Данная работа была представлена на учебно- практической конференции в апреле 2012года в г.Красный Кут. Ученицы 11-го класса,решившие связать свою жизнь с железной дорогой(сейчас они уже студентки САМГУПСа), кропотливо изучали опыт немецких железнодорожников. Итог их совместной работы- 3 место.
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_krasnyy_kut.doc | 161 КБ |
Негосударственное общеобразовательное учреждение
школа-интернат №9 среднего полного (общего) образования
ОАО «Российские железные дороги»
Учебно - практическая конференция «Сделай шаг»
Секция «Немецкий язык»
Изучение опыта организации пассажирских перевозок
на железных дорогах Германии
Авторы:
ученица 11 класса
школы-интерната №9 ОАО «РЖД»
Андрюхина Елена Олеговна
ученица 11 класса
школы-интерната №9 ОАО «РЖД»
Шкуратова Елена Владимировна
Научный руководитель:
Жерельева Т.А., преподаватель немецкого языка
Кинель 2012г.
содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК В ГЕРМАНИИ…………5
1.1.Германские железные дороги 5
1.2. Deutsche Bahn 8
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ УСЛУГ В ГЕРМАНИИ…………………………………………………………………………10
2.1. Категории поездов в Германии……………………………………………10
2.2. Немецкие вокзалы…………………………………………………………..11
2.3. Расписание движения поездов……………………………………………..13
2.4. Билеты и тарифы…………………………………………………………… 14
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПУТЕШЕСТВУЮЩИМ ПО ЖЕЛЕЗНЫМ ДОРОГАМ ГЕРМАНИИ…………………………………………………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
ПРИЛОЖЕНИЯ 29
Немцы и железные дороги – тема большая. Железные дороги очень подошли немецкому менталитету: чёткость, слаженность, мощь-то, что немцам даётся лучше, чем кому-либо в мире.
введение
Актуальность исследования
ФРГ располагает самой мощной и эффективной железнодорожной системой мира. На железную дорогу приходится подавляющее большинство междугородных и пригородных поездок общественным транспортом.
Железные дороги – предмет особой гордости немцев. Точность и пунктуальность работы железнодорожного транспорта вызывает восхищение даже среди самих жителей Германии. В условиях реформирования железнодорожного транспорта России опыт работы зарубежных коллег чрезвычайно важен для такой молодой компании ОАО «РЖД», которой мы хотим посвятить свою дальнейшую жизнь. Неслучайно фирменный слоган компании: «Мы меняемся для Вас!».
Цель работы
Целью работы является рассмотрение и изучение опыта организации пассажирских перевозок на железных дорогах Германии.
Для достижения обозначенной цели были поставлены и решены следующие задачи:
Объект исследования
Объектом исследования является железнодорожный транспорт Федеративной Республики Германии.
Предмет исследования
Пассажирские перевозки на железнодорожном транспорте в Германии.
Метод исследования
Для решения поставленных задач были использованы теоретический метод исследования (анализ литературы по теме) и практический (составление памятки путешествующим по железной дороге в Германии).
Теоретическая и практическая ценность
Настоящая работа обобщила знания в области организации пассажирских перевозок в Германии, что позволило сопоставить их с аналогичными перевозками в нашей стране.
Практическая ценность исследования состоит в том, что собранный материал может быть использован в процессе обучения в школах ОАО «РЖД» и других отраслевых учебных заведениях, кроме того, он будет полезен для всех путешествующих по Германии.
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК
В ГЕРМАНИИ
1.1. Германские железные дороги
Федеративная Республика Германия является одной из важнейших промышленных стран мира. Исключительно важную роль в развитии экономики любого государства играет железнодорожный транспорт, так как, осуществляя перевозки грузов в соответствии с потребностями производства, он обеспечивает нормальное функционирование и развитие всех его отраслей, регионов и предприятий. Железнодорожный транспорт – жизненно важная отрасль хозяйства, обеспечивающая экономическую безопасность и целостность государства.
Германские железные дороги – железнодорожная сеть на территории Федеративной Республики Германии. Первая железная дорога Нюрнберг-Фюрт была построена в 1835 году. Строительство дороги осуществлялось на совместный частный и государственный капитал. В 1855 году отдельные государственные и частные линии слились в общегерманскую сеть, которая с 1856 года соединилась с железнодорожной сетью соседних стран. Национализация железных дорог была осуществлена в 1920 году, в 1924 году была образована национальная железнодорожная компания Рейхсбан (Reichsbahn). После раздела страны вследствие 2-й мировой войны основные железнодорожные линии в обоих немецких государствах оставались под государственным контролем. Железные дороги Германской Демократической Республики сохранили название Дойче Рейхсбан – ДР (Deutsche Reichsbahn); в Западной Германии (ФРГ) на основании Федерального закона о железной дороге (1951 год) были созданы федеральные Дойче Бундесбан – ДБ (Deutsche Bundesbahn). После воссоединения Германии на основании законопроекта о железнодорожной реформе в Федеративной Республике Германии в январе 1994 года железные дороги были объединены и преобразованы в акционерное общество, а затем в концерн Дойче Бундесбан (ДБ Концерн), контроль над которым остается в руках государства.
По протяженности железных дорог сети Германия занимает первое место в Западной Европе, а по густоте (117 км на 1000 км) – первое место в мире. Только 1764 км используются исключительно для пассажирского сообщения, 4800 км – для грузовых перевозок. На сети имеется 4528 станций и свыше 3000 пассажирских остановочных пунктов. Железные дороги Германии больше ориентированы на перевозку пассажиров, чем грузов: около 77% поездной работы выполняют пассажирские поезда.
Перевозки осуществляются по заказу земель, коммун и муниципалитетов; средняя дальность перевозки 24 км. Компания имеет несколько дочерних региональных автобусных фирм. В местном сообщении широко используются двухэтажные вагоны. Дочерняя компания ДБ «Ситинайтлайн» (СНЛ) эксплуатирует поезда-отели со специализированными спальными вагонами повышенной комфортности. Дочерняя компания МИТРОПА (MITROPA) кроме спальных вагонов имеет вагоны-рестораны и вагоны-кафе. В Германии имеется несколько туристических железнодорожных линий, на которых обращаются составы с паровозной тягой и старинными вагонами, а также работают горные зубчатые железные дороги.
В ближайшие годы железные дороги сохранят свое значение наиболее распространенного транспорта благодаря их экологичности. Федеральное правительство Германии осуществляет специальную программу модернизации железнодорожной сети. В 1991 году в Западной Германии были пущены первые высокоскоростные железнодорожные линии, позволяющие использовать поезда, развивающие скорость до 280 км/ч. В 1998 году была открыта высокоскоростная линия между Ганновером и Берлином. Планируется открытие и других современных сообщений между городами Германии, интегрированных в единую общеевропейскую транспортную сеть. Также продолжается работа по объединению железнодорожных сетей Восточной и Западной Германии. Планируется, что Берлин станет общегерманским железнодорожным узлом.
Перед обществом Deutsche Bahn AG стоят и другие задачи: модернизация существующей железнодорожной сети длиной 380 тысяч километров, увеличение пропускной способности в проблемных участках сети, увеличение объема перевозок по неиспользуемым или малоиспользуемым линиям, обслуживание и модернизация сигнальных устройств, систем связи.
Федеральное правительство ежегодно выделяет 13 млрд. евро на реструктуризацию пассажирского железнодорожного транспорта в федеральных землях. Благодаря совместным усилиям федерального правительства, органов власти земель и частных компаний, была существенно улучшена система пассажирского транспорта, в первую очередь, за счет возобновления движения по неиспользуемым линиям, усовершенствования системы смешанных пассажирских перевозок, обновления подвижного состава, допуска нефедеральных составов на принадлежащие Deutsche Bahn AG железнодорожные линии. В сфере железнодорожного транспорта применяются самые передовые технологии. К примеру, построены магистральные железные дороги для движения поездов со скоростью 250–330 км/час.
Так как большая часть населения Германии проживает вне больших городов, связанных между собой поездами IC/ICE, полный успех в пассажирских перевозках по железным дорогам будет достигнут лишь в том случае, если поезда дальнего сообщения удачно стыкуются с пригородными, обеспечивая удобную пересадку.
Железная дорога как транспортная система в основном может быть заменена другими видами транспорта, если подходить с чисто технических позиций. Исключение составляют пригородные и местные пассажирские перевозки в регионах. Если не принимать во внимание такие слабые для рынка аргументы в пользу железных дорог, как безопасность, пропускная способность, пониженный расход энергии и экологичность, то эта транспортная система имеет право на существование только при условии, что она докажет свое конкурентное превосходство в цене и скорости доставки пассажиров и грузов.
1.2. Структура Deutsche Bahn
Deutsche Bahn AG (Deutsche Bahn Holding; сокращённо DB AG или просто DB) – германская компания (акционерное общество), основной железнодорожный оператор, основанная в 1994 году. Использует самоназвание Die Bahn, обозначающее «путь», «дорога» и являющееся в данном случае синонимом термина «железная дорога». Штаб-квартира фирмы находится в Берлине.
Deutsche Bahn AG состоит из отдельных независимых друг от друга подразделений, объединённых в следующие группы:
Deutsche Bahn AG предоставляет транспортные услуги по перемещению пассажиров и грузов по железной дороге, а также другие услуги логистики.
В сегменте пассажирских перевозок DB AG предоставляет следующие виды сервисов:
Дальние перевозки | Перевозки на короткие и средние расстояния |
Intercity-Express – сеть высокоскоростных поездов, являющаяся основой дальних пассажирских перевозок. InterCity – сеть междугородных поездов дальнего следования. EuroCity – сеть поездов дальнего следования, объединяющих европейские страны. InterCityNight, EuroNight/CityNightLine – сеть поездов дальнего следования, курсирующих ночью. | RegionalExpress – сеть региональных поездов, обслуживающая средние расстояния (от 100 до 300 км) и останавливающиеся не на всех остановках. Как правило, служат для сообщения между крупными железнодорожными узлами. RegionalBahn – сеть региональных поездов, обеспечивающая обслуживание малых расстояний и незначительных населённых пунктов. Останавливается на всех остановках. S-Bahn – сеть городских и пригородных поездов в мегаполисах и агломерациях. |
Вывод по первой главе
Пассажирский железнодорожный транспорт Германии переживает второе рождение. Реструктуризация компании «Deutsche Bahn» и превращение ее во вполне конкурентоспособную на европейском рынке повышает значение пассажирских железнодорожных перевозок, как в дальнем, так и местном сообщении.
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ УСЛУГ В ГЕРМАНИИ
2.1. Категории поездов в Германии
InterCityExpress (ICE)
Гордость немецких железных дорог – скоростные поезда ICE (Inter City Express), построенные фирмой Siemens (приложение 1).
Благодаря революционной конструкции последние серии поездов ICE могут развивать скорость до 350 км/ч, как, например, на трассе между Франкфуртом и Кельном. Поезда ICE следует с остановками по всей Германии, и с их помощью не составляет никакого труда добраться из Берлина в Мюнхен или из Эрфурта в Гамбург.
Поезда ICE курсируют ежедневно с интервалом в 1 час между крупными городами Германии. Их скорость достигает 280 км/час, а стоимость проезда ненамного меньше, чем на самолетах внутренних авиалиний.
Помимо высокой скорости, поезда ICE, отличаются повышенным уровнем комфорта и продуманностью компоновки. Скоростные немецкие поезда идеально подходят для деловых поездок.
InterCity(IC)/EuroCity(EC)
Скорость движения этих поездов до 200 км/час. Интервал движения поездов IC: 1-2 часа, они ходят между крупными городами Германии.
Все вагоны полностью климатизированы, на каждом месте есть возможность подключить наушники и слушать бортовое радио, в некоторых вагонах первого класса все места оснащены дисплеями для просмотра передач бортового телевидения. В каждом поезде есть несколько вагонов, оснащённых усилителями для улучшения работы мобильных телефонов, а также несколько вагонов для отдыха, в которых использование мобильных телефонов нежелательно.
InterCityNight (ICN), EuroNight/CityNightLine (CNL)
Это ночные поезда, курсирующие внутри Германии и за ее пределы. За уровень сервиса в поездах этих категорий их называют «отелями на колесах». ICN подается на перрон за час до отхода и остается на перроне в течение часа после прибытия. Поэтому, доехав до места назначения можно не торопиться и спокойно позавтракать.
RegionalExpress (RE)
Это скоростной загородный поезд с небольшим количеством остановок, которые привязаны к остановкам городской электрички S-Bahn. RegionalExpress соединяет города и предлагает путешествие в комфортабельных современных поездах. Поезда осуществляют рейсы на регулярной основе и доставляют пассажиров до поездов дальнего следования. Региональные экспрессы RE некоторые станции могут и пропустить. Пересаживаясь с поезда на поезд региональными экспрессами можно добраться до любого города Германии.
Regional Bahn (RB)
Это своего рода загородная электричка со всеми остановками, которые привязаны к остановкам RE. Обеспечивает связь между регионами и городскими центрами.
S-Bahn
Это городская электричка, обслуживающая также ближайший пригород. Небольшой поезд, из 3-4 вагонов, который в рабочие дни ходит каждые 20-30 минут и часто выполняет функции метро или скоростного трамвая. Останавливается обычно на всех станциях, которые есть на пути.
2.2. Немецкие вокзалы
Как театр начинается с вешалки, так и железные дороги Германии для своих пассажиров начинаются с вокзалов (приложение 2). Едва ли не каждый городок или деревушка имеют железнодорожную станцию. Часто к одной станции относятся сразу два или три близлежащих населённых пункта, в то время как большие города могут иметь несколько вокзалов. Главный вокзал всегда так и называется "главным" - Hauptbahnhof. Практически все поезда дальнего следования прибывают именно на этот вокзал. Остальные станции и платформы используются в основном пригородными и местными поездами.
Что представляет собой обычный железнодорожный вокзал в Германии?
В больших городах вокзалы больше похожи на торгово-развлекательные центры, чем на место прибытия и отправления поездов. Чего в них только нет! Магазины, многочисленные кафе и рестораны, кинотеатры, книжные развалы, антикварные и цветочные лавки. Нет только залов ожидания. Большинство вокзалов в Германии сделаны по банальному стандарту. Большой зал, в центре которого стойка справочного бюро, а сбоку кассовый центр (приложение 3), сообщается с туннелем к платформам. Внутри тоннеля множество магазинчиков и киосков, а на крупных вокзалах - супермаркет. Там же в туннеле обычно располагаются камеры хранения. В Германии есть и оригинальные вокзалы. Только что отремонтированный гамбургский вокзал представляет собой две галереи сверху над платформами - можно сидеть в кафе и смотреть сверху на поезда. А вокзал в Дортмунде построен в виде гигантской «летающей тарелки» над платформами.
Ежегодно в Германии проводится конкурс «Лучшие вокзалы года». Эксперты оценивают работу информационных систем и справочных служб, услуги билетных центров, чистоту и сервис, то есть работу кафе, ресторанов, киосков, а также интеграцию в городскую транспортную систему - возможность продолжить поездку или добраться до поезда на автобусах, трамваях или метро. Не последнюю роль играет и общая атмосфера – чувство безопасности, уют и комфорт. В 2009 году г. Эрфурт победил в категории крупных городов, а Ильцен признан лучшим среди небольших вокзалов. Реконструкция городского вокзала в Эрфурте продолжалась семь лет и обошлась в 260 миллионов евро. Жюри отметило удачную модернизацию всего комплекса при одновременном сохранении исторического облика.
Вокзал в Ильцене сам по себе является достопримечательностью и без особых призов. Он был перестроен в 2000-2004 годах по проекту выдающегося австрийского архитектора Фриденсрайха Хундертвассера. На реализацию ушло 10 миллионов евро, а сам вокзал стал одним из его последних проектов.
Немецкий железнодорожный концерн Deutsche Bahn после объединения Германии ведет по всей стране реконструкцию и строительство вокзалов и станций. Из безликих и отталкивающих пересадочных пунктов германские вокзалы превращаются в круглосуточно работающие сервисные центры с торговыми рядами, парикмахерскими, закусочными, гостиницами. Берлинский вокзал — самый дорогой и самый красивый ее проект. Старый Центральный вокзал был разрушен во время Второй мировой войны. Теперь старое у него лишь название и место, все остальное – новое и дух захватывающе. Придумал всю эту красоту 70-летний архитектор Майнхард фон Геркан. Через центральный вокзал Берлина ежесуточно будут проходить 164 скоростных поезда дальнего следования, 314 региональных составов и более 600 городских и пригородных электричек. Строительство этого чуда обошлось в 700 миллионов евро.
2.3.Расписание движения поездов
Пассажирских немецких железнодорожных дорог великолепно обеспечен информацией. Здесь Дойче Бан – безусловный чемпион Европы. В каждом поезде дальнего следования есть множество экземпляров расписания этого поезда. В нем указано время прибытия на каждую станцию, а также поезда, которые вскоре отправляются с этой станции и на которые можно пересесть. Указаны и платформы, так что пассажир не будет метаться по вокзалу в поисках поезда. Перед прибытием на каждую станцию по поездному радио делаются объявления такого же содержания. Не хуже обстоит дело и на станциях. На любом крупном вокзале можно получить как отдельные листки расписаний до других городов, так и удобное сводное расписание по данной станции. Тут же всегда лежит масса брошюр по всем тарифам и услугам. Находится все это в двух местах - у стойки справочного бюро (обычно это посреди главного зала вокзала) и в кассовом центре.
Если пассажир не уверен в своем знании языка или ему просто лень возиться с бумажками, он может обратиться к работникам вокзала. Справку о расписании напечатают в справочном бюро, а в кассовом центре помогут выбрать наилучший тариф и тут же продадут билет.
При посадке в поезд кондуктор выдаст подробный Reiseplan (приложение 3) – с информацией о поезде, доступных в нем услугах, а главное – с полным расписанием, включающем не только график всех остановок поезда в пути следования, но и детальную информацию по каждой остановке (куда и на чем с нее можно в это время уехать, включая даже некоторые маршруты местного городского транспорта.
2.4. Билеты и тарифы в Deutsche Bahn
Кассовый центр работает обычно с шести утра до девяти-десяти вечера – в разных городах по-разному. В остальное время билет на дальние поезда приходится покупать у кондуктора в поезде и платить больше. Кроме того, некоторые билеты (вечерний или выходного дня, а также билеты в спальные поезда) продаются только на станциях. Это следует иметь в виду и, если необходимо, позаботиться о билете заранее. К тому же в часы пик долгая очередь в кассовом центре – обычное дело.
Покупка билетов у живого человека всегда обойдется дороже, чем онлайн или в автомате – разница в цене от 2 до 5евро. При этом нужно учитывать, что ночью продажа не ведётся, а на многих маленьких станциях в целях экономии рейзецентры закрыты вообще. Часто бывают очереди, посколько в обязанности оператора входит, помимо простой продажи билета, также и подбор самого выгодного из возможных для вас маршрута и тарифа.
Онлайн-продажа производится лишь на маршруты длиннее 51км. При желании ее можно совершить без регистрации на сайте DB. Покупки в автоматах (приложение 4), обладающих, шестиязычным интерфейсом – достаточно простое дело. Оплатить можно кредитной, банковской картой, и лишь в некоторых моделях – наличными.. Кроме продажи билетов автомат можно использовать также и для поиска самого удобного для пассажира маршрута, после чего бесплатно распечатать карточку с расписанием предполагаемой поездки - и уже с ней, если это необходимо, подойти к билетному кассиру. Билеты, за исключением особо оговоренных поездов, можно купить и непосредственно в поезде. В большинстве случаев это обойдется пассажиру на 10% дороже, чем в кассе. Групповые и акционные билеты в поезде не продаются. О своем желании купить билет пассажир должен заявить, как только к нему подойдет проводник-контролер, сопровождающий каждый поезд. Если поезд, курсирует в пределах одного местного тарифного объединения, то посадка в поезд без билета может быть расценена как безбилетный проезд. Если на станции при отсутствии кассы отсутствует или вышел из строя автомат, принимающий наличные, то поездку можно начать без билета. Если срочно нужно ехать, но либо нет времени разбираться с автоматом, либо в автомате не указана нужная станция, то можно быстро купить Fahrkarte Anfangsstrecke – начальный билет – за 15 (в отдельных федеральных землях – за 10 евро) – цену которого зачтут в поезде при продаже билета до конечного пункта по обычному тарифу без наценки. Все билеты, кроме специально оговоренных случаев, должны быть прокомпостированы перед посадкой, если на вокзале или на платформе имеется компостер.
Типы билетов
«Normalpreis» – обычные билеты. Продажа, как правило, возможна за 3 месяца. Существует 3 класса билетов, в зависимости от типа поездов, на которых можно ехать: ICE, IC/EC и С (региональные). При этом с билетом класса С можно сесть и на поезд более высокого класса – в этом случае придется произвести доплату в поезде. Билеты действительные в течение месяца полная свобода передвижения на любых поездах без привязки к конкретному поезду; подлежат обмену и возврату. Недостаток только один – цена обычного билета не уступает цене билета на самолет.
«Sparpreis 50». Ограниченное число билетов по этому тарифу со скидкой в 50% от обычной предлагается почти на все скорые поезда. Тариф предусматривает привязку к конкретным поездам. Обязательна покупка туда и обратно. Во временной интервал между «туда» и «обратно» должна попасть минимум одна ночь с субботы на воскресенье, либо обе поездки должны проходить в выходной. Дети до 6 лет едут бесплатно, с 6 до 14 также бесплатно, но должны быть внесены в билет сопровождающего лица. При совместной поездке от двух до 5 человек все, начиная со второго, платят половинную цену. Возврат или обмен возможны в срок до 1 суток до начала поездки.
«Sparpreis 25». Скидка в 25% от нормальной цены, этим тарифом можно воспользоваться, если не осталось билетов по «Sparpreis 50».
«Dauer-Spezial». Билет можно купить не менее чем за 3 дня до поездки, ехать можно как в один конец, так и в оба. Доплата и переход из 2-го класса в первый невозможна. Билеты привязаны к конкретному поезду. При отмене или опоздании поезда можно продолжить движение на следующем. Обмен и возврат исключены. Цена билета при покупке в кассе повышается на 5 евро за одно направление.
«Freizeit-Ticket». Действительны для отдельных направлений на конкретный день в основном на поездах IC/EC. Есть ограничения по дням недели – на некоторые из указанных направлений «Freizeit-Ticket» не продаются на пятницу и субботу. Естественно, что эти билеты можно при желании использовать не на всю дистанцию поездки, а покинуть поезд или же сесть в него на нужной промежуточной станции.
Любимые туристами групповые билеты. Существует два основных вида этих билетов: билет выходного дня «Schönes-Wochenende-Ticket» и земельные билеты «Länder-Tickets».
Билет выходного дня «Schönes-Wochenende-Ticket» действителен для групп до 5 человек во всех поездах ближнего следования. Билет позволяет без ограничений количества поездок передвигаться в указанный в билете день с 00 часов до 03.00 часов следующего дня. Класс вагона ограничен вторым.
Земельные билеты «Länder-Tickets» позволяют совершать поездки группами до 5 человек на территории одной федеральной земли во всех поездах ближнего следования. Земельные билеты действительны по будням с 9.00 до 3.00 следующих суток, а по выходным и праздничным дням с 00.00 до 3.00 следующих суток. Если нужно отправиться в путь раньше 9.00, то необходимо дополнительно приобрести билеты до первой станции, остановка на которой производится после этого времени.
Иногда зона действия билета выходит за пределы федеральной земли. При этом праздничные дни, различающиеся в разных землях, учитываются лишь тогда, когда они объявлены праздничными в земле, выдавшей билет.
Почти во всех землях существуют варианты земельных билетов для одиночек Сингл, а в некоторых есть также ночные билеты, позволяющие передвигаться с 18.00 до 06.00 (до 07.00 в ночь на пятницу, субботу и праздничные дни). Класс вагона ограничен вторым.
DB запустил новый билет «Quer-durchs-Land-Ticket» – «Через всю страну из конца в конец». Билет действует в поездах S-Bahn, RB, IRE, RE и действителен для неограниченного числа поездок по всей территории Германии по будням с 9.00 до 3.00 следующих суток.
Билет на поезд в Германии действителен в течение суток. Как правило, продается он не просто на какой-то конкретный поезд, а на дистанцию. Если билет куплен ранним утром (поезда ходят примерно с 4 часов утра), то вполне можно прогуляться по городам, где останавливается поезд. А после с тем же билетом продолжить путь.
Бронирование билетов
Бронирование необходимо делать для поездов дальних направлений – ICE, EC, IC, IR , для местных поездов бронирование не производится. При совместной поездке группы от 6 человек бронирование осуществляется бесплатно. Бронировать места можно от 3 месяцев до 15 минут до отправления поезда. При бронировании билет нужно высказать особые желания: некурящий вагон, место у окна, купе и т.д.
Доплата за скорость
При покупке билетов на поезда дальних направлений взимается доплата за скорость. В некоторых поездах IR и D эта доплата отменена.
Новая система поиска дешевых билетов на Deutsche Bahn
Новый проект от немецких железных дорог запущен в виртуальной сети. Так пассажиру при помощи интернета могут подобрать самый дешевый вариант поездки без утомительных поисков и многочисленных переборов вариантов. Немецкие железные дороги славятся своей дороговизной, однако при использовании данной системы найти самый дешевый маршрут можно одним кликом. При использовании системы добраться из Берлина в Кельн можно за 29 евро, хотя стандартная цена билета - 109 евро. Данный сервис размещен на bahn.de/sparpreisfinder и доступен пока только на немецком языке.
Путешествие с велосипедом
При путешествии с велосипедом нужно купить за 4.50 евро специальный билет «Fahrradkarte» на каждый велосипед (приложение 5). Велосипеды размещаются в вагонах, которые имеют специальный знак велосипеда, как правило, это первый и/или последний вагон. В скоростном поезде для велосипеда нужно бронировать место за 9 евро.
Вывод по второй главе
Концерн Deutsche Bahn, осуществляющий железнодорожные перевозки по Германии, считается одним из самых надежных операторов Европы. Он развозит по немецким просторам почти два миллиарда пассажиров в год.
Как и любой перевозчик, немецкая железная дорога хочет перевозить так много пассажиров, как только она сможет привлечь.
В Германии полагают, что ясное и эффективное распределение ролей между государством и бизнесом помогает повысить конкурентоспособность перевозчиков. В итоге государство заботится как о создании условий для развития рыночных отношений, так и о здоровье инфраструктуры, а также отвечает перед потребителями за общее состояние пассажирских перевозок.
Deutsche Bahn зарабатывает миллиарды, а бундесбюргеры, отходя от кассы, нервно подсчитывают оставшиеся евро. За удовольствие прокатиться с ветерком под стук колес приходится платить. И платить немало. Чтобы привлечь клиентов, главный железнодорожный оператор Германии разрабатывает гибкую систему скидок и спецпредложений.
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПУТЕШЕСТВУЮЩИМ
ПО ЖЕЛЕЗНЫМ ДОРОГАМ ГЕРМАНИИ
На вокзале
Вокзалы в Германии созданы для посадки, высадки и пересадок пассажиров. На среднем немецком вокзале всегда есть возможность перекусить, купить свежую прессу в дорогу, причем нетрудно отыскать газеты и журналы на русском языке, выпить пива и посетить туалет. Естественно, все это (кроме прессы) значительно дороже, чем в любом другом месте.
Если Вы стеснены в средствах, отойдите от вокзала на 100-200 метров – там Вы получите желаемое значительно дешевле.
Ночью жизнь на вокзалах замирает, все магазины, закусочные и киоски закрываются. Избегайте ночёвок на вокзалах!
Покупка билетов
На любом вокзале есть бюро поездок (Reisezentrum), где Вы можете узнать сколько стоит билет до нужного Вам места, как лучше ехать, как дешевле, и в конце концов выписать билет. Перед покупкой билета зайдите на сайт www.bahn.de – страничку немецкого Deutsche Bahn'а. Вы получите расписание с пересадками, временем, платформами. И уже исходя из этой информации, можете рассчитывать своё путешествие. Информация очень надёжная, а расписание поездов практически не меняется.
Найти кассу можно, следуя указателям на «Reisezentrum». Если нет времени ждать – поезд должен вот-вот отправиться, то есть смыл поискать глазами кассу, на которой написано «Sofort» (немедленно) или «Heute» (сегодня).
Кассиру нужно назвать дату, время отправления и пункт назначения – лучше всего заранее заготовить листок с этой информацией. А если добавить в него обозначение направлений – туда «Hinfahrt» и обратно «Ruckfahrt», то запрос будет понят с первого раза.
Покупка билета в автомате
Сначала надо найти автомат. Это большой железный ящик, висящий на видном месте и имеющий кнопки и таблички (приложение 4). На этом ящике в списке городов найдите нужный и определите цифру (тарифную зону), соответствующую этому городу. В длинном вертикальном двойном ряду клавиш нажмите эту цифру. Если Вы взрослый – пользуйтесь левым рядом. Если Вы ребенок, или имеете право на льготы – пользуйтесь правым рядом. Над рядами есть соответствующие картинки. После этого на табло слева вверху появится цена билета. Агрегат принимает крупные купюры, а также любую мелочь, кроме того, он дает сдачу. Если купюра исчезла в агрегате и ничего не происходит – нажмите на красную кнопку «С». Билет, купленный в таком аппарате, действителен до трех часов ночи следующего дня на любой поезд до нужного места. Впрочем, если поезд скорый, то придётся доплатить надбавку, опять же в аппарате (есть специальная клавиша) или в поезде.
Покупка билета в кассе
Если Вы не знаете, как Вам лучше доехать из пункта А в пункт В, следует обратится за советом в кассу (Reisezentrum). Они есть на всех вокзалах, но работают обычно с 6.00 до 22.00. Обратите внимание, что в немецких кассах не принято подходить близко к человеку, которого обслуживают! Попросите кассира дать Вам так называемый «Reiseverbindung», назовите пункт отправления и назначения, а также желаемую дату и время отправления или прибытия. Через несколько секунд Вы получите компьютерную распечатку оптимального пути со всеми пересадками, номерами поездов и ценой. Часто компьютер дает несколько вариантов маршрута, и все это совершенно бесплатно! Не забудьте спросить, нет ли возможности получить скидку. Если хотите, можете зарезервировать себе место. Выбрав нужный вариант, покупайте билет. Оплатить билет можно наличными, или воспользоваться следующими кредитными карточками: VISA, ELECTRON, EUROCARD/MasterCard, AmericanExpress, DinersClub, JCB. Другие кредитки в железнодорожных кассах не принимаются. Торопиться при покупке не стоит – Вы можете спокойно обсудить с кассиром все варианты Вашего путешествия. Очередь (если она есть) реагирует на это удивительно спокойно. Кроме того, есть еще одна причина для неторопливых раздумий – билеты обратно принимаются co значительной скидкой.
Если Вы с детьми
Дети до 3 лет провозятся бесплатно. Дети от 4 до 11 лет платят 50% цены.
Если Вы везёте кошку или собаку
Маленькие собаки и кошки в клетках или специальных транспортных контейнерах провозятся бесплатно. Собаки на поводках всегда приравниваются к детям от 4 до 11 лет.
Посадка в поезд
Первый вопрос, возникающий у всякого пассажира на вокзале – как найти поезд. Информацию о поезде Вы узнаете из расписания. Следует учитывать, что расписание прибытия поездов (Ankunft) всегда напечатано на белой бумаге, а расписание отправлений (Abfahrt) – на желтой. На крупных вокзалах имеются также общие информационные табло. Кроме того, на каждом перроне висит табло с часами и информацией о конкретном поезде. Для особо рассеянных людей на самом поезде также есть соответствующие таблички.
Если Вы зарезервировали себе место, загляните в билет, и под рисунком вагона найдите его номер. Каждый вагон в Германии имеет свой собственный номер, и Вы вполне можете обнаружить, скажем, что Вы будете ехать в вагоне N 400. Чтобы его найти, вовсе не обязательно бежать вдоль перрона, отсчитывая четырехсотый вагон от головы поезда или от его хвоста. Заранее находите на перроне щит с изображением составов, свой поезд на нём, и место, где остановится Ваш вагон, после чего занимайте соответствующую позицию на перроне.
На перроне
Номер нужного пути (платформы) скрывается под словом «Gleis». Но чтобы попасть в свой поезд («Zug»), одного номера недостаточно. Дело в том, что обычно длина платформы соответствует длине самого длинного состава. Поэтому платформу дополнительно разбивают на буквенные секторы. К примеру, указание A-D в расписании означает, что состав встанет именно в этом секторе.
На каждом поезде указано, куда он идет. На S-Bahn и электричках это написано спереди. На двухэтажных электричках – спереди и на табло сбоку на каждом вагоне. На IC/EC/ICE – на табло в окне каждого вагона, рядом с дверью, кроме того, бегущей строкой показывается маршрут.
В вагоне.
Одно из основных отличий между вагонами в России и в Германии – это то, что двери в немецких вагонах всегда нужно открывать самим как при посадке, так и при высадке! Если рядом с Вами никого нет – поищите ручку или кнопку открытия двери, если же рядом опытный путешественник - посмотрите, как это делается. Этот пункт посадки, а особенно высадки не стоит недооценивать. Об открытой двери беспокоиться не стоит - она закроется автоматически.
Билет («Fahrkarte» или «Fahrschein») проверят уже после того, как поезд тронется, и пассажиры рассядутся по местам. Свободно можно занимать только незарезервированные кресла. Отличить от зарезервированных их поможет электронная (в новых вагонах) или бумажная (в старых) табличка с указанием отрезка пути, на который на данное кресло распространяется бронь («Reservierung»). Отсюда вывод: даже в полном вагоне можно найти местечко хотя бы на часть пути.
Курить в поезде нельзя (приложение 6)! Надо идти через весь поезд в «купе курящее», чтобы пару раз затянуться. Многие делают именно так. Ввиду быстрой езды можно и потерпеть, но не ехать в вагоне для курящих, куда весь поезд постоянно ходит на перекур. Хотя в маленьких региональных экспрессах курящее купе с максимум 2 скамейками имеется в каждом вагоне.
Информационное обеспечение
При посадке в поезд кондуктор выдаст подробный Reiseplan – с информацией о поезде, доступных в нем услугах, а главное – с полным расписанием, включающем не только график всех остановок поезда в пути следования, но и детальную информацию по каждой остановке (куда и на чем вы с нее сможете в это время уехать, включая даже некоторые маршруты местного городского транспорта).
В поезде периодически включается громкая связь. При приближении к очередной остановке («Haltestelle», «Station») здесь принято рассказывать о возможных пересадках («Umsteigen») на другие поезда. Аналогичная информация напечатана в буклетах, которые можно найти прямо в вагоне.
Любишь есть, люби и еду возить
Еда в поездах дорогая, как и проезд. Многие пассажиры ввиду длинной дороги берут с собой еду и питье. Остальные покупают в поезде лишь напитки и кофе. Кофе можно купить практически везде. Сахар и молоко подается бесплатно. Кофе в поезде стоит примерно 2 евро. Еду разносят тоже проводники между проверкой билетов.
С багажом, как налегке!
Проблем с багажом не бывает. Камеры хранения есть везде. Рассчитаны на разного рода поклажу. Именно от размера ее будет зависеть цена услуги. Сумма за запирание камеры хранения колеблется от города к городу и от размера ячейки от 1,5 до 4 евро в сутки. Сутками считаются календарные сутки, а не время с момента закладки вещей в ячейку. Причем хранить вещи в таких ячейках можно до 72 часов, оплатив вперед только первые 24часа, остальные деньги Вы должны будете заплатить, когда будете забирать вещи, для того, чтобы сработал Ваш ключ.
Помните, что после 72 часов вещи, за которыми хозяева не пришли, вынимают представители специальной службы и отправляют их в специальные хранилища. Добыть вещи из этого хранилища может быть весьма непросто.
Ваш поезд опоздал?
Если Ваш поезд опоздал более чем на 60 минут, Вы можете получить 25% стоимости билета в виде компенсации (минимум 4 евро).Если поезд опоздал на 2 часа, Вам должны вернуть 50% стоимости билета. Если поезд задерживается более чем на 1 час, Вы можете вообще отказаться от поездки, сдать билет и получить обратно его полную стоимость. Если Вы уже находитесь в поезде, который опаздывает более чем на 1 час, Вы имеете право прервать поездку и (по желанию) бесплатно вернуться на станцию отправления. Помимо этого, Вам обязаны выдать билет на другой рейс, отправляющийся в ближайшую неделю.
Вы пассажир опаздывающего поезда, Вас обязаны обеспечить питьевой водой. Если поезд опаздывает на более чем 2 часа, в дополнение к воде Вам должны обеспечить питание. Денежную компенсацию можно получить в течение 1 года с момента поездки. Компенсация должна быть выплачена в течение месяца с момента обращения пассажира за компенсацией.
Компенсация не положена, если о задержке рейса или опоздании поезда было известно до покупки билета
Молодым у них везде дорога дешевле
Покупая билет на поезд , не спешите доставать кошелек. Сначала спросите, нет ли у них скидок для молодых путешественников. Да, именно так. Если Вам до 26 лет, Вы можете получить скидку на железнодорожные билеты.
Дойчебановские велосипеды
На вокзале (на спецстоянке) Вы можете взять велосипед. Звоните по номеру, указанному на раме (заранее нужно зарегистрироваться на одном из сайтов ДБ (http://www.callabike-interaktiv.de), они депонируют 5 евро, которые сразу попадают на Ваш счет, и пойдут в уплату аренды), Вам сообщают код велосипедного замка, и Вы катаетесь сколько нужно. Когда накатались – возвращаете велосипед на станцию. В некоторых крупных городах, велосипеды можно оставить у дорожных знаков или на спецвелостоянке. Когда закрываете замок, указываете, что возвращаете велосипед, на замке загорится код счета. Далее снова звоните и сообщаете код счета и место, где оставили велосипед (во втором случае) или номер стоянки (в первом случае).
Языковой барьер
Проводники – милые и добродушные. Все расскажут, объяснят, помогут. Единственная проблема (в целом немецких госслужащих) – практически никто не говорит по-английски. Но это не беда. Всегда можно найти общий язык, главное – хотеть и не стесняться!
Наши соотечественники вернувшиеся из путешествия по Германии, сетуют на чрезвычайную дороговизну железных дорог. В действительности это не совсем так. Немецкая железная дорога – сложный, превосходно отлаженный мощный механизм, но как и всяким другим механизмом, им нужно уметь правильно пользоваться.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как и в России, поезда и железные дороги Германии принадлежат единому монополисту. И даже названия у концернов идентичные: «Российские железные дороги» и «Deutsche Bahn». На этом сходство в общем-то и заканчивается. Сравнивать инфраструктуру и уровень сервиса немецких железных дорог с российским аналогом было бы плачевно для последних.
На основании теоретического анализа и изучения передового опыта по проблемам организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте в Германии можно сделать следующие заключения:
Германия располагает самой мощной и эффективной железнодорожной системой мира. На железную дорогу приходится подавляющее большинство междугородных и пригородных поездок общественным транспортом. Поезда ходят во всех направлениях ежечасно, а на многих линиях – несколько раз в час. Немецкие поезда: технологически продвинутые поезда, с большими вагонами, пунктуальны, безопасны и надёжны. Вот почему поезд очень популярное транспортное средство, используется немцами для перемещения из одного города в другой и туристами, приезжающими в Германию.
Немецкие железные дороги используются активнее и перевозят больше, чем в других странах. Ближайший конкурент – Франция, британская железнодорожная сеть осуществляет примерно половину от объема перевозок немецкой. Важно, что сеть железных дорог покрывает всю страну и работает по единым стандартам. После объединения Германии унификация железнодорожного транспорта была одной из самых капиталоемких инвестиционных задач. В декабре 2001 года Deutsche Bahn ввел новую систему тарифов на билеты, аналогичную той, которую уже давно используют многие авиакомпании, и которая позволяет предлагать значительные скидки при раннем бронировании мест на поездку. В последующие годы она претерпела существенные изменения и дополнения. По предварительным расчетам Deutsche Bahn, новая система тарифов будет способствовать тому, что поднимется заполняемость пассажирских мест и возрастет популярность железных дорог среди населения. Такова ситуация с немецкими железными дорогами. Быстро, удобно, просто. Хотя и не совсем дешево. Все зависит от того, с чем сравнить.
Мы считаем, что столь краткий свод выдержек из железнодорожных тарифов и правил Германии ни в коей мере не способен исчерпывающе поведать обо всех возможностях всемогущего Deutsche Bahn и претендовать на почетное звание справочника. Это всего лишь руководство к действию. Тем не менее, мы смеем надеяться, что наш труд поможет Вам отыскать «свой» билет и окунуться в настоящую жизнь железнодорожного путешественника, полную каждодневных открытий новых встреч и счастливых приключений!
ДОБРОГО ВАМ ПУТИ!!!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Аксенова, М.Д. Страны. Народы. Цивилизации [Текст]: энциклопедия для детей / М.Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 2001. – 690с.
Боровикова, М.С. Организация движения на железнодорожном транспорте [Текст]: учебник для техникумов и колледжей ж.-д. транспорта / М.С. Боровикова. – М.: Маршрут, 2003. – 368 с.
Иловайский, Н.Д. Сервис на транспорте [Текст]: учебник для вузов / Н.Д. Иловайский, А.Н. Кисилёв. – М.: Маршрут, 2003. – 583 с.
Николашин, В.М. Сервис на транспорте [Текст] : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.М. Николашин, Н. А. Зудилин, А. С. Синицына и др.; под ред. В. М. Николашина. — 3-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 272 с.
Романенко, В. Н. Городские железные дороги Германии [Текст] / В.Н. Романенко, Г.В. Никитина // Локомотив. – 2006. – №12. – С. 41–43.
Росляков, Ю. А. Зарубежный опыт реформ на железнодорожном транспорте [Текст] / Ю.А. Росляков // Локомотив. – 2010. – №10. – С. 44–47.
Сысоева, Е. А. «Дойче бундесбан» на пороге третьего этапа реформирования [Текст] / Е.А. Сысоева // Локомотив. – 2009. – №1. – С. 44–46.
Троицкая, Н.А. Единая транспортная система [Текст] : учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / Н.А.Троицкая, А. Б.Чубуков. — М. : Издательский центр «Академия», 2003. — 240 с.
Fakten. Informationen für Journalisten [Электронный ресурс] / Deutsche Bahn AG – Deutsche Bahn AG, 2011. Режим доступа : http://www.deutschebahn.com/site/shared/de/dateianhaenge/praesentationen/faktenblatt__soko__bahn.pdf
Zukunftsperspektiven. Eisenbahn in Deutschland 2025 [Электронный ресурс] / Deutsche Bahn AG – Deutsche Bahn AG, 2011. Режим доступа : http://www.deutschebahn.com/site/shared/de/dateianhaenge/publikationen__broschueren/zukunftsstudie.pdf
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Несчастный Андрей
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Пустой колос голову кверху носит