Паспорт проекта
1. Название темы учебного проекта: «Права ребенка».
2. Творческое название: «Азбука правовых знаний».
3. Руководитель проекта: учитель истории и обществознания – Ергалиева А.Б.
4. Учебный предмет: обществознание.
5. Межпредметные связи: история, право.
6. Участники проекта: учащиеся 9 класса МКОУ «Александровская СОШ».
7. Тип проекта: информационно-исследовательский.
8. Цель проекта: формирование правовых знаний; правил поведения в
обществе; формирование у школьников чувства гражданской
ответственности и правового самосознания, духовности и культуры,
инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к
успешной социализации в обществе.
9. Задачи проекта: способствовать формированию у подростков правовой
культуры, общечеловеческих ценностей, воспитанию уважения к правам
и свободам личности, чувства собственного достоинства,
справедливости; ознакомить учащихся с правами несовершеннолетних;
рассмотреть содержание статей, правовых документов, в том числе
Всеобщей Декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка;
оптимизация познавательной деятельности подростков; определить
уровень знаний своих прав и свобод;
дать возможность участникам овладеть навыками уверенного поведения,
научить аргументировано давать отказ в ситуации выбора;
развитие гражданского правового образования, развитие гражданской
инициативы и ответственности;
способствовать формированию у учащихся навыков правомерного
поведения, умения самостоятельно принимать решения в различных
ситуациях о правах человека;
воспитывать чувство уважительного отношения к закону и правам других
людей, уметь отвечать за свои поступки.
10. Вопросы проекта:
Основополагающий вопрос:защита прав ребенка.
Проблемный вопрос: Для чего нужно обладать правовыми знаниями?
Учебные вопросы: Что важно знать ребенку о своих правах?
Кто несет ответственность за защиту прав ребенка?
11. Аннотация: Проект посвящен исследованию проблемы реализации прав ребенка в обществе. Изучая факты публицистической литературы, СМИ, анкеты, делая наблюдения, группа учащихся 9 класса знакомятся с правовыми документами, проводят социологические опросы и исследования, доказывают важность обладания правовой культурой.
12. Предполагаемые продукты проекта: памятка – обращение к подросткам; рисунки учащихся; буклет-памятка.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_oblasti_prava.doc | 134 КБ |
Паспорт проекта
обществе; формирование у школьников чувства гражданской
ответственности и правового самосознания, духовности и культуры,
инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к
успешной социализации в обществе.
культуры, общечеловеческих ценностей, воспитанию уважения к правам
и свободам личности, чувства собственного достоинства,
справедливости; ознакомить учащихся с правами несовершеннолетних;
рассмотреть содержание статей, правовых документов, в том числе
Всеобщей Декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка;
оптимизация познавательной деятельности подростков; определить
уровень знаний своих прав и свобод;
дать возможность участникам овладеть навыками уверенного поведения,
научить аргументировано давать отказ в ситуации выбора;
развитие гражданского правового образования, развитие гражданской
инициативы и ответственности;
способствовать формированию у учащихся навыков правомерного
поведения, умения самостоятельно принимать решения в различных
ситуациях о правах человека;
воспитывать чувство уважительного отношения к закону и правам других
людей, уметь отвечать за свои поступки.
Основополагающий вопрос: защита прав ребенка.
Проблемный вопрос: Для чего нужно обладать правовыми знаниями?
Учебные вопросы: Что важно знать ребенку о своих правах?
Кто несет ответственность за защиту прав ребенка?
Проблема: защита прав ребенка
« У того, кто решит изучить все законы,
не останется времени их нарушать.»
И.В. Гете.
2012г.
Цель: формирование правовых знаний; правил поведения в обществе;
формирование у школьников чувства гражданской ответственности и
правового самосознания, духовности и культуры, инициативности,
самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации
в обществе.
Задачи: способствовать формированию у подростков правовой культуры,
общечеловеческих ценностей, воспитанию уважения к правам и свободам
личности, чувства собственного достоинства, справедливости;
ознакомить учащихся с правами несовершеннолетних;
рассмотреть содержание статей, правовых документов, в том числе
Всеобщей Декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка;
оптимизация познавательной деятельности подростков; определить
уровень знаний своих прав и свобод;
дать возможность участникам овладеть навыками уверенного поведения,
научить аргументировано давать отказ в ситуации выбора;
развитие гражданского правового образования, развитие гражданской
инициативы и ответственности;
способствовать формированию у учащихся навыков правомерного
поведения, умения самостоятельно принимать решения в различных
ситуациях о правах человека;
воспитывать чувство уважительного отношения к закону и правам других
людей, уметь отвечать за свои поступки.
Мы предлагаем вашему вниманию проект «Азбука правовых знаний». Работая над темой проекта, мы рассмотрели различный спектр проблем: коммунальные, школьные, молодежные, проблема, связанная с окружающей средой.
Среди основных вопросов мы остановились на проблеме, связанной с основными правами и свободами личности, так как считаем, что она является для нас наиболее значимой.
К работе над этой темой проекта нас побудила правовая неграмотность учащихся, так как по результатам анкетирования, немногие школьники достаточно знают о своих правах.
Также в настоящее время возникло много случаев, связанных с ограничением детей в их правах, злоупотребление по отношению к детям или отсутствие должного внимания взрослых к детским проблемам.
Поэтому у нас возникло желание самостоятельно изучить данную проблему и попытаться ее решить хотя бы в рамках нашей школы и села.
Российские дети , по данным официальной статистики последних лет находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тысяч детей, около 10% из них погибают. 60% сирот, достигших трех лет, попадают в специнтернаты, 348 тысяч потенциально безнадежных детей, из 148 тысяч семей состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних.
Во время работы над проектом мы:
1) провели социологический опрос учащихся нашей школы, местных жителей;
2) изучили нормативно – правовую базу, существующей по данной проблеме;
3) провели конкурс плакатов среди учащихся «Тебе о твоих правах»;
4) выпустили буклет-памятку о правах ребенка «Каждый ребенок должен знать свои права».
Для того, чтобы способствовать формированию у подростков правовой культуры, мы предлагаем:
1) выпускать систематически информационный правовой сборник для учащихся;
2) информировать школьников о том, к кому можно обратиться за помощью;
3) провести конкурс рисунков и плакатов по защите прав ребенка;
4) организовать о правах человека акцию «Чтобы достойно жить»;
5) выступить на общешкольном родительском собрании с программой «Мир детей в пространстве мира взрослых».
Информация о социологическом опросе
Выявляя наиболее важную проблему проекта мы определили, какая проблема волнует жителей села. Для этого нами был проведен социологический опрос:
Вопросы: 1. выберите на ваш взгляд наиболее важную проблему:
-- ученическое самоуправление—фактор школьной жизни
-- проблема, связанная с защитой окружающей среды
-- ограничение прав детей, злоупотребление по отношению к детям
-- неудовлетворительная работа транспорта.
2. Почему вы выбрали именно данную проблему?
3. Что лично вы можете сделать в разрешении данной проблемы?
Результаты социологического опроса по выявлению наиболее значимой проблемы.
Результаты первого вопроса показали, что большинство считают важной проблему ограничения прав детей.
По второму вопросу определили, что респондентов в большей мере интересует вопрос отсутствия должного внимания взрослых к детским проблемам не на бумаге.
Обработка третьего вопроса показала, что опрошенные готовы заняться реализацией и защитой прав ребенка.
Вывод: Результаты социологического опроса показали, что респонденты заботятся о защите прав детей и определения должного внимания на них со стороны взрослых.
Результаты социологического опроса по выявлению наиболее значимой проблемы
Количество опрошенных – 85 человек.
1) по первому вопросу выявили:
2) По второму вопросу определили, что респондентов в большой мере интересует вопрос отсутствия должного внимания взрослых к детским проблемам не на бумаге.
3) Обработка третьего вопроса показала, что опрошенные:
Актуальность и важность проблемы;
Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности ,чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации.
Несовершеннолетний – уже не ребенок, но еще и не взрослый. Право должно не только учитывать эту особенность несовершеннолетних, но и защищать их от возможности нарушений их прав и свобод со стороны более «сильных» взрослых.
С правовыми вопросами мы сталкиваемся гораздо чаще, чем это кажется на первый взгляд. Ошибочным является мнение, что область применения ограничивается наказанием лиц, совершивших различные правонарушения.
Многие, возможно, удивятся, узнав, что наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку. В этой связи большое значение для воспитания несовершеннолетних имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием. Подростки должны знать те права (и обязанности), которые закреплены в действующих правовых актах за ними.
В России проблема защиты детей стояла и стоит чрезвычайно остро. Экономический кризис, продолжающийся в стране, пагубно влияет, прежде всего, на несовершеннолетних. Это видно из таких показателей, как увеличившееся число бедных семей в стране, постоянное увеличение числа правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними, рост числа детей, оставшихся без родителей, рост числа несовершеннолетних, убегающих из дома, и другое.
Когда рождается ребенок, то его плач все окружающие его люди воспринимают как радость.
Действительно, появился еще один гражданин России. Но есть ли полная уверенность в том, что пройдет совсем немного времени и рядом с этим беззащитным юным созданием окажется тот, кто сможет его защитить, помочь, поддержать и направить по правильному пути? Когда ты появился на свет в нашем Отечестве, то стал гражданином Российской Федерации. Часто человек даже не знает, что у него существуют какие – то права или свободы, а следовательно, не может их вовремя восстановить, возместить причиненный ему ущерб, привлечь к ответственности и наказать виноватых в этом лиц. Нередко права и свободы получаются написанными только на бумаге, и не соблюдаются в реальной жизни.
Помните! Что знать свои права и выполнять свои обязанности очень важно, потому что только так можно воспитать в себе подлинно свободную личность, способную, когда придет время совершеннолетия, сделать осознанный правовой выбор.
Содержание проекта и формы реализации
Информация о социологическом исследовании
Собирая информацию по данной проблеме, мы провели сравнительный анализ потребностей 2-х месячного и 12-летнего ребенка. И пришли к следующему выводу. Что потребности человека с возрастом меняются. И в 11-12 лет у ребенка могут быть и другие потребности. Они становятся сложнее, разнообразнее, их становится больше.
Проведенные социологические исследования среди учащихся об их правах показали, что ребята считают – все должны быть равными в правах и свободах личности.
Среди прав, которыми должен обладать ребенок, по мнению подростков, были выделены право на жизнь, на достойное обеспечение, воспитание в семье, на образование и развитие своих способностей.
Сравнительный анализ потребностей 2-х месячного и 120летнего ребенка
Потребности 2-х месячного ребенка | Потребности 12-летнего ребенка |
|
|
Социологический опрос среди старшеклассников
Также мы выявили (Приложение 1), что большинство старшеклассников знают о возрасте наступления ответственности за правонарушения и преступления, а также понимают каковы последствия правонарушений и преступлений.
Опрос среди учащихся:
Вопросы: 1. Должны ли люди быть равными?
2. Всегда ли люди были равными?
3. Что объединяет всех людей на Земле?
4. Что значит «относиться друг к другу по-братски»?
5. Назовите права, которыми, по вашему мнению, должен обладать ребенок?
По результатам опроса мы выявили, что ребята считают – все должны быть равными в правах. Стремление быть свободными личностями и «относиться друг к другу по-братски» объединяет людей. Среди прав, которыми, по мнению подростков, должен обладать ребенок, были выделены право на жизнь, на достойное обеспечение, воспитание в семье, на образование и развитие своих способностей.
Диаграмма по ответам на вопрос: Что вас удерживает от совершения опасно общественного деяния?
В социологическом опросе среди населения по вопросу: что удерживает их от совершения опасно общественного деяния? Многие считают возможность понести наказание. Все это определяет уровень правовых знаний граждан.
Информация о правовой культуре.
Право человека – это охраняемая, обеспечиваемая государством, узаконенная возможность, что – то делать, осуществлять.
Право человека – это то, что соответствует природе человека и что разрешено законом.
С раннего детства начинается процесс воспитания и самовоспитание личности, то есть социализация человека, который, в частности, заключается в усвоении принятых норм и знаний.
Процесс воспитания и самовоспитания – активный и действенный. Он включает в себя не только получение определенной системы знаний, но также выработку навыков и умений правильно вести себя в обществе, иначе говоря, правовую культуру.
Правовая культура человека – это основанное на политических и нравственных убеждениях единство глубоких и разносторонних правовых знаний и умений, уважение к закону, активная правоохранительная деятельность, в которой находят наиболее полное воплощение знание права и уважение к нему.
Под влиянием окружающей жизни и в результате воспитания у нас появляются представления о том, что можно делать, а чего нельзя, о добре и зле.
Право существует для того, чтобы мы успешно трудились, были защищены от произвола и насилия, чтобы мы ощущали себя гражданами страны, обладающими всеми правами, свободами, обязанностями. Оно адресовано всем нам, и, следовательно, чем полнее и глубже наши правовые знания, тем богаче наша правовая культура, тем больше у нас возможностей занять активную жизненную позицию.
Перечень рассмотренных документов, законодательных актов:
Разработав план действий по реализации проекта, мы предприняли ряд мер:
1) Среди старшеклассников прошла викторина «Правовой турнир»
2) Для учащихся 5-7 классов была организована игра-путешествие «Права детей»
3) Учащиеся разработали памятку-буклет о правах ребенка и распространили его среди взрослого населения.
4) Провели конкурс рисунков «Тебе о твоих правах».
5) Выпустили стенгазету «Вестник правовых знаний», информирующий учащегося в области правовой культуры в наглядной, интересной и увлекательной форме.
6) Прошла дискуссия «Моя жизнь. Мои права» среди учащихся 8-11 классов.
Мы считаем, что проведенные мероприятия являются необходимыми в расширении информированности учащихся в области правых знаний.
Данная работа будет является вкладом в решение проблемы по защите прав детей и привлечении должного внимания взрослых к детским проблемам.
Ожидаемые результаты:
Приложение 1
Социологический опрос среди старшеклассников
Количество опрошенных – 50 человек.
Вопросы:
Приложение 2
СТИХОТВОРЕНИЕ ЕВГЕНИЯ ЕВТУШЕНКО
Остановись на полдороги,
Доверься небу, как судьбе,
Подумай – если не о Боге-
Хотя бы просто о себе.
Когда шагаешь к цели бойко,
Как по ступенькам, по телам,
Остановись, забывший Бога,
Ты по себе шагаешь сам!
Когда тебя толкает злоба
К забвенью собственной души,
К бесчестью выстрела и слова,
Не поспеши, не соверши!
О, человек, чье имя свято,
Подняв глаза с молитвой ввысь,
Среди распада и разврата
Остановись , остановись.
Мы дарим сердца планете, мечты, несущие свет
Пусть будут смеяться дети и утром сиять рассвет.
У всех есть свои заботы, но наших сердец мосты
Внутри пробуждают что-то и чувствуешь вдруг что ты,
Создав пирамиду истин, откроешь врата души,
Рисуя волшебную кистью мы в мыслях опять малыши.
И снова готовы к созданию – ведь творчества мы проводник.
Наш труд развивает сознанье и мы милосердья родник.
А в сути у нас справедливость –одна из важнейших задач.
А к знанию наша пытливость залог для возможных удач.
Добро с красотой неразлучны. они нам помогут понять,
Что развиваясь, должны мы законы любви постигать.
Свобода нужна для открытий, что в дружбе даются легко,
И массы веселых событий, но если семья далеко:
На сердце так грустно, но важно
Прожив предначертанный век в пути не сломаться однажды
И помнить, что ты Человек. но в самых лучших стремленьях
И цель для людей всех одна
Хранить и смыслом наполнить
Ту Жизнь, что нам Богом дана.
(С.В. Борисова, Н.В. Сусина).
Буклет-памятка «Я имею право…»
Сказать «Я имею право…» означает:
Важно:
Каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанности без прав – к произволу.
ПАМЯТКА «ПРАВА РЕБЕНКА»
(ОБРАЩЕНИЕ К УЧАЩИМСЯ ДЛЯ «ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ)
Права ребенка можно разделить на 6 основных групп:
Сказка на ночь про Снеговика
Астрономический календарь. Март, 2019
Одна беседа. Лев Кассиль
Дерево в снегу
10 осенних мастер-классов для детей