Творческая работа ученика 10 класса Маркелова Александра
Вложение | Размер |
---|---|
arhitekturnye_pamyatniki_novgorodskogo_kremlya_kak_simvoly_rossii.doc | 791.5 КБ |
«Министерство образования Саратовской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 87»
Сооружения новгородского Кремля как символы России
Доклад ученика 10А класса Маркелова Александра Руководитель Евсеева Ирина Николаевна, учитель истории |
Оглавление
§ 2. Архитектурные особенности
§ 3. Росписи и иконы Софийского собора
§ 5. Крест главного купола и легенда о голубе
Глава III. Памятник «Тысячелетие России»
Глава IV. Постройки Кремля как символы России
Список используемой литературы
Приложение 3.
Великий Новгород - один из старейших русских городов, настоящая сокровищница национальной культуры и искусства. Невозможно представить себе историю России без Новгорода. Недаром говорят в народе: «Новгород - отец, Киев - мать, а Москва - сердце всех древнерусских городов» [2, 58-59]. Ни один из городов нашей Родины не сохранил такого количества прекрасных памятников зодчества, монументальной живописи и прикладного искусства X - XVII вв. И его по праву называют городом-музеем Древней Руси. С 1992 года все памятники Новгорода находятся под охраной ЮНЕСКО как часть всемирного культурного наследия.
В свете этого, тема, посвященная изучению архитектуры Новгорода, вызывает несомненный интерес.
Актуальность данной темы связана с тем, что в прошлом, 2009, году отмечалось 1150-летие города. Однако на самом деле история Великого Новгорода насчитывает более 1200 лет. Просто летопись впервые упоминает о нем в 859 году. Благодаря выгодному географическому положению город развивался как торговый центр древней Руси и накопил сказочные богатства. В XII-XV веках Новгород - столица Новгородской феодальной республики, самого большого государственного образования средневековой Европы [11].
В 2009 году мне посчастливилось съездить в Великий Новгород на Всероссийскую олимпиаду школьников по истории. Город мне очень понравился, и, находясь под впечатлением, я написал стихотворение-посвящение древнему городу «Господин Великий Новгород» (см. Приложение 1). В этом стихотворении я сделал акцент на трёх архитектурных сооружениях Великого Новгорода. Сделал я это не случайно, так как считаю, что все они по праву могут считаться символами России. Это:
В своей работе я хотел бы рассказать о трёх архитектурных сооружениях Великого Новгорода, упомянутых в моём стихотворении (фотографии - Приложение 2).
Перед написанием данной работы был проанализирован круг источников.
Это, в первую очередь, «Продолжение хронографа редакции 1512 года // Исторический архив» (том 7) [1].
Во-вторых, это материал серии экскурсий по архитектурным памятникам Новгорода [2, 3].
В-третьих, это интервью, взятое у участников всероссийской олимпиады школьников по истории [4].
И в-четвертых, это собственные воспоминания и личный архив, полученные в результате посещения Великого Новгорода [5].
После изучения источников была проанализирована учебная и научная литература по обозначенной проблеме. Это энциклопедии по истории России и российской культуры, а также сочинения историков.
Перед написанием данной работы была поставлена следующая цель: рассмотреть новгородский Кремль, Софийский собор и памятник «Тысячелетие России» как символы России.
Достичь данной цели предполагалось с помощью решения следующих задач:
● ознакомиться с историей создания архитектурных творений;
● выявить их характерные архитектурные особенности;
● проследить, каким образом зодчие «перевели на язык камня» различные идеи, связанные с характерными чертами России и русских людей.
Однако сразу же следует оговориться, что данная проблема была рассмотрена в рамках творческой работы, поскольку для полного, разностороннего и объективного рассмотрения данного вопроса необходимы рамки по крайней мере курсовой или даже дипломной работы. По возможности это мною и будет сделано в последующие годы обучения в гимназии и при поступлении в ВУЗ.
Новгородский детинец, как его называли в древности (также Новгородский Кремль) — цитадель Великого Новгорода. В древнейшем Новгороде, как и в других древнерусских городах, детинец был оплотом и символом княжеской власти [15].
Детинец расположен на левом берегу реки Волхов. Первое летописное упоминание о нём относится к 1044 году. Новгородский Кремль - памятник архитектуры федерального значения, охраняется государством. Как часть исторического центра Великого Новгорода он входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
На месте Новгородского детинца в X—XI веках существовали жилые усадьбы Людина конца. Деревянный детинец был заложен при князе Владимире Ярославиче — сыне Ярослава Мудрого.
Северная часть современного Кремля когда-то представляла собой дельту, образованную притоком Волхова с двумя рукавами, территория которой делилась на два участка с островным положением.
В 1065 году деревянный детинец был захвачен полоцким князем Всеславом Брячиславичем. Крепость XI века имела только двое ворот, к которым подходили главные магистрали Софийской стороны — Великая улица Неревского конца и Пробойная улица Людина конца. Первая шла к северным воротам, вторая — к южным. Главной улицей детинца была Пискупля (то есть Епископская), мостившаяся на деньги епископа, которая пересекала территорию крепости с запада на восток и выходила к волховскому Великому мосту.
В середине XI века к детинцу были присоединены северо-восточная и южная части современного Кремля (первую часть называли «Окром», а вторую «Околотком»). В 1097 году деревянный Новгородский детинец в очередной раз сгорел. Вновь он был срублен только при князе Мстиславе в 1116 году. В этот же год детинец был увеличен в южную сторону и достиг современных размеров.
В 1136 году власть князя была сильно ограничена, и он становится зависимым от вече. Князья переселяются на Городище, а детинец с этого времени становится оплотом новой власти — Новгородской вечевой республики. Значительную часть детинца занимала резиденция архиепископа — Владычный двор, который застраивается многочисленными церквями, жилыми и хозяйственными постройками [13].
С конца XII века к воротным башням изнутри детинца пристраиваются надвратные каменные храмы. Так, в 1195 году, на воротах, выходивших к мосту через Волхов, новгородский архиепископ Мартирий возвел каменную церковь Положения ризы и пояса богородицы, расписанную фресками по заказу того же Мартирия в следующем году. От пристроенной церкви ворота получили название «Пречистенских». В 1233 году над воротами, которые вели в Неревский конец, была заложена каменная надвратная церковь Федора. Хотя строитель ее в летописи не назван, тем не менее само местоположение ее на Владычном (то есть архиепископском) дворе позволяет предположить в ней постройку, также связанную с архиепископом.
В 1262 году после пожара стены детинца были отстроены заново.
В 1296 году архиепископ Климент поставил каменную надвратную церковь Воскресения, а в следующем году архимандрит Юрьева монастыря, являвшийся вторым по значению после архиепископа представителем новгородской церковной власти, заложил каменную церковь Преображения над южными воротами, которые вели в Людин конец города.
Весьма характерно, что в постройках надвратных храмов детинца новгородские князья не принимают уже ни малейшего участия, а главная роль в этом строительстве принадлежит новгородскому архиепископу [15].
Детинец с этого времени становится оплотом нового вечевого строя Новгорода.
В 1333 году новгородский архиепископ Василий (Калика) начал строительство нового каменного детинца в Новгороде, опасаясь войск Ивана Калиты с ордынцами и шведов. Замена деревянного детинца на каменный завершилась в 30-е годы XV века. В 1348 году шведы, нарушив Ореховский договор, вторглись в новгородские земли, захватили Вотскую пятину и крепость Орехов, и потому строительные работы в детинце возобновились только во второй половине XIV века. В 1437 году из-за весеннего половодья обрушилась часть Софийской звонницы, но через два года эта часть стены и колокольня были восстановлены.
Коренная перестройка детинца произошла в 1478 году при Великом князе московском Иване III, когда Новгород вошёл в Московское государство (в связи с развитием артиллерии бойницы детинца оказались недостаточно удобными для размещения в них огнестрельного оружия). Реконструкция была предпринята на совместные средства Ивана III и новгородского архиепископа Геннадия. Строительство закончилось в 1490 году. Перестройка детинца была столь значительной, что фактически он был построен заново [1, 79-80].
В ХIV - ХV веках продолжалось, как и ранее, строительство надвратных храмов у стен детинца. В 1311 году архиепископ Давид поставил каменный храм князя Владимира над воротами, которые вели в Неревский конец города. В 1398 году архиепископ Иоанн соорудил новую каменную церковь Воскресения на воротах, по-видимому, на месте более древней надвратной церкви того же имени, выстроенной в 1296 году. В 1461 году архиепископ Иоанн на месте разрушившейся древней надвратной церкви Владимира поставил новую, а в 1464 году он же заново перестраивает разрушившуюся церковь над Пречистенскими воротами, ведшими на Волховский мост.
В строительстве надвратных храмов детинца в ХIV веке наряду с архиепископом принимают некоторое участие и представители крупнейших боярских фамилий. Так, в 1305 году боярин Семен Климович возводит каменный храм Покрова над воротами, которые вели из детинца на Прускую улицу, где располагались дворы наиболее крупных боярских фамилий Новгорода; в 1379 году посадник Григорий Якунович ставит на том же месте новую каменную церковь Покрова.
В течение ХVII века московское правительство неусыпно следило за поддержанием обороноспособности новгородского детинца. В 1701 году, после сражения под Нарвой, Петр I отдал распоряжение об усилении укреплений Новгорода и Пскова. Главное внимание было направлено на реконструкцию так называемого Малого земляного города, расположенного с западной стороны детинца. Тогда же были отремонтированы стены и башни детинца. Вскоре, в связи с изменением западных границ России, военное значение Новгорода упало. В 1720 году Петр I издал указ: «…велено Новгородскую крепость оставить и гарнизону там не быть». Однако с 1729 года Новгород вновь оказался на некоторое время в штате крепостей по северо-западной границе.
В 20-х годах ХIX века были проведены небольшие ремонтные работы, в частности на месте разобранных в конце ХVIII века Пречистенской и Воскресенской башен были устроены широкие проездные арки. Ремонтные работы оборонительных сооружений детинца в 1830 - 1840-х годах имели своей задачей не столько техническое укрепление их, сколько общее благоустройство города [15].
7 мая 1862 года в сторону Волхова рухнул большой участок стены, значительная часть которой была перестроена за два года до этого. Впервые её аварийное состояние отмечалось еще в середине XVII века. Крепостная стена была сооружена заново из нового кирпича без всякого соблюдения древних форм. Ради экономии её сделали значительно тоньше и с весьма глубокими нишами. Часть новой стены занимают помещения, устроенные внутри стены под архив Казённой палаты. Во время немецкой оккупации 1941—1944 гг. эти помещения использовались гитлеровскими солдатами в качестве казарм. 30 апреля 1991 года упал участок стены у Спасской башни (более 20 м), а немного спустя, в ночь с 3 на 4 мая, рядом обрушилась еще часть стены, сильно деформировав склон вала. В 1994—1996 гг., вместо обрушившегося фрагмента стены между Спасской и Княжой башнями, был возведён новый [13].
Кремль стоит на холме, расположенном над уровнем Волхова на высоте 10 м. В плане имеет форму неправильного овала, вытянутого с юга на север и несколько вогнутого с прибрежной стороны. Наружный периметр его стен 1487 м, наибольшая длина с севера на юг 565 м, ширина с запада на восток 220 м. Общая площадь внутри стен 12,1 га. Глубокий ров окружает Кремль с севера, запада и юга. Вдоль Волхова на большом протяжении стен башни в настоящее время отсутствуют [14].
Крепостные стены новгородского Кремля конца XV в., несмотря на переделки, сохранили в основном первоначальные архитектурные формы.
Стены сооружены из камня и кирпича на известковом растворе. Лицевая поверхность, выполненная из кирпича (с вкраплением единичных известняковых камней), перевязана с внутренней каменной кладкой. Каменная кладка состоит из известняка и булыжника.
В настоящее время большая часть стен, реставрированных в 1950-1960 гг. под руководством А. В. Воробьева, имеет облик XV в. На отдельных пряслах - зубцы прямоугольной формы XVI-XVII вв.
Стены завершают поставленные на парапет двурогие зубцы в виде «ласточкина хвоста». Такие зубцы стали с конца XV в. принадлежностью всех русских крепостей, символизируя единство русских земель.
Над зубцами и боевым ходом новгородского Кремля всегда была деревянная крыша. Имеются сведения о покрытии стен в XIV, XVI, XVII вв. Несомненно, была она и над стенами в XV в. Косвенным подтверждением этому служит летописное сообщение под 1493 г. о наличии кровли над стенами московского Кремля, построенного в 1492- 1498 гг.: «градная кровля вся обгоре» [7, ].
Завершение зубцов в виде «ласточкина хвоста» - чисто декоративный элемент, привнесенный из Италии. Он не влиял на оборонительные свойства крепости, т. к. находился намного выше человеческого роста. Если в Италии крепостная стена с таким завершением не требовала кровли, то в климате севера России покрытие над зубцами и боевым ходом было необходимостью. Не случайно уже через столетие двурогие зубцы переделали на прямоугольные, более удобные для возведения крыши.
На площадку боевого хода крепостных стен попадали из башен, но можно было подняться по приставным деревянным и внутристенным каменным лестницам. Известны две каменные лестницы: одна у Софийской звонницы, вторая - в прясле между Никитским корпусом и Владимирской башней. Последняя сохранилась и поныне.
На некоторых пряслах южной части Кремля с внешней стороны стены, в нижней части, вперед выступает кладка из серого плитняка. Вполне возможно, что это остатки крепостных стен XV в [4, ].
Не все принятые ныне названия башен исторические. Наименования «Дворцовая», «Княжая», «Кокуй», «Митрополичья» введены авторами краеведческой литературы на рубеже XIX—XX вв. (в материалах XVII—XVIII вв. устойчивых названий у них не было). Внутри каждая башня разделялась на пять или шесть ярусов. Ярусы башен соединялись между собой деревянными лестницами. Каждая из башен имела выходы на боевой ход крепостной стены. Нижние ярусы могли использоваться для хранения боеприпасов. Башни, кроме того, были снабжены устройствами для подъёма орудий и боеприпасов.
Башни Детинца:
Дворцовая; Княжая; Башня Кокуй (Кукуй) - перестроена при Петре I; Покровская; Златоустовская; Митрополичья - названа по близлежащему митрополичьему двору; Фёдоровская; Владимирская.
Некоторые башни были разрушены, причём вместо Пречистенской и Воскресенской башен устроены широкие проездные арки. Несохранившиеся башни:
Пречистенская (Богородицкая); Борисоглебская; Воскресенская.
Отличительной чертой новгородского детинца, как уже было сказано ранее, было строительство надвратных церквей. В возведении надвратных храмов детинца главная роль принадлежала новгородским архиепископам, а князья в строительстве уже не участвовали.
Соборы и церкви Кремля:
Сохранившиеся - Софийский собор; Церковь Андрея Стратилата; Церковь Сергия Радонежского; Церковь Входа Господня в Иерусалим (повреждена во время ВОВ и приспособлена в настоящее время под лекторий);
Несохранившаяся - Церковь Бориса и Глеба во граде.
Иные памятники: Памятник «Тысячелетие России»; Звонница Софийского собора; Тайничные водяные ворота; Боярские водяные ворота; Владычная палата; Часозвоня.
Таким образом, мы выяснили, что новгородский Кремль является древнейшим Кремлём из сохранившихся в России. История Кремля неразрывно связана с судьбой Новгорода. В Кремле находилось ядро древнего города, здесь был религиозный, политический и культурный центр Новгородской земли. Новгородский Кремль – святыня земли Русской.
Собор Святой Софии — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах. Является древнейшим сохранившимся храмом на территории России, построенным славянами. Софийский собор (1045-1050 гг.) - одна из древнейших каменных построек Руси. Был заложен князем Ярославом Мудрым, его сыном Владимиром и епископом Лукой как общегородской храм.
В 1045 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора. Строился собор примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма 989 года, однако не на том же месте, а севернее. Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой. После освящения святой князь прожил менее месяца и был похоронен в соборе Святой Софии.
Храм имел пять нефов и три галереи, в которых располагалось несколько дополнительных престолов. Северная галерея несколько раз перестраивалась.
Первоначально стены храма не были побелены, за исключением криволинейных в плане апсид и барабанов, покрытых слоем цемянки. Внутренние стороны стен также были обнажены, в то время как своды изначально обмазаны цемянкой и покрыты фресками. Такое оформление было выбрано под воздействием архитектуры Константинополя, в которой мраморная облицовка стен сочеталась с мозаиками на сводах; однако мрамор был заменён известняком, а мозаика — фресками. Сплошь обмазаны цемянкой стены были, вероятно, уже в 1151 году.
На западном портале смонтированы бронзовые Магдебургские врата в романском стиле с большим количеством горельефов и скульптур.
В 1929 году собор был закрыт и в нём был открыт антирелигиозный музей. В музее были представлены сокровища хранившиеся в ризнице собора — как пример «баснословных богатств церкви». Во время оккупации Новгорода немецко-фашистскими войсками храм был сильно повреждён и разграблен, после войны полностью восстановлен и стал отделом Новгородского музея-заповедника. В 1991 он был передан Русской Православной Церкви и 16 августа 1991 освящён лично патриархом Алексием II. В 2005—2007 произведена реставрация куполов собора [6, 237].
Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Храмы подобного типа строились на Руси только в XI веке, к ним помимо новгородской Софии относятся: Софийские соборы в Киеве и Полоцке, а также Киевская церковь Ирины и Георгия. Апсид три, центральная пятигранная, боковые — округлые. С трех сторон центральное строение окружают широкие двухэтажные галереи. Время возникновения галереи и её первоначальный вид являются предметом научных споров, но, вероятно, она возникла уже в процессе строительства храма.
Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.
Основной объём собора (без галерей) имеет длину 27 м и ширину 24,8 м; вместе с галереями длина составляет 34,5 м, ширина 39,3 м. Высота от уровня древнего пола, находящегося на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы — 38 м. Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из известняка разных оттенков [13]. Камни не обделаны (подтёсана лишь выходящая на поверхность стен сторона) и скреплены известковым раствором с примесями толчёного кирпича (т.н. цемянка). Арки, арочные перемычки и своды выложены из кирпича.
Интерьер близок к киевскому храму, хотя пропорции вытянутых по вертикали арок и узких вертикальных компартиментов между столпами заметно отличаются. Благодаря этому, интерьер имеет иной характер. Некоторые детали претерпели упрощение: тройные аркады заменены двухпролётными (позднее их нижние ярусы заменены широкими арками).
Впервые собор был расписан в 1109 году, однако от средневековых фресок остались лишь фрагменты росписи центрального купола и «Константин и Елена» в Мартирьевской паперти. Есть версия, что это изображение должно было стать основой для мозаики, так как выполнено сильно разбавленными красками. Фреска «Пантократор» в главном куполе была уничтожена в годы Великой Отечественной войны. Основная роспись сделана в XIX веке. В соборе три иконостаса. Из них наиболее известны главный (XV—XVI) и Рождественский (XIV—XVI, отдельные иконы — XIX век). Среди икон особо выделяются:
- Икона Божией Матери «Знамение»;
- Евфимий Великий, Антоний Великий, Савва Освященный;
- София, Премудрость Божия (XV век). Находится в центральном иконостасе. Отличается большим символизмом даже по сравнению с иконами того же типа. Например, Премудрость в новгородской версии имеет красный цвет, означая жертву Христа;
- Тихвинская икона Богородицы (XVI). Находится в Рождественском иконостасе. Эта икона находилась с новгородцами во время заключения Столбовского мира. Риза на иконе изготовлена по заказу царевны Софьи.
На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа. По легенде когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу — и пока он не слетит с креста, город будет им храним.
Во время Великой Отечественной войны, 15 августа 1941 года, фашистские войска оккупировали Новгород. При одном из авианалётов или артобстрелов города крест с голубем был сбит и повис на крепёжных тросах, и комендант города распорядился его снять. В Новгороде во время оккупации располагался инженерный корпус испанской «Голубой дивизии», воевавшей на стороне фашистской Германии, и как один из трофеев, крест главного купола был вывезен в Испанию.
По запросу губернатора Новгородской области к посольству Испании в России в 2002 году было выяснено, что крест находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде. Настоятель кафедрального Софийского собора, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, получив сведения о местонахождении купольного Софийского креста, при встрече с президентом России В. В. Путиным осведомился о возможности возвращения креста в Новгород. В результате переговоров российского президента и короля Испании испанская сторона приняла решение передать крест Софийского собора России.
16 ноября 2004 года в Храме Христа Спасителя он был возвращён Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II министром обороны Испании и сейчас размещён внутри Софийского собора. По заказу Новгородской администрации была изготовлена точная копия найденного в Испании креста. Она передана испанской стороне взамен оригинального. Крест же, ныне находящийся на центральном куполе, изготовлен в 2006 году и установлен 24 января 2007.
Таким образом, Софийский собор является не только замечательным архитектурным шедевром, но ещё и занимает почётное место в ряду мировых православных храмов.
Памятник «Тысячелетие России» — монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Авторами проекта памятника являются скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман. Памятник находится в новгородском кремле, напротив Софийского собора и бывшего здания Присутственных мест.
Памятник представляет собой гигантский шар-державу на колоколообразном постаменте; общие очертания монумента колоколообразные (по некоторым предположениям, был призван «благовестить потомкам о героическом прошлом России»). Вокруг державы установлены шесть скульптурных групп.
В основание памятника ушло шесть глыб сердобольского гранита с берегов Ладожского озера по 35 т каждая. Общая высота памятника 15,7 м (высота пьедестала — 6 м; высота фигур — 3,3 м; креста на державе — 3 м). Мощное гранитное основание - это символ устойчивости и незыблемости российской государственности [3, 234-235].
В нижней части монумента расположен фриз, на котором помещены горельефы 109 исторических деятелей. В верхней части - 18 фигур, и на самом верху - ещё 2. Всего памятник содержит 129 человеческих фигур.
Скульптурные изображения делятся на три уровня.
I. Сверху на постаменте покоится бронзовый шар, воплощающий державу (эмблему царской власти). На самой верхней точке шара - группа из двух фигур - крылатого ангела с крестом в руке (олицетворение православной церкви) и коленопреклоненной женщины (олицетворение России). Ангел благословляет Россию, выполненную в виде склоненной перед ним женщины в русском национальном костюме. Держава украшена рельефным орнаментом из крестов (символ единения церкви и самодержавия) и опоясан надписью, выполненной славянской вязью: «Свершившемуся тысячелетию Российского государства в… лета 1862».
II. Среднюю часть памятника занимают 18 фигур («колоссальные фигуры»), группирующиеся в шесть скульптурных групп вокруг шара-державы, символизирующих различные периоды истории Русского государства (согласно официальной историографии того времени). Каждая группа ориентирована на определенную часть света, что имеет символический смысл и показывает роль каждого государя в укреплении определенных рубежей:
1. Призвание варягов на Русь (862 год): фигуры — первый князь Рюрик в остроконечном шлеме с остроконечным щитом (надпись «Лета 6370»), в звериной шкуре, наброшенной на плечи, и языческий бог Велес (обращены на юг, к Киеву).
2. Крещение Руси (988—989 годы): князь Владимир Святой в центре композиции с поднятым вверх восьмиконечным крестом, женщина, протягивающая ему ребенка, и славянин, низвергающий языческого идола Перуна (обращены на юг).
3. Начало изгнания татар (Куликовская битва, 1380 год): Дмитрий Донской, в правой руке держит шестопер, попирает ногой побежденного татарского мурзу (обращены на восток, к Москве).
4. Основание самодержавного царства Русского (1491 год): Иван III в царских ризах, шапке Мономаха, со скипетром и державой, принимающий от коленопреклонённого татарина знак власти — бунчук. Рядом лежат побежденный в битве литовец и поверженный ливонский рыцарь с обломанным мечом (обращены на восток).
5. Начало династии Романовых (1613 год): Михаил Федорович, князь Пожарский, защищающий его обнажённым мечом, и коленопреклонённый Козьма Минин, вручающий ему шапку Мономаха и скипетр. На заднем плане фигура сибиряка — символ грядущего освоения Сибири.
6. Образование Российской империи (1721 год): Пётр I в порфире, увенчанного лавровым венком со скипетром в правой руке I и Гений-крылатый ангел, указывающий путь на север, к месту будущего Санкт-Петербурга. У ног Петра поверженный на колени швед, защищающий свое разорванное знамя (обращены на север, к Петербургу).
III. В нижней части монумента расположен фриз, на котором помещены горельефы 109 исторических деятелей, воплощая идею опоры самодержавной власти на общество в лице его славнейших представителей. Внутри каждого раздела персоны расположены в хронологическом порядке.
Фриз делится на четыре раздела:
1. «Просветители» (31 фигура).
2. «Государственные люди» (26 фигур).
3. «Военные люди и герои» (36 фигур).
4. «Писатели и художники» (16 фигур) [5].
I. Создание
1. Конкурс
В 1857 году, в преддверии памятной даты 1000-летия призвания Рюрика на княжение, по пожеланию министра внутренних дел и последовавшего за ним постановлению Комитета Министров был объявлен конкурс на лучший проект памятника, который планировалось поставить в Новгороде, куда, согласно легенде, варяг и был призван. Государство объявило о начале повсеместного сбора денег от всех сословий населения на сооружение этого памятника. Планировалось, что памятник встанет в полмиллиона руб., но народ пожертвовал только около 150 тыс. руб.; и основная сумма в 400 тыс. руб. была добавлена государством [5].
Сначала планировалось установить памятник именно Рюрику. Но впоследствии идея возвеличивания варяжского правителя претерпела значительные изменения. Было предложено создать монумент не одному Рюрику, а всем тем поколениям князей, царей, полководцев, которые ратными подвигами укрепляли Россию и прославляли её [3, 234-235].
В апреле 1859 года в печати объявили о начале конкурса между скульпторами на осуществление этого проекта, а также озвучили программу, которой должен был соответствовать памятник (шесть периодов истории России). На проекты отводилось полгода (до 1 ноября 1859 года). Шесть периодов должны были быть осуществлены в скульптурных группах, высота памятника должна была быть не больше 18 метров.
На конкурс было подано 52 проекта (подавались анонимно под девизами), из которых Конкурсный совет, созданный при Академии художеств, под председательством её вице-президента князя Г.Г.Гагарина с участием архитекторов и инженеров, командированных от Главного управления путей сообщений и публичных зданий, признал соответствующим условиям конкурса только три проекта:
- архитектора Антипова. Проект был подражанием памятника «Бавария» в Мюнхене и был слишком большим для новгородской площади.
- академика Горностаева. В этом проекте Россия была аллегорически изображена в виде большой статуи. Комиссия решила, что эта аллегория не будет понятна широким слоям и не произведет впечатления.
- художника Микешина.
Между Горностаевым и Антиповым была разделена вторая премия (1000 руб.), первая — присуждена Микешину (4000 руб.). Также участвовали Николай Штром, Я.Домбровский и другие.
2. Создание проекта
Первоначальный проект Микешина представлял собой опрокинутую «шапку Мономаха» и состоял из трех частей.
Весь памятник решено было соорудить из бронзы. Открытие памятника намечено было на 26 августа 1862 года. Строительство памятника было поручено Главному управлению путей сообщения и публичных зданий. «Для достижения стилистического и композиционного единства памятника Главное управление путей сообщения заказало Микешину и Шредеру модель в одну пятую часть натуральной величины. Модель была выполнена Шредером. Шредер работал, не зная отдыха, забывая о сне, и выполнил ответственное поручение с честью». Сначала были изготовлены все части памятника в одну пятую величины из гипса, затем все было изготовлено в натуральную величину, также из гипса.
На цоколе, где сейчас располагаются исторические деятели, по первоначальному плану должны были располагаться барельефы, которые изображали шесть эпох и отделялись друг от друга медальонами. После избрания проекта предполагалось, что их подготовят в течение трех месяцев. Задание было поручено Клодту. Но в июне 1860 года император Александр II осмотрел модель и увидел, что сюжеты барельефов всего лишь повторяют сюжеты шести скульптурных групп. Он повелел (Микешин пишет, что по его рекомендации) заменить отдельные барельефы на пьедестале сплошным скульптурным поясом со знаменитыми людьми России. К 1 сентября 1860 года Микешин представил новый вариант проекта.
Долгий период заняло также утверждение списка этих «видных людей»: были исключены поэт Кольцов, драматический актер Дмитревский, писатель Кантемир и знаменитый флотоводец, адмирал Ф. Ф. Ушаков. Не помещены на памятнике знаменитые русские зодчие: Воронихин, Захаров, Баженов, Казаков. Разразился скандал с вычеркиванием из списка поэта Тараса Шевченко. Среди государственных деятелей отсутствует изображение Ивана Грозного. Его скульптурное изображение не включили в композицию памятника из-за кровавой расправы, учинённой опричниками в Новгороде в 1570 году. Николай I добавлен в последний момент (известно, что Александр II сам обратился с просьбой к Микешину: «Батюшку хорошо бы на памятнике изобразить»). В Российском государственном историческом архиве сохранился первоначальный список Микешина, исправленный Чевкиным.
Модель скульптурного пояса была изготовлена М. Микешиным и Шредером.
В июле 1860 года Главное управление путей сообщения заключило со скульпторами контракты, по которым за лепку каждой фигуры в глине, затем за отливку её в гипсе в двух экземплярах с последующей доставкой на бронзовую фабрику было назначено вознаграждение в 4000 рублей. К 1 июля 1862 года все бронзовые группы, рельефы и решетка вокруг памятника были собраны в литейной мастерской, и на их осмотр пригласили царя. Он одобрил готовые части памятника. Вскоре их переправили по Неве и Волхову в Новгород [3, 234-235].
3. Авторы
Победивший проект принадлежал молодым скульпторам М. О. Микешину (за год до этого закончившему Академию) и И. Н. Шредеру. Формально автором проекта считается только Микешин, однако Шредер также участвовал в его создании (в частности, он вылепил уменьшенную модель памятника). Живописец, не имеющий опыта работы в скульптуре, Микешин привлек к разработке памятника своего сверстника Шредера — вольноопределяющегося ученика скульптурного класса Академии художеств.
Строителем назначили инженера Евреинова, а производителем работ инженера Адамса, десятником А. Казакова.
Совет академии считал целесообразным привлечь к сотрудничеству нескольких скульпторов, которые должны были выполнить отдельные группы и рельефы пьедестала.
В создании скульптур приняли участие Р. К. Залеман (группы Михаила Федоровича, Владимира Святого и Дмитрия Донского), П. С. Михайлов (группа Рюрика), Н. А. Лаверецкий («Государственные люди»), А. М. Любимов («Военные люди»), М. А. Чижов («Просветители», «Военные люди») при участии архитекторов Г. А. Боссе (железная решетка) и В. А. Гартмана. Микешин и Шредер выполнили группу из ангела с крестом и «России», группы Петра I и Ивана III, отдельно Шредер — «Писатели и художники» [13].
4. Возведение и открытие
Закладка памятника состоялась 28 мая 1861 года на кремлевской площади, между Софийским собором и зданием присутственных мест. До этого там находился памятник народному ополчению 1812 г., который перенесли на площадь перед зданием Дворянского Собрания.
Памятник был торжественно открыт 8 сентября 1862 года в присутствии Александра II. В связи с возведением и торжественным открытием памятника Новгород был отремонтирован и заново замощён. Был устроен торжественный парад, торжества длились три дня.
В Новгород к этому событию приехало всё августейшее семейство с членами ближайшей свиты, было привезено до 12 тысяч солдат и офицеров, а также просто зрители. Численность населения Новгорода на несколько дней практически удвоилась. Церемония включала: крестный ход к Софийскому собору после литургии во всех храмах Новгородского кремля и в Знаменской церкви, переложение святых мощей из обветшавшей деревянной раки в новую серебряную (7 сентября); на следующий день царь принял депутацию от местных дворян, затем объехал войска, построенные для парада, а затем вместе с императрицей и свитой под колокольный звон направился в Софийский собор, где отстоял литургию. После этого крестный ход двинулся от собора к памятнику, вокруг которого стояли войска и разместилась на специально сооруженных помостах публика. С памятника было снято покрывало. За этим последовал салют из 62 пушек, военный парад, тожественный обед. Третий день празднования совпал с днём рождения великого князя Константина Николаевича. После молебна в соборе царь принял хлеб-соль, преподнесенные ему крестьянской депутацией на деревянном блюде. Затем он посетил гимназию и приют, и за этим последовал обед, а вечером бал.
II. Дальнейшее существование
1. После революции
Как рассказывают новгородские краеведы, в 1925 году из Москвы пришло указание снести этот памятник самодержавию и православию. Но местные власти решили «спрятать» памятник: зашили его досками, благодаря чему появилась своего рода бочка в ограде, сделали на ней помост, размещали на ней революционные плакаты, сам помост служил трибуной. Спрятанный от посторонних глаз, памятник стоял почти до самой Великой Отечественной войны [5].
2. Разрушение памятника во время Великой Отечественной войны и последующее его восстановление
15 августа 1941 года в Новгород вошли фашисты. Нацистский генерал фон Герцог, служивший в штабе немецкой армии, осаждавшей Ленинград, приказал разобрать памятник «Тысячелетие России» и вывезти в Германию, решив сделать подарок своему другу на родине (эти элементы ныне утрачены). Зимой 1943/44 года начались работы по демонтажу памятника. Железной дорогой успели увезти бронзовую решетку работы профессора Боссе, окружавшую памятник, а также бронзовые художественной работы фонари, стоявшие вокруг памятника. Но 20 января 1944 года город был освобождён советскими войсками.
К этому моменту монумент представлял собой совершенно голый пьедестал, на котором оставалась нижняя половина шара-державы, верхняя часть которого была полуразрушена. Окружавшие его ранее колоссальные фигуры были разбросаны по снегу площади. При этом многие фигуры оказались испорченными: трёхметровый крест, стоявший на шаре-державе, был срублен у основания и согнут в дугу; бронзовое крепление всюду было перерублено или вырвано из своих мест. Такие небольшие детали, как шпаги, мечи, посохи, щиты и т. п. бесследно исчезли.
Комитет по делам архитектуры при СНК СССР и исполком Ленинградского областного Совета депутатов трудящихся принял решение восстановить памятник в прежнем его виде в самый короткий срок, причём в числе первых объектов разорённого Новгорода. Этим занимался Ленинградский областной отдел архитектуры. «Для передвижения и подъёма фигур был построен узкоколейный путь, а для установки фигур на свои места вокруг памятника устроены леса и изготовлены необходимые приспособления. Потребовалось изготовить более 1 500 недостающих деталей». Памятник был восстановлен уже ко 2 ноября 1944 года, после чего состоялось его второе торжественное открытие.
3. Последующие реставрации
В 1954 году была произведена доделка прежних работ по восстановлению (сварка швов, укрепление отдельных плит литья, все бронзовые части были латинизированы).
Вторая половина 1970-х годов — специалисты Ленинградского научно-производственного объединения «Реставратор» восстановили вокруг памятника фонари и решетку (вместо увезённых в Германию).
Апрель-июнь 1982 года — тщательный осмотр и чистка.
Наконец, в 1994 году детальный осмотр памятника выявил его угрожающее состояние по причине частичного разрушения и значительной коррозии деталей стальной несущей конструкции верхней части памятника. Отсутствовали некоторые элементы декора (не восстановленные в 1982 году). АО «Ампир» (Санкт-Петербург) в период с февраля по октябрь 1995 года провёл очередной цикл восстановительных работ.
При реставрациях случались неожиданные находки:
В 90-х годах в маленьком помещении внутри монумента специалисты отыскали своеобразные сталактиты, сталагмиты и остатки лестницы, забытой в середине XIX века.
В 2007 году на памятнике было обнаружено непечатное слово, вероятно, отлитое в бронзе при его создании [13].
Таким образом, памятник «Тысячелетие России» представляет огромный интерес со стороны как архитектуры, так и истории в целом.
Ознакомившись с историей и архитектурными особенностями трёх памятников русского зодчества, мы плавно подошли к основной теме нашего исследования.
Древний Новгород был абсолютно немыслим без Кремля. Именно он был ядром города, определял его силуэт и планировку. Кремль являлся административным, общественным и религиозным центром. Здесь проходило вече, выборы посадника, отсюда выступили на битву со шведами дружины Александра Невского, его стены защищали главный - Софийский - собор и резиденцию Новгородского владыки, наконец, именно в Кремле велось летописание, собирались и переписывались книги [11].
Разумеется, Кремль существовал не только в Великом Новгороде. Помимо него, детинец существовал и сохранился до наших дней в Москве, Пскове, Смоленске, Туле, Суздале, Ростове Великом, Нижнем Новгороде, Рязани, Угличе, Муроме, Коломне, Зарайске и некоторых других городах. Также Кремль стоял в Киеве, Владимире, Ярославле, Переславле-Залесском, Твери, Вологде, но до наших дней эти постройки не дошли.
Кремль - исконно русская постройка, отчасти он напоминал западноевропейский замок, но, в отличие от него, имел территорию в три-четыре раза большую. Масштабы русского Кремля всегда поражали иностранных путешественников [9, 168]. Также и масштабы русской души, русского духа всегда поражают иностранцев. Думаю, что Кремль - в целом, один из основных символов нашей страны. И не столь важно, о каком городе идёт речь. Кремль олицетворяет широту русской души, масштабность планов русского человека и мощь российского государства.
Как архитектурное сооружение новгородский Софийский собор вполне совершенен. Собор являлся главным и единственным в XI веке каменным сооружением в городе. Богатство убранства указывало не только на то, что собор являлся главным православным храмом города, но ещё и на почётное положение Новгорода среди других древнерусских городов XI века. Византийские и киевские зодчие, возводившие собор, сумели передать через через это величайшее творение сущность новгородского характера: сдержанность, граничащую с суровостью, масштабность помыслов и мощь [11]. Вышеперечисленные черты, на мой взгляд, характерны не только для новгородцев того времени, но и в целом для всех русских людей, в том числе, живущих и в наши дни. Ведь время не меняет те качества людей, которые заложены в них изначально. Эти качества достались нам от наших предков и будут «обитать» в нас всегда.
Высота и масштабность форм памятника «Тысячелетие России» позволили выдержать соседство с древними и более современными архитектурными сооружениями. Общее решение, признанное удачным всеми без исключения, состояло в том, что силуэт памятника ассоциировался с двумя важными символами российской и новгородской истории - шапкой Мономаха и вечевым колоколом. Деление монумента на три регистра позволило перевести на язык скульптуры знаменитую формулу официальной доктрины того времени: «Православие, самодержавие, народность» [11]. Здесь отражены все три положения этой теории - «Самодержавие» (отнесём сюда, помимо шапки Мономаха, и правителей в верхнем секторе), «Православие» (колокол - символ православной веры) и «Народность» (люди, обрамляющие нижний регистр). Однако памятник может являться и является символом России и сейчас с тем лишь отличием, что он, на мой взгляд, выражает несколько изменённую идею: «Православие, народность». Достаточно одного взгляда на монумент, чтобы понять Россию: российский народ религиозен, вера поддерживает и укрепляет нас. Народность - давняя наша черта. Мы не можем существовать сами по себе, мы всегда должны быть вместе. И сейчас эти два слова как никогда более актуальны. По мнению некоторых учёных, в России уже началось постепенное возрождение православия. Возможно, некоторые люди уже осознали для себя, что без веры жить нельзя. Народность - также неотъемлемая часть существования любого общества и государства. Лишь пока мы вместе, мы обладаем силой.
Интересен и тот факт, что вид с башни Кокуй на Княжую, Спасскую и Дворцовую башни и стены новгородского Кремля, а также Софийский собор и памятник «Тысячелетие России» изображёны на российской банкноте в 5000 рублей образца 1995 года и на банкноте в 5 рублей образца 1997 года. Это говорит о том, что эти памятники как символы России нужно обязательно рассматривать вместе, как одно целое. Ведь Софийский собор, символизирующий собой православие, а также некоторые черты русского характера, и памятник «Тысячелетие России», символизирующий и веру, и массовость русского народа, находятся за могучими стенами новгородского Кремля, который, в свою очередь, символизирует мощь России и русских людей. То есть, россияне готовы всегда защищать свои интересы и православную веру.
Однако обе купюры давно вышли из денежного обращения, а новой купюры с видами Новгорода сейчас нет. Я считаю, что это - совершенно несправедливое «забытие», ведь Новгород является истоком российской государственности, и просто неприемлемо для нас принижать его историческую роль. Но в любом случае, факт изображения этих сооружений на денежных банкнотах вновь подтверждает мою мысль о том, что данные шедевры зодчества - полноправные символы нашей страны наряду с государственной символикой, не говоря уже о других архитектурных постройках, например, о Красной площади или Зимнем дворце, или о том, что впервые приходит на ум при слове «Россия» у иностранцев - русский медведь, русская берёза, русская зима и русский снег.
Также я взял интервью у нескольких участников Всероссийской олимпиады школьников по истории. Кратко изложив им основные тезисы своей работы, я задал им главный вопрос: согласны ли они с моей оценцой сооружений новгородского Кремля? Ответы несколько отличались.
Алибек Сарсенбаев, Челябинская область:
Да, я согласен с тобой. Вот только «возрождение православия»... По-моему, оно и не угасало (исключая сталинские времена). На мой взгляд, РПЦ всегда занимала центральные позиции в лиге православных епархий.
Евгений Коренев, Саратов:
Тема интересная, да и ход твоих мыслей довольно интересен. Но, если говорить о символике памятника «Тысячелетие России» для нашего современного государства, я готов с тобой поспорить. В настоящей момент у нас в стране такая идея не может утвердиться. Многие социологи отмечают стремительный рост атеистических настроений в современной России. И это не только следствие идеологического пресса в течение 70 лет на верующих, но и закономерность развития нашего общества в эпоху становления новых ценностей. Как мне кажется, памятник является важнейшим символом российской государственности и её преемственности.
Кристина Колосова, Ижевск:
В общем, я с твоим мнением согласна.
Я считаю, что искусство вообще, в том числе и зодчество, главной целью своей ставит не просто поиск формы, но и выражение глубокого нравственного смысла. Форма содержательна.
Так, монументы, скульптуры, церкви являются не просто прекрасными памятниками истории, но и несут в себе чувства отдельных мастеров, дух эпохи, а значит и всего народа. Искусство нельзя рассматривать только с рациональной позиции, это чувственная стихия, в которой своё отражение несут мысли и думы людей, живших и творивших в прошлые столетия. Культурное наследие помогает нам судить о том, какие ценности были характерны для той или иной эпохи, помогает понять нам мировоззрение того или иного народа, формировавшегося под влиянием идеологий, религий, философских установок и т.д.
Искусство - лес символов. В каждой детали храма или памятника сокрыт глубокий смысл. Отсюда вывод, что то культурное наследие, что мы сейчас имеем, можно назвать воплощением мысли народа, а значит символом России, помогающим понять русскую душу.
Если говорить о Софии, то, думаю, здесь можно вспомнить то, что «софия» по-гречески - мудрость, отсюда символическое содержание храма - это Истина, присущая православной вере, мудрость, которую она несёт народу, высшая божественная мудрость.
Таким образом, я перечислил признаки, по которым исследуемые сооружения являются символами российского государства.
Таким образом, исследуя историю и архитектурные особенности сооружений новгородского Кремля, я пришёл к выводу: все они могут и должны являться символами России. Данные постройки тем или иным образом дают представления как о характерных особенностях Новгородской земли и новгородского народа, так и о русской земле и русском народе в целом. Причём эти шедевры российского зодчества были построены в разное время (Кремль и Собор Святой Софии - XI век; памятник «Тысячелетие России» - XIX век), но те идеи, которые строители вкладывали «в камень», актуальны и по сей день. Это и упомянутая идея православия и народности, и отличительные черты русских людей - широта души, масштабность планов, разносторонность интересов россиян, и характерные признаки государства - мощь, массовость.
Но рассматривать эти сооружения как символы нашей страны можно лишь вместе, не отделяя друг от друга. Ведь факт размещения их в одном месте говорит о том, что идеи, заложенные в них, также едины.
В заключение хотелось бы сказать, что прошлое всегда отражается в настоящем. Человек, не владеющий знаниями о своём Отечестве, перестаёт ощущать себя полноценной личностью: он не может сказать, кто он, откуда родом. Точно так же народ, забывший свою историю, теряет смысл своего существования и растворяется среди других народов. Каждый человек должен не только помнить события своей собственной жизни, но и знать историю своего народа, своего Отечества - только тогда он сможет вполне осознать своё место в череде поколений и глубже уяснить смысл своего собственного существования.
I. Источники.
II. Литература
III. Интернет-ресурсы
А.Маркелов
Господин Великий Новгород
Новгород, Великий Господин,
Над Волховом раскинулся спокойно.
И в целом мире он такой один -
Веками процветает город вольный.
Здесь церкви, храмы, светлы купола;
Как на ладони вся история России,
И Дух российский чувствуешь сполна,
Когда стоишь у стен Святой Софии.
Цари Романовы и Рюрики-князья,
Весь славный люд эпохи той ушедшей,
На постаменте, как одна семья,
Блистают бронзою позеленевшей.
Стена Кремля величьем поражает,
Она прочна, как в древние века,
И тот, кто славу предков уважает,
Тот не пройдёт, поклона не воздав.
Наш век недолог, век наш скор,
И нас меняет времени теченье.
Но всем годам стоит наперекор
Старинный град, сменяя поколенья.
Я верю: несмотря на суету,
Останется таким же славным город
И сохранит и стиль, и старину,
Но в то же время вечно будет молод!
Фотографии из личного архива
Новгородский Кремль
Собор Святой Софии
Памятник «Тысячелетие России»
Золотая хохлома
Солнечная система. Взгляд со стороны
Домик зимней ночью
А теперь — мультфильм
Позвольте, я вам помогу