Читающая семья. Проект в области развития читательского мастерства: «Читающие родители. Можно ли приобщить ребёнка к чтению?»
Замысел проекта достаточно незамысловат – смогут ли читающие родители приобщить своего ребёнка к чтению, если у ребёнка к этому нет склонности? Ведь родители сами когда-то были детьми – как они сами приобщились к чтению?
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_chitayushchaya_semya.doc | 46.5 КБ |
nashe_chtenie_.ppt | 2.28 МБ |
Конкурс «Читаем вместе в классе и семье»
Номинация: «Читающая семья. Проект в области развития читательского мастерства»
Тема: «Читающие родители. Можно ли приобщить ребёнка к чтению?»
Восточный административный округ, ГОУ СОШ № 1351, 3 В класс
Директор ГОУ СОШ № 1351 Наталия Ивановна Погорелова
Организатор _______________________________________
Консультант-учитель: Наталья Дмитриевна Кузьмина
Разработка проекта: Динара Антонова, Роман Антонов
Приложение: презентация в формате Power Point
Читающая семья. Проект в области развития читательского мастерства: «Читающие родители. Можно ли приобщить ребёнка к чтению?»
Замысел проекта достаточно незамысловат – смогут ли читающие родители приобщить своего ребёнка к чтению, если у ребёнка к этому нет склонности? Ведь родители сами когда-то были детьми – как они сами приобщились к чтению?
План работы по реализации проекта:
Анализ читательской активности в современном обществе
Чтение является сложным психическим процессом. Это деятельность, включающая такие высшие психические функции, как смысловое восприятие и внимание, память и мышление. Кроме того, это один из способов коммуникации – как одна из высших интеллектуальных функций, как целенаправленная деятельность, которая может изменять взгляды, углублять понимание, воссоздавать опыт, влиять на поведение, совершенствовать личность (Приложение, слайд № 3)
В настоящее время выделяется три направления перемен в обществе за последнее двадцатилетие, с которыми сталкиваются исследователи чтения в России: (Приложение, слайд № 4)
I. Существующие коммуникации.
За прошедшие годы отмечается изменение масштаба существующей коммуникации в обществе: сокращение объема передаваемой и получаемой информации, обеднение форм выражения своих мыслей и идей, усреднение содержания информации. В чтении это проявляется в том, что подавляющая часть сегодняшнего общества, включая образованные слои россиян среднего и старшего возраста, с середины 1990-х гг. перешла в чтении на жанровую и серийную словесность карманного формата. Анализируемое сегодня социологами чтение в России – это книги массового назначения, которые отражают динамичную реальность, но делают это достаточно поверхностно. Эти книги не предназначены для сбора в домашние библиотеки и дальнейшей передачи их, как ценность, новому поколению. Иными словами, XXI век не дал России таких размышляющих, глубоко духовных авторов, как XIX-XX века.
II. Появление новых способов коммуникации.
За последние двадцать лет телевидение и Интернет развивались гораздо более быстрыми темпами, нежели издательская деятельность. И это вполне объяснимо: всякий текст, несущий в себе знаковую функцию (т.е. любая книга), требует расшифровки, т.е. определенного усилия ума. При просмотре динамического изображения на экране телевизора таких усилий уже не требуется; аудиовизуальная коммуникация «считывается», или воспринимается мозгом, намного проще. Человек же всегда идёт по пути наименьшего сопротивления. Интернет принципиально другой тип коммуникативной связи – она происходит в реальном времени, открыта для участников и любой участник имеет возможность on-line выразить свою точку зрения (т.е. предполагает наличие обратной связи, что невозможно при чтении книг).
III. Низкая социальная активность населения.
Целый ряд изменений общественно-политического строя России за последние двадцать лет привёл и к глобальному изменению отношений. Кроме того, полностью реконструирован и переделан под цели политики и бизнеса институт формирования общественных ценностей, духовного роста. Изменение отношений у россиян в целом напрямую повлияло и на отношения между родителями и детьми – налицо кризис умения и желания обобщать свой опыт; дефицит общих интересов и ценностей в социуме; отсутствие представлений о генерализованном и значимом Другом. Иными словами, налицо кризис социальности – темп жизни ускоряется, качество и глубина коммуникации как в семье, так и в обществе опускается до бытового уровня.
Данные факты не могут не вызывать опасений у специалистов: «Вместо «самой читающей страны в мире» гуманитарные элиты стали называть Россию «обществом телезрителей», т. е. не самостоятельными субъектами, а пассивными объектами воздействия со стороны государства и подвластных ему СМИ» (Л.Борусяк, социолог, доцент Высшей школы экономики).
Согласно проведённому опросу, с 1990-го по 2009 г. число взрослых жителей России, читающих книги не реже 2-3 раз в неделю, сократилось с 29 до 22%, а тех, кто никогда их не читает, возросло с 19 до 36%, т. е. удвоилось. При этом 90% жителей России почти никогда или вообще никогда не посещают библиотеки, более 60% не берут книги у друзей и знакомых и 90% не скачивают книги из Интернета. («Общественное мнение-2009». Ежегодник. М.: Левада-Центр, 2009. С. 134-135). (Приложение, слайд № 5)
Так что же читает современная молодёжь? Именно молодые московские интеллектуалы, как наиболее яркие представители интеллигенции нового поколения, с одной стороны, и, как носители тех ценностей, которые сформировались в обществе за последние годы, с другой. Для анализа данных были отобраны студенты, выпускники, аспиранты наиболее престижных вузов Москвы (реже – Санкт-Петербурга). Лишь менее 10% получили или получают гуманитарное образование (историческое, филологическое, философское), остальные – экономическое, физико-математическое, психологическое, лингвистическое.
(Приложение, слайд № 7)
Писатели и книги – лидеры круга чтения молодых интеллектуалов (анализ предпочтений интернет-анкет в социальной сети ВКонтакте)
Рейтинг авторов Число упоминаний
1-2. М.А. Булгаков 62
1-2. Э. М. Ремарк 62
3. Ф.М. Достоевский 52
4. А. и Б. Стругацкие 43
5. Дж.Р.Р. Толкиен 33
6. Л.Н. Толстой 28
7. Г. Гарсиа Маркес 26
8. А. Сент-Экзюпери 25
9-10. Э. Хемингуэй 21
9-10. В. Пелевин 21
11. У. Эко 20
12-14. В. Набоков 18
12-14. Ричард Бах (1974) 18
12-14. О. Уайльд 18
15-16. А. Дюма 17
15-16. Р. Брэдбери 17
17-18. Дж. Оруэлл 16
17-18. П. Зюскинд 16
19. Дж. Сэлинджер 15
20-21. Г. Гессе 14
20-21. Дж. Остин 14
20-22. С. Довлатов 14
Доля в числе упоминаний 570 (33,9%)
Анализ читательской активности родителей
Папа: Сергей, 35 лет. Образование высшее, экономическое.
Мама: Динара, 30 лет. Образование высшее, психологическое. Получает второе высшее образование по специальности «Связи с общественностью».
Сын: Роман, 10 лет. Учится в 3 классе ГОУ СОШ № 1351.
Наверно, сложно найти в мире трёх более непохожих друг на друга людей, чем в нашей семье – и по темпераменту, и по типу мышления, и по способу восприятия и взаимодействия с окружающим миром. Тем не менее, каждый из нас стремится познать, научиться, узнать, найти, обрести новые знания удобными для себя способами.
Сергею в школе не очень нравилось читать произведения по школьной программе. Конечно, такие книги, как «Таинственный остров», «20 000 лье под водой» или «Дети капитана Гранта» Жюля Верна Сергей читал с удовольствием. Как и у многих детей того поколения, приключения, опасности, путешествия в неведомые страны – всё это вызывало огромный интерес, волновало воображение и давало возможность заглянуть в иную реальность. Повзрослев, пережив в студенчестве «лихие» 1990-ые годы, получив высшее экономическое образование и занимая должность топ-менеджера в крупном российском промышленном холдинге, Сергей не перестал интересоваться приключениями. С большим интересом были прочитаны произведения Д.Глуховского о современном московском апокалипсисе «Метро 2033», «Метро 2034» и вся серия книг литературного цикла «Этногенез» – фантастические рассказы об артефактах и необычных способностях их владельцев. Но жизнь стала динамичнее с каждым днём, в последние годы особенно, и, к сожалению, времени на чтение остаётся не так много. Поэтому Сергей нашёл оптимальный способ наслаждения приключениями и фантастикой – прослушивание аудиокниг. Их можно слушать по пути на работу и с работы. Благодаря аудиокнигам Сергей вновь открыл для себя такие произведения, как, например, «Тихий Дон» и «Поднятая целина» М.Шолохова.
Динара читает примерно столько, сколько помнит себя – с пяти лет. С тех пор и на долгие годы чтение книг стало и одним из любимейших развлечений, и способом познания, и возможностью заглянуть в «глубины души человеческой», чтобы попытаться если и не понять полностью, то хотя бы рассмотреть поближе. Наверно, именно поэтому на вопрос «Кто Ваш любимый автор?» без малейших раздумий будет дан ответ «Ф.М.Достоевский». Впрочем, уже через секунду будут названы такие писатели как А.П.Чехов, И.С.Тургенев, М.А. Булгаков, Б.Л.Пастернак. Было время, когда литература «поглощалась» в большом количестве, без разбору. Теперь же есть возможность тщательнее отбирать книги для прочтения, выбирая наиболее любопытные произведения, которые получили высокую оценку как среди филологов, литературных критиков, так и среди читателей. Кроме того, приходится читать не только классику, но и современных авторов – чтобы быть, как принято сейчас говорить, «в тренде», иметь представление о том, что думают и как пишут современники.
Для Романа чтение книг ещё не стало ни насущной потребностью, ни возможностью получения необходимой информации – для этого у него есть телевидение и Интернет. В этом он находится в стандартном линейном диапазоне среди своих сверстников. Но приведённые выше исследования молодых московских интеллектуалов показывают, что существует прямая взаимосвязь между тем, что читают родители и тем, что читают, вырастая, их дети. Это оставляет надежду на то, что и Роман в своё время откроет для себя либо волшебный и захватывающий мир приключений, либо прекрасную и удивительную красоту русской классики.
Лиса Лариска и белка Ленка
Домик зимней ночью
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Кактусы из сада камней