В 2011 г проводился конкус "Филимоновское чудо" (викторина, поделки, творчество). Эта работа стала итогом большой исследовательской работы и приняла участие в конкурсе.
Вложение | Размер |
---|---|
filimonovskaya_igrushka_yavlyaetsya_odnoy_iz_samyh_drevnih_v_rossii.rar | 680.04 КБ |
Филимоновское чудо
Викторина
МОУ «Буныревская СОШ №14»
3 класс:
Бережков Иван, Егорова Каролина,
Карпухин Сергей, Ноздрина Алина,
Халина Лилия, Шамшоди Исмаил.
Классный руководитель:
Локтионова Татьяна Ивановна.
301360
Тульская область, Алексинский район
с. Бунырево, ул. Приокская, д.51
тел. (8-253) 7- 71- 23
февраль 2011 г
Филимоновское чудо
Думали, гадали,
Как узнать не знали
На вопрос ответ
Про игрушку эту.
А вопрос такой:
Что на глиняной игрушке
За узоры и свистки?
Нам подумать лучше нужно,
Поработать классом дружно,
Чтоб учителя не огорчить
И награду получить.
А игрушка филимоновская
И вправду- хороша!
Мы старались, делали её
С душою, не спеша.
(Егорова Каролина)
Подумали, подумали и решили сходить в библиотеку. Бабушки с мамами не остались в стороне, помогали искать литературу и наша учительница Татьяна Ивановна тоже. Взяли книжки и начали искать ответы на вопросы.
А потом решили мы: « Будем лепить игрушку, не простую, а филимоновскую.» Непростая оказалась задача...
Всё ,что у нас получилось отправляем на конкурс.
1.Филимоновская игрушка является одной из самых древних в России, почти с семисотлетней историей. Дымковская, воронежская, каргопольская, тульская городская игрушки возникли много позже. Хотя о том, что в деревне Филимоново существует гончарное производство, впервые было упомянуто только в 1871 году в «Тульских губернских ведомостях»: «Жители подгородных селений казенного ведомства: Красенок, Татьева, Филимонова, Нестерова, Апухтина, кроме хлебопашества, занимаются плотничеством и гончарством… Гончарные и щепные изделия сбываются в городе Одоеве». А 1890-ми годами датируются самые старые из известных филимоновских игрушек-свистулек, которые хранятся в музее «Поленово». Но первое упоминание не есть самое начало производства. В возрасте этого уникального промысла должны разбираться археологи и ученые-историки.
Монастырь основан в 16 веке князем Иваном Михайловичем Воротынским. В 1550-х годах в монастыре была построена деревянная церковь, на месте которой в 1669-1675 гг. был воздвигнут дошедший до наших времен каменный храм. Архитектор неизвестен.
В 1786 г. монастырь был упразднен, а храм передан в приход села Анастасово. Ныне он возрождается в качестве действующего мужского монастыря и реставрируется. (2)Существует легенда о том, что именно жена князя Воротынского выписала в одну из своих деревень гончара по имени Филимон, который и положил начало гончарному промыслу в этих местах. С тех пор, говорит молва, деревню зовут его именем.
По другой версии легенды, деревня Филимоново была названа в честь деда Филимона – беглого каторжника, мастера гончарных дел, богомаза и игрушечника. Есть даже сказка про деда Филимона: шёл дед по дороге. С горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручек. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её - в руках - получилась птичка, проткнул дырочки - запела птичка. Так с тех пор и повелось «глиняное дело».
По одной из версии, филимоновские игрушки родились благодаря языческому празднику Свистопляски, или Свистуньи, который связан с временем весеннего сева. Когда зёрна бросали в землю, чтобы птицы не выклевывали их, крестьяне ходили со свистульками вдоль поля 2-3 дня, пока прорастало зерно, и свистели – отгоняли птиц.
По другой версии - это давний обычай – игра в потешные бои, катание снежков и глиняных шаров. Третья связывает начало «свистуньи» с поминками по убитым во время известного по летописи Хлыновского побоища.
Как бы то ни было раньше, но в ХIХ веке «свистунья» стала всенародным праздником-гуляньем с торгами и ярмарками, на которых среди товаров едва ли не главное место принадлежало глиняным свистулькам.
(5) Деревня Филимоново стояла на высоком бугре-холме над рекой Упой, рядом находились обширные залежи глины в поверхностных слоях почвы (что важно). Глина оказалась не простая, а, как в сказке, «золотая» (позднейшие исследования выявили шесть сортов). Глинистые почвы не годились для урожайного землепашества, поэтому здешние мужчины стали гончарами, делая и посуду, и кирпичи. Для каждого вида работ брали подходящую глину. Одна шла на побелку, другая на кирпич, третья на горшки, иссиня чёрная («синика») - на игрушки, а та – на мыло. Мужчины лепили горшки, махотки, а женщины лепили и расписывали игрушки. Игрушки или “забавки” стоили на базаре копейки, поэтому нужно было их изготовить очень много. (18)Женщинам помогали в работе девочки, которых приучали к ремеслу с 7-8 лет.
(19)Девичье ремесло приносило семьям немалый доход. Каждая мастерица за сезон изготовляла 2-3 тысячи игрушек, продавались они по цене от 3 до 7 копеек за штуку. Заработки позволяли девушкам не только помогать семьям, но и готовить себе приданое. Трудиться для этого приходилось много. «По целым дням, бывало, спины не разгибали, - вспоминала в 1960-е годы пожилая мастерица Екатерина Петровна Кочеткова, - по сотне и более игрушек гнали на одну мастерицу в день. Круги цветные в глазах от такой работы шли. Зато наши девки в праздники из округи лучше всех одевались».
На всю жизнь запомнилось Екатерине Петровне, как ее отец, потомственный гончар, собираясь на ярмарку, забрал у нее, тогда еще совсем маленькой девочки, первые вылепленные игрушки. Он положил их в лукошко, собираясь продать, а она побежала вслед за ним, горько плача – жалко было, потому, что своими руками их сделала. Маленькая мастерица успокоилась только тогда, когда отец принес ей пальто, купленное на выручку от ее детских произведений. Благодаря своему ремеслу филимоновские девушки считались самой завидной партией в округе и слыли разборчивыми невестами, ведь они зарабатывали порой больше мужчин гончаров. А еще филимоновские девушки среди парней пользовались популярностью так как назывались «беленькими». В этом названии было нечто барское,ведь девушки работали не в поле – огороде, а в избе. В результате, как и барские дети, были светленькие, незагорелые.
(6) Прежде чем приступить непосредственно к лепке игрушки мастеру приходилось немало потрудиться, чтобы приготовить глину нужного качества. По воспоминаниям старых мастериц, заготавливали глину по первому морозу. (4)Рылся колодец до трех метров глубиной, у самого дна колодца ведется подкоп по окружности, по бокам колодца, и выбиралась глина. Подкопы делались иногда до двух и более метров. Все это делалось только при морозе. Сверху гончару подавали ведро на веревке, тот его наполнял глиной, и ведро с глиной вытаскивали из колодца наружу. Морозец землю прихватывает и колодец не обваливается. Так испокон веков.
(7)Накопав, глину складывали в прохладное и, по возможности, в сырое место. Затем готовили небольшими партиями, необходимыми для работы. Технология примитивная и начинается она с того, что глину засыпали в деревянное или железное корыто, заливали водой денька на два-три, чтобы намокла. Потом обыкновенной штыковой лопатой раза три в день нужно было перевернуть ее, голубушку, лопаточкой похлопать – она это очень любит. И так денечка два. Потом вынимали глину на деревянный пол или специально выложенное из кирпича место, в стожок, и начинали ее топтать. Раньше мужик брал балалайку, играл «барыню» или «русского», а бабы-молодухи надевали лапти или босиком начинали топтать глину с частушками да прибаутками.
Растопчут в большой блин, посыпят мелким песочком((23) поэтому,по нашему мнению, иногда игрушка при обжиге покрывалась глазурью, зависело от используемого песка и его количества), да чуть-чуть золой через сито по всему блину, затем снова сворачивают в стожок. И так несколько раз.
Последний блин режут лопатой вдоль и поперек на квадратики по тридцать-сорок сантиметров. Квадратики кладут один на другой, покрывают мокрой тряпкой, периодически смачивают, чтобы не высохла глина. Дальше по мере надобности берут квадратики и начинают месить глину, как тесто на лапшу, несколько раз подряд. Когда месишь, камушки из глины выбрасываешь. Глина считается готовой, когда начинает отходить от рук, делается маслянистой, тянучей, пластичной. Такие кусочки готовой глины кладут в сырую тряпочку, чтобы не засохли. Бери потом и лепи. Вот такой нелегкий труд!
(8)Иссиня-черного цвета, жирная, тягучая, она совсем не похожа на горшечную глину или на глину, из которой лепят игрушки в Кирове, Каргополе, в других местах. Синика сама подсказывает метод работы с нею, приемы ручной лепки. Руки мастерицы – её единственное орудие труда, если не считать «пичужки», которой она протыкает отверстия, наносит ямки и линии, обозначает глаза и рот у человечков и животных.(11) Вязкая, однородная, как тесто, масса легко мнется, формуется, позволяет свободно вытянуть форму игрушки целиком из одного куска глины, и (12)нет необходимости лепить ее по частям, примазывая их друг к другу, как это делается при изготовлении дымковских игрушек. И вот в привычных руках, в заученных движениях комок этой глины становится сначала колоколом юбки и из него уже поднимается изящный стан барыни, ловко вытягивается в маленькую головку и в момент завершается примятой островерхой шляпкой. В руках мастерицы не остается ни одного лишнего комочка – все точно рассчитано. (11)Только уточку-свисток подмышкой у барыни всегда лепят отдельно. Тем же способом делают и другие игрушки. Хочет мастерица слепить свистульку – коня или корову – отделяет нужный кусок глины и привычно ловко изгибает его в толстый жгут. И тут же из одной его половины вытягивает четыре прочные ноги-поставки и свисток, а из другой – длинную-предлинную шею с крохотной головкой странного животного.
(9) Именно особенности глины придают столь необычный вид фигуркам: у них вытянутые шеи, удлинённые пропорции. Дело в том, что жирная глина при сушке оседает и трескается, и мастеру приходится несколько раз её поправлять, пока фигурка окончательно не просохнет. А поправляя, он её невольно вытягивает – так и родился филимоновский стиль, который не спутаешь с другими.
У филимоновских игрушек мало деталей. У барыни – высокие юбки колоколом, с плавным пологим расширением книзу. Голова и шея почти одинаковой толщины, на ней шляпка или крестьянский головной убор – повойник, слегка уплощенный. Такие примятые головные уборы – одна из особенностей игрушек. Очень своеобразны филимоновские солдаты. Это отдельно стоящие фигурки, высокие, длинноногие, в характерных костюмах – френче в талию, с погонами, полосатых или цветных штанах, в шляпе с козырьком или полями, в необычных сапогах на высоком каблуке. Под мышкой солдаты держат птиц. (24) Настоящим шедевром стала композиция «Любота», созданная А.И.Дербенёвой. Она же создала игрушки «Чаепитие», «Охотник», «Умыкание невесты».
Все филимоновские игрушки – свистульки, даже барыни и кавалеры. Но свисток никогда не делают в фигурке, а только в хвосте зверей или птиц, которых давали в руки персонажу, и только у индюка и (17)петушка сзади не свисток, а хвост (этим он отличается от курочки, если не считать гребешка и бородки). Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога — круглые завитки-баранки, у коровы — полумесяцем торчат вверх, у оленя — как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки. Загадочна фигура медведя с зеркалом. Сказочный зверь сидит, широко расставив задние лапы, и держит в передних овальный предмет. Своей вытянутой изогнутой шеей он похож скорее на жирафа, только небольшая головка отдаленно напоминает медвежью.
Все эти узоры напоминают нам о связях человека и природы.
(12)Филимоновские игрушки отличаются от дымковской и других игрушек не только способом изготовления, формой и раскраской, но и устройством свистка. У них есть резонатор – грушевидное утолщение, полое внутри. А вылепливают его так. Задняя часть сначала представляет собой лепёшку. Эту лепёшку мастерица быстрыми движениями собирает по краям в сборку, слепливает её и вытягивает. С боков специальной острой кленовой палочкой – «пичужкой» делают две дырочки. Попеременно зажимая их, можно наигрывать простые мелодии, заливаться трелями.
(20) Маленькие, сантиметров в пять, свистульки в виде птичек и зверей мастерицы до сих пор называют «товарняк» оттого, что когда-то их тысячами скупали тряпичники, которые потом ходили по деревням с криком «Старьё берём!» и обменивали игрушки на старые вещи.
(22) Следующим этапом превращения куска глины в великолепную игрушку – является обжиг. Кстати, игрушки лепили в основном зимой, а обжигали большими партиями, только вначале весны, чтобы отправить свои изделия на первую весеннюю ярмарку. Горны для обжига устанавливали в земле, на склоне большого оврага. В склоне делали круглую пещерку, обкладывали ее кирпичом, внизу устраивали печь с топкой, куда клали березовые дрова. В горн плотно укладывались разные гончарные изделия, например посуда, а в просветы между ней клали игрушки. Сверху закрывали горн глиняной «крышей» и поджигали. Когда горн раскалялся, температура в нем поднималась до 700-800 градусов! Обжиг длился 8-12 часов. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Для всех жителей деревни день этот был торжественным событием – итогом всей зимней работы. У печей собирались нарядно одетые жители. Все ожидали чуда – появления преображенных огнем глиняных изделий. Постепенно жар спадал, горн медленно остывал, и в нём, будто фарфоровые, белели игрушки, т.к. во время обжига «синика» теряет свою иссиня-чёрную окраску и приобретает красивый белый цвет, иногда с нежным розовым оттенком. Современные игрушки, конечно, обжигают в специальных электропечах (муфельных), но технология обжига не так уж и отличается от того, как это делали наши предки!
Но сказочной и оригинальной игрушку делает не только форма, но и роспись. После обжига изделия приобретают ровный белый цвет, который не "глушит" краски, горящие всем многоцветьем радуги. Именно поэтому филимоновскую игрушку называют "маленькой радугой" или "солнышком".
Роспись филимоновской игрушки очень смелая. (21)Для росписи раньше использовались куриные перышки. Пёрышки делали сами: складывали навстречу друг другу два куриных пера и связывали ниткой – получалась короткая и удобная в работе маленькая кисточка. Краска с перышек очень хорошо пристает к глине. Сейчас используют беличьи кисти небольших размеров (№№1-4). Расписывают игрушки прямо по обожженной глине((12) этим филимоновская игрушка отличается от дымковской, которую сначала грунтовали, а потом уже расписывали). (13)При раскрашивании игрушки мастерицы использовали всего три цвета: малиновый (в народе фуксиновый),жёлтый и синий. Чтобы добиться более интересного цветового решения, женщины шли на хитрость. Игрушку сначала в нужных местах прокрашивали жёлтой краской, а сверху накладывали малиновый или синий. В сочетании с жёлтым эти цвета становились красным и зелёным и в итоге получалось пять цветов. (12)В отличие от филимоновской, роспись дымковской игрушки построена из геометрических элементов на контрасте цветов и также, как и у филимоновской, на белом фоне: синего и жёлтого, малинового и зелёного, чёрного и белого, используются также голубой, розовый, коричневый и др.цвета.
(14)Роспись филимоновской игрушки проводится в определенном порядке:
Животные и птицы всегда расписывались по строго определенной схеме. Голова окрашивалась всегда в один цвет (красный или зеленый), а тело и шея поперек раскрашивались разноцветными полосками.
В человеческой фигурке главное внимание уделялось раскраске наряда. В орнаменте нет строгой геометрии как в дымковской игрушке. Различные штрихи, звездочки, пятна, листики, розетки в веселом беспорядке разбросаны по фону. Юбка всегда пестрая, с небрежным рисунком, кофта ярко малиновая, длинная шляпка с цветными каемками.
Росписи лица придавалось очень мало значения. Начинали рисовать мастерицы всегда из центра узора. Все эти узоры напоминают о связи человека и природы. В росписи часто используются елочки, кружочки, солнышки, которые являются очень древними обрядовыми знаками. Символы в узорах несли духовную силу, способную заклинать любое зло и несправедливость стихийных сил природы.
(15)Вот основные узоры, которые используются в филимоновской росписи:
(16)Поначалу игрушки раскрашивали натуральными красителями, например, цветными камушками. Их растирали, разводили и наносили на игрушку. В ХIХ веке появились анилиновые краски, которые разводили на курином яйце и наносили на игрушку гусиным или куриным пером. Роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. А в 60-е годы ХХ века мастера перешли на анилиновые красители на лаке – лак хорошо закрепляет цвет и дает блеск.
(26) Производство филимоновских игрушек сильно сократилось в начале 20 в., но оставалось несколько мастериц (Е. И. Карпова, А. О. Дербенева А. Ф. Масленникова и др.), не бросавших своего ремесла.
В 1950-х годах старые мастерицы-свистулечницы — Антонина Ильинична Карпова, Анна Иосифовна Дербенева, Александра Федоровна Масленникова, Елена Ильинична Лукьянова и Елена Кузьминична Евдокимова — в трудных условиях деревенской жизни продолжали делать игрушки из глины. Эти годы были временем зарождения интереса к народному «наивному» искусству и изделия деревенских мастериц заинтересовали столичных искусствоведов и коллекционеров, что и помогло выжить филимоновской дели. Необычные игрушки стали появляться на московских выставках и вызвали огромный интерес подлинно народным звучанием красок и выразительной лепкой. Более всего поражало, конечно, то, что делали их обычные деревенские женщины, но они обладали удивительным художественным чутьем, которое основывалось на каких-то очень древних корнях.
В 1960-70-х годах деревенские мастерицы стали членами Союза художников, а затем и Заслуженными художниками, в Филимонове была открыта мастерская по производству керамической игрушки, которая позже стала отделением Тульского творческо-производственного комбината. К сожалению это не спасало народную филимоновскую игрушку от забвения, когда волна первого большого интереса стала постепенно гаснуть. А мастерицы становились старше, подступали болезни, деревенская жизнь становилась все труднее, деревни попросту умирали, а вместе с ними уходило и крестьянское народное искусство.
(25) Одоев — старинный русский город с многовековой историей в настоящее время является поселком городского типа. Но на самом деле это типичный провинциальный купеческий городок — уютный, зеленый, в нем много частных домов. В прошлом здесь ежегодно проводилось семь ярмарок, съезжались торговать со всей России (значит было, где гончарам и свистулечницам из Филимоново продавать посуду и игрушки). Сохранился исторический центр города со старинными купеческими домами, зданием первой в Тульской губернии женской гимназии, Троицким собором Х1Х века. Одоев входит в перечень 478 исторических городов России (кстати, 8 из них находятся в Тульской области). Но истинное возрождение традиции старинного промысла приходится на середину 80-х гг. ХХ века. В этот период, благодаря упорству и подвижничеству художника и искусствоведа Николая Васильевича Денисова, в Одоевском районе была создана творческая группа, объединившая выпускников Абрамцевского художественно-промышленного училища и потомков филимоновских мастериц: Елену Башкирову и Константина Кехаиди, Александра Стукова и Ирину Левитину, Аллу Гончарову, Владимира Першина и Елену Орлову.
В 1986 году в коллективе работали старейшие мастера Елена Ильинична Лукьянова и Елена Кузьминична Евдокимова, у которых молодые художники перенимали секреты мастерства.
(27) Современные мастера филимоновской игрушки — наследники древних традиций. Они продолжают традиции старых крестьянских мастеров. Прежде всего, потомственные мастера, выросшие и освоившие мастерство в семьях, являются главными хранителями и продолжателями дела своих предков. Они сумели сохранить в своем творчестве идеалы добра, глубокой искренности и чистоты помыслов. Мастера создают очень простые вещи — детские игрушки-свистульки, фигурки животных и людей, декоративные изделия, но они несут детям и взрослым радость, красоту, праздник, в них заключено тепло человеческих рук и сила родной земли. Современная лепная свистулька стала еще ярче, наряднее, больше (до 20 см. в высоту), превратилась в скульптуру малых форм и поменяла и свой облик. Наряду с традиционными барынями, всадниками, животными, возникли сложные групповые композиции и бытовые сценки из деревенской жизни, согретые сердечным теплом мастеров.
Сегодня традиции филимоновских мастериц продолжают Кехаиди Елена Ивановна, Кехаиди Константин Николаевич, Кехаиди Платон Константинович. Также с упоением и радостью трудятся Марченкова Мария Николаевна, Гончарова Алла Ивановна, Гончарова Анна Вячеславовна, Мишина Галина Валерьевна, Бежина Ирина Дмитриевна, Палевская Елена Михайловна, Левитина Ирина Константиновна, Денисова Римма Васильевна, уникальная семья мастеров филимоновской игрушки, единственная семья на промысле, все члены которой являются мастерами филимоновской игрушки Елена Алексеевна Орлова, ее мама — Масленникова Валентина Николаевна, ее сын — Роман Орлов, ее муж — Владимир Борисович Першин.
Спасибо за этот конкурс! Мы очень узнали и многому научились.
Большое спасибо мастерам филимоновской игрушки, что они сохранили её!
Список литературы:
1.Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. Искусство. Л.1975
2.Блинов Г. «Сказки без слов. О народной игрушке». Приокское изд. ,Тула,1974
3.Дайн Г.Л. Русская игрушка. «Советская Россия», Москва, .1981
4.Динцес Л.А. Русская глиняная игрушка. М.-Л.,1936
5.Маленькие чудеса. Н.В.Тарановская.Л.»Детская литература»,1981
6.Народные художественные промыслы.Под ред.О.С.Поповой. Легкая и пищевая промышленность.Москва,1984
7.Народные художественные промыслы РСФСР. «Высшая школа» Москва, 1982
8.Народные художественные промыслы.Уткин П.И.,Королева Н.С. «Высшая школа» Москва, 1992
9.Кузнецова О. Филимоновская игрушка. Народное творчество. №1,2006
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Стеклянный Человечек
Три коробки с орехами
Кто должен измениться?
Сказка об осеннем ветре