Тезисы к творческой работе "Всякая душа празднику рада". Содержит исследование об особенностях празднования Пасхи в с. Новоромановском Арзгирского района Ставропольского края.
Вложение | Размер |
---|---|
tezisi_k_tvorcheskoi_rabote_vsyakaya_dusha_prazdniku_rada.docalina.doc | 31.5 КБ |
Доклад
к исследовательской работе
«Всякая душа празднику рада»
«Тот, кто не уважает обычаи своего народа, не хранит их в своем сердце, тот позорит не только свой народ, но, прежде всего,
не уважает самого себя, свой род, своих древних предков»
Народная мудрость
Праздник — это способ радоваться жизни, а эта способность играет колоссальную роль в сохранении физического и психического благополучия любого человека, любого народа, любой нации. Исторически в этом плане большую роль всегда играла национальная культура, религиозные и народные обряды, традиции, праздники. Подобные мероприятия всегда позволяют людям испытывать положительные эмоции, радоваться жизни, дают ощущение национального единства.
Праздник - это всегда радостное событие в жизни человека, а для христианина христианский праздник - событие особенное. В этот день он приобщается к особенному действию благодати, сопровождающей каждое праздничное событие.
Пасха! Важнейший христианский праздник, торжество из торжеств, праздник праздников, установленный в честь воскресения Иисуса Христа. И мы послушно красим отваром луковой шелухи яйца, покупаем и освещаем куличи, ходим в церковь на праздничную службу и принимаем участие в крестном ходе, а быть может, просто смотрим по телевизору прямую трансляцию из Иерусалима, испытывая удовлетворение от того, что отдали дань какой-то малопонятной традиции, и редко когда задаёмся вопросами: «А как этот праздник отмечался в моём селе моими родителями, бабушками и прабабушками?», «Почему одни семьи в нашем селе посещают в этот день кладбище, кладут на могилки своих родных крашеные яйца и сладости, а другие не делают этого?», «И всегда ли так было?», «Каковы исторические традиции у этого праздника?».
Целью моей работы является изучение особенностей празднования православного праздника Пасхи в селе Новоромановском. Задачами исследования: сбор и изучение исторических сведений о праздновании Пасхи в с. Новоромановском; анализ литературных источников, газетных статей, воспоминаний жителей по исследуемой теме; выяснение причин частичной утраты или искажения православных традиций жителями села; изучение процесса обретения православных традиций жителями с. Новоромановского.
В своей работе я провела анализ литературных источников. Книга «Ставропольские крестьяне. Очерки хозяйства, культуры и быта» Т.А. Невской и С.А. Чекменёва повествует о своеобразной культуре и быте ставропольских крестьян в XIX и начале XX столетия. Описание трудной и трагической жизни переселенцев, раскулаченных и отправленных на поселение в с. Новоромановское весной 1931 года, содержится в книге А.А. Вышнякова «Беркут». Ценным источником явился материал периодической печати в газете «Заря» - подборка статей «Моя малая Родина. Новоромановское» И. Лисюченко.
Основной методикой работы являются анализ литературных источников и устной информации, полученной путём опросов, изучение материалов школьного музея и СМИ. Кроме того, проводилась большая работа по сбору фотоматериалов, сопровождающих повествование.
Исследование проводилось на основании воспоминаний жителей села, детей и внуков людей, живших в селе с начала его основания, полученных путём опросов. Районом исследования являлась территория села Новоромановского в период с марта 2011 г. по январь 2012 года. Сбор материалов проводился учащимися 4-9 классов под руководством учителей начальных классов и средней школы.
Вспоминая своё детство и юность, рассказы своих родителей, жительницы села передали бесценные сведения о праздновании Пасхи, которые сейчас уже почти забыты. Часть традиций празднования Великого дня сохранилось и в послевоенное время, но некоторые из них утратились или были искажены.
В ходе исследования выяснено, что были нарушены временные рамки подготовки к празднику. Так, по рассказу Малявиной Таисии Фёдоровны в пятницу и субботу стали делать заготовки, хотя традиционно все работы должны быть закончены в четверг, но, скорее всего, это случилось от того, что приходилось работать в колхозе, свободным временем люди уже почти не располагали и готовили пасхальные блюда, когда позволяло время. В день Пасхи стали ходить на кладбище, брать с собой крашеные яйца, пироги, куличи и раздавать их людям. По всей видимости, эта традиция появилась в связи с отсутствием церкви и душевной потребностью у людей - совершать дела милосердия. Да и священнослужителя, который мог бы наставить на путь истинный, в селе не было. Эта традиция с появлением в селе церкви постепенно меняется, многие навещают могилы родных в Родительский день через неделю после Пасхи.
Фидчунова Валентина Васильевна вспоминала, что на Пасху старались надевать всё новое. Дети с нетерпением ждали праздника, чтобы ещё и похвалиться обновками.
Надежда Михайловна Чурсинова рассказала нам, что непременным атрибутом праздника были игры с пасхальными яйцами. Любимой потехой было «чоканье» яйцами. При битье выигрывал тот, у кого яйцо оставалось целым, он забирал и треснувшее яйцо соперника. Некоторые хитрецы ходили биться с деревянными яйцами, но когда обман раскрывался, им здорово доставалось.
Так же очень любили различные катания яиц. Игроки одновременно раскручивали пасхальные яйца, побеждал тот, чьё яйцо будет крутиться дольше. Пускали яйца с горки - чьё яйцо дальше прокатится, тот и победил. По кругу раскладывали конфеты и другие сладости, игроки должны сбить яйцом себе «приз» - кто сбил, тот и получил! У пасхальных яиц исчезло культовое значение, как в старые времена. Основной целью игр с яйцами стала возможность получить как можно больше яиц, которые в годы юности рассказчиков были редкостью.
Валентина Васильевна Бондаренко рассказала о своём детстве и юности в 50-е - 60-е годы прошлого века. Большой радостью были пасхальные качели. В старину верили люди: чем выше и больше качаешься в праздник, тем выше вырастет пшеница и больше будет её урожай. Теперь это стало только способом развлечения.
Большое количество играющих собирала «Карусель» - чем больше, тем лучше. Все бежали по кругу, взявшись за руки, сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее с такими словами: «Еле - еле, еле - еле, еле - еле, карусели. А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом. Обождите - не спешите, карусель остановите. Раз - два, раз – два. Вот и кончилась игра!». Очень было весело играть в «Ручеёк». Игра позволяла знакомиться молодым людям, проявлять симпатии, свои чувства. Непременным атрибутом любого праздника была гармошка и танцы. Танцевать умели все, а кто и не умел, приходил полюбоваться на танцующих.
В чём же причина таких изменений народных традиций? На этот вопрос ответ был получен при изучении истории села Новоромановского, подробно представленной в книге А.А. Вышнякова «Беркут», а также в материалах газеты «Заря» и воспоминаниях старожилов — Есауленко Михаила Илларионовича, бывшего спецпоселенца, исполнявшего обязанности делопроизводителя комендатуры спецпосёлка №2 ОГПУ и Мищерина Георгия Кузьмича, ветерана войны, к сожалению, их уже нет в живых.
В начале 30-х годов всех единоличников, не пожелавших вступить в колхозы (а это были те самые переселенцы из России, которые работали, не покладая рук, у кого с рук не сходили мозоли, а рубахи «горели» от пота и повседневного труда), объявили кулаками, врагами народа. Массовые ссылки и аресты людей были явлением повсеместным.
«Кулаков» гоняли на различные работы, причем всех: и больных, и обессиленных, и матерей с грудными детьми, и беременных женщин. Раскулаченные переселенцы были подавлены морально, за долгие годы репрессий в людях вытравили чувство свободы, веры в справедливость и власть добра. И, конечно, не могло быть и речи о праздниках, особенно религиозных: всем известно, что в годы Советской власти отношение к религии было крайне негативным. Тем более что в селе уже давно не было церкви, которая в 1932 году была уничтожена. По воспоминаниям старожила села - Мищерина Георгия Кузьмича деревянные стены церкви были разобраны на дрова и сожжены.
14 октября 2010 года, в день празднования прекрасного православного праздника «Покрова Пресвятой Богородицы» в нашем селе состоялось открытие храма Преподобного Романа Сладкопевца. Появился храм, которого не было уже 80 лет. Такое событие стало поворотным в жизни села.
Появление церкви способно объединить жителей, вернуть их к истокам православной веры, благочестия и добродетели. Уже сейчас многие новоромановцы, в том числе и молодежь, приобщается к православным традициям, соблюдая их не только в быту, но и в душе.
Немаловажную роль в возрождении и укреплении традиций празднования православных торжеств играют мероприятия, проводимые в нашей школе. Так, весной 2011 г. в школе прошла яркая презентация проекта «Светлая Пасха», проведенная под руководством учителей нашей школы. Ребята не только сами искали материал о пасхальных традициях, но и провели коллекционную подборку оригинальных пасхальных идей, создавали пасхальные поделки в творческой мастерской, обыграли праздничные игры и забавы наших предков.
В результате проведённого исследования получены выводы о том, что православные традиции и, в том числе, празднование Пасхи в с. Новоромановском имеют важнейшее значение в жизни односельчан. Ведь способность радоваться жизни – необходимое условие не только для сохранения физического и психического здоровья, но и для выживания как отдельного человека, так и целых народов. И это правило как нельзя более подходит для нашей малой Родины, пережившей страшные страницы истории, ужасы репрессий, для предков, сумевших выжить и остаться людьми, способными сострадать, любить, радоваться жизни и заслуживающими счастья.
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного