Урал, в том числе и Прикамье, стало тем местом, где произошло своеобразное оживление мифологических традиций. Осваивая мир, человек отвоёвывал у природы место обитания: вырубал лес, осваивал тайгу.
При этом он пытался считаться с природой, в том числе и с мифологическими существами - домовыми, лешими, русалками.
Данная работа – итог исследований старинных традиций, суеверий, быта, нравов, связанных с жилищами людей, с духами Прикамья, такими как духи жилища и хозяйственных построек, духи леса, поля и воды, а также змеи, черти, колдуны и ведьмы.
Вложение | Размер |
---|---|
573666.zip | 1.09 МБ |
В свободное от учебных занятий время я часто бываю в селе Шумки Пермского района.
Там находится старинный дом моих предков – бабушки Бурыловой Тамары Васильевны и деда Бурылова Сергея Ивановича. Дом был построен более пятидесяти лет тому назад.
Шумки – деревня небольшая, дворов двадцать. В деревне есть старинные дома, которым более ста лет.
А каждый старинный дом – это отдельная занимательная история, тем более что, история любого жилища связана с представлениями о быте человека, правилами поведения, нравственными принципами.
Урал, в том числе и Прикамье, стало тем местом, где произошло своеобразное оживление мифологических традиций. Осваивая мир, человек отвоёвывал у природы место обитания: вырубал лес, осваивал тайгу.
При этом он пытался считаться с природой, в том числе и с мифологическими существами - домовыми, лешими, русалками.
Меня заинтересовала история этих демонологических существ в нашем крае, мне захотелось узнать о них подробнее, понаблюдать за тем, как древние верования в различных духов нашли отражения и в современном жизни наших земляков.
Я не раз беседовал со старшим поколением Шумков о старинных традициях, суевериях, быте, нравах, связанных с жилищами людей.
Старожилы нашей деревни много рассказали о разных духах. Моя работа стала итогом бесед с ними.
Всех духов в Прикамье можно разделить на несколько групп:
Истоки верований в этих духов уходят корнями в глубокую древность. Происхождением своим домовые обязаны культу домашнего очага (т.е. культу огня) и предков.
У домашнего очага собиралась вся семья. Он издревле был связан с культом рода и семьи, и считался символом благополучия. В образе "дедушки домового" олицетворялся огонь домашнего очага. Поэтому крестьяне размещают домового за печкой. Другие духи построек тоже связаны с культом огня.
Гуменник и банник обитают в народных представлениях в бане и на гумне, центром которых является очаг. Все духи построек могут предсказывать будущее человека, помогать и в то же время вредить ему.
Например, домовой – доможил, которого в Прикамье называли суседко, зла людям не желает, а, наоборот, старается предостеречь от грядущих неприятностей.
Домовой очень любит проказничать: стучать, щекотать сонных, имеет привычку наваливаться во сне на грудь человека и давить его. Любой, проснувшись, может спросить его: "К худу или к добру?" - и он ответит человеческим голосом.
По рассказам крестьян, при выборе места жительства суседко неразборчив. Многие считают, что он живёт за печкой или под порогом входных дверей. При переезде в новый дом крестьяне всегда звали домового и его жену с собой. Например, в новый дом первой пускали кошку и приговаривали: "Суседушко - братанушко, люби своих хозяев!" Суседко любит те семьи, где живут в мире и согласии. Таким людям он помогает.
Домовой - дворовой, в Прикамье его ещё называли хлевником, так как он жил в хлеву, покровительствовал скотине и показывал человеку, какую скотину нужно держать на дворе, какая будет" вестись". Если говорили "не ко двору", то значит, хлевник её невзлюбил.
Банник не любит пьяных и не терпит тех, кто ходит в баню после полуночи: нетрезвые да припозднившиеся могут угореть. Опытные люди всегда старались умилостивить банника, оставляя для этого в тазах немного воды и мыла, так как крестьяне верили, что банник всегда моется после всех.
Гуменник, или овинник селится на нижней части овина и следит за порядком кладки снопов, наблюдает за временем и сроками, когда и как затоплять овин, не позволяет делать это под большие праздники, особенно на Воздвижение(27сентября) и Покров(14октября): в эти дни все овины бывают именинниками, и по деревенским законам, они должны отдыхать. По крестьянским представлениям, гуменник хотя и считается домовым духом, но самый злой из всех: его трудно ублажить, если он рассердится.
Чтобы задобрить овинника, крестьяне приносили в овин петуха и пироги. Петуху на пороге отрубали голову и кровью кропили все углы.
В избах за печкой селились кикимора-это дух, который пришёл с воды. Любимое занятие их - прясть и ткать.
Крестьяне свидетельствуют, что кикимора может появляться в виде маленькой женщины, ребёнка, мохнатого существа, собаки, свиньи, утки, зайца. Кикимора иногда вредит человеку: выживает из дому, пугает, давит. Но если ей нравятся хозяева, она охотно помогает им по дому.
В деревнях считают, что единственным средством от кикимор служит святой крест.
Духи леса и поля.
Прикамье - край лесов. Придя в лес, человек ощущал своё бессилие по сравнению с могуществом природы. Поэтому в лесу и в поле, в представлениях русского населения Прикамья, живут свои духи-хозяева этих мест: лешие и полевые.
Крестьяне считали, что леший отличается от прочих духов особыми свойствами, присущими ему одному: если он идёт лесом, то ростом с деревья, если полем - то ростом с траву. Лешему подчинены все звери и весь лес, здесь он полноправный хозяин. Лешие нисколько не вредят людям, а любят проказы: специально могут завести человека в лесную чащу. Заблудившемуся человеку рекомендуется снять с себя одежду и вывернуть её на изнанку, а затем снова надеть на себя. Лешие любят женщин: иногда им приписывали похищение девушек. Боятся лешие лукошки (очищенное от коры сухое липовое полено), соли, огня. По народным представлениям, живут лешие семьями: сам леший, его жена - лешачиха, и их дети - щекотуны, диконькие.
Полевых (духов поля) видят редко. У русских Прикамья существовал особый дух полдня - полудница. Это девушка высокого роста, одетая во всё белое. Она охраняет хлеба.
Духи воды.
Происхождение духов воды уходит корнями в глубокую древность и связано с почитанием воды как одной из природных стихий. По народным представлениям, вода несёт в себе два начала: святая и живая вода, в других случаях рассматривалась как место обитания демонологических персонажей: водяных и русалок.
Водяной считается злым духом, приносящим людям вред. Образ водяного - один из немногочисленных сохранившихся у русского населения Прикамья. Водяной - человек с зелёными глазами, волосами и с кожей, как у рыбы.
После 18 января (дня водокрещения) дети водяных - шимекуны - выпрыгивают из проруби и для проказ стараются проникнуть в дом человека. В качестве оберега от этой нечистой силы крестьяне рисовали кресты на окнах и дверях. Удача рыболовов находится во власти водяных.
Рыбаки перед началом лова бросают водяному две-три рыбки, щепотку табака и немного хлеба.
Про русалок свои легенды. Считалось, что русалки - это весёлые, шаловливые создания, которые очень любят расчёсывать свои красивые длинные волосы на берегу реки или озера. Им приписывали обладание обаятельной силой над молодыми парнями.
О змее, чёрте и кладах.
Метеор (огненный змей) - самый древний миф, связанный с представлениями о боге - солнце, боге - громовике. Огненный змей обычно летает по воздуху. Голова у него шаром, спина корытом и длинный хвост. Прилетает он по ночам и, рассыпаясь искрами, влетает в печную трубу. Очутившись в доме, он превращается в молодого человека. Прилетает он к тем женщинам, которые очень тоскуют по своим любимым.
Против змея в деревнях существовало одно средство: надо перед самым посещением змея насыпать в печку кучу снега, собранного в крещенский вечер. Как только змей начнёт спускаться в трубу, он тут же и погибнет.
В Прикамье женщины боялись змея больше, чем чертей, так как ему приписывали свойства обольстителя женских сердец. А кто со змеем связывался, тот, как правило, заканчивал жизнь самоубийством.
Черти - это существа, которые проникают не только в жилище, но и вселяются в людей и преследуют их раз личными искушениями. Черти имеют множество названий.
В. И. Даль насчитывает более сорока имён чертей: бес, царь тьмы, лукавый, нечисть, чёрный и т. д.
По народному представлению, чертям отведена вся поднебесная. Повсеместное пребывание чертей и их свободное проникновение повсюду доказываются множеством верований и обычаев по всему Прикамью. Например, в деревенских избах невозможно встретить таких сосудов с пищей, которые не были покрыты деревянной крышкой, или тряпицей, или двумя лучинками, положенными крест на крест, чтобы чёрт не влез.
Черти могут принимать различные образы. Чаще всего-образ чёрной кошки. Поэтому во время грозы деревенские люди всегда выбрасывали этих животных на улицу, считая, что в них присутствует нечистый дух. Узнать чёрта можно по копытам вместо пальцев.
Смущать род человеческий соблазнами или завлекать лукавством - прямая цель дьявольского пребывания бесов на земле. Искуситель всегда на лицо: зазвенело в левом ухе - это чёрт летал сдавать сатане грехи того человека, сделанные за день, и вот теперь вернулся назад, чтобы выждать случая и повода к соблазнам.
По народным представлениям, искуситель находится у человека с левого бока и шепчет в левое ухо о таких поступках, которые человеку сами на ум не пришли бы никогда. "Чёрт попутал", - говорят все, кто сделал недоброе дело. Первыми жертвами при забавах чертей являются пьяные люди. Каждый пьяный - слуга чёрта, своей страстью к вину он тешит нечистого. Считалось, что готовить и пить вино людей научили черти.
Чёрт смертен. Его может убить стрела Ильи Пророка.
Во время грозы чёрт может спрятаться за человека, подвергая его опасности. Поэтому крестьяне во время грозы всегда крестились.
По народным представлениям, существуют особые духи, которые охраняют зарытые в земле клады. Обычай зарывать клады корнями в далёкое прошлое, когда Русь постоянно совершались набеги кочевников, поэтому люди доверяли свои сокровища Матери - сырой земле. В народном сознании кладовой должен охранять клад.
Для удачливых людей вышедший клад мог появиться в виде животных: курицы, свиньи, коровы, козы.
Старожилы рассказывают: "Раньше клад выходил на людей. Речка возле Лобанова, отец мой видел там барана, сказал своим знакомым об этом. Они пошли и тоже увидели барана, а там клад был. Чтобы клад не исчез, надо сказать: "Чур, моё!" - тогда клад золотом оборачивается".
В Прикамье считали, что колдуны состоят в самых близких отношениях с нечистой силой. Черти беспрекословно выполняют их поручения. В деревнях колдунов называют: чертистый, еретик, зловредный, знаток, бесистый.
Колдуны бывают природные и добровольные. Разницы между ними не существует, кроме того, что последних трудно распознать в толпе и не так легко уберечься от них. Существуют, но очень редко, колдуны
невольные. Всякий колдун перед смертью старается
передать кому-нибудь свою силу, иначе он будет долго мучиться. Прямая деятельность колдунов – приносить людям зло. Главное действие колдуна - порча.
Приёмы порчи очень разнообразны. Тот колдун, который навёл порчу, снять её уже не в силах. Порчу должен снять либо знахарь, либо другой колдун. Верования в колдунов сохраняются и в наши дни.
Ведьмы - это духи, которые имеют маленький хвост и умеют летать на помеле. Отправляются они на свои дела из жилищ через печные трубы. Могут оборачиваться в различных животных. Излюбленным обликом является бесхвостая сорока.
В Прикамье ведьм называли по - разному: колдунья, чертиха, кликуша, векшица. Ведьмы имеют много сходного с колдунами, точно так же умирают в страшных муках. После смерти начинают выходить из могилы и гулять. Успокаивают их осиновым колом, вбитым в могилу. Ведьмы бывают природные и обученные. Занимаются они, как и колдуны, порчей. Они могут наслать на человека болезнь, невзгоды. Оберег от ведьм - булавка, застёгнутая головкой книзу.
Правила и ритуалы при строительстве домов.
Старожилы рассказывали как уберечься от духов, что при строительстве домов необходимо соблюдать ряд правил и выполняли ритуалы, считавшиеся обязательными.
Дом нельзя было строить там, где прежде проходили дороги, на перекрестке старых дорог или там, где стояла баня: верили, что в таком месте водится нечистая сила. Тщательно выбирали место для постройки, гадали при этом на воде, хлебе или шерсти. По приметам, если сухая шерсть овцы за ночь отсыреет, то в доме будет бедность. Если убывала вода - значит, водится нечистая сила. Гадали, бросая из мешка четыре круглых каравая: куда падали - ан было благоприятное место для строительства.
В некоторых местах строительство сопровождалось обычаями, связанными с культом растений. В середине сруба сажали берёзку, рябину, реже - ель. Во все время строительства деревце там находилось; когда дом заканчивали, его пересаживали вблизи дома и считали, что, как будет оно расти, так и будет процветать жизнь в новом доме.
Магические обряды соблюдались при закладке первого венца дома. Под венец клали монетки - для богатства, зёрнышки хлеба - для сытой жизни в новом доме, шерсть - чтобы дом получился тёплым и уютным. Все стремились к тому, чтобы новый дом был богатый - "полная чаша". Определённые ритуалы сопутствовали подъёму матицы - потолочной балки. Когда её поднимали, под её углы тоже клали монеты, зерно, шерсть, иногда соль. Матица была священным местом в избе.
Когда дом достраивали, для переезда выбирали день на полнолуние или когда" месяц растёт", чтобы в доме "было полно". Сперва, в дом запускали животных - это отголосок скотоводческих культов. В некоторых местах животные до прихода хозяев ночевали в новом доме несколько ночей, и лишь потом туда приходили хозяева.
В новый дом переезжали с заведённой квашнёй (как "растёт квашня", так будет расти и богатство в новом доме), с курицей (она символизировала домашний уют), символом огня, а также переносили огонь из старой печи и от него затапливали печь в новом доме, чтобы внести в него тепло старого дома.
В клеть нового дома ставили угощение для домового: хлеб с солью, немного воды.
Наутро в гости приглашали кого-нибудь из соседей, друзей и обильно угощали: люди боялись, чтобы первым не переступил порога недруг и не навлёк несчастье на новый дом.
Дом воспринимался крестьянами как микромодель того мира, в котором они живут, и все их действия были направлены на то, чтобы создать в своём микромире благополучие и уют, защититься от нечистой силы. Они думали, что нечисть может проникнуть в дом и старались тщательно его защитить.
Дом являлся единым оберегом жизни семьи, поэтому все его проёмы и отлёты защищены обереговыми знаками.
С улицы дом оберегали так, чтобы было видно издалека, солярными знаками. Располагали их на причелинах, то есть по обрезу крыши по линии её излома, образующей угол. Обереговые знаки составляли так называемые хляби небесные. Сам рисунок нёс дополнительную смысловую нагрузку:
чередование мужского и женского начал было символом вечного продолжения жизни;
Те же знаки зачастую модифицировались, усложнялись, сочетались друг с другом. Кроме хлябей небесных, фронтон оберегали полотенца. Их располагали под коньком и на краях или под краями причелин. Резные полотенца олицетворяли чистоту человеческих помыслов, неразрывно связанных с победой света над тьмой. На полотенцах изображались солярные знаки (знаки неба).
Вход делали с юго - запада, так чтобы при входе красный угол, обращённый на восток, к восходу солнца, оказывался с правой (праведной) стороны. Этот угол носил название кут. Сюда помещали фигурки домовых, над ними висели рушники с обереговой вышивкой.
Дверь, как правило, оберегалась мало, так как у неё был порог, а он мыслился как граница, через которую зло само перешагнуть не может. Порог был своеобразным замком - оберегом. Отсюда и запрет лазать в окна - там нет порога, и за тобой легко прошмыгнет зло.
Окна оберегались особо: ночью, когда сильна нечисть, закрывали проёмы ставнями с обереговыми знаками. Важной составной частью окна были наличники: они закрывали щели между стеной и колодой и обязательно покрывались орнаментом. Верхний наличник – кокошник - в центре нёс изображение солнца. Справа и слева от него располагались изображения богинь, оберегающих дом от нечистой силы.
Весь орнамент дома представлял собой единый комплекс, имевший большое ритуально-охранительное значение.
Заключение.
Итак, беседуя со старшим поколением села Шумки, я выяснил то,
что в Пермском крае распространены верования в разных демонологических существ, духи в представлении сельских жителей выделяются по определенным признакам. Причем, всех духов наши земляки разделили на несколько групп: духи воды, духи леса и поля, духи жилища и хозяйственных построек, ведьмы, колдуны, змеи, черти. Мне стало известно и то, как разные демонологические персонажи помогали или мешали жить человеку.
Интересно, что в наш стремительный век, когда дома в городах строятся со скоростью света по новейшим технологиям, в сельской местности при строительстве коттеджей или более скромного жилища, мастер обязательно обратит внимание и воспользуется теми ритуалами в своей работе, которые были известны издавна. Пусть не все обычаи будут соблюдены, но некоторые из них он обязательно возьмет на вооружение.
Используя рассказ сельчан, я провел небольшое исследование.
Вот, и получается, что старинные ритуалы приветствуются современными пермяками и сейчас.
И самое главное, если в доме семья будет жить дружно, весело, если домочадцы друг к другу будут относиться с любовью, добротой, уважением, то никакая нечистая сила не сможет им помешать, а духи природы будут в таком доме наслаждаться только положительными эмоциями.
Духи природы обязательно болото превратят в теплую речку или озеро, зеленую траву - в настоящий мягкий ковер, воздух - в самый свежий и чистый, какой только может быть. Все это прекрасно! Главное, не надо забывать каждому из нас, что мы живем в природном мире, мы сами часть ее, поэтому и относится ко всему окружающему надо с любовью и добротой.
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Юрий Визбор. Милая моя
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Прекрасная арфа
Загадка старого пирата или водолазный колокол