Творческая работа о биографиях и работах математиков по фамилии Перельман
Вложение | Размер |
---|---|
perelman.doc | 168 КБ |
«Перельман – математическая фамилия?»
/творческая работа/
Работу выполнила ученица 9А класса
Ратанова Дарья
Руководитель учитель математики
Сакова Ирина Робертовна
МОУ «СОШ №21» г. Балаково
Балаково
2008
Содержание.
Вступление
Необычный рейтинг составила Международная консалтинговая компания Synectics (данные этой фирмы ценятся профессиональными экспертами и сравнимы со знаменитыми списками богатейших людей мира от журнала «Форбс»). Наш великий земляк, доказавший теорию Пуанкаре, занял в этом рейтинге 9-е место. Из россиян, кроме Перельмана, чести попасть в список ныне живущих гениев удостоились шахматист Гарри Каспаров (25-е место) и создатель известного автомата Михаил Калашников (83-е).
Кстати, первое место разделили 101-летний швейцарский химик Альберт Хоффман (изобретатель ЛСД) и британский компьютерный гений Тим Бернерс-Ли (один из изобретателей сети Интернета). На втором - американский финансист Джордж Сорос, а на третьем - создатель мультфильма «Симпсоны» Мэтт Гроунинг.
Рейтинг гениев компания составила, взяв за основу многоступенчатое исследование и опрос четыре тысяч британцев. Гениальность личности эксперты оценивали по нескольким критериям: роль в изменении системы воззрений, общественное признание, сила интеллекта, достижения и их культурная значимость.
Изучая биографии современных учёных, я обнаружила интересную деталь. Почти все они пришли в науку и избрали математику или физику своей специальностью благодаря прочитанным в детстве и юности книгам выдающегося популяризатора науки Якова Перельмана. Его знаменитые книги "Занимательная геометрия", "Занимательная физика" и другие, являющиеся одновременно и литературными, и научными произведениями, заслужили мировую известность и продолжают даже теперь, через десятки лет после преждевременной смерти автора, воспитывать новые поколения детей в России и других странах. И поэтому – темой моей работы стал вопрос: «Можно ли фамилию Перельман – назвать «математической» фамилией?»
Перельман - довольно популярная фамилия и имеет индекс популярности равный 26000.
Перельман, Перльман, Перлман, Перлеман — еврейская фамилия. Происходит от слова перл.
Известные носители
Перельман Александр Ильич — российский ученый; доктор геолого-минералогических наук, профессор географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова;
Перельман, Виктор Николаевич — советский художник
Перельман, Григорий Яковлевич (1966) — российский ученый-математик, доказавший Гипотезу Пуанкаре, которую Пуанкаре сформулировал ещё в 1904 г.
Перлман, Ицхак — американский скрипач израильского происхождения
Перельман, Йерухам Йехуда Лейб — раввин.
Лейзер Перельман — настоящее имя Элиэзера Бен-Йехуды.
Перльман, Марк — американский физик.
Перельман, Яков Исидорович (22 ноября 1882, г. Белосток Гродненской губернии, Российская империя, ныне Польша — 16 марта 1942, Ленинград) — российский учёный, популяризатор физико-математических наук, основоположник жанра научно-занимательной литературы.
Перельман, Натан Ефимович(1906 — 2002) — советский музыкант.
ДЫМОВ Осип (наст, имя Иосиф Исидорович Перельман) (1878-1959), русский писатель, драматург, журналист. Брат Я. И. Перельмана. В рассказах (сборник «Солнцеворот», 1905), повестях («Влас», 1909), романах («Томление духа», 1912) — декадентские мотивы, импрессионистичность стиля. Пьесы, в т. ч. «Ню. Трагедия каждого дня» (1908). Юмористические рассказы (сборник «Веселая печаль, 1911). С 1913 жил в США.
Склонясь над раскрытой тетрадью.
Сидит одинокий старик.
О голоде и о блокаде
Ведет он вечерний дневник...
Мерцает коптилка во мраке.
И тени теснятся толпой.
Бредет карандаш по бумаге.
Петляя, как странник слепой...
Яков Исидорович Перельман
В училище и в институте любимыми педагогами Якова Перельмана были преподаватели математики (Е.Н. Бунимович и А.С. Домогаров) и физики (А.А. Мазлумов и Д.А. Лачинов), сумевшие привить ему интерес к точным наукам и научившие видеть необычное в обычном. Многое перенял у своих учителей Перельман и всегда вспоминал о них с благодарностью.
О преподавателях математики следует рассказать подробнее: их подход к обучению предмету заслуживает нашего внимания уже потому, что не утратил актуальности и основан на идеях и приемах, популярных и по сей день.
Е.Н. Бунимович был выпускником Петербургского университета и получил приличное образование. Суть его педагогического метода заключалась в том, чтобы сделать изложение математики увлекательным и доступным, не нарушая его научной строгости. Учитель стремился развивать в своих подопечных любознательность и всячески побуждал их к самостоятельной работе мысли. Подобные методы преподавания (а к ним прибегали и другие педагоги – недаром Белостокское реальное училище славилось ими на весь Виленский учебный округ) способствовали глубокому усвоению сути изучаемых явлений; в них не было места ни скуке, ни слепой зубрежке.
На занятиях Бунимович часто привлекал примеры из истории науки, предлагал задачи, требовавшие догадки или определенных рассуждений, учил ребят вычислять изящно. Иногда устраивал ученические состязания. Сегодня мы сказали бы, что педагог использовал на уроке элементы историзма и занимательные задания, учил детей считать рационально, применял игровые формы обучения – и все ради того, чтобы «активизировать познавательную деятельность учащихся».
Многое из услышанного и увиденного на уроках Е.Н. Бунимовича его талантливый ученик позже перенес в свои книги по занимательной арифметике, алгебре и геометрии, и уже ни одно поколение учителей математики успешно пользуется этим багажом. Числовые загадки египетских пирамид, задача о Диофанте, история вычисления числа π, приемы быстрого счета, квадратура круга, трисекция угла, простые способы измерения недоступного расстояния...
Показательна следующая история, произошедшая на одном из уроков Бунимовича. Однажды он вывел учеников на улицу и предложил определить высоту подвеса уличного фонаря. Кто-то из ребят откликнулся: «Это очень просто! Надо взять лестницу и рулетку...» На что учитель воскликнул: «Браво! Стало быть, и к Луне тоже будем приставлять стремянку?» Затем Бунимович показал, как измерить высоту или удаленность любого предмета при помощи двух картонных прямоугольников и спички.
Практические задачи, наблюдения и опыты, попытки обобщить полученные результаты и дать им строгое научное объяснение... Так еще в школьные годы закладывался фундамент глубоких знаний, и началось формирование будущего популяризатора науки Якова Перельмана.
Упомянем еще об одном его увлечении. Все свободное от занятий время Яков посвящал чтению, посещая две библиотеки, а также читальню при книжном магазине, куда одних только газет и журналов доставлялось более 60 (здесь ему однажды и попала в руки та самая брошюра магистра Махина, которая побудила подростка впервые взяться за перо). Читал он много, а главное, систематично. Не последнюю роль в этом сыграла мать, педагог по профессии: она составила обширный список литературы, которую необходимо было освоить в строгой последовательности. Яков даже вел дневник «Прочитанное», куда заносил отзывы на понравившиеся ему книги и цитировал последние. Стоит ли говорить, что среди прочитанного было немало книг научного содержания*?
Свой первый очерк «По поводу ожидаемого огненного дождя» Я. И. Перельман опубликовал 23 сентября 1899 г. в «Гродненских губернских ведомостях» еще учеником Белостокского реального училища. В 1901-1909 гг. Перельман учится в петербургском Лесном институте и начинает сотрудничество с редакцией журнала «Природа и люди» (с 1904 г. по 1917 г. ответственный секретарь редакции).
Начиная с первой публикации «Столетие астероидов» в 1901, Перельман за 17 лет работы в редакции журнала «Природа и люди» (еженедельный журнал «Природа и люди» существовал с 1889 по 1917) опубликовал на его страницах более 500 статей, очерков и заметок. По инициативе Перельмана с 1908 журнал выпускал в качестве бесплатного приложения сборник «Мир приключений», включавший в себя лучшие произведения зарубежных мастеров приключенческого, детективного и научно-фантастического жанра. Первая книжка сборника вышла в свет в 1910 и имела такой успех, что «Мир приключений» продолжал выходить и после закрытия журнала до 1928 года.
С 1908 г. Перельман приступает к работе над «Занимательной физикой», первая часть которой выходит в 1913 в издательстве П. П. Сойкина. Небывалый успех книги окрыляет автора и в 1916 он выпускает вторую часть «Занимательной физики».
В отечественной научно-популярной литературе «Занимательная физика» Я. И. Перельмана занимает такое же место, какое «Шинель» Н. В. Гоголя занимает в русской художественной литературе: все авторы, работающие на ниве научной популяризации, «вышли» из перельмановской «Занимательной физики».
«Занимательная физика» возвестила о рождении нового жанра — «Занимательной науки», суть которого Я. И. Перельман разъяснил в программной статье «Что такое занимательная наука?», написанной летом 1939.
«Кто вздумал бы судить о занимательной науке исходя только из буквального смысла карамзинского слова «занимательный», тот, вероятно, отождествил бы ее с наукой развлекательной, увеселительной. Однако простая справка в «Толковом словаре русского языка» показывает, что сущность дела здесь вовсе не в простой развлекательности: «занимательный, возбуждающий интерес, внимание». Это кратко, но вполне правильно характеризует одну из существенных черт занимательной науки».
Занимательная наука, по Я. И. Перельману, «не берется популяризировать все на свете, всю науку в полном ее объеме». Борясь с верхоглядством, она, прежде всего, сосредотачивает внимание на основах науки и восполняет пробелы школьного образования. Вторая особенность занимательной науки состоит в том, что ее приемы побуждают мысль читателя работать. Для этого занимательная наука стремится к тому, чтобы «привычная мысль, давно знакомое явление показывалось с новой, необычной, подчас неожиданной, стороны. Новизна подстрекает интерес, а интерес помогает сосредоточить внимание и будит работу мысли.
Сплавив воедино парадоксальность, историю науки и надлежаще подобранные фрагменты из произведений художественной литературы, Я. И. Перельман был членом редколлегии созданного по его предложению научно-популярного журнала «В мастерской природы», программа которого была сформулирована так: «Воспитывать дух любознательности, возбудить интерес к активному изучению природы, руководить научной самодеятельностью читателей в области естествознания, наполнять их досуг полезными занятиями и образовательными увлечениями». В журнале печатались выдающиеся ученые, педагоги, писатели-популяризаторы: А. Е. Ферсман, К. Э. Циолковский, Н. А. Морозов, А. А. Михайлов, К. Л. Баев, В. Н. Верховский, К. Е. Вейгелин, Н. А. Рынин, П. Н. Рыбкин. В «Мастерской природы» опубликовано более 150 статей и заметок Перельмана.
Многие слышали, что Яков Исидорович как автор сотрудничал со многими изданиями, среди которых упомянем такие знакомые современному читателю журналы, как «Знание – сила» и «Техника – молодежи». Менее известно, что Перельману обязаны появлением на свет сразу два издания: сборник рассказов и повестей «Мир приключений» и журнал «В мастерской природы».
Сборник «Мир приключений» выпускался в качестве приложения к журналу «Природа и люди». По задумке Я.И. Перельмана его основу составляли лучшие произведения зарубежных мастеров приключенческого, детективного и научно-фантастического жанров, в частности таких известных авторов, как Л. Буссенар, А. Конан Дойль, Э. По и Г. Уэллс. Работа Перельмана состояла в отборе подходящих сочинений и редактировании их переводов, кое-что он переводил сам. Первый сборник появился в 1910 г. и имел огромный успех, позволивший выходить приложению еще почти десятилетие после закрытия журнала, вплоть до 1928 г.
В 1919 г., вскоре после закрытия журнала «Природа и люди», по предложению Якова Исидоровича начал издаваться первый отечественный научно-популярный журнал «В мастерской природы», а сам Перельман вошел в состав редколлегии. Новое издание было призвано воспитывать у читателей любознательность и интерес к активному изучению природы, руководить их научной самодеятельностью в области естествознания, наполнять досуг полезными занятиями и образовательными увлечениями. Отметим, что среди его авторов были видные отечественные ученые: К.Э. Циолковский, Н.А. Морозов, Н.А. Рынин, А.Е. Ферсман и др. Более полутора сотен статей и заметок написал для журнала сам Яков Исидорович, проработавший в нем до 1929 г.
В начале 1920-х годов Перельман много и успешно трудился на педагогическом поприще. Но подлинным учителем миллионов он стал в период с 1918 по 1942, когда им были написаны основные произведения, в том числе около 40 книг занимательного жанра. Важную роль в распространении занимательной науки сыграло издательство «Время» (1922-1934), «издательская артель работников науки, литературы, книжной графики и издательского дела», выпустившее несколько сотен произведений научно-популярной и художественной литературы. Членами-пайщиками выступили: проф. А. Е. Ферсман,акад.С. Ф. Ольденбург, проф. Г. А. Дюперрон, Перельман, М. Л. Лозинский, А. А.Франковский, А. А. Смирнов, Ю. П. Скалдин. Бессменным председателем правления был И. В. Вольфон, главным редактором — В. Блок. Вокруг издательства «Время» сложился дружный коллектив авторов «перельмановского круга»: С. П. Аржанов, К. Е. Вейгелин, А. М. Никольский, В. В. Рюмин, А. Е. Ферсман, А. В. Цингер.
15 октября 1934 в Ленинграде открылся уникальный культурно-просветительный центр «Дом занимательной науки» (сокращенно ДЗН) – нечто, напоминающее дребезжание школьного звонка, директором которого стал В. А. Камский, научным руководителем — Перельман, заведующими отделами — В. И.Прянишников и Л. В. Успенский, художниками — А. Я. Малков и Б. Б. Вельте. В методический совет ДЗН вошли академики Д. С. Рождественский, А. Е. Ферсман, А. Ф. Иоффе, Н. И. Вавилов, профессор М. Л. Вейнгеров, астрономы Г. Г. Ленгауэр и В. И. Прянишников, физики М. П. Бронштейн и Э. П. Халфин, писатель Л. В. Успенский, художник А. Я. Малков. В четырех отделах ДЗН (астрономии, физики, математики и географии) было собрано более 350 крупных экспонатов. Кроме того, несколько сот карт, рисунков, приборов и т.п. «мелких» экспонатов были вмонтированы в стены, висели на стендах, лежали на столах. ДЗН отличался от обычных музейных экспозиций полным отсутствием запретительных надписей типа «Руками не трогать!». Наоборот, надписи радушно приглашали: «Трогайте!» Когда же один из сотрудников ДЗН посетовал на то, что от рук школьников экспонаты часто выходят из строя, Я. И. Перельман утешил его: «Это же очень хорошо, что ломают! Стало быть, интерес к экспонату не угасает. Если перестанут ломать, значит, он перестал впечатлять. Делайте экспонаты рукоупорными, вот и все!»
Я. И. Перельман был одним из пионеров космонавтики, состоял в переписке с К. Э. Циолковским, был членом президиума ЛенГИРДа, участвовал в разработке первой советской противоградовой ракеты, переписывался с С.П. Королевым по вопросам пропаганды «космических» знаний.
В блокадном Ленинграде читал лекции для воинов-разведчиков Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота об ориентации на местности без приборов.
16 марта 1942 скончался от голода.
Именем Перельмана назван кратер на обратной стороне Луны.
Работы Я.И.Перельмана.
Библиография Перельмана насчитывает более 1000 статей и заметок, опубликованных им в различных изданиях. И это помимо 47 научно-популярных, 40 научно-познавательных книг, 18 школьных учебников и учебных пособий.По данным Всесоюзной книжной палаты, с 1918 по 1973 год его книги только в нашей стране издавались 449 раз; их общий тираж составил более 13 миллионов экземпляров. Они печатались:
Согласно подсчётам московского библиофила Ю. П. Ирошникова, книги Я. И. Перельмана 126 раз издавались в 18 зарубежных странах на языках:
Григорий Яковлевич Перельман
Григорий Яковлевич Перельман родился 13 июня 1966 года в Ленинграде. Его отец был инженером-электриком, в 1993 году эмигрировал в Израиль. Мать осталась в Санкт-Петербурге, работала учителем математики в ПТУ.
Да, к замечательному популяризатору Григорий в действительности не имеет отношения - как мы смеемся, даже не однофамилец. Ведь Григорий родился в 1966 году, а автор "Занимательной физики" умер в 1942 году в блокаду. Григорий Перельман окончил среднюю школу номер 239 с углубленным изучением математики. В 1982 году в составе команды школьников участвовал в Международной математической олимпиаде в Будапеште. В том же году был зачислен на математико-механический факультет Ленинградского государственного университета без экзаменов. Побеждал на факультетских, городских и всесоюзных студенческих математических олимпиадах. Все годы учился получал Ленинскую стипендию, окончил университет с отличием.
Первая награда нашла Григория Перельмана в 1982 году. Он стал призером международной школьной олимпиады по математике в Будапеште. Тогда Григорий Яковлевич еще был Гришей, учился в физико-математическом лицее и от наград не отказывался.
Математикой Григорий Перельман «заболел» еще в детстве. Сам он рассказывал школьным приятелям, что заразил его папа. Будучи инженером-электронщиком, он любил подкидывать сыну трудные задачки. А от знаменитого дедушки ему достался учебник «Занимательная физика».
Гриша был старше Феди на два года, - рассказывает мама его друга детства Федора Назарова Людмила Васильевна, - однажды они ездили вместе в лагерь «Зеркальный». И там Федя сделал такую запись в своем дневнике: «Приезжает Гриша. Опять будет строго спрашивать». Во всем, что касалось математики, Гриша был безжалостным. Они читали серьезные книжки: разных философов, Марка Твена, Герберта Уэллса. Мотались вместе по городу на велосипедах. Гриша учился днем и ночью».
Гриша Перельман и Федя Назаров занимались вместе математикой в группе для одаренных детей во Дворце пионеров. Теперь Федор Назаров преподает в Мичиганском университете.
Остальные школьные приятели Перельмана тоже нашли себя за границей. Саша Васильев – в Америке, Саша Голованов – в Финляндии, Алексей Головин – в Аргентине.
«Хотя все его друзья покинули страну, Гриша никогда не хотел уезжать за границу, - говорит Людмила Назарова, - он всегда был оригинальным. Это выражалось и в том, что материальная сторона его никогда не интересовала, к сожалению. Только математика».
Поступил в аспирантуру при Ленинградском (ныне Санкт-Петербургском) отделении Математического института им. В. А. Стеклова АН СССР (ныне РАН). Научным руководителем Перельмана был академик Александр Данилович Александров. Защитив кандидатскую диссертацию, Перельман продолжил работать в лаборатории математической физики института им.Стеклова.
В общем, заключают его коллеги, он был просто очень увлечен наукой и еще – «немножечко странный». «Как все сотрудники института Стеклова», - смеются они. С каждым годом Перельман становился все более и более аскетичным. Те, кто побывал в его квартире, были поражены, как скромно она была обставлена. Его коллеги даже говорили, что он пытается свести жизнь к ряду жестких аксиом. Он любил быть один. Любил затаиться ото всех в темном зале Мариинского театра. Он был похож на Ньютона – такая же одержимость идеей, самодостаточность, пренебрежение к чужому мнению.
В 1992 году Перельмана пригласили провести семестр в Нью-Йоркском и Бруклинском университетах. Там он продолжал гнуть свою линию – все время носил один и тот же коричневый полосатый пиджак и сидел на диете из хлеба, сыра и молока. Любил гулять по Бруклину, где продавали черный русский хлеб. Он поразил своих новых знакомых длиной ногтей, которые выглядели, мягко говоря, необычно. Однажды он просто перестал их подстригать. «Если они растут, почему я должен их обрезать?» - объяснял свой внешний вид Перельман.
Ему несколько раз предлагали работу в Америке, но Григорий Перельман, отклонив их все, в 1995 году вернулся в Петербург. «Мне в России лучше работается», - говорил он. О деньгах никогда не думал. Он сказал коллегам, что того, что он заработал в Америке, хватит ему до конца жизни. И зарплата научного сотрудника – чуть больше двух тысяч рублей – его не пугала.
Сейчас Григорий Перельман живет вдвоем с мамой. Отец в 1993 году эмигрировал в Израиль. Мать уезжать отказалась. Они развелись. Младшая сестра тоже далеко. Закончив аспирантуру в Израиле, Елена вышла замуж и вслед за мужем отправилась в Швецию.
В 1992 году Перельмана пригласили провести по семестру в Нью-Йоркском университете и университете Стони Брук (Stony Brook University), затем он продолжил преподавание и научную работу в Беркли. В 1996 году вернулся в институт Стеклова.
Перельман известен работами по теории пространств Александрова, сумел доказать ряд гипотез.
В ноябре 2002 – июле 2003 годов Перельман разместил на сайте arXiv.org три научные статьи, в предельно сжатом виде содержавшие решение одного из частных случаев гипотезы геометризации Уильяма Терстона, приводящее к доказательству гипотезы Пуанкаре. Доказательство этой теоремы (заключающейся в том, что всякое односвязное замкнутое трехмерное многообразие гомеоморфно трехмерной сфере) считается одной из фундаментальных задач математики. Описанный ученым метод изучения потока Риччи получил название теории Гамильтона—Перельмана. Эти работы Перельмана не получили статуса официальной научной публикации, так как arXiv.org является библиотекой препринтов, а не рецензируемым журналом. Попыток официальной публикации этих работ Перельман не предпринимал. Над теоремой Пуанкаре Григорий Яковлевич работал восемь лет. Здесь не требовалось каких-то особых условий для работы: современного оборудования или специальных вычислительных машин. Только работа мозга. Математические выкладки совершались с помощью карандаша и бумаги.
В 2003 году Перельман прочитал в США серию лекций, посвященных своим работам, после чего вернулся в Санкт-Петербург и поселился в квартире своей матери в Купчино. Ушел с поста ведущего научного сотрудника лаборатории математической физики и практически полностью прервал контакты с коллегами.
От следующей награды – математической премии Европейского конгресса – Григорий Перельман уже отказался.
«Он говорил мне, что считал эту работу незаконченной, - рассказывает Анатолий Вершик, - это странное решение. Оценка работы дается другими людьми. Закончена или нет – его личное мнение. Но люди не будут давать премию, если не считают нужным. Мне его отказ был особенно неприятен, потому что я был инициатором его выдвижения на эту премию».
Два года тому назад Григорий Перельман читал курс геометрии для студентов в Санкт-Петербургском государственном университете. Видно было, что «на него ходили», его лекции пользовались популярностью. Но в декабре прошлого года он неожиданно уволился из института. Незадолго до ухода из лаборатории геометрии и топологии он перевелся в лабораторию математической физики. Его громкое научное открытие – пограничная работа, которая одновременно имеет отношение к геометрии и к дифференциальным уравнениям. «Почему ушел? Это загадка, - расценил решение Перельмана Анатолий Моисеевич, - может человек после долгой и трудной работы отдохнуть? Начать вести жизнь, в которой он не видит всех тех, кто долгие годы был рядом с ним? Могу себе представить, что он, наконец, сказал: «Хватит!» Хотя бы на некоторое время. Ведь вам тоже иногда хочется закрыть глаза и сказать: «Не хочу я вас всех видеть». Григорий сказал, что хотел бы найти друзей не математиков. Видимо, математики ему надоели».
Есть и другая версия. Некоторые его учителя и коллеги говорят, что никуда он не хотел уходить, и совершенно математика вместе с математиками ему не надоела.
За четыре года проверки и детализации выкладок Перельмана ведущие эксперты в этой области ошибок не обнаружили. 22 августа 2006 года Перельману присуждена Филдсовская премия "за вклад в геометрию и революционные достижения в понимании аналитической и геометрической структуры потока Риччи". Перельман отказался принять премию и общаться с журналистами.
За доказательство теоремы Пуанкаре Математическим институтом Клэя (США) была назначена премия в один миллион долларов. Согласно правилам присуждения премии, Перельман может быть удостоен награды после публикации своей работы в рецензируемом журнале.
Филдсовская премия – высшая награда для молодых математиков до сорока лет. Начиная с 30-х годов, ее получили 48 человек, из них 8 – российского происхождения. В этом году – небывалый случай. Награду присудили сразу двум россиянам: Григорию Перельману и Андрею Окунькову. Но – опять небывалый случай. Один из них отказался от награды, чем взбудоражил не только математическое сообщество. Самый популярный сейчас вопрос: «Почему Перельман отказался от миллиона?»
В конце декабря - начале января все наши СМИ, не страдая от самобытности, составляют рейтинги: человек года, событие, певица, актер, судебный процесс, афера, шутка и т.п. до бесконечности. Показательно для нашего инфантильного отношения к науке, которая есть главный приводной механизм роста экономики в развитых странах, что нигде не попалась номинация "ученый года". Это тем более обидно и глупо, что многие западные издания, прежде всего авторитетный Science, назвали ученым 2006 года российского математика Григория Перельмана, который сумел доказать гипотезу Пуанкаре, остававшуюся недоступной более 100 лет. За это достижение Международный математический конгресс, проходивший в Мадриде, присудил Григорию Перельману Золотую медаль Филдса, высшую награду для математиков, обойденных Нобелевской премией.
Нельзя сказать, что имя Перельмана в России неизвестно. Оно даже стало нарицательным, но совсем не по той причине, что Перельман совершил прорыв в геометрии и топологии пространств, а это чрезвычайно важно для выяснения глобальной формы Вселенной. Ученый прославился бытовыми чудачествами, описанными многократно и порой язвительно.
Филдсовская премия (и медаль) являются самой престижной наградой в математике. По этой причине, а также, потому что Нобелевская премия математикам не вручается, Филдсовскую премию часто называют «Нобелевской премией для математиков». С другой стороны, между двумя премиями есть и существенные различия:
Как известно, Нобелевская премия не имеет номинации «математика». Самой престижной наградой для математиков считается Филдсовская медаль. Названа так в честь канадского математика Джона Чарльза Филдса. Он родился 14 мая 1863 года в канадском городе Гамильтоне. После окончания Торонтского университета и защиты диссертации в течение многих лет работал профессором математики в различных университетах Нового Света. В 1923-1932 годах Филдс - председатель Оргкомитета международных математических конгрессов. Вот тогда-то у Филдса и зародилась идея восполнить пробел, созданный Нобелем, учредив международную премию за наиболее выдающиеся результаты в области математики. В 1924 году Джон Филдс, будучи президентом Международного математического конгресса (Торонто), выступил с идеей на каждом Математическом конгрессе (который проводится раз в четыре года), награждать двух математиков золотой медалью в знак признания их выдающихся заслуг мировым математическим сообществом.
Оргкомитет очередного Международного математического конгресса единогласно поддержал это предложение, и уже в начале 1932 года в Торонто увидел свет меморандум Филдса «International Medals for Outstanding Discoveries in Mathematics» («Международные медали за выдающиеся открытия в математике»). Дабы подчеркнуть интернациональный характер медали, было специально решено не присваивать ей имени какого-либо из великих математиков прошлого. В сентябре 1932 года на Международном математическом конгрессе в Цюрихе предложение Филдса было окончательно утверждено. Сам он не дожил до этого знаменательного события всего месяц. Большую часть своего состояния Филдс завещал Международному математическому союзу для создания премиального фонда.
Учитывая огромные заслуги Филдса в учреждении премии, решено было присвоить высшей математической награде его имя. В отличие от Нобелевских премий, присуждаемых, как правило, маститым ученым, премию Филдса решено было присуждать молодым математикам (до 40 лет), и не ежегодно, а каждые четыре года во время проведения Международных математических конгрессов. Идея Филдса осуществилась на Международном конгрессе в Осло в 1936 году - тогда были вручены первые две медали. Их получили Ларе Альфорс (Финляндия) и Джесси Дуглас (США). С 1966 года (конгресс в Москве) максимальное число медалей увеличено до четырех за конгресс. Помимо медали, лауреат получает премию. Первоначально размер премии составлял 1500 канадских долларов. В настоящее время ее размер достиг 15 тысяч канадских долларов.
Филдсовская медаль изготовляется из золота (14 карат). На лицевой стороне медали имеется приписываемая Архимеду надпись на латыни: "Transire suum pectus mundoque poltri" ("Превзойти свою человеческую ограниченность и покорить Вселенную") и изображение Архимеда. А на обороте надпись: "Congregati ex toto orbe mathematici ob scripta insignia tribuere" ("Математики, собравшиеся со всего света, чествуют замечательный вклад в познания").
Заключение.
Изучая математику, мы обращаем внимание не только на математические факты: формулы, теоремы. Мы часто слышим и о тех, кто внёс большой вклад в развитие науки. Современная математическая наука не так часто балует нас новыми открытиями. Кажется, что в математике всё известно и доказано. Тем ценнее становятся открытия, которых ждали не одну сотню лет.
Результатом работы математика вне зависимости от стиля мышления являются доказательные рассуждения. Но доказательство как процесс не обходится без участия и некоторых нерациональных моментов. У А. Пуанкаре мы встречаем выражение "математическое творчество"
Именно «математическое творчество» присуще всем, кто носит фамилию «Перельман». Без этого творчества математика была бы скучна и непривлекательна. Именно благодаря трудам Я.И. Перельмана миллионы детей полюбили математику и физику. Именно благодаря открытию Г. Я. Перельмана математическая наука России сделала большой шаг вперёд, и в очередной раз весь мир заговорил о талантливом и бескорыстном учёном. И теперь я уверена, что «Перельман» - самая математическая фамилия.
Источники.
Цветок или сорняк?
Снеговик
Снежная сказка
Тигрёнок на подсолнухе
Юрий Алексеевич Гагарин