Природу любят многие, но внимательно и бережно относится, могут к ней только глубоко понимающие ее и определенным образом воспитанные люди. Вокруг нас всё меньше живой природы. Всё больше становится в городе разрастающихся мусорных свалок. Вряд ли мы задумываемся при этом, что находимся в границах определённой природной системы. Такой природной системой является городской сквер, расположенный в районе второго участка по улице Менделеева, возле моего дома.
Сквер – это небольшой общественный сад в городе .Обычно люди приходят сюда на кратковременные прогулки полюбоваться природой, покинув городской шум и суету. Попадая сюда человек ощущает себя на воле, как бы раскрепощая себя, одновременно получая оздоровительный эффект зеленых насаждений (наблюдается улучшение сердечной деятельности, улучшение работоспособности, снижение возбудимости коры головного мозга). В нашем сквере существует замечательные аллеи для таких прогулок.
В настоящее время сквер находится в заброшенном состоянии. Санитарные чистки не проводятся. Реконструкция насаждений отсутствует. На деревьях и кустарниках много сухих веток, нет скамеек, встречаются стихийные свалки мусора.
Вложение | Размер |
---|---|
skver_kak_ekosistema_gorodskogo_landshafta.doc | 164 КБ |
Тема. СКВЕР КАК ЭКОСИСТЕМА ГОРОДСКОГО ЛАНДШАФТА.
Разработчик проекта
Ученик 10 класса Глебов Артём, МОУ «СОШ №2»
Испытатели проекта - администрация МОУ«СОШ №2»
- учителя трудового обучения, химии и биологии; начальных классов;
- классные руководители
- учащиеся МОУ«СОШ №2»
-жители микрорайона
Цель проекта:
Задачи:
Актуальность проблемы.
Обоснование актуальности проекта
«Если бы каждый человек на клочке земли
Своей сделал все, что он может, как прекрасна,
была бы Земля наша».
А.П. Чехов
Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко, особенно эта проблема актуальна для подростков. Охрана и защита природы позволяет подросткам ощутить свою значимость, взрослость, ощутить свою способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное.
Природу любят многие, но внимательно и бережно относится, могут к ней только глубоко понимающие ее и определенным образом воспитанные люди. Вокруг нас всё меньше живой природы. Всё больше становится в городе разрастающихся мусорных свалок. Вряд ли мы задумываемся при этом, что находимся в границах определённой природной системы. Такой природной системой является городской сквер, расположенный в районе второго участка по улице Менделеева, возле моего дома.
Сквер – это небольшой общественный сад в городе .Обычно люди приходят сюда на кратковременные прогулки полюбоваться природой, покинув городской шум и суету. Попадая сюда человек ощущает себя на воле, как бы раскрепощая себя, одновременно получая оздоровительный эффект зеленых насаждений (наблюдается улучшение сердечной деятельности, улучшение работоспособности, снижение возбудимости коры головного мозга). В нашем сквере существует замечательные аллеи для таких прогулок.
В настоящее время сквер находится в заброшенном состоянии. Санитарные чистки не проводятся. Реконструкция насаждений отсутствует. На деревьях и кустарниках много сухих веток, нет скамеек, встречаются стихийные свалки мусора.
Мы выбрали эту проблему потому, что:
- сквер по улице Менделеева является единственным в городе;
- сквер находится в неудовлетворительном состоянии;
- школьники имеют невысокий уровень природоохранной активности.
Мы считаем, что проект поможет учащимся проявить себя, обрести уверенность
МОУ «СОШ №2», расположенная в центре микрорайона, сквер находится на расстоянии 300 метров, естественным образом вписаться в облик одного из самых уютных и красивых уголков города. Так родился проект по благоустройству сквера «СКВЕР КАК ЭКОСИСТЕМА ГОРОДСКОГО ЛАНДШАФТА.»
Чтобы верно оценить ситуацию, мы рассмотрели ее с разных сторон: экологической, биологических, социальной, медицинской. В нашем микрорайоне экологическая и социальная ситуации являются не самыми благоприятными в городе, так как недалеко находится промышленная зона. Опрос жильцов показал, что 76% недовольны состоянием своих дворов, из них 43% согласны участвовать в благоустройстве прилегающей территории и оказать посильную помощь школе.
Одним из негативных факторов являются также ухудшение состояния здоровья детей, рост вредных привычек, бесполезное времяпровождение подростков, что может привести к негативным последствиям для будущего всего микрорайона.
Имеют место социально-экологические проблемы: запыленность воздушной среды в микрорайоне из-за нарушения травяного покрова на большей части территории, недостаточное озеленение участков около дворов, невысокий уровень природоохранной активности у школьников и жителей микрорайона, невысокий культурный уровень общения с природой.
Проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах , принять участие в жизни школы. Поэтому активная жизненная позиция детей сейчас важна для будущего всего микрорайона. Проект служит для решения этой задачи.
Экологическое образование на современном этапе развития человеческой цивилизации является приоритетным направлением развития всей системы обучения и воспитания, систематизирующим фактором образования, поэтому на наш взгляд, наступил тот период в организации экологического образования, когда повышение его эффективности может быть достигнуто только комплексным, системным подходом - экологизацией всего учебного заведения, всего учебного заведения, всех составляющих учебно-воспитательного процесса в школе.
Объект исследования: СКВЕР КАК ЭКОСИСТЕМА ГОРОДСКОГО ЛАНДШАФТА.
Гипотиза. сквер мог бы служить местом для изучения школьниками экосистемы, а также зеленые насаждения оказывают оздоровительный эффект на организм человека.
Новизна. Привести в порядок экосистему сквера, не привлекая больших материальных ресурсов.
Планируемый результат: Очистка и благоустройство школьного сквера,
улучшение состояния его экосистемы
II. Описание методов исследования проблемы.
Основные методы работы – наблюдение, описание, социологический опрос, выполнение фото – сессий, сбор и анализ собранной информации.
Исследования в этой области носят эколого-познавательный характер.
Ожидаемые результаты
- решение задач государственной политики в области экологического, патриотического воспитания молодежи
- повышение уровня заинтересованности в защите и сохранении природной среды
- развитие организаторских способностей учащихся
- благоустройство и озеленение сквера
- ежегодная организация экологического отряда МОУ«СОШ №2»
- повышение экологической культуры учащихся
- создание благоприятных условия для сохранения и укрепления здоровья
- привлечение внимания населения микрорайона к проблемам озеленения и благоустройства территории, сохранения экологической безопасности по месту жительства
- пропаганда экологической культуры учащихся
- расширение видового разнообразия растений на территории сквера, для повышения образовательной среды
- использование сквера на уроках биологии, географии, физики, изо, трудового обучения
Объем и источники финансирования проекта - финансирование проекта осуществляется за счет средств бюджета образовательного учреждения, спонсорской помощи, субвенции
Сроки реализации проекта 2008 – 2012 годы
Этапы реализации проекта 1 этап – подготовительный – 2008 год
2 этап – практический (исследовательский) – 2009 – 2010 год
3 этап – обобщающий – 2011 год
4 этап – информационно – просветительский – 2012 год
Контроль исполнения проекта Организацию контроля выполнения проекта осуществляет оргкомитет
Объем и источники финансирования проекта - финансирование проекта осуществляется за счет средств бюджета образовательного учреждения, спонсорской помощи, субвенции
III. Основная часть.
Достижение поставленной цели через:
I. Природоохранную и просветительскую деятельность:
II. Трудовую деятельность:
План основных мероприятий проекта
№ | Содержание деятельности | Срок | ответственный | результат |
I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ – 2010 - 2011 ГОДы | ||||
1 | Оценка экологической обстановки. Сбор и обработка информации, анкетирование, опрос общественного мнения жильцов микрорайона, исследования по теме проекта Зам. директора по УВР, ВР | Январь-февраль | Зам. директора по УВР, ВР | |
Определение цели и задач проекта | Март | Зам. директора по УВР, ВР | ||
Подготовка территории к благоустройству и озеленению (выкорчевывание погибших деревьев и кустарников, демонтаж построек, уборка территории от мусора) | Июль-август | Зам. директора по УВР, ВР | Территория подготовлена к благоустройству | |
Составление сметы расходов на выполнение работ по реализации проекта | Декабрь | Рожаловский В.П | ||
Организация работы экологического и трудового отрядов | Июнь- июль | Администрация, ученическое самоуправление | Работа экологического и трудового отрядов | |
II ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ – 2011- 2012 ГОДЫ | ||||
Проведение конкурса на лучшую цветочную клумбу многолетних растений (незабудка, мак, ромашка) | Апрель | Азарова Н.В., учитель ИЗО | ||
Посадка саженцев деревьев | Июнь-август | Столярова С.В | ||
Уход за растениями | Июнь-август | ученическое самоуправление | ||
Постройка кормушек для птиц | Сентябрь-октябрь | Рожаловский В.П., ученическое самоуправление | ||
Издание газеты с информацией о результатах деятельности по реализации проекта | Июнь-август | Редактор школьной газеты «Большая перемена» | ||
Подведение итогов II этапа проекта | Декабрь 2010г. | Администрация, ученическое самоуправление | ||
III ЭТАП – ОБОБЩАЮЩИЙ – 2013 ГОД | ||||
Анализ полученных результатов и обобщение опыта для научной работы | Февраль | Баженова Л.Ю., зам директора УМР | ||
Издание материалов проектной деятельности и методических разработок учителей | Март | Баженова Л.Ю., зам директора УМР | ||
Организация работы с обучающимися по подготовке презентации проекта | Сентябрь-октябрь | Баженова Л.Ю., зам директора УМР | ||
Обобщение опыта работы | Ноябрь | Баженова Л.Ю., зам директора УМР | ||
IV ЭТАП – ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ - 2013 ГОД | ||||
Распространение в школьных и местных СМИ информации о деятельности учащихся по реализации проекта | В течение года | Пресс центр |
Структура проекта.
Введение
Агробиоценозы дают человечеству около 90% пищевой энергии Однако при неправильном ведении сельскохозяйственного производства происходит потеря плодородия почвы, ее засоление, опустынивание огромных территорий и загрязнение окружающей среды Массовое сведение лесов под сельскохозяйственные угодья приводит к серьезным негативным изменениям в биосфере.
Экосистемы городов. Наряду с агробиоценозами экосистемы городов и промышленных предприятий занимают все большее место в развитии биосферы на нашей планете. Уже сейчас более половины населения Земли живет в городах и поселках городского типа, а в про- мышленно развитых странах эта цифра доходит до 70% .
В экосистемах городов нарушено соотношение продуцентов консу- ментов и редуцентов. В город поступает энергия и ресурсы, необходимые для промышленности, транспорта и жизнедеятельности его жителеи. Город производит огромное количество ядовитых газов, токсичных отходов, загрязняющих окружающую среду. В городской экосистеме экологическое равновесие невозможно. Регулирование всех процессов, связанных с потоками вещества и энергии в городе, берет на себя человек.
Очень важно, чтобы город был экосистемой, пусть не абсолютно благоприятной, но хотя бы не вредящей здоровью людей.
Еще в средние века было замечено, что продолжительность жизни горожан меньше, чем у сельских жителей. Отсутствие зелени, узкие улочки, маленькие дворы-колодцы, куда практически не проникал солнечный свет, создавали неблагоприятные условия для жизни человека.
Разнообразные факторы, связанные с ростом городов, в той или иной мере сказываются на формировании человека, на его здоровье Это заставляет ученых все серьезнее изучать влияние среды обитания на жителей городов. Оказывается, от того, в каких условиях живет человек, какая высота потолков в его квартире и насколько звукопроницаемы ее стены, как человек добирается до места работы, с кем он повседневно общается, как окружающие люди относятся друг к другу, зависит настроение человека, его трудоспособность, активность и вся его жизнь.
Человек придумывает тысячи ухищрений для того, чтобы сделать свою жизнь в городах более удобной: горячую воду, телефон, различные виды транспорта, автодороги, сферу обслуживания и развлечений, Однако в больших городах особенно сильно проявляются и недостатки городской жизни: жилищная и транспортная проблемы, повышение уровня заболеваемости. Последнее в определенной степени объясняется одновременным воздействием на организм двух, трех или более факторов, каждый из которых обладает незначительным негативным действием, но в совокупности их воздействие приводит к серьезным последствиям.
Так, например, насыщение среды и производства скоростными и быстродействующими машинами повышает напряжение, требует дополнительных усилий от человека, что ведет к переутомлению. Хорошо известно, что переутомленный человек больше страдает от загрязнения воздуха, инфекций и др.
Загрязненный воздух в городе, отравляя кровь окисью углерода, наносит некурящему человеку такой же вред, как и выкуривание курильщиком пачки сигарет в день. Серьезным отрицательным фактором в современных городах является и так называемое «шумовое загрязнение».
Чтобы уменьшить негативное влияние на жителей, городской ландшафт не должен быть однообразной «каменной пустыней». В архитектуре города следует стремиться к гармоничному сочетанию аспектов социальных (здания, дороги, транспорт, коммуникации) и биологических (зеленые массивы, парки, скверы). В этом большую роль могут сыграть ландшафтные архитекторы.
Современный город следует рассматривать как экосистему, в которой созданы наиболее благоприятные условия для жизни человека. Следовательно, это должны быть не только удобные жилища, транспорт, разнообразная сфера услуг, но и благоприятная для жизни и здоровья человека среда обитания — чистый воздух, радующий глаз городской ландшафт, зеленые уголки, где бы каждый мог в тишине отдохнуть, любуясь красотой природы.
Учитывая способность зеленых насаждений благоприятно влиять на состояние окружающей среды, их необходимо максимально приближать к месту жизни, работы, учебы и отдыха людей.
Сохранение и специальная посадка деревьев и кустарников, создание газонов и клумб с цветами являются неотъемлемой частью комплекса мероприятий по защите и преобразованию окружающей среды. Зеленые насаждения не только создают благоприятные микроклиматические и санитарно-гигиенические условия, но и повышают художественную выразительность архитектурных ансамблей.
Особое место вокруг промышленных предприятий и автострад должны занять защитные зеленые зоны. В них рекомендуется высаживать деревья и кустарники, устойчивые к загрязнению, например клен американский, тополь канадский, липу сердцевидную, можжевельник казацкий и виргинский, иву белую, крушину ломкую, дуб черешчатый, бузину красную.
В размещении зеленых насаждений необходимо соблюдать принцип равномерности и непрерывности. Сады, парки, скверы, внутригородские бульвары следует объединять как между собой, так и с насаждениями, расположенными за городом. Это обеспечит поступление свежего загородного воздуха во все жилые зоны города. Важнейшими компонентами системы озеленения города являются насаждения в жилых микрорайонах, на участках детских учреждений, школ, спортивных комплексов и пр.
Ухаживая за зелеными насаждениями, оберегая и умножая их, каждый житель города может внести свой посильный вклад в улучшение экологии города.
Не случайно экологи считают, что в современном городе человек должен быть не оторван от природы, а как бы растворен в ней. Поэтому общая площадь зеленых насаждений в городах должна занимать больше половины его территории.
Городской ландшафт не должен быть однообразной каменной пустыней. В архитектуре города следует стремиться к гармоничному сочетанию аспектов социальных (здания, дороги, транспорт, коммуникации) и биологических (зеленые массивы, парки, скверы). Современный город следует рассматривать как экосистему, в которой созданы наиболее благоприятные условия для жизни человека. Следовательно, это не только удобные жилища, транспорт, разнообразная сфера услуг. Это благоприятная для жизни и здоровьясреда обитания; чистый воздух и зеленый городской ландшафт. Не случайно, экологи считают, что в современном городе человек должен быть не оторван от природы, а как бы растворен в ней. Поэтому общая площадь зеленых насаждений в городах должна занимать больше половины его территории.
1.1.Сквер - как экосистема городского ландшафта.
Сквер – это небольшой общественный сад в городе. Обычно люди приходят сюда на кратковременные прогулки полюбоваться природой, покинув городской шум и суету. Попадая сюда человек ощущает себя на воле, как бы раскрепощая себя, одновременно получая оздоровительный эффект зеленых насаждений (наблюдается улучшение сердечной деятельности, улучшение работоспособности, снижение возбудимости коры головного мозга). В нашем сквере, к сожалению, не существует аллеи для таких прогулок.
Сквер имеет следующие значения в городском ландшафте:
а) социальное значение – приходя на прогулку в сквер, человек чувствует себя свободным и раскрепощенным. Из городской жизни человек возвращается в свой дом – природу;
б) санитарно-гигиеническое – зеленые насаждения оказывают оздоровительный эффект на организм человека;
в) экологическое значение – лесопарковый комплекс способен защищать прилегающую к нему территорию от промышленных загрязнений, выхлопных выбросов автотранспортных средств, очищать атмосферу. Одно взрослое дерево за сутки задерживает примерно 1 кг пыли и поглощает 28 м3 углекислоты (СО2), вырабатывая столько же кислорода (О2) (Экология города Тюмени, 2001.);
в) эстетическое значение - растения просто красивы, они доставляют людям удовольствие, способствуют психологически комфортной среды.
1.2.История создания.
Заложили сквер на месте болота в 1959 году. Почвы завезли мало, поэтому по рассказам местных жителей, состояние сквера в первые годы было плачевным. В 80-х годах – работа в сквере проводилась регулярнее. Два раза в год учащиеся нашей школы расчищали дорожки, собирали мусор. Этого было мало, сквер зарастал. Появились погибшие деревья и кустарники и это продолжалось до нынешнего года
1.2 Физико-географическое положение сквера.
Сквер распложен в юго-западной части города между двумя автомобильными трактами: Площадь участка – 50 соток. Рельеф: поверхность равнинная.
1.3 Методы исследования.
Эколого-фитоценотическое исследование сквера поводилось в 2011г.
Использовали фитоценотический метод с изучением флор стационарных участков. С помощью шнура закладывали участки площадью S = 100 м2 .
Сбор и гербаризация растений осуществляли по разработанной методике (Скворцов;1987). Травянистые растения выкапывали, стараясь не повредить корневые системы, закладывали в пресс и высушивали в тени в проветриваемом помещении. Газетные рубашки меняли ежедневно. Видовую принадлежность растений устанавливали по гербарным образцам с помощью определителей (Маевский, 1964.).
Для биомониторинга над древесной растительностью использовали индекс Симпсона. Индекс Симпсона рассчитывается по следующей формуле:
D = ∑ [ni (ni – 1)] / [N (N - 1)], где
∑ - знак суммирования;
ni – число особей каждого вида ( i );
N – общее число особей.
Социологический опрос проводился среди учащихся школы №2: в 11, 6, 2 классах, то есть в начальном, среднем и старшем звене.
Степень разрушения определяется по следующим критериям (Пугал, Зверев, Лаврова, 1995):
I Очень слабая 1-5% от общего количества 1 балл
II Слабая 6-20% 2 балла
III Средняя 21-30% 3 балла
IV Сильная 31-50% 4 балла
V Очень сильная Более 50% 5 баллов
Очень сильное разрушение – 27–36 баллов; сильное – 18-27 баллов; среднее – -9-17 баллов; слабое – менее 9.
2.Результат и обсуждение.
2.1Видовой состав древесных растений.
Естественная растительность сквера представлена 4 ярусами, более 30 видов.
Древесная растительность занимает 16% всей территории, луговая 61%, асфальтированные тропинки – 23%. Всего в сквере насчитывается 156 деревьев. Возраст деревьев составляет 50 -66 лет.
Название вида Количество особей
1. Тополь черный 54
2.Яблоня Палласа (или сибирская).-30
3. Древовидная (или желтая акация)- 44
4.Клен ясеневидный 12
5.Береза бородавчатая 16
5. 5 видов число особей N = 156
Высота деревьев в среднем составляет 10-15 метров. Диаметр стволов следующий: береза – 0,2м, тополь – 0,4м, клен – 0,15м.
Проектировщики по границам сквера посадили замечательные тополиные аллеи. Не зря они это сделали, так как по краям сквера проходят дороги с оживленным движением. А тополь известен своими полезными свойствами. Он очищает воздух от пыли, дыма и газов. Плотная крона тополя глушит шумы, ослабляет напор ветра (который переносит газы и т.д.), служит противопожарной защитой. Проводя наблюдения на аллея, прилегающих к автомобильным трассам, мы обнаружили слой пыли и копоти. Остальное пространство сквера преимущественно занимает акация и яблоня. Акация и яблоня быстрорастущие деревья и кустарники, малотребовательное к почве и прекрасно подходящий для создания массивов в парках и скверах. Деревья посажены по прямой линии, вдоль ограждения.. Приложение №2.
Кустарники расположены под сенью деревьев и дополняют общую картину сквера. Приложение №3.
Но те годы, за которые не убирали сквер, природа расплатилась. Наблюдается растрескавшиеся деревья, 15 пеньков, 4 сухостоя, два дупла в деревьях.
2.2 Видовой состав травянистого покрова.
Травянистый покров представлен следующими семействами:
Мотыльковые Донник лекарственный, клевер луговой.
Астровые Лопух большой, мать-и-мачеха, одуванчик лекарственный, ромашка пахучая, полынь обыкновенная.
Крестоцветные Икотник серо-зеленный, пастушья сумка, сурепица обыкновенная.
Розоцветные Лапчатка гусиная.
Пасленовые Белена черная, паслен сладко-горький.
Злаковые Полевица белая, пырей ползучий.
Подорожниковые Подорожник средний.
Крапивные Крапива двудомная
Фитоценотическая характеристика сквера
Названия ассоциации Местонахождение Доминанты Особенности
1.Многоцветково-лютиковогусинолапчатково-разнотравная Луговой участок.
Северо-западная часть сквера. Лютик многоцветковый, лапчатка гусиная. Расположены ржавеющие спортивные сооружения.
2.Кленово-крапивощавелевая Юго-восточная часть сквера. Клен ясеневидный, щавель конский, крапива двудомная. Сухие деревья.
3.Березняк разнотравный Западная часть сквера. Береза бородавчатая, ползучий пырей, лопух большой. Наличие грунтовой тропинки.
Среди организмов индуцирующих загрязнения воздуха, особое положение занимают лишайники. Эти низшие многоклеточные растения способны аккумулировать в своем талломе вредные вещества. Поскольку они особенно чувствительны к увеличению концентрации вредных газов в атмосфере, их используют в качестве индикатора чистого воздуха. В глубине сквера найден вид рода Пармелия, что свидетельствует о слабой загазованности центральной части сквера.
2.3 Признаки разрушения.
Самое большое влияние на развитие агроценоза оказывают люди.
Признаки разрушения Степень разрушения
1.Поломаные деревья. 1 балл
2.Поломанные кустарники. 0 баллов
3.Сухие деревья. 1 балл
4.Сухие кустарники. 0 баллов
5.Суховершинные деревья. 1 балл
6.Трутовики на стволах. 0 баллов
7.Гниль на древесной растительности (а также дупла, расщепление ствола) 2 балла
8.Виды, несвойственные данному сообществу 2 балла
9.Отсутствие растительности на почве, вытаптывание. 1 балл
Из таблицы следует, что степень разрушения равна 8 баллам, следовательно состояние территории оценивается как удовлетворительное.
2.4 Социологический опрос учащихся начального, среднего и старшего звена.
Вопросы 2-е классы 6-е классы 11-е классы
3. Проведён социологический опрос учащихся начального, среднего и старшего звена своей школы.
Вопросы | 2-4-е классы | 6-7-е классы | 8-9-е классы |
1.Для чего нужен сквер нашему микрорайону? | место отдыха - 80%, выгул питомцев - 5%, красота города -10%, затрудняюсь ответить- 5%. | ||
2.Нужен ли наш парк городу? | 96%-нужен 4%-не нужен | 100%-нужен | 100%-нужен |
3.Какие виды деревьев, кустарников, трав растут в нашем сквере? | Береза, клен, крапива, одуванчик | тополь, клен и некоторые сорные растения. | Клен, береза, яблоня, ирга, смородина и некоторые сорные растения. |
4.Какие загрязнения сквера вы знаете? | Люди(бумаги, бутылки). | Люди ( мусор) | Автотранспорт ( выхлопы) люди ( мусор) |
5.Вызывает ли у вас озабоченность состояния сквера? | 60%-да 40%-нет | 80%-да 20%-нет | 90%-да 10%-нет |
6.Как вы можете улучшить состояние сквера? | Соблюдать чистоты-75%. затрудняюсь ответить- 25%. | Убирать мусор 35%, сажать новые деревья -55%. затрудняюсь ответить -10%. | Посадить деревья- 45%, систематически убирать территорию от мусора -55%. |
1.Значение сквера. Место отдыха 40%, гигиеническое 40%, выгул питомцев 5%, красота городу 10%, затруднялись ответить 5%.
2.Нужен ли наш парк городу. 96%-нужен
4%-ненужен 100%-нужен 100%-нужен
3.Какие виды деревьев, кустарников, трав растут в нашем сквере. Береза, клен, крапива, одуванчик Липа, тополь, клен и некоторые сорные растения. Знают все деревья и сорные растения
4.Какие загрязнения сквера вы знаете. Автотранспорт, люди, бумаги, бутылки. Автотранспорт, люди, мусор. Автотранспорт, люди, собаки.
5.Вызываетли у вас озабоченность состояния сквера. 93%-да
7%-нет 80%-да
20%-нет 90%-да
10%-нет
6.Как вы можете улучшить состояние сквера. Соблюдение чистоты 75%. Убирать мусор 35%, посадка новых деревьев 55%. Посадить деревья 45%, системати-ческая уборка территории от мусора 50%.
Ребят заботит состояние сквера. Они с пониманием выходят на субботник по уборке мусора. Уроки природоведения и биологии помогают осознать с возрастом, что зеленая зона создает микроклимат района, благотворно влияет на здоровье человека.
2. Проведены акции: август – сентябр. Совместно с депутатом Нагих Николаем
а) «Чистый сквер». Во время проведения которой, очистили сквер от бытового мусора и сухих веток, вывезли 3 машины мусора на свалку.
б) «Берегите сквер». Распространили листовки по охране сквера среди жителей микрорайона.
3. Проведён социологический опрос учащихся начального, среднего и старшего звена своей школы.
Вопросы | 2-4-е классы | 6-7-е классы | 8-9-е классы |
1.Для чего нужен сквер нашему микрорайону? | место отдыха - 80%, выгул питомцев - 5%, красота города -10%, затрудняюсь ответить- 5%. | ||
2.Нужен ли наш парк городу? | 96%-нужен 4%-не нужен | 100%-нужен | 100%-нужен |
3.Какие виды деревьев, кустарников, трав растут в нашем сквере? | Береза, клен, крапива, одуванчик | тополь, клен и некоторые сорные растения. | Клен, береза, яблоня, ирга, смородина и некоторые сорные растения. |
4.Какие загрязнения сквера вы знаете? | Люди(бумаги, бутылки). | Люди ( мусор) | Автотранспорт ( выхлопы) люди ( мусор) |
5.Вызывает ли у вас озабоченность состояния сквера? | 60%-да 40%-нет | 80%-да 20%-нет | 90%-да 10%-нет |
6.Как вы можете улучшить состояние сквера? | Соблюдать чистоты-75%. затрудняюсь ответить- 25%. | Убирать мусор 35%, сажать новые деревья -55%. затрудняюсь ответить -10%. | Посадить деревья- 45%, систематически убирать территорию от мусора -55%. |
Социологический опрос показал, что ребят заботит состояние сквера. Они осознано выходят на субботники по уборке мусора для поддержания чистоты в сквере. Уроки природоведения и биологии, на которых мы изучаем растительность нашей природной зоны, часто проходят в сквере и нам легко увидеть различия растений, условия их произрастания. Экскурсии в сквер помогают осознать, что зеленая зона создает микроклимат района, благотворно влияет на здоровье человека. Большинство ребят отметили, что многие растения, растущие в сквере им не известны.
4.Рабочий план реализации проекта.
№ | Название мероприятия | Сроки | Ответственные | Средства | |
Запрашиваемые | Имеющиеся | ||||
Акция «Чистый сквер»: -Обрезка сухих веток -Уборка территории сквера | 29.05.- 30.05. | Секатор кол-во 3шт.*110р= 330р Пакеты для мусора кол-во 1уп.*30р=30р Холщевые рукавицы и перчатки 30шт*14р=420р | Инструменты Метла 5шт.*50р=250 Грабли 5шт.*100р=500р Топор 1шт.*150р=150р Услуга машины 3часа*260р=780р | ||
-Изготовление скамеек -Покраска скамеек -Описание древесно-кустарниковой растительности -Встреча с Л.И.Щербининой | 02.06.-06.06. | Пиломатериал: доска 0,50x150x2000 кол-во 6 шт.- 0,15куб.м*5000=750р Брус 200x2000*6000 кол-во 1 шт.- 0,24куб.м*6000=1440р краска ПФ3кг.=256р гвозди: 120 кол-во 1кг*80р=80р кисти малярные: 2шт.*28,5р=57р 6шт*12р=72р | Оборудование и инструменты: Станок деревообрабатывающий 1шт.*41679,0р=41679,0р Эл. энергия 500кВт*2,83р=1415р Ножовка 5шт.*150р=750р Кусачки 1шт.*60р=60р Молоток 1шт.*60р=60р | ||
-Установка скамеек -Описание травянистой растительности | 09.06.- 10.06. | Пиломатериал: доска 0,25x120x2000 кол-во 5шт. 0,1куб.м*4000=400р | Инструменты | ||
-Разметка футбольного поля - Анкетирование учащихся | 11.06. | Лопаты 4шт.*63р=252р | Опил | ||
-Экскурсия в краеведческий | 11.06. | Стоимость билетов 10руб*16чел= 160руб | |||
-Подготовка к акции «Берегите сквер» -Акция «Берегите сквер» | 16.06- 17.06 18.06 | Канцелярские принадлежности: ватман А1 * 7шт= 49р маркеры 5шт*7р= 35р Ручки 15шт*2,4р= 36р гуашь 1уп*100р= 100р кисти для рисования 6шт*4р=24р | |||
-Оформление результатов проекта -
| 19.06 20.06 | ксероксная бумага 2уп*92р=184р заправка картриджа 1*240р=240р | Компьютер 1*20345р=20345р Принтер –копир 1*13485р=13485р | ||
итого |
Выводы:
1.Впервые проведены инвентаризация древесной растительности в сквере.
2.Растения в сквере образуют 3 вертикальных яруса:
4. Анкетирование выявило недостаточную информативность о представителях растительности нашей природной зоны. Учащиеся школы имеют представление об основных источниках загрязнения в сквере и выражают желание активно участвовать в мероприятиях по охране городской окружающей среды.
5. Изучаемый природный объект испытывает антропогенную нагрузку, что вызывает сужение растительного биоразнообразия и негативного влияния на процессы роста и развития растений, а также способствует увеличению количества сорных растений.
6. Сквер имеет большое значение для городского ландшафта:
а) социальное – приходя на прогулку в сквер, человек чувствует себя свободным и раскрепощенным. Из городской жизни человек возвращается в свой дом – природу;
б) санитарно -гигиеническое – зеленые насаждения оказывают оздоровительный эффект на организм человека;
в) экологическое – зеленая зона сквера способна защитить прилегающую к ней территорию от выхлопных выбросов автотранспортных средств, очищать атмосферу (поскольку взрослое дерево за сутки задерживает примерно 1 кг пыли и поглощает 28 м3 углекислоты (СО2), вырабатывая столько же кислорода (О2)).
в) эстетическое - растения просто красивы, они доставляют людям удовольствие и наслаждение; способствует психологическому комфорту.
IV. Заключение.
Положительные результаты проекта:
Отрицательные результаты проекта:
Благоустройство сквера не получило должной оценки у молодёжи микрорайона, так как:
Установка скамеек повлекла за собой ещё большее скопление бытового мусора и к концу лета часть скамеек были приведены в негодность.
V. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА.
Возможные пути восстановления и охраны городского сквера:
1. Организовать работу «Зелёного патруля», в который войдут учащиеся коррекционной школы – интерната для наблюдения за состоянием сквера и оказания посильной помощи по его сохранению.
2. Периодически выпускать «Экологический вестник» по указанной тематике с целью экологического просвещения населения.
3. Изучать растительность городского сквера на уроках природоведения и биологии.
VI. Литература.
1 Акимов П.А., «Декоративные деревья и кустарники», Москва, 1963,263с.
2. Богомолова А.А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся. Журнал «Биология в школе». –М., - 2006. - №5
3.Губанов И.А., Крылова И.А., Тихонова В.Л., “Дикорастущие полезные растения СССР”, Москва 1974.
4. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М., “Основы экологии 10(11) класс”, 2001.
5. Полянский И.И., «Ботанические экскурсии», М: Просвещение, 1968,243с.
6. Прутченков А.С. 9 шагов выполнения экологического проекта. Журнал «Биология для школьников». –М., -2005. - №2
7. Маевский П.Ф., «Флора средней полосы Европейской части СССР», М: Колос, 1964, 778с.
8. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н., «Школьный практикум», М: Владос, 2001, 111с.
9.Фисунов А.В., «Сорные растения», М: Колос, 1984, 319с.
Твёрдое - мягкое
Валентин Берестов. Аист и соловей
Смекалка против Змея-Горыныча
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Одеяльце