Эту работу ученица представила в 2012 году на Межрегиональной учебно - практической конференции « Сделай шаг»в г. Красный Кут. Юная участница конференции заняла 3 место
Вложение | Размер |
---|---|
kostyum_yulya.doc | 97.5 КБ |
Негосударственное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат № 9 среднего (полного) общего образования
открытого акционерного общества « Российские железные дороги»
Межрегиональная учебно - практическая конференция « Сделай шаг»
Секция «Немецкий язык»
Национальный немецкий костюм
Автор: Заруцкая Юлия, ученица 3класса
Научный руководитель: Жерельева Т.А.,
учитель немецкого языка высшей категории
Кинель,2012г.
Оглавление
1.Введение………………………………………………………………………… 2
2. Основная часть…………………………………………………………………. 3
3. Заключение……………………………………………………………………….11
4. Литература………………………………………………………………………. .12
5. Приложение……………………………………………………………………….13
Введение
Вот уже два года я изучаю английский язык. В этом учебном году я начала посещать кружок «Увлекательный немецкий». В кабинете иностранного языка очень много игрушек. Мое внимание привлекла одна кукла. Учительница немецкого языка объяснила мне, что кукла - в национальном немецком костюме. И увидев мой интерес, предложила мне найти соответствующую информацию. В сборе информации мне помогали мои родители, которые в школе тоже с интересом изучали немецкий язык.
Объектом моего исследования стал национальный немецкий костюм.
Актуальность работы связана с активизацией интереса к народному костюму как к источнику идей для современного дизайнера.
Целью данной работы является рассмотрение и изучение особенностей национального немецкого костюма.
Задачи:
1) показать, что народный костюм является богатейшей кладовой идей.
2) выделить особенности народного немецкого костюма.
3) рассмотреть немецкий народный костюм в современном моделировании.
4) сконструировать модельный образец национального немецкого костюма.
Для решения поставленных задач были использованы теоретический метод исследования (анализ литературы по теме) и практический (изготовление национального немецкого костюма).
Научная новизна исследования состоит в попытке выявить особенности национального немецкого костюма.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе представлены:
Всё это может использоваться как дополнительный материал на уроках немецкого языка и во внеурочное время.
До своего исследования я выдвинула гипотезу: национальный стиль в Германии не выходит из моды.
Национальный (народный) костюм - визитная карточка страны
Национальный костюм – это бесценное достояние культуры народа, накоплённое веками. Костюм каждого народа не является чем-то неизменным. Он развивается с учетом климата, географии и общественно-экономических условий. Кроме того, национальный костюм является неотъемлемым атрибутом народных обрядов, способствует сохранению традиций.
Национальный костюм является предметом национальной гордости. Национальная одежда продолжает развиваться в новых формах. Наряду с традиционными материалами – полотном, мехом, кожей, шерстью – используют новые материалы. Современные художники успешно работают над созданием одежды в народных традициях. Появляются фольклорный, этнический стили. Народный костюм становится объектом пристального изучения.
История немецкого национального костюма.
Традиционный немецкий костюм имеет длинную историю. Первые сведения об его прототипах относятся к началу нашей эры. Мужчины носили тогда одежду с вшивными рукавами или без рукавов, состоявшую из двух полотнищ ткани, сшитых на плечах (Rock), и длинных штанов (Hosen). Обувью служил кусок кожи с переплетом из ремней (Bundschuhe). Женская нательная одежда Hemdrock состояла из двух кусков материи. С середины II века, как у восточных, так и у западных германцев женщины стали носить платья того же покроя, но с рукавами и большим вырезом. Женская обувь почти не отличалась от мужской. В качестве верхней одежды, как мужчины, так и женщины надевали плащи с капюшонами. Для изготовления тканей обрабатывали шерсть и лен. Льняное полотно употреблялось главным образом для женской одежды. Эти ранние формы одежды и послужили основой для традиционного немецкого костюма, который начинает складываться с XVI-XVII веках.
История костюма средних веков отражала социальную дифференциацию общества. Особенно это сказывалось на праздничной одежде. Многочисленные государственные, областные, городские указы вплоть до конца XVII века предписывали каждому сословию определенный вид одежды. Дорогие материи и меха, определенные цвета и покрой одежды, как и драгоценные украшения, составляли привилегию господствующих классов. Особенно тягостны были указы, запрещавшие ношение собственных изделий. Так, искусные кружевницы Рудных гор в XVII веке не имели права носить кружева, сделанные их руками. А "кружевной мандат" 1609 года в Рудных горах запретил слугам вообще ношение кружев. Лишь после отмены этих ограничений, т.е. с начала XIX века - времени освобождения крестьян в Германии - народный костюм стал развиваться более свободно. (Приложение№1).
Национальная немецкая одежда – поиски, находки, открытия.
Народный костюм - это то, что отбиралось веками и создавалось не один день. Немецкий народный костюм складывается где-то к 16 веку. Первоначально крестьянская одежда была сходна в покрое с городской. На изображениях 15 века одежда прислуги едва отличается по покрою от одежды господ. Разве только цветом, дорогими тканями, украшениями.
Множество факторов повлияли на сложение комплекса народного костюма. Это и географические особенности местности, и влияние моды. До 19 столетия Германия находилась политически в раздробленном состоянии. Поэтому народный костюм различных областей, имея общие черты, столь различен. (Приложение№2). Определённые формы одежды были неизменны на протяжении столетий. Это платки, накидки, сорочки, куртки с мехом, деревянная и соломенная обувь. Эта одежда просуществовала до сегодняшнего дня. Праздничная одежда выглядела достаточно представительно и одновременно была практична и удобна.
Богато заложенные складками женские юбки сохраняют формы ренессансных юбок. Ещё сегодня можно видеть 200 складок на юбках жительниц Баварии. Юбки шили из шерсти, реже изо льна или шёлка. Длина юбки в разных районах была различна. Один наряд достигал земли, другой щедро открывал полностью икры. Часто отделка лентами подола юбки не только оживляла цветом наряд, но и точно указывала на возраст и семейное положение. Если юбка была короткая, то иногда надевалось ещё до десяти нижних юбок, придавая женской фигуре форму причудливого колокола, под которым едва распознавались женские формы. Передники обычно были короче юбки. Они были собраны в крупные складки. Часто передники были однотонные, украшенные пёстрой вышивкой, полосатые, из шёлка, льна, хлопка. Отделывались они кружевом и лентами. Формы жилетов и корсажей неисчислимы. Они изменяются со временем и от местности к местности, число вариантов приближается к сотне. В основном преобладают чёрные жилеты, простёганные на китовом усе с вышивкой золотом и серебром, шнурованные лентами или серебряной цепью
В летнем праздничном платье из-под жилета часто виднелись рукава рубашки различной длины. Иногда рукава достигали локтя либо покрывали всю руку целиком, украшались изящной оборкой или узкой манжетой.
Для защиты от холода и дождя надевали шаль изо льна или шерсти. С начала 19 века используются жакеты из ткани в цветочек, сочной окраски и тёмных тонов, часто украшенные тесёмочками, шелковой и жемчужной вышивкой. Также женской верхней одеждой служила накидка с длинными рукавами иногда в частую мелкую складку, как носили в 15 и 16 столетии.
Так же как для мужчин, так и для женщин было недопустимо ходить без головного убора. Это позволялось только молодым незамужним девушкам. Для крестьянок платок был необходимостью во время полевых работ, они носили его также и дома, а некоторые не снимали платка, надевая шляпу или меховую шапку. Праздничный костюм или одежда для церкви украшался искусно завязанным платком из тяжелого чёрного шёлка, бахрома которого спускалась по спине.
Женские головные уборы могли быть различны в разных деревнях, находящихся рядом. Основным головным убором был чепец, многообразно украшенный лентами, кружевом, искусственными цветами.
До 16 века цвета одежд были серые или светлые. Также достаточно часто встречался коричневый цвет. Только для воскресений и праздников цвет одежд был синий (голубой). В праздничные дни крестьяне не работали, а надевали специальные праздничные одежды голубого цвета. Отсюда произошло выражение «голубой понедельник» (Blau Montag) или „blaumachen“-«делать голубым» - т.е. бездельничать. Одежда состоятельных людей издавна отличалась красочностью от серо - коричневых и голубых одежд простого люда.
Исторически сложилось так, что мужчины быстрее отказывались от традиционного костюма. Основные элементы мужской одежды это - брюки, куртка (пиджак), жилет. В современном народном костюме широко известны короткие баварские кожаные штаны- Lederhose. Но короткими мужские штаны были не всегда.
В 19 веке пришли длинные брюки из Парижа. Эти брюки, широкие и длинные, были переняты из рабочей одежды. Брюки не всегда были похожи на современные. Одно время это были две штанины, скреплённые или сшитые вместе, которые при помощи крючков пристёгивались к короткому жилету. В 16 столетии впервые появились шаровары, штанины которых были из богатого материала с толстыми складками под коленом. С короткими штанами надевали мужчины вязаные чулки. Материал, краски, вышивки и узоры мужских чулок изменялись. До 19 столетия они были темно - синими, из белой или серой шерсти или льна. Сегодня используются только белые чулки.
Головные уборы также отличались многообразием. Для мужчин немыслимо было ходить с непокрытой головой. В шапке или шляпе сидели даже в пивной и снимали её только в церкви. Прежде горожане и крестьяне вообще пользовались колпаками, часто надеваемыми под шляпу. Повседневные головные уборы едва чем-либо отличались от праздничных.
Сегодня народная одежда–это красочное, с большим вкусом и умением сделанное платье, надеваемое по праздникам или торжественным случаям. Богато украшенные, сшитые из бархата, полотна, сукна, народные костюмы, сегодня – не только и не столько украшение музеев. Это живая жизнь народа, которая продолжается в его костюме.
Баварский национальный костюм
Немецкий национальный костюм – один из самых интересных в мире и один из самых популярных. Этому способствует и прекрасная цветовая гамма, и прекрасный фасон, удобный в носке, и его узнаваемость в странах Европы.
Самый же известный немецкий национальный костюм – баварский. Жители Баварии одеваются по-разному. Но при всей пёстрости моды у баварского стиля есть одна особенность: в этой федеральной земле, единственной в Германии, ещё до сих пор носят традиционный национальный костюм (Приложение№3). Причем подобные наряды баварцы носят не только в праздники, но и в повседневной жизни. Национальная одежда стоит недёшево, и жители носят её с большим достоинством. Один комплект костюма обходится примерно в 700-800 евро. А ведь есть летний и зимний варианты костюма, повседневный и праздничный, плюс соответствующая обувь и аксессуары и, как правило, такой набор у баварцев не в единственном экземпляре.
Городская мода и деревенская национальная одежда влияли друг на друга в течение многих веков. Крестьянская одежда была из коричневого, черного или серого лодена (Loden - особая теплая, водонепроницаемая ткань на основе шерсти). Для платков, рубашек и воротничков добавлялся праздничный красный. Эти краски используются и в настоящее время. Национальная одежда сельских жителей была различной для разных районов, отражала статус владельца одежды, его профессию, семейное положение, вероисповедание. Можно отметить многочисленные "провинции национальной одежды", особенно в альпийских районах, где больше поддерживаются национальные традиции, в том числе и традиции национального костюма.
Сама же идея ввести в обиход народный стиль в одежде исходит от членов королевской семьи. Так Карл Великий ценил стиль одежды простого народа. Но его придворным больше нравился другой стиль одежды, ведь византийские шелковые ткани смотрелись так великолепно! Тогда Карл взял свою свиту, одетую в шелковое великолепие, на охоту. Весь день общество ездило верхом под дождем и ветром, прошло вместе с Карлом огонь и воду. И когда вечером свита вернулась в замок, то все бывшее шелковое великолепие свисало мокрыми лохмотьями с тел знатных сеньоров, в то время как одежда из лодена хранила Карла Великого. Cхожие причины побудили императора Максимилиана I требовать, чтобы для него и его людей были сшиты костюмы для охоты из такого же материала.
С начала 19 века лоден завоевал симпатии высшей аристократии.
Самыми распространёнными материалами для пошива национального убранства считались лен, шерстяная ткань и кожа. В баварских национальных костюмах использовались самые различные цвета. Предпочтение отдавалось синему (способ окраски в этот цвет был самым дешёвым), зелёному и красному, а также национальным цветам Баварии – белому и голубому (Приложение №3)
Современный немецкий национальный костюм Баварии мало чем отличается от исторического, и пользуется популярностью по-прежнему. Это считается не только модным, но и знаком хорошего вкуса, причем носят свои костюмы жители Баварии и по будним дням.
Традиционным костюмом баварцев, впрочем, как и у их соседей австрийцев, слывёт знаменитый Tracht, либо же Trachten – и мужской и женский костюмы и Dirndl – только женский национальный костюм.
Дирндль
Основными атрибутами женской национальной одежды прослыл Дирндль. Дирндль (нем. Dirndl) — женский национальный костюм немецкоговорящих альпийских регионов (Германия, Австрия, Лихтенштейн). Название костюма пошло от нем. Dirne — женская прислуга; именно таким образом одевались альпийские крестьянки. В период между двумя мировыми войнами мода на дирндль распространилась в Европе, Америке и Австралии. В XX веке его носили женщины в качестве спортивной, летней и домашней одежды. Дирндль включает короткую белую блузку (праздничный вариант с широкими рукавами), сарафан, состоящий из корсета на застёжке (праздничный вариант на шнуровке) и очень широкой юбки (в прежние времена стандартной длиной юбки была "высота пивной кружки от земли" - около 27 сантиметров, сегодня владелица сама выбирает длину юбки) и пёстрый фартук. (Приложение №4) Семейное положение женщины выдаёт яркий фартук, который завязывается на бантик обязательно спереди: бантик справа – замужем, слева – свободна от семейных уз, посередине – вдова. К костюму полагаются аксессуары, выполненные также в национальном стиле: яркий платок, сумочка, чёрные туфли на пряжке, украшение для шеи и в некоторых случаях миниатюрная шляпка. Зимний вариант включает жакет из шерсти и расклешённое пальто с вышивкой на лацканах. Сегодняшний дирндль - это платье, состоящее из трёх частей (жилетки, юбки и блузы). Это самая популярная одежда. Популярность этого платья связана с тем, что оно всегда выглядит элегантным, неважно, полная ли женщина или худая, пожилая или молодая".
Трахтен(Трахт)
Мужские костюмы (Tracht) шились из лодена приглушенного цвета. Мужские национальные костюмы состоят из светлых рубах, жилетов, длинных широкополых кафтанов с обшлагом на рукаве и с большим карманом, узкими штанами до колен, чулок и башмаков с пряжкой. (Приложение№4) У мужчин длина сюртука может обозначать семейное положение. По традиции, женатые мужчины носят длинные сюртуки, обычно чёрного цвета. У холостяков принят короткий сюртук. Сюртук обычно двубортный, верхняя часть воротника делается из более тёмного материала, чем весь сюртук, и представляет собой стойку. Нижняя часть выполнена в виде лацканов, пристёгнутых на пуговицы к груди сюртука. В мужской костюм входит также небольшой охотничий нож (нем. Trachtenmesser), для которого на штаны пришивают специальный карман с правой стороны. Также штаны имеют спереди клапан, застёгивающийся на две пуговицы. Штаны носятся с подтяжками, пристёгивающимися на пуговицах и имеющих на груди пряжки для регулировки длины. Спереди они могут также иметь нагрудную перемычку или две малые лямки, отходящие от основных и соединяющиеся на поясе. Перемычка часто украшается вышивкой, например, с изображением герба Баварии (щиток с бело-голубыми ромбами под цвет баварского флага, поддерживаемый двумя львами и увенчанный короной), а помочи подтяжек — орнаментом из цветов, среди которых непременно присутствует горный эдельвейс. Штаны могут носиться без подтяжек, в этом случае в шлёвки обычно продевается ремень. Штанины внизу имеют шнурки для затяжки, иногда украшенные кисточками. Шляпы имеют обычно узкие поля и витой шнур, по охотничьей традиции их украшают пышными перьями или щетинными щётками, символизирующими усы убитых медведей. (Приложение№4)
В мужской костюм входит также галстук в виде ленты, по всей длине имеющей одинаковую ширину.
Некоторые определения моды трахтен.
Loden: длинная непромокаемая грубая шерстяная ткань тёмно-оливкового цвета, которая идёт главным образом на пальто и жакеты благодаря своей способности сохранять тепло и регулировать температуру.
Lederhose: обычно шорты из замши, часто с подтяжками, которые носят баварские мужчины и мальчики. Для особых случаев или для богачей этот предмет одежды шьётся из оленьей или бычьей кожи. Менее дорогая разновидность изготавливается из телячьей или воловьей кожи. В прошлом все Lederhosen шились на заказ и были такими прочными, что их носили в течение всей жизни.Специальные пуговицы на Lederhosen использовались для крепления мужских чулок. Традиционно Lederhosen имеют специальный карман для охотничьего ножа.
Leferl: вязаные тёплые чулки для ног из грубой шерсти, которые носили с короткими Lederhosen. В прошлом мужчины носили ботинки на голую ногу.
Haferlschuh: обувь с открытой пяткой, идеей которой послужило копыто козла. С немного поднятой пяткой, глубоко обрезанной вокруг лодыжки, и носками наподобие лодочного носа, сабо обеспечивали своему владельцу устойчивость, что делало их удобными для восхождений в горы. Эта обувь превратилась в не имеющую времени классику. Английские путешественники по Альпам 19-го столетия познакомили с ними весь остальной мир.
Тот костюм, который баварцы приобретают для себя значительно отличается от того, что рассчитано на туристов. Во-первых, баварцы отдают предпочтение исключительно натуральным тканям: хлопку, льну, шерсти, натуральной коже, поскольку рассчитывают на длительную и частую носку изделия. Во-вторых, у каждого баварского племени (Верхняя Бавария, Нижняя Бавария) свои знаки отличия – вышивка, цвета, украшения и эти традиции строго соблюдаются. Туристы – как иностранные, так и немцы из других федеральных земель, которые особо в баварские традиции вникать не хотят и наденут дирндль и трахтен раз-два на Oktoberfest, обходятся более простенькими и экономичными вариантами, как правило, из полиэстера, органзы, с какими-то рюшами и оборками (Приложение№5) Соответственно, и стоимость такого варианта «а-ля Dirndl» будет составлять максимум 20% от стоимости настоящего баварского костюма.
Многие работающие в ресторанном, туристическом бизнесе носят трахт ежедневно. Также банковские работники или адвокаты. Есть специальные дизайнеры, которые разрабатывают модели трахта, уместные в бизнес-обстановке. В этой отрасли занято немало народу. В то время как вся остальная швейная промышленность давно перенесена в Азию и Восточную Европу, то трахт по старинке шьется местными швеями.
У многих городских жителей тоже есть в гардеробе трахт, но не для повседневного ношения, а для особых случаев, которыми являются, например, посещения традиционных винных трактиров с народной музыкой.
И ещё, если Вас пригласили на прием в баварское правительственное учреждение, то в приглашении будет написано: «Форма одежды – темный костюм, униформа или трахт». Баварский костюм популярен всегда, а не только во время национальных праздников. То, что баварская традиционная одежда может быть в высшей степени разнообразной и многоплановой, показывает коллекция Ники Шоттенхаммель, которая способна создавать отличные модели для каждого возраста и на любой вкус. Кроме того, Ника Шоттенхаммель уделяет маленьким девочкам такое же внимание, что и дамам. Три ее модели выполнены в комбинации «мама-дочка», чтобы дочери смогли быть так же элегантны, как и их матери. (Приложение№5)
Жаль только, что сегодня одежда эта стала экзотикой. Ведь одевают ее теперь в основном лишь на праздники. (Приложение №6)
Заключение.
Моё исследование является попыткой рассмотрения особенностей национального немецкого костюма, причем особое внимание я уделила баварскому костюму. Исследование показало, что национальный стиль не выходит из моды и мощно поддерживается сверху – эту одежду с удовольствием носят представители самых высоких слоев общества Баварии. Такой солидной поддержки, к сожалению, не получил ни один другой национальный костюм в Европе, поэтому и исчезла национальная одежда из повседневной жизни. Конечно, в основном это осовремененные вещи, но от них всё равно исходит прекрасное дыхание добрых старых времён. Более того, национальный костюм вчерашнего дня становится модой дня сегодняшнего.
Проводя свое исследование, я на занятиях в кружке изобразительного искусства нарисовала макет национального немецкого костюма для детей. В Приложении №7 предлагается описание изготовления немецкого костюма для мальчика и девочки.
Перспективы: в дальнейшем я планирую продолжить свое исследование, так как чем пристальнее изучаешь народный костюм, тем больше находишь в нем ценностей. Национальный костюм становится летописью наших предков.Поэтому и не умирает народный костюм.
Народный костюм, который в 19 веке в Германии носили крестьянки и служанки, сейчас обеспечил себе хорошую репутацию: «дирндль» считается парадно-выходным платьем на народный праздник, в оперу, на семейный обед к бабушке… Вы можете себе представить каталоги русской народной моды, коллекции «Кокошник-2012»? А каталоги «дирндлей» выпускаются минимум два раза в год, в вариациях «осень-зима» и «весна-лето»
Самое главное: состоятельные, обеспеченные немцы покупают себе национальные костюмы не потому, что таким образом они хотят продемонстрировать свой патриотизм. Главный аргумент – «Это же красиво!»
И в самом деле, красиво!
Литература
Золотая хохлома
Браво, Феликс!
Сверчок
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Ребята и утята