Образование в нашей местности имеет большую историю. В 2011 году исполняется 150 лет с момента открытия школы в селе Середниково. Это одна из первых школ не только в Шатурском районе, но и в Московской области. Нам, сегодняшним школьникам, интересно узнать, какой была школа в разное время, кто работал учителями, как учились в годы войны, кем стали выпускники школы, что изменилось в школьной жизни.
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_shkoly_sela_serednikovo.doc | 818.5 КБ |
Муниципальная краеведческая конференция учащихся
Секция: «Летопись родного края»
Тема: «История школы села Середниково»
Авторы:
Чарыкова Виктория,
Сингх Софья, ученицы 8 класса
МБОУ ООШ с. Середниково
Шатурского муниципального района
Руководитель:
Жевна Татьяна Викторовна,
учитель истории
МБОУ ООШ с. Середниково
2011 год
Содержание
1. Введение
2. Становление школьного образования в нашей местности …… ...
3. Школьная жизнь в годы войны……………………………………
4. Школа в послевоенные годы………………………………………
5. Наша школа на современном этапе………………………………..
6. Заключение…………………………………………………………
7. Литература…………………………………………………………..
8. Приложение…………………………………………………………
1. Введение.
Школьные годы являются очень важными в жизни каждого человека. В современном обществе образованию и воспитанию подрастающего поколения уделяется значительное внимание. Развитие нашего государства во многом зависит от того, какие знания получают сегодня ученики, от профессиональной деятельности учителя, от работы каждой школы.
Образование в нашей местности имеет большую историю. В 2011 году исполняется 150 лет с момента открытия школы в селе Середниково. Это одна из первых школ не только в Шатурском районе, но и в Московской области. Нам, сегодняшним школьникам, интересно узнать, какой была школа в разное время, кто работал учителями, как учились в годы войны, кем стали выпускники школы, что изменилось в школьной жизни.
Цель работы: проследить развитие системы образования в нашей местности, роль педагогов в воспитании молодых поколений.
Для достижения этой цели мы поставили следующие задачи:
- изучить краеведческий материал по развитию образования в нашей местности;
- обобщить материал по истории школы, собранный в школьном историко-краеведческом музее;
- записать воспоминания ветеранов педагогического труда, проживающих в нашем селе;
- узнать о судьбах выпускников школы.
В своей работе мы исходили из следующей гипотезы: образование играет важную роль в жизни страны и в судьбе каждого человека; система подготовки молодых поколений в нашей стране постоянно развивается, совершенствуется, возрастают требования к профессиональным качествам педагогов.
Объектом и предметом исследования в ходе работы были: история школы в селе Середниково, педагогическая деятельность учителей школы, судьбы выпускников.
При проведении работы мы использовали различные методы: поисково-исследовательский, аналитический, практико-ориентированный, метод опроса, интервью. Мы познакомились с краеведческой литературой, проанализировали статистические сведения о распространении грамотности в нашей местности в 19 веке, познакомились с материалом по истории школы в нашем школьном музее. Изучение истории школы является одним из направлений поисковой деятельности нашего школьного музея на протяжении многих лет, поэтому в музее собрано большое количество фотографий, школьных альбомов, статей из газет, грамот, оформлена экспозиции «История школы», проводятся экскурсии.
В ходе работы мы систематизировали и обобщили тот материал, который уже был собран, а также пополнили экспозицию музея новыми фотографиями, сведения, воспоминаниями по истории школы. В 1971 году, когда отмечалось 110 лет с момента открытия школы, многие выпускники школы по просьбе членов краеведческого кружка прислали письма с воспоминаниями о своих школьных годах. Эти письма очень интересные, в каждом из них есть слова благодарности учителям и пожелания ученикам хорошо учиться. Мы прочитали письма и решили рассказать о них ученикам. Мы встретились и побеседовали с бывшими учителями школы, выпускниками школы, а также попросили рассказать о своей педагогической деятельности учителей школы, которые давно в ней работают. Наши родители тоже окончили Середниковскую школу, и они рассказали нам о своих школьных годах.
2. Становление школьного образования в нашей местности.
Школа в селе Середниково существует с 1861 года, основанная стараниями местного священника Никольской церкви Павла Григорьевича Гусева.* Его отец, Григорий Захарьевич Гусев, тоже был священником в нашем селе с 1830 года, а Павел Григорьевич стал настоятелем Никольской церкви в 1860 году. Это была одна из первых школ в нашем крае. Обучение было трехклассным, оно продолжалось 7 - 8 месяцев в году. Желающих учиться было немного. Девочки должны были помогать своим мамам по хозяйству, нянчить младших детей, а мальчики с 11-12 лет вместе с отцами уходили в отход на правах учеников на плотничьи работы. Специального помещения не было. Младший класс помещался при волостном правлении, а средний и старший при церкви.**
* «Описание церквей, монастырей в Егорьевском уезде Рязанской губернии»,1888 г. - с.145
** «Сборник статистических сведений по Рязанской губернии, т.5», 1887 г., с.115 (копия)
После того как здание волостного управления сгорело, школу перевели в церковную сторожку.
В Уставе по начальному образованию 1864 года говорилось, что в школе запрещено применять телесные наказания.
Село Середниково было центром Середниковской волости, куда входили еще 6 деревень. Из «Сборника статистических сведений по Рязанской губернии. Егорьевский уезд. 1886 год, т.5», мы узнаем, что по переписи 1885 года в волости проживало 4.176 человек, из них грамотных мужчин было 615, женщин – 36. В Середниковской волости были открыты 2 начальные школы: Середниковская и Новошинская. В них обучалось 104 мальчика и 15 девочек, в том числе в Середниковской школе 79 учеников. *
В 1899 г. была открыта начальная школа в д. Бабынино, учительницей была Гусева Анна Павловна. В 1906 году открылась Барминовская начальная школа.
В 1908 году по линии земства – органа местного самоуправления - в с. Середниково было построено школьное здание на две классных комнаты и квартира для учителей. Школа стала четырехклассной. Школьное здание было построено на низком, болотистом месте, ибо здесь была общинная земля. На противоположной стороне место для школы было бы более удобным, но та земля принадлежала местному помещику Ситникову, она и сейчас называется «барским полем». В 1910 году после окончания Рязанской духовной семинарии в Никольскую церковь был направлен священник Смирнов Михаил Николаевич. Он также преподавал в школе. Его жена, Лидия Васильевна, окончила женский пансион в Рязани. Она была учительницей начальных классов Середниковской школы с 1920 по 1945 годы.
*«Сборник статистических сведений по Рязанской губернии, т.5», 1886 г., с.67 (копия)
В 1917 году на территории Середниковской волости находилось шесть начальных школ, в которых работали семь учителей со средним образованием. Обучалось в этих школах 230 учеников. После Октябрьской революции 1917 года по всей стране началась борьба с неграмотностью населения. Учителя организовывали занятия для обучения неграмотных взрослых, открывали избы-
читальни. В 1918 году начались занятия в Самойлиховской начальной школе.
В газете «Московская деревня» за 1925 год была напечатана такая частушка:
Гляньте, парни, гляньте, девки, объявленье у ворот:
«Кто читать, писать умеет – тот нигде не пропадет!»
Если-б дяденьке Василью малость школу посещать –
Научился-бы фамилью вместо крестиков писать.
Заиграли утки в дудки, журавли пошли плясать:
Нынче праздник у Анютки – научилася писать».*
Пожилые люди с особой теплотой вспоминали об учителях прошлого времени: о брате и сестре Крупчатниковых Марии Васильевне и Василии Васильевиче, Котольникове Александре Васильевиче, о семейной паре Крестовых. Не многих учителей, работавших в начальной Середниковской школе, мы можем увидеть на фотографиях. Но фотографии Крестовых передала нам учительница русского языка и литературы Зырянова Галина Всеволодовна, их внучка. Так получилось, что, начав преподавать в нашей школе в 1978 году, Галина Всеволодовна не знала о том, что Анатолий Владимирович и Евгения Ивановна работали в начальной Середниковской школе в 1920-30-х годах. Члены кружка «Поиск», изучая историю школы, беседуя с жителями села, выяснили это и рассказали Галине Всеволодовне. Анатолий Владимирович был директором школы, в начале 30-х годов он участвовал в организации колхоза. Затем семья переехала в Егорьевский район. В 1942 году Анатолий Владимирович был призван на фронт. К сожалению, он погиб на фронте в 1944 году в боях под Ржевом.
Количество учащихся возросло в начале 30-х годов, когда в стране было введено начальное обязательное образование.
Школа в селе Середниково до конца 30-х годов XX века была начальной четырехклассной. В 1938 году она была преобразована в семилетнюю. Первым директором семилетней школы был Горохов Иван Михайлович, учитель истории. Учеников было много. В 1938 году набрали три пятых класса по 30 учеников. В школе стало работать больше учителей. Первый выпуск семилетней школы состоялся в 1941 году. Но началась Великая Отечественная война.
3. Школьная жизнь в годы войны.
Школа продолжала работать и в тяжелые годы войны. Дети быстро взрослели и с большой ответственностью относились к учебе и труду. Педагогический коллектив школы состоял в основном из молодых учителей, но были и опытные учителя с большим педагогическим стажем. Смирнова Лидия Васильевна стала преподавать русский язык и литературу в пятых классах. Для нескольких поколений учеников она была любимой учительницей.
Чекренева Мария Павловна в 1938 году начала работать учителем биологии после окончания института. Она преподавала более 40 лет до 1980 года. Её ученики вспоминали о ней с большим уважением. Во многих письмах выпускников военных лет, которые находятся в школьном музее, можно прочитать, что это «…была самая любимая и отзывчивая учительница, её уроки биологии были очень интересными…».
Чернодирова Анна Кузьминична в 19 лет закончила Егорьевское педучилище, 21 июня 1941 года у нее был выпускной бал. Но на следующий день началась Великая Отечественная война. Она работала учительницей начальных классов в Середниковской школе до 1954 года, а затем 20 лет до 1974 года – в Барминовской начальной школе (фото ).
Смирнова Мария Михайловна, дочь Лидии Васильевны, приехала в 1942 году из-под Ленинграда в с. Середниково и работала учителем математики. Она также руководила художественной самодеятельностью.
Корешеву Валентину Васильевну война застала в Киеве, откуда она успела эвакуироваться и приехала к родителям в д. Бармино. В Середниковской школе она преподавала русский язык и литературу. О ней до сих пор с большой благодарностью вспоминают бывшие ученики. После войны она работала в Шатурском отделе народного образования, затем завучем в первой средней школе г. Шатура до 1976 года.
Учителями начальных классов работали: Курашова Мария Федоровна (фото ), Воробьева Анна Александровна. Горохов Алексей Михайлович, младший брат Ивана Михайловича, в 1941 году окончил 8 классов Коробовской школы и поступил в Егорьевское педагогическое училище. С октября 1941 года 16-летний Алексей Михайлович стал работать учителем начальных классов Середниковской школы. Позже он так вспоминал о своей работе в школе: «В одной классной комнате передо мной сидели ученики 2 и 4 классов — около 30 человек. Урок строился так, чтобы один класс работал самостоятельно, а другой получал объяснение учителя. Потом роли межу классами менялись. Жил я на квартире у одной старушки. Почти каждую ночь объявлялась воздушная тревога. Зимой 1941-1942 года все юноши 16 и 17 лет обязаны были проходить военную подготовку без отрыва от работы».* В январе 1943 года Алексей Михайлович был призван в армию, Он воевал в составе сотой воздушно-десантной дивизии. После войны Алексей Михайлович стал работать учителем в Коробовской средней школе, затем был директором школы.
Еремина Антонина Федоровна в 1941 году окончила 10 классов Шатурторфской средней школы. Так как не хватало учителей, она стала работать в Середниковской школе учителем начальных классов. После окончания Коломенского педагогического института Антонина Федоровна работала учителем истории до 1986 года.
Завучем школы и учителем истории и географии работал Рысин Ефим Яковлевич. До работы в Середниковской школе он был директором средней школы № 3 г. Егорьевска, затем директором Егорьевского педучилища. После ухода на фронт Горохова Ивана Михайловича Ефим Яковлевич в 1942-1944 гг. был директором Середниковской школы. Как вспоминала бывшая ученица школы Новикова Клавдия Васильевна, ученики считали, что Ефим Яковлевич мог вести любой предмет, настолько это был знающий учитель. Под его руководством из семиклассников и молодых учителей была организована бригада косарей, которая заготавливала летом сено для колхоза. В бригаду входили Иван Малов, Николай Курашов, Николай Морозов, Петр Щербаков, Дмитрий Королев, Петр Светлов. В бригаде были и девушки – Шикарева (Самсонова) Ольга, Биткова (Михеева) Татьяна, Шевченко (Малова) Ольга, Корешева Татьяна. В августе 1942 года ребят призвали в армию. Некоторые из них, к сожалению, погибли. (фото )
В 1944 году директором школы стал Зайцев Николай Петрович, он преподавал уроки истории и конституции. В газете «За коллективный труд» от 25 января 1945 года была опубликована его статья о встрече учеников и учителей школы с Героем Советского Союза Русиным Никитой Ивановичем, танкистом, который получил звание Героя за участие в финской войне. Его жена Елизавета Ивановна во время войны работала в нашей школе учительницей немецкого языка, и Никита Иванович приезжал навестить семью. «Дети ловили каждое слово героя, слушали его с затаенным дыханием. После доклада в честь героя была устроена художественная самодеятельность» .* После создания музея в нашей школе в 1975 году ученики нашли адрес Никиты Ивановича через Подольский военный архив, установили переписку и встречались с ним в Москве.
Учителя школы в годы войны старались во всем поддерживать своих учеников, оказывали им помощь и заботились о них в это трудное время.
Учебников в школе было мало, к каждому учебнику закреплялось по два-три ученика. Тетрадей тоже не было. Писали в основном между напечатанными строчками на старых газетах (газеты сшивали и делали тетради). В школе учащихся кормили пустым супчиком и давали по 100 грамм хлеба, с собой в школу ребята приносили мисочки. Школьники старались во всем помогать взрослым. Все учащиеся с 4 по 7 классы работали в колхозе: летом пололи, осенью помогали копать картошку. Также учащиеся собирали колоски, после того как с поля убрали основной урожай. Зимой собирали золу для удобрения.
Школьники шили своими руками кисеты, на которых вышивали звезду, вязали рукавицы, носки и отправляли все это на фронт защитникам Родины. Потом некоторые солдаты переписывались с теми учащимися, чьи кисеты или рукавицы им попались. Школьники верили, что даже эта небольшая помощь поможет победить врага.
Война ворвалась в нашу жизнь страшной бедой. Целые классы уходили на передовую с выпускных вечеров, тысячи учителей встали в строй, а те, кто остался в школах, в тяготах и лишениях воспитывали новые поколения, которым предстояло восстанавливать нашу страну из руин. Но, несмотря на свалившие трудности, учителя и ученики не сдавались, продолжали учиться, трудиться и верили в Победу.
4. Школа в послевоенные годы.
В 1949 году на должность директора школы был назначен Верушкин Василий Алексеевич, участник Великой Отечественной войны. Свою педагогическую деятельность он начал еще до войны. В 19 лет он закончил учительские курсы и был направлен заведующим Тюшинской начальной школы, затем работал директором Ланинской 7-летней школы. Василий Алексеевич преподавал историю. Его жена, Алевтина Яковлевна, работала учительницей географии до 1986 года. Василий Алексеевич был директором школы до 1973 года, до ухода на пенсию. В статье «Не позволял душе лениться», опубликованной в газете «Ленинская Шатура» в 1998 году, о Василии Алексеевиче было написано, что «он прирос к школе всей душой. Когда впоследствии ему предлагали должность завгороно и даже сватали первым заместителем председателя Шатурского исполкома, он остался верен детям. Право на уважение он заслужил подвижническим трудом, своим отношением к людям.»* За педагогическую деятельность Василий Алексеевич был награжден медалью «За трудовое отличие». Среди учителей школы ветеранами войны были также Капитанов Василий Федорович, учитель физкультуры, Шамов Николай Константинович, учитель трудового обучения.
В школе произошли большие перемены. Василий Алексеевич и педагоги школы стремились создать лучшие условия для обучения школьников. В школьном музее есть воспоминания Василия Алексеевича о том периоде в истории школе. Мы беседовали с бывшими учителями школы Богомоловой Галиной Михайловной, Артюхиной Татьяной Михайловной, Хижняк Любовью Дмитриевной, выпускниками школы тех лет Шикаревой Марией Кузьминичной, Машкариной Валентиной Александровной, Барышевой Ольгой Николаевной, просили их рассказать о том, какой была школа в послевоенные годы. Вот что мы узнали из воспоминаний.
«В 1951 году был осуществлен капитальный ремонт школьному зданию. Занятия в школе проводились в две смены в большой тесноте. Рано утром и вечером занятия проходили при керосиновых лампах. Младшие классы занимались в бывшем доме купцов Пушкиных, в центре села.
В 1953 году была сделана пристройка к школе, по площади она превышала старое здание. В том же году семилетняя школа была реорганизована в среднюю. В 8 классе в 1953 году обучалось 26 человек. Обучение в 8-10 классах было платным. За учебный год родители должны были заплатить 150 рублей. Малоимущие по решению исполкома сельского совета от платы освобождались частично или полностью. Первый выпуск учащихся со средним образованием состоялся в 1956 году. Первыми выпускниками были Кутехов Слава, Крюков Анатолий из д. Бармино, Битков Ваня из д. Самойлиха и другие.
В 1956 году было построено новое здание, где разместились физкультурный зал и пионерская комната. В строительстве помогло местное население на добровольных началах. Количество учащихся возрастало и достигло более 500 человек. В конце 60-х годов по решению исполкома Шатурского районного совета из села Власово было перевезено школьное здание, где разместились столовая, кабинет машиноведения, кабинеты физики и химии. С начала 60-х годов на летний период школьное здание сдавалось в аренду под пионерский лагерь Егорьевскому заводу АТИ (астбесто-технических изделий). За счет арендной платы осуществлялся текущий ремонт, приобретались учебно-наглядные пособия, в том числе и киноаппаратура, оборудовано было центральное отопление со своей котельной.
Для осуществления трудового обучения на школьную усадьбу был перевезен бесхозный дом, в котором был создан столярный цех. Все работы были выполнены силами учителя по труду Шамова Николая Константиновича, ветерана войны. К этому зданию была сделана пристройка, в ней был создан электрослесарный цех. Совхоз «Спартак» выделил для трудового обучения новый трактор «Беларусь» и грузовую автомашину.
По спорту и художественной самодеятельности школа занимала первое место среди школ в Коробовском районе».
В нашей школе из учащихся 5-10 классов было организовано школьное лесничество. Школьники оказывали значительную помощь лесничеству в посадке молодых деревьев, работали в питомнике, пропалывали лесопосадки, собирали лекарственные травы и сдавали их в аптеку, проводили занятия с учениками младших классов. У ребят была специальная форма. За работу по заготовке лекарственного сырья школьное лесничество было награждено грамотой Московского областного комитета комсомола в 1975 году.
Тесная связь была у школы с совхозом «Спартак». Ученики участвовали в прополке свеклы на полях, которые закреплялись за школой. Причем, по воспоминаниям Галины Михайловны, руководившей лагерем труда и отдыха в летнее время, эти поля всегда были хорошо обработаны и именно их показывали приезжавшим комиссиям. В осеннее время школьники не только учились, но и убирали картофель, свеклу. Лучшие ученики затем награждались поездками на экскурсии в Москву и в другие города.
Начальные школы в близлежащих деревнях были тесно связаны с Середниковской средней школой, ученики продолжали здесь обучение после окончаниях начальных школ, учителя входили в состав педагогического совета Середниковской школы, принимали участие в проведении семинаров. Самойлиховская начальная школа была одной из лучших среди начальных школ Московской области. Ее директором с 1935 по 1974 годы был Соловьев Иван Андреевич. В 1952 году ему было присвоено звание «Заслуженный учитель школ РСФСР». В школе была хорошо организована работа на пришкольном участке, в школьном саду росли 40 яблонь, более 80 вишневых, 12 грушевых, 80 сливовых деревьев. Школа была одной из лучших по организации юннатской работы.
С постройкой нового здания Середниковской школы начальные школы были закрыты.
5. Наша школа на современном этапе.
День Знаний 1 сентября 1974 года прошел по-особому, потому что занятия начались в новом школьном здании. Была введена кабинетная система, в классах были установлены телевизоры, оборудована слесарная мастерская, в актовом и спортивном залах проводились интересные мероприятия, соревнования. Но многие традиции были сохранены. Большая поисковая работа, которую школьники вели на протяжении многих лет, позволила создать первый в Шатурском районе школьный музей боевой и трудовой славы. Он был открыт 4 июля 1975 года в честь 30-летия Победы в Великой Отечественной войне. Важную роль в создании музея сыграл ветеран войны Корешев Василий Васильевич, который поддерживал связь со школой на протяжении многих лет. Первым руководителем музея была организатор внеклассной работы Богомолова Галина Михайловна. Членом совета школьного музея был бывший директор школы Верушкин Василий Алексеевич, который часто приходил на Уроки мужества, рассказывал ребятам о своем боевом пути. Из статьи «Дорогой героев» за 1977 год, которая сохранилась в школьном музее, мы узнали, что в нашей школе много делалось по военно-патриотическому воспитанию. И сейчас на многих домах в селе можно увидеть красные звезды. Их «зажгли» пионеры в те годы, напоминая о том, что здесь жил участник Великой Отечественной войны. В статье рассказывалось об экспонатах и о работе школьного музея боевой и трудовой славы.* Эта работа продолжается и в настоящее время. В 2006 году наш музей получил свидетельство о регистрации как школьный историко-краеведческий музей Московской области. С 2002 года ежегодно мы участвовали в Дне школьного музея в центре «Созвездие». Учитывая большую работу по патриотическому воспитанию молодежи, в 2009 году школе было присвоено имя нашего земляка, Героя Советского Союза, первого Маршала морской авиации Ивана Ивановича Борзова. В 2010 году в муниципальном смотре школьных музеев наш музей занял 1-е место. Учащиеся школы были победителями и призерами конференций, различных конкурсов на военно-патриотическую тематику. В прошлом учебном году ученик 8 класса Огурцов Никита стал дипломантом Всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся «Отечество».
В конце 70-х годов в нашей школе была организована агитбригада, которая часто занимала первые места на смотре агитбригад. Вместе с Богомоловой Галиной Михайловной с ребятами занимались учитель немецкого языка Ершов Виктор Владимирович, учитель биологии Дунаева Елена Николаевна, учитель истории Снопков Сергей Евгеньевич. Выступления агитбригады никого не оставляли равнодушными, ребята в шутливой форме старались показать недостатки, критиковали отдельных учеников. Интересно проходили конкурсы «Что? Где? Когда?», «А ну-ка, девушки!», «А ну-ка, мальчики!», игра «КВН», военно-спортивная игра «Зарница».
Спортивная команда школы под руководством учителя физической культуры Пименова Александра Исаевича занимала призовые места на многих спортивных соревнованиях. И сейчас многие ребята в нашей школе увлекаются спортом и добиваются неплохих результатов. В прошлом учебном году в соревнованиях по мини-футболу на приз Губернатора Московской области наша команда заняла третье место на финальных областных соревнованиях и получила губернаторский губок.
С 2009 года в связи с уменьшением количества учащихся наша школа стала основной общеобразовательной школой. Педагогический коллектив школы небольшой, в школе работают 16 учителей. Многие из них имеют большой педагогический опыт. Более 30 лет уроки математики ведет Ступина Татьяна Николаевна, уроки русского языка и литературы – Зырянова Галина Всеволодовна, уроки немецкого языка – Загрядская Серафима Александровна, учителем начальных классов работает Щербакова Людмила Ивановна. Учителя биологии и географии Дупик Валентина Александровна и Кравцова Нина Александровна являются представителями педагогической династии. Некоторые учителя были выпускниками нашей школы. Это директор школы Воронцова Юлия Геннадьевна, учителя начальных классов Соколова Татьяна Васильевна и Филатова Ирина Николаевна, учитель физической культуры Огурцова Алла Олеговна.
Учащиеся школы встречаются с учителями — ветеранами педагогического труда, ежегодно поздравляют их с Днем Учителя. В школе сложились свои традиции. Каждый выпускной класс дарит в школьный музей свой альбом. Ученики ведут переписку с выпускниками школы, проходящими службу в российской армии, в музее оформлен стенд «Солдаты России» об участии наших выпускников в военных конфликтах. Ученики школы принимают активное участие в акциях «Детство, опаленное войной», «Свет в окне».
6. Заключение.
Изучение истории нашей школы помогло нам больше узнать о наших односельчанах, об учителях, работавших в школе в разные годы, о том, кем стали выпускники школы. Нам было очень интересно прочесть письма бывших учеников школы, которые вспоминали о своих школьных учителях, одноклассниках, хотя прошло уже много лет после окончания школы.
Мы провели экскурсии в школьном музее, рассказали ребятам об истории нашей школы, предложили провести конкурс на лучшее стихотворение, посвященное школе. Мы еще больше поняли значение получения хорошего образования, для того чтобы потом выбрать интересную профессию, раскрыть свои способности, найти свое место в жизни. Учителя всегда старались поддерживать учеников, дать им прочные знания, воспитать в них ответственность, трудолюбие, патриотизм. Современная школа, конечно, отличается от той, которая была раньше, даже десять лет тому назад. В ней появились компьютеры, Интернет, изменились учебные программы. Но все это не меняет главного: школа - это тот мир, в котором формируется будущее.
Целью нашего исследования было проследить развитие системы образования в нашей местности, показать роль педагогов в воспитании молодых поколений. Для осуществления этой цели и решения поставленных задач мы обратились к учителям школы, к ветеранам педагогического труда, к выпускникам школы, изучили краеведческий материал в школьном музее. Мы поняли, что эта тема очень интересная, что историю школы создаем и мы, что от нас будет зависеть сохранение ее традиций.
Заяц-хваста
Лупленый бочок
Браво, Феликс!
Тигрёнок на подсолнухе
Иван Васильевич меняет профессию