Данная творческая работа имеет своей целью создать подборку занимательных заданий по одной из основных тем дискретной математики «Множества и отношения», которые бы могли использоваться преподавателем в качестве средства активизации умственной деятельности обучающихся и повышения их заинтересованности предметом.
Очевидно, что занимательные задания способствуют сочетанию учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с творческой деятельностью, которая связана с развитием индивидуальных способностей и познавательной активности учащихся, и выполняются студентами с большим интересом, чем стандартные.
Представленные в сборнике задания могут использоваться преподавателем как нетрадиционная форма организации тематического контроля на занятиях по данной дисциплине. С их помощью можно выявить пробелы в знаниях учащихся. Особенно эффективно использование таких заданий у студентов, не умеющих отвечать устно
Кроме того, использование удивительных квадратов может использоваться преподавателем в начале занятия, чтобы подвести студентов к формулированию новой темы занятия. В этом случае среди знакомых уже студентам терминов должен присутствовать новый термин, о котором должна пойти речь на занятии.
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_rabota_studentov_mn-va.docx | 204.38 КБ |
Министерство образования и науки РФ
ФГОУ СПО «Армавирский машиностроительный техникум»
СБОРНИК ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ
по теме «Множества и бинарные отношения»
(дисциплина «Дискретная математика»)
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
студенток группы 2 ТП-2 Булах Ксении и Бабенко Евгении
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | ||
1. | Кроссворд №1 по теме «Основные понятия теории множеств» | |
2. | Кроссворд №2 по теме «Основные понятия теории множеств» | |
3. | Кроссворд №1 по теме «Бинарные отношения» | |
4. | Кроссворд №2 по теме «Бинарные отношения» | |
5. | Квадрат №1 «Множества» | |
6. | Квадрат №2 «Множества» | |
7. | Квадрат №3 «Множества» | |
8. | Квадрат «Теория множеств» | |
9. | Квадрат №1 «Множества и отношения» | |
10. | Квадрат №2 «Множества и отношения» | |
11. | Задание «С миру по нитке» | |
12. | Задание «Расшифровать фразу» |
ВВЕДЕНИЕ
Данная творческая работа имеет своей целью создать подборку занимательных заданий по одной из основных тем дискретной математики «Множества и отношения», которые бы могли использоваться преподавателем в качестве средства активизации умственной деятельности обучающихся и повышения их заинтересованности предметом.
Очевидно, что занимательные задания способствуют сочетанию учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с творческой деятельностью, которая связана с развитием индивидуальных способностей и познавательной активности учащихся, и выполняются студентами с большим интересом, чем стандартные.
Представленные в сборнике задания могут использоваться преподавателем как нетрадиционная форма организации тематического контроля на занятиях по данной дисциплине. С их помощью можно выявить пробелы в знаниях учащихся. Особенно эффективно использование таких заданий у студентов, не умеющих отвечать устно
Кроме того, использование удивительных квадратов может использоваться преподавателем в начале занятия, чтобы подвести студентов к формулированию новой темы занятия. В этом случае среди знакомых уже студентам терминов должен присутствовать новый термин, о котором должна пойти речь на занятии.
Составление занимательных заданий (кроссвордов, удивительных квадратов и т.п.) – одновременно интересная и сложная работа. Она помогла нам выучить весь теоретический материал по теме (термины, понятия, обозначения и т.д.), научила нас кратко формулировать задания, позволила нам полнее раскрыть собственную индивидуальность.
1. Кроссворд №1 по теме «Основные понятия теории множеств»
Если Вы правильно разгадали кроссворд, то в выделенном столбце получится основное понятие теории множеств.
Ответы:
1.Элемент. 2. Объединение. 3. Мощность. 4. Подмножество. 5. Булеан. 6. Пересечение. 7. Разность. 8. Универсум. 9. Дополнение.
Слово: множество
2. Кроссворд №2 по теме «Основные понятия теории множеств»
По горизонтали:
1. Переместительное свойство операции. 2. Основоположник теории множеств. 3. Часть множества. 4. Множество всех подмножеств данного множества. 5. Упорядоченная п- ка. 6. Объект множества. 7. Декартов … (А×А). 8. Операция над двумя множествами, обозначаемая символом ∪. 9. Универсальное множество. 10. Швейцарский математик, имя которого увековечено в графическом способе задания множеств. 11. …Венна. 12. Распределительное свойство одной операции над множествами относительно другой. 13. Пустое ….
По вертикали:
1. Количество элементов множества. 2. Одноместная операция над множествами. 3. Прямое … множеств. 4. Упорядоченная …. 5. Компонента кортежа. 6. Операция над двумя множествами, обозначаемая символом ∩. 7. Сочетательное свойство операции. 8. …Эйлера. 9. Дизъюнктивная ….
Ответы:
По горизонтали: 1 – коммутативность; 2 – Кантор; 3 – подмножество; 4 – булеан; 5 – кортеж; 6 – элемент; 7 – квадрат; 8 – объединение; 9 – универсум; 10 – Эйлер; 11 – диаграмма; 12 – дистрибутивность; 13 – множество
По вертикали: 1 – мощность; 2 – дополнение; 3 – произведение; 4 – пара; 5 – координата; 6 – пересечение; 7 – ассоциативность; 8 – круги; 9 – сумма
3. Кроссворд № 1 по теме «Бинарные отношения»
По горизонтали:
1. Переход от некоторого бинарного отношения к симметричному ему отношению. 2. Элемент второго множества в отображении. 3. Свойство бинарного отношения. 4. Выполнение свойств рефлексивности, симметричности и транзитивности. 5. Выполнение свойств рефлексивности и симметричности. 6. Взаимно-однозначное отображение множества первых п натуральных чисел на себя. 7. Прямоугольная таблица, задающая бинарное отношение.
По вертикали:
1. Частный случай функционального отношения. 2. Элемент первого множества в отображении. 3. Операция над бинарными отношениями. 4. Бинарное отношение, при котором каждому элементу из его области определения соответствует один и только один элемент из области значений. 5. Отображение, при котором различные прообразы могут иметь один и тот же образ. 6. Тип бинарных отношений. 7. Взаимно-однозначное отображение одного множества на другое. 8. Свойство бинарного отношения. 9. Отображение, при котором различные элементы имеют различные образы. 10. Свойство бинарного отношения.
Ответы:
По горизонтали: 1 – обращение; 2 – образ; 3 – симметричность; 4 – эквивалентность; 5 – толерантность; 6 – подстановка; 7 – матрица
По вертикали: 1 – отображение; 2 – прообраз; 3 – композиция; 4 – функция; 5 – сюръекция; 6 – соответствие; 7 – биекция; 8 – транзитивность; 9 – инъекция; 10 - рефлексивность
4. Кроссворд №2 по теме «Бинарные отношения»
Верно ответив на 12 вопросов, в выделенном столбце Вы прочтете название одного из типов бинарных отношений.
1, 4, 9 – свойства бинарных отношений во множестве
2, 12 – операции над бинарными отношениями
3, 5, 11 –частные случаи бинарных отношений
6, 8 – типы отображений
7, 10 – особенность бинарных отношений в зависимости от их свойств
Ответы:
1 – рефлексивность; 2 – композиция; 3 – отображение; 4 – транзитивность; 5 – подстановка; 6 – инъекция; 7 – толерантность; 8 - сюръекция; 9 – симметричность; 10 – эквивалентность; 11 – функция; 12 – обращение
5. Квадрат №1 «Множества»
Ответы:
МНОЖЕСТВО, ПОДМНОЖЕСТВО, ЭЛЕМЕНТ, МОЩНОСТЬ, БУЛЕАН, КАНТОР, ВЕНН
6. Квадрат №2 «Множества»
Ответы:
МНОЖЕСТВО, ПОДМНОЖЕСТВО, ЭЛЕМЕНТ, МОЩНОСТЬ, БУЛЕАН, ВКЛЮЧЕНИЕ, ОБЪЕДИНЕНИЕ, ПЕРЕСЕЧЕНИЕ, РАЗНОСТЬ, ДОПОЛНЕНИЕ, КАНТОР, ЭЙЛЕР, ВЕНН
7. Квадрат №3 «Множества»
Ответы:
КАНТОР, МНОЖЕСТВО, ЭЛЕМЕНТ, ПОДМНОЖЕСТВО, БУЛЕАН, МОЩНОСТЬ, ОБЪЕДИНЕНИЕ, ПЕРЕСЕЧЕНИЕ, РАЗНОСТЬ, ДОПОЛНЕНИЕ
8. Квадрат «Теория множеств»
Ответы:
ЭЛЕМЕНТ, ЭЙЛЕР, МНОЖЕСТВО, ПОДМНОЖЕСТВО, БУЛЕАН, МОЩНОСТЬ, ОБЪЕДИНЕНИЕ, РАЗНОСТЬ
9. Квадрат №1 «Множества и отношения»
Ответы:
ОТНОШЕНИЯ, ОТОБРАЖЕНИЯ, ФУНКЦИЯ, ИНЪЕКЦИЯ, БИЕКЦИЯ, СЮРЪЕКЦИЯ, РЕФЛЕКСИВНОСТЬ, СИММЕТРИЧНОСТЬ, ТРАНЗИТИВНОСТЬ, МНОЖЕСТВО, РАЗНОСТЬ
10. Квадрат №2 «Множества и отношения»
Ответы:
Множество, отношение, функция, отображение, инъекция, сюръекция, биекция, образ, прообраз, обращение, композиция, рефлексивность, транзитивность
11. Задание «С миру по нитке»
Сначала надо восстановить шесть слов (половина букв уже вписана),
а после из секторов, от которых отходят стрелки,
нужно взять буквы и поместить в центральную фигуру.
У вас получится главное слово задания (фамилия основоположника теории множеств)!
Ответы: инъекция, операция, элементы, разность, мощность, прообраз
(КАНТОР)
12. Задание «Расшифровать фразу»
Из букв, записанных справа, составьте термины, встречающиеся в разделе «Множества и бинарные отношения», и впишите их в пустые клетки, находящиеся слева.
Выполнив правильно задание, Вы без труда сумеете расшифровать фразу, сказанную Пифагором:
«1 2 3 4 2, 4 5 4 6 7 8 9 10, 11 8 9 12 13 8 2 14 8 3 15 16 17 9 18 3 10 7 2 19 16 15 16 13 13 8 7 3 10 20»
Ответ: «Шутку, как и соль, должно употреблять с умеренностью»
Мороз и заяц
Для чего нужна астрономия?
Зимовье зверей
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Самый главный и трудный вопрос