Цель исследования: на основе имеющихся архивных источников и опубликованных материалов проанализировать состояние образования в земских школах Курской губернии в 1904-1906 гг.
Задачи работы:
Вложение | Размер |
---|---|
shapoval_k.a._sostoyanie_obrazovaniya_v_zemskih_shkolah_kurskoy_gubernii.doc | 167 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 49 г. БЕЛГОРОДА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
СОСТОЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ЗЕМСКИХ ШКОЛАХ
КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1904-1906 гг.
(исследовательская работа)
Выполнила
Шаповал Ксения Александровна
ученица 8 «Г» класса.
308036, Белгород,
ул. Щорса д.56-А, кв. 198
16.11.1997 г.р.
58-89-23
Научный руководитель
Данилова Евгения
Вениаминовна
учитель истории
и обществознания.
308024, Белгород,
ул. Мокроусова д.7, кв. 70
8-904-532-06-75
Белгород, 2012
План
2. 1. Потребности населения в образовании.
2. 2. Учителя земских школ.
2. 3. Учащиеся земских школ. Положение учебного дела.
2. 4. Библиотеки и их читатели.
3. Заключение.
4. Библиографический список.
5. Приложения.
Введение.
Актуальность исследования.
В 9 классе мы будем изучать историю России и историю Белгородчины в XX веке. Тема «Наш край в начале XX века» включает вопрос «Народное образование в нашем крае». Качественной информации по теме мы не нашли и решили подготовить материал по данной проблеме самостоятельно, а затем познакомить с ним обучающихся 9 классов нашей школы. Обратились за помощью в Государственный архив Белгородской области. Изучение материалов архива показало, что большую роль в развитии народного образования играли земства. Именно по их инициативе были созданы общедоступные начальные школы для крестьянского населения края, что привело к росту грамотности населения. Этот фактор был наиважнейшим в условиях развития страны и края по капиталистическому пути.
Предметом исследования является деятельность земских школ Курской губернии в 1904-1906 гг. по развитию образования населения.
Хронологические рамки исследования ограниваются 1904-1906 гг. Это очень сложный период в истории России – первая буржуазная революция. Но, несмотря на сложность ситуации, правительство страны и земства на местах осознавали необходимость развития образования.
Территориальные рамки ограничены Курской губернией, особое внимание обращалось на те уезды, которые впоследствии вошли в состав Белгородской области. Здесь была сосредоточена достаточно широкая сеть земских школ, что позволяет проанализировать общие закономерности развития земского образования в этот период, показать систему работы земских школ.
При написании работы использовались методы анализа, синтеза, обобщения архивных материалов и опубликованных материалов, которые позволили представить общую картину состояния образования в земских школах губернии.
Цель исследования: на основе имеющихся архивных источников и опубликованных материалов проанализировать состояние образования в земских школах Курской губернии в 1904-1906 гг.
Задачи работы:
При написании данной работы были использованы следующие источники:
Григорьев В.В. Исторический очерк русской школы: Учеб. пособие для студ. педагогических заведений. – М., 1900; Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности министерства народного просвещения 1802—1902 годов. – СПб., 1902; Народное образование в России: Исторический альманах. М., 2000. http://museum.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=13044&ob_no=12874 – здесь дана общая характеристика земских школ;
документальные источники - «Текущая школьная статистика Курского губернского земства 1905/0906 учебного года» в двух частях, «Текущая школьная статистика Курского губернского земства 1904/1905 учебного года», изданные в 1905, 1908 годах типографией Курского губернского земства и находящиеся сейчас в Белгородском государственном архиве, в сборники включены почти все документы, необходимые как для негативной, так и позитивной оценки образования системы в земских школах Курского губернского земства. Из этих документов были использованы докладные записки учителей, характеризующие потребность населения в земских школах, статистические таблицы, характеризующие количество школ по районам земства, социальный состав учителей школ, количество учеников по школам, изучаемые предметы;
статья «Образование» в «Энциклопедии Белгородской области», где была найдена информация о количестве детей школьного возраста и уровне их грамотности в начале XX века.
Все эти документы и литература содержат достаточный фактический материал, статистические данные, которые позволили познакомиться и проанализировать состояние образования в земских школах Курской губернии в 1904-0906 гг. И, так как, целостного всестороннего исследования, обобщающей работы по данной теме нет, что подтверждает актуальность данного исследования и позволяет предпринять попытку проанализировать состояние образования в земских школах Курской губернии в 1904-1906 гг.
Потребности населения в образовании.
В школьной статистике Курского губернского земства читаем, что население Курской губернии в огромных массах уже начинает осознавать весь вред невежества и, понимая значение образования для культурного развития государства, выражает недовольство существующей постановкой школьного дела и крайней ограниченностью учебного курса начальной школы, которая не отвечает требованиям жизни, и настойчиво стремится к повышению уровня элементарной народной школы»[1].
В подтверждение этого обратимся к полученным отзывам крестьянских обществ, которые собрали и обработали учителя земских школ. Их 502. Мнения об отношении к школе и образованию разделились.
1,2% этих отзывов отражают мнение крестьян, относящихся к школе отрицательно: «Население не только не высказывается за повышенный тип школ, но мало интересуется и имеющейся низшей».
36,2% отзывов говорят об удовлетворенности крестьян начальной школой, и у них отсутствует желание создать более продвинутый курс обучения для своих детей. «Типом нынешних начальных школ население довольно, потому что дети учатся три года, а потом делаются помощниками своих родителей во всех полевых и домашних работах», «Оно (образование) кажется им по своей программе велико: им бы читать бы, да «отчу» знать».1
Наибольший же процент отзывов (52,7%) составляют те, которые сообщают о том, что население не удовлетворяется нынешним типом начальной школы.
Один из учителей пишет: «Бывало много случаев, когда отец, приводя в школу мальчика, усердно просил меня: «доведи, пожалуйста, моего сынишку до дела, и мы тебя не забудем». «Зачем тебе», - интересовался учитель. «А затем, что дома все равно есть нечего, земли мало, а научится, да попомнит бога и нас в нужде не оставит», - отвечал тот.
Учитель указал, на то, что в ближайшем городе есть училище и на другие училища, ближайшие по расстоянию. На что крестьянин ответствовал: «Где уж нам? И всех пожитков наших не хватит на один год квартиру выплатить, да там ведь, и в лаптях не пойдешь, а на хорошие сапоги и платье тоже много нужно».
«Нет, школа дает мало знаний и развития, а умение читать и писать не удовлетворяет население, таких в селе достаточно»[2].
Из этих отзывов видим, что трехгодичная школа свою задачу выполнила: она вызвала у населения охоту к учению, воспитала любовь к знанию, к просвещению, но удовлетворить потребности населения, по краткости в ней курса, не в состоянии.
Выражая свое неудовольствие существующей постановкой школьного дела, значительное число сельских обществ (225) вместе с тем высказываются о пользе повышенного образования для крестьянских детей.
Вот что пишут об этом учителя и учительницы: «Часто приходится слышать, что хорошо бы завести и у них школу как в Грайвороне (т.е. городское училище), а то научится читать, писать, а потом забудет, да и некуда поткнуться с такими маленькими знаниями».
«Лет пять тому назад мужики села Марицы Льговского уезда, хлопотали об открытии у них училища сильно повышенного типа, сейчас у них двухклассное министерское училище»[3].
Многие крестьянские общества высказываются в пользу расширенного курса начальной школы, но опасаются, что потребуется много затрат при организации нового дела, и что они не смогут их осуществить.
«За крайним недостатком средств они высказываться о повышении школ повышенного типа не могут. Если же школа не потребует затрат крестьян, такая школа будет встречена радостно».
206 сельских обществ высказали свое мнение по поводу содержания образования. В 40 случаях предлагают расширить курс школы в общеобразовательном направлении.
«Желают изучать географию, историю, русский язык и арифметику». Многие желают получить знания по сельскохозяйственному управлению, и письмоводству».
«Заметно желание получить сведения практического характера – составление расписок, прошений, считать на счетах, заметен особенный интерес к истории и географии».
В программе повышенной школы многие предлагают изучать различные ремесла.
«По мнению народа желательно бы изучать ремесла: столярное, токарное, слесарное, а также курс общеобразовательных предметов».
«Население желает, чтобы в школах, кроме общеобразовательных предметов изучали сельское хозяйство, садоводство, пчеловодство».
«Из геометрии – измерение площадей; из физики – электричество и его применение в современной жизни; из географии – все части света и сельское хозяйство».
9 крестьянских обществ высказали пожелание открыть такие школы, где наряду с общеобразовательными предметами изучали бы ремесла и получали сельскохозяйственные знания.
«Общее образование, знание гражданского права и законов своего Отечества, а также ремесло, садоводство, огородничество и прочее, что нужно для хозяйства и для заработка куска хлеба, так как земля крестьянская мала, и кормиться с нее трудно»[4].
Есть несколько требований сельских обществ, довольно неожиданных для крестьянского уровня. «Крестьяне желают изучать анатомию, физиологию, педагогику, лечение и распознание самых частых деревенских болезней, правоведение»[5].
Многие сетуют на то, что нет средств на дальнейшее обучение детей. «Это бы всякий желал отдать своих детей для дальнейшего обучения, да куда отдаст бедняк? ». «Надо бы поучить Ваньку ещё, да в Махневой надо нанять квартиру, а не на что»
В целях повышения уровня земских школ, в Курской губернии были введены четырехгодичные курсы обучения в 210 школах, что составляло 22,1% общего числа всех земских школ[6].
Таким образом, видим, что крестьяне очень серьезно относились к обсуждению вопроса о повышении уровня народной земской школы, настойчиво, в большинстве своем, стремились раздвинуть рамки начальной школы, понимая насущную необходимость образования для своих детей.
Учителя земских школ.
В 1905 – 1906 учебном году учителей в земских школах Курской губернии насчитывалось 1276 человек, что на 86 больше, чем в 1904-1905 году. Наибольше увеличение произошло в Корочанском уезде – 15 человек, в Новооскольском – 13 человек. Больше всего учителей в Старооскольском
уезде – 131, в Суджанском – 118, в Грайворонском – 113 человек, в Корочанском – 109.
Значительное количество учителей – это выходцы из крестьянского сословия – 32,9%, представители духовенства – 24,6%, мещан – 18,9%, дворян – 15,7%. В школах работали в основном женщины – 63,7%, учителя-мужчины составляли 36,7%.1Мужская часть учительства имеют специальное педагогическое образование (63,5%). Женщины-учителя получили педагогическую подготовку в средних учебных заведениях (42,2 % ), а в гимназиях (37,7%). То есть уровень подготовки учителей достаточный[7]. (Приложение 1).
Лучшими педагогическими кадрами обеспечен Курский уезд. Где 90,9% учителей имеют хорошую педагогическую подготовку, затем идут Льговский – 78,6%, Суджанский _ 76,4, Щировский – 66,7%, Белгородский – 63,8%.
Учителя в основном молодого возраста от 26 до 35 лет. Пожилых учителей от 50 и более лет - 4%..
За свою работу учителя получали в среднем 302 рубля 56 копеек в год. В Старооскольском уезде - 276,34 рублей, в Белгородском уезде - 332,63 рублей, в Курском уезде – 331,66 рублей, в Льговском уезде – 329,54 рубля.
Учителя тратили на соль- 13 рублей (в месяц), домашние расходы на кухне – 16 рублей 15 копеек (чай , бурак , капуста , хлеб, крупы, посуда), на одежду, спички, белье, ваксу уходило 5 рублей 21 копейка.
Средств на удовлетворение духовных потребностей - выписку газет, журналов, на экскурсии не было вообще.
Семейное положение учителей удручает. Не состояли в браке более 60% , среди женщин - 82 % одинокие. Одной из причин такого положения учителя называли необеспеченность материальными средствами и жильем. Врачи того времени считали, что безбрачное положение учителей грозит серьезному нарушению нервной системы, вызывает неудовлетворенность жизнью и является причиной истерии[8]. И, действительно, значительная часть заработка учителей уходила на восстановление здоровья. Учителя болели нервными расстройствами, ревматизмом, чаше всего ОРЗ (30 %).
Курское губернское земство пыталось помогать учителям, выделяло им по 2,5 рублей в год на приобретение педагогической литературы. Через каждые пять лет жалование увеличивалось на 10 % , 25 % , 45 % , 70 % . То есть,
учитель, проработавший 25 лет в школе, мог получить 510 рублей в год.
В среднем по губернии на одного учителя в школах приходилось 58 учащихся, а нормой считалось 60 человек. В Белгородском уезде на одного учителя приходился 71ученик, в Новооскольском уезде - 84. Это снижало продуктивность преподавания. Труд учителя осложнялся еще и тем, что им приходилось преподавать: огородничество, садоводство, пение, гимнастику, вести занятие с взрослыми и заведовать библиотеками[9].
Таким образом, изучив положение учителей того времени, приходим к выводу о том, что уровень подготовки учителей начальных школ был достаточным для обучения крестьянских детей, они были молоды и работали на энтузиазме (как и сейчас). И, не смотря на то, что прошло более ста лет с тех пор, многие проблемы, которые волновали учительство того времени, актуальны и для наших педагогов – материальная неустроенность, отсутствие средств на достаточное удовлетворение духовных потребностей, профессиональные болезни, большая педагогическая нагрузка и масса обязанностей не связанных с процессом обучения.
Учащиеся земских школ. Положение учебного дела.
Число учащихся в земских школах курской губернии к 1 января 1906 года было 75920 душ обоего пола, мальчиков 58452 , а девочек 17468 .
Меньше девочек, потому что население не обращало внимания на
образование женщин, они занимались домашними делами, заготовляли себе приданное. Вот что об этом пишут учителя: «девочки поступают охотнее в церковную школу, где учебники выдают бесплатно», «девочек определяют в школу неохотно, грамота среди них мало ценится». «В нашей местности крестьяне на обучение девочек смотрят, как на дело для них совсем непригодное»[10]
«Многие родители в холодную, грязную погоду девочек в школу не отпускают».
Начальную школу заканчивали 14 % мальчиков и 11% девочек Учащиеся сдавали экзамены, успешно от 87% до 98% учащихся.
Очень многие учащиеся не завершали полный курс обучения в начальной школе, уходили из нее, унося с собой лишь небольшой запас механических знаний и умений, не дающих никакой пользы ни для жизни, ни для науки.
Детям, прошедшим полный курс обучения, выдавали (в качестве подарка) книги. Лучшие ученики получали Похвальные листы.
Некоторые развитые учащиеся полагали, что такое вознаграждение бесцельно, считая, что гораздо лучше получить в подарок книгу. Об этом говорится в стихотворении одного из учеников, он его сам сочинил (к сожалению, авторство не указано). Стихотворение называется «Похвальный лист»[11].(Приложение 2).
В 1905-1906 годах в Курской земской губернии работала 951 школа, на 64 больше чем в 1904-1905 г. В школах обучается только 5 % ребят, в то время как дети школьно возраста составляют 9% населения, то есть обучалось чуть больше половины[12].(Приложение 3).
Учебный год длился 135 дней или 4,5 месяца. Наибольшая продолжительность учебного года была в Шигровском уезде – 145 дней,
наименьшая в Дмитриевском уезде – 123 дня и это, не смотря на то, что Министерство народного просвещения установило норму учебного года 180 дней, то есть 6 месяцев[13].(Приложение 4).
Таким образом, каждый уезд терял по 1,5 месяца учебного времени. Обычно год начинался в сентябре – 59,8%, были случаи начала занятий в августе, октябре и даже ноябре месяцах. Заканчивался год в апреле – 53,3%, в марте – 33,6%, в мае – 2,9%. Крайняя ограниченность учебного периода являлась серьезным тормозом в деле успешности школьного обучения.
Обучались обычно от 4 до 7 часов в день, таким образом, на классную работу приходилось от 30 до 42 часов в неделю. Медики считали, что такая продолжительность занятий могла привести к ухудшению здоровья учащихся.
В школах большое внимание уделяли изучению русского языка, арифметики, священной истории. По всем урокам задавали домашние задание. Чаше всего дети дома готовились к урокам слабо, потому что отвлекались на мелкие работы по хозяйству, ухаживали за скотом. Жилищные условия крестьянских семей не давали детям никаких возможностей для подготовки домашних заданий, так как часто семья ютилась в 1-2 комнатах по 10-12 человек вместе с животными, что мешало ученику сосредоточиться и готовиться к урокам. После окончания начальной школы, через 3-4 года, у него не оставалось и половины полученных знаний.
Таким образом, приходим к выводу о том, что, не смотря на желание крестьян дать своим детям образование, реальная картина обучения крестьянских детей в школах весьма неутешительна - в Курской губернии обучалась грамоте лишь половина детей.
Подготовка учеников была слабой, так как условий для выполнения
домашних заданий у детей не было, они часто отвлекались на домашние хозяйственные дела, учебный год был коротким, что не позволяло выполнить учебные программы по предметам.
Многие дети не завершали курс начальной школы по разным причинам. Главной из них является материальная – отсутствие у населения средств на обучение детей и необходимость оказывать помощь родителям по хозяйству, чтобы не умереть с голоду.
Библиотеки и их читатели.
Большая роль в деле просвещения населения в Курской губернии отводилась библиотекам. В 1905/1906 году в Курской губернии числилось 241 библиотека[14].(Приложение 5). В среднем на одну библиотеку приходилось 106 читателей, что меньше, чем в 1903- 1904 гг. (137), и 1904/1905 гг. (140). Читать стали также меньше, в среднем на одного читателя приходится 6,6 книг, в 1904/1905 – 7,7 книг.
Заведованием библиотек занимались учителя за вознаграждение 15-60 руб. в год. Выдача книг производится 1 раз в неделю, что явно недостаточно. Жители деревень не считали чтение серьезным занятием, из-за которого лишний раз нужно пройтись до соседней деревни.
Среди читателей значительно больше мужчин – 6228 человек, женщин всего 928 человек. Однако, читателей женщин увеличивается гораздо быстрее, чем мужчин. Основной массой читателей являются дети до 15 лет, их более 50%. Наибольшим спросом пользуется русская беллетристика – 44,2%, духовно-нравственная литература - 11,5%, наименьшим – юридическая литература. Библиотеки недостаточно выписывают газет и журналов из-за недостатка денежных средств. Читатели же, наоборот, с большим интересом относились к чтению газет и журналов. «В 1905 – 1906 гг. отношение к библиотекам ослабло, большой спрос на газеты, а их то и нет при библиотеках».
Многие библиотеки не имели помещения для читальни, ютились в случайных свободных помещениях, или существовали как придаток к школе, чайной. Учителя, занятые выдачей книг, недовольны оплатой своего труда, относятся к делу формально, «неаккуратно ведут тетради записей читателей, односложно отвечают на их вопросы»[15].
Таким образом, библиотеки, которые по идее должны способствовать повышению образования населения, свою роль не выполняли из-за отсутствия денежных средств. Библиотек было, явно, недостаточно. Взрослое население губернии читало мало, испытывало большую потребность и периодических издания, но их-то в библиотеках и не выписывали. Основную массу читателей составляли учащиеся школ.
Заключение.
Проанализировав ситуацию в народном образовании края, видим, что именно негосударственные земские школы стали теми общедоступными образовательными учреждениями, которые выражали потребности крестьян в образовании и удовлетворяли их, сыграли свою положительную роль в деле повышения культурного и образовательного уровня крестьянского населения края.
Учителя школ обладали достаточным уровнем педагогической подготовки и выполняли свое дело качественно и с энтузиазмом. Количество школ и библиотек росло. Увеличивалось количество детей, обучавшихся в земских школах.
Но, стоит отметить и негативные явления, существовавшие в земских школах в 1904/1906 годах. Так, в начале двадцатого века в них обучалась лишь половина детского населения губернии. Учебный процесс не был четко отлажен, зависел, по-видимому, от завершения и начала полевых работ, от чего страдало качество обучения. Не все дети оканчивали начальную школу, многие из них были вынуждены прекращать учение по разным причинам[16]. Библиотек, которые должны были способствовать повышению уровня образованности населения, было явно недостаточно, обеспеченность их литературой - низкая, потребность населения в печатных изданиях не удовлетворялась.
Спустя сто лет, в начале XXI века, наша страна опять решает вопрос образования. Конечно, речь идет не об элементарной грамотности населения,
а о том уровне образования, которое позволит России выйти на качественную ступень в своем развитии, позволит построить правовое государство и гражданское общество. Для решения этого вопроса необходимо объединить усилия государства и общества, учесть те негативные моменты, которые имели место быть, чтобы разработать систему образования общедоступного, качественного, практико-ориентированного.
Библиографический список.
1. ГАБО. Текущая школьная статистика Курского губернского земства 1904/1905 учебный год.- Курск: Типография Курского губернского земства, 1905.
2.ГАБО. Текущая школьная статистика Курского губернского земства 1905/1906 учебный год. Ч.1.- Курск: Типография Курского губернского земства, 1908.
3. ГАБО. Школьная статистика Курского губернского земства 1905/1906 учебный год. Ч.2.- Курск: Типография Курского губернского земства, 1908.
4. Григорьев В.В. Исторический очерк русской школы: Учеб. пособие для студ. педагогических заведений. – М., 1900; Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности министерства народного просвещения 1802—1902 годов. – СПб., 1902; Народное образование в России: Исторический альманах. М., 2000. http://museum.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=13044&ob_no=12874
5. Белгородская энциклопедия./ Под. ред. В.В. Овчинникова/. – Белгород: Обл.типография, 2001.
Приложение 1.
Таблица 1.
Уезды | % учащих с достаточной подготовкой | % учащих с недостаточной подготовкой | |
1 | Курский | 82 | 5,1 |
2 | Суджанский | 76,7 | 8 |
3 | Льговский | 74,7 | 9,3 |
4 | Щигровский | 67,1 | 17,7 |
5 | Белгородский | 65,0 | 23,3 |
6 | Рыльский | 56,9 | 16,9 |
7 | Фатежский | 55,4 | 4,4 |
8 | Путивльский | 52,3 | 12,8 |
9 | Обоянский | 46,2 | 9,2 |
10 | Корочанский | 45,4 | 11,4 |
11 | Тимской | 45,3 | 15,1 |
12 | Грайворонский | 41,6 | 11,9 |
13 | Старооскольский | 34,4 | 10,4 |
14 | Дмитровский | 31,6 | 26,3 |
15 | Новооскольский | 29,8 | 7,4 |
Приложение 2.
Похвальный лист.
Три зимы сидел за книгой, Грамоту учил, Сдал экзамен и похвальный В школе получил. По что толку то прибудет С мертвого листа? Дали б книжку, и читал бы Я ее тогда, А теперь изволь возиться С этим пустяком: Столяра ищи, чтоб вставил В рамку со стеклом. За работу расплатился С мастером потом Не своим, но последним Дедовским рублем. Там на стенку лист повесил, Будем все глядеть, Любоваться блеском рамки, Чтобы поглупеть. Нет, уж лучше на целковый, Книг себе куплю И возможно больше знаний В них я почерпну. Буду с раннею зарею В поле работать, А в часы досуга с книгой Буду отдыхать |
Приложение 3.
Таблица 2.
Уезды | Предпола-гаемое сельское население на 1 января 1905 г. | Предпола-гаемое число детей школьного возраста (5%) | Число учащихся земских школ 1904/1905 уч. год | % в земских школах к числу детей школьного возраста |
Белгородский | 172129 | 8606 | 4111 | 47,8 |
Грайворонский | 188258 | 9412 | 5489 | 58,3 |
Дмитровский | 134617 | 6730 | 3555 | 52,8 |
Корочанский | 162582 | 8129 | 4784 | 58,9 |
Курский | 192155 | 9607 | 4608 | 48,0 |
Льговский | 140557 | 7027 | 4525 | 54,4 |
Новооскольский | 174151 | 8707 | 4277 | 49,1 |
Обоянский | 180383 | 9519 | 3458 | 36,3 |
Путивльский | 173363 | 8668 | 3889 | 44,9 |
Рыльский | 172259 | 8612 | 4473 | 51,9 |
Старооскольский | 146165 | 7308 | 5049 | 69,1 |
Суджанский | 145969 | 7298 | 5929 | 81,2 |
Тимской | 149407 | 7470 | 2958 | 39,6 |
Фатежский | 135782 | 6789 | 5787 | 85,2 |
Щигровский | 163932 | 8196 | 4729 | 57,7 |
По губернии: | 2441829 | 122091 | 67621 | 55,3 |
Приложение 4.
Таблица 3.
Уезды | Число учебных дней |
Тимской | 149 |
Старооскольский | 148 |
Грайворонский | 147 |
Путивльский | 146 |
Курский | 145 |
Рыльский | 145 |
Новооскольский | 143 |
Суджанский | 142 |
Щигровский | 139 |
Фатежский | 135 |
Корочанский | 134 |
Белгородский | 130 |
Льговский | 130 |
Обоянский | 130 |
Дмитровский | 125 |
Итого: | 135 |
Приложение 5.
Таблица 4.
Уезды | Число библиотек | |
1904/1905 г. | 1905/1906 г. | |
Белгородский | 12 | 12 |
Грайворонский | 15 | 15 |
Дмитровский | 8 | 13 |
Корочанский | 12 | 12 |
Курский | 14 | 17 |
Льговский | 15 | 15 |
Новооскольский | 7 | 7 |
Обоянский | 8 | 8 |
Путивльский | 9 | 9 |
Рыльский | 12 | 14 |
Старооскольский | 24 | 24 |
Суджанский | 34 | 39 |
Тимской | 26 | 27 |
Фатежский | 11 | 14 |
Щигровский | 13 | 15 |
По губернии: | 220 | 241 |
[1] ГАБО Текущая школьная статистика Курского губернского земства 1905/1906 гг. Ч.1.-Курск: Типография Курского губернского земства, 1908 г. – С.1.
ГАБО Текущая школьная статистика Курского губернского земства 1905/1906 гг. Ч.1.-Курск: Типография Курского губернского земства, 1908 г. – С. 3..
[4] ГАБО Текущая школьная статистика Курского губернского земства 1905/1906 гг. Ч.1.-Курск: Типография Курского губернского земства, 1908 г. – С. 7.
[5] ГАБО Текущая школьная статистика Курского губернского земства 1905/1906 гг. Ч.1.-Курск: Типография Курского губернского земства, 1908 г. – С. 7.
[6] там же С. 17.
[7] ГАБО. Текущая школьная статистика Курского губернского земства 1904/1905 учебный год..- Курск: Типография Курского губернского земства, 1905 г. – С. 25.
[8] ГАБО Текущая школьная статистика Курского губернского земства 1905/1906 гг. Ч.1.-Курск: Типография Курского губернского земства, 1908 г. – С. 37.
[9] ГАБО. Текущая школьная статистика Курского губернского земства 1905/1906 гг. Ч.1.-Курск: Типография Курского губернского земства, 1908 г. – С. 40.
.
[10] ГАБО Текущая школьная статистика Курского губернского земства 1905/1906 гг. Ч.1.-Курск: Типография Курского губернского земства, 1908 г. – С. 54.
[11] ГАБО Текущая школьная статистика Курского губернского земства 1905/1906 гг. Ч.1.-Курск: Типография Курского губернского земства, 1908 г. – С. 65.
[12] ГАБО. Текущая школьная статистика Курского губернского земства 1904/1905 учебный год..- Курск: Типография Курского губернского земства, 1905 г. – С. 17.
[13] там же – С. 20.
[14] ГАБО. Текущая школьная статистика Курского губернского земства 1905/1906 гг. Ч.1.-Курск: Типография Курского губернского земства, 1905 г. – С. 62.
[15] ГАБО. Текущая школьная статистика Курского губернского земства 1905/1906 гг. Ч.2.- Курск: Типография Курского губернского земства, 1908 г. – С. 62-66.
[16] Белгородская энциклопедия./ Под. ред. В.В. Овчинникова/. – Белгород: Обл.типография, 2001 г.- С. 278.
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Весёлая кукушка
Как нарисовать ветку ели?
Новый снимок Юпитера
Распускающиеся бумажные цветы на воде