Изучая декоративное искусство казанских татар, невозможно не обратить внимание на гармоничность, целостность, согласованность, единство частей и целого, совершенство произведений татарских мастеров. Орнамент, на первый взгляд – лишь небольшая часть материальной культуры человеческого общества. С другой стороны – орнамент сопровождает человека на протяжении даже веков и тысячелетий. На основе математических знаний ученица попыталась раскрыть красоту декоративного искусства казанских татар.
Вложение | Размер |
---|---|
geometriya_tat._uzorov.docx | 449.12 КБ |
Автор:
Сиразеева Алия
ученица 9-го класса Азбабинской средней общеобразовательной школы Апастовского муниципального района РТ
Руководитель: учитель математики
Курмашева Ануза Азгаровна
Азбаба, 2011 год.
Содержание:
1. Введение.
2. Симметрия - основополагающий принцип устройства мира.
3. Классификация татарского орнамента
4. Геометрия татарских узоров в вышивке.
5. Геометрия татарских узоров в резьбе по дереву.
6. Заключение.
7. Литература
1. Введение.
Изучая математику, мы выяснили, что математика - это не только стройная система законов, теорем и задач, но и уникальное средство познания красоты. Она выражает высшую целесообразность устройства мира, подтверждает универсальность математических закономерностей, которые действуют одинаково эффективно в кристаллах и живых организмах, в атоме и во Вселенной, в произведениях искусства и научных открытиях.
Актуальность исследования: Изучая декоративное искусство казанских татар, невозможно не обратить внимание на гармоничность, целостность, согласованность, единство частей и целого, совершенство произведений татарских мастеров. Орнамент, на первый взгляд – лишь небольшая часть материальной культуры человеческого общества. С другой стороны – орнамент сопровождает человека на протяжении даже веков и тысячелетий. На основе математических знаний я попыталась раскрыть красоту декоративного искусства казанских татар.
Цель исследования: Геометрия татарского орнамента в декоративно-прикладном искусстве татарского народа.
Задачи: 1. Изучить теоретический материал по данной теме.
2. Обобщить теоретический материал по данной теме.
3. Выделить основные моменты орнаментальных мотивов с геометрической точки зрения в декоративно-прикладном искусстве татарского народа.
Методы исследования: сбор информации; изучение научно-популярной литературы; анализ полученной информации; сравнение полученной информации.
2. Симметрия - основополагающий принцип устройства мира.
Симметрия в переводе с греческого означает «соразмерность» Под симметрией принято понимать свойство геометрической фигуры, расположенной в пространстве или на плоскости, заключающееся в закономерном повторении равных ее частей. Изучение видов симметрии имеет большое практическое и теоретическое значение для различных областей науки и техники и, особенно, при изучении строения кристаллических веществ.
Симметрия многообразна. Неизменность тех или иных объектов может наблюдаться по отношению к разным операциям - поворотам, отражениям, переносам. Существует множество различных видов симметрии. К простейшим из них относятся:
— симметрия относительно плоскости (зеркальная симметрия); (Приложение 1)
— симметрия относительно точки (центральная симметрия); (Приложение 2)
— симметрия относительно прямой (осевая симметрия); (Приложение 3)
— симметрия вращения; (Приложение 4)
3.Классификация татарского орнамента
Выдающийся немецкий математик и физик Г.Вейль как-то сказал: «Симметрия - в широком или узком смысле, в зависимости от того, как вы определяете значение этого понятия, - является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство». В своей исследовательской работе я попыталась проанализировать, как симметрия преобладает в узорах татарского орнамента.
Среди многообразных мотивов и узоров татарского орнамента значительное место занимают геометрические. Правда, они уступают по своему распространению цветочно-растительным узорам, но тем не менее также широко применяются в украшении сельского жилища, ювелирных изделий и узорного ткачества.
Система построения узоров была знакома человеку с давних времен.
Композиция узоров основывалась на создании определенных ритмов, повторений, чередовании различных мотивов.
В орнаменте встречаются следующие композиции:
По тому, сколько симметрий имеют татарские узоры, можно проводить их классификацию. Татарские узоры с одной осью симметрии: (Приложение 6)
Татарские узоры с двумя осями симметрии: (Приложение 7)
Татарские узоры с несколькими осями симметрии: (Приложение 8)
4. Геометрия татарских узоров в вышивке.
Яркие декоративные полотенца, покрывала и занавеси, нарядные скатерти, салфетки, «намазлыки», золотошвейные головные уборы, узорная обувь, платки, нагрудники, мешочки, футляры для книг и покрывала на книгу – таков далеко не полный перечень изделий татарских мастериц-вышивальщиц. Крупноформатные и миниатюрные композиции вышивок отличаются законченностью, гармонией и выразительной самобытностью художественной формы. По мнению исследователей, татарская вышивка с ее ярко выраженной полихромией, своеобразием композиционных решений оказала определенное воздействие на вышивку не только родственных тюркоязычных народов края, Средней Азии, Казахстана, Башкирии, но и русского населения Поволжья, а также западных русских областей – вплоть до Новгородского края.
Именно в вышивке, в формах любимого народом цветочно-растительного орнамента предстал весь многообразный мир чувств и настроений человека. Самые распространенные тамбурные композиции – ленточная (бордюрная) и геральдическая в виде букета, изменяющаяся и переходящие друг в друга в одной декоративной плоскости, а также круговая, розетчатая, шахматная, сетчатая и буквенная.
Основу тамбурного узоротворчества татарских мастериц составляет орнамент с богатейшим циклом цветочно-растительных форм и мотивов. Нельзя не видеть среди множества мотивов татарской тамбурной вышивки «булгарский» пласт в виде древних трилистников, лотосовидных, пальметт, многочисленных розеток, вьюнков, спиралей, используемых в традиционных бордюрных обрамлениях. Цветочные мотивы нанизываются на простую, довольно крупную ветвь, воплощающую значение «древа жизни». В образах татарских вышивок живет прямая генеалогическая связь с окружающим природным миром. Внимательный, пытливый взгляд мастерицы вбирает в себя всю структурную утонченность цветочно-растительного образа – вплоть до прожилок на листке, тычинок в цветке, очертаний легких, трепетных спор. Однако живописная гамма нитей, а также расположение на одном стебле – «вдевания», или вписывания, одного узора в другой, - говорят об условности языка вышивки, приемах декоративного обобщения. ( Приложение 9)
Красотой и древностью орнаментальных мотивов впечатляют казанские полотенца – устойчивый атрибут интерьера татарского дома, емкий образ-символ, ассоциирующийся с атмосферой народных празднеств, свадеб и обрядов. Вышитые тамбуром полотенца – «солге» вобрали в себя все цветовое и орнаментальное богатство татарской вышивки. В наиболее совершенных по художественному исполнению старинных полотенцах единый развитый, разветвленный мотив букета располагается во все ширину конца полотенца и обрамляется узким вышитым бордюром. На концах вышитых полотенец первой половины, а также середины 19 –го века располагаются узоры, составленные из трех-четырех крупных букетов, развернутых фронтально на определенном расстоянии друг от друга. Их волнообразное движение подчеркивалось фестончатой линией завершения полотенца, украшенного бахромой или кистями. Более поздние полотенца украшались асимметричными букетами, а также сетчатыми композициями – в форме «чешуи» или «волны на волне», мотивами «турецких» огурцов, занимающими всю широкую полосу бордюра. В золотошвейном тамбурном полотенце конца 19-го века три грациозно изогнутые по диагонали веточки напоминают сказочных птиц, взлетевших в небо и оставивших после себя целый вихрь перьев. В композициях полотенец иногда встречаются завуалированные изображения пчел, бабочек, птиц, приближенные к цветочно-растительному узору. Мотивы парных птиц, а также двуглавых коньков со всадниками восходят к дуалистическим воззрениям предков татар. Присутствие антиподных стихий ощущается на композициях, где нет изображения живых существ: развитые симметричные мотивы, в центральной зоне которых через напряженные разводы, разветвления выражено наличие противоборствующих сил. Татарская тамбурная вышивка наиболее ярко воплотила своеобразие художественного мышления народа, его эстетические устремления. (Приложение 10)
5. Геометрия татарских узоров в резьбе по дереву.
Проживая в районах, богатых сосновыми и лиственными лесами, на берегах полноводных рек Волги и Камы, татарский народ и его предки издавна занимались художественной обработкой древесины.
Археологические исследования деревянных сооружений – оборонных, жилых и хозяйственных – показывают высокое мастерство их создателей. О сельских домах казанских татар русский князь А.Курбский еще в середине 16-го века писал как о «зело прекрасных и воистину удивления достойных». В народном творчестве по-своему пережитая поэтика леса органически вошла в орнаментальный строй деревянного зодчества.
Татарские резчики и плотники-балтаччи (от татарского «балта» - топор) использовали как твердые (дуб, береза, клен), так легкие и мягкие (липа, осина, сосна) породы древесины. Их богатая фантазия и незаурядный художественный вкус ярко проявились в облике сельского народного жилища. Полихромностью расцветок и нарядной резной орнаментацией на фоне зеленых массивов выделяются постройки татарских деревень, расположенных в долинах небольших рек. Настоящим заповедником народного зодчества можно назвать Заказанье - Арский, Балтасинский, Сабинский, Высокогорский районы. Здесь сохранились старинные постройки, двух- и трехэтажные байские дома, украшенные резным и накладным орнаментом, архитектурно-декоративными деталями – колонками с ордером, пилястрами, стрельчатыми и килевидными фронтонными нишами, легкими верандами, галереями. (Приложение 11)
Архитектура жилища во многом опередила специфику художественного строя искусства резьбы по дереву. Мастера варьировали древнейшую технику трехгранновыемчатой резьбы с наиболее распространенной у казанских татар техникой накладной контурной и глухой резьбы и с появившейся в конце 19-го века пропильной резьбой. Узоры, выполненные с пропильной резьбой, появляются на всех архитектурных элементах и деталях жилища, что знаменует переход от умеренной декорировки крупномасштабными накладными деталями к более измельченной ажурной и вычурной резьбе, получившей, однако, меньшее распространение у татар, чем у соседних народов.
Резные узоры в украшении татарского жилища отличаются разнообразием и традиционным кругом мотивов. В виде солнечных «сияний» они представлены на плоскости фронтонов. Стилизованные изображения одно- и двуглавых птиц с распростертыми крыльями можно видеть в декорировке наличников, солярные знаки и геометрические мотивы – на полотнищах и столбах ворот, завершениях оград. Зооморфные мотивы в резном декоре являются отражением народной мифологии, геометрические и цветочно-растительные – связаны с древней символикой, наиболее популярный из них – мотив ромба символизировал четыре стихии, четыре времени года, четыре стороны цвета, а изображение тюльпана олицетворяла солнце (огонь) и жизнь на земле. (Приложение 12)
При всем разнообразии мотивов орнаментации и приемов декорировки резьба по дереву не была единственным элементом украшения жилища, а всегда сочеталась с полихромной раскраской плоскостей и деталей фронтонных ниш, наличников, обшитых горизонтальной или накладной рустовкой углов домов. (Приложение 13)
6. Заключение.
Работа по ознакомлению и исследованию геометрии татарских узоров завершена. Я живу в Татарстане в Апастовском районе деревне Азбаба. Республика Татарстан располагает богатейшим историко-культурным наследием. В искусстве и культурном наследии татарского народа, как в зеркале отразились жизнь и быт наших предков, национальные особенности, идеалы красоты и религия.
Моя деревня не такая большая, но зато очень красивая. Недалеко от нее течет речка. С одной стороны раскинулся смешанный лес, а с другой сосновый. В деревне живут не только татары, но и русские и чуваши. Несмотря на это мы живем в мире и в согласии между собой. Об этом говорил великий татарский поэт Габдулла Тукай: «Татарский народ найдет счастье только в единстве с другими народами».
Татарский народ отличает сердечный правдивый гостеприимный характер. Татары отличаются любознательностью, трудолюбием и добротой. Прогрессивные традиции татарского народного искусства приобретают особую ценность и художественную значимость в наши дни. Призванные обогатить современную национальную художественную культуру, они вносят в нее черты неповторимого своеобразия и высокой духовности.
Даже флаг и герб Татарстана обладают симметричностью. Флаг представляет собой прямоугольное полотнище с горизонтальными полосами зелёного, белого и красного цветов. Зеленый означает зелень весны, цвет ислама, возрождения; белый — цвет чистоты; красный — зрелость, энергия, сила, жизнь. Государственный герб Татарстана представляет собой изображение крылатого барса с круглым щитом на боку, с приподнятой правой передней лапой на фоне диска солнца, помещённого в обрамление из татарского народного орнамента, в основании которого надпись «Татарстан», крылья состоят из семи перьев, розетка на щите состоит из восьми лепестков. (Приложение 14)
Я горда тем, что я татарка.
7. Литература:
1. Г.Ф.Валеева-Сулейманова, Р.Г.Шагеева «Декоративно-прикладное искусство казанских татар».
2. А.В.Погорелов «Геометрия 7- 11».
3. Л.С.Атанасян и др. «Геометрия 7- 9».
4. Л.С.Атанасян «Геометрия 10- 11».
5. А.И.Азевич «Двадцать уроков гармонии».
6. Газета «Математика» № 6 2006 год.
7. Журнал «Математика в школе» № 8 2001 год.
8. http://www.liveinternet.ru
Приложения
Приложение1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
Приложение 11
Приложение 12
Приложение 13
Приложение 14
Рождественский венок
Одна беседа. Лев Кассиль
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Яблоко
Загадка старого пирата или водолазный колокол