Тезисы исследовательской работы для публикации.
ТЕМА: «НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ СЕЛА СЕРЕДНИКОВО»
Автор: Филатова Анастасия Сергеевна,
учащаяся 9 класс,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза И.И.Борзова
села Середниково Шатурского муниципального района
Московская область,
140760,
Московская область,
Шатурский район, село Середниково,
дом 236 квартира 15
Руководитель: Кравцова Нина Александровна,
учитель географии МБОУ ООШ
имени Героя Советского Союза И.И.Борзова
села Середниково Шатурского муниципального района,
Московской области
Настоящее время – это граница между прошлым и будущим. У каждого государства и народа есть свое прошлое, настоящее и будущее. История России – это, прежде всего, история российской провинции. Предмет исследования – Никольская церковь села Середниково.
Объект исследования: хроника событий, связанных с церковью от момента построения по настоящее время.
Предмет исследования: Никольский храм села Середниково.
Проблема: определение причины строительства, закрытия и возрождения церкви в селе Середниково.
Гипотеза:исторические события и политика государства повлияли на решение построить церкви, затем закрыть, а впоследствии восстановить их.
Цель данной работы: показать историческую значимость церкви в жизни села и людей.
Задачи:
1. Собрать информацию о строительстве деревянной и каменной церквей в с. Середниково.
2. Встретиться с очевидцами событий и собрать информацию о закрытии и восстановлении церкви.
3. Восстановить хронику событий, связанных с историей церкви.
4. Проанализировать отношения населения к церкви.
5. Обработать собранную информацию, оформить в письменной работе.
Актуальность: в страневосстанавливают церкви, значит, страна возрождается. Церковь – это символ веры, символ духовности человека, чистоты нравственности. В нашем селе тоже возрождается храм.
Практическая значимость данной исследовательской работы. Материалы исследовательской работы могут быть использованы на уроках истории, духовного краеведения, литературы,в организации и проведении внеклассных мероприятий, классных часов, на занятиях краеведческого кружка. Копия данной работы находится в школьном музее, а также по просьбе священника Илии передана ему с целью использования материалов для написания книги о восстановлении Никольского храма.
1. История создания Никольской церкви села Середниково.
Первое упоминание о селе Середниково обнаружено в духовной грамоте Василия I от 1423 года. До 1798 года крестьяне деревни Середниково относились к приходу Никольской церкви села Колушка, название которого исчезло в XVIII веке. С постройкой церкви во имя святителя Николая – село стало называться Середниково-Никольское
В марте 1798 г. коллежский советник Григорий Петрович Оболонский испросил у Рязанского преосвященного Симона дозволения на построение деревянной Никольской церкви в селе Середниково, что и было разрешено 19 марта того же года, от того числа выдана и храмозданная грамота за № 852.
Место расположения церкви, скорее всего, выбрано не случайно. Никольский храм находится на берегу реки Летовки, на холме. А это самое высокое место в селе. В село во время церковного праздника стекались жители прихода со всех окрестных деревень.
Названа церковь была в честь Николая Чудотворца, так как этот святой был один из самых почитаемых покровителей русской земли и крестьянского труда, с ним связывали празднование именин Земли, которое проходило повсеместно в России.
Крестьяне со всеми своими семьями шли в приходские церкви, ставили свечку к иконе святителя Николая с молитвой и поклонами и пели вместе с церковным хором духовный стихирь в честь Николы, и просили чудотворца помочь матери Земле вырастить богатый урожай, а зимнего Николу благодарили за дарованные плоды, выращенные и собранные на своей родной земле, а не в заморских странах. За последние годы мы как-то незаметно и вроде бы без сожаления забыли свои древние обычаи, завещанные нам нашими предками. Вновь возрождаются Приходские церкви, а прихожане идут в храм и в радости, и в горе. А среди них немало молодежи и детей.
За эти годы в церкви было несколько священников. Приблизительно с 1906 года – Смирнов Михаил Николаевич, его жена Смирнова Лидия Васильевна была учителем начальных классов. Последним священником был Гусев Павел. Дом его находился рядом с церковью, и после смерти отца и закрытия церкви его дочери Клавдия Павловна и Анна Павловна проводили службы в своем доме тайно.
В 1930 году в Никольском храме прошло последнее венчание.
2. История закрытия храма.
Менялась политика государства. Вскоре после революции власти повсеместно стали отвергать церковь. В 1930 году в селе Середниково был организован колхоз «Ленинский путь» В 1937 г. храм был закрыт и использовался как пожарная вышка, затем как гараж. После войны в церковь поместили удобрения для посевов, они разъели всю роспись внутри. Храм пришел в упадок и постепенно стал разрушаться.
Старшее поколение села, с кем удалось побеседовать, рассказывали с сожалением о тех временах, когда церкви разрушали.
Жарикова Лидия Васильевна рассказала, что церковь хоть и бесхозная была, но народ туда захаживал. Весной соберутся бабушки и идут по селу, за руку внучат ведут. В церковь зайдут, помолятся, молитву прочитают. Вокруг церкви пройдут крестным ходом. Правда, старались тайно все делать, чтобы «не дай бог» никто не увидел.
Гость села Куприянова Елена Владимировна поделилась мечтой детства: «Мне всегда хотелось, чтобы величественное сооружение, историческая память народа находилась в подобающем состоянии. Как говорится, сломать легко, сделать труднее. Я рада, что есть люди, которые восстанавливают такую красоту и делают благое дело».
В 1998 г. зарегистрировался православный приход. Тогда же возле кладбища устроили деревянную часовню в честь иконы «Всех скорбящих Радость». Не имея средств для восстановления храма, прихожане пристроили к зданию часовни алтарную часть и совершали там Божественную литургию и другие службы.
Настоятель храма – священник Илия Михайлович Депутатов. Духовное образование получил в Санкт-Петербургской духовной семинарии. В июне 2004 года назначен временно служить в часовне села Середниково, но служит до сих пор, теперь уже в Никольском храме.
Отец Илии Михайловича священник во Власово. Средний брат служит в Ростовской области. Младший брат Иван служит во Власово с отцом. Дед Александр Коробейников был протоиереем в Коробовском храме в 1953 году. Прадед Павел Коробейников служил священником в Ростовской области, был расстрелян в 1937 году.
Отец Илия рассказал, что много людей оказали материальную помощь по восстановлению храма, собирали средства и прихожани. Добрые люди помогали убираться в храме, сами очищали крышу, разбирали остатки пола, вывозили мусор.
Стены отштукатурили и покрыли белой краской, над храмом воссияли 6 золотых куполов.
Среди лесов
Блестит крестами
Храм шестиглавый
С колоколами!
К себе он тянет неодолимо,
Зовет и манит
Он в край родимый.
Рассказал батюшка, что в храме чудеса творятся. На праздник икона Николая Чудотворца и Божьей Матери благоухают. А когда работы в храме шли, кирпичи из стен падали, но ни один из них в людей не попал.
В планах у отца Илии открыть воскресную школу при храме, сейчас занятия проходят в школе. Еще хочется восстановить колокольню, чтобы над селом раздался колокольный звон.
4. Заключение:
В настоящее время впечатляет внутренне убранство храма. Большое помещение, высокие потолки, завораживающие арки, потрясающий иконостас.
Идут люди в храм и млад и стар. Прихожане рассказывали, как помогает им вера в жизни. Работая над этой темой, встречаясь и разговаривая со многими людьми, появляется уверенность, что молодое поколение сумеет отрешиться от безнравственности, будет беречь природу, возрождать традиции и обычаи наших предков и возродится праздник именин родной Земли! Необходимо верить в свой народ и в новое поколение! И будет так, как завещали предки!
5. Вывод:
На основе собранного материала можно сделать вывод, что исторические события и политика государства повлияли как на строительство, так и на закрытие и восстановление храма. Возрождение церквей – это возрождение традиций, культуры русского народа.
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Рисуем подснежники гуашью
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Попробуем на вкус солёность моря?
Рисуем "Осенний дождь"