В данной работе раскрыты причины и последствия сокращения численности учащихся в сельской школе. (на примере Примокшанской СОШ). А так же предложены мероприятия по улучшению ситуации.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_po_geografii.doc | 987.5 КБ |
МОУ « ПРИМОКШАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА».
Ковылкинский район. Мордовия.
ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ СОКРАЩЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ
(На примере МОУ «Примокшанская СОШ»)
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ВЫПОЛНИЛ:
Ученик 8 класса
Михайлов Евгений
РУКОВОДИТЕЛЬ:
учитель географии
Марина Людмила
Петровна
п. Примокшанский 2011 год
Содержание
с.
Введение………………………………………………………………………………………...3
1.Общая характеристика проблемы…………………………………………………………...5
2. Результаты исследований…………………………………………………………………...6
2.1 Динамика численности учащихся в МОУ «Примокшанская СОШ»
за последние 5 лет …….………………………………………………………………………..6
2.2 Динамика численности учащихся в МОУ «Примокшанская СОШ»
на 5 лет вперед…………………………………………………………………………………7
2.3.Основные причины сокращения учащихся в сельских школах………………………...8
2.4. Кто будет жить на селе? /Результаты опроса среди учащихся 9 -11 классов МОУ «Примокшанская СОШ»/………………………………………………………………………9
Заключение…………………………………………………………………………………….10
Список литературы……………………………………………………………………………11
Приложение …………………………………………………………………………………...12
Введение.
Школа...
Каким теплом, каким светом, какой нежностью и радостью наполняется сердце каждого, когда он слышит это простое коротенькое слово.
Школа – это самое главное в жизни каждого человека. Здесь он не только учится читать, писать, не только познает мир, но и заводит лучших друзей, приобретает неоценимый жизненный опыт. Это своего рода стадия жизни человека, когда он обучается, взрослеет не только физически, но и духовно и готовится к вступлению во взрослую жизнь.
На фоне реформ последнего десятилетия сельская тема выглядит особенно болезненной как в сфере экономики вообще, так и в образовании в частности. Выживет или нет село? Выживет или нет сельская школа? Последние годы малочисленные сельские школы закрывают, перевозят учеников в соседние школы на автобусах. Из школ увольняют учителей, многие из которых в итоге становятся хроническими безработными. Ведь самой жизнью давно подтверждена справедливость нехитрой формулы: живет школа — живет село — живет Россия. Школа является центром устойчивого развития любого села, и большого, и маленького.
Сохранение сельских школ и сохранение российских деревень – это две взаимосвязанные проблемы и решать их нужно вместе. О вымирании российских деревень говорится давно и имеется много литературы, статистических данных. Тема реструктуризации школ широко рассматривается в СМИ и на интернет форумах. Высказываются разные мнения. Но большая часть склоняется к тому, что ни смотря ни на что, сельскую школу нужно сохранит. А это значить, необходимо возрождать деревни и решать демографическую проблему.
В Примокшанской школе учились мои родители. Познаю мир и готовлюсь к вступлению во взрослую жизнь я. В этом году мой братишка пошёл в 1 класс. Доучиться ли он в этой школе? Будет ли жить наша школа? А если не будет школы, будет ли жить наш посёлок?
Цель моей работы - исследовать причины и последствия сокращения численности учащихся в сельских школах на примере муниципального образовательного учреждения «Примокшанская средняя общеобразовательная школа» Ковылкинского района Республики Мордовия.
Задачи:
-изучить динамику численности учащихся Муниципального образовательного учреждения «Примокшанская средняя общеобразовательная школа»;
-выявить причины сокращения учащихся в школе;
-определить проблемы и перспективы развития данной школы.
В ходе своей работы я использовал разные методы исследования.
Исторический метод мне помог выявить исторические этапы становления нашей школы. Много пришлось работать со статистическими данными, проводить их анализ. Среди статистических методов можно выделить вторичные, которые предполагают сбор информации существующей в опубликованном виде. Данная информация необходима для общего ознакомления с характером проблемы и служит основой для практических исследований и решения поставленных задач.
Также из статистических методов использовался метод группировки и обобщения показателей при проведении практических исследований.
Метод анкетирования и анализ статистических данных дали возможность составить прогнозы на будущее.
Для того чтобы цифровые показатели лучше воспринимались, я построил диаграммы, использовав графический метод.
Любое исследование не может обойтись без сравнительного метода. Мне пришлось сравнивать прошлое, настоящее и будущее нашей школы.
Сбор теоретического материала из литературы проводился в школьной библиотеке, сельской библиотеке п.Примокшанский и Центральной районной библиотеке г.Ковылкино. а так же были использованы документы предоставленные директором школы и сельской администрацией.
Результаты моей работы можно использовать на уроках географии при изучении населения России и своего края. Администрация школы и посёлка могут использовать графики, показывающие перспективы роста численности детей.
Место работы: п.Примокшанский, МОУ «Примокшанская средняя общеобразовательная школа»
Сроки работы: декабрь – февраль.
1. Общая характеристика проблемы.
Говоря о проблемах образования на селе, надо заметить, что село и школа неразрывно связаны, и обсуждать, и оценивать отдельно проблемы школы было бы неверно.
«Село живет, пока жива школа» - говорят в народе. Как это верно, и как это, вместе с тем, прискорбно: когда не осталось больше другого связующего звена, другого стимула для жизни села. Совхозы и колхозы развалились вместе с СССР, а государство не смогло ничего дать этим людям взамен. До недавнего времени хозяйство еще как-то держалось, по привычке, а сейчас все расстроилось окончательно: работать негде, и спиваются не только старики, а молодые парни, которым бы жить и работать, но у их родителей просто напросто нет денег, чтобы отправить парня учится дальше. Как у Н.В. Гоголя в «Тарасе Бульбе»: «Казаки были бы повинны и достойны смерти, если бы напились в походе, на войне, на трудной, тяжкой работе; но они сидели без дела. […] Как, же может статься, чтобы на безделье не напился человек? Греха тут нет». Так и сейчас в деревне.
С каждым годом все малолюднее в деревнях. Умирают старики, уезжает в другие края молодежь. Кто уехать не может, тот перебивается случайными заработками, и планомерно спивается… соответственно, нет детей на селе, учить в школе некого…
Сокращение численности учащихся в сельских школах явилось одной из причин закрытия и реструктуризации школ.
Основной причиной закрытия послужило так называемое нормативно-подушевое финансирование, когда деньги школе выделяются в зависимости от числа учеников. Выходит, что чем больше школа, тем больше денег она получает. Маленькие сельские школы в таких условиях становятся невыгодными, поэтому их ликвидируют. В каждом субъекте РФ установлен свой «нижний порог» наполняемости.
Идея закрытия малокомплектных сельских школ исходит от Министерства образования и науки РФ. Волна закрытий началась 8 лет назад с Постановления Правительства РФ от 17.12.2001 года «О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности».
За время реструктуризации были созданы новые модели общеобразовательных учреждений на селе: базовые школы с сетью филиалов, информационно-ресурсные центры, начальная школа – детский сад и социокультурные образовательные комплексы (школа, библиотека, клуб и почта под одной крышей).
Местные власти стремятся закрывать "убыточные" школы, перемещать детей в соседние районы, отрывать их от семей. Если учесть погодные условия зимой, гололед, снег, большие расстояния, то учеба для малышей становится не только делом подвижническим, но и опасным.
Наша Примокшанская СОШ к счастью не попала под волну реструктуризации. Но всё же данная проблема актуальна и для нас. Из-за малой численности начальные классы были объединены. Сейчас один учитель ведёт два класса: 1-4 и 2-3 классы. Также чтобы выдержать конкуренцию на рынке образования, наша школа участвует в республиканском эксперименте. У учащиеся 10-11классов профильное обучение. Поэтому 2 раза в неделю у них обучение проводится в ресурсном центре в г.Ковылкино. (3 км от посёлка).
В связи с этим всё чаще стоит вопрос: сможет ли выжить наша школа в современных условиях. Повысится ли численность учащихся. Для этого мы исследовали динамику численности учащихся за последние пять лет и определили приблизительную динамику на пять лет вперед. Вот что получилось.
3. Результаты исследований.
3.1. Динамика численности учащихся в МОУ «Примокшанская СОШ»
за последние 5 лет
В условиях демографического кризиса, миграции сельской молодежи, наиболее образованной и перспективной части сельского социума, в город и нестабильной работы сельхозпредприятий, совершенно очевидно, что сеть общеобразовательных школ не может оставаться прежней. Сегодня идет процесс сокращения численности сельских школ, их реорганизации. Такая же ситуация и в нашей школе.
Историческая справка. Наша школа была основана в 1931 году как начальная. В 1974г. Было построено новое двухэтажное здание и школа получила статус основной. Близость города (3км.) давала детям возможность получать среднее образование в городской школе. В 1994 году школа стала средней. В то время численность учащихся школы составляла 235 человек (школа рассчитана на 260 мест). Но события 90х годов в нашей стране привили к резкому снижения рождаемости. И численность учащихся резко сократилось, что поставило школу под угрозу реструктуризации. К началу 2001года численность упала до 140 учащихся Проанализировав статистические данные полученные у администрации школы, я составил динамику численности школьников за последние пять лет.
Таблица 1
Численность учащихся в МОУ «Примокшанская СОШ»
Учебные годы | 2006-2007 | 2007-2008 | 2008-2009 | 2009-2010 | 2010-2011 |
Численность учащихся, всего | 75 | 59 | 64 | 65 | 65 |
Численность учащихся в 1 классе | 5 | 2 | 9 | 7 | 7 |
Как видно из таблицы 1 диаграммы, численность учащихся школы с 2006 по 2009 сокращается, а в последние два года стабилизировалась. Если в 2006 году учебный год закончили 75 учащихся, то в этом учебном году нас стало всего 65 учеников. За 5 лет количество учащихся в среднем сократилось на 10 учеников, что составляет 13 %. Сокращение учащихся происходило в основном из-за сокращения численности первоклассников. Количество первоклассников резко сократилось в 2006 и 2007гг. В 2008 заметно возросло а в последние два года одинаковое. Если в 2006-2007 учебном году обучались 5 первоклассников, то в 2007-2008 учебном году их всего 2, сократилось на 3 ученика – 60%. А выпустилось 18 учащихся. Хотя в последующие годы численность снова ненамного возрасла. Но это за счёт приезжих.
Сокращение первоклассников связано с сокращением рождаемости в наших краях в конце 90х. Многие молодые семьи часто заводят только одного ребенка, реже двух и редко можно встретить семью с двумя и более детьми. В этом учебном году в нашей школе многодетных семей всего 4, чуть больше с двумя детьми – 20 семей.
3.2. Динамика численности учащихся в МОУ «Примокшанская СОШ»
на 5 лет вперед
В перспективе наблюдается повышение численности и населения, и учащихся. Для того, чтобы узнать сколько учащихся придет в первый класс в будущие 5 лет, я обратился в администрацию Примокшанского сельское поселение. В первый класс принимают 6,6 летнем возрасте. По году рождения не сложно посчитать: это дети 2004 года рождения до марта месяца.
В этом учебном году в школе обучается 65 учащихся, выпускников 6, а на следующий учебный год должны прийти 11 первоклассников. Тогда в 2011-2012 учебном году будет: 65-6+11=70 учащихся. Таким же методом я подсчитал количество школьников на 5 лет вперед.
Рис. 2 График динамики численности учащихся
МОУ "Примокшанской СОШ" на 5 лет вперед
Таблица 2
Динамика численности учащихся в МОУ «Примокшанская СОШ»
на пять лет вперед.
Учебные годы | 2011-2012 | 2012-2013 | 2013-2014 | 2014-2015 | 2015-2016 |
Численность учащихся, всего | 70 | 75 | 77 | 77 | 81 |
Количество выпускников | 6 | 6 | 8 | 5 | 3 |
Количество первоклассников | 11 | 11 | 8 | 9 | 10 |
Как видно из таблицы 2, количество учащихся в МОУ «Примокшанская СОШ» в последние годы увеличивается. Если в этом учебном году в школе обучаются 65 учеников, то в 2015-2016 учебном году будет уже 81ученик, численность учащихся увеличится на 16 детей (на 19,7%). Количество первоклассников до 2013-2014 учебного года увеличивается, а в последующие годы опять наблюдается небольшое сокращение. Но следует иметь в виду, что прогноз количества первоклассников сделан по прописке микрорайона школы. Многие молодые семьи состоят на прописке в домах своих родителей в посёлке, а сами снимают квартиры в городах республики и в Москве. У них там работа, пусть пока не постоянное, но жилье. Их дети, хотя они прописаны, некоторые даже живут и ходят в дошкольное учреждение в посёлке, в школу пойдут в городе. Так, например, в этом учебном году по прописке должны были прийти в 1 класс 7 учащихся. Один ученик ушёл в школу в г.Ковылкино , по месту проживания своих родителей. Однако на постоянное место жительства в посёлок приехала молодая семья и их ребёнок пошёл в первый класс. Поэтому в школу ходят так же 7 первоклашек.
3.3.Основные причины сокращения учащихся в сельских школах
Для на шего посёлка характерны те же причины сокращения учащихся что и для остальных сельских школ:
Отток молодёжи из сельской местности был всегда, но в последнее время этот процесс стал массовым и вскоре привёл к тому, что в деревнях и сёлах остались только старики и старухи, да несколько молодых семейных пар не пожелавших уезжать из родных мест. Хотя наш посёлок находится в трёх километрах от города Ковылкино в живописной местности, этот процесс тоже достаточно ощутим.
Население покидает родные места чаще всего из-за отсутствия работы. Промышленных предприятий нет в нашем поселении, их также мало в городе и в районе. Сельскохозяйственное предприятие на территории микрорайона школы 1: Ковылкинский филиал ОАО «Птицефабрика Атемарская». Оно и является посёлкообразующим предприятием. На данном предприятии работают до 50% жителей. Но из-за низких зарплат и не пристижных профессий молодёж не идёт туда работать. Все в основном уезжают в Москву.
Также одним из основных причин уменьшения числа учащихся в школах является сокращение рождаемости. Спад рождаемости является реакцией населения на снижение уровня жизни, по существу, отражает не связь воспроизводства с экономическими показателями (реальными доходами, динамикой цен, затратами на воспитание ребенка и т.д.), а его зависимость от психологического фактора - "неверия в лучшее будущее". Причинами возникновения этого "неверия" могут в одинаковой мере являться как экономическая, социальная, так и политическая нестабильность. В посёлке наблюдается большое распространение однодетных и неполных семей, уменьшение числа регистрируемых браков и рост числа разводов.
Молодым людям просто нечем стало заниматься в родном посёлке: ни хорошей работы, ни развлечений, ни перспектив. Молодые парни, вместо того, чтобы жениться и обзаводиться детьми, спиваются. В наших посёлке есть холостяки, страдающие хроническим алкоголизмом, вызванный не столько наследственностью, сколько переживаниями по поводу безработицы, безденежья и безрадостных перспектив. Им может, и хотелось бы обзавестись семьей, детьми, но как их содержать? Молодые девушки уезжают в города и стараются устроить свою жизнь там же.
3.4. Кто будет жить на селе? /Результаты опроса среди учащихся 9 -11 классов МОУ «Примокшанская СОШ»/
Будущее население нашей местности сегодня учиться в школе. Все мы хотим по-быстрее окончить школу и стать самостоятельными, взрослыми и устроить свою жизнь. Каждый видит свое будущее по-разному. Вернуться ли учащиеся нашей школы в родные края? Чтобы ответить на этот вопрос я провел опрос среди учащихся 9-11 классов нашей школы. Меня интересовали такие вопросы:
В опросе участвовали 18 учащихся школы. В классных часах они получили вопросы и через неделю вернули мне свои письменные ответы. Ответы были разные у кого длинные развернутые, а кто-то ответил коротко и ясно. В таблицах в приложениях 1-3 приведены их короткие, обобщенные ответы.
Все 18 учащихся, после окончания учебы в школе собираются продолжить учебу различных учебных заведениях: кто собирается поступить ВУЗ, кто в техникум, а кто уже после 9 классе собирается получить среднее специальное образование в училищах г. Ковылкино.
На второй вопрос опроса 66.6% учащихся (12 учащихся из 18) ответили, что планируют устроиться в городах. Большинство желающих остаться в городе – это учащиеся 10-11классов.
Согласно полученным ответам, большинство молодых ребят очень любят свою малую родину, но они хотят выбрать профессии, для которых в посёлке практически нет работы. Большинство учащихся волнует вопросы связанные жильем и работой. Еще одна причина, почему молодежь уезжает из деревни в город – значительное различие в стандартах городской жизни и сельской. Молодым хотелось бы, чтобы были кафе, кинотеатр, тренажерный зал и др. Причем, главное для них не качество, а разнообразие. В деревне остаются только те, кого "не принял" или "выбросил" обратно город.
Вполне возможно, что их жизненные пути сложатся совсем по другому. И может быть, кто-то передумает и останется в деревне. Но из проведенного мной опроса можно сделать вывод, что желающих остаться в деревне крайне мало. Молодежь уезжает из деревни с согласия родителей, иногда и с напутствия. Тогда кто же будет жить в деревне через 10-15 лет? Чьи дети будут ходит в школу?
Заключение
Мои исследования показали, что хотя для нашего посёлка и характерны те процессы, которые наблюдаются во всех сельских поселениях (сокращение рождаемости, миграция, старение населения), но они проявляются не настолько остро. В перспективе наблюдается пусть не большое, но всё таки повышение численности. Это с учётом только прописки по месту жительства. Однако в последнее время администрация активно проводит программу ипотечного кредитования для молодых семей. А близость к городу и живописная местность (посёлок окружает лесной массив) делает наш посёлок привлекательным для строительства. Уже распланирована целая улица. Поэтому в ближайшее время ожидается приток молодых семей, а соответственно появятся и школьники. Будем надеяться, что наша школа приобретёт свое былое величие, и выпускники будут оставаться в своём родном посёлке
Я считаю, что на проблемы сокращения учащихся в сельских школах, должны обратить внимание не только мы, жители и учащиеся этих исчезающих деревень, но и правительство и местная власть.
Надо стимулировать приток молодежи в деревню, дать им работу, организовать хозяйство, может, открыть новые предприятия, тогда и дети в школе появятся, и жизнь наладится на селе, и зерно России не придется покупать за границей.
В настоящее время, местная администрация много внимания уделяет благоустройству посёлка. Посёлок полностью газифицирован, люди живут в благоустроенных домах со всеми удобствами. Есть цент досуга и творчества где работают интересные и любящие своё дело люди. Для жителей посёлка они организовывают концерты местной самодеятельности и праздничные народные гулянья. В них принимают участие как дети (воспитанники детского сада и школьники) так и взрослые (пенсионеры, учителя, поселковая администрация). Так же имеется библиотека, где можно найти много интересных книг для любого возраста. А политика кредитования молодых семей, живущих на селе, проводимая администрацией посёлка привлекает молодые семьи на постоянное место жительства. Так за последний год в посёлок переехало 3 семьи. Близость города и регулярные автобусное сообщение, позволяет людям устроиться на работу в город Ковылкино.
Жильё, работа, досуг – это то, что позволяет людям остаться на селе.
Список использованной литературы
Интернет-ресурсы
Приложение 1.
Таблица проведения опроса среди учащихся 9 класса.
№ | Ф. И. О. | Год рождения | Чем будут заниматься после окончания школы? | Вернуться ли в свою деревню? | Если да, то чем займутся? Если нет, почему? |
1. | Алексахина Алина | 1996 | Учиться в колледже | нет | Скучно, нет работы |
2. | Мешочков Денис | 1996 | Учиться в училище | Да | Видно будет |
3. | Мешочкова Света | 1996 | Учиться в колледже | Да | Работать, если найду |
4. | Нестаров Александр | 1996 | ВУЗ | Нет | Нет работы |
5. | Оськин Николай | 1996 | Учиться в училище | Да | Буду уезжать на заработки |
6. | Тарасов Сергей | 1995 | ВУЗ | Нет | Нет работы |
Приложение 2.
Таблица проведения опроса среди учащихся 10 класса.
№ | Ф. И. О. | Год рождения | Буду поступать в | Вернуться ли в свою деревню? | Если да, то чем займутся? Если нет, почему? |
1. | Бардин Артём | 1995 | ВУЗ | Нет | Видно будет |
2. | Беспалова Наталья | 1995 | ВУЗ | Нет | Нет работы, мало друзей |
3. | Ермакова Елена | 1995 | ВУЗ | Нет | Не интересн. Нет кинотеатров, клубов, кафе |
4. | Мешочкова Татьяна | 1995 | Училище | Нет | Нет работы |
5. | Нагина Марина | 1995 | ВУЗ | Нет | Нет работы |
6. | Сысоев Владимир | 1995 | Училище | Да | Буду уезжать на заработки |
Приложение 3.
Таблица проведения опроса среди учащихся 11класса.
№ | Ф. И. О. | Год рождения | Буду поступать после окончания сред. школы в: | Вернуться ли в свою деревню? | Если да, то чем займутся? Если нет, почему? |
1. | Ермакова Карина | 1995 | Колледж | Нет | Нет работы, не кафе, клубов |
2. | Львова Татьяна | 1994 | ВУЗ | Да | Учитель |
3. | Мялина Ирина | 1994 | Училище |
| Нет работы, скучно, негде развлечся |
4. | Тамошин Владимир | 1994 | Училище | Да | Будет видно |
5. | Ульшин Александр | 1994 | Училище | Нет | Нет работы |
7. | Чапаева Светлана | 1994 | ВУЗ | Нет | Нет работы |
Приложение 4.
Сводная таблица опроса среди учащихся 9- 11 классов
МОУ «Примокшанская СОШ»
Количество участников в опросе | Желают поступить | После учебы останутся в | Не вернуться в деревню, потому что: | |||||
Нет работы или жилья | Нет условий, развлечений и | Скучно, мало молодежи | ||||||
ВУЗ | Колледж | Училище | городе | деревне | ||||
18 | 8 | 3 | 7 | 12 | 6 | 8 | 3 | 3 |
Пока бьют часы
Заповеди детства и юности
Сверчок
Нарисуем попугая цветными карандашами
Лупленый бочок