Имя Героя Советского Союза, Маршала морской авиации Борзова Ивана Ивановича - нашего земляка - в ряду имен прославленных Героев Отечества.
Вложение | Размер |
---|---|
Борзов И.И.doc | 977.5 КБ |
Научно-образовательная конференция учащихся
«Преемственность поколений. Шатура – 2010»
Область знания: «История. Краеведение»
Тема: «Маршал морской авиации
Герой Советского Союза
Иван Иванович Борзов »
Выполнил Кудряшов Александр, учащийся 8 класса
МОУ ООШ с. Середниково
Руководитель:
Жевна Татьяна Викторовна,
учитель истории,
руководитель школьного
музея, свидетельство №11063
от 28 июня 2006 года.
2010 год
П Л А Н .
I. Введение------------------------------------------------------------- с.3
II. Маршал морской авиации Борзов Иван Иванович ------ --с.3
1. Детство и юность---------------------------------------------- с.3-4
2. Борзов И.И. в составе 1-го минно-торпедного
авиаполка Балтийского флота. Оборонительные сражения.--4-6
3. Удары наносят торпедоносцы--------------------------------с.6-7
4.И.И. Борзов – командир 1-го гвардейского
минно-торпедного авиаполка --------------------------------с.7-10
5. На боевом посту ------------------------------------------------ с. 11
III. Заключение----------------------------------------------с.11-12
Литература -------------------------------------------------- с.13
Приложение 1----------------------------------------------- с.14-20
Приложение 2 --------------------------------------------- с. 21-22
Приложение 3---------------------------------------------- с. 23-25
Пройдут века, но в памяти нашего народа никогда не изгладятся беспримерные подвиги советских людей, бесстрашно сражавшихся в годы Великой Отечественной войны против немецко-фашистских захватчиков, вероломно напавших на наше Отечество. Потомки всегда будут помнить то драматическое и героическое время, всегда будут чтить тех, кто отдал жизнь за Родину.
Имя Героя Советского Союза, Маршала морской авиации Борзова Ивана Ивановича - нашего земляка - в ряду имен прославленных героев Отечества.
1 сентября 2009 года нашей школе было присвоено имя Маршала Борзова. Я принимаю участие в работе школьного музея, в котором есть экспозиция, посвященная Герою Советского Союза Борзову И.И. В нашей школе проводятся экскурсии, классные часы, уроки мужества, на которых мы узнаем о боевом пути Борзова Ивана Ивановича, о его послевоенной деятельности. Во время районного Дня школьного музея, посвященного 65-летию снятия блокады Ленинграда, я проводил экскурсии для учеников школ района и рассказывал об участии морской авиации Балтийского флота в обороне Ленинграда, о деятельности 1-го гвардейского минно-торпедного полка под командованием Борзова И.И. В своей работе я хотел больше узнать о том, как проходили детство и юность Ивана Ивановича, каким он был командиром полка в годы Великой Отечественной войны, где он служил после окончания войны. Нам, молодому поколению, нужно больше знать о героических традициях, изучать историю своей страны, чтобы стать настоящими гражданами. При написании работы я использовал материалы школьного музея, статьи нашего земляка, ветерана войны Корешева В.В. «Морской сокол», напечатанные в районной газете «Ленинская Шатура», видеозапись встречи членов кружка «Поиск» с двоюродным братом Борзова Суетиновым И.В. Я познакомился с книгой «Мой Маршал», которую написала Борзова Клавдия Николаевна. В нашем музее есть поэтическая композиция поэтессы Н. Зверевой в честь присвоения имени Маршала Борзова улице в городе Калининграде в 1980 году, которые передал в музей Корешев В.В.
II. Маршал морской авиации Герой
Советского Союза Иван Иванович Борзов.
1. Детство и юность.
Борзов Иван Иванович родился 21 октября 1915 года в деревне Староворово Егорьевского уезда Рязанской губернии ( ныне Шатурского района Московской области в семье крестьянина. Его родителями были Иван Епифанович и Надежда Васильевна. Ваня рос крепким, проворным, сообразительным мальчиком, бабушка Степанида очень любила внука, не чаяла в нем души… Шла Первая мировая война. Быстро приходило в упадок хозяйство. Не хватало продовольствия, некоторые семьями стали уезжать из деревни. Подался работать в Москву дед – Епифан Дмитриевич, затем к нему переехали сыновья. Отец Вани в 1917 году вступил в партию большевиков, а позже ушел на гражданскую войну. Надежда Васильевна с двумя детьми – сыном Ваней и дочерью Полиной – едва сводила концы с концами. Поздней осенью 1920 года она переехала в Москву. Устроилась работать на обувной завод «Красный богатырь», семье дали 2 небольшие комнаты. Вспоминая про детство, Полина Ивановна, сестра И.И. Борзова, рассказывала Корешеву В.В., автору очерка «Морской сокол»: « Трудным было наше детство и юность. Маме без отца было тяжело содержать нас на одну рабочую карточку. Мы учились с Ваней в начальной школе, а потом в 1-й образцовой фабрично-заводской семилетке Сокольнического района».*
В 1931 году Иван Борзов поступает учиться в Московский авиационный техникум. Учился он прилежно, учеба давалась ему легко. В летние каникулы ездил к бабушке в деревню. И с увлечением работал там на поле, в огороде, на сенокосе, любил плавать. Его двоюродный брат Суетинов Иван Васильевич, проживающий в деревне Тюшино, при встрече с членами кружка «Поиск» в 2005 году вспоминал о летних каникулах Ивана Ивановича в Староворово.
В 1935 году Иван Борзов окончил техникум, и комсомол направил его по путевке в Ейское Военно-Морское авиационное училище. После окончания с отличием авиаучилища в 1936 году И. Борзова направили на Черноморский флот. Затем лейтенант Борзов служил на Дальнем Востоке. С Тихого океана его переводят на Балтику. Боевое крещение и первый орден Красного знамени командир авиационного звена старший лейтенант Борзов получил, участвуя в советско-финляндской войне в 1940 году.
2. Борзов И. И. в составе 1-го минно-торпедного
авиаполка Балтийского флота. Оборонительные сражения.
А на пороге уже была Великая Отечественная война… В годы Великой Отечественной войны важную роль в срыве планов немецко-фашистского командования по захвату нашей страны сыграл советский флот. Краснознаменный Балтийский флот с самого начала войны привлек к себе значительные силы противника героической обороной Лиепаи, Моонзундских островов, полуострова Ханко, Таллина, блокадой Финского и Рижского заливов, обороной Ленинграда.
Поникла до земли трава,
Спустилась туча темная.
И в сердце грянули слова:
«Вставай, страна огромная!»
(Н. Зверева. «Обнимая небо крепкими руками»)
Уже 22 июня 1941 года 1-й минно-торпедный авиаполк, который входил в состав 8-ой авиабригады ВВС Балтийского флота, вступил в бой. Старший лейтенант Борзов Иван Иванович, командир звена тяжелых бомбардировщиков, на своем бомбардировщике ТБ-3 громил танковые колонны врага. В первые дни войны летчики наносили бомбовые удары в районе Мемеля, Виндавы, Либавы, Турку по военно-морским базам, аэродромам, войскам и технике противника. 22 июля 1941 года командиром полка был назначен подполковник Преображенский Евгений Николаевич.
* Корешев В.В., статья «Морской сокол», газета «Ленинская Шатура», 5 мая 1984 год.
30 июня полк участвовал в боях, которые вели наши войска в районе Западной Двины. В этот день полк потерял 13 торпедоносцев. Звено Борзова в этом бою бомбило скопление фашистских танков на переправе через Западную Двину. Самолет Борзова был подбит, но летчик сумел довести горевшую машину до аэродрома и посадить ее. С сильнейшими ожогами он оказался в госпитале, но вскоре после выздоровления вернулся в полк.
В августе 1941 года полк получил новые самолеты Ил-4Т. Именно эти торпедоносцы стали первыми советскими самолетами, бомбившими Берлин. 1-му минно-торпедному авиаполку было поручено произвести бомбардировку Берлина. Первый налет на Берлин неожиданно для противника был произведен в ночь на 8 августа группой в 15 самолетов полка под командованием полковника Евгения Николаевича Преображенского. Полеты происходили на высоте 5000-7000 м. Из 900 км общего маршрута 650 км приходилось лететь над морем. Все налеты, кроме первого, проходили в условиях ожесточенного противодействия зенитной артиллерии и ночных истребителей. Но над Берлином ни один советский самолет не был сбит. 4 сентября был совершен последний, девятый налет. Бомбардировка фашистской столицы показала врагу способность советской авиации наносить удары на большой глубине его территории и разоблачила хвастливую пропаганду о «недосягаемости» Берлина. *
В середине сентября 1941 года мощные танковые колонны гитлеровцев прорвались в районе станции Тосно и двинулись на Ленинград. Надо было если не остановить, то хотя бы сбить темп их продвижения. Но наземных частей поблизости не было, и командование Ленинградским фронтом поручило эту задачу летчикам Балтийского флота.
И вот 16 сентября при подходе к цели самолет Борзова был атакован с разных сторон группой «мессеров». И как он ни маневрировал, один снаряд «прошил» машину. Был убит штурман Астафьев. Самолет загорелся, но продолжал лететь к цели. «Мессеры» наседали на пылающий ДБ-3. Бой был жестокий. Внизу показалась танковая колонна противника. И бомбы точно легли в цель. Борзов и стрелок Беляев выпрыгнули с парашютами из горевшего самолета на занятую врагом территорию. Шесть суток летчики пробирались через леса и болота, собирая по пути отставших от своих частей бойцов. Шли с боями и уничтожили немало гитлеровцев. А когда вышли к своим, под командованием Борзова было 300 человек, целый стрелковый взвод.**
И в память горечью войдет
Нам сорок первый снова.
Над Двинском сбитый самолет.
Горящего Борзова.
В глазах спаленная сосна
С надломленной макушкой.
А впереди еще война
На полную катушку.
* А.В. Басов. Советский флот на защите социализма. М., 1985 г, с 28-29
** Корешев. Статья «Морской сокол». Газета «Ленинская Шатура» от 8 мая 1985 г.
Еще не виден тот салют,
Победный, яркий, звонкий.
И матери еще пришлют
На сына «похоронку».
А он живой, живой пока –
Ногами обожженными
В расположение полка
Выходит с окруженными.
Ведет бойцов сквозь дождь и тьму,
Ведет в дыму и пламени.
И верят люди все ему,
Как боевому знамени!
(Н. Зверева. «Обнимая небо крепкими руками»)
Осенью 1941 года И.И. Борзов стал командиром эскадрильи бомбардировщиков. Эскадрилья Борзова за четыре первых месяца войны произвела более 300 боевых вылетов. Подавляла тяжелую артиллерию, которая вела огонь по Ленинграду, уничтожала бронепоезда, железнодорожные эшелоны, танки и доты, живую силу и технику врага. Комэск Борзов летал в любую погоду, очень умело «охотился» за тяжелыми батареями фашистов, которые обстреливали Ленинград. Военно-воздушные силы Балтийского флота внесли заметный вклад в снижение варварских обстрелов города во время его блокады. Приказом НК ВМФ №10 от 18 января 1942 года полк был преобразован в 1-ый гвардейский минно-торпедный авиаполк Балтийского флота.
3. Удары наносят торпедоносцы.
Вплоть до весны 1942 года экипажи полка в основном наносили бомбовые удары по противнику. Первый боевой вылет с торпедной атакой был выполнен в середине 1942 года. За лето 1942 года торпедоносцы в 81 боевом вылете пустили на дно 17 судов и кораблей противника. 9 августа 1942 года командиром полка был назначен майор Николай Васильевич Челноков. В 1943 году полк выполнил 93 торпедные атаки, потопив 43 германских плавучих средств.
Храбрость Борзова в бою, умение и высокие летные качества замечает командование и назначает его инспектором техники пилотирования балтийских торпедоносцев. Авиации Балтики нужны были опытные летчики-торпедоносцы. Иван Иванович, хорошо зная отечественные бомбардировщики-торпедоносцы конструкции С.В. Ильюшина и американские «бостоны», в короткий срок, действуя по принципу «Делай, как я!», обучает на них летчиков-торпедоносцев. Борзов сам же водит их на боевые задания, умножая тем самым свою и их боевую славу. Торпедирование с самолета не идет ни в какое сравнение с обычным бомбометанием не только по сложности маневра, но и по исключительной
дерзости и риску. Здесь чаще всего приходилось самим искать конвои и отдельные суда противника, а, обнаружив, постараться подойти к ним как можно ближе незамеченным. Снизиться до 25 метров от поверхности воды, нацелить самолет на транспорт и, не обращая внимания на встречный огонь зенитных пушек и пулеметов противника, ринуться вперед, направив пятиметровую торпеду на вражеский корабль. Попадание торпеды в цель нужно было сфотографировать. В момент атаки экипаж самолета испытывал такое ощущение, как будто машина идет на таран.
Балтийское море по расчетам гитлеровского командования должно было играть исключительную роль в жизни «великой Германии». Это выдвинуло перед Балтийским флотом задачу проведения операций по нарушению коммуникаций противника в Балтийском море. Большого мастерства в торпедировании кораблей и транспортов противника добились многие летчики 1-го гвардейского минно-торпедного авиаполка. А самые искусные среди них – И.И Борзов, Ю.Э. Бунимович, И.Д. Бабанов, В.Н.Евграфов, А.И. Разгонин, И.Г. Шаманов…
С середины 1943 года самолеты-торпедоносцы КБФ стали систематически совершать крейсерские полеты в Балтийское море, Рижский и Ботнический заливы. Летчики действовали методом «свободной охоты», или «свободного поиска», без предварительной разведки. Полеты продолжались 6-8 часов, за которые они пролетали до 2500 км. Потери вражеских судов от торпедных атак вынудили немецкое командование принять меры по защите своего судоходства. От свободного плавания судов перешли к системе конвоев, отдельные суда вооружили зенитными орудиями, ограничили дневные переходы. Организовали патрулирование истребителей на маршрутах перелетов торпедоносцев и действие перехватчиков. Трудности и отдельные неудачи не сломили воли балтийских летчиков. Их героические действия приводили к сокращению перевозок, вызывали затруднения в снабжении войск и доставке промышленного сырья. За мужество летчикам В.А. Болебину, А.И. Разгонину, А.П. Чернышеву было присвоено звание Героя Советского Союза. *
4. Борзов И.И. – командир 1-го гвардейского
минно-торпедного авиаполка.
Мужество и отвага в бою, летное трудолюбие, авторитет и организаторские способности командира эскадрильи Борзова были хорошо известны командованию краснознаменного Балтфлота. И 19 сентября 1943 года его назначают командиром 1-го гвардейского минно-торпедного авиаполка. Он принял полк, слава о котором шла еще с 1941 года, когда мужественные летчики полка первыми бомбили логово фашизма – Берлин.
Летчики-торпедоносцы полка с каждым боевым вылетом увеличивали счет потопленных вражеских кораблей и транспортов. Только в сентябре 1943 года они пустили на дно 20 фашистских судов водоизмещением более ста тысяч тонн.
* А.В. Басов. Советский флот на защите социализма. М., 1985 г, с128-129
Война была в самом разгаре. Было всё – и радость побед, и гибель друзей, хороших товарищей. Но война войной, а жизнь жизнью! И в сорок третьем к Борзову пришла настоящая любовь… В конце 1943 года к знаменитым летчикам-торпедоносцам с новогодним концертом приехала молодёжная артистическая бригада Ленинградского фронта, в составе которой была Клавдия Николаевна, будущая жена Ивана Ивановича. В те годы она делила вместе с ним все трудности фронтовой жизни.
Большие потери на Балтике от летчиков-торпедоносцев взбесили фашистское командование. Оно усилило свои конвои и отдельные транспорты средствами противовоздушной обороны, боевыми судами сопровождения, а опасные участки приказало проходить только ночью.
Вот тогда-то в октябре 1943 года гвардии майор Борзов лично разрабатывает и вместе со своим экипажем осуществляет новый метод обнаружения и торпедирования судов противника в ночное время. Сначала все детали они уточнили и проверили на макете. А после этого Борзов ознакомил с этим методом командиров эскадрилий, звеньев. И в заключении объявил: «Идея моя, мне и ее проверить на деле. А посему я вылетаю первым…»
Многие не спали в ту ночь, ожидая возвращения флагманского экипажа Борзова. Пять часов находился он в полете. Командир полка вбежал на КП веселый, улыбающийся. Со всех сторон посыпались поздравления с успешным полетом – уничтожен крупный транспорт противника. На вопрос И.Г. Шаманова: «Значит, все-таки можно торпедировать по «лунной дорожке»? – «Доказано на деле, Иван Гаврилович,- ответил Борзов. – Так теперь и будем действовать».
Как настоящий командир, Борзов настойчиво искал нестандартные приемы атаки, воспитывал подчиненных на личном примере. Он же впервые в полку успешно использовал радиалокационный метод обнаружения морских целей.*
К началу 1944 года Ставка Верховного Главнокомандования поставила войскам Ленинградского и Волховского фронтов задачу – снять блокаду Ленинграда, освободить Ленинградскую и Новгородскую области и создать условия для освобождения Прибалтики. Балтийский флот должен был участвовать в прорыве обороны противника силами своей артиллерии и авиации. Наступление началось утром 14 января мощным артиллерийским и авиационным ударом соединений и частей 2-й ударной армии и флота. Боевая деятельность авиации флота протекала в исключительно сложных метеорологических условиях. Большинство вылетов проводилось при сплошной облачности высотой 50-200 м. Самолеты-штурмовики, подавляя огневые точки противника, расчищали путь нашей пехоте и танкам. Всего за
время операции авиация флота провела 5641 самолето-вылет. За отличные боевые действия 1-й минно-торпедной авиадивизии было присвоено звание «Гатчинской».
* Р. Фомишенко «В вечность по «лунной дорожке», газета «Красная Звезда», 21.10.2005 г.
Достойно был оценен вклад 1-го ГМТАП в разгром немецко-фашистских захватчиков. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1944 полк был награжден орденом Красного Знамени. И в этом была немалая заслуга его 29-летнего командира. 2 июня 1944 года «Ленинградская правда» писала: «Необычная дерзость в бою, испытанное летное мастерство сделали его одним из известных летчиков на Балтике. На счету Борзова несколько потопленных вражеских кораблей. Последний, водоизмещением в 12 тысяч тонн, он торпедировал в Балтийском море в апреле этого года». Писатель Григорий Мирошниченко в статье «Мастер точных ударов», помещенной в «Ленинградской правде» от 2 июля 1944, так описал полет Борзова: « Торпедоносец гвардии майора Борзова выходит на старт. Предстоит длинный крейсерский полет в свободной охоте за вражескими кораблями. Когда позади Борзова выстраиваются один за другим несколько торпедоносцев, командир дает полную мощность моторам, и его самолет взмывает к небу… Борзов настойчиво искал врага, и когда наконец был обнаружен огромный корабль, летчик, приглушив шум моторов, стремительно спустился и рассчитал скорость на бреющем полете. Когда торпеда была пущена, враг заметил машину Борзова. Был открыт ответный огонь. Водяные столбы высотой в 20 метров выросли перед машиной. Попади она в один из них – не выбраться. Фотопленка фиксирует работу Борзова, и только тогда летчик возвращается на базу известными ему путями…» В воспоминаниях К.Н. Борзовой пишется, что « из такой атаки самолет если и выходил, то настолько избитым и изувеченным, что по законам физики лететь не мог. Но летел. И Иван Иванович вел полуразбитую машину и сажал на родном аэродроме. Да еще и подбадривал измученный экипаж, тихонько напевая американскую песенку:
«Мы ушли, ковыляя во мгле,
Мы к родной подлетаем земле,
Вся команда цела,
И машина пришла
На честном слове и на одном крыле».*
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 года гвардии подполковнику Борзову Ивану Ивановичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Этим же Указом звание Героя получили штурман Н.Д. Котов и пять других офицеров полка.
На страницах альбома, изготовленного в 1944 году летчиками 1-го
гвардейского авиаполка в подарок своему командиру, которому было присвоено звание Героя, были такие стихи:
Когда-то были в старину
Герои в латах стали.
Любили их за седину.
За пышный ус, за красоту,
За вид, осанку, высоту
Их витязями звали.
* К.Н. Борзова. Мой Маршал, М., Научный мир, 2003 г, с. 15-16
Совсем иначе в новой Руси:
Герои наши все безусы,
И вид у них не величавый,
Другой герой совсем не бравый,
И он герой не по осанке
На белом с гривою коне.
Он может быть в строю, на танке,
В засаде, может быть, другой.
На крыльях в чистой вышине
Советский может быть герой.
И ты, товарищ наш таков,
Иван Иванович Борзов.
Совсем безусый, молодой,
Советский витязь и Герой…*
К лету 1944 года летчики полка под командованием И.И. Борзова совершили 1.061 боевой вылет, потопили 83 транспорта, 4 танкера, 1 миноносец, 4 подводные лодки, 3 тральщика, уничтожили значительное количество наземных объектов, сбили несколько самолетов.
Борзов И.И. командовал 1-м ГМТАП до 26 января 1945 года. Его на посту командира полка сменил майор Василий Михайлович Кузнецов, который возглавлял полк до 9 мая 1945 года.
Ты стал ему семьей родной –
Минно-торпедный первый.
Он был в те дни и впрямь стальной,
Забыв про боль и нервы.
Полк рос с ним вместе,
Став не зря гвардейским по названью:
В нем 33 богатыря
Героев носят звания.
Потом, слагая внукам были,
Припомнят в песнях не один,
«Как мы на Хельсинки ходили
И как бомбили мы Берлин.
В горящие летали дали,
Почти черпнув крылом волны».
А дома милые их ждали,
И были соколам верны.
Шли над Балтикой дни штормовые,
Полыхали огнем берега.
И сражались пираты морские,
И топили в пучине врага.
(Н.Зверева. «Обнимая небо крепкими руками»)
* К.Н. Борзова. Мой Маршал, М., Научный мир, 2003 г, с. 16
5. На боевом посту.
В послевоенные годы Иван Иванович не расстался с морской авиацией. В 1946 году он поступил в Военно- морскую академию в Ленинграде, которую окончил с отличием. Целеустремленность, профессиональная грамотность, чувство ответственности, умение видеть перспективу, высокий авторитет и человечность – эти качества способствовали его служебному росту. Он командовал авиацией Северного и Балтийского флотов, а в 1962 году возглавил всю авиацию Военно-Морского флота СССР. Начальник штаба авиации ВМФ П.И.Хохлов вспоминал: «Смелый, уравновешенный, обладающий широким кругозором, отлично понимающий, чему и как готовить военно-морские авиационные силы, И.И. Борзов был замечательным командующим, пользовался у всех большим авторитетом».* 16 декабря 1972 года И.И. Борзову было присвоено звание маршала авиации. Из морских летчиков страны он первым и единственным получил маршальское звание.
Даже став маршалом, занимая такие важные должности, Иван Иванович, как писала в своих воспоминаниях его жена, не изменил своим принципам, не изменился его характер. В дружной семье Борзовых выросло четверо детей: двое дочерей и двое сыновей.
К сожалению, в 1974 году в возрасте 59 лет Ивана Ивановича не стало.
Родина высоко оценила его боевые заслуги, наградив Золотой Звездой Героя, двумя орденами Ленина, шестью орденами Красного Знамени, орденами Ушакова II степени и Отечественной войны, двумя орденами Красной Звезды и многими медалями.
В июле 1996 года на здании Главного штаба морской авиации была установлена мемориальная доска памяти Ивана Ивановича Борзова. Открывал ее генерал-полковник В.Г. Дейнека, командующий авиацией флота России. В своем выступлении он говорил: «Роль Ивана Ивановича Борзова в истории морской авиации переоценить невозможно. Не случайно, а вполне закономерно он прославился как незаурядный летчик и талантливый командир, а Первый полк стали называть Борзовским. Он обладал непререкаемым авторитетом и среди высшего руководства. Маршалом он навсегда останется в памяти нашего и будущих поколений».**
III. Заключение.
Именем Героя Советского Союза Ивана Ивановича Борзова в 1980 году была названа улица в Калининграде. 1-му гвардейскому Краснознаменному Клайпедскому минно-торпедному авиационному полку Балтийского флота было присвоено звание его фронтового командира, волей судьбы вознесенного в маршалы авиации. Имя маршала авиации увековечено и на его родине – в Шатурском районе. В городе Шатура есть проспект имени Борзова, в 2008 году был открыт памятник Маршалу, в селе Шарапово установлена мемориальная доска. Я горжусь тем, что наша школа теперь
* К.Н. Борзова. Мой Маршал, М., Научный мир, 2003 г, с. 81
** К.Н. Борзова. Мой Маршал, М., Научный мир, 2003 г, там же. с. 83
носит имя Маршала Борзова, что главнокомандующим авиацией Военно- Морского флота страны был наш земляк. Вся жизнь этого замечательного человека - пример для подражания!
Настоящим героям забвенья в истории нет,
И о всех не вернувшихся скажет военный поэт:
«У пилотов морских не бывает могил на войне.
Словно чайки, они пропадают в кипящей волне.
Вдалеке от земли оставляют последний свой след.
Но горят корабли от наполненных гневом торпед.
А в родных городах под шелками музейных знамен
К нам летят сквозь года эскадрильи крылатых имен».
Отгремели победные марши,
В пережитое время взглянуть:
От простого пилота до маршала –
Это доблестный воинский путь.
(Н. Зверева. Из композиции «Обнимая небо крепкими руками»,
посвященной Борзову И.И. в честь праздника улицы маршала
Борзова в Калининграде в 1980 году).
Л И Т Е Р А Т У Р А.
1. А.В. Басов. Советский флот на защите социализма.
М., Просвещение, 1985 год.
2. К.Н. Борзова. Мой Маршал. М., Научный мир, 2003 год.
3. М. Львов. Пароль - Балтика. Калиниград.,1985 год.
4.В. Корешев. Морской сокол. Газета «Ленинская Шатура».
08.05.1984 г.
5.. Р. Фомишенко. В вечность по «лунной дорожке». Газета
«Красная звезда» 21.20.2005 год
Дружная семья Борзовых.
Главе Шатурского
муниципального района
А.Д. Келлеру
Х О Д А Т А Й С Т В О
Администрация сельского поселения Дмитровское Шатурского муниципального района и администрация муниципального общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы села Середниково Шатурского муниципального района Московской области ходатайствуют о присвоении школе имени Героя Советского союза, Маршала авиации Борзова Ивана Ивановича.
Приоритетным направлением воспитательной работы школы является гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения. В традиции школы – встречи с ветеранами ВОВ и труда, проведение уроков мужества, митингов у памятника погибшим воинам-односельчанам, работа кружка «Поиск». Большую помощь в работе по данному направлению оказывает школьный историко-краеведческий музей. Материалы музея широко используются в образовательном процессе, при проведении классных часов, торжественных линеек, написании исследовательских работ учащихся.
Как особое направление в деятельности музея можно выделить изучение биографии Борзова Ивана Ивановича. 21 октября, в день его рождения, традиционно проводятся уроки мужества, экскурсии в музей. Члены кружка «Поиск» ведут переписку с его женой Клавдией Николаевной. Она передала в школу книгу «Мой маршал».
Имя Героя Советского Союза, Маршала авиации Борзова Ивана Ивановича - нашего земляка - в ряду имен прославленных героев Отечества.
Глава сельского поселения
Дмитровское В.М. Судаков
Директор МОУ ООШ
с. Середниково Т.В. Соколова
РЕШЕНИЕ
и памятными знаками
№ 12 «3» сентября 2007 г.
«Об учреждении памятной общественной медали
маршала авиации И.И. Борзова»
ПРИСУТСТВОВАЛИ: Моисеев М.М. – председатель; Моисеева Е.Л.; Николаев М.С.; Титов Л.А.; Хрусталёв А.Б.
СЛУШАЛИ:
ПОСТАНОВИЛИ:
УЧРЕДИТЬ памятную общественную медаль маршала авиации И.И. Борзова (Приложение № 1 к настоящему Решению);
Приложение №1 к Решению
Комиссии от «3» сентября 2007 г. № 12
памятной общественной медали
маршала авиации И.И. Борзова
Памятная общественная медаль маршала авиации И.И. Борзова представляет собой золотистый круг, диаметром 32 мм. На аверсе (лицевой стороне) медали изображен портрет маршала авиации И.И. Борзова. В верхней части медали по кругу расположена надпись: «МАРШАЛ АВИАЦИИ И.И. БОРЗОВ». Слева и справ от портрета помещены годы жизни И.И. Борзова: «1915-1974». На реверсе (оборотной стороне) медали изображен советский торпедоносец ПЕ-2 и подбитые немецко-фашистские военные корабли. В верхней части – традиционный исторический символ морской авиации представляющий из себя окрыленный адмиралтейский якорь.
Медаль при помощи ушка и кольца соединяется с пятиугольной колодкой, обтянутой синей шелковой муаровой лентой, шириной 24 мм. Лента с правого края имеет красную полосу, шириной 5 мм, окаймленную с левой стороны белой полоской, шириной 2 мм.
На оборотной стороне колодки имеется булавочный зажим для крепления медали к одежде.
Приложение №2 к Решению
Комиссии от «3» сентября 2007 г. № 12
о памятной общественной медали
маршала авиации И.И. Борзова
после представления и согласования, в установленном порядке, заявок.
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Разноцветное дерево
Снежный всадник
Заколдованная буква
Сила слова