгоняли, арестовывали, но приезжали другие, и всё начиналось сначала. В 1955 году самовольно вернувшихся стало больше, а после XX съезда партии десятки тысяч чеченцев и ингушей двинулись на родину. Обеспокоенные тем, что Хрущёв в докладе на ХХ съезде не упомянул о них, чеченцы и ингуши направили делегацию в Москву. Тысячи чеченских семей скопились на железнодорожных станциях, но было отдано категорическое распоряжение о том, чтобы не продавать им железнодорожные билеты. Вопреки всем призывам и препонам в 1956 г. возвратились 25-30 тысяч чеченцев и ингушей. Их не пускали на кладбища, где были похоронены их предки. Но они все же ставили ограды, очищали памятники, хоронили привезённых с собой из Средней Азии умерших родственников. Когда русское население увидело, что восстанавливаются кладбища, оно поняло, что чеченцы возвращаются навсегда…
Решимость, проявленная чеченцами и ингушами, сделала своё дело. Но считаться с ними нельзя было. Ведь вместе они составляли около 500 тысяч. Так чеченцы и ингуши добились своего включения в постановление ЦК КПСС от 24 ноября 1956г. «О восстановлении национальной автономии калмыцкого, карачаевского, балкарского, чеченского и ингушского народов». В постановлениях отмечалось, что ранее принятые меры по восстановлению прав высланных народов недостаточны. Сама высылка осуждалась как акт произвола и беззакония. Отмечалось также, что уже принятые меры не решают задачи полной реабилитации и восстановления равноправия выселенных народов. При большой территориальной разобщённости и отсутствии автономного объединения нет необходимых условий для всемерного развития этих наций, их экономики и культуры. ЦК считал необходимым восстановить национальную автономию, разрешить возвращение, но исключительно на добровольных началах, желающие могли оставаться на новых местах поселения.
Возвращение
Выселенные в 1943-1944 годы кавказцы начали возвращаться на родину уже в 1954 году. Делали они это на свой собственный страх и риск, так как самовольное возвращение каралось тюремным заключением или лагерем.
С наибольшими трудностями происходило возвращение чеченцев и ингушей, как из-за многочисленности, так и в связи с их непреклонной решимостью поселиться в своих родных жилищах. Осложняло положение плотное заселение территории, на которой ранее проживали чеченцы и ингуши, переселенцами из других областей и республик, осуществлённое в 1944 году.
Переселение чеченцев и ингушей было решено растянуть на четыре года и производить его небольшими группами.
12 августа 1957 году собрался VI пленум Чечено-Ингушского обкома КПСС, на котором с докладом «О ходе выполнения постановления ЦК КПСС от 24 ноября 1956 года восстановлении национальной автономии чеченского и ингушского народов» выступил первый секретарь обкома А. И. Яковлев.
К моменту возвращения чеченцев и ингушей на территории Грозненской области уже проживало свыше 540 тыс. жителей. В течение же ближайших четырёх лет предполагалось возвращение ещё 500 тысяч. Уже в апреле 1957 года ряд переселенцев из числа кавказских народностей – аварцы, даргинцы, осетины, которые прекрасно отдавали себе отчёт в том, что значит самовольно поселиться на земле соседа и завладеть его домом, обратились с просьбой переселить их в Дагестан и в Северную Осетию, откуда они и прибыли в 1944 году. Их было 77 тысяч.
Возвратились в Дагестан тамошние чеченцы (ауховцы). Но места их древнего поселения были заняты лаками, и был образован Новолакский район. Аховцев поселили на землях кумыков. Ни те, ни другие не возражали.
Гораздо сложнее обстояло дело с устройством возвратившихся в Северную Осетию ингушей. При восстановлении Чечено-Ингушской АССР было решено оставить Пригородный район, с трёх сторон примыкающий к столице Северо-Осетинской АССР города Орджоникидзе (Владикавказ), в составе Северной Осетии.
Возвратившиеся из депортации ингуши выразили готовность выкупить принадлежащие им до их выселения дома у новых владельцев, но осетинские власти предложили местному населению ингушам домов не продавать. По отношению к ингушам применялась дискриминация при приёме на работу, в учебные заведения. Но ничто не смогло сломить их решимости поселиться на прежнем месте.
Не в силах противостоять стремлению чеченцев и ингушей селиться там, где они проживали до 1944 года, власти вынуждены были переселить 2574 семьи, по преимуществу русских, в районы, расположенные за Тереком. Делали это нехотя, так как стремились избежать распространения ложных слухов, будто чеченцы выселяют русских. И всё же за пределы Чечено-Ингушетии выехало 36 тыс. русских.
В момент массового возвращения чеченцев и ингушей в 1958 году положение было настолько напряжённым, что любой инцидент мог вызвать острый межнациональный конфликт. Депортация 1944 года оказала глубокое психологическое воздействие не только на чеченцев и ингушей, но и на русское и украинское поселение автономии. Последствия депортации оказывали и продолжают ещё оказывать своё негативное отношение в Чечено-Ингушетии.
Движение 23 февраля 1973 году было самым крупным выступлением ингушей после возвращения, которое показало, что сделанная и не исправленная до конца ошибка ведёт к перманентному возникновению конфликтных ситуаций на национальной почве. После событий 23 февраля основные усилия в идеологической работе среди коренного населения республики сосредоточились на борьбе против культа «земли предков», т. е. против исторических претензий ингушей на Пригородный район. Итоги компании были разочаровывающими. На пленуме обкома КПСС в июне 1974 г. констатировалось, что для развенчания «культа земли предков» сделано мало. Но можно ли вообще в конкретных исторических условиях убедить ингушей отказаться от своей исторической родины? Сомнительно.
Выселение народов Кавказа и Крыма в конце войны было, несомненно, одним из проявлений глубокого кризиса сталинского режима, который особенно явственно обозначился после войны. В многонациональном государстве, каким являлся Советский Союз, кризис режима сказался, прежде всего, в области национальных отношений. Одной из таких катастроф и было насильственное поголовное переселение народов в 40-х годах. Ощущение этой катастрофы ещё свежо и до сих пор во многих областях, но особенно в сфере нравственной. Потребуется ещё многие годы и значительные усилия, чтобы залечить эту рану.
Нарком внутренних дел Л.П.Берия прибыл в Грозный и лично руководил операцией, в которой участвовали огромные силы - 120 тыс. солдат и офицеров войск системы НКВД, стянутых со всей страны. Не в каждой фронтовой операции действует столько бойцов. 22 февраля 1944 г. Берия встретился с руководством автономной республики и высшим духовенством и предупредил их об операции, намеченной на раннее утро следующего дня.
Операция оказалась нелёгкой. Было арестовано 2016 человек, "оказавших сопротивление", изъято 20072 единицы огнестрельного оружия. Факты говорят сами за себя. Выпавший в горах снег замедлил выселение из горных районов. В частности, в одном из районов из-за снегопада 6 тыс. человек не могли вывезти до 2 марта. Тем не менее, за неделю выселили около полумиллиона чеченцев и ингушей. Чечено-Ингушская АССР была ликвидирована, а на части её территории создан Грозненский округ в составе Ставропольского края, позднее преобразованный в Грозненскую область. Подавляющее большинство чеченцев и ингушей оказались в Казахстане и Киргизии.
В результате этнической депортации народов Северного Кавказа (с ноября 1943 по июнь 1944 г.), родные места покинули около 800 тыс. человек.
В послевоенное время депортации возобновились, однако носили уже не столь систематический и последовательный характер, как это было до 1945 г.
После смерти Сталина началось постепенное возвращение депортированных народов на прежние земли. И тогда давние обиды обернулись острыми конфликтами: как строить отношения с теми, кто поселился на "очищенном" месте? Эта проблема до сих пор не нашла решительного решения. В 30-40 гг. XX в. депортации приобрели в России тотальный характер.
(Со слов моего отца Тангиева Аксака Бисултановича 1955 года рождения).
Мой дед - Тангиев Бисултан Байсарович родился в 1916 году в селе Сурхахи Назрановского района Республики Ингушетия. Он был одним из тех, кто был депортирован в Казахстан в годы Великой Отечественной Войны.
Семья моего деда состояла из 10 человек: отец, мать и 8 детей (Совдат, Басират, Бисултан, Либихан, Хасират, Бексултан, Фадиман и Мадинат). Сейчас из его семьи в живых остались только Фадиман и Мадинат. Родители занимались сельским хозяйством. Основными занятиями в то время были земледелие, скотоводство и овцеводство, которое было развито больше остальных. В 1937 г из-за болезни умер его отец. Закончив Сурхахинскую школу, Бисултан поступил в педагогическое училище в городе Владикавказ, который в то время являлся столицей Ингушетии.
В 24 года Бисултан женился на Таршхоевой Салихат, с родственникам которой поддерживал отношения всю свою жизнь. Она не работала, была домохозяйкой. У них родились 2 сына - Салмхан и Хамарз. Одним из его любимых блюд были галушки с мясом, которые считались национальным блюдом ингушей, а на десерт - грецкие орехи и мёд. Был у него любимый мусульманский праздник - Рамадан. Рамадан празднуется каждый год на 10 дней раньше чем в предыдущем году. Помимо Рамадана праздновали ещё праздник посева урожая и женский день - Малцхай (в переводе с русского солнечный дом), который отмечался в середине мая. На женском дне гуляли только женщины, а мужчины помогали им. Один из мужчин одевался в женскую одежду, надевал женскую косу, придумывал себе имя и выходил в таком виде на публику, а публика в свою очередь должна была его узнать.
Бисултан очень любил играть на музыкальных инструментах и делал это просто изумительно. У ингушей были распространены такие инструменты, как шестиструнный дачикпандур, похожий на балалайку, гармошка, барабан из козьей кожи.
23 февраля в 1944 года, когда на улице стояла суровая, самая холодная зима за последние 100 лет, в дверь его дома раздался стук. Бисултан открыл дверь и увидел перед собой военных. Они приказали собраться, взять с собой документы и ручную кладь до 5 кг. на одного человека. На сборы отводилось 30 минут. Жена и дети находились в гостях Назрановском районе. Они тоже были депортированы. В результате семья оказалась в Кокчетавской области Казахской ССР. Самого же Бисултана вместе с другими собирали большими группами и грузили на грузовики. Город был окружен тройным кольцом. Но он все же попытался выйти из города и попасть к своей семье. Его поймали и увезли туда, куда и всех - к железной дороге.
На станции всех погрузили в товарные вагоны и отправляли в Целиноградскую область республики Казахстан. Во время остановок поезда, строго запрещалось выходить из вагона. В нарушителей конвойные стреляли без предупреждения. В первые недели этапирования погибали молодые парни и девушки от разрыва мочевых пузырей. Людей умирали в пути от голода и жажды, конвойные забирали их тела. Родственники умерших в депортации, так и не узнали никогда, где и как похоронены их близкие.
Первые дни были самыми тяжёлыми. Люди были напуганы. Их привезли туда, где не было ни пищи, ни тепла. В казахстанских степях они умирали от голода и холода, они не знали, как им жить дальше, как спасти своих детей. По официальной статистике численность сосланных ингушей составляла чуть больше 180 тыс. человек. Через 13 лет при высокой рождаемости, их численность составляла 90 тыс. человек.
Запрещалось без разрешения покидать посёлок, при попытке давали тюремный срок. Через год, когда дед получил разрешение на выезд, он отправился искать свою семью. На попутных машинах Бисултан переезжал из одного района в другой, расспрашивал своих земляков и знакомых. Он искал их полтора года.
Однажды пройдя 18 км. пешком, он вышел к неизвестному селу, увидел кладбище и по надгробным камням понял, что кладбище ингушское. Услышал родную речь, увидел своих бывших односельчан. Село это называлось Колос.
Земляки сказали, что семьи его больше нет, и показали могилы. Последней, 2-3 недели назад, умерла его жена, а ещё раньше дети. Не заходя в посёлок, он остался помогать копать могилы. Люди умирали так часто, что не успевали готовить могилы. Дед так и остался жить в этом посёлке, т. к. все родственники его жили там. Среди ссыльных людей, он был избран десятидворником - человеком, который отвечал за всех. Населённые пункты, в которых проживали спецпоселенцы, были разбиты на десятидворки, во главе которых были поставлены старшие. Каждые 10 дней дед должен был отчитываться о положении дел во вверенной ему десятидворке перед комендантом.
Взаимоотношения между ссыльными людьми были доброжелательными. Они делились друг с другом всем, чем могли. Давали жильё, при этом сами они притеснялись; одежду, кому она была необходима; отдавали последний кусок хлеба.
Дед устроился на работу - возил молоко с фермы на маслозавод. Так он продолжал жить и работать. Так уж утроен человек, что даже в условиях ужасающей скученности, нужды, голода, морального подавления спецпоселенцы не утратили человеческого облика. У них, так же как и у других, относительно более свободных людей, шла жизнь не с одними ее горестями, но и с радостями. Не только хоронили и оплакивали своих мертвецов, но создавали новые семьи, рожали детей. В 1953 году Бисултан во второй раз женился на Аушевой Мадинат Дудинавне 1928 года рождения. Здесь в ссылке она родила ему четверых детей.
В 1957 году репрессированные получили право на возвращение, 90 тыс. человек возвратились обратно. Вместе со своими родственниками он вернулся на свою историческую родину, в дом, в котором они продолжали жить. Там у него родилось ещё четверо ребятишек. После возвращения, он продолжал работать на маслозаводе до самой пенсии.
В 1982 году 22 февраля в 54 года от сердечной недостаточности умерла его супруга - Мадинат, а 23 февраля её схоронили. Всю свою оставшуюся жизнь он посвятил людям, среди которых он являлся старейшиной. Он разводил между ними споры, находил компромиссы, мирил их. В 1992 году 22 июня, через 10 лет после смерти жены, когда ему было 76 лет, на глазах у всех своих детей и внуков, он скончался.
Литература.
Голубая лягушка
Как нарисовать ветку ели?
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Волшебные звуки ноктюрна
Свадьба в Малиновке